Научная статья на тему 'Роль региональных операторов в организации раздельного накопления отходов'

Роль региональных операторов в организации раздельного накопления отходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / СОБСТВЕННИК ОТХОДОВ / РАЗДЕЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ / НОРМАТИВЫ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ / КОММУНАЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / REGIONAL OPERATOR / MUNICIPAL SOLID WASTE / THE OWNER OF THE WASTE / SEPARATE THE WASTE / REGULATIONS / WASTE STORAGE / UTILITY SERVICE / WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путинцева Наталья Александровна

Статья посвящена проблемам взаимодействия собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов в целях организации раздельного накопления отходов. Выявлены причины, препятствующие взаимодействию собственников твердых коммунальных отходови региона льных операторов по организации ра здельного накопления отходов и их эффективной сортировки. Особое внимание уделено разработке эффективных способов учета отходов, оплаты, организации раздельного накопления отходов на контейнерных и вне контейнерныхплощадок. Даны рекомендации по организации оплаты коммунальной услуги за утилизацию отходов по фактическим показателям образования отходов. Разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов, которые позволяют усовершенствовать процедуры согласования раздельного накопления отходов собственниками отходов срегиональным оператором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путинцева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE REGIONAL OPERATORS IN THE ORGANISATION SPLIT ACCUMULATION WASTE

The ar ticle i s de voted to the proble m s of inte rac tion bet wee n ow ne rs ofsolid municipal waste and regional operators in order to organize separatewaste accumulation. The reasons preventing interaction of owners of solidmunicipal waste and regional operators on the organization of separate wasteaccumulation and their effective sor ting are revealed. Special attention ispaid to the development of effective methods of waste accounting, payment,organization of separate waste accumulation on container and outside containersites. Recommendations on the organization of payment for utilities for wastedisposal according to the actual indicators of waste generation are g iven.Recommendations for effective interaction between solid waste owners andregional operators have been developed, which allow improving the proceduresfor coordination of separate waste accumulation by waste owners with theregional operator.

Текст научной работы на тему «Роль региональных операторов в организации раздельного накопления отходов»

РОЛЬ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗДЕЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

ROLE REGIONAL OPERATORS IN THE ORGANISATION SPLIT ACCUMULATION WASTE

УДК 338.45 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.101.111

ПУТИНЦЕВА Наталья Александровна

доцент кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, p.i.r@rambler.ru

PUTINCEVA, Natallia Alexandrovna

Associate Professor at the Department of State and Territorial Administration, Saint Petersburg State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, p.i.r@rambler.ru

"/• 1

Аннотация.

Статья посвящена проблемам взаимодействия собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов в целях организации раздельного накопления отходов. Выявлены причины, препятствующие взаимодействию собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов по организации раздельного накопления отходов и их эффективной сортировки. Особое внимание уделено разработке эффективных способов учета отходов, оплаты, организации раздельного накопления отходов на контейнерных и вне контейнерных площадок. Даны рекомендации по организации оплаты коммунальной услуги за утилизацию отходов по фактическим показателям образования отходов. Разработаны рекомендации по эффективному взаимодействию собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов, которые позволяют усовершенствовать процедуры согласования раздельного накопления отходов собственниками отходов с региональным оператором.

Ключевые слова:региональный оператор, твердые коммунальные отходы, собственник отходов, раздельное накопление отходов, нормативы накопления отходов, коммунальная услуга, обращение с отходами.

© Путинцева Н. А., 2019.

Abstract.

The article is devoted to the problems of interaction between owners of solid municipal waste and regional operators in order to organize separate waste accumulation. The reasons preventing interaction of owners of solid municipal waste and regional operators on the organization of separate waste accumulation and their effective sorting are revealed. Special attention is paid to the development of effective methods of waste accounting, payment, organization of separate waste accumulation on container and outside container sites. Recommendations on the organization of payment for utilities for waste disposal according to the actual indicators of waste generation are given. Recommendations for effective interaction between solid waste owners and regional operators have been developed, which allow improving the procedures for coordination of separate waste accumulation by waste owners with the regional operator.

Key words: regional operator, municipal solid waste, the owner of the waste, separate the waste, regulations, waste storage, utility service, waste management.

