Марков Д.А., ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОТКРЫТОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ
Толстоброва Н.А., НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РАБОТЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ Рожкова Е.О.
14. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОТКРЫТОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РАБОТЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Марков Денис Анатольевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Место работы: Пермский государственный технический университет.
Контакты автора: [email protected]
Толстоброва Надежда Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории.
Место работы: Пермский государственный технический университет.
Контакты автора: [email protected]
Рожкова Елена Олеговна, Специалист 1 разряда отдела выездных налоговых проверок №1.
Место работы: ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми.
Контакты автора: + 7 902 64 55 744
Аннотация. В статье показаны результаты внедрения концепции планирования выездных налоговых проверок на примере ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми, предложен механизм повышения эффективности планирования и проведения выездных налоговых проверок.
Ключевые слова: налог, налогоплательщик, налоговый контроль, информирование, выездная налоговая проверка.
APPLICATION OF TAXPAYER PUBLIC INFORMATION MECHANISM IN WORK OF A TAX INSPECTORATE
Markov Denis Anatolyevich, candidate of economic science, assistant professor of Management and Marketing chair. Place of employment: Perm State Technical University. Contacts of the author: [email protected]
Tolstobrova Nadezhda Alexandrovna, candidate of economic science, assistant professor of Economic Theory chair.
Place of employment: Perm State Technical University. Contacts of the author: [email protected]
Rozhkova Elena Olegovna, 1-st rank specialist.
Place of employment: Motovilickha Tax Inspectorate of Perm city.
Contacts of the author: + 7 902 64 55 744
Annotation. The article describes results of the circuit tax check planning concept implementation (by the example of Motovilikha Tax Inspectorate in Perm) and suggests a mechanism to increase planning and circuit tax check organization efficiency.
Keywords: tax, taxpayer, tax control, information, circuit tax check.
Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки1. В результате проведения выездных налоговых проверок (далее ВНП) налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач , наиболее важные из которых:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение налоговых правонарушений.
При становлении налоговой системы, выездные налоговые проверки проводились по плановому принципу - отработал определенное время, два, три года, жди проверки. Необходимо отметить, что работа налоговых органов при проведении ВНП должна отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
В целях эффективного решения всех этих задач в мае 2007г. Федеральной налоговой службой была подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту Концепция), утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333. Налоговые органы целенаправленно и достаточно долго шли к тому, чтобы отказаться от тотальных проверок в пользу контроля в зонах риска. Данная Концепция послужила началом проведения политики открытого диалога с налогоплательщиками, направленной на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер.
Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. С появлением Концепции процесс отбора для выездных налоговых проверок стал общедоступным и несет много положительных моментов, как для налоговых органов, так и для нало-неплательщиков. Для работников налоговых инспекций польза на лицо: теперь в план проверок не будут включать налогоплательщиков без анализа его деятельности, и как следствие этого снизится налоговая нагрузка на работников. Отбор плательщиков для ВНП на основании приведенных в Концепции критериев обеспечит эффективность проверок, а труды проверяющих будут обоснованными. Для налогоплательщиков принятие Концепции также выгодно, поскольку теперь проверяемые лица знают, почему именно они попали в план проведения ВНП. Более того, каждому предлагается примерить эти критерии на себя и оце-
1 Грищенко А. Выездная налоговая проверка: новая концепция планирования выездных налоговых проверок // Аудит и налогообложение/. - 2007. - №9. - С. 11-14
нить возможность избегания частых встреч с работниками налоговых органов2.
В настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов и добровольного отказа от использования незаконных схем. Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется в Концепции на определенных принципах:
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
- обоснованность выбора объектов проверки.
Построенная на вышеперечисленных принципах
Концепция преследует следующие цели:
- создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
- повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
- обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
- сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;
- информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
ФНС России намерена и далее стимулировать честность налогоплательщиков и предлагает поменять «зону риска» на «зону налоговой стабильности». Те, кто добровольно пойдет на выполнение условий ФНС, окажутся в «зоне налоговой стабильности», то есть будут избавлены от проверок минимум на год. Попасть в данную зону очень просто: необходимо соблюдать в течение года такие условия, как например, доля налоговых вычетов, размер заработной платы, уровень налоговой нагрузки, которые налоговые органы публикуют в открытой печати. При выполнении подобных негласных правил выход с проверкой нецелесообразен. Честным предприятиям в награду будут предоставлены некоторые преимущества в виде послаблений со стороны контролирующих органов: такие налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с истребованием документов, контрольные мероприятия в отношении них - мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников3.
