Научная статья на тему 'Телемедицина как механизм обеспечения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и инновационных технологий в здравоохранении'

Телемедицина как механизм обеспечения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и инновационных технологий в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
806
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ДОСТУПНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / INNOVATIONS / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HEALTH SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тоцкая Е. Г., Покровская О. Б.

В статье отражены актуальные вопросы внедрения высоких технологий в практику отечественного здравоохранения. Рассматриваются проблемы доступности современных лечебно-диагностических методов для жителей малонаселенных и отдаленных регионов. Цель – обоснование необходимости развития телекоммуникационных методов как инновационных и новых технологических решений при обеспечении профилактического направления в здравоохранении, обслуживании удаленных субъектов, повышении уровня обслуживания населения, снижения стоимости медицинских услуг. Материалы и методы. В ходе исследования с использованием литературного анализа решались задачи изучения опыта использования телекоммуникационных технологий в медицинской практике в Российской Федерации и за рубежом. Методы статистического и экономического анализа позволили классифицировать основные направления деятельности в сфере телемедицинских технологий, оценить потребность в данных услугах на территории г. Новосибирска и Сибирского федерального округа, обосновать необходимость и экономическую целесообразность телемедицины. Результаты. В рамках комплексного социально-гигиенического исследования по проблемам управления инновациями в здравоохранении при участии Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» и ведущих медицинских организаций федерального уровня проведен анализ состояния (2007-2012 гг.) и перспектив развития телемедицинских технологий на территории Сибирского федерального округа. Показана актуальность использования телемедицинских технологий для целей практической медицины, образования и управления. Заключение. Телемедицинские технологии заняли достойное место в здравоохранении, реально помогая повысить качество и уровень специализированной медицинской помощи, приблизить высокотехнологичные виды медицинской помощи к их потребителю, проводить обучение медицинского персонала с использованием ресурса ведущих учебных отечественных и зарубежных баз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEMEDICINE AS MECHANISM OF ENSURING AVAILABILITY TO HIGH-TECH MEDICAL SERVICES AND INNOVATIONS IN HEALTH CARE

The article reviews the actual issues of implementation of high technologies into domestic health care practice. The problems of availability of modern medical diagnostic methods for population of under-populated and remote regions are reviewed. Objective – to substantiate the necessity of development of telecommunication methods as innovative and new technologic solutions in provision of preventive direction in health service, maintenance of remote subjects and increase of level of public service and decrease in medical services costs. Materials and methods. During the study with the literature analysis the issues of learning of experience of telecommunication technologies in medical practice of Russian Federation and abroad were solved. The methods of statistic and economic analysis allowed to classify the main directions of activity in telemedicine technologies, to evaluate the demand for such services in Novosibirsk and Siberian Federal District, as well as to substantiate the necessity and economic efficiency of telemedicine. Results. Within the frame of complex and social hygienic study of problems in management of innovations in health service with the participation of Interregional association «Siberian Health Service» and the leading federal medical organizations the analysis of the state (2007-2012) and perspectives of development of telemedicine technologies at the territory of Siberian Federal District. The actuality of administration of telemedicine technologies for practical medicine, education and management is shown. Conclusion. The telemedicine technologies have taken the rightful place in health service. They really help to increase the quality and level of specialized medical aid, to bring the high tech types of medical aid into proximity with customers, to perform study of medical staff using resources of leading training domestic and foreign bases.

Текст научной работы на тему «Телемедицина как механизм обеспечения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и инновационных технологий в здравоохранении»

Статья поступила в редакцию 07.06.2013 г.

ТЕЛЕМЕДИЦИНА КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

TELEMEDICINE AS MECHANISM OF ENSURING AVAILABILITY TO HIGH-TECH MEDICAL SERVICES AND INNOVATIONS IN HEALTH CARE

Тоцкая Е.Г. Totskaya E.G.

Покровская О.Б.

Федеральное государственное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения России»,

Pokrovskaya O.B.

Novosibirsk Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics,

г. Новосибирск, Россия Novosibirsk, Russia

В статье отражены актуальные вопросы внедрения высоких технологий в практику отечественного здравоохранения. Рассматриваются проблемы доступности современных лечебно-диагностических методов для жителей малонаселенных и отдаленных регионов.

Цель - обоснование необходимости развития телекоммуникационных методов как инновационных и новых технологических решений при обеспечении профилактического направления в здравоохранении, обслуживании удаленных субъектов, повышении уровня обслуживания населения, снижения стоимости медицинских услуг.

