учебных заведений и научно-исследовательских организаций [2]. Согласно Положению об изобретательской и рационализаторской работе в Министерстве обороны СССР, утвержденному приказом Министра обороны 1974 г. № 209, они должны были периодически представлять сведения о наиболее ценных изобретениях и рационализаторских предложениях в Отдел изобретательства, который из их числа отбирал представляющие интерес для Министерства обороны. Отобранные изобретения и рационализаторские предложения направлялись в органы по изобретательству видов Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны для принятия решения об их использовании. Такая система с небольшими изменениями сохранялась до 1990 гг. [1, с. 8-13].
Таким образом, анализ специальной литературы и архивных материалов свидетельствуют о том, что в разное время и по различным причинам происходили структурные и штатные изменения органов по изобретательству Вооруженных Сил, в том числе и Отдела изобретательства. Отдел подчинялся в разное время заместителю Министра обороны по радиоэлектронике, заместителю начальника Генерального штаба по вооружению, заместителю Министра обороны по вооружению, Начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом роль изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, проводимой в Вооруженных Силах, остается актуальной и значимой.
Библиографический список
1. Евстафьев В.Ф., Наумов А.В., Хитрова Л.Н. Изобретательская и патентно-лицензионная деятельность в Вооруженных силах Российской Федерации: монография. - М.: Воениздат, 2002 г. -269 с.
2. Сборник методических указаний по проведению изобретательской и рационализаторской работы. Министерство обороны СССР. Отдел изобретательства. - М., 1956 г. - 74 с.
Р.Ш. Садыханова
ВНЕДРЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
Аннотация. В статье раскрыт процесс воспитания у студентов медицинского колледжа профессионально-нравственных качеств путем внедрения психолого-педагогических технологий внеучебной работы.
Ключевые слова: внеучебная работа, профессионально-нравственные качества, студент медицинского колледжа, технология.
Воспитательная деятельность является важной составляющей частью образовательно-воспитательной системы медицинского колледжа, которая направлена на формирование важных профессионально-нравственных качеств личности медика - социальной активности, доброты, милосердия, интеллектуальных способностей и эмоционально-волевой готовности
© Садыханова Р.Ш., 2013
будущей профессиональной деятельности, а также повышения личной ответственности. Стержневым условием достижения результатов воспитания профессионально-нравственных качеств у студентов-медиков во внеучебной воспитательной деятельности является содержательно-технологическое обеспечение процесса воспитания и каждой внедренной технологии или мероприятия.
Психолого-педагогические технологии во внеучебной деятельности создают оптимальные условия для развития восприимчивости студента к новому, инновационность (интерес к новшествам), стремление и заинтересованность к познанию, логическое мышление, умение систематизировать профессиональную информацию путем ее анализа, определять ее применимость (интеллектуально-гностический критерий), открытость в отношениях с людьми, высокий уровень общительности; готовность к сотрудничеству, приветливость, внимательность, естественность в общении, способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими; толерантность (коммуникативно-мотивационный критерий), эмоциональную устойчивость, спокойствие, уверенность, чувственное постоянство), эмпатийность, оптимизм, социальная нормированность и организованность, сдержанность, решительность, обязательность в исполнении поручений (эмоционально-волевой критерий) и чувство профессионального долга, ответственность, наблюдательность, решительность, уважительное отношение к пациенту, внимательность к безопасности пациента, добросовестность, состояние постоянной готовности оказать помощь (нравственно-практический критерий). Другим немаловажным условием создания в колледже эффективной модели внеучебной воспитательной деятельности, которая должна учитывать особенности студенческого возраста и коллектива, его интересов и склонностей, сотворчества преподавателей и студентов является обеспечение целостности и единства сфер обучения и внеучебной деятельности.
Результативными являются те психолого-педагогические технологии внеучебной деятельности, в которых осуществлен переход от отдельных мероприятий к внедрению конкретных технологий, с досуговых форм на инновационные, ориентированные на реализацию социальных инициатив и творчества студентов. Концепция системы внеучебной деятельности осуществлялась с учетом особенностей и традиций медицинского колледжа, особенностей социокультурной среды, общей гуманистической направленности обучения и воспитания, целевых установок и совокупности подходов, ценностей, отражающих позицию педагогического коллектива по отношению к практике воспитания у студентов профессионально-нравственных качеств. Внедрение психолого-педагогических технологий с помощью представленных методов потребовало разработки и внедрения в медицинском колледже программы «Медик - твое имя», имеющей последовательное использование ряда методов, форм и технологий воспитания у студентов профессионально-нравственных качеств, классифицированных в четыре компонента - интеллектуально-гностический, коммуникативно-мотивационный, эмоционально-волевой и нравственно-практический.
