СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
УДК 311.3
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ОСВОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА: ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОБЛЕМЫ
Б.Т. Рябушкин
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) E-mail: [email protected]
Автор анализирует результаты - достижения и выявленные недостатки - освоения в России международных стандартов национального счетоводства в связи с завершением работ по внедрению СНС ООН версии 1993 г. (СНС 1993) и продолжением поэтапного выполнения программы адаптации СНС ООН версии 2008 г. (СНС 2008) к современным российским условиям. Аргументируется необходимость освоения международных стандартов национального счетоводства, раскрывается содержание программы (утвержденной на государственном уровне) перехода от баланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов (СНС), доказывается роль в построении современного национального счетоводства разработки таблиц «затраты-выпуск» в концепции СНС.
Комментируются направления освоения международных стандартов национального счетоводства, осуществлявшиеся в соответствии с программами развития государственной статистики и системы национальных счетов в Российской Федерации. Обосновываются пути повышения адекватности макроэкономических измерений и качества отечественной статистической информации в целом как одного из важнейших критериев успешности внедрения в российскую статистическую практику новейшего международного стандарта национального счетоводства - СНС 2008.
Ключевые слова: национальное счетоводство, баланс народного хозяйства (БНХ), система национальных счетов (СНС), СНС 1993, СНС 2008, российская СНС как адаптированная версия международного стандарта национального счетоводства.
Russian experience in applying international standards for national accounting: stages, results and difficulties
B.T. Ryabushkin
Federal State Statistics Service (Rosstat) E-mail: [email protected]
The results (achievements and identified limitations) of applying international standards of national accounting in Russia in connection with finalizing the implementation process for 1993 SNA and continuing step-by-step approach for adapting the 2008 SNA to modern Russian conditions are analysed in this article. The author speaks in favour of mastering international standards for national accounting; he reveals content of the pro-
© Рябушкин Б.Т., 2016
gramme (approved at the state level) for transition from the balance of national economy to the system of national accounts and asserts the role of input-output tables in the whole SNA concept and modern national accounting.
The paper comments on implementation of international standards of national accounting that was performed in accordance with state statistics development programmes and the system of national accounts of the Russian Federation. It substantiates ways for improving the relevance of macroeconomic calculations and quality of Russian statistical information in general, as it is perceived as one of the main success criterion for implementing the newest international standard for national accounting - the 2008 SNA - into Russian statistical practice.
Keywords: national accounting, balance of national economy, System of National Accounts (SNA), 1993 SNA, 2008 SNA, Russian system of national accounts as an adapted version of international standards for the compilation of national accounts.
Необходимость освоения международных стандартов национального счетоводства была осознана отечественными специалистами в области национального учета и макроэкономического анализа еще до принятия Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708-1) (далее - Государственная программа 1992 г.). Так, в 1990-1991 гг. рассматривался даже вариант трансформации «несистемных расчетов» отдельных сводных показателей в соответствии с международными стандартами к комплексу показателей в формате СНС в рамках теоретически интегрированной, внутренне согласованной системы макроэкономических показателей - СНС и БНХ (ИСМЭП). «Структура предполагаемой ИСМПЭ позволяла в зависимости от потребностей экономического анализа оперировать важнейшими показателями, подсчитанными в соответствии с принципами как СНС, так и БНХ» [4]. Однако такой предлагаемый подход практически оказался только идеей.
Возвращаясь к рассмотрению Государственной программы 1992 г., отметим, что возможности ее поэтапной реализации подкреплялись соответствующими финансовыми и организационно-кадровыми ресурсами и решениями. Это реально способствовало ускорению работ по внедрению системы национальных счетов как альтернативы балансу народного хозяйства в отечественную статистическую практику, формированию новой парадигмы отечественного макростатистического моделирования в экономической теории, в системе экономического образования вообще и статистического образования в частности.
На наш взгляд, несмотря на излишнюю (с позиций сегодняшнего дня) категоричность, граничащую с заметной долей односторонности и определенной наивности, исходные положения о целях и задачах Государственной программы 1992 г. сформулированы весьма по-современному. Основной целью является (процитируем полностью) «создание условий для повышения эффективности государственного регулирования жизни общества на основе объективной и достоверной оценки состояния и возможностей различных форм собственности, сфер экономики, прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений за счет:
- расширения отражения в системе статистических показателей различных аспектов социально-экономических процессов в соответствии с международной практикой;
- повышения аналитической направленности и оперативности сбора, обработки и распространения статистических данных на основе технического переоснащения органов статистики и учета;
- совершенствование организации учета и проведения статистических работ, включая возможности использования Государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, перехода от сплошных наблюдений к выборочным, повышения роли в этом деле региональных органов статистики» [1, с. 2].
Предполагалось, что развертывание работ по освоению международных стандартов национального счетоводства априори будет содействовать, выражаясь современным профессиональным языком, не только адекватному информационно-статистическому обеспечению управленческих решений на всех уровнях в условиях укрепления рыночных отношений и демократизации общества, но и создаст реальные предпосылки для улучшения международной сопоставимости сводных социально-экономических показателей России и зарубежных стран, повышению качества отечественных статистических материалов, направляемых в международные организации.
В 1996 г. в развитии Государственной программы 1992 г. была принята Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», которая не столько конкретизировала дальнейшие пути перехода российской статистики на СНС, сколько предусмотрела достаточно детальный план перестройки (с указанием организационных мероприятий и предполагаемых объемов финансирования) отечественной государственной статистики, большинство разделов которого по существу имеют прямое отношение к инфраструктуре национального счетоводства1.
