Научная статья на тему 'Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс'

Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ / ГЕНДЕРНАЯ ТИПОЛОГИЯ / ФУНКЦИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ФУНКЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалькова Татьяна Андреевна

В статье рассматриваются основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендерного подхода. Раскрываются пути формирования у дошкольников гендерных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалькова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс»

В статье рассматриваются основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендерного подхода. Раскрываются пути формирования у дошкольников гендерных представлений.

Фалькова Татьяна Андреевна,

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», Д/С №122 «Красное солнышко» заместитель заведующего Д/С №122 по воспитательной и методической работе Самарская область, г. Тольятти [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Как организовать педагогический процесс в детском саду на основе гендерного подхода?

Ключевые слова: социальные роли; гендерные установки; гендерная типология; функции противоположного пола; семейные взаимоотношения; функции мужчин и женщин; перспективный план работы

В соответствии с задачами перспективного и годового планов, в детском саду ведется углубленная работа по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс.

Приняв решение о внедрении гендерного подхода в педагогический процесс, мы разработали план, участниками реализации которого должны были стать не только администрация, но и воспитатели, дети, родители.

Выстраивая систему работы, мы исходили из того, что ребенок дошкольного возраста в состоянии понять, что поведение человека зависит от ситуации, а не от пола. Это значит, что мужчине не стыдно плакать в определенной ситуации, а женщине не возбраняется проявление агрессивности в экстремальных ситуациях.

Еще один немаловажный момент - социальные роли: ребенок не должен отождествлять женщину с домашней хозяйкой, чей идеал - только в обслуживании семьи, а мужчину - с производством и общественной жизнью. Мы акцентировали внимание на том, что мужчины и женщины имеют одинаковые права и обязанности.

Кроме того, мы хотели показать дошкольникам, что и в производственной сфере и женщины и мужчины могут быть задействованы в различных отраслях: от обслуживания до научно-исследовательской деятельности; при этом они могут быть, как рядовыми подчиненными, так и руководителями.

В связи с обозначенными гендерными установками, мы определили задачи:

1. Дополнение зон самореализации (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков - к самообслуживанию)

2. Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности.

3. Снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств.

4. Формирование опыта самопоощрения и повышения самооценки у девочек (фиксирование успехов)

5. Создание условий для тренировки межполо-вой чувственности (через театрализацию, обмен ролями).

Решение этих задач было предусматрено в процессе учебной, игровой деятельности, а также в повседневной жизни, например, в тренингах, которые помогают детям понять, что и девочки, и мальчики имеют право на чувства и переживания.

Был разработан трехлетний перспективный план работы, определены темы бесед - тренингов по гендерной тематике, которые должны проводиться с детьми от 4 до 7 лет.

Для средних групп это: «Сделай комплимент девочке, мальчику», «Расскажи о радостном и грустном», «Когда не стыдно плакать мальчику», «Если завтра я проснусь взрослым, каким я буду».

В старших группах упор был сделан на личностные качества и нравственно-этическую сторону: «Я - это кто», «Так должен поступать мальчик, девочка», «Какие черты характера тебе нравятся в девочке, мальчике», «Когда девочке необходимо быть сильной», «Может ли плакать мальчик».

Для подготовительных групп были предложены темы, когда говорят не только о девочках и мальчиках, но и о мужчинах и женщинах:

«Какими качествами должен обладать мужчина», «Какой должна быть женщина», «Какие профессии подходят и мужчинам и женщинам».

Вместе с заинтересованными воспитателями мы пересмотрели содержание сюжетно-ролевых игр и определили путь к внедрению гендерных установок в процессе игровой деятельности. Мы смогли убедиться, что, начиная с младшей группы, с детьми могут проводиться игры, в которых малыши берут на себя функции противоположного пола. Это «Семья», «Больница», «Парикмахерская».

В средних группах тематика расширилась. Это «Почта», где роль почтальона выполняли, как девочки, так и мальчики; «Шоферы» - в которой как мальчики, так и девочки, охотно строили гаражи и водили машины. Мальчикам очень понравилась игра «Магазин», где они охотно выполняли роли продавцов и покупателей.

В группах старшего возраста детям была предоставлена возможность принимать на себя функции противоположного пола не только в выше названных, но и в таких играх, как «Строители», «Путешествие», «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад».

