Научная статья на тему 'Особенности реализации проектно-модульного обучения в техническом вузе'

Особенности реализации проектно-модульного обучения в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1197
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейнега Светлана Александровна

В статье рассматриваются современные педагогические технологии обучения, направленные на формирование профессиональных способностей студентов технического вуза. В статье предлагается модификация проектно-модульного обучения на основе деятель-ностного подхода к процессу и к содержанию образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейнега Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации проектно-модульного обучения в техническом вузе»

Оффлайн»: электронный научно педагогический журнал. 1ЖЬ: http://www.em 1зз1а. о^/о5Ате/2010/1397.111:т (дата обращения: 04.09.2010).

5. Русский семантический словарь: толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений [Текст] / Под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 2007.

6. Словарь русского языка. [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М.: Мир и Образование, 2010 - 638 с.

УДК 378.146

Деинега Светлана Александровна

Доцент кафедры начертательной геометрии и графики Ухтинского государственного технического университета, [email protected], Ухта

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОМОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Deynega Svetlana Aleksandrovna

Assistant professor of descriptive geometry and graphics Ukhta State Technical University, [email protected], Ukhta

FEATURES OF REALIZATION OF PROJECT-MODULAR TRAINING IN TECHNICAL UNIVERSITY

На сегодняшний день глобальная экономика усиливает конкуренцию, что приводит к быстрой смене технологий во всех сферах человеческой деятельности. Изменения в науке и технологиях предопределяют необходимость в обновлении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования. В настоящем и будущем инженеры должны обладать инновационным мышлением, высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильностью. Поэтому, в настоящее время современные технологии обучения высшей школы ориентированы на формирование компетенций выпускника. Итогом вузовского образования должны стать компетентностные характеристики выпускника, которые непосредственрю учитывают мнение работодателя в области конкретной деятельности [1].

В инженерной деятельности основными критериями достижения профессионального уровня являются способности специалиста эффективно и самостоятельно решать возникающие производственные проблемы, связанные с принятием технических решений и поиском необходимой информации, а также сформированная способность к самообучению. Эти способности являются базовой составляющей компетентности инженера и называются профессиональной инженерной мобильностью.

Профессиональную инженерную мобильность мы рассматриваем как способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться, на другой вид деятельности.

К формированию базовой основы для профессиональной инженерной мобильности призваны, прежде всего, специальные дисциплины и дисциплины в области точных наук. Но для реализации компетентностной модели выпускника также необходимо владение компьютерными технологиями, программами и методами проектирования, знание и использование в работе методов поиска информации и методов активизации творческого мышления.

В поисках педагогических технологий, учитывающих современные тенденции российского образования, в научно-методической литературе выделяется модульное обучение, как одна из прогрессивных технологий высшей школы [2]. Его общие положения были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, как альтернатива традиционному обучению. Модульное обучение интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике. Это одно из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающее высокоэффективную реализацию дидактического процесса.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц). Основу модульных программ учебных предметов составляет понятие модуля, представляющее собой структурированньгй учебный материал предметного содержания, обладающий целостностью и представляющий собой некоторую завершенную совокупность материала по определенному вопросу. В терминах традиционной методики модуль можно охарактеризовать как «укрупненная тема». Одной из отличительных особенностей является его отношение к другим модулям, которое синтезируется в модульных программах учебных дисциплин. Модульная программа дисциплины представляет собой пакет модулей, позволяющих по-разному выстраивать траекторию освоения содержания, гибко реагировать на продуктивность изучения, адаптируя учебный процесс к индивидуальным возможностям и запросам обучаемого (с учетом базовой подготовки), корректировать процесс обучения.

Таким образом, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и подходов осуществляется укрупненное структурирование учебного материала, а выбор методов, средств и форм обучения направлены на самостоятельность студента в обучении. При этом последовательность изучения модулей должна избираться самим студентом. Поэтому, прогрессивность принципов модульного обучения связана с тем, что оно позволяет каждому студенту по-своему выстраивать свой собственный путь учебного познания.

При изучении многих дисциплин (например, начертательная геометрия, высшая математика, электротехника и др.) в техническом вузе трудно соблюдать указанный принцип модульного обучения. Большинство дисциплин технических вузов позволяют выстраивать свое содержание лишь в линейном виде со слабой возможностью различного пути продвижения по модулям. Это связано со спецификой учебного материала, предусматривающей определенную логическую структуру изучаемых понятий, в изучении которых избирательность направления практически не осуществима. Поэтому применение модульного обучения в техническом образовании требует его модификации.