Создание российской системы национальных счетов - центральное звено Государственной программы 1992 г. В рассматриваемом документе были обозначены направления работ (подпрограммы) в процессе перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики (приводим текст с сохранением стилистики и терминологии начала 1990-х гг.):
- привести в соответствие с международными требованиями перечень разрабатываемых показателей;
- создать систему национальных счетов;
1 В Федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410, в содержательной части п. 3 «Система программных мероприятий» давалась характеристика реформирования системы статистических показателей, совершенствования методов статистического наблюдения, совершенствования методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов на базе математико-статистических методов и системы макроэкономических показателей, создания системы общероссийских классификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций ООН, Европейского союза и Содружества Независимых Государств, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности, совершенствования системы распространения статистических данных и работы с общественностью по использованию статистической информации, совершенствования системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий [19].
- разработать межотраслевые балансы по схеме системы национальных счетов;
- организовать работы по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта;
- преобразовать финансовую, бюджетную и банковскую статистики;
- разработать платежные балансы;
- привести в соответствие международным требованиям показатели статистики цен, статистики населения и труда, внешней торговли, включая таможенную;
- перестроить в соответствии с международными требованиями бухгалтерский и банковский учет;
- сформировать Государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО);
- разработать и внедрить единые системы классификации и кодирования в соответствии с международными стандартами;
- создать систему каталогизации и штрихования продукции;
- осуществить подготовку и переподготовку кадров статистики и учета в соответствии с требованиями системы национальных счетов;
- развернуть международное сотрудничество.
Государственная программа 1992 г. включала в себя 13 подпрограмм, система национальных счетов и межотраслевой баланс как составная часть системы национальных счетов указаны были второй и третьей подпрограммами, но реально переход на систему национальных счетов - основная стратегическая задача российской статистики, другие задачи, каждая из которых была, несомненно, актуальная в процессе переформатирования отечественной статистики, в данном контексте будет рассматриваться как обеспечивающая - одно из условий реализации стратегической задачи. Государственная программа 1992 г. дала серьезный импульс по коренной перестройке статистики, по созданию отечественной системы национального счетоводства на основе соответствующих международных стандартов.
Переход от баланса народного хозяйства (БНХ) к системе национальных счетов (СНС) на концептуально-методологических принципах, рекомендованных Статистической комиссией ООН (в 1980-е - самом начале 1990-х гг.), таким утвержденным международным стандартом был документ под названием «Система Национальных Счетов» - СНС ООН версии 1968 г. (или в более краткой аббревиатуре - СНС 1968), в российской официальной статистике (тогда еще в советской) начал осуществляться по отдельным показателям и небольшим фрагментам до принятия указанной выше Государственной программы 1992 г. В ее преамбуле констатируется, что «был выполнен ряд методологических и организационных работ, направленных на создание предпосылок внедрения национальных счетов, пересмотр (в целях обеспечения большей достоверности) принципов формирования многих статистических показателей, организацию на новых методологических принципах расчетов индексов цен, введение в статистическую практику показателей, отражающих развитие рыночных отношений и соответствующих международным требованиям» [1, с. 1-2]. И с выводом, в чем-то также можно согласиться, что в большинстве случаев указанные работы не носили комплексного, системного характера. Тем не менее
они помогли в дальнейшем освоить в кратчайшие сроки целые разделы СНС, в определенной мере адаптированные к российским условиям, организационным особенностям и информационным возможностям переходного для официальной статистики периода середины и второй половины 1990-х гг2.
Внедрение СНС в статистическую практику России осуществлялось по принципу последовательной детализации работ, начиная с расчетов основных наиболее общих показателей счетов. Несмотря на то, что очередная версия (третья по счету, не считая промежуточной) международного стандарта национального счетоводства была опубликована в 1993 г. (русский перевод документа появился позже на пять лет), в начале 1990-х гг. разработчики российской версии СНС могли использовать в качестве официальных международных методических документов не только СНС 1968, но направлявшиеся специалистам отдельных стран методические материалы, представлявшие собой проекты отдельных разделов будущей СНС 1993.
При разработке СНС 19683 предпринята попытка интеграции разных балансовых построений - таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевого баланса) и системы показателей, характеризующих движение национального дохода, счетов производства, потребления, капиталовложений («реальных счетов») и счетов доходов, расходов и финансирования капиталовложений («финансовых счетов»). В «реальных счетах» основное внимание должно уделяться отраслям и продуктам; в финансовых счетах важна группировка экономических единиц по секторам экономики, а также необходимы классификации трансфертов и финансовых отношений, возникающих между секторами. Принципиальная структура СНС 1968 выглядела следующим образом:
I. Сводные счета: Валовой внутренний продукт и его использование; Располагаемый национальный доход и его распределение; Финансирование капитальных затрат; Внешние операции (с «остальным миром»).
2 Свидетельством серьезной работы отечественных специалистов рассматриваемого периода стала публикация «Национальные счета для бывшего СССР: источники, методы, расчеты», по поводу которой в предисловии М.А. Королев (руководивший Статкомитетом СНГ) и Сальватор Зеккини (был заместителем Генерального директора Центра по сотрудничеству со странами с переходной экономикой ОЭСР) отметили, что она «является результатом сотрудничества, начиная с 1990 года, бывшего Государственного комитета СССР по статистике и затем Статистического комитета СНГ с Центром Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сотрудничеству с европейскими странами, переходящими к рыночной экономике, при техническом содействии Статистической Дирекции ОЭСР» [8]. В указанной публикации излагалась экспериментальная методика составления счетов производства, образования, распределения и использования доходов и счета капитальных затрат для СССР за 1988, 1989 и 1990 гг. и приводились таблицы с данными экспериментальных расчетов.
3 До СНС 1968 в качестве международного стандарта был сначала признан доклад, подготовленный в 1953 г. группой экспертов при Генеральном секретаре ООН «A System of National Accounts and Supporting Tables» [20]. В этом докладе предусматривалась разработка взаимоувязанной системы из шести счетов (три сводных и три секторных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ряд основных процессов в экономике: I. Наиболее сводные агрегаты: внутренний продукт, национальный доход, отечественные вложения в основной капитал; II. Сводные счета: домашние хозяйства (текущий субсчет, счет операций с капиталом). В 1960 г. официальным международным стандартом национального счетоводства стала модернизированная версия СНС 1953 «A System of National Accounts and Supporting Tables» [21].
