УДК 338.45.01
ВЛИЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Г. Бревнов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос о последствиях иностранных санкций для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Выявлены группы товаров военного и двойного назначения, производство которых оборонными предприятиями в ближайшем будущем является приоритетной задачей.
Ключевые слова: инновации, оборонно-промышленный комплекс, санкции.
SANCTIONS INFLUENCE FOR DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION
DEFENSE INDUSTRY
V. G. Brevnov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The question of consequences foreign sanctions for Russian Federation defense industry is considered. Groups of goods a military and dual purpose which production by the defensive enterprises is a priority task in the near future are revealed.
Keywords: innovations, defense industry, sanctions.
Причины санкций против отечественной экономики сложное по своей природе явление, однако, их применение имеет политические и экономические причины. Основной политической причиной применения санкционных мер послужило признание независимости полуострова Крым с последующим его включением в состав Российской Федерации. В свою очередь экономические причины введения санкций заключаются в желании ряда сопредельных государств ограничить экономические возможности отечественной экономики.
В настоящее время экономические санкционные меры касаются нефтегазовой, финансовой и оборонной сфер, предусматривают запреты на: экспорт вооружений, доступ находящихся в госвладении российских банков к рынкам капитала, экспорт товаров и услуг для использования в разведке и добыче нефти, производство операций с имуществом и ценными бумагами, имеющими прямое или косвенное отношение к украинскому государству.
Таким образом, проанализировав санкционные меры иностранных государств, следует сделать вывод, согласно которому, вышеупомянутые ограничения имеют ярко выраженный экономический характер, затрагивают стратегически важные отрасли экономики: энергетику, банковскую сферу, оборонно-промышленный комплекс.
Ключевой особенностью является то, что рассмотренные ограничения направлены на сдерживание развития российского оборонно-промышленного комплекса.
Номенклатура продукции запрещённой западными государствами к продаже Российской Федерации выглядит следующим образом:
- станки и оборудование;
- тепловизионные камеры;
- приборы ночного видения;
- беспилотные летательные аппараты;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
- элементная база для производства интегральных микросхем;
- бесплатформенные инерциальные системы.
Вместе с тем, отечественная промышленность не старается прекращать кооперацию с иностранными партнёрами. Как сказал Президент В. В. Путин «мы не намерены искусственно разрывать кооперацию с зарубежными партнерами, но необходимо учитывать имеющиеся риски. Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты, материалы, обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами» [1].
Российскими аналитиками утверждается, что санкции не окажут существенного влияния на процесс осуществления государственного оборонного заказа, поскольку в процессе производства продукции для нужд отечественных вооружённых сил практически не применяются импортные комплектующие.
Однако, санкции окажут влияние на российские предприятия оборонно-промышленного комплекса, продукция которых изготавливается на иностранном оборудовании, с использованием импортных комплектующих, с целью выполнения заказов государственной компанией «Рособоронэкспорт» для нужд третьих стран [2].
Не менее важным остаётся процесс прекращения сотрудничества в военно-технической сфере Российской Федерации и Украины, которое было остановлено на основании президентского указа от 28 августа 2014 № 691/2014 запрещающего сотрудничество с Российской Федерацией в сфере военно-технического сотрудничества. Данный нормативно-правовой акт запрещает экспорта в Россию товаров военного и двойного назначения, за исключением космической техники, применяемой для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов [3].
Номенклатура продукции и ключевые предприятия поставщики представлены в таблице.
Номенклатура продукции украинских предприятий запрещённая к поставке
в Российскую Федерацию
Отрасль Предприятие Продукция
Ракетостроение Южмаш - запасные части для межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 («Воевода»); - ракеты-носители «Днепр» и «Зенит»
Хартрон, Арсенал - системы наведения и управления ракет УР-100Н, «Рокот» и РТ-2ПМ «Тополь»
Двигателестроение. Мотор Сич МКБ «Прогресс» - двигатели для самолётов Бе-200, Як-130, Ан-124; - двигатели для крылатых ракет Х-55 (Х-55СМ); - двигатели авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35; - двигатели корабельных ракет 3М10 и 3М24; - двигатели ТВЗ-117 и ВК-2500 для вертолётов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35
Харьковский машиностроительный завод ФЭД - привод-генераторы для двигателей Ил-76
Зоря-Машпроект - редукторы и газотурбинные установки для надводных кораблей проектов 22350, 11356Р/М
Авиастроение КБ «Антонов» - самолёты Ан-70, АН-148, АН-124; - комплектующие к авиационной технике; - гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30, Су-35, комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34
Приборостроение Фотоприбор Арсенал Лорта - системы наведения для танков самолетов и зенитных ракетных комплексов; - элементы противотанковых комплексов «Хризантема»; - аппаратура управления вертолетов Ми-24
Таким образом, исследовав перечень продукции, запрещённой к поставкам западными странами и производившийся в интересах отечественного ОПК украинскими предприятиями, следует
сделать вывод о том, что скорейшая замена данных товаров военного и двойного назначения жизненно необходима для обеспечения обороноспособности российского государства. Санкции, ведённые в отношении российского оборонно-промышленного комплекса вследствие политической нестабильности, ставят задачу импортозамещения на совершенно новый уровень, на современном этапе это является не просто проблемой, а жизненно-важной действительностью развития экономики и оборонной промышленности России.
Библиографические ссылки
1. Россия не будет разрывать кооперацию с партнерами в ОПК [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/defense_safety/20140910/1023537658.html (дата обращения: 02.03.2016).
2. Западные санкции не окажут влияния на российский военно-промышленный комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://interpolit.ru/blog/zapadnye_sankcii_ne_ okazhut_vlijanija_na_ rossijskij_voenno_promyshlennyj_kompleks_rf/2014-09-13-2416 (дата обращения: 03.03.2016).
3. О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 27 августа 2014 года «О мерах по усовершенствованию государственной военно-технической политики» : Указ Президента Украины от 27 августа 2014 года № 691/2014 [Электронный ресурс]. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31595884 (дата обращения: 03.03.2016).
© Бревнов В. Г., 2016