Научная статья на тему 'Влияние занятий восточными оздоровительными практиками на физическую подготовленность студенток транспортного вуза'

Влияние занятий восточными оздоровительными практиками на физическую подготовленность студенток транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна, Бабина Вера Сергеевна

В данной статье рассматривается разработанная автором методика оздоровления студентов с использованием восточных оздоровительных практик на занятиях по физической культуре в транспортном вузе. Авторами проведены тестирования оценки развития физических качеств студентов в 2017-2018 г. В результате исследования динамики показателей физической подготовленности, были обнаружены более высокие показатели у студенток экспериментальной группы, занимающейся по методике оздоровления с применением с применением восточных оздоровительных практик, наблюдалось значительное улучшение физических качеств (гибкости, силы, быстроты, ловкости и т. д.). На основании приведенных данных доказана эффективность разработанной методики по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна, Бабина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Eastern health practices on the physical fitness of students of transport University

This article discusses the developed by the author method of health improvement of students by using the oriental health practices in the classroom for physical culture in the transport University. The authors conducted tests to assess the development of physical qualities of the students in 2017-2018. As a result of the study of dynamics of the indexes of physical preparedness, there were found higher rates among the students of experimental group, who studied according to the method of healing, with the use of Eastern health practices, and it showed significant improvement of the physical qualities (flexibility, strength, speed, agility, etc.). On the basis of the given data, the efficiency of the developed method of physical culture with the use of Eastern health practices is proved.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий восточными оздоровительными практиками на физическую подготовленность студенток транспортного вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Байков, Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Байков Е.П. - Омск, 2001. - 165 с.

2. Карпов, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов речных училищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карпов В.А. - М., 2003. - 24 с.

3. Кулекин, И.В. Профессиональная физическая и функциональная подготовка курсантов вузов водного транспорта к условиям длительной плавательной практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кулекин И.В. - Краснодар, 2011. - 24 с.

4. Пастушков, Ю.М. Эффективность формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки / Ю.М. Пастушков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 101-103.

5. Профессиональный стандарт «Судоводитель-механик» [утв. Пр. Минист. труда и соц. защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 612н). - Режим доступа : http://classinform.ru/profstandarty/17.015-sudovoditel-mehanik.html (Дата обращения: 20.11.2018).

6. Профессиональный стандарт «Механик по флоту» [утв. Пр. Минист. труда и соц. защиты РФ от 29 июня 2017 г. № 531н). - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71619636/ (Дата обращения 20.11.2018).

7. Шарина, Е.П. Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне / Е.П. Шарина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 207-210.

REFERENCES

1. Baikov, E.P. (2001), Physical training of students for the conditions ofprofessional activity of an engineer-electrician of water transport, dissertation, Omsk.

2. Karpov, V.A. (2003), Professional and applied physical training of cadets of river schools, dissertation, Moscow.

3. Kulekin, I.V. (2011), Professional physical and functional training of cadets of universities for water transport to the conditions of long swimming practice, dissertation, Krasnodar.

4. Pastushkov, Yu.M., (2010), "The effectiveness of the formation of professionally important qualities of the technician-navigator in the process of specially organized physical training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 101-103.

5. Professional standard Boatmaster-mechanic"" (2015), (approved by the Minister of Labor and Social Services. Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 No. 612n), available at: http://classinform.ru/profstandarty/17.015-sudovoditel-mehanik.html.

6. Professional standard Mechanic of the fleet"" (2017), (approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated June 29, 2017 No. 531n), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71619636/.

7. Sharina, E.P. (2011), "Factors affecting the success of the psychophysical training of cadets of maritime universities to undergo swimming practice on a training sailing vessel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, рp. 207-210.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.12.2018

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК ТРАНСПОРТНОГО

ВУЗА

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Юридический институт, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Экономический институт, Москва; Вера Сергеевна Бабина, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Институт

транспортной техники и систем управления, Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается разработанная автором методика оздоровления студентов с использованием восточных оздоровительных практик на занятиях по физической культуре в транспортном вузе. Авторами проведены тестирования оценки развития физических качеств студентов в 2017-2018 г В результате исследования динамики показателей физической подготовленности, были обнаружены более высокие показатели у студенток экспериментальной группы, занимающейся по методике оздоровления с применением с применением восточных оздоровительных практик, наблюдалось значительное улучшение физических качеств (гибкости, силы, быстроты, ловкости и т. д.). На основании приведенных данных доказана эффективность разработанной методики по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик.