II. Счета производства, потребления и капиталообразования: А. Виды товарной продукции (товаров и реализуемых услуг); Б. Нетоварная продукция и услуги (на бесплатной или льготной основе); В. Отрасли производства товаров (и реализуемых услуг); Г Услуги экономических единиц (учреждений) сектора государственного управления; Д. Услуги частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
III. Счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат: А. Нефинансовые корпоративные и сходные с ними предприятия; Б. Финансовые учреждения; В. Экономические единицы (учреждения) сектора государственного управления; Г Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Если в первой версии международного стандарта национального счетоводства были обозначены методологические основы построения ряда сводных счетов, ставшие унифицированным алгоритмом макроэкономических расчетов, то в СНС 1968 был сделан важный шаг в 1) обосновании институциональной группировки экономических единиц по секторам экономики как концептуальной и организационно-методологической основы национального счетоводства, 2) инкорпорировании таблиц «затраты-выпуск» и 3) интеграции блока показателей, характеризующих национальное богатство, в основную структуру СНС.
Несмотря на то, что в третьей версии международного стандарта национального счетоводства - СНС 1993 [12], как пишет известный немецкий статистик Петер фон дер Липпе, «основная структура СНС ООН 1968 г. была в принципе сохранена, значительно пересмотрены некоторые из важных определений и повышена детализация системы счетов» [9, с. 210-211]. Можно констатировать, что «в концептуальном плане была реализована идея интегрирующей функции национальных счетов в макроэкономической статистике, идея построения СНС как комплексной, многоаспектной системы показателей и как адекватной модели реальных социально-экономических явлений и процессов (как рыночных, так за пределами рынка, как в рамках официально регистрируемых операций, так и в неформальном и теневом сегментах экономики)» [11, с. 4].
В предисловии к международным рекомендациям в виде методологического документа под названием «Система национальных счетов 1993» (СНС 1993), опубликованного в русском варианте (в отличие от издания на английском языке) в двух томах, подчеркивалось: «С исторической точки зрения как содержание СНС 1993 года, так и работа по ее анализу и пересмотру отражают расширение опыта и специальных знаний, лежащих в основе СНС, достижение более полного согласования между СНС и другими международными статистическими стандартами, а также изменение направления исследований в этой области.
В истории СНС прослеживается сочетание двух тенденций - развитие национального счетоводства и "интернационализация" вопросов статистики. Формирование национального счетоводства - это слишком широкая тема для всестороннего охвата. Поэтому рассматриваться будут лишь несколько "показателей развития" , включая масштабы структуры национального счетоводства, количество стран, представляющих статистические
данные по национальным счетам на международном уровне, а также наличие соответствующих практических руководств. Тенденция к интернационализации, в свою очередь, затрагивает два аспекта, имеющие отношение к СНС, - обеспечение сопоставимости данных экономической статистики и разработка международных стандартов и руководящих принципов» [12, т. 1, с. XXXVII].
Практически одновременно с освоением центрального блока СНС (как международного стандарта, прежде всего, ООН и ОЭСР) в статистической практике в России стала разрабатываться система таблиц «затраты-выпуск» в концепции СНС (называвшаяся ранее: «межотраслевой баланс производства и распределения продукции», или «межотраслевой баланс»), включающая таблицы (баланс) ресурсов и использования товаров и услуг, а также симметричную таблицу «затраты-выпуск». Российские статистики уже имели большой опыт составления межотраслевых балансов. До начала 1990-х гг. разработка этих таблиц базировалась на методологии баланса народного хозяйства. Можно сказать, что таблицы «за-траты-выпуск» - ключевой инструмент интеграции макроэкономической информации, а в частности, таблицы ресурсов и использования товаров и услуг сыграли заметную роль при построении российской СНС (детализирующие счета производства, образования, использования доходов и операций с капиталом). Так, осваивалась современная методология отражения затрат капитала в базовых таблицах «затраты-выпуск» на основе ранее разработанной и утвержденной формы № ТЗВ-ОФ и расчета потребления основного капитала. Велась разработка методологии построения счетов переоценки и других изменений в объеме основного капитала. Это вместе с данными счета операций с капиталом (накопление и потребление основного капитала), как предполагалось, давало возможность учитывать изменение текущей рыночной стоимости за отчетный период.
В рамках системы таблиц в формате «затраты-выпуск» таблицы ресурсов и использования наиболее точно описывают экономические операции, существующие в реальной жизни. Они тесно связаны с данными экономической статистики и максимально приближены к первичной информации - исходным статистическим данным. Таким образом, балансовые таблицы данного вида являются не только концептуальной основой применяемых в СНС определений и классификаций, но и инструментом проверки данных экономической статистики и внутренней сбалансированности показателей СНС. Они служат исходным информационным полем для составления симметричной таблицы «затраты-выпуск». Переход от балансовых таблиц ресурсов и их использования к симметричной таблице «затраты-выпуск» осуществляется с помощью математических методов на основе гипотез аналитического характера. Симметричная таблица «затраты-выпуск», в свою очередь, используется в разработке математических моделей прогнозирования развития экономики.
В России первые таблицы «затраты-выпуск» в концепции СНС были разработаны по данным за 1995 г. Комплект балансовых построений в формате «затраты-выпуск» включал полный набор таблиц, соответствующий международным стандартам, а именно: таблицу ресурсов товаров и услуг,
таблицы использования товаров и услуг в ценах покупателей и в основных ценах, таблицы использования импортных ресурсов, торговых и транспортных наценок, чистых налогов на продукты и симметричную таблицу «за-траты-выпуск». Рассматриваемые балансовые построения, максимально приближенные к СНС ООН 1993 г., содержали информации о межотраслевых связях более чем 200 отраслей экономики.