С января 2019 г. в России введена в действие новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Подготовка новой системы обращения с ТКО была заложена «Комплексной стратегией обращения с ТКО», а также «Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [1; 2]. Главная цель Стратегии -обеспечить снижение объемов коммунальных отходов, поступающих на свалки, и максимизировать вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Региональные операторы по обращению с ТКО (РО) становятся ключевыми субъектами новой системы обращения с ТКО, а экотехнопарки (комплексы объектов, объединенных энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями, обеспечивающими деятельность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов), - ее главными инфраструктурными элементами [3].

Новая система обращения с ТКО должна была заработать с 2017 г., но эта попытка не увенчались успехом, так как регионы не смогли разработать адекватные территориальные схемы обращения с отходами, которые отражали бы всю цепочку образования и перемещения ТКО в регионе. РО, который должен был появиться в результате тендеров, проведенных с учетом территориальных схем обращения с отходами, не смог действовать без документации, фиксирующей всю цепочку обращения ТКО в регионе. А без РО, которым передавались полномочия по наведению порядка в сфере ТКО в субъектах РФ, невозможно было перевести систему обращения с ТКО на новые правила организации отрасли.

Становление отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления - это важная народно-хозяйственная задача, вынужденная необходимость, так как вокруг крупных городов в ближайшие годы мест под

свалки может просто не оказаться, а с другой стороны - это возможность сформировать новые точки роста в экономике и создать новые рабочие места. И что не менее важно - это возможность минимизировать потребление первичного сырья и объемов перерабатываемых ресурсов, это возможность экономии сырьевых и энергетических ресурсов, без которых невозможно создание экономики замкнутого цикла, экономики с заботой о будущих поколениях. Эффективная организация раздельного накопления отходов позволит достигнуть цели реформы отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления [2]. Несмотря на то, что организация раздельного накопления отходов (РНО) декларируется в основных нормативных документах, регламентирующих деятельность отрасли обращения с отходами, в то же время организация РНО сталкивается с целым рядом проблем [4].

Важность организации РНО понималась в СССР. Многие страны, которые сегодня занимают лидирующие позиции в мире в сфере решения проблемы отходов, активно перенимали именно советский опыт организации отрасли обращения с отходами. В СССР вообще процессу утилизации отходов и получения вторичного сырья придавалось огромное значение: были разработаны унифицированные бутылки для молока, прохладительных напитков, и по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома активно привлекалась общественность и школьники, был налажен жесткий учет драгоценных металлов, применяемых в промышленности, в частности в электронике. В централизованной управляемой экономике СССР затраты на сбор и предварительную переработку отходов относились на себестоимость продукции отрасли. Подобная политика СССР обеспечивала экономию природных ресурсов и способствовала формированию «экологического» мировоззрения у подрастающего поколения.

Заготовкой вторичного сырья в СССР занимались четыре главка (Главвторсырье, Центросоюз, Главвторчермет, Главвторцветмет, а также Госснаб СССР, работали более пятисот

предприятий по переработке вторичного сырья и около 6000 приемных пунктов по заготовке и переработке вторичного сырья от населения. При переходе к рыночной системе хозяйствования старые методы в сфере управления отходами были ликвидированы, новые условия созданы не были, что и привело к резкому уменьшению сбора отходов, их использования как вторичного сырья и увеличению площадей под мусорные свалки [5].

В настоящее время в России организацией РНО занимаются либо энтузиасты, участники экологических движений, либо с целью извлечения вторичный ресурсов для их последующей продажи. На государственном уровне до последнего времени организация РНО носила декларативный характер, и только в последние годы появляются официальные документы, обязывающие обеспечить процесс РНО. Так же практика показывает, что те управляющие компании, которые вводят систему РНО, только за счет сбора ПЭТ-бутылок на 15-20% сокращают объем ТКО, сбор стекла, бумаги и текстиля дополнительно снижает объем ТКО еще на 40% [5].

В современной России РО - это организация, которая несет ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в специально отведенных для этого местах. Фактически РО - организация, получившая государственный заказ и выполняющая поручение органа государственного управления. Однако надо понимать, что РО - это в то же время частная компания и ее целью является извлечение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности. Согласно законодательству, РО работает в соответствии с утвержденной региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой в территориальную схему обращения с отходами необходимо включить инфраструктуру РНО [6].

С 01 января 2019 г. услуга по обращению с ТКО становится коммунальной. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2019 I

два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО [7].