Серьезный пласт работы по формированию гендерных установок - это занятия первого и второго блоков. Совещаясь с педагогами, мы определили разделы программы, в которых это было бы наиболее эффективно: «Ребенок и окружающий мир», «Ознакомление с художественной литературой», «Музыкальное воспитание», «Изобразительная деятельность». Был разработан перспективный план занятий на основе гендерного подхода.

Познавательные задачи ставились в соответствии с возрастом детей. Так, в младших группах формирование гендерных представлений происходило через расширение знаний детей о разновидностях одежды для девочек и мальчиков.

В средних группах в гендерном аспекте рассматривались такие темы, как «Обувь», «Одежда». Кроме обычной, обращалось внимание и на спецодежду, ее необходимость, как для мужчин, так и для женщин. Тематика занятий по формированию гендерных представлений в средних группах была интересна и понятна детям: «Кто поможет Колобку помыть посуду?», «О воинах - защитниках», «О труде пап и мам», «Транспорт». С помощью символической аналогии, структурного анализа детей подвели к пониманию вариативности семейных и профессиональных ролей.

Тема семейных взаимоотношений и функции мужчин и женщин в семье была широко освещена на занятиях в старших группах: «Еще раз о семье», «Генеалогическое дерево», «Мальчики и девочки». На этих занятиях решались проблемные ситуации социального характера, что способствовало формированию правильных гендерных установок.

В подготовительных к школе группах с целью углубления знаний детей о профессиях, затрагивались

взаимоотношения мужчин и женщин в процессе трудовой деятельности. Дети продемонстрировали, что уже в состоянии осознавать равноправное содержание трудовой деятельности и то, что в различных ситуациях представители обоих полов могут вести себя сообразно обстоятельствам, а не половым различием. Расширилась и тематика занятий на основе гендерного подхода: «Чем пахнут ремесла», «Редкие профессии», «Все профессии важны», «Мужчины и женщины в космосе и на защите Отечества». Дети сами сделали вывод, что профессионалами в любой отрасли могут быть представители обоих полов. Кроме того, дети уяснили, что наряду с мужчинами, женщины могут быть защитниками Отечества. Яркий пример - подвиг летчицы Валентины Гризодубовой, партизанки Зои Космодемьянской и многих других замечательных женщин, о которых дети узнали на соответствующих занятиях.

Внедрение гендерного подхода проходило и через ознакомление с художественной литературой. Например: «Гуси-Лебеди», «Снежная королева», «Спящая царевна». С помощью анализа этих произведений дети начинали осознавать, что в разных ситуациях представители обоих полов могут вести себя сообразно обстоятельствам, а не половым различиям. (Это смелость и решительность Маши и Герды, нежность и умение печалиться Кая и царевича Елисея).

Формированию гендерных представлений у старших дошкольников, осознанию того, что социальная роль женщин гораздо шире, чем мать и хозяйка способствовали и занятия историко-культурного цикла, на которых было рассмотрено распределение социальных ролей мужчины и женщины в 3 эпохах: Древняя Русь, Петровские времена, 20-21 век. Были составлены портретные характеристики мужчины и женщины с учетом личностных качеств в разные времена, сделан акцент на произошедшие изменения. Это позволило детям сделать вывод, что с развитием технического прогресса у женщин освобождается время для выполнения общественной работы вне дома; постепенно меняется законы и взгляды на роль женщины. Рассмотрение изменения распределения социальных ролей в истории помогло понять роль мужчины и женщины на современном этапе.

Дети - это отражение своих родителей; они принимают тот взгляд на жизнь, который демонстрируют им взрослые. Поэтому без поддержки семьи, педагогам детского сада было очень сложно решать такую важную задачу, как формирование гендерных представлений.

Безусловно, эта работа потребовала более тесного и доверительного контакта с родителями, так как они выступают центральным звеном в реализации задачи развития ребенка.

Первое знакомство родителей с подходами, сущностью проблемы, ее актуальностью состоялось на общем и групповых родительских собраниях. Предложенные тематические выставки, статьи расширяли преставления об актуальности темы, о том, что отношения и поведение взрослых в семье в первую оче-

редь является условием формирования первого социального опыта ребенка.