Материалы и методы. В ходе исследования с использованием литературного анализа решались задачи изучения опыта использования телекоммуникационных технологий в медицинской практике в Российской Федерации и за рубежом. Методы статистического и экономического анализа позволили классифицировать основные направления деятельности в сфере телемедицинских технологий, оценить потребность в данных услугах на территории г. Новосибирска и Сибирского федерального округа, обосновать необходимость и экономическую целесообразность телемедицины. Результаты. В рамках комплексного социально-гигиенического исследования по проблемам управления инновациями в здравоохранении при участии Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» и ведущих медицинских организаций федерального уровня проведен анализ состояния (2007-2012 гг.) и перспектив развития телемедицинских технологий на территории Сибирского федерального округа. Показана актуальность использования телемедицинских технологий для целей практической медицины, образования и управления.

Заключение. Телемедицинские технологии заняли достойное место в здравоохранении, реально помогая повысить качество и уровень специализированной медицинской помощи, приблизить высокотехнологичные виды медицинской помощи к их потребителю, проводить обучение медицинского персонала с использованием ресурса ведущих учебных отечественных и зарубежных баз.

Ключевые слова: инновации; телекоммуникационные технологии в здравоохранении; доступность квалифицированной медицинской помощи.

The article reviews the actual issues of implementation of high technologies into domestic health care practice. The problems of availability of modern medical diagnostic methods for population of under-populated and remote regions are reviewed.

Objective - to substantiate the necessity of development of telecommunication methods as innovative and new technologic solutions in provision of preventive direction in health service, maintenance of remote subjects and increase of level of public service and decrease in medical services costs.

Materials and methods. During the study with the literature analysis the issues of learning of experience of telecommunication technologies in medical practice of Russian Federation and abroad were solved. The methods of statistic and economic analysis allowed to classify the main directions of activity in telemedicine technologies, to evaluate the demand for such services in Novosibirsk and Siberian Federal District, as well as to substantiate the necessity and economic efficiency of tele-medicine.

Results. Within the frame of complex and social hygienic study of problems in management of innovations in health service with the participation of Interregional association «Siberian Health Service» and the leading federal medical organizations the analysis of the state (2007-2012) and perspectives of development of telemedicine technologies at the territory of Siberian Federal District. The actuality of administration of telemedicine technologies for practical medicine, education and management is shown.

Conclusion. The telemedicine technologies have taken the rightful place in health service. They really help to increase the quality and level of specialized medical aid, to bring the high tech types of medical aid into proximity with customers, to perform study of medical staff using resources of leading training domestic and foreign bases.

Key words: innovations; telecommunication technologies in health service; availability of qualified medical aid.

политики, поскольку «в современной конкурентной борьбе к первоочередным факторам относится не обладание ресурсами и материаль-

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономи-

ки. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической

ными ценностями, а способность к нововведениям» (М. Крозье, 2010). В соответствии с концепцией развития инновационной экономики России, в том числе в здравоохранении, определены направления деятельности, одним из которых является масштабная модернизация технологий [1]. Современный уровень развития медицины характеризуется наукоемкостью и высо-котехнологичностью, что требует подготовленных концептуально и технически квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития и распространения новых технологий [2, 3].

Особо остро в практике мирового и отечественного здравоохранения стоит проблема территориальной несправедливости в доступе к медицинскому обслуживанию, которая решается многими странами на протяжении достаточно долгого периода [4, 5]. Территориальная протяженность и неравномерность заселения территорий Российской Федерации, а также связанная с этим концентрация ведущих медицинских учреждений страны в больших городах свидетельствуют о том, что проблема доступности специализированной и высококвалифицированной медицинской помощи существует и в нашей стране. Одним из крупнейших территориально-административных образований России является Сибирский федеральный округ (СФО), который объединяет 16 регионов. К существенным проблемам здравоохранения СФО можно отнести недостаточное количество высококвалифицированных специалистов в ряде регионов, а также слабое обеспечение дорогостоящим оборудованием.

Новой технологией, способной содействовать в решении проблем доступности высококвалифицированной медицинской помощи на отдаленных территориях, является телемедицина (ТМ). Всемирной организацией здравоохранения телемедицина определена как «комплексное понятие для систем, услуг и деятельности в области здравоохранения, которые могут дистанционно передаваться средствами информационных и теле-

№ 4 [декабрь]

коммуникационных технологий в целях развития всемирного здравоохранения, контроля над распространением болезней, а также образования, управления и исследований в области медицины» [6, 7]. К задачам телемедицины отнесены: профилактическое обслуживание населения, снижение стоимости медицинских услуг, обслуживание удаленных субъектов, устранение изоляции, повышение уровня обслуживания [8].

