ЭКОЛОГИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ) ECOLOGY (ITS BRUNCHES)
УДК 628.477
https://doi.org/10.23947/2413-1474-2024-8-2-35-46
Внедрение раздельного накопления отходов в Орловской области: анализ социально-экономических и экологических результатов
А.Н. Филатов, Д.В. Нетойлад
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Российская Федерация Аннотация
Рассмотрена значимость раздельного накопления отходов (РНО) с точки зрения социально-экономических и экологических результатов. В рамках исследования обобщен практический опыт внедрения РНО в России и других странах. Проанализированы характерные особенности системы управления отходами в Орловской области и продемонстрированы результаты начального этапа РНО в данном регионе. Авторами также предложены мероприятия по повышению эффективности внедрения РНО в Орловской области.
Ключевые слова: раздельное накопление отходов, твердые коммунальные отходы, утильные фракции, полигоны, экологический риск, экономический эффект, Орловская область
Для цитирования. Филатов А.Н., Нетойлад Д.В. Внедрение раздельного накопления отходов в Орловской области: анализ социально-экономических и экологических результатов. Экономика и экология территориальных образований. 2024;8(2):35-46. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2024-8-2-35-46
Research Article
Implementation of the Separate Accumulation of Waste in the Orel Region: Analysis of the Socioeconomic and Environmental Impact
Alexander N. Filatov, Daria V. Netoylad
Orel State University, Orel, Russian Federation
Abstract
The significance of the separate accumulation of waste (SAW) has been studied from perspective of its socioeconomic and environmental impact. Within the research, SAW implementation practices in Russia and other countries have been summarised. The distinctive features of the Orel region waste management system have been analysed and the results of the initial stage of SAW implementation
in this region have been demonstrated. Moreover, the authors have proposed the measures on improving the efficiency of SAW implementation in the Orel region.
Keywords: separate accumulation of waste, municipal solid waste, recycle fractions, landfills, environmental risk, economic effect, the Orel region
For Citation. Filatov AN, Netoylad DV. Implementation of the Separate Accumulation of Waste in the Orel Region: Analysis of the Socioeconomic and Environmental Impact. Economy andEcology of Territorial Formations. 2024;8(2):35-46. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2024-8-2-35-46
Введение. Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), начатая в 2019 году, предполагает ряд правовых, организационных и тарифно-нормативных изменений. В рамках данной реформы планируется поэтапное внедрение раздельного накопления разных фракций ТКО образователями отходов — гражданами и юридическими лицами. Данная практика призвана стать одним из инструментов реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». В частности, достижения целевого показателя — снижение к 2030 году доли ТКО, подлежащих захоронению на полигонах, до 50 % [1].
Ожидается, что внедрение РНО должно способствовать повышению эффективности переработки и утилизации различных видов отходов, что позволит снизить их объем, направляемый на полигоны и санкционированные свалки.
Опыт эксплуатации мусоросортировочных комплексов в Орловской области показывает, что при обработке неразделенных ТКО масса извлекаемых утильных фракций (полимеры, бумага и картон, металлы, стекло) составляет всего 10-15 % от начальной массы отходов, в то время как большая их часть направляется на полигоны и санкционированные свалки. Производство компоста (почвенно-грунтовой смеси) и RDF-топлива позволяет утилизировать до 30-40 % исходной массы ТКО, однако и эти, не получившие широкого распространения технические решения, предполагают захоронение значительных объемов остатков сортировки отходов.
Низкая эффективность отбора утильных фракций из смешанных ТКО обусловлена следующими причинами:
- бумага и картон теряют (или снижают) сырьевую ценность при контакте с влажными фракциями коммунальных отходов;
- в связи с тем, что с момента размещения ТКО в мусорном ведре до их поступления на сортировочную ленту может пройти до 70-80 часов (даже при соблюдения перевозчиками санитарных норм), начинаются процессы гниения и брожения, затрудняющие эффективную сортировку;
- все потенциально ценные утильные фракции загрязняются, что требует дополнительных затрат на их очистку и доведение до утильных кондиций.
Основная часть. Социально-экономические и экологические результаты внедрения РНО. Раздельный сбор и переработка отходов позволяют значительно увеличить процент извлекаемых утильных фракций и рационально использовать вторичные ресурсы, что способствует более эффективному управлению отходами в экологическом и экономическом аспектах.