С законодательной точки зрения, ТКО - это отходы, образующиеся:

• в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования;

• в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

РО от населения вывозятся пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т. п.), пакеты и отходы из жилищ, домашние растения и крупногабаритные отходы (пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы, за исключением ртутьсодержащих ламп. Услуги РО оплачиваются собственниками ТКО, которыми согласно статьи 136 ГК РФ являются собственники товара, тары или упаковки, в результате использования которых образовались данные отходы, а именно:

• население - собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) и хозяева индивидуальных жилых строений (ИЖС);

• юридические лица и индивидуальные предприниматели.

РО заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, или лицами, ими уполномоченными (управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно- строительные кооперативы (ЖСУ) и т. п.). Стоит обратить внимание на то, что РО в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по

обращению с ТКО всеми доступными способами. И в случае, даже если потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не направил РО заявку потребителя и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора. Таким образом, личная инициатива потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО по заключению договора с РО может обезопасить УК (ТСЖ) или жителя ИЖС от автоматического заключения договора на невыгодных для него условиях, а акт разногласий, официально направленный в адрес РО, может стать началом переговорного процесса, в том числе чтобы организовать РНО.

Важным пунктом типового договора является п. 15 Правил обращения с ТКО, который оговаривает, что «стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» [6]. РО в субъектах РФ разрабатывают собственные варианты договоров на основе типового договора, указанной в Правилах обращения с ТКО.

Коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО может осуществляться двумя способами:

• расчетным путем;

• исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (весы) [8].

Поскольку коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО исходя из массы ТКО организовать пока довольно сложно, не все машины, перевозящие ТКО имеют весы, поэтому коммерческий учет ТКО, осуществляется расчетным путем, который, в свою очередь, имеет два варианта:

• исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

• исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в

местах накопления ТКО (по физическому образованию) [8].

Причем в нормативном документе эти два варианта осуществления коммерческого учета ТКО расчетным путем не скреплены между собой, ни «и», ни «или», ни «либо», что позволяет трактовать по-разному это положение.

Нормативом накопления ТКО является среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. Нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности РО;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов [8].

Так же по решению субъекта РФ при коммерческом учете по нормативу накопления ТКО оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО у жителей могут исчисляться, исходя из:

• количества проживающих;

• метража занимаемой площади.

Ни один из вариантов не является оптимальным. Так, при оплате по количеству проживающих, социальная несправедливость проявляется по отношению к тем гражданам, которые живут большой семьей в маленькой квартире, а при оплате, исходя из метража занимаемой площади, несправедливость проявляется по отношению к тем, кто занимает большую жилую площадь, но имеет численно маленькую семью.

Например, в Санкт-Петербурге норматив накопления ТКО на одного проживающего в МКЛ составляет 381,696 кг в год (31, 808 кг в месяц), а для одного проживающего в ИЖС -696,864 кг в год (58,072 кг в месяц) [9]. В декабре 2018 г. в Санкт-Петербурге было принято рассчитывать оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО на 2019 г. исходя из метража занимаемой площади [10].

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 вводится возможность использования дифференцированных норм накопления по видам и группам отходов, а также группам однородных отходов [9]. Дифференцированные нормативы накопления позволяют рассчитывать и применять дифференцированные тарифы на вывоз смешанных и раздельно собранных ТКО. Однако дифференцированные тарифы и соответственно платежи за коммунальную услугу обращения с ТКО могут появиться только через год, после введения РНО, так как согласно методическим рекомендациям, необходимо провести четыре измерения в разное время года и уже на основе этих измерений рассчитать дифференцированный норматив для раздельно собранных отходов.

В целом, оплата по нормативам накопления ТКО как по метражу, так и по количеству проживающих носит усредненный характер, нормативы накопления ТКО сильно различаются по регионам с аналогичными условиями, и, самое главное, сложившийся механизм оплаты не стимулирует и не мотивирует жителей сортировать отходы и уменьшать количество смешанных отходов вообще. Исходя из зарубежного опыта, только введение оплаты за услугу обращения с ТКО по физическому образованию ТКО, в Европе получила развитие система РНО, уменьшилось количество смешанных отходов.

Однако в России вопрос о коммерческом учете ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (по физическому образованию), является на сегодняшний день довольно спорным. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предполагает только два варианта оплаты коммерческой услуги по обращению ТКО [7]:

• при раздельном накоплении отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (по физическому образованию);

• исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема при отсутствии раздельного накопления отходов.

В то же время согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 [8] (п. 5. и п. 8.) закрепление варианта оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО с условием накопления ТКО не столь очевидно.