Некоторые отличия от международных стандартов были обусловлены, с одной стороны, особенностями статистического учета, а с другой - характерными чертами экономики переходного периода и трудностями практического решения многих рекомендаций СНС 1993. Основное отличие этих таблиц от международного стандарта заключалось в том, что номенклатура отраслей и продуктов базировалась на национальных классификациях, не гармонизированных с соответствующими международными классификациями отраслей и продуктов. После внедрения в экономическую практику нового классификатора видов экономической деятельности стали разрабатываться таблицы ресурсов и использования товаров и услуг, номенклатуры отраслей и продуктов которых основывались на ОКВЭД. Из-за отсутствия необходимой информации расчет показателей промежуточного потребления отраслей в разрезе детализированных групп товаров и услуг (а речь шла о качестве основного блока в таблице «затраты-вы-пуск» - первого квадранта) основывался на экспертных оценках, поэтому данная разработка носила экспериментальный характер и была опубликована лишь на уровне разделов ОКВЭД, т.е. на весьма агрегированном уровне.
Слабое звено российского МОБ-1995 - вынужденное использование действовавших в тот период устаревших классификаций. Отображение отраслевой структуры экономики осуществлялось практически на основе Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), для классификации продукции использовался Общероссийский классификатор продукции (ОКП), охватывавший только продукцию промышленности и сельского хозяйства. Для идентификации видов услуг применялся Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).
Указанные классификаторы к тому времени в значительной степени неадекватно отражали экономические реалии постсоветской России и не соответствовали международным стандартам, что затрудняло международные сопоставления особенно с развитыми странами (отметим, что из всех использовавшихся классификаторов только товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации принципиально отвечала соответствующему международному аналогу). Более того, отставание с разработкой и внедрением новых классификаторов тормозило повышение качества российского национального счетоводства в целом. К тому же специалистами-разработчиками современного российского межотраслевого баланса справедливо отмечалось, что все использовавшиеся классификаторы были во многом не сопоставимы между собой, что затрудняло процесс балансировки ресурсов и их использования при составлении таблиц «затраты-выпуск» и, следовательно, неизбежно приводило к ухудшению качества статистической разработки [7].
Несмотря на указанные обстоятельства, обусловившие дополнительные сложности при проведении рассматриваемых балансовых построений, на основе базовых таблиц «затраты-выпуск» (за 1995 г.) и данных текущей статистической отчетности за 1996-2003 гг. были разработаны балансовые таблицы - краткие версии таблиц «затраты-выпуск» (межотраслевые балансы по сокращенной программе) за 1996-2003 гг. в разрезе 22-24 отраслей.
Дальнейшее освоение международных стандартов национального счетоводства осуществлялось в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 20072011 годах» (далее ФЦП - 2007-2011). Указанный этап реформирования российской государственной статистики в целом и ее ядра - отечественного национального счетоводства на основе ФЦП - 2007-2011 осуществлялся в условиях предпринимаемых усилий по оптимизации состава официальной статистической информации, минимизации информационной нагрузки на респондентов, интеграции и гармонизации статистических информационных ресурсов, модернизации системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации, развитию системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации.
В 2012-2016 гг. базовая конфигурация российской СНС была в значительной степени освоена. В настоящее время ежегодно разрабатываются следующие основные счета: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования располагаемых доходов, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Из счетов, рекомендованных для построения СНС, не составлялся до 2015 г. ряд счетов так называемой группы счетов накопления - финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, а также заключительный раздел СНС - баланс активов и пассивов.
Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в разрезе видов экономической деятельности и публикуются на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В целях мониторинга внутригодовой ситуации экономического состояния и развития ежеквартально осуществляется расчет валового внутреннего продукта (ВВП) тремя методами: производства, использования и образования доходов. На 30-й день после отчетного периода выполняется оперативная оценка индекса физического объема произведенного ВВП, на 50-й день после отчетного периода производится первая оценка ВВП в текущих и постоянных (сопоставимых) ценах в разрезе основных видов деятельности, на 80-й день - вторая оценка с целью уточнения этих данных.
Счета производства, образования и использования доходов разрабатываются по институциональным секторам: нефинансовых корпораций (предприятий), финансовых корпораций (учреждений), государственного управления (бюджетных организаций), домашних хозяйств, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и «остального мира» (счета внешнеэкономической деятельности). Увязка показателей счетов по институциональным секторам производится в интегрированной
таблице, отражающей основные стоимостные междусекторные потоки в экономике. При этом счета нефинансовых и финансовых корпораций объединены в один сектор «корпорации». С целью совершенствования секторальных расчетов был разработан Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), способствовавший развитию работ по составлению национальных счетов по институциональным секторам. Расширение макроэкономических расчетов по секторам экономики, равно как и работы по инкорпорированию региональных сводных исчислений в общую матрицу национального счетоводства, усиливают важнейшую функцию СНС в информационно-методологическом обеспечении макроэкономического анализа.
Аналитические возможности макростатистической модели современной экономики зависят от дальнейшего усиления интегрирующей функции СНС в макроэкономической статистике в современных условиях4. Придавая приоритетное значение национальному счетоводству как «русифицированной» адаптации международных стандартов СНС (прежде всего, СНС ООН) - концептуально-методологической основе гармонизации финансово-экономических и социально-экономических индикаторов с общеэкономическими показателями, следует иметь в виду, что сами международные стандарты продолжают развиваться, с одной стороны, а с другой - далеко не все положения и рекомендации прежнего стандарта по национальному счетоводству в российской статистической практике удалось своевременно реализовать или аргументированно адаптировать применительно к отечественным условиям.