Модификация модульного обучения связана с тем, что его технология в инженерном образовании предполагает деятельностный подход не только к процессу образования, но и к содержанию образования. При традиционном модульном построении содержания дисциплины студентом самостоятельно избираются возможные траектории учебного процесса.

Сущность модификации предметного содержания дисциплины в модульном обучении можно представить в виде линейной структуры учебного материала при изучении пакета модулей. Первый модуль представляет собой ядро содержания учебного материала, на основе которого конструируется содержание второго. Содержание каждого последующего модуля опирается на материал предыдущего.

Если модульное обучение ограничить только указанной модификацией, то, скорее всего, оно не найдет своего истинного воплощения, так как в традиционном обучении схема изучения тем может быть представлена в линейном виде, который по существу не отличается от «модифицированного модульного обучения».

Сущность рассматриваемой модификации модульного обучения состоит в методе, используемом при реализации модульной модели.

Признавая приоритетным деятельностный подход к обучению в вузовском образовании, необходимо решить задачу организации работы студентов по изучению модульного материала. Поэтому необходимо организовать познавательную деятельность студентов в процессе обучения. Важной задачей является поиск методов, с помощью которых возможно решение поставленной задачи.

На основе анализа литературы [6; 7; 8; 11 и др.], опыта работы преподавателей технического вуза, а также собственного опыта выявлено, что активность студентов проявляется при разработке проектов, т. е. при использовании метода, известного в методической теории как «метод проектов».

На сегодняшний день метод проектов находит все большее распространение в системах образования, с помощью которого более успешно развиваются профессиональные компетенции у выпускников высшей школы [3; 4; 5; 12; 13]. Этот метод был предложен Дж. Дьюи, одним из виднейших представителей педагогической школы Запада, и получил распространение в 20-х годах прошлого столетия. Изначально основная задача проектов состояла в решении проблем, поиске и исследовании. Ценность проектной

деятельности заключается в том, что она ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто па изучение определенной дисциплины. Студенты индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, технологическую работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную и технологическую проблему. В ситуациях освоения профессиональной деятельности метод проектов сводится к осмыслению мотивов и целей этой деятельности, принятию решений, построению программы действий, достижению целей, самооценке результатов и при необходимости их коррекции.

В Российском образовании метод проектов отождествляется с развитием разных ключевых компетенций [10; 12; 13]. Итогом данной деятельности является формирование регулятивных умений и навыков студента по применению усвоенных знаний на практике. С одной стороны, студент усваивает и осваивает последовательность этапов работы с информацией от ее изучения до использования. С другой стороны у него формируется специфические регулятивные умения и навыки самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов обычно предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Решение поставленных задач методом проектов предполагает презентацию студентами результатов собственного познания.

Метод проектов, как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Поэтому этот метод целесообразно использовать совместно с другими приемами обучения (технология развития критического мышления, технология рейтинговой оценки знаний и др.) [9].

Анализ учебной научно-методической литературы показывает, что метод проектов используется чаще всего для методической выработки умений и навыков, т. е. формированию компетенций, связанных с применением знаний, а не для их добывания. Так, Е. В. Басалаева, Г. А. Забелина, Т. А. Ларионова и др. предлагают использовать метод проектов для расширения знаний эффективности иностранного языка, для развития различных способностей, для повышения обучения развитию учащихся. Для формирования умения самостоятельно выполнять профессиональную деятельность по известной или близкой к известной технологии с помощью метода проектов предлагают М. С. Чванова, А. С. Самохвалов, В. Ю. Лыскова и др. Также Л. М. Тухбатуллина, Л. К. Жеребчук,

Л. И. Шаталова и др. используют метод проектов для формирования профессиональных компетенций.

Использование метода проектов совместно с модульной технологией обучения называют проектно-модульным обучением. Данное обучение является инновационной формой организации учебного процесса и обладает рядом преимуществ. Парадигма проектно-модульного обучения состоит в том, что абстрактными понятиями, закономерностями и применение их на практике можно овладеть в процессе самостоятельного добывания знаний в ходе выполнения учебного проекта.

