Алимбаева С.А.,
и.о.заведующей кафедрой
ППСОП филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свзйер: инновация, енновацеялъщ формалар, цузърет-тт\к, бшжтШктi арт-тыру жуйеа.
Ключевые слова: енновацея, енноваце-онные формы, компетенция, система повышения квалефекацее.
§ Keywords: innovation, ^ innovative forms, corn's petence, system of ^ professional development.
о i—i hQ
и и w tf
о =
Ы
J2 X
Д
0
s
1
О Д x s
= Вестник «Эрлеу^-kst ^^^^^^^^^^^^^^
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ОПЫТ
Ацдатпа
Осы ма^алада бшм беру дамуыныц, нэтижеге багытталган жаца мо-делiне кешудщ заманауи жагдайында , Каза^стандагы бiлiктiлiктi арт-тырудьщ инновациялыщ тYрлерi жагдайында м¥Fалiмдер бшм, икемдшк жэне дагдыларды eздiгiмен алуга даярлыгы ерекше белсендiлiк алаты-ны жайында айтылган. Кыскаша ж^мыс тэжiрибесi ^сынылган.
Аннотация
В данной статье говорится о том, что в современных условиях развития образования, перехода к новой модели, ориентированной на результат, в Казахстане особую актуальность приобретает готовность учителей к активному участию в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков в условиях инновационных форм повышения квалификации. Кратко представлен опыт работы.
Annotation
In this article it is said that in modern conditions of a development of education, the transition to new model focused on result in Kazakhstan special relevance gains readiness of teachers for active participation in independent acquisition of knowledge, skills in the conditions of innovative forms of professional development. Experience is briefly presented.
В современной системе повышения квалификации одним из приоритетных направлений является обновление форм организации обучения учителей. Практика показывает, что в условиях модернизации любой системы определенное внимание уделяется совершенствованию обучения субъектов.
Эффективное развитие профессионализма учителя происходит в условиях инновационных форм обучения, используемых в системе повышения квалификации.
Суть обучения учителей через различные формы в том, что создается приоритетная нацеленность на создание обучающей среды, обеспечивающей развитие навыков проектировочной, аналитической, коммуникативной, поисковой, самостоятельной деятельности. В связи с этим возникает потребность в определении взаимосвязанных акцентов: Lesson Study, коучинг, дистанционное обучение.
Все формы носят интерактивный характер, побуждают учителей к самостоятельной работе с информацией и создают условия для профессионального роста. Следовательно, акценты расставляются следующим образом: принципом деятельности выступает интерактивность, средством - информация, а способом - коммуникация [4, с.17].
Целенаправленная работа по внедрению инновационных форм организации обучения в системе повышения квалификации требует системного диагностирования готовности руководителей к участию в инновационных формах обучения, она основывается на следующей объективной информации. Диагностирование готовности руководителей к участию в инновационных формах обучения основывается на объективной информации:
• определение основных мотивов участия в инновационных фор-
Вестник «Орлеу^-kst
107
мах слушателей курсов повышения квалификации;
• определение причин выбора формы педагогами - практиками;
• определение уровня готовности слушателей курсов повышения квалификации к участию в инновационных формах.
При этом, на наш взгляд, необходимо использовать следующие эмпирические методы:
• анкетирование обучающихся учителей с целью определения уровня готовности к участию в инновационных формах повышения квалификации;
• наблюдение за учителями - слушателями курсов повышения квалификации в условиях инновационных форм с целью определения затруднений.
Также важно использовать статистические методы для определения уровня сформирован-ности готовности к участию в инновационных формах повышения квалификации.
В целом, рассматривая инновационные формы повышения квалификации, можно определить их основную роль: расширение потенциальных возможностей самореализации, формирование осознанной потребности и готовности к самосовершенствованию и самообразованию на всех уровнях и этапах профессионального маршрута.
Следует отметить, что без учета опыта развития системы непрерывного педагогического образования, реализации идеи и методологии ни одна из имеющихся форм повышения квалификации не достигнет должного качества. В процессе внедрения инновационных форм следует учесть, что система повышения квалификации должна содействовать фундаментализации образования.
Таким образом, изучая инновационные формы обучения педагогов, мы можем говорить о преобразовании системы повышения квалификации в новый формат, востребованный в современном обществе, ориентированный на конкурентоспособность, мобильность, гибкость в изменяющихся ситуациях.
В целях качественной подготовки учителя к участию в инновационных формах обучения в условиях системы повышения квалификации рекомендуем:
• предусмотреть в учебно-воспитательном процессе средних школ активные формы обучения, способствующие самореализации и самовыражения личности;
• разработать механизмы развития компетенции самоменеджмента учителя в системе повышения квалификации, что позволит психоло-
гически «безбарьерно» участвовать в активном обучения;
• разработать модель обучения учителя в условиях инновационных форм;
• составить комплексно-целевую программу «От пассивного обучения - к активному обучению»;
• в системе повышения квалификации обновить формы обучения учителей; шире использовать формы работы, способствующие совершенствованию самостоятельных навыков;
• обновить программы курсов повышения квалификации в условиях внедрения инновационных форм повышения квалификации;
• разработать программу профессионального развития педагога в курсовой и межкурсовой период с использованием ИКТ.
Внедрение инновационных форм обучения будет способствовать повышению мастерства педагога, что приведет к повышению качества образования обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Т. К. Организация и методическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в процессе освоения ими курса педагогики [Электронный ресурс]: Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru.
2. Андреев, А. А. Непрерывное образование и дистанционное обучение [Электронный ресурс]: RELGA - научно-культурологический журнал.- 2005.- №20 [122].- Режим доступа: http://www.relga.ru.
3. Глебова, Г. Ф. Проектирование исследовательской деятельности учителя в системе личностно ориентированного обучения [Текст]: автореф. дис. кандидата пед. наук / Г. Ф. Глебова. - Смоленск, 2003. - 22 с.
4. Сариева, К.Н. Альтернативный подход к обновлению среднего образования в Республике Казахстан [Текст]: сборник материалов Республиканской НПК «Новые подходы к совершенствованию содержания повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Казахстан в модели 12-летнего образования»/ К.Н Сариева. - Алматы, 2010. - 417с.
5. Севрюкова, A.A. Модель развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / A. A. Севрюкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. - № 2 (4). - С. 72-80.
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О S
m
о
X