В рамках комплексного социально-гигиенического исследования по проблемам управления инновациями в здравоохранении при участии Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» и ведущих медицинских организаций федерального уровня проведен анализ состояния (2007-2012 гг.) и перспектив развития телемедицинских технологий на территории СФО. По представленным Государственным учреждением «Сибирский окружной медицинский центр Минздрава России» обобщенным данным основными направлениями деятельности в сфере телемедицинских технологий в СФО являются: консультационные услуги, видеоконференции, дистанционные формы обучения. В настоящее время на территории округа существует 26 ТМ пунктов с различным уровнем оснащения и структурной организации в Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областях, Алтайском, Красноярском краях и Республике Бурятия.

Существующие сегодня ТМ центры оснащены специализированными программно-аппаратными комплексами, позволяющими транслировать видеоизображение, передавать электрокардиограммы, рентгеновские снимки, УЗИ, эндоскопические, цитологические, томографические и другие изображения в режиме реального времени либо в режиме «off line». Скоростными каналами, обеспечивающими высококачественную видеосвязь (ISDN), пользуются 6 ТМ центров (Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Омск). Остальные используют каналы Internet, которые могут быть альтернативным перспективным техническим решением в связи с ограниченны-

■ни Й

ми возможностями ряда регионов в подключении к скоростным каналам. Возможность организовать многоточечную связь (подключение одновременно нескольких терминалов) непосредственно со своего телемедицинского пункта имеют только Иркутский региональный центр телемедицины и ТМЦ ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России. Остальные пользуются при организации видеоконференций услугами других центров.

Всего по округу за последние пять летпроведено 5380 телемедицинских сеансов, из них 3397 консультаций, 1042 конференций, 2 Коллегии, 36 лекций и семинаров, 3 аттестации и предаттестации. В среднем на 1 центр приходится по 81 ТМ сеансу в год. В структуре сеансов в целом по округу преобладают ТМ консультации (96 %). Конференции, лекции и семинары составляют 4 %.

Поэтапный ввод в действие новых ТМ пунктов в анализируемый период привел к росту числа ТМ консультаций. Количество телесеансов выросло более чем в 10 раз по сравнению с 2007 годом, главным образом за счет ТМ консультаций. Число ТМ конференций также выросло в 7 раз. Показателем повышения активности работы ТМ центров является рост числа ТМ консультаций на 1 центр более чем в 3 раза, конференций — в 2,6 раза. В качестве консультантов приглашаются специалисты ведущих клиник и медицинских центров страны. Преимущественно это клиники отраслевых НИИ, расположенные в столице (80 %), единичные пациенты консультированы в клиниках Швейцарии, Германии, США. Перечень медицинских учреждений Сибирского региона менее обширен. Порядка 20 % приходится на клиники Томского и Новосибирского научных центров.

В процессе ТМ консультации уточняется диагноз, выбирается тактика лечения, осуществляется отбор на госпитализацию. В этом смысле телемедицина — фактор приближения специализированной и высококвалифицированной помощи к населению регионов. Но преобладание в перечне специализированных медицинских

центров столичных клиник вряд ли характеризует обоснованность их выбора для консультации: это, скорее всего, историческая традиция. Ведь первые ТМ комплексы устанавливались в крупных многопрофильных специализированных учреждениях, в административных центрах, так как были ориентированы на высокоскоростные каналы связи и, соответственно, более качественную связь с Москвой и Санкт-Петербургом. Сказывается также отсутствие информации о наличии ТМ центров и возможностях получения консультативной помощи в регионе. Близость региональных медицинских центров могла бы облегчить и ускорить поиск консультанта, удешевить консультацию, а меньшая разница во времени сделать ее более удобной как для пациента, так и для лечащего врача. К критериям медицинской эффективности ТМ консультации отнесены снижение длительности лечения, своевременный и быстрый отбор на госпитализацию в специализированные ЛПУ, оперативно сделанный выбор правильного и эффективного метода лечения.

Основную долю в структуре составляют плановые консультации (90 %) по профилям: онкология, травматология, неврология, ревматология, трансплантология, гепато-логия, гастроэнтерология, хирургия, перинатология, офтальмология, нейрохирургия, гематология, фтизиопульмонология, кардиология, цитоморфология.

