СТАНДАРТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СЛОВО РАЗРАБОТЧИКАМ
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Ю. Казаков, проректор ГОУ «КРИРПО»
Одним из наиболее актуальных аспектов модернизации профессионального образования является проблема подготовки внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения в практику деятельности учреждений профессионального образования.
С 2008 г ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГОУ «КРИРПО») работает над созданием системы научно-методической поддержки и сопровождения учреждений НПО, СПО Кемеровской области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения. Одним из первых шагов в данном направлении стало участие сотрудников института и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования региона в цикле научно-методических и проектных семинаров, которые проводились Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования в 2008 - 2009 гг. в Москве, Барнауле, Омске по проблемам организационно-методического обеспечения перехода учреждений НПО, СПО на ФГОС нового поколения. Участие в работе данных семинаров позволило представителям педагогического сообщества определить вектор информационно-методической поддержки по проблемам стандартизации всех категорий руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений НПО, СПО Кузбасса.
Следующим шагом в данном направлении стало изучение и анализ нормативно-правовой базы по проблемам стандартизации системы образования. Изучение и обсуждение нормативных актов и документов по данной проблеме проходит как в рамках годичного семинара для руководителей учреждений НПО, СПО «Эффективный менеджмент образовательного учреждения», так и на тематических консультациях, которые организованы для профессионально-педагогических работников в базовых учреждениях профессионального образования.
Важным направлением в решении проблем подготовки внедрения ФГОС нового поколения является научно-методическое сопровождение педагогов в освоении концептуальных особенностей, понятийного аппарата новых образовательных стандартов. Для решения этой задачи на традиционных августовских консультациях для профессионально-педагогических
работников учреждений профессионального образования в 2008-2009 гп обсуждалась проблема модульно-компетентностного подхода как основы перехода обучения на профессиональные образовательные стандарты нового поколения. Участники августовских консультаций познакомились с проектами ФГОС и приступили к разработке алгоритма деятельности учреждения профессионального образования по подготовке новой учебно-методической документации.
В течение 2008/2009 и 2009/2010 учебных годов преподавателями института на всех курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и профессионально-педагогических работников проводятся лекционные и семинарские занятия по следующим темам:
- «Компетентностный подход как одно из оснований обновления профессионального образования»;
- «Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях перехода на ФГОС нового поколения»;
- «Требования к разработке образовательных программ в условиях перехода на профессиональные образовательные стандарты нового поколения» и др.
В ходе лекций и семинаров слушатели курсов знакомятся с современной научной трактовкой понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация»; обсуждают модель компетенций педагога, ключевые и профессиональные компетенции обучающихся, их формирование в воспитательно-образовательном процессе.
Проблемам и перспективам стандартизации профессионального образования в 2008-2010 гг. был посвящен цикл тематических консультаций для представителей базовых учреждений профессионального образования и профессионально-педагогических работников. На консультациях педагоги знакомились с новыми документами и рекомендациями федеральных органов управления образованием и на их основе определяли алгоритм своей деятельности в условиях подготовки к переходу на ФГОС нового поколения. В плане решения проблем стандартизации профессионального образования большую роль играет участие педагогов учреждений НПО, СПО региона в разработке проектов новых образовательных стандартов.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 25
СТАНДАРТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СЛОВО РАЗРАБОТЧИКАМ
В 2009 г по решению Министерства образования и науки РФ преподаватели ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж» и НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» вошли в состав групп разработчиков проектов ФГОС по специальностям «Обогащение полезных ископаемых», «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Экономика», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет». Разработчиками образовательных стандартов нового поколения была проделана большая работа по приведению в соответствие требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по названным специальностям к требованиям работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС СПО. Эти же учреждения СПО стали Федеральными экспериментальными площадками по разработке и апробации примерных профессиональных образовательных программ по названным специальностям на основе ФГОС СПО.
Эффективная деятельность данных Федеральных экспериментальных площадок позволила сделать следующий шаг в плане научно-методической поддержки и сопровождения учреждений СПО Кемеровской области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения. В феврале 2010 г. на базе ГОУ «КРИРПО» совместно с НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» был проведен обучающий семинар «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС третьего поколения». В семи-
наре приняли участие 47 заместителей директора по учебной и научно-методической работе из 31 учреждения СПО и их филиалов. Главная цель обучающего семинара - знакомство педагогов с образцами примерных программ профессионального модуля и учебной дисциплины и проектирование основных профессиональных образовательных программ нового поколения. Результатом семинара стала презентация проектов примерных и основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО третьего поколения. Особый интерес у участников семинара вызвали проекты образовательных программ, разработанные представителями ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» и ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум». Участники семинара отметили практико-ориентированную направленность обучения педагогов и возможность на базе полученной информации осуществлять в каждом учреждении СПО разработку учебно-программной документации на основе ФГОС нового поколения.
Каждый участник семинара получил пакет информационно-методических материалов по теме «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС третьего поколения» на бумажном и электронном носителях.
В перспективе ГОУ «КРИРПО» планирует продолжить цикл обучающих семинаров для председателей предметно-цикловых комиссий и преподавателей спецдисциплин учреждений профессионального образования Кемеровской области.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УЧРЕЖДЕНИЙ СПО НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Н. Ю. Дремова, зам. директора по УВР НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум»
В соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в 2011 году все учебные заведения среднего профессионального образования перейдут на обучение по стандартам третьего поколения. Необходимость их внедрения в последние годы становится все более очевидной. Профессиональная подготовка специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования не
соответствует тем требованиям, которые сегодня общество предъявляет к результатам образования. Так, исследования, проведенные специалистами ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», показали, что если в 2003 г. работодатели оценивали квалификационный уровень выпускников учреждений СПО и НПО как отвечающий требованиям современного производства на 100 и 92 % соответственно, то в 2007 г - лишь на 46 и 42 %1. Не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта
1 Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования: учебное пособие. - Москва; Кемерово ; Томск, 2008. - 268 с.
26 | «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.