Завершение разработки нового международного стандарта по национальному счетоводству - это одновременно и стимул активизации деятельности отечественной статистической службы по адаптации его к российским условиям. Одним из условий для выработки эффективной стратегии внедрения СНС 2008 [13] в российскую статистическую практику является понимание обстоятельств того, почему была осуществлена достаточно глубокая реконструкции СНС 1993. Мотивы изменения подходов к определению и отражению тех или иных показателей были разнообразны. Они включали, в частности, необходимость отражения экономических проблем, которые возникли или стали более заметными после принятия СНС 1993, устранения в ней несоответствий, согласования международного статистического стандарта с другими руководствами в области макроэкономической статистики и продолжение исследовательской программы, оставшейся незавершенной к окончанию к моменту принятия СНС 1993.
Модернизация концептуально-методологической основы национального счетоводства охватывала многие аспекты. Одно из самых принципиальных изменений имеет место в уточнении концепции статистического измерения воспроизводства продукта и дохода.
Принципиально важная корректировка касается интерпретации трактовки категории «Исследования и разработки» (ИР) (в отечественной
4 Законом о статистике с учетом изменений, принятых в июле 2013 г., национальные счета определены в качестве основы формирования официальной статистической информации о макроэкономических показателях.
экономической научной и нормативной литературе использовалась аббревиатура «НИОКР» - расшифровка понятия «научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки»). В действовавшей версии СНС 1993 расходы на ИР не признавались капитальными затратами, т.е накоплением капитала, но не по концептуальным соображениям, а исключительно из-за технических трудностей информационно-методического характера. К настоящему времени накоплен большой потенциал в сфере исследований по проблеме методологии оценки расходов на ИР! В ныне действующей версии международного стандарта по национальному счетоводству в качестве идентификационного критерия для отнесения расходов на ИР к категории накопления принят принцип капитализации. Внесены соответствующие изменения в определение исследований и разработок в качестве активов:
- значительная часть исследований и разработок осуществляется за счет собственных средств, их стоимость следует оценивать по затратам. Расходы на исследования и разработки станут трактоваться в контексте производства ИР-активов за счет собственных средств. В оценке границ производства таких активов должны рассматриваться расходы на любые исследования и разработки, результаты которых предназначены для продажи или предположительно принесут прибыль их собственнику;
- исследования и разработки, распространяемые на бесплатной основе, не следует трактовать как активы, поскольку они не соответствуют определению активов, принятому в СНС. Это, в первую очередь, относится к исследованиям фундаментального характера, выполняемым нерыночными производителями;
- понимание содержания ИР должно опираться на определение, сформулированное в Руководстве Фраскати5, а именно: исследования и экспериментальные разработки включают творческую работу, осуществляемую на систематической основе в целях приращения знаний, включая знания людей, культуру и знания общества, а также использование этого приращения знаний для разработки способов его применения (при этом, как и ранее, «человеческий капитал» не будет трактоваться как актив).
Среди крупных новаций - изменение трактовки военных расходов. В действовавшей до 2008 г. версии СНС 1993 средства длительного использования, применявшиеся в военных целях, разделялись на два вида:
1) военные боевые разрушительные средства и средства их доставки (используемые армией);
2) средства двойного назначения (например, аэродромы, доки).
Приобретение военными структурами средств, классифицируемых в
первой группе, не рассматривалось как накопление основного капитала, а включалось в промежуточное потребление в рамках расходов сектора государственного управления. Средства двойного назначения всегда относились к основному капиталу, таким образом, расходы в течение отчетного периода на их приобретение трактовались как элемент накопления (а, следовательно, учитывались и в национальном богатстве).
5 Свое сокращенное наименование Руководство получило по названию итальянского городка Фраскати, где в 1963 г. состоялось первое совещание экспертов ОЭСР и группы Национальных экспертов по вопросам измерения показателей науки.
В принятом международном стандарте все расходы на приобретение средств, соответствующие общему критерию инвестиций в основной капитал, трактуются как накопление капитала. Поэтому наряду с приобретением для армии средств двойного назначения поступление систем вооружения должно учитываться как накопление основного капитала, так же как пополнение военных запасов - как изменение запасов. На наш взгляд, дополнительным аргументом в пользу такого решения может служить то, что современное вооружение, как правило, высокотехнологичная продукция, производство и эксплуатация которой связаны с научно-техническим потенциалом.
Серьезной модернизацией в международном стандарте национального счетоводства стали обновленные макростатистические субмодели: а) финансового сегмента и б) неформального сектора экономики. Если в первом случае обоснованием реконструкции методологии статистического отображения таких процессов стали уменьшение роли обычного финансового посредничества в пользу управления портфелем финансовых активов с целью получения холдинговой прибыли, то во втором - необходимость более полного охвата всей экономической деятельности и согласованности показателей, относящихся к разным разделам социально-экономической статистики, - неформального производства и неформальной занятости.
Наряду с отмеченными выше новациями (в трактовке с позиций воспроизводства экономики) одной из наиболее ярких характеристик концептуальных изменений стал отказ от деления активов в классификации на «материальные» и «нематериальные». Показательно, что одновременно рекомендуется расширить число позиций, которые в соответствии с предыдущими классификационными схемами следовало бы отнести к нематериальным активам. Такой подход отражает общую тенденцию в методологии исследований современного общества «высвечивать» качественно новые формы организации и содержания экономического развития. Речь идет о понятии «экономика, основанная на знаниях» («knowledge economy»). Тенденции такого рода целесообразно закреплять в последующих шагах по совершенствованию статистической методологии, в частности, в системе показателей и классификациях, актуальных не только с позиций изучения условий, факторов и результатов социально-экономического развития страны и ее регионов, но и в аспекте гармонизации социально-экономических и финансово-экономической информации на «платформе» национального счетоводства.
