ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ СТАТИСТИКИ РОССИИ И СТРАН СОДРУЖЕСТВА
М.В. Ключников,
МЭСИ
В настоящее время существуют различные уровни международных стандартов.
Мировые стандарты устанавливаются такими организациями, как ООН, МОТ и МВФ. Но существуют также стандарты для крупных регионов мира. Так, Европейский союз имеет свои собственные стандарты. Статкомитет СНГ старается внедрить стандарты для стран СНГ. Должны ли "региональные стандарты" стран СНГ быть как можно более приближены к стандартам Европейского союза, особенно, когда речь идет о классификациях и национальных счетах.
Ряд стран уже использует европейские стандарты, другие еще нет. Лично я считаю, что, уделяя должное внимание европейским стандартам, страны СНГ получат больше преимуществ, чем недостатков.
Бесспорным является тот факт, что страны СНГ уделяют первостепенное внимание вопросам достижения соответствия международным стандартам.
Это позволяет проводить международные сравнения, дает основание для анализа экономической ситуации в заданной стране всем заинтересованным сторонам.
Наибольший прогресс во внедрении международных стандартов в практику стран Содружества произойдет в области национальных счетов. Статистический комитет СНГ в сотрудничестве с ОЭСР и другими международными организациями подготовил ряд методологических материалов, адаптирующих основные определения классификации стандартов национальных счетов (СНС) 1993 года к условиям стран СНГ; большое внимание в этих материалах уделено рекомендациям в отношении конкретных источников данных, которые могут быть использованы в настоящее время и в обо-
зримой перспективе для составления наиболее важных счетов и исчисления основных показателей СНС. Главное внимание при этом было уделено разработке текущих счетов, счетов операций с капиталом для всех секторов экономики, а также счетов производства и образования доходов для отраслей экономики.
Анализ работы, проделанной за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что страны СНГ добились заметного прогресса во внедрении СНС и это позволяет им перейти к регулярной публикации соответствующих счетов и показателей СНС. На этой основе Статкомитет СНГ в 1996 году выпустил специализированный сборник по национальным счетам за 1990-1995 годы, в котором систематизированы официальные данные по национальным счетам, подготовленные странами СНГ. Опубликованные данные касаются размеров ВВП и его отраслевой структуры, использования ВВП на потребление и накопление, темпов роста ВВП и добавленной стоимости по отдельным отраслям экономики. Кроме того, в сборнике опубликованы данные о важнейших счетах для секторов экономики ряда стран СНГ.
Эффективное использование этих данных для экономического анализа и формирования макроэкономической политики потребует в ближайшей перспективе дальнейших усилий по совершенствованию указанных расчетов с целью обеспечения их полноты и достоверности. В частности, необходимы усилия по более полному учету теневой и неформальной экономики, более четкому отражению в расчетах влияния инфляции на размеры ВВП и других показателей.
В настоящее время Статкомитет СНГ также проводит работу по внедрению в практику
СНГ ряда других разделов СНС. Это касается разработки финансового счета, баланса активов и пассивов, а также межотраслевого баланса на основе концепции и определений СНС. Статкомитет СНГ продолжает также работу по совершенствованию своих рекомендаций, касающихся источников данных, необходимых для разработки различных счетов СНС.
Статистика государственных финансов
В странах СНГ предпринимаются усилия трансформировать статистику государственного бюджета на основе рекомендаций и стандартных классификаций Международного Валютного Фонда. Наиболее заметный прогресс в этой области достигнут в Российской Федерации, где основные классификации бюджета приведены в соответствие с международными стандартами. Однако, в целом, в этой области еще предстоит проделать большую работу. Следует отметить, что разработку статистики финансов в странах СНГ осуществляют министерства финансов. Тем не менее, Статкомитет СНГ подготовил по этой теме ряд материалов для содействия статистическим органам стран СНГ в работе по переходу на международные стандарты в этой области и в использовании информации министерств финансов. Кроме того, Статкомитет СНГ разработал вопросник по статистике государственных финансов, основные определения и классификации которого основаны на рекомендациях МВФ.
В последние годы была развернута работа по международным сопоставлениям ВВП стран СНГ на основе паритета покупательной способности валют (ППСВ). В основе методологии, используемой для этих сопоставлений, лежат общие принципы и классификации, применяемые международными организациями для сопоставлений ВВП в рамках европейской программы сопоставлений и т.д.
