Научная статья на тему 'Организация и специфика студенческой научной работы на военной кафедре Гродненского государственного медицинского университета'

Организация и специфика студенческой научной работы на военной кафедре Гродненского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ / ВОЕННАЯ / КРУЖОК / СПЕЦИФИКА / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / STUDENTS’ / ARRANGEMENT / MILITARY / SOCIETY / SPECIFICITY / PURPOSES / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуян И. А., Ивашин В. М.

В статье рассматриваются вопросы организации студенческой военно-научной работы на военной кафедре университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуян И. А., Ивашин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT AND PECIFICITY OF STUDENTS’ MILITARY SCIENTIFIC WORK AT THE RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY

The article touches upon the problems of the arrangement of students’ military scientific work at the Reserve-Officer Training Department of the University.

Текст научной работы на тему «Организация и специфика студенческой научной работы на военной кафедре Гродненского государственного медицинского университета»

УДК 61:378.14:355.23

ОРГАНИЗАЦИЯ И СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

И.А. Полуян, В.М. Ивашин УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье рассматриваются вопросы организации студенческой военно-научной работы на военной кафедре университета.

Ключевые слова: организация, студенческая, военная, кружок, специфика, цели, задачи. The article touches upon the problems of the arrangement of students' military scientific work at the Reserve-Officer Training Department of the University.

Key words: arrangement, students', military, society, specificity, purposes, tasks.

Важнейшая роль в повышении эффективности обучения в высшей школе отводится активному обучению, цель которого - создать предпосылки и условия, способствующие формированию у студентов творческой активности, ответственного подхода к овладению знаниями (рис. 1, 2).

Рисунок 2 - Старший преподаватель военной кафедры майор м/с И.А. Полуян

Роль науки в высшем образовании является определяющей, так как участие профессорско-преподавательского состава в выполнении научно-исследовательской работы по тематике, связанной с профилем подготовки специалиста, дает возможность включать в учебный процесс последние достижения науки [3].

Многолетний опыт ВУЗов, в том числе и медицинских, убедительно доказал, что эффективным средством улучшения качества подготовки специалистов стало широкое привлечение студентов к хорошо организованной и методически продуманной научно-исследовательской работе при условии ее тесной связи с учебным процессом и профилем будущей специальности [1].

Деятельность членов студенческого военно-научного кружка должна быть тесно связана не только с учебно-воспитательным процессом, проходящим в ВУЗе, но и сочетаться с задачами научной, изобретательской и рационализаторской работы, осуществляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства обороны и Министерства здравоохранения Республики Беларусь [2].

Основными целями студенческого военно-научного кружка (далее СВНК) являются привлечение талантливой молодёжи в сферу науки, создание условий для занятия научной деятельностью, приобщения и совершенствования навыков студентов в самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Основными задачами СВНК являются:

- овладение студентами научными методами познания в процессе обучения, углубленное и творческое освоение учебного материала, ориентация на постоянный рост научных знаний;

- содействие всестороннему развитию личности, ознакомление с мировыми достижениями в области науки и техники;

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Журнал ГрГМУ 2008 № 4

- формирование навыков в коллективном и самостоятельном решении научных задач в ходе учебно-воспитательного процесса;

- формирование творческих инновационных подходов к организации и проведению научных исследований, а также направленности на практическое внедрение результатов научной деятельности;

- привитие студентам навыков в организации и ведении научной работы (далее НР) в органах военного управления, научных организациях и ВУЗах;

- развитие изобретательской и рационализаторской работы по совершенствованию вооружения, военной техники и учебно-материальной базы;

- пропаганда и популяризация военно-теоретических и военно-технических знаний;

- налаживание и расширение контактов с представителями студенческой и научной общественности других ВУЗов;

- подготовка резерва научных и научно-педагогических кадров из числа наиболее способных и успевающих студентов [2].

В состав СВНК кафедры могут входить студенты всех курсов обучения. Количество научных кружков определяется решением начальника кафедры в зависимости от числа студентов, изъявивших желание участвовать в НР по тематике кафедры. Для непосредственного руководства работой в СВНК начальник кафедры назначает руководителей научных кружков, на которых возлагается:

- формирование у членов научного кружка высоких нравственных качеств, развитие их социальной активности;

- оказание помощи членам СВНК в овладении основами и методиками научных исследований, в выборе и уяснении темы научной работы, определении вопросов исследования, составлении плана разработки темы, подборе литературы;

- рецензирование выполненных НР студентов;

- редактирование работ, рекомендованных для опубликования в печати или представления на конкурс;

- участие в определении заданий членам научного кружка, требующим исследования, а также в заслушивании результатов проделанной работы;

- представление к поощрению студентов, активно участвующих в НР.

Членом СВНК может быть каждый студент, успешно осваивающий учебную программу и изъявивший желание участвовать в НР. Прием в члены научного кружка проводится на основании устного заявления вступающего.

Для проведения организационной работы и учёта деятельности членов СВНК на общем собрании из числа студентов избирается его председатель сроком на один год.