Указанные нововведения это не только реализация новой парадигмы в экономической теории, но и могут рассматриваться как заметная веха в эволюции национального счетоводства. Их реализация повлечет за собой изменения в данных национальных счетов - величине показателей объема валового накопления капитала, валового операционного дохода (прибыли), валовой добавленной стоимости, валового внутреннего продукта, сбережения, чистой стоимости капитала и других индикаторов, т.е., как надеются экономисты и статистики-аналитики, повысятся (при условии одновременного улучшения отдельных звеньев системы статистического наблюдения) комплексность экономической статистики и объективность макроэкономической информации.
Современный этап освоения в российской статистике международных стандартов национального счетоводства связан с выполнением Плана развития российских национальных счетов на 2011-2017 гг. (далее -План развития [10]) и Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию системы национальных счетов Российской Федерации (далее - План мероприятий)6.
Рассматриваемый План развития носит межведомственный характер и регулярно актуализируется с учетом новых потребностей и нацелен «на завершение перехода к построению полного набора счетов СНС, а также внедрение классификаций, предусмотренных международными организациями» [2, с. 4]. Что касается Плана мероприятий, то он был 3 октября 2014 г. утвержден совместным приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации. Основные задачи Плана мероприятий «связаны с развитием инфраструктуры национальных счетов, совершенствованием методологии СНС, а также разработкой системы таблиц «затраты-выпуск». Одной из важнейших задач является всемерное развитие межведомственного взаимодействия в процессе формирования официальных статистических показателей» [18, с. 9].
Мероприятия по развитию инфраструктуры национальных счетов направлены на выполнение таких важных задач, как обеспечение полноты охвата хозяйствующих субъектов при формировании генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, совершенствование системы общероссийских классификаторов и ее внедрение в практику национальных счетов7, повышение качества исходной информации для построения счетов по институциональным секторам.
В развитии методологии и работ по внедрению новых разработок в статистическую практику последнего времени разработчики российской СНС отметили такой принципиальный момент, как приведение границ экономической деятельности, учитываемой в отечественном национальном счетоводстве, к международным стандартам (в частности, отработана методология оценки стоимости услуг по проживанию в собственном жилище в соответствии с методологией ОЭСР - на основе рыночной стоимости жилья). Освоены некоторые новации СНС 2008 - включение в состав капитальных активов результатов научных исследований и разработок (НИР) и систем вооружений многократного использования, перевод учета внешнеэкономических операций на методологию 6-й версии Руководства по платежному балансу.
6 План мероприятий был разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. (№ ИШ-П13-7806).
7 Для изучения экономической структуры используются группировки единиц статистического наблюдения на основе понятия «отрасль» и на основе понятия «вид экономической деятельности». «Следует отметить, что понятия "отрасль" и "вид экономической деятельности" в СНС не идентичны и их следует всегда разграничить...отрасль - это совокупность производственных единиц, занятых одним и тем же (или сходным) основным видом экономической деятельности» [17].
Построены следующие счета (ранее не разрабатываемые):
- годовой финансовый счет СНС по секторам экономики;
- счет других изменений в объеме финансовых активов;
- счет переоценки финансовых активов;
- баланс активов и пассивов (в части финансовых активов и обязательств) по институциональным секторам на начало и конец года.
Указанные разделы СНС с 2015 г. стали строиться на регулярной основе, а результаты разработки финансовых счетов учтены при пересмотре ВВП за 2011-2014 гг. Кроме того, проводилась подготовка к построению баланса активов и пассивов в части нефинансовых активов; в этой связи можно обратить внимание на один из проблемных моментов, связанных с построением соответствующих счетов для оборотных активов - отставание от графика объясняется возникшими сложностями с информационным обеспечением расчетов в условиях значительных структурных изменений, происходящих в экономике страны. Что касается работы по стоимостной оценке природных ресурсов для составления баланса активов и пассивов и счетов переоценки и других изменений, то ее завершение запланировано на 2017 г.
Основные задачи, связанные с построением системы таблиц «затраты-выпуск», были решены в 2015 г. Построен полный набор базовых таблиц «затраты-выпуск» (разработка которых проводилась во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 201-р). Проведен экспериментальный расчет ежегодных таблиц ресурсов и использования (ТРИ) в постоянных ценах, разработан проект методологии построения ТРИ в постоянных ценах.
В связи с тем что требования к точности и оперативности расчета показателей СНС, а в более широком смысле к адекватности макростатисти-ческой модели рыночной экономики в российских условиях и отечественной специфике исторического опыта закономерно возрастают, важной задачей становится повышение качества собираемых в ходе федерального статического наблюдения данных. Здесь узкие места выявляются особенно зримо в процессе построения межотраслевого баланса и региональных макроэкономических исчислений. Предполагается, что важную роль в решении этих вопросов должно сыграть укрепление межведомственного взаимодействия государственных структур, отвечающих за информационные ресурсы национального уровня. В этих условиях вполне логично, когда «каждое ведомство, участвующее в формировании информационной базы построения отдельных блоков СНС, обязано применять единые методологические основы, понятия, классификации, соответствующие СНС, либо обеспечивать разработку показателей с детализацией до того уровня, который позволяет формировать показатели СНС» [2, с. 10]. Между тем проблемы межведомственного взаимодействия существуют. Так, разработчики современной российской СНС отмечали сложность процессов согласования с Минфином России «таких важных для национальных счетов вопросов, как, например, информационное обеспечение составления счетов сектора государственного управления, определение состава этого сектора» [18, с. 12], на сложности в организации российской централизованной государственной статистики обращали внимание отечественные ученые
(напр., чл.-кор. РАН И.И. Елисеева еще несколько лет назад отмечала «неразвитость интегрирующей функции государственной статистики; слабое взаимодействие с ведомствами» [3, с. 76]8.