Концепция отражает заинтересованность налоговых органов в том, чтобы налогоплательщики сами находили ошибки и, не дожидаясь назначения налоговой проверки, старались их исправить. Именно поэтому ФНС России начала проведение политики открытого диалога с налогоплательщиками, последние в свою очередь оценили такой поступок.
2 Дмитраков В. Оцените вероятность выездной проверки компании по методике ФНС России // Практическое налоговое планирование. - 2007. - №12. - С. 9-12
3 Пономорева Т., Попова Н.Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности //
Российский налоговый курьер. - 2007. - №7. - С. 12-14
Критерии - это, прежде всего, определенные сигналы, как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика. Это означает, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, этот налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов4.
Анализ деятельности ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми за период 2006-2007гг. показал, что применение Концепции в практической работе уже в 2007г. принесло положительные результаты (табл. 1).
Таблица 1
Расчет налоговой нагрузки на 1 работника на примере отдела выездных налоговых проверок юридических лиц
С применением в работе критериев оценки рисков
№ п/п Этапы р асчета налоговой нагрузки Данные 2006г. (без применения Концепции) Данные 2007г. (с применением Концепции)
1 Количество работников на 1 проверку Проверку 1 плательщика осуществляет группа из 3 сотрудников, каждый из котор ых отвечаетза опр еделенные налоги
2 Количество сотрудников отдела ВНП №1 26 23
3 Количество групп проверяющих в отделе ВНП № 1 (В общем количестве р аботников не уч итываются начал ьники отделов, в данном отд ел е их дво е) (2б-2)/3 = 8 (23-2)/3 = 7
4 Количество проведенных проверок Б год 146 84
5 Количество проверок на 1 группу в год (количество проверок количество групп) 146/8 -19 84/7 = 11
6 Средняя продолжительность времени занимаемая проверкой Полтора месяца, из них первые полмесяца занимает сбор информации по плательщик}'и анализ его деятельности (пр едпроверочный анализ).
7 Колич ество плательщиков, проверяемых одновременно каждой группой 19/(12/1,5) =2 (иногда 3 плательщика) 11/(12/1.5) = 1 (иногда 2 плательщика)
количество проведенных проверок юридических лиц в год уменьшилось по отделу со 146 до 84 (на 58%), но при этом сумма доначислений за год увеличилась на 81%, а налоговая нагрузка на работника отдела уменьшилась в 2 раза, притом, что Концепция применялась только последние полгода 2007г.
В рамках данной работы выдвинем гипотезу о необходимости создания отдела по планированию выездных проверок для реализации механизма открытого информирования налогоплательщиков в рамках Концепции.
Разработка механизма открытого информирования налогоплательщиков по вопросам применения критериев самостоятельной оценки рисков должна предполагать проведение следующих мероприятий:
- во-первых, необходимо организовать проведение семинаров для налогоплательщиков в здании Инспекции, посвященных основным положениям Концепции, о том, как правильно применить на практике перечисленные в Концепции критерии самостоятельной оценки рисков и ответов на все интересующие вопросы. Такие семинары необходимо сделать открытыми для всех налогоплательщиков. Для проведения семинаров нужно выбрать определенное время в один из рабочих дней Инспекции, например каждый четверг в феврале, за месяц до сдачи годовой отчетности. Информацию о времени и месте проведения семинаров можно разместить на доске объявлений Инспекции, на официальном интернет-сайте УФНС России по Пермскому краю, на страницах газет и специализированных жур-
4 Карпов А. Двенадцатый критерий выездной проверки, или ФНС предлагает каяться // Проверка в компании. - 2008. - №12. -С. 3-5
Марков Д.А., Толстоброва Н.А., Рожкова Е.О.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОТКРЫТОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РАБОТЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
налов, а также в виде рекламного ролика на местных телевизионных каналах;
- во-вторых, необходимо создать условия для консультирования налогоплательщиков по вопросам применения Концепции. Данную работу организовать таким образом, чтобы плательщики в любое время рабочего дня Инспекции могли получить ответы на интересующие их вопросы по применению Концепции по телефону, либо в порядке «живой очереди» в здании Инспекции;
- в-третьих, создание отдела по планированию выездных налоговых проверок. Создание нового отдела не должно быть слишком обременительным для инспекции, чтобы можно было обойтись без больших финансовых затрат;
- в-четвертых, организация обучения сотрудников Инспекции применению Концепции на практике на курсах. УФНС России по Пермскому краю проводит для сотрудников районных и межрайонных инспекций учебные курсы, посвященные нововведениям в налоговом законодательстве.
