УДК 338.4:355(477):339.5
В. А. МАЛЬГИН, доктор экономических наук, профессор
Институт экономики управления и права (г. Казань), Россия
УКРАИНСКАЯ ОБОРОНКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ИНТЕРЕСНА РОССИИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Цель: проанализировать взаимосвязь российского и украинского военно-промышленного комплекса (ВПК), а также определить возможности украинского замещения в условиях экономических санкций.
Методы: анализа и синтеза, статистический, абстрактно-логический.
Результаты: выявлена взаимозависимость украинского и российского военно-промышленного комплекса; показана роль экономических санкций как одного из важных и обоюдоострых инструментов внешней политики; предложены пути ускорения развития оборонно-промышленного комплекса России.
Научная новизна: в статье доказано, что оборонно-промышленный комплекс Украины в условиях экономических санкций представляет собой серьезную угрозу для российского ВПК. Определены наиболее эффективные пути замещения поставок оборонной продукции Украины собственной продукцией.
Практическая значимость: предложенные меры по замещению военной продукции Украины собственной в условиях экономических санкций будут способствовать дальнейшему укреплению военно-промышленного комплекса России и повышению боеготовности ее вооруженных сил.
Ключевые слова: экономические санкции; импортозамещение; военно-промышленный комплекс; высокотехнологичная продукция; оборонно-промышленный комплекс; Российская Федерация; Украина; внешняя политика.
Введение
Экономические санкции, введенные странами Европейского Союза и США против России, вызывают все большую обеспокоенность. Однако в первую очередь для нашей страны интересна украинская оборонка и то, как ее влияние отразится на военно-промышленном комплексе (далее - ВПК) России. Это имеет большое значение для выработки народнохозяйственной стратегии импортозамещения в ВПК России на ближайшую и отдаленную перспективу. Дело в том, что в течение длительного времени у России были самые тесные связи с военно-промышленным комплексом Украины по проектированию и производству самых сложных видов вооружения, проведению научно-исследовательских работ. Все это способствовало укреплению и развитию ВПК как России, так и Украины.
В условиях экономических санкций Россия вынуждена искать новые подходы к дальнейшему укреплению и развитию ВПК. В статье рассматриваются различные варианты решения этой сложной проблемы, предлагаются меры и способы импортозамещения в сложившихся непростых условиях. Необходимо задействовать все имеющиеся рычаги и стимулы для активизации своей экономики. При этом мы должны помнить, что российская экономика является институционально деформированной. Поэтому в статье
предлагаются некоторые новые институты, способные стимулировать процесс импортозамещения в ВПК страны.
Результаты исследования
Экономические санкции, введенные США и ЕС в отношении России, непосредственно направлены и против российского ВПК, что в значительной мере увеличивает бремя военных расходов для страны. Кроме того, в настоящее время запрещен доступ к рынкам долгосрочного капитала для российских компаний и банков, на 50 % и более принадлежащих государству, ввоз высокотехнологичной продукции двойного назначения и т. п. Под давлением геополитики экономические интересы отходят на второй план. Все эти факторы требуют в значительной мере повысить роль внутреннего рынка и национальных властей для обеспечения постоянного развития страны. Важно учитывать и то, что если раньше «финансирование экономики в большей степени осуществлялось за счет зарубежных финансовых ресурсов и внешних рынков, то теперь главным (если не единственным) источников финансовых ресурсов становится внутренний рынок» [1].
Экономические санкции в современных условиях не являются необычным явлением. Они выступают в качестве одного из важных и обоюдоострых инструментов внешней политики и международной
дипломатии. Как правило, санкции принимаются на ограниченный срок. Однако они могут оказывать длительное воздействие. Как показывает практика, эффект от них может проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени.
