ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Аверьянова О.В.
Аверьянова Оксана Викторовна - преподаватель гуманитарных дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону строительный колледж» (ГБПОУ РО РСК), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: существует острая необходимость выделения основных составляющих идеи опережения, структурный анализ имеющегося опыта использования современных технологий в учреждениях среднего профессионального образования. Средством, выступающим в качестве помощника, может служить модульная технология обучения. Данная технология способна повысить качество знаний студентов СПО. А чтобы заинтересовать, необходимо его замотивировать, и в этом поможет применение модульного обучения. Ключевые слова: модульное обучение, СПО, учебная деятельность.
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.
По нашему мнению, реализация интерактивных методов обучения для студентов технического профиля на практике показала, что они позволяют:
- активизировать интерес обучающихся к процессу обучения;
- обеспечить активное участие каждого обучающегося в процессе обучения;
- обеспечить возможность проявить личностные качества каждого обучающегося;
- повысить эффективность усвоения учебного материала;
- получить обратную связь с обучающимися;
- сформировать не только знаниевый, но и аксиологический компонент компетенции;
- повысить практико-ориентированность образовательного процесса;
- сформировать новые модели поведения обучающихся.
Нами предлагается апробированный на практике алгоритм построения учебного занятия с применением интерактивных методов обучения (рис. 1).
Подготовительный этап
Вступительный этап
Основной этап 8 < Рефлексивный этап
Рис. 1. Алгоритм проведения учебного занятия с применением интерактивных методов
обучения
Графическая подготовка студентов-строителей является первой из дисциплин профессиональной направленности и осуществляется уже на первом году обучения в колледже. Актуальность и эффективность использования метода проектов в рамках модульного обучения в научно-методической литературе обсуждалось неоднократно [1-3; 5]. Профиль такой подготовки предполагает практико-направленную профессиональную деятельность и позволяет приблизить образовательные технологии к профессиональным действиям проектанта, которые в современных условиях основаны на широком применении информационных технологий и освоении многофункциональных САБ-систем, с обязательным участием ЗБ-геометрических моделей как абстрактных, так и технических объектов профессиональной направленности [6].
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основой интеграции различных разделов дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» является широкое использование возможностей компьютерной графики. При интеграции начертательной геометрии и компьютерной графики используется возможность включения концептуальных геометрических алгоритмов в технологию создания абстрактных графических объектов методами визуально-образногоЗ Б-моделирования. Учебные задачи, алгоритм которых базируется на синтезе геометрических основ начертательной геометрии и современного инструментария виртуального 3Б-моделирования, стимулируют мыслительную деятельность обучаемого и одновременно развивают навыки работы
с3Б-моделью, обеспечивая тем самым требуемое качество подготовки студентов. Использование компьютерной графики при изучении разделов инженерной графики сегодня является естественным процессом развития профессиональных навыков конструирования и проектирования.
Остановимся на некоторых примерах реализации в рамках базовой графической подготовки студентов-строителей проектных практико-ориентированных заданий, содержание и варианты решения которых способствуют созданию условий для применения студентами знаний в области строительного проектирования. Помимо обязательных стандартных заданий (проектирование строительной площадки, разработка плана и разреза здания, чертежей с расчётом строительных конструкций и т. п., выполненных в технологии 2Б) студентам-первокурсникам предлагаются творческие задания для самостоятельной работы, мотивирующие к получению дополнительной информации из строительной отрасли и применению инновационных технологий проектирования. Для подобной работы необходимо максимальное приближение учебной среды к реальной обстановке профессиональной деятельности инженера-строителя. Такое приближение предполагает прежде всего тщательный подбор объектов проекта, а также использование достоинств« работы в команде» и опору на нормативную специализированную базу (учебно-методическую, источники из Интернета). Эксклюзивным моментом при выполнении данных проектов, безусловно, является применение технологии ЗБ-проектирования.
В качестве примера приведём задание на проектирование ЗБ-модели конструкции купольной формы для реальных строительно-архитектурных объектов [4]. Этот проект является одним из первых заданий практико-ориентированной деятельности, выполняемых студентами-первокурсниками в ходе самостоятельной работы.
Рассмотрим пример проектирования, он предлагается студентам ближе к завершающему этапу графической подготовки. Необходимо выполнить задание на проектирование винтового лестничного проёма, представив свои творческие решения по конструкции и оформлению. Общий алгоритм работы над проектным заданием содержит следующие этапы работы.