Экологическая значимость извлечения утильных фракций состоит в минимизации массы ТКО, подлежащих захоронению. Полигоны и санкционированные свалки в России занимают около 4 млн га, ежегодно их площадь увеличивается на 300-400 тыс. га. Внедрение РНО позволяет вернуть больше отходов в производственный цикл, снижая объёмы захоронения ТКО.
Санкционированные свалки и полигоны являются объектами повышенного экологического риска. Одним из факторов негативного воздействия на окружающую среду являются
фильтрационные воды (фильтрат), представляющие собой смесь поступающих с отходами жидкостей, продуктов разложения органики, неорганических веществ и атмосферных осадков. Фильтрат, проникая в грунтовые воды и почву, отравляет их и делает опасными для использования.
Значительную угрозу представляет и свалочный газ — конечный продукт микробиологического разложения определенных фракций отходов, приводящий к загрязнению атмосферного воздуха и увеличению парникового эффекта. Бесконтрольное накопление свалочного газа создаёт пожароопасные условия. Возникновение пожаров на территории полигонов приводит к выбросу в атмосферный воздух особо опасных веществ, таких как диоксины, дибен-зофураны, полиароматические углеводороды, оксиды углерода, сера, тяжелые металлы, хлористый водород и т. д. Концентрация этих веществ может значительно превышать установленные нормы. Горение ТКО является наиболее острой экологической проблемой, поскольку данный процесс практически невозможно контролировать, а его последствия могут отразиться на здоровье людей. В таблице 1 представлены некоторые продукты горения ряда отходов, поступающих на полигоны, и их опасность для здоровья человека.
Таблица 1
Виды токсичных газов, выделяющихся при горении различных материалов,
и их влияние на здоровье [2]
Наименование материалов Наиболее токсичные продукты сгорания Влияние на здоровье
Органическое волокно, полистирол Оксиды азота, акрилонитрил, окись углерода Раздражение дыхательных путей, астматические приступы, головные боли, тошнота, отравление
Фторопласт Фторфосген, фтористый водород Ожоги слизистых оболочек, раздражение глаз, кожи и дыхательных путей, серьезные повреждения легких
Винипласт, пластикат Хлористый водород, окись углерода Ожоги, раздражение дыхательных путей, головные боли, тошнота, отравление
Капрон Синильная кислота (цианистый водород) Затруднение дыхания, судороги, потеря сознания и летальный исход
Целлулоид Синильная кислота, окислы азота Заболевания дыхательной и центральной нервной системы
Линолеум Сероводород, сернистый газ Раздражение дыхательных путей, головная боль, тошнота, отравление
Полиуретан Цианистый водород, изоцианид, окись и двуокись углерода Отравление, нарушения дыхания, сердечной деятельности и центральной нервной системы
Экономический эффект глубокой сортировки ТКО состоит в появлении дешевой ресурсной базы для производства многих товаров. В частности, макулатуру традиционно используют для получения гофрокартона, ячеек для яиц и туалетной бумаги. Широко используется вторичный полиэтилентерефталат как основа для производства синтепона — наполнителя игрушек, пуховиков, подушек и одеял. Изделия из резины (подошвы обуви и автомобильные шины) перерабатывают в покрытие для детских площадок, стадионов и беговых дорожек. Всё большее распространение получает производство полимерного профиля, из которого изготавливают цветные доски для строительства детских площадок, садовой мебели, заборов, столбов и дорожных ограждений повышенной прочности. Разработаны и апробированы технологии производства шпал для линий метро, трамваев и железнодорожных путей из переработанного пластика. Подобные производства повышают отраслевую и национальную конкурентоспособность, создают новые рабочие места и налоговые отчисления.
Опыт внедрения РНО в России и других странах. Анализ мировой и отечественной практики свидетельствует о наличии положительных экологических и хозяйственных эффектов от раздельного накопления ТКО. В частности, правительство Германии в 2012 году законодательно обязало производителей, начиная со стадии проекта, отслеживать производство на предмет опасных для окружающей среды отходов и завершать жизненный цикл товара максимально экологичной переработкой. Благодаря этому на середину 2017 года оборот мусоропе-рерабатывающей отрасли в Германии составлял около €70 млрд, что позволило создать более 250 тыс. рабочих мест.