Телемедицина на сегодняшний день остается дорогостоящей технологией. Источниками финансирования являются бюджеты субъектов Федерации, средства ОМС, федерального бюджета, часть консультаций предоставляется на платной основе. Анализ экономического эффекта ТМ консультаций проводится не во всех центрах. В Иркутском региональном центре ТМ наиболее полно разработана методика с использованием анализа затраты, т.е. эффективности по актуальным профилям консультаций. Она опубликована и одобрена Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Еще одним направлением деятельности ТМ технологий является

организация ТМ совещаний, коллегий, ТМ конференций. Их объединяет возможность двустороннего видео- и аудиообщения нескольких сторон и большая длительность во времени, чем ТМ консультации, а также необходимость дополнительного технического оснащения для трансляции демонстрационных материалов и размещения аудитории. Таких телесеансов проводится в среднем по 20-25 на 1 ТМ центр в год.

Дистанционное обучение как один из видов деятельности ТМ центров — перспективное направление повышения квалификации специалистов. Однако развитие его сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей этот процесс. Всего по округу за 4 года транслировались 38 лекций и семинаров (1 % всех ТМ сеансов) — по 1,2 на 1 центр в год. В аттестации врачей и среднего медицинского персонала телемедицина используется также недостаточно, всего по округу проведено 3 таких сеанса.

Таким образом, несмотря на увеличение количества ТМ центров на территории Сибирского федерального округа, преждевременно сегодня говорить о формировании единой ТМ сети. Такая сеть, объединяющая региональные ТМ сети в рамках единой политики информационного обеспечения здравоохранения округа, могла бы реально способствовать приближению высококвалифицированной медицинской помощи к конкретному больному, повышению профессионального уровня медицинских кадров, совершенствованию организации здравоохранения, обеспечивая в итоге качество медицинской помощи.

В качестве факторов, сдерживающих внедрение ТМ технологий в региональное здравоохранение и здравоохранение Сибирского федерального округа, по данным социологического исследования, проведенного среди руководителей ТМ центров в количестве 35 специалистов, выявлены следующие:

1) отсутствие единой нормативной

базы, регламентирующей деятельность ТМ центров и порядок

предоставления ТМ консультаций;

2) отсутствие стабильных источников финансирования;

3) отсутствие единых подходов к разработке технического проекта организации и развития региональных телемедицинских сетей;

4) отсутствие структуры, координирующей деятельность ТМ центров в округе и владеющей информацией о возможностях ТМ центров в регионах, а также о возможностях получения специализированной консультативной помощи на территории округа. Данные, полученные при опросе

руководителей, вполне соотносятся с указанными в литературных источниках проблемами организации единой телекоммуникационной системы в сфере здравоохранения. Важнейшей проблемой является также отсутствие четко регламентированных подходов к организации телемедицинских консультаций с использованием инструментов системы менеджмента качества.

Основываясь на анализе использования телемедицинских технологий в СФО и руководствуясь задачами по организации потоков нуждающихся в оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи травма-толого-ортопедического профиля, используя колоссальный опыт интерактивных технологий при организации консультационной, образовательной деятельности и управления, Новосибирский НИИТО в ходе исследования предложил систему стандартизации передачи и обмена медицинскими данными (как текстовыми, так и визуальными); разработаны методические подходы к организации и проведению телемедицинских консультаций (рис.).

Были также сформулированы предложения для Министерства здравоохранения области по совершенствованию и развитию данного направления в здравоохранении, которые включили: 1) разработку проектного варианта нормативных актов, регламентирующих правовую базу (региональную) при проведении телемедицинских консультаций, включая вопросы ли-

Рисунок

Схема взаимодействия при проведении телемедицинских консультаций.

цензирования телемедицинских

услуг;

2) создание национальных стандартов;

3) рассмотрение механизмов оплаты телемедицинских консультаций через различные варианты медицинского страхования (добровольное, обязательное);

4) принятие мер по совершенствованию и развитию каналов связи, высокоскоростных цифровых каналов в отдаленных от федеральных центров районах;

5) создание проекта программы развития телемедицины с реальным финансированием (на региональном уровне).

ВЫВОДЫ:

В целом телемедицинские технологии заняли достойное место в здравоохранении, реально помогая приблизить высокотехнологич-

ные виды медицинской помощи к их потребителю. Перспективными направлениями развития телемедицины в России можно назвать развертывание телеконсультационных центров на базе ведущих республиканских и региональных больниц и центров, организацию региональных центров телемедицинского сервиса и объединение их в телемедицинскую сеть России, принятие региональных целевых программ по развитию телемедицины, налаживание долговременных контактов с зарубежными телеконсультационными клиниками, проведение дистантного обучения по различным областям медицины, рассмотрение проблемы государственной поддержки телемедицины на уровне Правительства РФ.