Ключевые слова: физическая культура, вуз, студенты, методика оздоровления, восточные оздоровительные практики, физическая подготовленность.

INFLUENCE OF EASTERN HEALTH PRACTICES ON THE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITY

Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport (MUT), Law Institute, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Russian University of transport (MIIT), Economic Institute, Moscow; Vera Sergeevna Babina, the senior teacher, Russian University of transport (MIIT), Institute of transport engineering

and control systems, Moscow

Annotation

This article discusses the developed by the author method of health improvement of students by using the oriental health practices in the classroom for physical culture in the transport University. The authors conducted tests to assess the development of physical qualities of the students in 2017-2018. As a result of the study of dynamics of the indexes of physical preparedness, there were found higher rates among the students of experimental group, who studied according to the method of healing, with the use of Eastern health practices, and it showed significant improvement of the physical qualities (flexibility, strength, speed, agility, etc.). On the basis of the given data, the efficiency of the developed method of physical culture with the use of Eastern health practices is proved.

Keywords: physical culture, University, students, methods of improvement, Eastern health practices, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одними из наиважнейших задач физического воспитания являются формирование здорового образа жизни у молодежи России, вырабатывание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, приобретение теоретических знаний дисциплины «Физическая культура и спорт».

Со стороны государства отмечается повышенное внимание к проблемам физического воспитания студенческой молодежи в последние десятилетия.

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 21.01.2015 г., распространение стандартов здорового образа жизни, создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом - одни из основных целей социальной и экономической политики государства[5].

Приоритетной направленностью этой целевой программы Президента и Правительства Российской Федерации являются формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, привлечение большинства молодежи к активным занятиям разнообразными физическими упражнениями, их системное выполнение в повседневной и учебной деятельности, повышение умственной и двигательной работоспособности, физического состояния и физической подготовленности [5].

В последние пятнадцатилетия наблюдается, из-за недостаточной по разнообразию и объему двигательной активности, сохраняющаяся динамика снижения показателей здоровья молодежи. Студенты во время обучения в вузах, на фоне все возрастающего дефицита времени, необходимого для усвоения и переработки чрезмерного объема информации, подвергаются большим психоэмоциональным нагрузкам, стрессовым ситуациям, Все это, ко -нечно же, не может не привести к ухудшению их здоровья, самочувствия [1, 3].

Занятия по физическому воспитанию в высших учебных заведениях должны повышать уровень физического состояния и функциональной подготовленности студентов, а также уменьшать негативное влияние психоэмоциональных нагрузок в период их обучения.

В связи с этим, требуется модернизация настоящего программного обеспечения процесса физического воспитания в вузах в свете современных требований мотивации и активизации студентов на физкультурно-спортивную деятельность.

Расширение программного содержания физической культуры студенческой молодежи вузов не только за счет национальных и европейских технологий, но и включением восточных оздоровительных практик, популярных среди студентов различных стран мира, будет способствовать повышению физического состояния, функциональной подготовленности, физической и умственной работоспособности, а также повышению интереса, мотивации к занятиям спорта [2, 4].

Обладая большими интегративными и адаптационными возможностями, нетрадиционные оздоровительные гимнастики, применяемые на занятиях по физическому воспитанию в вузах, являются феноменом в области физической культуры. Их применение будет способствовать дальнейшему прогрессу в системе физкультурного образования вузов России [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Российском университете транспорта (МИИТ) на занятиях по физической культуре применяли восточные оздоровительные гимнастики (хатха-йога, китайская гимнастика бадуаньцзин, гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин, комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата и массаж су-джок) в сочетании с традиционными средствами (легкоатлетические упражнения, элементы гимнастики, плавание, подвижные игры и др.).

Педагогический эксперимент проводился на базе кафедр «Физическая культура» Российского университете транспорта (МИИТ) с сентября 2017 г. по май 2018 г. В эксперименте приняли участие студентки 2 курса РУТ (МИИТ), (п=54). По данным медицинского обследования, отклонений в состоянии здоровья у студенток, участвующих в педагогическом эксперименте, не было обнаружено. Все они были допущены к занятиям по физической культуре.