Многие студенты во время учебы часто испытывают недовольство собой, своей памятью, мышлением, живут в постоянной напряженности, считая, что они не способны к учебе и хуже других. Одни студенты проявляют слабую восприимчивость к чему-то новому, слабый интерес к новшествам, неспособность систематизировать медицинскую профессиональную информацию путем ее анализа, к определению применимости, находению в ней связи, закономерности и отличия. Другие студенты демонстрируют слабую интуицию, умение прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека, поведение пациентов. На этой почве часто создается выраженная эмоциональная напряженность, которая может в очень резкой форме влиять на мышление, ум, логику и поведение медика. С целью развить у студентов
восприимчивость к новому, инновационность (интерес к новшествам), стремление и заинтересованность к познанию, логическое мышление, умение систематизировать профессиональную информацию путем ее анализа, определять применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, умение прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека, верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях (интеллектуально-гностический компонент) мы использовали форму тренинга.
У студентов, особенно начальных курсов колледжа, часто встречается «комплекс неполноценности», связанный с неумением систематизировать медицинскую профессиональную информацию путем ее анализа, определять применимость полученных знаний. Такие студенты, чаще всего, склонны к пропускам занятий, к неприятию новшеств, не желают посещать дисциплины информационной направленности. Иногда эти явления наблюдаются после колкой реплики педагогов об способности к точным знаниям, отсутствии логики, сообразительности. Для многих студентов, недовольных своими способностями, характерно подсознательное стремление к компенсации, самоутверждению. Иногда существующий комплекс неумения прогнозировать наиболее вероятные реакции пациентов, другого человека становится стимулом, мобилизует волю, делает студента упорным, усидчивым, целенаправленным. Деятельность становится подчиненной одной цели - доказать окружающим и самому себе, что «я не хуже других», «я смогу осилить персональный компьютер и разобраться в новейшей медицинской технике». Известны случаи, когда мало способные студенты, проявляющие неумение, тренировались самостоятельно и даже завоевали награды в профессиональных олимпиадах.
Другими методы, которые использовались с целью развить логическое мышление, умение систематизировать профессиональную информацию, - это лекции, которым мы отводили важное место в процессе эксперимента. В основу большинства из них были положены дискуссии и анализ конкретных ситуаций во всех их разновидностях. Среди дискуссий мы выделяли панель-дискуссию, «симпозиум», «форум», тренировочную сессию. Метод конкретных ситуаций имел такие виды как ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение, ситуация-проблема [1].
С целью развить у студентов эмоциональную устойчивость уверенность, сдержанность, решительность, обязательность в исполнении поручений, собранность, (эмоционально-волевой компонент) мы использовали достаточно распространенный метод воспитания студентов - теоретические лекции и практические тренинги, которые отличаются простотой реализации, доступностью и возможностью нетрадиционности в изложении. Программа «Медик - твое имя» включала многочисленные беседы-лекции на предмет того, как важны сочувствие, чуткость, заботливость в профессии медика, которые основываются на эмоциональной культуре личности.
Безусловно, для формирования у студентов чувства профессионального долга, ответственности, уважительного отношения к пациенту, внимательности к безопасности пациента, добросовестности, состояния постоянной готовности оказать помощь, милосердия, гуманности, благородства, сострадания, человечности, моральных знаний и убеждений необходимо, чтобы педагоги колледжа сами обладали высокой нравственной культурой, проявляющейся в
отношении к студентам, к своему предмету, к реальной действительности, в манере профессиональной деятельности, языке и т.д. Поэтому работа по проведению программы воспитания нравственной культуры студентов должна проводиться и с педагогами. Одним из важных условий в этом процессе является обращение педагогов к потребностно-мотивационной сфере личности студента, которое происходило через активизацию и пробуждение интереса к нравственным проблемам общества, коллектива, личности, через активизацию эмоций, чувств в игровых и дискуссионных ситуациях, воспитание воли в повседневном поведении студентов в учебно-образовательной деятельности и при прохождении практики в лечебном учреждении.