Наибольший «успех» экономических санкций бывает тогда, когда они сочетаются с иными мерами (например, военно-политического характера). В данном случае происходит дестабилизация политической системы управления. Так, «рост военных расходов России, обусловленный опасениями, в связи с приближениям сил НАТО к ее границам, может иметь для отечественной экономики более разрушительные последствия, чем санкции. Так в 80-е гг. XX в. участие в гонке вооружений оказалось непосильным бременем для советской экономики и стало одной из причин распада СССР» [2].
В условиях экономических санкций Указом Президента Украины П. Порошенко было прервано экономическое сотрудничество с Россией. Оно затрагивает интересы сотен тысяч людей и предприятий, казалось бы, навсегда связанных тысячами нитей двух дружественных государств. Естественно, для России непросто будет заместить существующие экономические связи на новые с другими экономическими партнерами.
Россия десятилетиями развивала дружеские связи с сотнями украинских предприятий военно-промышленного комплекса. Это давало возможность Украине поддерживать свой ВПК на достаточно высоком уровне. Только в 2013 г. страна получила доход в бюджет больший, чем был оборонный заказ собственной страны.
Необходимо заметить, что исторически на территории Украины концентрировалась четверть тяжелой промышленности СССР. Доля военных предприятий была еще выше - 30 %. Всего в украинский сектор советского ВПК входило 3,6 тысяч заводов, из них 700 занимались исключительно военной продукцией. Нельзя не сказать и о том, что в Украине достаточно эффективно функционировала и сеть научно-производственных объединений. Всего их насчитывалось 139. В них разрабатывали новейшие лазеры, электронику, двигатели, радары и т. п. Во многих случаях новейшие виды вооружений разрабатывались украинскими учеными совместно с российскими. Вот почему украинская оборонка интересна сейчас для России в первую очередь.
Все это не могли не учитывать наши западные партнеры и, прежде всего, США, вводя против России экономические санкции, которые нельзя рассматри-
вать как некое спонтанное, принятое под влиянием текущего момента, решение. Наоборот, западные страны методично просчитали все наши болевые точки и выработали свои оперативные и перспективные планы, которые настойчиво воплощают в жизнь. В этих условиях было бы опрометчиво рассчитывать на быструю отмену данных санкций. Это будет длительный и сложный процесс.
Известно, что принятая в период «холодной» войны из-за ограничений на эмиграцию из СССР советских граждан поправка Джексона-Вэника к Закону «О торговле США» (1974 г.) была отменена в отношении России - правопреемницы Советского Союза лишь в 2012 г. Эмиграция же из СССР была разрешена в 1987 г.
Отрицательный экономический эффект санкций имеет место как для страны, вводящей их, так и для той, против которой они вводятся. Однако экономика вводящей санкции стороны, как правило, гораздо крупнее той, против которой они вводятся. По данным Всемирного банка, на Россию (в пересчете по текущему валютному курсу) приходится 2,8 % ВВП мира, а на ЕС - 23 % [2]. Естественно более уязвима сторона с менее мощной экономикой.
Экономические санкции направлены и против российского ВПК. Вместо лживого и «холодного» мира опять пришла привычная «холодная» война. Хотя, справедливости ради надо заметить, она никогда и не прекращалась. Естественно, в разные периоды противостояния менялись ее формы и интенсивность. Это вынуждало нашу страну увеличивать свой военный бюджет и укреплять обороноспособность. В сочетании с падением доходов от углеводородов рост военных расходов может иметь серьезные отрицательные последствия. Отложенный эффект экономических санкций со стороны ЕС и США в полной мере ощутит наша страна через год-полтора.
В условиях экономических и различных военных угроз со стороны США и стран Евросоюза Россия проводит большую и эффективную работу по внесению соответствующих изменений как в планы формирования и размещения частей вооруженных сил РФ, так и в боевую подготовку войск, а также в планы закупок вооружения и техники. Военные расходы РФ в сложившихся условиях ни при каких сценариях секвестироваться не будут.