Практика последних лет показала, что давление на российский бизнес приводит только к поиску новых путей уклонения от налогообложения. Выйти из сложившейся ситуации можно только совместными усилиями налоговых органов и налогоплательщиков. Представим оценку действия механизма открытого информирования налогоплательщиков ниже в виде схемы (рис.
1).
Эффект, ожидаемый от проведения по улучшению контрольной работы
Рисунок 1 -мероприятий инспекции
Организация эффективного отбора налогоплательщиков для выездных проверок может быть обеспечена на основе реструктуризации работы налоговых инспекций.
Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное на-
правление или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации.
Для создания отдела в Инспекции необходимо сформировать группу, которая определит круг задач, напрямую связанных с созданием новой структурной единицы. Для эффективной работы подобной группы целесообразно включить в ее состав представителей всех заинтересованных отделов. Данная группа начнет работу с разработки подробного плана по процедуре создания отдела. Перечислим основные разделы наиболее распространенного варианта плана по созданию новой структурной единицы в организации:
- определить цели, для достижения которых будет создан отдел, точно сформулировать функции сотрудников отдела, обозначить их права и обязанности;
- рассчитать оптимальное количество сотрудников для выполнения возложенных на них функций;
- придумать название отдела и определить его местоположение в здании организации;
- определить, каким образом и за счет каких средств будут сформированы численность работников отдела, их заработная плата и имущество отдела;
- отразить взаимоотношения нового отдела с другими подразделениями в организации;
- закрепить все вышеперечисленные этапы в официальном документе - Положении об отделе, разработать должностные инструкции для каждого работника отдела;
- совместно с работниками отдела кадров провести отбор сотрудников для нового отдела по предложенным обоснованным критериям.
Рассмотрим подробно каждый из перечисленных этапов работы группы.
Для эффективной работы нового отдела поставлены следующие цели:
- с помощью Концепции планирования выездных проверок выявить «недобросовестных налогоплательщиков» и включить их в план выездных проверок для отделов ВНП №1 и №2 Инспекции;
- обеспечить информирование налогоплательщиков по вопросам применения критериев самостоятельной оценки рисков.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение сотрудниками отдела следующих функций:
- консультирование налогоплательщиков по вопросам применения критериев самостоятельной оценки рисков;
- сбор информации о деятельности налогоплательщиков с помощью системы ЭОД и запросов в другие отделы Инспекции;
- проведение анализа деятельности налогоплательщиков на основании положений Концепции;
- составление планов по выездным проверкам для отделов ВНП.
Для работы отдела также необходимо определить права и обязанности нового отдела. Сотрудники отдела имеют право на следующие действия:
- запрашивать необходимую информацию, касающуюся деятельности налогоплательщиков, у других отделов путем составления и передачи должным образом оформленной служебной записки;
- требовать предоставления дополнительных сведений о деятельности у самих плательщиков согласно
критериям оценки рисков путем оформления соответствующего требования;
- знакомиться с проектами решений руководства Инспекции, касающимися деятельности данного структурного подразделения;
- вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению деятельности отдела и совершенствованию методов работы коллектива, замечания по деятельности других структурных подразделений.
Сотрудники создаваемого отдела обязаны:
- добросовестно исполнять вышеперечисленные функции в установленные сроки;
- отвечать на запросы других отделов Инспекции;
- отвечать на все вопросы налогоплательщиков по применению Концепции;
- соблюдать налоговую тайну.
Численность создаваемого отдела напрямую зависит от возложенных на отдел функций, которые представим ниже в таблице 2.
Таблица2
Численность работников в зависимости от функций отдела
Функции р аб отнишв отдела по плат'ВНП Необходимое количество работников
Консул ыир ованиеюр ид ических лиц по вопросам пр именения кр итер не б самостоятельной оценкир иское. 1
Консультирование и индивидуальных предпринимателей по вопросам пр им ен ен ия кр итер ие в с ам о ст оятел ь но й о ц ен ки р ИС КО Б. 1
Сбор необходимой информации и ана лиз финансово-хозяйственной деятель ности юридических л иц на основании положений Концепции 3
Сбор необходимой информации и анализ финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей на основании положений Концепции 2
Сбор дополнительной информациипо налогоплательщикам и составление планов по выездным проверкам для отделовВНП 1
Осуществл ение ко нтроля за выполнением функций, возложенных на отдел 1 (Начальник отдела)
Общее количество работников отдела: 9
Название отдела должно отражать основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Поскольку основная цель отдела заключается в отборе налогоплательщиков для ВНП и создания плана по ВНП, назовем новый отдел Инспекции отделом планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту - отдел по плану ВНП).