Высокоэффективное РНО достигнуто в Швеции, где перерабатывают почти 99 % отходов. Значительный вклад вносит население — все шведы сортируют мусор по многопоточной системе и хранят его в специальных контейнерах (отдельно бумага, стекло, металл, пластик, остатки пищи и тот мусор, который нельзя утилизировать). Фракции, не подлежащие сортировке, отправляются на мусоросжигательные заводы, которые обеспечивают электроэнергией и теплом домовладения и предприятия. Так, например, Стокгольм на 45 % обеспечивается электричеством и теплом за счёт сжигания отходов. Только 0,7 % домашних отходов в Швеции утилизируется путем захоронения на полигонах.
Раздельное накопление отходов является привычной практикой и для Японии, где в многоквартирном доме в отдельном помещении можно увидеть с десяток контейнеров для разного вида мусора. Незаконное выбрасывание мусора в Японии является уголовным преступлением, по которому можно получить срок заключения до пяти лет. Инертный негорящий мусор в Японии используют как ресурс для расширения территории путем создания насыпных участков на побережье. Таким же образом используют и золу, остающуюся после сжигания отходов [3].
В России с раздельным накоплением отходов ситуация неоднозначная. Несмотря на усилия властей по внедрению системы РНО и переработки отходов многие регионы страны сталкиваются с проблемами в организации данного процесса из-за несовершенной инфраструктуры, низкой осведомленности населения и недостаточного финансирования. Правительство утвердило дорожную карту по развитию раздельного накопления отходов, в которой предусмотрены стимулы для населения и бизнеса, а также предпосылки для качественного изменения регулирования сферы обращения с отходами [4]. Однако этот документ пока является взглядом в будущее и лишь намечает цели, которые предстоит достичь.
Несмотря на это, уровень охвата раздельным накоплением отходов достиг 56,6 %, и некоторые города и регионы демонстрируют позитивный опыт РНО. Так, в крупнейших городах России (Москве и Санкт-Петербурге) сформировалась высокая культура обращения с перерабатываемыми отходами: велика доля горожан, готовых разделять вторсырьё на фракции, развивается рынок ответственных вывозящих компаний и переработчиков, растёт число многоквартирных домов, внедривших раздельный сбор отходов в своих дворах [5].
Перед органами власти и региональными операторами стоит задача выстроить эффективную работу с отходами без конкретных инструкций. Поэтому каждый региональный оператор старается найти свой подход к раздельному накоплению, иногда проходя сложный путь проб и ошибок. В различных регионах используют разные способы сбора вторичных ресурсов (таблица 2).
Таблица 2
Способы сбора отходов в России
Способ сбора вторсырья Описание
Контейнер, сетка, модуль На контейнерных площадках
Контейнер, сетка, модуль Вне контейнерных площадок, в том числе внутри помещений
Экопункт Стационарный отдельно стоящий павильон одновременного приема нескольких видов вторсырья за вознаграждение (денежное/баллы/бонусы)
Экодом (экоцентр) Стационарный пункт с уклоном на эколого-просветительскую деятельность, в котором осуществляется безвозмездный сбор вторсырья
Экостанция Автономный уличный пункт раздельного накопления нескольких видов вторичных ресурсов безвозмездно, без приемщика
Умный пункт приема (фандомат) Автоматизированный пункт приема вторсырья за вознаграждение (денежное/баллы/скидки)
Мобильный пункт приема Специальный автомобиль, принимающий вторсырьё по заявленным адресам в определенное время
Акция Временное мероприятие по сбору вторсырья
Анализ системы управления отходами в Орловской области. В Орловской области системное внедрение раздельного накопления отходов началось в 2021 году. Регион получил целевую субсидию в размере 12 млн 507 тыс. руб., которая была распределена между муниципальными образованиями и использована ими в 2022 году для закупки контейнеров для РНО. Эти контейнеры отличались от стандартных окраской и наличием маркировки. Одновременно (с привлечением региональных СМИ) проводилась разъяснительная работа, направленная на информирование граждан о принципах и значимости раздельного накопления отходов.