Как известно, страны СНГ одновременно принимают участие в международных сопоставлениях в рамках международного проекта по сопоставлениям (1СР) и поэтому важно, чтобы методы расчетов, применяемые для сопоставления в рамках СНГ и 1СР были идентичны. Это обеспечит увязку результатов сопоставлений и снизит нагрузку на страны в отношении представления исходной для расчетов информации. В этой связи полезно напомнить,
что в рамках следующего этапа международных сопоставлений за 1996 год принято решение о создании в Европейском регионе так называемой третьей группы, в состав которой должны войти все страны СНГ и Турция. Принято решение, что общую координацию работы по сопоставлению за 1996 год в третьей группе будет осуществлять ОЭСР, Статкомитет СНГ и Госкомстат Российской Федерации.
Экономические классификации
Разработка общих принципов построения системы экономических классификаций, гармонизированных с международными стандартами, осуществлялась Статкомитетом СНГ с помощью системы модельных классификаторов.
В качестве основы для этого была принята система классификаций, разработанная в рамках Статистической комиссии ООН. Такой выбор был связан с рядом факторов: с принятым в странах СНГ решением применять систему национальных счетов ООН, с которой связаны основные экономические классификации ООН; с тем, что в Содружество входят как страны Европы, так и Азии и, следовательно, информационный язык должен базироваться на мировой системе классификаций.
В своей работе в этой области Статкомитет СНГ опирался на такие центральные классификации, рекомендованные ООН, как Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (ШС, геу.З), Классификация основных продуктов (СРС), Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Статкомитетом СНГ был принят такой тип гармонизации, при котором одна классификация является агрегированной или дезагрегированной формой другой. При этом рекомендуется использовать полностью исходные (базовые) классификации ООН как в отношении структуры, так и системы кодирования, а дезагрегирование с целью учета национальных особенностей осуществлять на дополнительных, более детальных уровнях классификаций. Такой подход нашел отражение в нормативном документе Межгосударственного совета по стандартизации метрологии и сертификации СНГ "Порядок гармонизации классификаторов технико-экономической и социальной информации", который рекомендован для применения всеми государствами-участниками Содружества.
Именно такой подход был, в частности, использован при разработке Статкомитетом СНГ в 1992-1993 годах общего классификатора всех видов экономической деятельности (ОКЭД). При разработке ОКЭД были использованы коды и наименования всех четырех уровней Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (151С/МСОК) с углублением классификации на пятом знаке, отражающем особенности стран Содружества. При этом использованы и наработки, заложенные в Европейской классификации видов деятельности (NACE/КДЕС). Так, для таких разделов классификации, как строительство, оптовая и розничная торговля, гостиницы и ресторан, транспорт, складское хозяйство и связь, которые недостаточно детализированы в МСОК и ОКОНХ, были использованы группировки NACE.
В результате самый детальный уровень ОКЭД имеет 658 группировок, в то время как МСОК - 292, a NACE - 503.
На базе ОКЭД разработаны и внедрены в статистическую практику национальные классификаторы видов экономической деятельности в Казахстане и Молдавии, проходят экспериментальные внедрения в Армении, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.
В России в 1993 году утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП, построенный на основе МСОК ООН и КОП).
Наряду с классификатором видов экономической деятельности в общей системе классификации большая роль отводится классификатору продукции.
Во многих странах Содружества (Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Молдавии, Таджикистане, Туркмении) используется классификатор ОКП - в редакции бывшего общесоюзного. В Российской Федерации в 1994 году утвержден Общероссийский классификатор продукции.
Статкомитетом СНГ в 1996 году будут разработаны методологические принципы построения гармонизированного классификатора продукции (товаров и услуг), что должно стать основой совместимости национальных классификаторов в этой области.
Учитывая различие мнений по вопросу о выборе базовой основы для гармонизации при
построении национальных классификаций по видам деятельности, Статкомитет СНГ в 1996 году приступил к разработке второй версии модельного классификатора ОКЭД и связанного с ним классификатора на базе европейской системы классификаторов NACE - СРА-PRODKOM.
Статистика внешнеэкономических связей
В области статистики внешнеэкономических связей Статкомитет СНГ подготовил ряд документов, представляющих рекомендации странам-участникам Содружества по статистике внешней торговли, иностранного туризма, разработки платежного баланса и др. Эти материалы разработаны на основе методологических рекомендаций в данной области, подготовленных международными экономическими организациями (ООН, МВФ):
"Статистика международной торговли, концепции и определения" (Организация Объединенных Наций, 1982 год);
"Рекомендации по статистике туризма" (Организация Объединенных Наций, 1992 год);
"Международный стандарт учета и отчетности" (Организация Объединенных Наций, 1990 год);
"Международная стандартная торговая классификация" (Организация Объединенных Наций, 1986 год);
"Руководство по платежному балансу" (Международный Валютный Фонд, 1993 год).
