ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
УДК 378:004
Б. В. Андиньш, В. В. Тимофеева
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается внедрение компетентностного подхода как одно из главных направлений модернизации образования, его основные особенности. Представлены направления деятельности и методики, направленные на внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс. Рассмотрена модель организации самостоятельной работы студентов. На конкретном примере показана специфика компетентно-стной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», изучающих дисциплину «Основы менеджмента».
The article considers the competence approach introduction as one of the priorities and main features of education modernisation. The author outlines methods and activities aimed at the competence approach introduction to education process, considers a model of students' independent work. A concrete example is drawn to show the specificity of the competence training of students of the “Business Administration" field of study in the framework of the "Fundamentals of Management" discipline.
Ключевые слова: компетентностный подход, развитие способностей, повышение познавательного интереса студентов, патриотическое воспитание, привлекательность профессионального образования.
Keywords: competence approach, self-realisation, generation of students' cognitive interest, patriotic training, attractiveness of professional education.
В настоящее время активно обсуждается в качестве одного из главных направлений модернизации образования компетентностный подход [1]. Обобщая различные его интерпретации, можно сделать вывод, что компетентностный подход является точкой сборки, которая интегрирует не только привычные знания, умения и навыки, но и ценности, нормы и образцы профессиональной деятельности, требования к развитию индивидуальных и личностных качеств, готовность принимать решения и действовать в неопределенной ситуации.
Кроме того, можно выделить главные отличия компетентностного подхода от традиционного, это:
— ориентация на удовлетворение потребностей родителей и работодателей, учет мнения экспертного сообщества о главных тенденциях и перспективах развития профессии;
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 36-40.
— смещение акцента в подготовке с исследовательского на деятельностный подход;
— моделирование профессиональной деятельности не только на специальных и профессиональных дисциплинах, но и на естественнонаучных и гуманитарных.
Внедрение компетентностного подхода необходимо, прежде всего, для повышения качества образования, реализации закона об образовании, где образование трактуется не только как процесс обучения, но и как процесс воспитания, для развития способностей, повышения познавательного интереса обучающихся, а также для поднятия престижа и привлекательности профессионального образования.
Можно наметить следующие направления деятельности по внедрению компетентностного подхода:
1. Анализ анкет выпускников, руководителей предприятий, исследование мнения экспертов о требованиях к подготовке специалистов.
2. Составление модели выпускника, элементы структуры которой направлены на формирование компетенций.
3. Составление нового учебного плана и новых стандартов, основанных на компетенциях.
4. Оформление заказов декана и заведующего выпускающей кафедры, в которых формулируются требования к особенностям подготовки специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.
5. Разработка и апробация методик, позволяющих внедрять компе-тентностный подход:
а) тренинги;
б) понятийные семинары;
в) информационные и др. проекты;
г) проектирование;
д) профессиональные конкурсы;
е) занятия с руководителями организаций и выпускниками.
6. Организация сотрудничества с другими учебными заведениями.
7. Работа с преподавателями по пропаганде компетентностного подхода.
8. Реализация компетентностного подхода во внеучебной работе.
9. Внесение в индивидуальный план работы преподавателя и тематический план-граф по реализации компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход позволяет оптимизировать учебный процесс за счет того, что он концентрирует силы и средства учебного заведения на успешную социализацию выпускника, ориентирует студентов на самосовершенствование, на развитие способностей, предусматривает управленческую позицию преподавателя. Кроме того, он предполагает снижение аудиторной нагрузки за счет увеличения самостоятельной работы студентов и расширение клубной внеучебной работы, а также создает условия для широкого внедрения активных форм обучения. Идеология компетентностного подхода делает образовательный подход всегда актуальным, осмысленным, а значит, интересным.
Например, при подготовке студентов по специальности «Менеджмент организации» была переработана программа по дисциплине «Основы менеджмента», что позволило значительно улучшить эффективность подготовки студентов. Дополнение к программе касалось организации самостоятельной работы студентов [2].
Главной целью организации самостоятельной работы явилось формирование управленческой компетенции в процессе моделирования профессиональной деятельности [3]. В качестве задач можно выделить:
1. Формирование корпоративной культуры и навыков командной работы.
2. Обучение умению создавать яркие и интересные презентации.
3. Организация самостоятельной исследовательской работы.
4. Формирование знаний, умений и навыков по планированию, проектированию и программированию деятельности.
5. Создание условий для формирования мотивации к самосовершенствованию и освоению менеджмента.