В 2014 г. в основном были не только выполнены, но и перевыполнены все военные программы, связанные с вооружением и перевооружением нашей армии и военно-морского флота. Например, российская промышленность поставила нашей армии военных самолетов
больше, чем получил Пентагон. Вооруженные силы России получили 108 новых самолетов различного назначения, в том числе 81 боевой, 20 учебно-тренировочных, 7 транспортных и специальных самолетов. Впервые за два последних десятилетия Россия вышла на столь высокие показатели по количеству самолетов (по вертолетам было и раньше). Существенно перевыполнил план и «Уралвагонзавод», дав армии около 1500 единиц новой и модернизированной бронетехники, в том числе 300 танков Т-72БЗ. Флот получил 2 субмарины и 27 боевых и вспомогательных кораблей и катеров. Арсеналы стратегических ядерных сил пополнились 43 межконтинентальными ракетами сухопутного и морского базирования. Группировка подводных ракетоносцев типа «Борей» составляет теперь уже 3 корабля с 48 пусковыми установками [3].
Вместе с тем в российской оборонке сейчас самое модное слово - украинозамещение. Как нами уже подчеркивалось, мы были связаны с сотнями украинских предприятий ВПК. Заместить наших бывших партнеров другими одномоментно - невозможно. В настоящее время Украина отказалась нам поставлять двигатели для боевых вертолетов, маршевые силовые установки военных судов, оборудование ядерных станций, ракетоносители и т. п. В то же время там сложились хорошо подготовленные трудовые коллективы, высокообразованные инженерные кадры. Украина по подготовке технических кадров занимает первое место в СНГ. По качеству высшего образования она превзошла советские показатели [4]. Высококвалифицированные кадры готовятся в таких известных вузах, как Харьковский авиационный институт (ныне - Национальный аэрокосмический университет им. Жуковского); Харьковский национальный университет радиоэлектроники (ХНУРЕ); Национальная металлургическая академия (Н МетАУ); Донецкий технический университет (Дон НТУ) и др.
В то же время важно отметить и то, что с 1991 по 2013 гг. Украину покинули 2/3 ученых. Большая часть покинувших страну приходится на физиков, математиков, медиков в возрасте 30-40 лет. По оценкам экспертов, это самый ценный кадровый состав. Финансирование науки в Украине - одно из самых низких среди поссоветских стран. Оно составляет 0,29 % ВВП. В России данный показатель тоже не велик. Федеральный бюджет тратит на науку 0,8 % - почти втрое больше чем Украина. Раньше отток научных кадров за рубеж приходился, в основном, на страны СНГ, прежде всего, на Россию. В настоящее время доля отбывающих из Украины за пределы постсоветского пространства растет. В 2013 г. она составила 36%.
Многие отрасли ВПК Украины сохранились лишь потому, что были обеспечены военными заказами России. В сложившейся сегодня ситуации Украина отказалась выполнять эти заказы, что ставит в трудное положение нашу страну, вынужденную обеспечивать импортозамещение. Естественно, осуществить им-портозамещение такой сложной продукции в короткие сроки достаточно трудно.
Сложное положение складывается с вертолетами. Дело в том, что двигателей для России нужно много, и они нужны срочно. В настоящее время они производятся в Запорожье на хорошо известном заводе «Мотор Сич». Еще с советских времен завод выступал в качестве основного поставщика турбин для ряда российских винтокрылых машин разработки бюро Миля и Камова (всего 11 моделей: от Ми-8 до Ка-52). По инициативе данного предприятия в 2011 г. был заключен большой контракт с Россией. Объединенная авиастроительная корпорация согласилась заплатить 1,5 млрд долларов США (на тот момент более 45 млрд рублей) за поставку примерно 1,5 тысяч установок ТВЗ-117. Дело в том, что данная компания взяла на себя обязательство поставлять армии по 150 новых вертолетов в год. Расчеты показали, что турбины дешевле закупить в Украине. Срок действия контракта - до 2016 г. Однако украинская сторона прекратила поставки в середине 2014 г.