Методологические рекомендации по статистике внешней торговли, подготовленные Статкомитетом СНГ широко используются на практике в странах Содружества и служат основой для сбора и систематизации сравнимых в международном плане данных по внешней торговле. Основным классификатором, применяемым странами СНГ, является "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности государств Содружества" (ТН ВЭД СНГ), которая была разработана на базе шестизначной Гармонизованной системы описания и кодирования товаров (ГС) и восьмизначной комбинированной номенклатуры Европейского Союза (КН ЕС). Для кодирования стран-партнеров используется "Классификатор стран", коды которого соответствуют "Международному классификатору стран мира и территорий". Виды валют кодируются в соответствии с кодами "Классификатора валют", разработанного
на базе "Классификатора кодов валют" Международной организации по стандартизации.
Относительно меньший прогресс достигнут странами СНГ в области разработки платежного баланса. Для его составления, как правило, недостает информации об операциях с капиталом и финансовыми инструментами. Указанные работы наиболее продвинулись в Российской Федерации, где платежный баланс составляется совместными усилиями Центрального Банка и Госкомстата. Рекомендации по иностранному туризму, разработанные Статкомитетом СНГ на основе соответствующих материалов ООН, внедрены лишь в отдельных странах СНГ, что вызвано сложностью сбора соответствующей информации ввиду прозрачности границ между государствами Содружества.
В настоящее время Статкомитет СНГ разрабатывает рекомендации по учету экспортно-импортных операций между государствами Содружества в условиях создания Таможенного Союза, в которых найдет отражение и опыт Евростата в формировании единой системы учета товарообменных операций в рамках Европейского союза.
Статистика цен
Учитывая международную практику наблюдения за розничными ценами и расчета индексов цен розничной торговли, Статкомитетом СНГ разработаны в 1993 году методологические рекомендации о порядке регистрации цен розничной торговли и рынков и построении на этой основе индекса цен розничной торговли, а в 1994 году - методологические рекомендации по изучению и расчетам индексов потребительских цен на товары и услуги. Эти рекомендации опирались, в частности, на методологическое руководство по индексам потребительских цен МОТ.
•В настоящее время в странах Содружества используется методика Международного валютного фонда, разработанная с учетом сложившейся практики, сформированной на основе рекомендаций Статкомитета СНГ.
В международной практике при расчете индексов потребительских цен за базисный период принимается структура потребительских расходов населения определенного года, которая используется в течение 5-10 лет. В связи с тем, что в переходный к рыночной эко-
номике период из года в год под влиянием резкого изменения цен соответственно меняется структура потребительских расходов населения, в качестве базисного периода было рекомендовано использовать структуру предыдущего года.
Статистика труда
В 1992 - 1995 годах Статкомитет СНГ подготовил ряд методологических материалов в этой области, которые основаны на международных стандартах (документы МОТ).
Так, в 1993 году Статкомитет СНГ направил странам Рекомендации о порядке внедрения в статистическую практику новых категорий занятости и безработицы, подготовленные на основе соответствующих резолюций МОТ. Используемые в настоящее время в странах Содружества наименования и методы определения этих категорий (занятость, степень экономической активности, виды, продолжительность и уровень безработицы) соответствуют международным стандартам в этой области.
В настоящее время Статкомитет СНГ работает над предложениями по улучшению Методологических положений по статистике труда с учетом рекомендаций, принятых на семинаре в ноябре 1995 года в Праге, организованном МОТ совместно со статистическим управлением Чехии.
Статкомитетом СНГ подготовлены "Рекомендации по проведению обследования заработной платы работников по отдельным должностям", что призвано оказать содействие странам СНГ в заполнении вопросника МОТ по вопросам заработной платы и отработанного времени. Эти рекомендации были в той или иной мере использованы практически всеми странами Содружества.