Организация раздельного накопления отходов осуществлялась по простейшей двухкон-тейнерной схеме: в специальный контейнер должны были помещаться предварительно отобранные сухие отходы (бумага, картон, пластик, стекло, металлы), а функцией обычных мусо-ронакопительных емкостей становилось накопление влажных несортированных отходов (пищевые остатки, влажные салфетки, изделия, не разделимые на фракции и т. п.). Теоретически двухконтейнерная схема является оптимальной для начального этапа внедрения РНО: существенно упрощается процесс разделения отходов населением, экономится место на контейнерных площадках (в силу отсутствия необходимости установки отдельных контейнеров под каждую утильную фракцию).
Однако итоги первого года внедрения РНО в регионе можно охарактеризовать как неудовлетворительные: не был достигнут надлежащий уровень селекции ТКО, в специальных контейнерах обычно размещались смешанные отходы, а часто — отходы высоких классов опасности (элементы питания, ртутьсодержащие изделия, маслофильтры и т. д.).
Несмотря на это, развитие системы раздельного накопления ТКО было продолжено без критического анализа первичного опыта, экстенсивным методом: размер целевой субсидии, предоставленной региону в 2022 году, значительно вырос и составил 48 млн 124 тыс. руб., что позволило увеличить количество установленных контейнеров для РНО до 2451 шт. Фактически это привело к масштабированию отрицательных результатов и скептической оценке потенциально важного нововведения.
При внедрении РНО не были учтены значимые экономические, бюджетные, логистические и социокультурные факторы. В соответствии с постановлением регионального правительства № 34 «Об утверждении порядка накопления ТКО на территории Орловской области» от 28.01.2021 вывоз раздельно накопленных фракций должен обеспечиваться региональным оператором на мусоросортировочные комплексы отдельными мусоровозами с периодичностью не реже раза в неделю [6]. Принятие данной нормы не сопровождалось пересмотром (или дифференциацией) тарифа, установленного для регионального оператора, что создало риски появления некомпенсируемых издержек у предприятий — перевозчиков ТКО. Это обусловлено следующими причинами:
- оплата работы перевозчиков зависит только от массы ТКО, доставленных на мусоросор-тировочные комплексы;
- раздельно накопленные сухие отходы имеют плотность меньше несортированных ТКО, в связи с чем издержки по их перевозке отдельным мусоровозом на общих тарифных условиях не компенсируются выручкой от данного вида деятельности.
Инициативы регионального оператора по объективному тарифному обоснованию вывоза раздельно накопленных отходов не получили поддержки от уполномоченных органов региональной власти. Данное обстоятельство существенно снизило мотивацию компаний-перевозчиков обеспечивать вывоз РНО в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления правительства Орловской области.
Ситуация осложняется тем, что в Орловской области утвержден самый низкий среди регионов ЦФО тариф на обращение с ТКО (506,5 руб. за 1 м3). При этом удельные издержки перевозчиков отходов, обусловленные затратами на горюче-смазочные материалы, запасные части, покупку и лизинг спецтехники, сопоставимы с издержками в других регионах. В связи с этим деятельность перевозчиков ТКО в Орловской области характеризуется минимальной
рентабельностью. В этих условиях появление обязательств осуществлять убыточную деятельность по транспортировке малых масс РНО на значительные расстояния создало риски ухудшения экономических показателей перевозчиков.
Массовая установка контейнеров для РНО не предварялась анализом мест, подходящих для эффективного накопления разделенных фракций. Данные контейнеры устанавливались исходя из дефицита ёмкостей на отдельных площадках. Кроме того, органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не были готовы к обеспечению содержания контейнеров для РНО, приобретенных ими за счет целевой субсидии.
Выбор минимальной цены при проведении торгов привел к закупке емкостей с тонкой и непрочной стенкой и низкокачественными элементами конструкции (колеса, крышки). В итоге, по оценке регионального оператора, после 7-8 месяцев эксплуатации порядка 30 % контейнеров вышло из строя. При этом в бюджетах всех муниципальных образований (в том числе и города Орла) не были предусмотрены средства на их ремонт. В результате на контейнерных площадках стали накапливаться перевернутые и деформированные контейнеры для РНО, потерявшие эксплуатационную пригодность.