Остается невыполненным Украиной и заказ на двигатели для самолетов-амфибий БЕ-200. Они были заказаны МЧС в экстренном порядке для тушения лесных пожаров. Остановлены и поставки моторов для военных учебных самолетов ЯК-100. В соответствии с договором украинская сторона должна поставить их около сотни. В целом, доля запорожских двигателей в российском вертолетостроении достигла 70 %.
Украинское правительство хорошо просчитало результат, когда вынудила украинские заводы остановить отгрузку двигателей для крылатых ракет, которые ставят на российские стратегические бомбардировщики (в российском арсенале на данный момент они имеются в запасе).
Нельзя не сказать и о том, что долгое время Украина поставляла двигатели для российских эсминцев и фрегатов. Завод, который разрабатывал и производил такие установки, был создан СССР в украинском Николаеве. Это было единственное предприятие на всю страну. Более года назад Россия подписала контракт с Украиной на поставку двигателей для российских эсминцев и фрегатов. В соответствии с оборонным заказом не менее 30 новых боевых судов наша страна должна оснастить такими двигателями. Кроме того,
без украинских установок невозможно достроить фрегаты, которые России заказала Индия.
Необходимо выделить и еще очень важную проблему, которую создала Украина для нашего оборонного сектора экономики. Речь идет о ядерном потенциале страны. В этом сегменте Россия всегда тесно сотрудничала с Украиной. Еще с советских времен эффективно работали совместно с российскими украинские предприятия по производству тяжелых и межконтинентальных ракет Р-36М, известных как «Воевода», каждая из которых несет по 10 зарядов. Таких ракет у нашей страны 46 штук. Замены им пока нет. Дальше мы вынуждены продлевать срок их эксплуатации. В этих условиях инженеры конструкторского бюро должны постоянно инспектировать ракеты и представлять заключения об их пригодности. Однако в настоящее время украинские власти запретили бригадам инженеров «Южмаша» посещать Россию. При этом важно заметить, что на этих ракетах установлена треть ядерного потенциала страны.
Необходимо также сказать и о том, что кроме ракет «Воевод» на боевом дежурстве РФ стоят ракеты «Тополь» (СС-25 и СС-19). Их производят российские предприятия, а системы наведения выпускает харьковский «Хартрон». Таким образом, украиноза-висимые баллистические носители вмещают уже 51 % российского ядерного щита [4].
Разрыв экономических связей российских и украинских оборонных предприятий ведет к тому, что многие хорошо подготовленные и имеющие большой практический опыт специалисты лишаются работы. Кроме того, по данным экспертов, примерно 70 % украинских оборонных заводов «завязаны» на поставки комплектующих из России. Наша страна готова принять у себя ученых, специалистов, рабочих высокой квалификации. Президент России уже пригласил украинских специалистов вместе с семьями в Россию. Он пообещал им предоставить жилье и хорошую работу.
Решению всех этих проблем должна способствовать государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Она была утверждена Постановлением Правительства РФ № 328 от 15 апреля 2014 г. Ее главной целью является создание в стране конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду. Естественно, одно из важных мест в программе занимает проблема существенной перестройки оборонно-промышленного комплекса страны в условиях экономических санкций. Он должен обеспечить
импортозамещение военной продукции. Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы « Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» [5] следующие: а) повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала отраслей оборонно-промышленного комплекса; б) создание производств на новой технологической основе по выпуску нового поколения вооружения, военной и специальной техники, необходимых импортозамещающих производств; в) повышение качества и конкурентоспособности продукции оборонно-промышленного комплекса на внешнем и внутреннем рынках; г) повышение научно-технологического потенциала отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Реализация данной программы должна способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, обеспечению импортозамещения, повышению использования всех экономических ресурсов. В 2015 г. санкционное замещение составит около 70 %. Уже начато строительство заводов оборонного комплекса в Москве, Перми, Калининграде и в других городах страны. Однако острой остается проблема подготовки высококвалифицированных кадров для оборонной промышленности. Времени для решительного перелома ситуации в нашу пользу катастрофически мало. Экономика постепенно сваливается в рецессию, а проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для нее обостряются. Экономические санкции против нашей страны российские чиновники стали активно использовать как аргумент для оправдания собственной некомпетентности и абсолютной безграмотности. По их мнению, падение производства, снижение производительности труда, рост себестоимости продукции, бесконечное повышение цен на производимые товары - это следствие санкций и недружественных действий западных стран. Сами наши чиновники якобы ничего не могут сделать с западным засильем. Однако с этим трудно согласиться. Суть состоит, прежде всего, в неквалифицированности чиновничьего аппарата, в отсутствии со стороны правительства желания проводить хоть какие-то действительно необходимые экономические реформы.