Начиная с 1993 года, Статкомитет СНГ работает по вопросам статистики затрат на рабочую силу, опираясь на рекомендации МОТ, принятые 11-й Международной конференцией статистиков по труду (октябрь 1966 года), Некоторые страны СНГ включили в схемы отчетов предприятий и организаций специальные разделы по этой теме. В России информация о составе затрат на содержание рабочей силы собирается на основе единовременного обследован™ затрат на содержание рабочей силы.
Статкомитет СНГ уделяет внимание статистике миграции, введению в практику клас-
сификации по статусу занятости, изучению условий труда, производственного травматизма и т.д. Начиная с 1995 года, Статкомитет СНГ оказывает содействие странам Содружества во введении в практику классификации занятий на базе 18СО-88.
При подготовке методологических материалов по социально-демографической статистике Статкомитет СНГ опирается на "Справочник по социальным показателям", подготовленный Департаментом по международным экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН в 1989 году.
В демографической статистике в странах Содружества в основном используются методология, классификации и понятия, принятые в международной практике. Так, методической основой для статистического изучения здоровья населения и оценки демографических процессов является Международная классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ), разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения. В связи с очередным пересмотром в 1989 году указанной классификации Стат-комитетом СНГ подготовлен методический инструментарий, включающий краткую номенклатуру причин смерти, рекомендации по шифровке причин смерти и рекомендации к анализу данных о причинах смерти.
Практика в странах СНГ по учету международной миграции отличается от международных стандартов тем, что учитываются не все категории, рекомендованные ООН, а только лица, меняющие постоянное место жительства, отсутствует единое определение группировки населения на городское и сельское, применяется иная граница возраста при определении трудоспособного возраста.
Статкомитет СНГ активно участвует в координации работы по проведению переписи населения в конце 90-х годов в странах Содружества. При подготовке рекомендации по программе вопросников, основных методологических положений и по программе разработки итогов переписи использованы документы ООН и, в частности, Руководство по проведению переписи населения жилого фонда. Рекомендации по проведению переписи населения и жилищ 1990 года в регионе ЕЭК, материалы семинара по переписи населения, проведенного в Берлине в 1995 году Статотделом ЕЭК ООН и Евростатом.
В области статистики образования планируется разработка рекомендаций для стран СНГ по использованию международной стандартной классификации образования (ИСКЕД), разработанной ЮНЕСКО. В области статистики научного потенциала в текущем году подготовлены рекомендации по совершенствованию статистического наблюдения за выполнением научно-технических работ. Основой для разработки этих рекомендаций послужило Примерное руководство ОЭСР для обследования научно-технической деятельности (Руководство Фраскати).
Статкомитет СНГ проводит работу по согласованию методологических принципов обследования бюджетов домашних хозяйств в странах СНГ. Материалы по этой теме, касающиеся программ единовременного выборочного обследования доходов и расходов крестьянских хозяйств, программы разработки итогов обследования бюджетов домашних хозяйств в группировке по размеру среднедушевого совокупного дохода подготовлены с использованием документов ООН и других международных организаций.
Статкомитетом СНГ в 1992-1993 годах подготовлены и направлены статистическим службам независимых государств в виде рекомендаций методологические разработки по определению показателей динамики промышленной продукции в условиях развития рыночных отношений и либерализации цен и по методам формирования индексов физического объема промышленной продукции с учетом сезонности производства и фонда рабочего времени.
В первой из упомянутых рекомендаций обоснована целесообразность внедрения в статистическую практику расчетов общих индексов физического объема промышленной продукции на основе показателей динамики отдельных видов продукции. Такой подход соответствует широко распространенной международной практике формирования показателей изменения объема продукции в условиях рыночной экономики. Во второй рекомендации обращалось внимание на целесообразность внедрения в статистическую практику последовательного сравнения смежных периодов года, т.е. сравнения объема месячного или квартального производства с соответствующим предшествовавшим периодом (с предыдущим месяцем, кварталом или пос-
ледовательно с каким-либо одним периодом, принятым в качестве базы сравнения).
В 1994 году национальным статистическим службам были направлены рекомендации по совершенствованию методики расчета индекса физического объема промышленной продукции в современных условиях и рекомендации по элиминированию сезонных колебаний при расчете индекса физического объема промышленной продукции.
Национальным статистическим службам также направлены для возможного использования методические рекомендации по организации выборочных обследований экономической деятельности промышленных предприятий с учетом международной практики.
