Реформы здравоохранения
© А. А. Сыстерова, Е. Г Тоцкая, 2012 УДК 614.2:008
А. А.Сыстерова1, Е. Г. Тоцкая2
внедрение инноваций в здравоохранении
1ГБУЗ Государственная Новосибирская областная клиническая больница; 2Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии
Минздравсоцразвития России
Сегодня инновационная деятельность рассматривается как механизм реализации государственной политики в повышении эффективности системы здравоохранения на основе достижений медицины и технических наук. Разработка, создание и внедрение продуктов, соответствующих критериям инновационности, способствуют конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг. Руководителям органов управления здравоохранением, специалистам в области медицинской науки необходимо осознать проблемы внедрения инноваций в медицинскую практику и разработать механизмы их решения. Ключевые слова: инновационное развитие здравоохранения, стратегическая политика, лечебно-профилактические учреждения, внедрение инновационных разработок, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие
THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN PUBLIC HEALTH
A.A. Systerova, Ye.G. Totskaya
Nowadays, the innovative activities are considered as the mechanism of implementation of public policy to increase effectiveness ofpublic health system on the basis of achievements of modern medicine and technical sciences. The development, elaboration and implementation ofproducts being in line with corresponding to criteria of innovation, promote the concurrency of medical institutions at the medical services market. The administrators of health departments and medical science professionals are to become aware about the problems of implementation of innovations into medical practice to develop the mechanisms of overcoming these issues.
Key words: innovative development, public health system, strategic policy, medical institution, implementation, interdisciplinary and intersectoral interaction
Перспективные программы социально-экономического развития Российской Федерации ставят перед здравоохранением новые задачи, направленные на создание и развитие эффективной системы здравоохранения [1]. Реформирование отрасли связано с масштабными инвестициями в развитие инфраструктуры, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), информатизацию и т. д . [1, 2]. Одним из путей интенсивного развития здравоохранения, соответствующего основным направлениям государственной политики, является инновационная деятельность при включении научного, технического, интеллектуального, кадрового потенциала. Внедрение результатов интеллектуальной деятельности, инновационных продуктов в здравоохранение требует от руководителей медицинских учреждений постановки новых задач с последующим их решением с учетом умения медицинского персонала работать в междисциплинарных научно-технических коллективах [3].
Сегодня можно утверждать, что инновационная деятельность в здравоохранении вообще и в ЛПУ в частности характеризуется размытостью приоритетов, низким уровнем инновационного потенциала даже в ведущих учреждениях региона, за исключением профильных научно-исследовательских учреждений, слабостью внедрения результатов научных исследований [4].
А. А. Сыстерова - д-р мед . наук, гл . специалист по инновационному развитию (saa@oblmed . гак . ги); Е. Г. Тоцкая - канд . мед . наук, ст. науч . сотр. (ЕТоскауа@пйо . ги) .
В соответствии с принятой Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. совершенствование медицинской помощи возможно при обязательном условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых, эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в практическую деятельность Ориентация генерируемых научных идей на разработку и создание инновационного продукта, созданных инновационных продуктов - на потребности здравоохранения, а врачей разных специальностей - на внедрение инновационных технологий в практику должна являться основой деятельности отрасли Создание более удобных, доступных по ценовым характеристикам, технологически эффективных инновационных продуктов позволит производить и широко внедрять их в практическое здравоохранение [1, 5].
Инновационная деятельность в здравоохранении подразумевает реализацию инновационного цикла от этапа проработки научной идеи до внедрения в практическое здравоохранение В условиях реалий сегодняшнего дня этот процесс затягивается на долгие годы, что искажает само видение инновационной деятельности .
Проведенная в рамках комплексного социально-гигиенического исследования экспертная оценка с привлечением ведущих специалистов Новосибирска в области экономики и организации здравоохранения отразила факторы, влияющие на внедрение инноваций в указанной сфере Отсутствие у подавляющего большинства практикующих врачей и научных сотрудников знаний об отечественных запатентованных разработках и определенный «информационный вакуум» в отношении инно-
ваций отметили 95% экспертов. К наиболее значимым причинам неэффективной организации инновационной деятельности и ее внедренческой составляющей были отнесены отсутствие единой, доступной базы данных по готовым инновационным продуктам (82,4%), низкий уровень информационного обмена между авторами и разработчиками инноваций и практикующими врачами (75,6%), консерватизм врачебного сообщества в целом, в том числе и руководителей ЛПУ (70%), низкая инновационная культура (69,8%), нежелание перемен (65,3%). Отрицательное влияние на процессы внедрения, по мнению руководителей медицинских и научных учреждений, оказывает и стандартизованная работа ЛПУ (57,2%), что порой делает невозможным использование новых медицинских технологий, а также отсутствие адекватного финансирования инновационной деятельности (55,8%). Барьеры между административными подразделениями как в ЛПУ, так и на уровне управления здравоохранением (56%), отсутствие действенных механизмов межведомственного взаимодействия (48,5%), дисбаланс ответственности и полномочий (45,6%) мешают включению инновационной составляющей в деятельность медицинских учреждений.
Серьезной проблемой является также отсутствие четкого, единого нормативного документа, регламентирующего продвижение и внедрение инновационных разработок в практическое здравоохранение. Эксперты указали на отсутствие у исследовательских организаций, коллективов ученых навыков, опыта и финансовых средств для подготовки научно-технической документации для клинической апробации, получения разрешительных документов на ту или иную инновационную разработку. Дефицит профессионально подготовленных кадров в сфере маркетинговых и консалтинговых услуг в здравоохранении существенно влияет на развитие инновационной деятельности в целом.
Актуально создание инновационной инфраструктуры, включающей институты, нормативно-правовую базу, образовательную среду, коммуникативные меха-
низмы и технологии внедрения инноваций в практику здравоохранения. Необходимо разработать регламент организации работ по анализу и отбору предлагаемого к внедрению продукта, обеспечивающего открытость, достоверность, а также независимость. Следует исключить возможность влияния конфликта интересов на объективность профессиональных суждений экспертов. Предлагаемый к внедрению продукт должен отвечать таким критериям, как:
• соответствие основным направлениям социально-экономического развития;
• новизна;
• защита прав на интеллектуальную собственность;
• квалификация и научно-технический (производственный) потенциал заявителя;
• обоснование преимуществ по сравнению с аналогами (медицинская, социальная, экономическая эффективность);
• удовлетворение потребностей рынка по данной или аналогичной продукции (маркетинг продукции).
На наш взгляд, инициативу в разработке, апробации и внедрении регламента должны взять на себя территориальные органы управления здравоохранением. Разработанный нормативный документ должен быть обязательным к исполнению для структур, заинтересованных во внедрении инновационной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков В. К. II Нац. проекты. - 2008. - № 6. - С. 62-65.
2. Сибурина Т. А. // Менеджмент и бизнес-администрирование. -
2007. -№2. -С. 63-69.
3. Сшакова В. В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. -
№ 1.-С. 68-73.
4. Коробейников О. П., Трифшова А. А., КоршуновII. А. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. -№ 3. - С. 12-19.
5. Корольков В. Е. // Бизнес: Экономика. Маркетинг. Менеджмент.
-2008.-Вып. 2.-С. 45.
Поступила 26.04.12