Вестник «Орлеу^-kst
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Алимбаева С. А.
главный специалист Филиал акционерного общества
«Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области
Неггзгг свздер: педагогика-лыц бшм, бшктшкт1 жетм-dipy, ЖYйе, дифференциалды амал, жаца формалар, багдар-ламалар
Ключевые слова: педагогическое образование, повышение квалификации, система, дифференцированный подход, новые формы, программы
Keywords: pedagogical education, in-plant training, system, differentiated approach, new forms, programs
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ацдатпа:
Макалада «бшктшкп жетiлдiру» TYcrniri ашылган, бшктшкп жетiлдiру жYЙеciнде окытуды ^йымдастырудыц жацартылган формаларына жолдар белгшенген.
Аннотация:
В статье раскрывается понятие «повышение квалификации», а также обозначаются подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации.
Annotatoin:
A concept «In-plant training» opens up in the article, and also going is designated near updating of forms of organization of educating in the system of in-plant training.
s <
Одной из основных проблем современного обра- q зования является повышение качества образования как <
CL
фактор конкурентоспособности личности. Особенную g
актуальность приобретает данная проблема в процес- s
се подготовки педагога, его профессионального разви- Ц
тия. Только высококвалифицированный педагог может g
сформировать конкурентоспособную личность, востре- ^
бованную в современном обществе. На решение этой g
проблемы нацелены основные документы в сфере обра- g зования Республики Казахстан и Российской Федерации
: Государственная программа развития образования Ре- 2
спублики Казахстан на 2011 - 2020 г.г., Государственный §
общеобязательный стандарт образования (Казахстан), g
Национальная доктрина образования в Российской Фе- ^
дерации до 2025 года, Федеральный Государственный S
образовательный стандарт (Россия). Реализация данных к
документов задает конкретные направления по преобра- §
зованию системы повышения квалификации педагогов, ©
обновлению содержания и форм курсовой подготовки. 8
Вместе с тем, функционирующая система повы- g
шения квалификации неспособна сегодня решить обо- ©
Вестник «Oрлеу»-kst
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
и
К |Т
С ^
О «
о
Е-
К :>
К
и ©
с
и
с ©
значенную проблему, вследствие чего назрела необходимость в обновлении форм организации обучения в системе повышения квалификации
Но прежде, чем рассматривать вопрос обновления форм организации обучения педагогов, необходимо обратиться к понятию «повышение квалификации». В различных источниках существует несколько определений, которые объединяют ключевые слова: профессиональное обучение/образование, совершенствование качеств, знаний, умений.
Так, Словарь бизнес-терминов дает следующее толкование: «Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений». [1].
Педагогический терминологический словарь представляет «повышение квалификации» как «вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью». [2].
Обращает внимание единый целеори-ентированный компонент - профессиональное совершенствование, в результате которого педагог должен проявить образовательную активность, инициативу в образовательной деятельности, критическое мышление, способность к рефлексии образовательной деятельности, умение проектировать траекторию собственного профессионального развития, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Надо отметить, что выше обозначенные результаты относятся ко всем категориям участников повышения квалификации: как к молодым специалистам, так и опытным педагогам.
Понять сущность системы повышения квалификации позволяет нам определение С. Г. Молчанова: «Совокупность социально-образовательных институтов, сопровождающих профессиональную деятельность и осуществляющих обновляющее воздействие на нее». [3, с. 18].
Таким образом, «в общей системе непрерывного педагогического образования система повышения квалификации рассматривается своеобразной педагогической интернатурой для начинающих учителей и творческой мастерской профессионального саморазвития для более опытных педагогов, которые можно рассматривать как ведущий способ совершенствования профессионализма и мастерства современного учителя, а нередко и как способ компенсации, коррекции недостатков профессиональной готовности к практической деятельности.
Расширение арсенала задач совершенствования системы повышении квалификации обуславливает и изменение его функционала, опирающегося в современных условиях перманентных реформ на функции фасилита-ции, модерирования, супервизии и коучинга; обеспечения адресности повышения квалификации, поддержки педагогических инноваций, формирования общественного педагогического мнения и позиции, согласования творческих и исследовательских усилий всех образовательных организаций - участников реформ». [4].
Новые функции побуждают организаторов повышения квалификации пересмотреть формы обучения взрослых. Прочное место занимают активные формы работы в условиях субъект-субъектных отношений.
Рассматривая теоретические подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации, мы считаем целесообразным выделить следующие:
- дифференцированный подход;
- личностно - ориентированный подход;
- деятельностный подход.
Дифференцированный подход к обновлению форм обучения педагогов дает возможность для учета индивидуальных особенностей личности, ее потребностей и личностных качеств. При этом очень важно ориентироваться на специфику педагогов -слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и предъявляемые квалификационные требования.
Личностно-ориентированный подход
Вестник «Oрлеу»-kst
предполагает направленность форм обучения на реализацию внутренних ресурсов педагогов в условиях взаимопомощи, сотрудничества, сотворчества субъектов повышения квалификации.
Деятельностный подход позволяет рассматривать обновленные формы обучения активного характера.
Обновление форм обучения взрослых сегодня является актуальным направлениям в системе повышения квалификации в мировом пространстве. К примеру, китайские ученые уделяют значительное внимание классификации форм по различным признакам. Так, например, формы повышения квалификации учителей, используемые в Китае, можно квалифицировать по количеству участников на:
- коллективные - лектории, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинги, предметные недели, выставки, конкурсы мультимедийных презентаций, научно-практические конференции;
- групповые - объединения учителей по профилям, творческие группы, деловые игры, взаимопосещения уроков и рефлексия, просмотр и обсуждение видеозаписей «показательных» уроков, семинары;
- индивидуальные - наставничество, консультации и собеседования, работа над индивидуальной творческой темой, созданием мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ собственных уроков, самообразование. [5].
Безусловно, выбор форм зависит от темы, содержания курсов повышения квалификации.
Новые формы обучения педагогов заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех слушателей, заставляя их из пассивно воспринимающих информацию превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.
В условиях внедрения новых программ повышения квалификации более актуальными становятся такие формы работы, как разработка и презентация проектов, защита курсовой работы, публикации исследова-
тельских материалов, что позволяет слушателям самореализовать имеющийся творческий потенциал. Своеобразной эффективной формой развития самостоятельности мышления является коучинг, который раскрывает «потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности». [6].
Для качественной реализации данных подходов преподаватель системы повышения квалификации должен осознать и осмыслить поставленные цели по обновлению форм обучения педагогов, а также, целостно увидеть свою собственную роль: не столько транслятора фактических знаний, а тьютора и коуча, фасилитатора и ментора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]: Ьйр:/Мю. academic.ru/dic.nsf/business/9942.
2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]: http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/247
3. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации. - В моногр.: Димухаметов, Р. С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.- Челябинск: АТОКСО, 205. - С. 18.
4. Набатникова Т. И. Основные направления модернизации системы повышения квалификации в условиях перехода к ваучер-но-модульному финансированию: материалы I Межрегиональной конференции «Внедрение компетентностной педагогики в школах Казахстана: состояние и перспективы»/ Т. И. Набатникова. - Костанай, 2011. - С. 128-129.
5. Котельникова Н. Н. Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае [Текст] / Н. Н. Котельникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153.
6. Что такое коучинг? [Электронный ресурс]: Коучинг-Центр ЮГ. - Режим доступа: www.coach.akademiki.biz.
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
«
и к ¡т
с—
С ^
О «
о
Е-
к
:> ^
к
и ©
с
и
с ©