По статистике сельского хозяйства большинство показателей в натуральных единицах измерения, характеризующих производство продукции, земельные площади и размеры посевных площадей, поголовье отдельных видов скота, в настоящее время сопоставимо между странами СНГ и в целом соответствует международным стандартам. Что касается расчетов потребления продуктов питания на душу населения по методологии ФАО, в основе которых построение балансов ресурсов и использования основных сельскохозяйственных продуктов, то в 1993 году Статкомитетом СНГ были подготовлены и направлены статорганам государств Содружества Методологические рекомендации по составлению балансов ресурсов и использования основных сельскохозяйственных продуктов. С использованием данных рекомендаций разрабатывают балансы ряда сельскохозяйственных продуктов статистические органы Азербайджана, Белоруссии, России и Украины, приступили к расчету указанных балансов за 1995 год статистики Казахстана.
В текущем году подготовлены рекомендации по совершенствованию метода расчета средней урожайности сельскохозяйственных культур в соответствии с международными стандартами.
Работа Межгосударственного статистического комитета СНГ содействовала внедрению международных статистических стандартов в практику стран СНГ в важнейших отраслях социально-экономической статистики. В результате важнейшие показатели социально-экономического развития стран СНГ, в основном, базируются на концепциях, определениях и
классификациях, рекомендованных международными организациями.
Вместе с тем по ряду направлений необходима дальнейшая работа. Это вопросы учета теневой экономики, разработки национальных счетов на квартальной основе, более эффективное отражение влияния инфляции на размеры ВВП и его динамику, развитие статистики финансов и цен, разработка платежного баланса.
Важным направлением дальнейшей работы должно явиться совершенствование статистики внешней торговли.
Предстоит продолжить работу в области экономических классификаций и, в частности, по внедрению Классификации основных продуктов (КОП) в регулярную статистическую практику.
Ощущается потребность в работе по совершенствованию методологии статистики промышленности и гармонизации ее с международными стандартами; в этой связи, в частности, предполагается разработать предложения по исчислению индексов физического объема промышленного производства на основе показателя добавленной стоимости.
Обеспечению более полного охвата и применению методов выборочных обследований должно содействовать совершенствование регистров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Зададим вопрос: "Что такое международные стандарты?" Термин "международные стандарты" охватывает концепции, классификации, систему национальных счетов, а также ряд статистических продуктов в различных областях деятельности. Но существуют ли общепринятые стандарты качества данных, их конфиденциальности, директивного времени выпуска материалов и т.д.?
Следует заметить, что одной из главных задач Статкомитета СНГ сделать так, чтобы страны СНГ могли осуществлять сравнения друг с другом и с другими странами и отвечать на вопросники международных организаций.
Заметный прогресс был сделан в областях, которые явились новыми для стран СНГ:
во всех странах на основе регистрируемых цен рассчитывается индекс потребительских цен; несмотря на трудности, связанные с очень высокой инфляцией, результаты в большинстве
случаев представляются весьма приемлемыми;
во всех странах разрабатываются статистические данные по внешней торговле и составляется платежный баланс, но во многих странах их достоверность должна быть улучшена;
во всех странах была проделана работа по расчету национальных счетов в соответствии с системой ООН; теперь страны СНГ могут регулярно публиковать основные счета и сводные данные;
все страны начали создавать регистры предприятий и других экономических единиц для статистических целей; в целом эти регистры являются общими для всех властных структур; достижения здесь различны, но все страны уделяют большое внимание этому проекту;
используемые во всех странах классификации перестраиваются в соответствии с системой, принятой ООН; в большинстве стран значительно продвинулись работы в части классификации видов экономической деятельности, хотя в меньшей мере - по классификации продукции и услуг. Целый ряд других классификаций (географическая, занятий и профессий и т.д.) дорабатывается по сей день.
В других областях были уже проведены следующие основные изменения:
в большинстве стран индекс промышленного производства рассчитывается в соответствии с международной практикой;
показатели по сельскому хозяйству также были адаптированы, однако в этом секторе наблюдается меньший прогресс;
во всех странах предпринимаются усилия для внедрения рекомендаций Международного валютного фонда по статистике государственных финансов; еще многое надо сделать, чтобы достичь хороших и качественных результатов, но такая работа уже начата;
меньший прогресс отмечается в других секторах экономики (строительство, транспорт, услуги и т.д.);
Статистика предприятий, пришедшая из коммунистической системы, существенно отличается от статистики предприятий, принятой в странах с рыночной экономикой. Первая весьма перегружена и очень детальна, в то время как вторая статистика значительно более глобальна и широко использует выборочные методы обследований.