Таким образом, в традиционном использовании проектно-модульного обучения делается акцент на применение сформированного знания. В учебно-методической литературе не освещено использование метода проектов с целью активизации студентов по добыванию знаний в модульном обучении. Анализируя научно-методическую литературу, мы выяснили, что данная технология обучения используется в изучении информатики в средней общеобразовательной школе [14]. Вместе с тем, в техническом вузе проектно-модульное обучение имеет потенциал в организации учебного процесса с целью формирования профессиональной инженерной мобильности, особенно необходимой на современном этапе развития техники.

Использование проектно-модульной методики в обучении прогнозирует повышение развития обучающихся по многим направлениям (успеваемость и качество знаний, формирование специальных и учебных умений и навыков). Учебный проект позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией их результатов.

В нашей практике учебный проект реализовывался в рамках использования модульной технологии обучения в группах студентов 1 курса по дисциплине «Начертательная геометрия» и длился в течение одного семестра. Одной из составляющей модульного обучения дисциплины является изучение основных составляющих первого модуля: образование проекций, основные свойства проецирования, образование комплексного чертежа основных геометрических форм и их графические признаки. Содержание всех остальных модулей непосредственно связано с темами первого модуля, который можно назвать ядром дисциплины или базовым модулем. Пройдя базовый модуль и имея познания из курса общей геометрии, студенты могут изучать последующие модули самостоятельно. Траектория их изучения может быть различной, т. к. содержание каждого модуля связано только с базовым модулем. Изучение модулей осуществляется с использованием метода проектов, которое предполагает изучение нового материала в процессе познания. Каждый студент создает проект, связанный с изучением какой-либо «темы» модуля, ориентированный на практическое применение по решению задач начертательной геометрии.

Студент выбирает вопрос, который интересен для него и который будет разрабатываться в учебном проекте. Здесь учитывается не только интересы студентов, но и познавательные потребности, индивидуальные особен-

ности и желания исследовать ту или иную проблему. Выполнение проекта способствует приобретению теоретических знаний, методологических, профессиональных, процессуальных навыков и умений. Для этого студенты изучают специальную литературу, консультируются с преподавателем, осваивают методики выполнения тех или иных действий. Приобретенные при этом знания, умения и навыки, обязательны не только для выполнения проекта, но и для составляющей основы профессиональной деятельности специалиста.

Организация работы по учебному проекту состоит из следующих этапов самостоятельной работы:

1. Поиск и обоснование тематики проекта.

2. Подбор и анализ учебного материала.

3. Изучение подобранного материала.

4. Консультация с преподавателем по вопросам, связанным с изучаемым материалом.

5. Обработка теоретического и практического материала, подготовка презентации.

Основным содержанием деятельности студентов на подготовительном этапе является выбор темы, ознакомление с теоретическим материалом по теме и планирование проекта. Учебная деятельность студентов на данном этапе ориентирована на формирование знаний, приобретаемых в процессе освоения необходимого материала по теме, на приобретение специальных и проектных умений. Одновременно в ходе совместного с преподавателем планирования проекта происходит формирование коммуникативных навыков, выявление творческих способностей в процессе решения поставленной проблемы, поиска путей ее решения, а также развитие интеллектуальных умений, связанных с поиском информации по теме.

Цель и содержание обучения с помощью проекта, его принципы и методы предусматриваю'!’ максимальную связь обучения с будущей профессиональной деятельностью студентов. Это стимулирует развитие познавательных и профессиональных мотивов и различных социально-профессиональных компетенций будущих специалистов. Студенты самостоятельно обрабатывают и структурируют информацию, находят ее источники - все это является критериями познавательных компетенций специалиста. Совместно с преподавателем участники проекта определяют цели и порядок работы, осуществляют контроль и оценивание результатов, что помогает в развитии организационных компетенций. Преподаватель исполняет роль консультанта, координатора, наблюдателя.

Заключительный этап проекта предполагает презентацию проекта в приложении Microsoft Office Power Point. Обсуждение проделанной работы, оценка и создание презентации придает проекту междисциплинарный характер. Активная основа проектного обучения позволяет продемонстрировать студентам практическую значимость приобретаемых ими знаний.

Количество выполненных проектов не регламентируется. Если учебные проекты небольшие, то студенты могут выполнять их в каждом модуле, на-

бирая баллы, соответствующие рейтинговой системе. Если разрабатывается достаточно объемный проект, то выполняется один, но затрагивающий содержание нескольких изучаемых модулей или нескольких тем модуля дисциплины. Выполненные проекты используются студентами на практических занятиях при решении задач, а также при подготовке к экзаменам.