1. Первый этап - анализ исходных данных. Студентам сообщается индивидуальный вариант исходной информации о проектируемой конструкции
(высота этажа, площадь лестничного проёма, угол поворота винтовой конструкции, ширина ступени, свес ступени и т.п.).
2. Второй этап - ЗБ-моделирование конструкции в следующей последовательности:
- просчёт количества ступеней с учётом строительных нормативов;
- конструирование формы ступени;
- построение винтовой линии на заданный угол, деление на количество ступеней и построение массива;
- построение ограждения лестницы;
- назначение материалов.
3. Следующий этап - оформление проектной документации и подготовка к защите проекта: визуализация выполненного проекта; построение ассоциативного чертежа винтовой лестницы с элементами конструкции; изготовление макета винтовой лестницы. Заключительным этапом является презентация разработки и защита проекта. Работа над проектом может быть, как индивидуальной, так и групповойВо втором случае предусматривается распределение работы между участниками проекта, а также согласованность действий с целью контроля «собираемости» модели и подготовки отдельных частей проектной документации. По желанию участников защита проекта может быть, как совместной, так и индивидуальной.
Подобная организация учебного процесса предполагает приобретение первоначального практического опыта в профессиональной области, развитие творческого мышления, получение навыков инженерного труда.
4. Рефлексивный этап: преподаватель задает участникам вопросы, например: «Что в ходе занятия помогало Вам в выполнении задания, а что мешало?», «Какими доводами Вы руководствовались в ходе выполнения задания?», «Насколько сильно повлияло на выполнение Вами задания мнение других участников занятия?», «Что нового Вы узнали в процессе занятия?».
Особое внимание в ФГОС ВО 3+ отводится результатам образования, которые направлены на способность человека действовать в различных проблемных ситуациях , выходящих за пределы системы образования, а также на развитие личностных качеств, выступающих как профессионально важные для любых видов деятельности.
Методом опроса для будущих выпускников направления «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» были выделены 16 профессиональных и надпредметных компетенций, обладание которыми является, по их мнению, обязательным условием получения профессии. Формирование этих компетенций выпускника является основной задачей колледжа и показателем его успеха на рынке труда. Однако в условиях традиционно выстроенного учебного процесса невозможно полностью развить перечень необходимых компетенций.
Согласно ФГОС СПО 3+ профессиональные компетенции формируются в ходе учебной деятельности. Предполагается, что внеучебная деятельность способствует развитию общекультурных (надпредметных) компетенций и «закреплению» полученных в учебной деятельности профессиональных компетенций, ряд которых развивается и закрепляется в основном в ходе внеурочной работы.
По результатам работы был проведен опрос студентов с предложением оценить новую форму работы. Студенты отметили, что, несмотря на трудоемкость, материал усваивается лучше и интерес к лекции возрастает. Улучшается восприятие материала. Лекция прослушивается с большим вниманием.
Эффективность профессиональной подготовки студентов колледжа может быть обеспечена условием сочетания и терактивных учебных и внеучебных форм работы, которое способствует активизациии внеучебной работы, мотивации к обучению, повышению уровня сформированности профессиональных компетенций,
предусмотренных ФГОС 3+, проявлению творческих способностей студентов, развитию коммуникабельности.
Одним из главных критериев эффективности выступает наличие образовательной среды колледжа, обеспечивающей обучающимся возможность находиться в условиях, адекватных условиям будущей профессиональной деятельности в современных корпорациях.
Данный подход способствует активному осознанию выпускником содержания будущих трудовых функций, развитию его рефлексивных навыков, опыта коммуникативного взаимодействия между представителями различных статусных групп. Он направлен на формирование практико-ориентированных компетенций выпускников, необходимых специалисту в современных условиях.
Список литературы
1. Ергалиев Е.Н. Инновационные методы в обучении студентов вуза // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (41). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf/ (дата обращения: 20.09.2018).
2. Жидкова А.Е., Титова Е.И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения // Молодой ученый, 2014. № 2. С. 756-757. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/8937/ (дата обращения: 20.09.2018).
3. Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 161-164.
4. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Чупряков И.С. Контроль знаний и умений будущих студентов колледжа профессионального обучения // Современные наукоемкие технологии, 2015. № 12-4. С. 674-678. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35349/ (дата обращения: 04.09.2018).
5. Крейк А.И. Современный вуз как единая система образования и науки // Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения: коллект. моногр. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2017. С. 31-41.