Другой прием воспитания у студентов нравственно-практического поведения является - создание в колледже особой нравственной воспитательной среды, которая включает в себя отношения внутри педагогического коллектива, отношения студентов и педагогов и студентов между собой. Участвуя во внеклассной работе, студент должен находиться в духовно богатой и нравственно чистой атмосфере. Поскольку невозможно «научить» человека нравственности, нужно сделать так, чтобы он почувствовал, что такое «нравственно» и «безнравственно». И самое наилучшее воспитательное мероприятие не изменит человека, а только может подтолкнуть его к нравственному самовоспитанию. Во внеучебной деятельности нами были внедрены апробированные технологии нравственно-практического содержания: коллективная творческая деятельность (И.П. Иванов), эмоционально-нравственное и духовное стимулирование (М.Г. Яновская), технология диалога (педагог-студент), мастерские ценностных ориентации (Е.О. Галицких) [2]. Эти технологии включали игры, дискуссии и творческую деятельность студентов нравственного содержания.
Педагогами активно использовались дискуссии по нравственной проблематике как в рамках игры, этического занятия, так и в рамках волонтерской безвозмездной деятельности и т.д В процессе воспитания студентов активно использовались технические разработки и средства - видео, аудио записи, мультимедийное оборудование. Большую популярность в практике работы педагогов приобрели «Видеовстречи с интересными педагогами». С этой целью использовались также игры-упражнения, воздействующие на психическую сферу «Студент дня», «Молчание», «Поставь стул» и другие, а также психологические игры и тренинги, стимулирующие самоанализ и корректировку нравственных взглядов и убеждений студентов.
Таким образом, в результате внедрения психолого-педагогических технологий внеучебной работы в процесс воспитания у студентов медицинского колледжа профессионально-нравственных качеств, мы получили повышение уровня нравственно-практического компонента профессиональных качеств студентов, обусловленное чувством профессионального долга, уважительным отношением к пациенту, внимательностью к безопасности пациента, добросовестностью, состоянием постоянной готовности оказать помощь. А также студенты демонстрировали милосердие, гуманность, благородство, сострадание, человечность, моральные знания и убеждения, навыки, умения и привычки высоконравственного поведения, повышенную требовательность к себе.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. -С.231-244.
2. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - Киров: ВГПУ, 1998. - 93 с.
С.В. Салабаева
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗИЦИИ В УБЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье раскрывается авторский подход к изучению процесса убеждения в диаде как коммуникативного воздействия и диалогического взаимодействия, анализируются классификации позиций в общении, учитывающие критерий диалогичности, приводится авторская классификация типов коммуникативной позиции собеседников в убеждении, определяемых характером убеждающего воздействия.
Ключевые слова: убеждение, коммуникативные позиции, диалогическое взаимодействие, монологическое взаимодействие.
По сравнению с другими известными способами воздействия на собеседника убеждение является наиболее приемлемым в морально-нравственном и этическом плане способом воздействия, предполагающим коммуникативную активность и самостоятельность обоих собеседников. Уникальность убеждения заключается в активном социально-психологическом воздействии на собеседника - активном именно с точки зрения реципиента. В соответствии с теоретическими представлениями убеждение является рациональным логическим (аргументированным) воздействием на собеседника при активности последнего, его осознании, понимании и принятии сообщения и личности коммуникатора, возможности контраргументации, опровержения сообщений коммуникатора и критики.
При этом, на наш взгляд, научный подход к рассмотрению убеждения большое внимание уделяет изучению реципиента, его особенностям и его активности, важной роли в принятии решений в отношении убеждающего сообщения. Если в ситуациях, предполагающих иные виды воздействия на собеседника, ключевая роль отдается активному коммуникатору, внушающему, манипулирующему, подчиняющему или принуждающему, то в случае убеждения важными оказываются как коммуникатор, так и реципиент как два субъекта со своими ценностями, мотивами и позициями. Кроме того, как справедливо отмечает А.У. Ха-раш, «коммуникативное воздействие, построенное по диалогическому образцу, — это воздействие, предвосхищающее своей структурой те испытания, через которые предстоит пройти его содержанию в сознании реципиента» [7, с. 227]. Именно поэтому изучение убеждения с позиции психологического диалога, равенства и осознанных позиций обеих сторон представляется научно обоснованным.
Кроме того, результаты проведенного нами в 2009 году исследования [5] свидетельствуют о том, что некоторые коммуникативные особенности личности могут являться основой тех или иных представлений о процессе убеждения и его участниках. В данном случае имеется в виду критерий «диалогичности - монологичности». Исходя из теоретических
© Салабаева С.В., 2013