Каждый студент, создающий проект организует себя и организует других. Выявлено, что у студентов повышается активность, интерес, внимание при работе. Все это является предпосылкой к выполнению более сложных заданий.

Достоинства модификации проектно-модульной обучения состоят в сочетании методов активного обучения, в использовании личностно-деятельностной составляющей (обучение через интерес, мотивация обучающихся), в практико-ориентированной направленности (получение практического опыта работы в решении задач, связанных с реальным контекстом профессиональной деятельности), в развивающей составляющей (формирование профессиональных и личностных качеств специалиста, составляющих основу его современных компетенций).

Таким образом, применение модификации проектно-модульного обучения, как технология самостоятельного изучения материала, позволяет организовать деятельность студентов по освоению комплекса дидактических единиц. Этот комплекс позволяет выделить в организации метода проектов завершающий интегрирующий этап, который будет являться основой для изучения модулей в графических дисциплинах: «Инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика», а также в других дисциплинах, для которых содержание графических дисциплин составляет основу.

Дидактические задачи, решаемые проектно-модульным обучением, учитывают индивидуальные особенности и интересы студентов, способствуют формированию паритетных отношений, формируют учебные навыки (поиск информации, анализ, практическое применение) и оказывают влияние на уровень усвоения изучаемого материала, воспитывают у студентов самостоятельность, учат целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Использование проектно-модульного обучения позволяет решать такие задачи как реализация и развитие творческого потенциала студентов, развитие самостоятельности, логического мышления, формирование мыслительных способностей, позволяет адаптироваться студентам к учебному процессу в вузе.

Все это способствует формированию ключевых компетенций инженерных направлений. Можно сделать вывод, что проектно-модульное обучение является одной из перспективных при изучении дисциплин в техническом вузе и способствует формированию профессиональной инженерной мобильности.

Библиографический список

1. Альникова, Т. В. Формирование проектно- исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. В. Альникова. - Томск, 2007. - 24 с.

100

2. Гурьянова, Л. Б. Метод проектов как средство реализации компетентностно-деятельного подхода в подготовке студентов-филологов [Текст] / Л. Б. Гурьянова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - Пенза: ПГПУ, 2009. - № 12 (16). - с. 175-177.

3. Ерофеева, Г. В. Формирование компетенций выпускника технического университета с использованием проектно-организованного обучения [Текст] / Г. В. Ерофеева, Е. А. Склярова, И. П. Чернов // Вестник ТГПУ. - Томск: ТГПУ, 2009. - № 11 (89). Серия: Педагогика. - С. 13-16.

4. Зуева, М. Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций [Текст] / М. Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: ЯГПУ, 2006,-№4.-с. 56-62.

5. Клименко, Л. Н. Развитие познавательной активности студентов туристского вуза в процессе проектной деятельности [Текст]: дисс. канд. пед. наук/ Л. Н. Клименко. - М., 2004. - 144 с.

6. Лебедева, М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в обучении [Текст] / М. Б. Лебедева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - C-Пб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 - №4 (9). -с. 107-114.

7. Осипова, С. И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе [Текст] / С. И. Осипова, Е. Б. Ерцкина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6 (ч. 3).-с. 30-35.

8. Пира лова, О. Ф. Система диагностики компетентности инженерных кадров: авторская разработка [Текст]: монография / О. Ф. Пиралова. - М.: Академия Естествознания, 2010.

9. Пономарева, Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе [Текст] / Л. Н. Пономарева // Вестник СевКавГТУ. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. - № 2 (9).

Ю.Прозументова, Г. Н. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата [Текст] / Г. Н. Прозументова, И. Ю. Малкова // Вестник ТГПУ. - Томск: ТГПУ, 2007. - № 7 (70). Серия: Педагогика. - с. 13-17.

11. Разуменко, И. А. Активизация учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов на основе интегративного подхода [Текст] / дисс. канд. пед. наук / И.А. Разуменко. - Новосибирск, 2009. - 221 с.

12. Сауренко, Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа [Текст]: дисс. канд. пед. наук / Н. Е. Сауренко. - М., 2004. - 218 с.

13. Тухбатуллина, Л. М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. М. Тухбатуллина. - Казань, 2009. - 16 с.

14. Шитиков, Ю. А. Преподавание школьного курса информатики с использованием методики проектно-модульного обучения. [Текст] / Ю. А. Шитиков // Информационные технологии в высшей и средней школе: материалы всероссийской научно-практической конференеции. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. -с. 217-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.