Председатель СВНК:

- контролирует работу членов научного кружка;

- намечает по рекомендации начальника кафедры темы и обеспечивает подготовку докладов и выступлений на заседании научного кружка;

- своевременно информирует членов научного кружка о мероприятиях, проводимых по линии СВНК на кафедре;

- осуществляет непосредственную связь с председателем и членами Совета СНО ВУЗа и отчитывается перед ними;

- представляет в Совет СНО работы студентов для последующего их направления на конкурсы;

- организует подготовку общего собрания членов СВНК.

Заседания СВНК и работа по темам исследований проводится в дни и часы, указанные в календарном плане кафедры.

Основными формами НР студентов являются:

- разработка научных докладов, сообщений и рефератов по наиболее актуальным общественно-политическим, военно-теоретическим, военно-техническим, военно-медицинским, военно-историческим вопросам, методов обучения и воспитания;

- участие в выполнении плановых НР ВУЗа;

- участие в обсуждении теоретических вопросах на заседаниях научных кружков и на научных конференциях;

- участие в изобретательской и рационализаторской работе;

- обсуждение статей, опубликованных в периодической печати;

- выступление с докладами, сообщениями на научных конференциях;

- выполнение заданий исследовательского характера в период войсковой практики [2].

Современный уровень участия студентов в научной работе, многообразие ее форм и методов требуют комплексного подхода к ее планированию и организации. Комплексная система НИРС должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий и форм научной работы студентов в соответствии с логикой учебного процесса.

До недавнего времени основной формой организации НИРС являлся СВНК при кафедре. Однако эта форма студенческого научного творчества добровольная и рассчитана на некоторую часть студентов. Привлечение же всех обучающихся к научной работе достигается проведением учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) - составной части НИРС. Учебно-исследовательская работа включается в учебный процесс, проводится в учебное время и обязательна для всех студентов. УИРС является составной частью практических занятий и отражается в методических указаниях, методических разработках к ним. Она охватывает весь процесс обучения. Выполнением этой программы обеспечивается последовательное при-

обретение студентами навыков самостоятельной творческой работы и организации научных исследований.

Формы УИРС на практических занятиях могут быть разными в зависимости от курса, факультета, кафедры:

- элективные курсы;

- написание рефератов;

- подготовка обзоров литературы;

- составление и решение ситуационных задач различной степени сложности;

- конференции по УИРС (кафедральные, межкафедральные).

На нашей кафедре широко применяются такие формы УИРС, как написание рефератов и проведение конференций (рис. 3).

Написание рефератов, а тематика их представлена всем студентам в учебно-методических пособиях, методических указаниях, доводятся на лекциях и практических занятиях, позволяет студентам глубоко изучить первоисточники, научную литературу, систематизировать, обобщать и логично излагать прочитанный материал. Конференция по УИРС, а целью подобных учебных конференций является углубленное изучение программного материала, приобретение навыков публичных выступлений с научными сообщениями, проводится на последнем или предпоследнем занятии. На каждое сообщение отводится до 10 минут, студенты принимают активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов. Итоги работы конференции подводит преподаватель.

Занятия на военной кафедре проводятся со студентами всех факультетов на 2, 3 и 4 курсах. И, начиная на втором курсе с УИРС, приобретая опыт научной работы, часть студентов вовлекается к НИРС.

В СВНК военной кафедры студенты приглашаются на лекциях, практических занятиях, оповещением на кафедре. На первом заседании избирается председатель, секретарь СВНК, закрепляются руководители - преподаватели военной кафедры, представляются варианты тем студенческих научных работ, рассмотренные на заседании кафедры и утвержденные начальником кафедры. Заседания СВНК проводятся один раз в месяц.

Научно-исследовательская работа позволяет студентам не только приобрести опыт проведения научных исследований, но и положительно влияет на текущую успеваемость и прочность знаний, помогает глубже и шире изучить избранную специальность, повышает их общественно-политический и культурный уровень и приучает к бережному и рациональному использованию свободного времени.

Работа в СВНК является одной из основных форм привлечения студентов к углубленному и целенаправленному освоению специальности.

Рисунок 3 - УИРС военной кафедры

Рисунок 4 - Студенческая военно-научная патриотическая конференция

С другой стороны, руководство студенческой научной работой является одним из важных факторов профессионального роста и квалификации преподавателей кафедры.

По результатам работы в СВНК студенты выступают с докладами на вузовских, межвузовских, республиканских и международных конференциях. Материалы публикуются, и каждый студент-кружковец получает копию своей работы. Студенты поощряются дипломами, сертификатами, денежными премиями и ценными подарками (рис. 4).

Таким образом, главным в деятельности СВНК являются глубокие медицинские знания студентов, повышение качества подготовки специалистов практического здравоохранения и создание резерва для подготовки научных кадров.

Эффективность работы СВНК при кафедрах проверена временем. Это основная форма НИРС во внеучебное время.

Литература

1. Луд Н.Г. Научно-исследовательская работа студентов и основы науковедения./ Н.Г Луд, А.П. Солодков, В.А. Косинец: уч. пос. -Витебск, 2005. - 205 с.

2. Об утверждении Положения о военно-научных обществах слушателей и курсантов военных учебных заведений: Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 29 мая 2008 г. №49. - Минск: МО РБ, 2008. - 24 с.

3. Турбина И. Наука студенческая - значимость общественная./ И. Турбина.// Гродзенсю ушверсгтэт. - 2007. - 30 студз. - С. 2.

Поступила 01.10.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.