Сегодня в России со всей очевидностью проявилась важность осуществления комплексной экономической реформы, повышения эффективности методов управления. Одновременно важно осуществить разбюро-крачивание страны и усиление роли закона. Без этого невозможно провести замещение оборонных поставок с Украины и создать полноценный военно-промышленный комплекс. Слабо подготовленные менеджеры
не способны решить эти сложные задачи, стоящие перед страной в настоящих условиях. К сожалению, в России практически не осталось высококвалифицированных кадров подлинных управленцев. Они были «вычищены» из всех звеньев экономики с началом перехода к рынку. Главным лозунгом был: «Пусть управляют молодые». Однако при этом совершенно забыли, что «опыт старшего поколения востребован во все времена, он является главной движущей силой нарастающего прогресса человечества» [5].
С другой стороны, сегодня для нашей страны крайне важно сформировать «техническое правительство». В его задачи должно входить создание условий для реального импортозамещения, которое пока практически невозможно в ряде военных и большинстве гражданских секторов экономики. Некоторые экономисты в качестве одного из путей наполнения содержанием этого процесса предлагают изъятие у банков государством в долговременную аренду предприятий и оборудования, которые отчуждены у собственников за долги. Сами банки работать с этим оборудованием не могут и не хотят. В то же время по стране его насчитывается огромное количество, оно включает в себя новые станки, оборудование, производственные цеха и т. п. В то же время сегодня в стране нет и половины средств производства, необходимых для запуска «импортозамещения».
Нельзя сбрасывать со счетов и такой вариант, как массовая приватизация всей непрофильной собственности госкомпаний, что может стать фундаментом формирования класса отечественных промышленников и предпринимателей. Однако это потребует предоставления возможности получения в банках «длинных денег». Конечно, здесь могут возникнуть большие сложности, поскольку нынешние руководители Центрального банка РФ воспитаны на догме - дешевых денег не давать. Однако, как показывает практика США, ЕС, Японии, Китая и других стран, именно такое кредитование явилось хорошей основой или для быстрого роста экономики, или для ее выживания.
Выводы
Экономические санкции, введенные США, ЕС в отношении России, непосредственно направлены против российского военно-промышленного комплекса, что значительно увеличивает бремя военных расходов для страны. Наибольший успех санкций бывает тогда, когда они сочетаются с иными мерами (например, военно-политического характера). В данном случае происходит дестабилизация политической системы управления.
В условиях введения экономических санкций против России было прервано экономическое сотрудничество Украины с Россией, в том числе и в военной сфере. Для последней непросто будет заменить существующие экономические связи с сотнями украинских предприятий военно-промышленного комплекса. Исторически на территории Украины концентрировалась четверть тяжелой промышленности. Доля военных предприятий была еще выше. На Украине достаточно эффективно функционировала сеть научно-производственных объединений. В условиях экономических санкций и различных военных угроз со стороны США и ЕС, Россия проводит большую работу по укреплению вооруженных сил, в том числе, и по закупкам вооружения и техники.
Список литературы
1. Ершов М. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 37.
2. Климова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 68.
3. Вяткин Я. Год больших военных перемен // Аргументы недели. 2014. № 49. С. 9.