6. Патриотическое и нравственное воспитание студентов.
7. Развитие управленческого мышления.
Смысл работы заключался в синтезе знаний по истории, социологии, маркетингу, психологии, менеджменту и организации реальной деятельности студентов. Сущность самостоятельной работы заключалась в том, что студенты, разделенные на команды, получали задание по продвижению и созданию положительного образа российского исторического деятеля как носителя определенных управленческих идей, принципов и практик.
Студенты выбрали для своих работ личности Ивана Грозного, Петра Первого, Александра Суворова, Екатерины II, Александра I, Владимира Путина. Они провели большую самостоятельную исследовательскую работу, проанализировали обширный материал, отобрав интересные высказывания об управленческой деятельности, выделили универсальные управленческие методы и коммуникативные приемы, которые можно с успехом использовать и в современной деятельности. На основе своих исследований студенты выполнили яркие электронные презентации, видеоклипы, сценарии рекламных кампаний и пиар-акции.
Патриотическое воспитание в данной работе заключалось в установке на позитивное восприятие опыта управленческой деятельности выдающихся лидеров и в формировании познавательного интереса к российской истории.
Нравственное воспитание студентов заключалось в формировании умения выражать признательность и благодарность историческим деятелям.
В качестве примеров мы приводим благодарности студентов Суворову и Екатерине II:
1. «Мы бы хотели выразить благодарность Александру Васильевичу Суворову:
• Спасибо за то, что не дал поставить на колени Россию.
• Спасибо за то, что защитил земли русские.
• Спасибо за то, что не предал и не продал русский народ.
• Спасибо за то, что служил верой и правдой Отчизне.
• Спасибо за то, что, несмотря на свои ранения, шел впереди своей армии и вел наших солдат к победе.
• Спасибо за то, что никогда не отступал от задуманного.
• Спасибо за то, что создал великую армию в то время».
2. «Екатерине Второй мы выражаем нашу благодарность за:
• Великую «эпоху просвещенного абсолютизма».
• Великолепную внешнюю политику.
• Попытки поставить Россию на путь развития Европы.
• Умение доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, которые ставила перед ней история.
• Попытки решения социальных проблем общества («жалованная грамота дворянству» и «жалованная грамота городам»).
• Ее величие в том, что именно при ее просвещенном правлении в России стали осознавать значение гуманных идей, а в обществе впервые, пусть и не так громко, заговорили о праве любого человека думать, размышлять о грядущем "общем благе"».
Результатом образовательного проекта явилась подготовка и проведение итогового занятия (от идеи и разработки до самостоятельной реализации).
В данном случае открытое занятие проходило под девизом «Менеджерам всех времен посвящается» в форме представления полученного опыта в виде презентаций управленческих команд и авторского игрового фильма «Игра со временем», где студенты самостоятельно представили свое видение интеграции менеджмента, российской истории и современности.
По итогам работы было организована рефлексия студентов, в ходе которой они отметили интересную форму проведения занятий — творчество в процессе обучения; возможность применить теорию на практике; самостоятельность и креативность при подготовке итогового занятия; самостоятельную исследовательскую работу; возможность проявить себя; командную форму работы; исторический подход к менеджменту. Также в качестве основных результатов было указано, что удалось научиться выступать публично, позитивно настраиваться на деятельность, решать проблемы, достигать успеха, организовывать презентации, овладевать приемами управления и навыками работы в команде.
Таким образом, представленная методика демонстрирует один из возможных вариантов реализации компетентностного подхода, интегрирующего знания, умения и навыки с ценностями, нормами и образцами профессиональной деятельности; развитием индивидуальных и личностных качеств, готовность принимать решения и уверенно действовать в неопределенной ситуации.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ЛОГОС, 2004. 341 с.
2. Трифонова С. Д., Трифонов Б. В., Тимофеева В. В. Поведенческая методология управления проектами в образовательных процессах: монография.- Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО КГТУ, 2008. 295 с.
3. Казанцев, А. К. и др. Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 367 с.
Об авторах
Б. В. Андиньш — Калининградский технический колледж, [email protected]
В. В. Тимофеева — канд. техн. наук, доц., Калининградский институт туризма — филиал Российской международной академии туризма, [email protected]
Authors
B. Andinsh, Kaliningrad Technical College, [email protected].
Dr. V. Timofeyeva, Associate Professor, Kaliningrad Institute of Tourism, a branch of Russian International Academy for Tourism, [email protected]