К сожалению, субсидия на приобретение контейнеров для раздельного накопления отходов была воспринята органами местного самоуправления как возможность компенсировать общий дефицит мусоронакопительных емкостей. Статьёй 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 предусмотрено, что оборудование и содержание мест накопления ТКО в местах общего пользования (включая закупку контейнеров и бункеров) обеспечивается местными властями. С учетом крайней ограниченности бюджетов всех муниципальных образований Орловской области данное полномочие исполняется лишь частично. В связи с этим «бесплатные» контейнеры массово устанавливались в местах повышенного накопления ТКО — на площадках частного сектора, вдоль въездов в населенные пункты, на общественных кладбищах, то есть в местах, не способствующих накоплению предварительно отобранных отходов.
Главным отрицательным итогом данного подхода стало не фактическое отсутствие селекции ТКО, а скептическая оценка населением перспектив внедрения раздельного накопления отходов: вид контейнерных площадок, на которых часть специализированных контейнеров вышла из строя, а оставшиеся наполнены разнородными несортированными отходами, оказывает выраженное демотивирующее воздействие.
Целевое использование контейнеров для РНО отмечается только в школах и детских садах (где разделение ТКО идет под руководством педагогов в рамках экологического воспитания) и на закрытых площадках многоквартирного жилого фонда, не выходящих к местам общего пользования.
Для оценки общей эффективности системы раздельного накопления отходов следует использовать данные о фракционном составе ТКО, образуемых в Орловской области, сведения об общей ёмкости контейнеров для РНО и отчетность регионального оператора о массе раздельно накопленных фракций отходов, доставленных на мусоросортировочные комплексы.
Фракционный состав твердых коммунальных отходов был детально исследован в 2022 году ООО «Янэнерго» на основании договора с департаментом ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области. В соответствии с принятой методикой замеры проводились в
ряде населённых пунктов на площадках с разными категориями пользователей (частный сектор городов, сельские поселения, многоквартирные дома городов). Итоговые показатели фракционного состава представлены в таблице 3.
Таблица 3
Фракционный состав ТКО, образуемых в Орловской области [7]
Наименование фракции Массовая для фракции (%)
Пищевые отходы 34,56
Растительные отходы 15,90
Макулатура (включая газетную, офисную бумагу) 4,44
Картон 2,98
Черный металлолом (включая жестяные банки) 2,06
Цветной металлолом (включая алюминиевые банки) 0,40
Текстиль 1,97
Стекло 9,14
Полимеры 0,34
Полимерная пленка (2D) 4,55
Пластик (3D) 3,48
ПЭТ (Ф) 3,43
Кожа, резина 0,40
Дерево 3,24
Прочее 13,10
Данные таблицы 3 показывают, что порядка 31 % от общей массы ТКО представлено утильными фракциями, переработка которых возможна в рамках используемых в Российской Федерации технологий. Безусловно, отбор 1/3 от массы коммунальных отходов — лишь теоретически достижимый показатель, приближение к которому возможно только по итогам долговременной и системной работы с населением. С учетом ежегодно образуемой в Орловской области массы ТКО (198-202 тыс. тонн) первичной селекции потенциально могут подлежать 70 тыс. тонн утильных фракций.
По данным за апрель 2024 года, в местах накопления ТКО в Орловской области установлен 2451 контейнер для РНО общей номинальной ёмкостью порядка 2 570 м3. Исходя из регламента обращения с раздельно накопленными отходами, установленного региональным законодательством, при их вывозе один раз в неделю среднемесячный объем утильных фракций должен достигать 10-11 тыс. м3, что соответствует массе 1200-1400 тонн. При этом фактические ежемесячные показатели массы утильных фракций, доставляемых на мусоросортировоч-ные заводы, составляют 50-60 тонн. Таким образом, итоговая хозяйственная эффективность использования имеющегося парка контейнеров для РНО составляет всего 4-5 % (что соответствует доле контейнеров, установленных в образовательных учреждениях, где обеспечен контроль селекции отходов).