Методом случайных чисел были сформированы 2 группы студенток (экспериментальная и контрольная). На начало эксперимента группы не имели достоверных различий по основным исследуемым показателям.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по рабочей учебной программе, а в экспериментальной группе - по разработанной методике с использованием восточных оздоровительных практик.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С сентября 2017 г. по май 2018 г. были проведены тестирования физического состояния и оценки физических качеств студентов экспериментальной и контрольной групп РУТ (МИИТ). Для оценки развития физических качеств были применены тесты нормативов ВФСК ГТО для женщин 18-29 лет (6 ступень).

Тестирование оценки физических качеств студенток, проводимое в начале эксперимента, показало, что результаты контрольной группы не отличаются от экспериментальной

группы (различия не достоверны, Р >0,05).

В конце эксперимента, в мае 2018 г., в экспериментальной группе выявилось достоверное увеличение по большинству показателей (Р <0,01).

Результаты тестирования оценки физических качеств, проводимые в мае 2018 г., показали, что у студенток экспериментальной группы, занимающихся по разработанной методике оздоровления с использованием восточных оздоровительных практик, уровень развития физических качеств оказался выше по сравнению с контрольной группой (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение показателей занимающихся студенток контрольной и экспериментальной групп в ходе_ эксперимента__

Показатели Контрольная гр. Экспериментальная гр.

сентябрь май Прирост сентябрь май Прирост

Характеристики Симв. В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) X 9,0 9,41 4,5 9,93 18,67 88,0

±т 1,0 1,59 1,07 1,33

Р > 0,05 < 0,01

Поднимание туловища лежа на спине(кол-во раз за 1 мин) X 33,74 39,37 16,6 33,33 45,11 35,3

±т 2,26 1,63 1,67 1,89

Р <0,05 <0,01

Прыжки в длину с места (см) X 167,19 167,85 0,3 167,44 172,3 2,9

±т 1,81 1,15 1,56 1,7

Р > 0,05 < 0,01

Челночный бег (3x10м) (сек.) X 9,85 9,31 5,4 9,49 8,59 9,4

±т 0,15 0,69 0,51 0,21

Р > 0,05 < 0,01

Отжимание: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) X 14,7 17,41 18,4 14,26 21,3 49,3

±т 2,3 2,59 0,74 1,7

Р < 0,05 < 0,01

Выявилось достоверное увеличение физического развития студенток в экспериментальной группе по большинству показателей, в конце эксперимента:

• Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (тестирование, характеризующее гибкость) - в контрольной группе увеличилось на 0,41 см (4,5%), (Р >0,05); в экспериментальной группе - отмечается достоверный прирост на 8,74 см, (88%), (Р <0,01);

• Поднимание туловища лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) - в контрольной группе прирост составил 5 раз (16,6%), (Р <0,05), а в экспериментальной наблюдалось увеличение на 11 раз (35,3%), (Р <0,01);

• Прыжки в длину с места (тест, оценивающий скоростно-силовые способности) - в контрольной группе произошло увеличение на 0,66 см (0,3%), (Р> 0,05); в экспериментальной - достоверный прирост составил 4,86 см (2,9%), (Р <0,01);

• Челночный бег (3*10 м) (сек), (тестирование, характеризующее скоростные качества и ловкость) - в контрольной группе прирост составил 0,54 сек. (5,4%), (Р >0,05), в экспериментальной группе увеличение составило 0,9 сек. (9,4%), (Р <0,01);

• Отжимание (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)), (тест, оценивающий силовые качества) - в контрольной группе наблюдалось увеличение на 2 раза (18,4%), (Р <0,05), в экспериментальной - достоверный прирост составил 7 раз

(49,3%), (P <0,01).

В результате исследования динамики показателей физического развития, рассмотренной в начале и в конце 2017-2018 уч. года, были обнаружены более высокие показатели функциональной и физической подготовленности студенток экспериментальной группы, занимающейся по методике оздоровления с применением с применением восточных оздоровительных практик. По результатам тестирования наблюдалось значительное улучшение физических качеств (гибкости, силы, быстроты, ловкости и т. д.).

ВЫВОДЫ

Анализируя данные, полученные в результате тестирования в начале и после эксперимента, был отмечен более высокий уровень развития физических качеств в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной методике, по сравнению с контрольной группой, выполняющей стандартную программу.