До создания нового отдела за выполнение вышеперечисленных функций отвечали работники отделов КНП и ВНП. С передачей этих функций налоговая нагрузка на работников, осуществляющих проверки, значительно снизится, поэтому численность работников создаваемого отдела можно получить путем незначительного сокращения численности работников отделов КНП и ВНП.
В структуре Инспекции имеются 4 камеральных и 2 выездных отдела, общая численность которых в 2008
г. составила 79 человек. Сокращение в отделах не затруднит работу сотрудникам действующих отделов, так как значительно уменьшится налоговая нагрузка на сотрудников Инспекции, осуществляющих камеральные и выездные проверки: с появлением нового отдела сотрудники отделов камеральных и выездных проверок смогут заниматься своими прямыми обязанностями - проведением проверок и оформлением результатов по ним.
С появлением нового отдела, которому перейдет функция по проведению предпроверочного анализа деятельности плательщиков, сотрудникам отдела ВНП №1 для проверки понадобится в среднем только 1 месяц вместо 2-х, и налоговая нагрузка станет еще меньше.
Переход сотрудников из старых отделов, а не привлечение их со стороны, сразу решает одну из самых важных проблем при создании нового отдела - расходы на заработную плату сотрудников. Остается только найти средства на оплату труда начальника нового отдела, поскольку ее размер превышает размер заработной платы рядовых специалистов. Данную проблему можно разрешить с помощью экономии на заработной плате, возникающей из-за разницы в численности работников согласно штатному расписанию и фактической численности сотрудников Инспекции. Из-за большой текучки кадров в Инспекции постоянно наблюдается наличие свободных рабочих мест, средства на заработную плату которых распределяются между работниками Инспекции в качестве материальной помощи. Так, например, в 2006г. в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми количество свободных вакансий составило 15 мест, а в 2007г. - 9.
Создание отдела по плану ВНП своими силами, то есть без привлечения дополнительных трудовых ресурсов, позволит обойтись без значительных финансовых затрат на оснащение новых рабочих мест. Столы, стулья, компьютеры, канцелярские принадлежности перейдут в новый отдел вместе с сотрудниками.
В процессе выполнения функций, возложенных на него, и реализации прав, предоставленных ему, между создаваемым отделом и другими отделами Инспекции возникают функциональные отношения и устанавливаются служебные связи. В таблице 3 отразим, с какими подразделениями в Инспекции будет взаимодействовать отдел по плану ВНП, и каким образом будет происходить данное взаимодействие.
Таблица 3
Взаимосвязь отдела по плану ВНП с другими отделами Инспекции
Фу нкции. Б 03 л о жен ны е на отдел по плану В НП С од ер жа ни е бз а им оде йствия Отделы Инспекции, с которым и пр ОИСХОД ИТ взаимодействие
К онсультир ов ан ие юридических лиц и индивидуальных предпринимател ей по вопросам пр именения критериев самостоятельной оценки рисков. Пр едоставление пом ещения для проведения семинар ов Отдел общего и хозяйственного обеспечения
По лучение р азр еш ения н а р а зм ещ ени е информации о проведении семинаров по применению Концепции в тех или иных СМИ Руководство Инспекции
Сбор необходимой информации и анализ финансово- козяйственной деятельности ЕО р ид ич еских л иц и и нд ив иду ал ьн ых пр ед пр ин им ат ел ей н а основании положений Концепции Поступлениепланов по проверкам от УФНС России по Пермскому краю в отдел по плану ВНП Руководство инспекции
Обеспечение доступа к информационным р есур сам системы ЭОД Отдел ин ф ор м ацио нн ых технологий
Офор мление запросов и пр ед ставление информациипо налогоплательщикам для проведения анализа их д еятельности Отдел работы с нал о г оплате льщиками Отделы КНП Отдел ввода и обработки данных Отд ел р е ги стр ац ии нал ого плате л ь щ иков
Юридическая поддержка: консультирование по правовым вопросам, возникающим в практической деятельности. Ю р ид ический отдел
Состав.!ение планов по Подготовка планов ВНП юридических лиц Отдел ВНП №1
отделов ВНП. Подготовка шанов ВНП индивидуальных предпринимателей Отдел ВНП №2
О сущ еств л е ни е ко нтр ОЛЯ за выполнением функций, возложенных на отдел Руководство Инспекции
Для того чтобы не нагружать другие отделы дополнительными обязанностями по сбору и предоставлению информации о налогоплательщиках (отдел работы с налогоплательщиками, отдел ввода и обработки данных, камеральные отделы), отделом информационных технологий будет проведена работа по предоставлению доступа работникам нового отдела к необходимым ветвям системы электронной обработки дан-
Марков Д.А., ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОТКРЫТОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ
Толстоброва Н.А., НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РАБОТЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ Рожкова Е.О.