В заключение хотелось бы отметить, что отечественная статистическая школа обладает большим потенциалом в области макроэкономических расчетов и исследований. В 2016 г. исполнилось 90 лет публикации первого в мировой статистике баланса народного хозяйства (в виде соответствующих статистических таблиц с текстом методологического и аналитического характера). После конца 1920-х - начала 1930-х гг. работа отечественных специалистов по отчетному балансу народного хозяйства (П.А. Попова и его соратников) особенно интенсивно стала развиваться уже в послевоенные годы (отметим, прежде всего, работы А.И. Петрова, В.А. Соболя, М.Р. Эйдельмана).
Можно констатировать, что неизбежный переход в 1990-х гг. на альтернативную систему макроэкономических расчетов, или систему национального счетоводства, был успешным проектом, который объяснялся несколькими основными причинами. И, несомненно, высокий уровень российской балансовой школы как стартовой площадки для современной макроэкономической статистики - главная среди них. Несомненно, «что накопленный отечественный опыт балансовых построений (и тот, который трансформировался в международные стандарты, и тот, который сохранился в виде применяемых и даже неприменяемых ныне национальных стандартов) в равной мере не утратил силу и не канул в лету, а существует как самостоятельный национальный статистический актив, подлежащий имплантации в будущие работы» [14, с. 15]. С другой стороны, реальная отдача накопленного исторического потенциала отечественных балансовых работ невозможна без более интенсивного освоения «в статистической практике опыта мирового сообщества, материализованного в международных статистических стандартах» [4, с. 82].
Повышение адекватности макроэкономических измерений и качества отечественной статистической информации в целом должно рассматриваться в качестве одного из важнейших критериев степени успешности освоения в российской статистике действующего международного стандарта национального счетоводства (прежде всего, ООН - СНС 2008). В настоящее время результатом освоения международных стандартов национального счетоводства стали завершение работ по внедрению СНС ООН версии 1993 г. (СНС 1993) и продолжение поэтапного выполнения программы адаптации СНС ООН версии 2008 г. (СНС 2008) к современным российским условиям. Решение возникших проблем - непременное условие получения более надежных показателей национальных счетов и повышения ка-
8 Примером позитивного решения проблемы взаимодействия субъектов статистического учета является тесное сотрудничество Росстата как координатора составления национальных счетов «с Банком России в части формирования методологии финансового счета и согласования итогов его разработки с нефинансовыми счетами. Банком России впервые в 2015 г. осуществлена публикация итогов финансового счета СНС. Это позволило получить оценку финансового состояния национальной экономики и ее институциональных секторов как со стороны реального сектора экономики, так и со стороны движения финансовых активов и обязательств» [16].
чества макроэкономического анализа, что, как предполагается, конкретно приведет «к следующим результатам:
- будет получено более полное описание национальной экономики России с охватом всех экономических операций и учетом всех участвующих в экономическом процессе активов, что, в частности, приведет к увеличению ВВП в номинальном выражении в целом и на душу населения;
- полное применение международных стандартов макроэкономического учета повысит сопоставимость рассчитываемых показателей и улучшит их восприятие потенциальными инвесторами, что положительно повлияет на инвестиционный климат;
- расширятся возможности макроэкономического анализа экономики, будут созданы условия для разработки сателлитных счетов, таких, как экономические счета окружающей среды, счета социальной сферы (здравоохранения, пенсионных), сателлитного счета туризма и др.;
- появится возможность повышения качества оценок региональных макроэкономических показателей, достижения их более полной гармонизации с национальными показателями» [15, с. 8].
По нашему мнению, дальнейшее развитие информационно-методологического обеспечения макроэкономических расчетов и социально-экономического анализа касается всех принципиальных аспектов национального счетоводства, в том числе и, прежде всего, измерения конечного социально-экономического и инновационного эффекта (ВВП, реальные доходы населения, многофакторная производительность, качество капитала, ряд других обобщающих индикаторов), глобальных характеристик государственной политики, финансового положения и предпринимательской деятельности (бюджет, инвестиционный климат и предпринимательская активность, кредитная политика и др.) и социального результата (сводные показатели благосостояния населения и социального развития общества), а также качества международных и межрегиональных сопоставлений.
Литература
1. Государственная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708-1.
2. Егоренко С.Н. Процесс присоединения России к ОЭСР: анализ соответствия методологии и практики российской статистики требованиям ОЭСР // Вопросы статистики. 2012. № 10.
3. Елисеева И. Российская статистика на современном этапе // Вопросы экономики. 2011. № 2.
4. Иванов Ю., Рябушкин Б. Проблемы макроэкономической статистики в СССР // Вопросы экономики. 1991. № 4.
5. Иванов Ю.Н., Рябушкин Б.Т. К 90-летию первого баланса народного хозяйства: истоки и эволюция макроэкономической статистики России // Вопросы статистики. 2016. № 4.
6. Масакова И.Д. Состояние и перспективы развития системы национальных счетов России // Вопросы статистики. 2015. № 6.
7. Масакова И.Д., Устинова Н.Е. Российские таблицы «затраты-выпуск»: опыт и перспективы развития // Вопросы статистики. 2009. № 3. С. 39-46.
8. Национальные счета для бывшего СССР: источники, методы, расчеты. М.: АО «Финстатинформ», 1994. С. 7
9. Петер фон дер Липпе. Экономическая статистика: статистические очерки Европейского центра повышения квалификации. Т. 1 / Федеральное статистическое управление Германии. Штуттгарт Йена: Издательство 1устав Фишер Ферлаг, METZLER POESCHEL, 1995. 629 с.
10. План развития Системы национальных счетов России на период с 2011 г. по 2017 г. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2011.
11. Рябушкин Б.Т. Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике // Вопросы статистики. 2009. № 5. С. 4.
12. Система национальных счетов 1993. Т. 1, 2 / Комиссия Европейских сообществ, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и Всемирный банк. Брюссель, Люксембург, Вашингтон, О.К., Нью-Йорк, Париж, 1998.