Вопрос о варианте оплаты услуги по обращению ТКО во многом упирается в то, что взимание с населения оплаты услуг по обращению с ТКО по нормативу накопления ТКО выгоднее РО, чем по фактическому объему образования ТКО, так как оплата по нормативу образования ТКО обеспечивает РО заранее установленный размер поступлений. Так же при выставлении счетов РО на оплату коммунальной услуги по обращению в ТКО по нормативу накопления отпадает необходимость доказывать факт образования ТКО конкретным плательщиком, а в случае неоплаты собственником ТКО коммунальной услуги по обращению с ТКО, РО будет иметь право обращаться в суд для взыскания платежей с неплательщика.

Поскольку вопрос с вариантами оплаты услуги обращения с ТКО является спорным в российском законодательстве и привязывается к наличию РНО, актуальным становится вопрос организации РНО. Согласно законодательству, существуют следующие возможности организации РНО на придомовой территории:

• на контейнерной площадке с письменного разрешения РО [6];

• вне контейнерной площадки - только если это раздельное накопление не ТКО, а отходов, входящих в четвертый блок Федерального классификационного каталога отходов (отходы от использования товаров, тары и упаковки (ОИТ)) [12]. К данной категории отходов не применяются действия ряда СанПин, и таким образом они выводятся из-под контроля РО, и создание таких площадок не надо согласовывать с РО.

И если про ТКО есть четкое понимание в законодательстве, что они образуются у населения, физических лиц, то под ОИТ понимаются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, но без конкретизации у физических или юридических лиц. Несовершенство предложенных

законодательством формулировок породило полемику о том, что раз ТКО образуются у физических лиц, то ОИТ образуются только у юридических лиц и только юридические лица соответственно могут организовывать раздельное накопление ОИТ. Однако для отстаивания права на организацию РНО физическими лицами достаточно знать, что в нормативно-правовой базе не определено, кто именно образует ОИТ, а если руководствоваться ГК РФ, то ОИТ образуются у собственников этих товаров, тары и упаковки, т. е. и у физических лиц в том числе.

Для организации РНО вне контейнерных площадок необходимо:

• проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома и решение об организации РНО;

• необходимо согласование места РНО с собственником территории, и если собственником территории является не управляющая компания, необходимо провести согласование в муниципальные или городские органы власти;

• необходимо издать приказ об учете отходов, накапливаемых раздельно, как ОИТ;

• оформить на ОИТ протоколы биотестирования.

Организация оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО по фактическим показателям образования отходов может столкнуться с определенными рисками, которые необходимо учитывать (таблица 1).

Согласно тематике статьи особого внимания заслуживает вопрос формирования тарифов РО. Тариф РО включает в себя следующие виды предельных тарифов (далее - тарифы):

а) единый тариф на услугу РО по обращению с ТКО;

б) тариф на обработку ТКО;

в) тариф на обезвреживание ТКО;

г) тариф на захоронение ТКО [13, п. 5].

Согласно ст.15 Приказа Федеральной антимонопольной службы «Об утверждении методических указаний «По расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами») [13, п. 15] необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

Таблица 1

Рекомендации по снижению рисков для более эффективного взаимодействия собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов

Риски Рекомендации по снижению рисков

Риск появления «чужого» и смешанного мусора Ограничить доступ к контейнерной площадке посторонних лиц с помощью оборудования контейнерной площадки оградой и замком (имеет смысл огораживать площадки и для РНО)

Риск разногласий, связанных с ситуацией, когда контейнерной площадкой пользуются несколько домов под управлением разных УК Заключить соглашение между УК о совместном пользовании и ограничении доступа посторонних на контейнерную площадку Разграничить на одной контейнерной площадке контейнеры под разные УК Согласовать с органами местного самоуправления вопрос об образовании новых контейнерных площадок

Риск того, что контейнеры для смешанных ТКО слишком большие, и оператор по обращению с ТКО вывозит их не до конца заполненными Заменить большие контейнеры на контейнеры меньшего размера

1) производственных расходов;

2) ремонтных расходов;

3) административных расходов;

4) сбытовых расходов;

5) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

6) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату;

7) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО, но не превышающих предельных тарифов, установленных таким операторам органом регулирования тарифов;

9) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО;

10) нормативной прибыли (не более 5% валовой выручки);

11) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации.

Структура валовой выручки РО показывает, что РО не заинтересованы внедрять РНО на

придомовых территориях, так как заработок (п.10) РО напрямую зависит от объемов смешанных ТКО, которые вывозятся с придомовой территории и отправляются на мусо-росортировочные комплексы. Таким образом сохраняется принципиальное противоречие интересов РО и целей модернизации отрасли, а именно минимизации захоронения отходов и максимизации извлечения вторичного сырья из отходов.