4. Гурдик К. Где мозги Украины? // Аргументы недели. 2014. № 26 (418). С. 8.
5. URL: http://www.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 08.10.2014).
6. Винокуров М. Щит и меч против санкций - кадры и реин-дустриализация // Аргументы недели. 2014. № 40 (432). С. 22.
7. Предпринимательство в России: состояние и перспективы: монография / под ред. А.П. Егоршина, И.В. Гуськовой, В .А. Кожина. М.: Экономика, 2014. 398 с.
8. URL: http://www.government.ru/news (дата обращения: 08.10.2014)
В редакцию поступил 21.01.15 © Мальгин В. А., 2015
Информация об авторе
Мальгин Виктор Андреевич, доктор экономических наук, профессор, Институт экономики, управления и права (г Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Мальгин В.А. Украинская оборонка в условиях экономических санкций интересна России в первую очередь // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 61-66.
V. A. MAL'GIN,
Doctor of Economics, Professor Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia UKRAINIAN DEFENSE INDUSTRY UNDER ECONOMIC SANCTIONS IS WITHIN THE RUSSIA'S INTERESTS
Objective: to analyze a correlation between the Russian and the Ukrainian military-industrial complexes (MIC), as well as to determine possibilities for product substitution under economic sanctions.
Methods: analysis and synthesis, statistical, abstract logic methods.
Results: аn interdependence of Ukrainian and Russian military-industrial complexes is revealed; the role of economic sanctions as one of the important instruments and two-edged instruments of foreign policy is shown; the means of acceleration of development of defense-industrial complex of Russia are proposed.
Scientific novelty: the article proves that the Ukrainian defense-industrial complex under economic sanctions represents serious threat to Russian military-industrial complex. The most effective ways of substituting the Ukrainian defense production by the Russian production are determined.
Practical value: the proposed measures for substituting the Ukrainian military production by the Russian production will, under economic sanctions, contribute to Russia's further strengthening of military-industrial complex and the enhancement of operational capability of its armed forces.
Key words: economic sanctions; import substitution; military-industrial complex; high-tech products; defense-industrial complex; the Russian Federation; Ukraine; foreign policy.
References
1. Ershov, M. Kakaya ekonomicheskaya politika nuzhna Rossii v usloviyakh sanktsii? (What economic policy does Russia need under sanctions?) Voprosy ekonomiki, 2014, no. 12, pp. 37.
2. Klimova, M., Sidorova, E. Ekonomicheskie sanktsii i ikh vliyanie na. khozyaistvennye svyazi Rossii s Evropeiskim soyuzom (Economic sanctions and their influence on economic links of Russia with the European Union). Voprosy ekonomiki, 2014, no. 12, pp. 68.
3. Vyatkin, Ya. God bol'shikh voennykh peremen (The year of great military changes). Argumenty nedeli, 2014, no. 49, pp. 9.
4. Gurdik, K. Gde mozgi Ukrainy (Where the Ukrainian brains are). Argumenty nedeli, 2014, no. 26 (418), pp. 8.
5. http://www.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed: 08.10.2014).
6. Vinokurov, M. Shchit i mech protiv sanktsii - kadry i reindustrializatsiya (Shield and sword against sanctions - personnel and reindustri-alization). Argumenty nedeli, 2014, no. 40 (432), pp. 22.
7. Egorshin, A.P., Gus'kova, I.V., Kozhin, V.A. Predprinimatel'stvo v Rossii: sostoyanie i perspektivy: monografiya (Entrepreneurship in Russia: condition and prospects: monograph). Moscow: Ekonomika, 2014, 398 p.
8. http://www.government.ru/news (accessed: 08.10.2014)
Received 21.01.15
Information about the author Mal'gin Victor Andreyevich, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
How to cite the article: Mal'gin V.A. Ukrainian defense industry under economic sanctions is within the Russia's interests . Aktual'niye problemy ekonomiki iprava, 2015, no. 1 (33), pp.61-66
J
© Mal'gin V. A., 2015