13. Система национальных счетов 2008 / Европейская комиссия, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций, Всемирный банк. Нью-Йорк, 2012.
14. Соколин В.Л., Симчера В.М. История становления и развития балансовых работ в России. М.: ИИЦ «Статистика России», 2006.
15. Суринов А.Е. Модернизация производства статистических данных в Российской Федерации // Вопросы статистики. 2015. № 10. С. 8.
16. Суринов А.Е. О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2015 году и основных направлениях на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Вопросы статистики. 2016. № 3. С. 9.
17 Татаринов А.А. Статистические единицы производства в системе национальных счетов // Вопросы статистики. 2016. № 2. С. 6-7
18. Татаринов А.А. О ходе выполнения Плана мероприятий по реализации рекомендаций ОЭСР по развитию системы национальных счетов Российской Федерации // Вопросы статистики. 2016. № 4.
19. Федеральная целевая Программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1410.
20. A System of National Accounts and Supporting Tables // STUDIES IN METHODS. No. 2. Department of Economic Affairs, Statistical Office, United Nations, New York, 1953.
21. A System of National Accounts and Supporting Tables // STUDIES IN METHODS. No. 2. Rev. 1. Statistical Office of the United Nations, UNITED NATIONS, New York, 1960.
Bibliography
1. Gosudarstvennaja programma perehoda na prinjatuju v mezhdunarodnoj praktike sistemu ucheta i statistiki v sootvetstvii s trebovanijami razvitija rynochnoj jekonomiki. Utverzhdena Postanovleniem Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 23 oktjabrja 1992 g. № 3708-1.
2. Egorenko S.N. Process prisoedinenija Rossii k OJeSR: analiz sootvetstvija metodo-logii i praktiki rossijskoj statistiki trebovanijam OJeSR // Voprosy statistiki. 2012. № 10.
3. Eliseeva I. Rossijskaja statistika na sovremennom jetape // Voprosy jekonomiki. 2011. № 2.
4. Ivanov Ju., Rjabushkin B. Problemy makrojekonomicheskoj statistiki v SSSR // Vop-rosy jekonomiki. 1991. № 4.
5. Ivanov Ju.N., Rjabushkin B. T. K 90-letiju pervogo balansa narodnogo hozjajstva: istoki i jevoljucija makrojekonomicheskoj statistiki Rossii // Voprosy statistiki. 2016. № 4.
6. Masakova I.D. Sostojanie i perspektivy razvitija sistemy nacional'nyh schetov Rossii // Voprosy statistiki. 2015. № 6.
7. Masakova I.D., Ustinova N.E. Rossijskie tablicy «zatraty-vypusk»: opyt i perspektivy razvitija // Voprosy statistiki. 2009. № 3. P 39-46.
8. Nacional'nye scheta dlja byvshego SSSR: istochniki, metody, raschety. M.: AO «Finstatinform», 1994. P 7.
9. Peter fon der Lippe. Jekonomicheskaja statistika: statisticheskie ocherki Evropejskogo centra povyshenija kvalifikacii. T. 1 / Federal'noe statisticheskoe upravlenie Germanii. Shtuttgart Jena: Izdatel'stvo Gustav Fisher Ferlag, METZLER POESCHEL, 1995. 629 p.
10. Plan razvitija Sistemy nacional'nyh schetov Rossii na period s 2011 g. po 2017 g. / Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. M., 2011.
11. Rjabushkin B.T. Jevoljucija mezhdunarodnyh standartov, primenjaemyh v otechest-vennoj statisticheskoj praktike // Voprosy statistiki. 2009. № 5. P 4.
12. Sistema nacional'nyh schetov 1993. T.1, 2 / Komissija Evropejskih soobshhestv, Mezhdunarodnyj valjutnyj fond, Organizacija jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija, Organizacija Ob#edinennyh Nacij i Vsemirnyj bank. Brjussel', Ljuksemburg, Vashington, O.K., N'ju-Jork, Parizh, 1998.
13. Sistema nacional'nyh schetov 2008 / Evropejskaja komissija, Mezhdunarodnyj valjutnyj fond, Organizacija jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija, Organizacija Ob#edinennyh Nacij, Vsemirnyj bank. N'ju-Jork, 2012.
14. Sokolin V.L., Simchera V.M. Istorija stanovlenija i razvitija balansovyh rabot v Rossii. M.: IIC «Statistika Rossii», 2006.
15. Surinov A.E. Modernizacija proizvodstva statisticheskih dannyh v Rossijskoj Fede-racii // Voprosy statistiki. 2015. № 10. P 8.
16. Surinov A.E. O rezul'tatah dejatel'nosti Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki v 2015 godu i osnovnyh napravlenijah na 2016 god i planovyj period 2017 i 2018 godov // Voprosy statistiki. 2016. № 3. P 9
17 Tatarinov A.A. Statisticheskie edinicy proizvodstva v sisteme nacional'nyh schetov // Voprosy statistiki. 2016. № 2. P. 6-7.
18. Tatarinov A.A. O hode vypolnenija Plana meroprijatij po realizacii rekomendacij OJeSR po razvitiju sistemy nacional'nyh schetov Rossijskoj Federacii // Voprosy statistiki. 2016. № 4.
19. Federal'naja celevaja Programma «Reformirovanie statistiki v 1997-2000 godah», utverzhdennaja postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 nojabrja 1996 goda № 1410.
20. A System of National Accounts and Supporting Tables // STUDIES IN METHODS. No. 2. Department of Economic Affairs, Statistical Office, United Nations, New York, 1953.
21. A System of National Accounts and Supporting Tables // STUDIES IN METHODS. No. 2. Rev. 1. Statistical Office of the United Nations, UNITED NATIONS, New York, 1960.