ных. Так, сотрудники отдела по плану ВНП самостоятельно смогут собрать необходимые данные.
Рассмотренные этапы должны быть отражены в специальном документе - Положение об отделе.
Наиболее выгодным вариантом набора людей на должности в новом отделе в финансовом отношении будет вариант перевода из других отделов. Здесь необходимо учесть соответствие работника разработанным критериям отбора, поскольку от работы данного отдела будут зависеть результаты контрольной деятельности всей Инспекции. Поэтому в состав работников отдела должны войти лица с высшим экономическим образованием, с опытом работы в сфере налогообложения не менее 2 лет, с аналитическим складом ума и умением вежливо общаться с людьми.
В случае соответствия работников установленным критериям необходимо учесть их желание работать в новом отделе, для этого нужно обеспечить сохранение полученного сотрудником чина и уровня заработной платы при переходе в новый отдел.
При проведении предложенных мероприятий по улучшению контрольной работы Инспекции государство, в лице налоговых органов, получит определенную отдачу. Поскольку работа данного отдела построена на Концепции системы планирования ВНП, которая призывает налогоплательщиков своевременно оценивать налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Налоговые органы не собираются останавливаться на достигнутом и стремятся и далее осуществлять проведение политики открытого диалога с налогоплательщиками. Так, в 2008г. принятая Концепция была дополнена двенадцатым критерием оценки рисков, где приведены наиболее распространенные схемы ухода от налогообложения5.
Принятие Концепции практически разрешило существующую до сих пор проблему отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Отказ от политики тотального охвата хозяйствующих субъектов налоговыми проверками положительно сказывается на работе налоговых органов. Это выражается в значительном снижении нагрузки на каждого работника Инспекции; в повышении эффективности налоговых проверок; в изменении отношения налогоплательщиков к налоговым органам в положительную сторону.
Список литературы:
1. Грищенко А. Выездная налоговая проверка: новая концепция планирования выездных налоговых проверок //Аудит и налогообложение. - 2007. - №9. - С. 1114.
2. Дмитраков В. Оцените вероятность выездной проверки компании по методике ФНС России // Практическое налоговое планирование. - 2007. - №12. - С. 912.
3. Карпов А. Двенадцатый критерий выездной проверки, или ФНС предлагает каяться // Проверка в компании. - 2008. - №12. - С. 3-5.
4. Пономорева Т., Попова Н. Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам зону налого-
вой стабильности // Российский налоговый курьер. -2007. - №7. - С. 12-14.
РЕЦЕНЗИЯ
Выездная налоговая проверка (ВНП) является самым нервозным мероприятием в жизни компании. Выездная налоговая проверка проводится, как правило, на территории налогоплательщика и часто становится для него суровым испытанием. В ходе такой проверки представители налоговых органов имеют возможность детально проанализировать финансово - хозяйственную деятельность организации, ведение бухгалтерского учета и начисление налогов на предприятии.
ФНС России определены 12 критериев отбора налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки. Концепция планирования системы выездных налоговых проверок позволяет, с одной стороны -проводить налоговым органам проверки на основании однозначных критериев без предварительной работы документацией налогоплательщика, с другой - вести хозяйственную деятельность налогоплательщикам таким образом, чтобы не стать объектом ВНП, тем самым, стимулируя заниматься налоговым планированием.
Налоговые органы смогут сократить количество ВПН и численность персонала, занимающегося проверками, снизить нагрузку на проверяющих, повысить результативность проверки. Как показали сведения, представленные авторами статьи, налицо позитивный результат внедрения концепции для работы налоговой инспекции. Для дальнейшего повышения эффективности ВНП необходимо проводить с налогоплательщиками информационно-консультационную работу и внедрять на местном уровне систему мониторинга налогоплательщиков в соответствие с Концепцией, что доказывает актуальность данной статьи.
Авторы предложили создать в налоговой инспекции специальный отдел, который будет заниматься планированием проведения ВНП, что позволит распределить функции и обязанности отделов, непосредственно отвечающих за проведение КНП и ВНП, используя для этого сотрудников данных отделов перераспределенных в новый отдел в связи с изменением объема работ.
Представленные материалы актуальны, предлагают вариант совершенствования работы налоговых органов, исходя из практических результатов деятельности, и могут быть использованы в качестве основы для улучшения деятельности работы налоговой инспекции.
д.э.н., профессор, заф. каф. Управление финансами Перм. Гос. Техн . Ун -та Елохова И.В.
5 Карпов А. Двенадцатый критерий выездной проверки, или ФНС предлагает каяться // Проверка в компании. - 2008. - №12. -С. 3-5