Отрицательные результаты первых трех лет внедрения раздельного накопления ТКО в Орловской области объясняются не только непродуманной расстановкой значительного количества специализированных контейнеров. Социальная реклама данной новации носила ограниченный и формальный характер. Разъяснительные материалы о принципах и значимости РНО, подготовленные региональным оператором, не получили широкого распространения. В частности, свыше 90 % управляющих компаний областного центра отказались от размещения данных материалов на информационных стендах многоквартирных домов, сославшись на отсутствие средств на распечатку листовок. Несколько сюжетов в региональных СМИ не могли оказать существенного воздействия на сознание населения, растворившись в огромных объемах прочей информации. Несомненно, что только системная и цикличная социальная реклама, обеспеченная региональными и местными властями, могла бы дать значимый эффект. Если бы затраты целевой субсидии в размере 60 млн 631 тыс. руб. сопровождались расходованием 1-2 % данной суммы на информационное сопровождение РНО, то значительная часть населения региона присоединилась бы к данному конструктивному начинанию.
Анализ общественного мнения о внедрении раздельного накопления отходов, представленного в социальных сетях, показывает, что отказ от селекции ТКО обусловлен не только неинформированностью о данном нововведении, но и отсутствием мотивации разделять мусор. Часть населения полагает, что поощрением за селекцию отходов должно стать снижение или исключение платы за обращение с ТКО. Данная категория граждан также считает, что бенефициарами их усилий по разделению отходов станут мусоросорти-ровочные комплексы, которые снизят издержки по отбору утильных фракций и получат сверхприбыль. Указанная социальная позиция свидетельствует об отсутствии должного гражданского сознания и непонимания общегосударственной экологической значимости раздельного накопления отходов.
Заключение (выводы). Подвоя итоги начального этапа внедрения РНО в Орловской области, можно охарактеризовать их как неудовлетворительные. Причинами отсутствия должных экономических, экологических и социальных результатов стали:
- установка значительного количества контейнеров для РНО в местах, не обладающих потенциалом селективного накопления отходов;
- минимизация закупочных цен при проведении органами местного самоуправления торгов по поставкам контейнеров для РНО, как следствие — приобретение низкокачественных емкостей;
- отсутствие в местных бюджетах средств на ремонт контейнеров для РНО, поставленных на баланс местных органов власти или муниципальных учреждений;
- отношение местных властей к получению бесплатных контейнеров как к возможности ликвидировать дефицит мусоронакопительных емкостей в местах интенсивного образования ТКО (без заинтересованности способствовать их целевому использованию);
- отсутствие эффективной социальной рекламы РНО;
- неразвитое гражданское сознание части населения, выразившееся в нежелании сортировать отходы без личной выгоды.
Несмотря на предварительное одобрение заявки Орловской области на выделение очередной федеральной субсидии на закупку контейнеров для РНО, указанная субсидия в
2023 году не была предоставлена (что, вероятно, связано с изменением приоритетов бюджетных расходов). Однако в контексте предварительных итогов внедрения РНО в регионе данное обстоятельство не должно иметь отрицательной оценки: продолжение деятельности по сложившейся экстенсивной схеме не приведет к должным хозяйственным и экологическим результатам.
Очевидно, что в Орловской области необходимо провести перезагрузку процесса внедрения РНО, реализовав ряд мероприятий:
- исключение установки контейнеров для РНО в местах, не обладающих потенциалом селекции отходов (площадки вдоль дорог, общественные кладбища);
- установка контейнеров для РНО во всех школах и детских садах, их практическое использование в рамках экологического воспитания;
- поэтапная установка данных контейнеров на площадках предприятий и учреждений, характеризуемых возможностью централизованной организации селекции отходов (вузы, ССУЗы, библиотеки, дома культуры, учреждения дополнительного образования);
- постепенное внедрение РНО в многоквартирном жилом фонде с широким и позитивным освещением в СМИ достигнутых результатов, с поощрением грамотами и благодарностями от органов власти коллективов жильцов, обеспечивающих селекцию отходов;
- системная социальная реклама РНО в региональных и местных СМИ;
- при достижении практически значимых результатов в первичной селекции ТКО — установка тарифа, дающего региональному оператору и перевозчикам экономические основания обеспечивать регулярный вывоз утильных фракций.
Список литературы / References
1. Паспорт федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». URL: https://economy.samregion.ru/up-load/iblock/4b7/Pasport-FP-Formirovanie-kompleksnoy-sistemy-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami- red.-ot-21.12.18 .pdf (дата обращения: 10.05.2024).