Применение методики оздоровления с использованием восточных оздоровительных практик на занятиях по физической культуре в вузах способствует улучшению физических качеств, физической подготовленности и физического состояния студентов, повышению их уровня здоровья, а также формирует положительную мотивацию к занятиям.

На основании приведенных данных можно сделать вывод об эффективности разработанной методики по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникиенко, Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Аникиенко Ж. Г. - Краснодар, 2013. - 25 с.

2. Минченков, К.А. Методическое сопровождение занятий «кендо» студентов в процессе физического воспитания в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Минченков К. А. - Красноярск, 2018. - 159 с.

3. Постол, О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол О. Л. -Хабаровск, 2004. - 198 с.

4. Постол, О. Л. Методика применения восточных оздоровительных практик в системе физкультурного образования вузов Москвы / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 185-188.

5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 21.01.2015 // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174530/8613986f6e626cf634d3b546e1daaf1bf69cc7 f0/. - Дата обращения 18.11. 2018.

REFERENCES

1. Anikienko, Zh.G. (2013), Physical training of students with the predominant use of fitness based on the individual profile of the development of physical qualities, dissertation, Krasnodar.

2. Minchenkov, K.A. (2018), Methodical support of students in the process of physical education in the University, dissertation, Krasnoyarsk.

3. Postol, O. L. (2004), Methods of health improvement of students of universities in the classroom for physical education with the use of traditional and non-traditional means, dissertation, Khabarovsk.

4. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2018), "Methods of application of Eastern health practices in the system of physical education of Moscow universities", Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft, Vol. 155, No. 1, pp. 185-188.

5. Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016-2020"of January 21, 2015, available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_law_174530/8613986f6e626cf634d3b546e1daaf1bf69cc7f0/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.11.2018

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрей Георгиевич Поторочин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Ижевский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что правоохранительные органы решают различные задачи, связанные с ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой в стране, возросшей криминальной активностью преступного мира. В связи с этим предъявляются повышенные требования к уровню готовности выпускников к служебной деятельности, связанной с применением мер физического воздействия. Результаты социологического исследования показали низкий уровень готовности студентов к этой деятельности. Выявлены критерии и уровни готовности. Разработана методика формирования готовности студентов. Предложены дальнейшие перспективы исследования проблемы.

Ключевые слова: готовность, студенты, правоохранительные органы, физическая культура.

DEVELOPMENT OF STUDENT READINESS TO SERVICE

Andrey Georgievich Potorochin, the candidate ofpedagogical sciences, head of department,

The Izhevsk branch of the All-Russian State University ofJustice (Russian Law Academy of the

Ministry of Justice of Russia)

Annotation

The relevance of the topic is caused by the fact that the law enforcement deals with the various issues related to the growth of crime, the tense operational environment in the country, and the intensified criminal activity. In this regard, there are increased requirements for the level of readiness of graduates for professional activities related to the use of physical measures. The results of the sociological study showed a low level of the student readiness for this activity. Criteria to define levels of readiness were identified. A method of forming the students' readiness has been developed. Further work to study the problem was suggested.

Keywords: readiness, students, law enforcement, physical education, service.

В соответствии с возложенными государством обязанностями, правоохранительные органы решают различные задачи, связанные с ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой в стране, возросшей криминальной активностью преступного мира (коррупция, терроризм, экстремизм, киднеппинг, заказные убийства, нападения на граждан и сотрудников и т.д.). В связи с этим возрастают физические, моральные и психологические нагрузки на сотрудников правоохранительных органов. Все это предъявляет высокие требования к их профессиональным качествам.

В зависимости от уровня опасности, в ситуациях угрожающих жизни и здоровью, сотрудники обладают правом применять физическую силу, специальные средства и табельного оружие (далее по тексту - «меры физического воздействия»).

В связи с этим, именно направление профессиональной деятельности, связанной с применением мер физического воздействия, предъявляет наиболее высокие требования к уровню физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов.

Анализ научной литературы показал, что вопросам подготовки к будущей профессиональной деятельности средствами и методами физического воспитания занимались многие исследователи (Т.А. Зенкова, В.В. Титов, З.Р.Танаева, Ю.В. Подоруев, И.В. Тарасе-вич и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.