Внедрение в деятельность учреждений здравоохранения СФО теле-

медицинских технологий позволит повысить качество и уровень специализированной медицинской помощи, ускорить и обеспечить развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, оперативно консультировать больных, проводить эффективный отбор на госпитализацию, проводить обучение медицинского персонала на курсах повышения квалификации с использованием ресурса ведущих учебных баз. Для дальнейшего развития телемедицины в СФО необходимы объединение усилий и координация действий всех заинтересованных сторон. Имеющийся научный потенциал, наличие клиник и НИИ позволяют оказывать специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь больным в разных клиниках СФО.

№ 4 [декабрь] 2013

ЛИТЕРАТУРА:

1. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. topmedicina.ru/health/koncepciya

2. Ельсиновская, С.О. Эффективное управление ресурсами медицинского учреждения /С.О. Ельсиновская. - СПб., 2009. - 560 с.

3. Коробейников, О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия /О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И.А. Коршунов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000.

- № 3. - С. 32-37.

4. The 2008 Statistical Abstract. Table 775 - Research and Development (R&D) Expenditures by Source and Objective: 1970 to 2006.

- URL: http://www.census.gov/compendia/statab/cats/science_ technology/expenditures.html

5. Science and Engineering Indicators 2008. Arlington. National Science Board. 2008. - Р. 4-42.

6. Корольков, В.Е. Проблемы государственного регулирования инвестиционных процессов в современных условиях российской экономики /В.Е. Корольков //Бизнес: Экономика. Маркетинг. Менеджмент. - 2008. - № 2. - С. 18-21.

7. Юдаев, К.В. Инвестиционный климат и инфраструктура и их влияние на конкурентоспособность предприятий /К.В. Юдаев //Леонтьевские чтения. - 2006. - № 4. - С. 11-14.

8. Щепин, О.П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении /О.П. Щепин, Л.А. Габуева.

- М.: МЦФЭР, 2006. - 432 с.

REFERENCES:

1. Healthcare and medical science development conception in Russian Federation until 2020. [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.topmedicina.ru/health/koncepciya (In Russian).

2. El'sinovskaya S.O. Effective management the resources of the medical institution. Sankt-Peterburg. 2009 (In Russian).

3. Korobeynikov O.P., Trifilova A.A., Korshunov I.A. Role of the innovation in the process of the enterprise's strategy formation. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2000; 3: 32-37 (In Russian).

4. The 2008 Statistical Abstract. Table 775 - Research and Development (R&D) Expenditures by Source and Objective: 1970 to 2006. Available at: http://www.census.gov/compendia/statab/cats/sci-ence_technology/expenditures.html

5. Science and Engineering Indicators 2008. Arlington. National Science Board. 2008; 4-42.

6. Korol'kov V.E. Problems of the state regulation of the investment process in the current conditions of the Russian economics, Biznes: Ekonomika. Marketing. Menedzhment. 2008; 2: 18-21 (In Russian).

7. Yudaeva K.V. Investment climate and infrastructure and their influence to the enterprises' competitiveness. Leont'evskie chteniya. 2006; 4: 11-14 (In Russian).

8. Shchepin O.P., Gabueva L.A. Organization and economics of the entrepreneurial activity in the healthcare. Moscow: MTsFER Publ. 2006 (In Russian).

Сведения об авторах: Information about authors:

Тоцкая Е.Г., к.м.н., старший научный сотрудник лабораторно-экс- Totskaya E.G., candidate of medical science, senior researcher, No-

периментального отдела, Федеральное государственное учреждение vosibirsk Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics,

«Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии Novosibirsk, Russia.

и ортопедии Министерства здравоохранении и социального развития

РФ», г. Новосибирск, Россия.

Покровская О.Б., начальник Управления организации медицин- Pokrovskaya O.B., head of department of medical care manage-

ской помощи, Министерство здравоохранения Новосибирской обла- ment, Ministry of health care of Novosibirsk region, Novosibirsk, Rus-

сти, г. Новосибирск, Россия. sia.

Адрес для переписки: Address for correspondence:

Тоцкая Е.Г., ул. Чапаева, 3-117, г. Новосибирск, Россия, 630030 Totskaya E.G., Chapaeva St., 3-117, Novosibirsk, Russia, 630030

Тел: +7 (913) 919-01-23 Tel: +7 (913) 919-01-23

E-mail: Е[email protected] E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.