Passport of the National Project "Formation of an Integrated System for Municipal Solid Waste Management" URL: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/4b7/Pasport-FP-Formirovanie-kompleksnoy-sistemy-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami-red.-ot-21.12.18 .pdf (accessed: 10.05.2024).
2. Виноградов О.В., Глебов В.Ю., Дуганов В.А. Основы прогнозирования параметров опасных зон для населения, проживающего вблизи районов размещения полигонов твердых бытовых отходов. Монография. Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС; 2022. 112 с.
Vinogradov OV, Glebov VYu, Duganov VA. Fundamentals of Forecasting the Parameters of Zones Hazardous for the Population Living Near the Solid Waste Landfills' Locations. Monograph. Moscow: All-Russian Research Institute for Civil Defence and Emergencies of the EMERCOM of Russia; 2022. 112 p.
3. Федотов А.В. Зарубежный опыт организации и стимулирования раздельного сбора и утилизации твердых бытовых отходов на региональном уровне. Вопросы региональной экономики. 2019;4(41):54-62.
Fedotov AV. Foreign Experience in Organizing and Stimulating the Separate Collection and Disposal of Solid Household Waste at the Regional Level. Voprosy regionalnoj ekonomiki. 2019;4(41):54-62.
4. План мероприятий («дорожная карта») по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, № 4586п-П11 от 1 июня 2020 года. URL: https://upravlenie-gkh.ru/bitrix/templates/gkh events/files/plan dorog kart.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
Roadmap for Implementation of the Separate Accumulation and Collection of Municipal Solid Waste, No. 4586п - П11 of June 1, 2020. URL: https://upravlenie-gkh.ru/bitrix/tem-plates/gkh events/files/plan dorog kart.pdf (accessed: 12.05.2024).
5. Уровень охвата раздельным накоплением отходов достиг 56,6 %, или 82 млн человек. URL: https://reo.ru/tpost/eyzkdt8of1-uroven-ohvata-razdelnim-nakopleniem-otho (дата обращения: 11.05.2024).
The Separate Accumulation of Waste Level of Coverage has Reached 56.6%, or 82 Mln People. URL: https://reo.ru/tpost/eyzkdt8of1 -uroven-ohvata-razdelnim-nakopleniem-otho (accessed: 11.05.2024).
6. Постановление правительства Орловской области № 34 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области» от 28 января 2021 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/571098429 (дата обращения: 14.05.2024).
The Orel Region Government Resolution No. 34 "On Approval of the Procedure for Accumulation of Municipal Solid Waste (Including Its Separate Accumulation) on the Territory of the Orel Region" of January 28, 2021. URL: https://docs.cntd.ru/document/571098429 (accessed: 14.05.2024).
7. Определение нормативов накопления и фракционного состава ТКО потребителей категории «Домовладения» на территории Орловской области. URL: https://yanenergo.online/bez-rubriki/zaversheny-raboty-po-opredeleniju-normativov-nakopleniya-tverdyh-kommunalnyh-othodov-potrebitelej-kategorij-domovladeniya-na-territo-rii-orlovskoj-oblasti (дата обращения: 14.06.2024).
Determining the Standards for the Accumulation and Fractional Composition of MSW for Consumers Referred to as "Household" Category on the Territory of the Orel Region. URL: https://yanenergo.online/bez-rubriki/zaversheny-raboty-po-opredeleniju-normativov-nakopleniya-tverdyh-kommunalnyh-othodov-potrebitelej-kategorij-domovladeniya-na-territo-rii-orlovskoj-oblasti (accessed: 14.06 .2024).
Об авторах:
Александр Николаевич Филатов, кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и общей биологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (302026, Российская Федерацич, г. Орел, ул. Комсомольская, 95), [email protected]
Дарья Владимировна Нетойлад, бакалавр Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (302026, Российская Федерация, г. Орел, ул. Комсомольская, 95), netoylad [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Alexander N. Filatov, Cand.Sci. (Geography), Associate Professor of the Geography, Ecology and General Biology Department, Orel State University Named after I.S. Turgenev (95, Komsomolskaya Str., Orel, 302026, Russian Federation), [email protected]
Daria V. Netoylad, Bachelor Student, Orel State University Named after I.S. Turgenev (95, Komsomolskaya Str., Orel, 302026, Russian Federation), netoylad [email protected]
Conflict of Interest Statement: the authors declare no conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.