Кроме того, Приказ Федеральной антимонопольной службы оговаривает, что из необходимой валовой выручки регулируемой организации исключаются доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, электроэнергии, тепловой энергии, газа и других ресурсов, полученных из отходов, при этом стоимость таких ресурсов определяется органом регулирования на основе данных, предоставляемых регулируемой организацией, и может устанавливаться на долгосрочный период регулирования [13, п. 11]. То есть стоимость вторсырья, которое извлекается РО из смешанных отходов, вычитается из валовой

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2019 I

выручки РО, и соответственно РО не заинтересован повышать эффективность извлечения вторсырья на мусоросортировочных комплексах. Извлекаемое РО вторичное сырье можно продать, но вторичное сырье, извлекаемое из смешанных отходов, не всегда находит покупателя по причине его плохого качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, РО невыгодны:

• РНО, так как доход РО зависит от объема вывезенных смешанных ТКО;

• эффективная сортировка, так как стоимость вторичного сырья исключается из валовой выручки РО.

Как было сказано выше, именно организация оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО по фактическим объемам образования отходов должна стимулировать жителей сортировать отходы. Поэтому предлагаются следующие рекомендации по

организации оплаты коммунальной услуги по обращению ТКО исходя из фактических объемов образования для жителей МКД и ИЖС (таблица 2).

В результате следует отметить, что сегодня и РО, и собственники ТКО являются заложниками не до конца продуманной реформы сферы обращения ТКО. Поэтому, по мнению автора статьи, для достижения заявленных целей в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» целесообразно переходить на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (по физическому образованию) (таблица 2). Именно этот способ оплаты услуги по обращению с ТКО будет

Таблица 2

Рекомендации по организации эффективного взаимодействия различных собственников твердых коммунальных отходов и региональных операторов по обращению с отходами для раздельного накопления отходов

Организация взаимодействия собственников ТКО и РО для жителей МКД и собственников ИЖС, находящихся под управлением УК (ТСЖ, ЖСК и т. п.) Организация взаимодействия собственников ТКО и РО для собственников ИЖС, не находящихся под управлением УК (ТСЖ, ЖСК и т. п.)

Собственник ТКО поручает УК (ТСЖ, ЖСК) заключить с РО договор на оплату услуг за фактически вывезенные отходы, так как УК так же проще работать исходя из нормативов накопления ТКО. В России сложилась тенденция, что УК зная, что недоплата перед РО за коммунальную услугу по обращению ТКО возмещается из средств самой УК, пытаются организовать заключение договоров собственников ТКО напрямую с РО. Однако в такой ситуации расчет коммунальной услуги по обращению в ТКО по фактическому объемам образования ТКО не представляется возможным Собственник ТКО в ИЖС имеет право накапливать ТКО в своем дворе столько, сколько считает необходимым, а с РО самостоятельно заключить договор вывоза ТКО по графику, удобному собственнику ТКО в ИЖС (например, один раз в неделю), выставляя контейнер с ТКО за ворота в определенные дни

Собственник ТКО поручает УК (ТСЖ, ЖСК) организацию РНО на контейнерной площадке или за ее пределами (места сбора ОИТ), обговорив условия ограничения доступа посторонних на контейнерные площадки или площадки сбора ОИТ и стоимости обслуживания мест РНО или сбора ОИТ Для собственника ТКО в ИЖС не предъявляются требования СанПиНа [14] о ежедневном вывозе ТКО. Требования СанПиНа о ежедневном вывозе устанавливаются только для контейнерных площадок общего пользования

стимулировать жителей к сортировке отходов и их раздельному накоплению, что в конечном итоге снизит объемы захоронения ТКО и будет способствовать вовлечению ТКО во вторичный оборот. Уже сегодня в России есть регионы, например Ленинградская область, где в Порядке сбора (накопления) ТКО, в том числе раздельного, указана необходимость внедрения РСО по системе «сингл стрим» (коммунальные отходы сортируются на две части - пищевые и остальные) (рисунок 1), а в тариф для РО заложена стоимость покупки и обслуживания контейнерных площадок для РСО [15]. Но таких регионов немного.