Мы проводили анкетирование родителей, в результате которого пришли к выводу, что необходимо повышение компетентности родителей по гендерному вопросу, разрешению противоречивости в подходах воспитания. Был проведен конкурс информационных новинок по гендерной педагогике для родителей. Воспитателями был подобран консультативный материал, который лег в основу папок-передвижек и устных бесед с мамами и папами.

Главной темой консультаций стали особенности мальчиков и девочек. Кроме того, собран материал, посвященный папам и мамам: «Отцы нашего времени», «Сильный не значит жестокий». Расширяя информационное поле, педагоги подготовили подборку статей для мам и пап: «Мальчики налево, девочки - направо», «В семье растет девочка», «Посвящается мамам всех дочек», «Разный пол - разный мозг» и т.д.

Были проведены и такие мероприятия, как «Круглый стол», «Родительские чтения», на которых педагоги познакомили родителей с вопросами гендерной политики. Отклик на эту тему и свой неподдельный интерес продемонстрировали мамы на заседании психологического клуба. Они согласились с выводом, что ребенок не должен быть полигоном для отработки эмоций и амбиций мужчин и женщин в семье.

Таким образом, строя педагогический процесс на основе гендерного подхода, мы акцентировали внимание детей и родителей на следующих установках:

1) мужчины и женщины равнозначны в современном обществе;

2) женский труд не менее важен, чем мужской;

3) в семье мужчины и женщины могут выполнять разные роли;

4) отношение ребенка должно быть чутким, уважительным к отцу и бережным к матери.

5) Каждая семья должна стремиться к гармонизации женско-мужских взаимоотношений, которые в любом случае являются моделью для их детей и будут обязательно воспроизведены в будущем.

Еще одно из направлений работы по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс - это наполнение образовательного пространства. В соответствии с разработанными нами рекомендациями в средних, старших и подготовительных группах развивающая среда пополнилась материалами, направленными на преодоление гендерных стереотипов.

В средних группах был подобран материал о спортсменах и художниках, иллюстрации о мужчинах и женщинах в различных профессиях. В старших группах профессиональная тема была отражена с точки зрения прошлого и настоящего, представлена роль женщин и мужчин в спорте, политике, кино и театре.

В подготовительных к школе группах более широко были представлены известные мужчины и женщины города, а также тема космоса.

Иллюстрации и фотоматериалы помогают развенчивать миф о том, что для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, жена, хозяйка), а для мужчины - профессиональные.

Таким образом, мы проделали большую работу: собрали много материала о гендерной теории, поделились своими знаниями с педагогами своего детского сада и руководителями других дошкольных учреждений, познакомили родителей с новым направлением в психолого-педагогической науке, начали формирование гендерных установок у наших воспитанников. Это стало большим прорывом. Однако, все это в большей мере касалось информационного поля. Нам же требовалось не только изменить взгляд на мужчин и женщин и их положение в обществе, но и по-новому организовать взаимодействие с мальчиками и девочками.

В результате длительного, пристального наблюдения за воспитанниками и собеседования с педагогами, были составлены портретные психологические характеристики старших дошкольников. В соответствии с ними дети были поделены на четыре гендерных типа:

Условно одаренные (андрогинные),

Типичные мальчики,

Типичные девочки,

Недифференцированный гендер.

Следует отметить, что физический пол не был определяющим. На первый план вышел пол социальный или гендер.

Перед методической службой встала новая задача: перестроить сетку видов деятельности с учетом того, что дети, принадлежащие к различным гендерным типам, должны группироваться на занятия по-разному. Так, на занятия интеллектуального блока, а также физического развития эффективней объединить условно одаренных детей с типичными мальчиками, а типичных девочек - с группой недифференцированного гендера. Для художественной деятельности и на занятия речевого блока рациональней собрать вместе условно одаренных детей с типичными девочками, а типичных мальчиков - с группой недифференцированного гендера. Следовательно, если занятия идут параллельно, то это необходимо учитывать.

Таким образом, сетка была перестроена в соответствии с «Методическими рекомендациями» к.п.н. Железновой С.В. к организации различных видов деятельности в соответствии с гендерной типологией. В настоящее время календарное и перспективное планирование осуществляется по-новому.

Работа планируется с учетом общих качеств и свойств детей, а также их отличий от представителей других типов в гендерном аспекте. Рассмотрим несколько примеров.