Всем гражданам, как собственникам ТКО, следует четко понимать свои цели и задачи в этом вопросе и выходить на переговоры к РО либо на прямую, либо через УК (ТСЖ, ЖСК). Так как реформа сферы ТКО находится в самом начале, то РО, у которого и так сегодня достаточно много проблем, будет проще со-

гласиться и пойти на уступки собственникам ТКО, чем втягиваться в длительные судебные слушания. Необходимо только, чтобы собственники ТКО проявляли себя как спокойный, уверенный в своей правоте, терпеливый и вежливый партнер.

Главными аргументами для РО для организации учета ТКО по фактически образованным отходам могут стать:

• учет по фактическим объемам образования ТКО ведет к сокращению образования смешанных отходов, что положительно влияет на продление ресурсов действующих полигонов, снижает уровень полигонного захоронения;

• развитие РНО стимулирует развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, появление рабочих мест и способствует оживлению экономики региона в целом. Как показывает миро-

Рисунок 1

Сортировка отходов по системе «сингл стрим» [15]

вая практика, переработка отходов создает в 10 раз больше рабочих мест, чем традиционное захоронение отходов на полигонах. При создании 100 новых рабочих мест в отрасли переработки отходов количество рабочих мест в традиционной сфере обращения с отходами сокращается всего лишь на 10 рабочих мест. Индустрия переработки отходов в США в 2010 г. обеспечивала 460 тысяч рабочих мест с фондом заработной платы 26 млрд долл. Стоимость произведенной продукции и оказанных услуг отрасли превышала 90 млрд долл., что сопоставимо с объемами издательской деятельности или деятельности по добыче угля. Индустрия переработки отходов в США входит в десятку быстро растущих отраслей, в 2016 г. зафиксирован ее рост в 11%.

Повышение доли вторичного использования отходов на 1% создает около 35 тысяч рабочих мест [16];

• снижение экологической напряженности в стране, связанной с недовольством жителей, проживающих вблизи свалок и особенно, в последние годы, активно выражающих свое недовольство местным органам власти фактом продолжения эксплуатации свалок, у которых давно закончился срок службы;

• выполнение целевых показателей территориальных схем ведет к росту рейтинга субъекта РФ и обеспечивает дополнительные баллы высшим должностным лицам субъекта РФ по итогам оценки эффективности их деятельности.

j Список литературы

• 1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.08.2013 № 298

• «Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) от: ходами в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ : doc_LAW_151066/4932787df549638b9a6296d6a088f80a06dd6c5b/ (дата обращения: j 10.04.2019).

: 2. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 №84-р «Стратегия развития про: мышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства

• и потребления на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ : cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/ (дата обраще-: ния: 10.04.2019).

• 3. Любарская М. А., Киселев С. В., Пилявская В. П. Роль сферы услуг в развитии эко-: технопарков в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: : Экономика и управление. Издательство: Тверской государственный университет. : 2018. № 1. С. 185-192.

: 4. Путинцева Н. А. Чекалин В. С. Обзор мер по организации управления отходами

: в России, как фактора повышения ее энергоэффективности // Известия СПбГЭУ.

: 2018. № 4 (112). С. 68-74.

5. Путинцева Н. А. Организация раздельного сбора твердых коммунальных отходов

: в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 81-88.

: 6. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами». URL: http://www.consultant.ru/

: document/cons_doc_LAW_207118/ (дата обращения: 15.04.2019).

: 7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

: многоквартирных домах и жилых домов». URL: http://www.consultant.ru/document/

: cons_doc_LAW_114247/ (дата обращения: 15.04.2019).

8. Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199116/92d969e26a4326c5d02fa7 9b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 10.04.2019).

9. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (в ред. 15.09.2018) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196315/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf 4994ee5633b/ (дата обращения: 18.04.2019).

10. Приложение к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга». URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/energ_kom/ documents/npa/7118/ (дата обращения: 18.04.2019).

11. Информационное письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 01-13-1651/18-0-0. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploa ds/2018/12/19/03/01-13-1651_18-0-0.pdf (дата обращения: 18.04.2019).

12. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. 08.12.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218071/ (дата обращения:18.04.2019).

13. Приказ ФАС от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний "По расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208336/ (дата обращения: 15.04.2019).

14. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Утверждены главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР А. И. Кондрусевым. 05.08.1988 № 4690-88. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200029183 (дата обращения: 18.04.2019).

15. Приказ управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 06.07.2017 № 6 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора)». URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=200939#04156400841000776 (дата обращения: 18.04.2019).

16. Марьев В. А., Смиртова Т. Г. Формирование экотехнопарков в условиях РФ // Твердые бытовые отходы. 2017. № 3. С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.