При планировании занятий по математике, познавательных, конструированию, нагрузка на занятии дифференцируется следующим образом: для «условно одарённых» девочек, которые лучше говорят, быстрее включаются в тему, в «Методических приемах» целесообразно предусмотреть вопросы в первую очередь. Для «условно одаренных» мальчиков планируется работа с карточками или у доски. Для «типичных мальчиков» вопросы планируются после анализа выполненного задания «условно одарёнными» мальчиками.

Особое внимание в плане уделяется склонности «условно одарённых» к доминированию (мальчики); требовательности и непостоянству в общении. планировать поощрение «условно одаренных» за выдержку, корректность.

На занятиях по развитию речи, английскому языку, обучению чтению изменения в плане обусловлены также гендерными особенностями.

Например, у «условно одарённых» детей наблюдается высокий уровень импульсивности и эмотивности, склонность к некоторой экзальтации в поведении мешает выслушивать мнение товарищей при обсуждении ситуаций, литературных произведений, поэтому для них продумываются дополнительные задания повышенной речевой нагрузки.

Особого внимания требуют «типичные девочки» (биологические мальчики). У таких мальчиков наблюдается склонность к пассивности, меланхолии, плаксивости в ситуации неуспеха или кризиса. Поэтому в плане указывается, что в первую очередь будут высказываться «типичные девочки» мужского пола.

На занятиях по физкультуре, плаванию дифференциация нагрузки в сторону превышения кратности и сложности движений должна быть индивидуальной, с обязательным учетом состояния здоровья на данный момент и «Д» - группы. Поэтому в плане в основном уделяется внимание личностным качествам. Например, «Типичные мальчики» мужского пола бывают задиристыми, стремящимися к подчинению более слабых сверстников. Возможна вербальная и невербальная агрессия в ситуации проигрыша (особенно у девочек). Поэтому для них включаются упражнения на эмпатию.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду существуют свои проблемные моменты. Например, у некоторых «условно одарённых» детей присутствует поверхностное отношение к выполнению технических приёмов, поэтому в плане предусматривается мотивация повышения качества их работ.

Для «Типичных девочек», у которых высокая тревожность; неумение отстаивать преимущества продуктов собственного творчества; склонность к меланхолии, плаксивости в случае неудачи в работе, планируются упражнения на ассоциативное мышление, творческое воображение.

Перестроение планирования и практической работы в соответствии с новыми требованиями - дело непростое для любого педагога, поэтому было важно вовлечь в этот процесс, как молодых воспитателей, так и стажистов.

Опытные педагоги были привлечены к проведению мастер-классов для малоопытных воспитателей по организации различных видов деятельности в соответствии с гендерной типологией.

Была разработана карта контроля организации различных видов деятельности, в которой два раздела нацелены на отслеживание работы педагога в соответствии с гендерной типологией:

- Учет психофизиологических особенностей детей в гендерном аспекте.

- Дифференцированный и индивидуальный подход в работе с «условно одаренными» и отстающими детьми.

Эта карта позволила выявить качество дифференцированного подхода в работе с детьми на каждый день.

Фронтальный контроль по итогам года показал, что в решении задачи по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс есть позитивные изменения.

К несомненным достижениям можно отнести то, что педагоги научились лучше понимать своих воспитанников и принимать их с достоинствами и недостатками, обусловленными их собственными психологическими особенностями. Это и есть психологизация педагогического процесса.

Таким образом, мы попытались сделать первый шаг на пути построения учебно-воспитательного процесса в гендерном аспекте. Мы надеемся, что это сможет помочь нашим воспитанникам легче адаптироваться к меняющимся условиям жизни и раскрыть свой творческий потенциал.

Литература

1. Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание.// СПб.: Алетейя, АНО «Женский проект Спб», 2007, (серия «Гендерные исследования»)

2. Репина ТА. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. - 1984,- №4, -С. 62-70.

3. Царёва Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе Гендерного подхода. //Российские женщины и европейская культура: материалы 5 конференции, посвященной теории и истории женского движения/ Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин,: Санкт-Петербургское философское общество, 2001, С.193-199

4. Хасан Б.И.,Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психоло-гии.-1997. - №3 ,С. 32-39.

5. Штылева Л.В., Пушкарёва Н.Л От теории к практике. Как мы можем это изменить? //Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. - Мурманск, 2001, С. 94-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.