Научная статья на тему 'Нетрадиционные оздоровительные гимнастики в системе физкультурного образования студентов вузов в условиях экологии и климата мегаполиса'

Нетрадиционные оздоровительные гимнастики в системе физкультурного образования студентов вузов в условиях экологии и климата мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ / ЭКОЛОГИЯ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Кузнецов Анатолий Михайлович, Панкратова Ольга Николаевна

Климатические особенности и неблагоприятное экологическое состояние мегаполиса негативно влияют на организм человека. Наблюдается ухудшение здоровья населения в результате воздействия этих факторов. Актуальным в настоящее время является повышение адаптационных возможностей организма студентов вузов к неблагоприятному воздействию окружающей среды путем изменения их содержания, применения с традиционными физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных гимнастик. На основе анкетирования студентов вузов проведено исследование формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Анализируя результаты исследования, авторы пришли к выводу, что, несмотря на то, что основными мотивами, которые стимулировали интерес к занятиям, являются укрепление здоровья и повышение привлекательности, у студентов вузов выявлен недостаточным интерес к занятиям физической культурой. Использование на занятиях по физической культуре в вузах восточных оздоровительных гимнастик будет способствовать улучшению физического состояния студентов, а также формированию положительной мотивации к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Кузнецов Анатолий Михайлович, Панкратова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-traditional health improving gymnastics in the system of physical education of university students under the conditions of ecology and climate of megacity

Climatic features and unfavorable ecological state of the megalopolis negatively affect the human body. There is deterioration in the health of the population as a result of these factors. Very topical now is to increase the adaptive capacity of the body of university students to adverse environmental effects by changing their content, the use of traditional physical exercises of non-traditional health-improving gymnastics. Based on the questionnaire survey of the university students, a study was conducted of the formation of motivation for physical education and sports. Analyzing the results of the study, the authors came to the conclusion that despite the fact that the main motivations that stimulated interest in pursuing activities were health promotion and increased attractiveness, university students showed little interest in physical education. The use of oriental health gymnastics at physical culture classes in the universities will improve the physical condition of the students, as well as the formation of positive motivation for the classes.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные оздоровительные гимнастики в системе физкультурного образования студентов вузов в условиях экологии и климата мегаполиса»

видуальных заданий.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.03.2017

УДК 796.011.3

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИИ И КЛИМАТА МЕГАПОЛИСА

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Михайлович Кузнецов, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), Юридический институт, Москва, Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), Экономический институт, Москва

Аннотация

Климатические особенности и неблагоприятное экологическое состояние мегаполиса негативно влияют на организм человека. Наблюдается ухудшение здоровья населения в результате воздействия этих факторов. Актуальным в настоящее время является повышение адаптационных возможностей организма студентов вузов к неблагоприятному воздействию окружающей среды путем изменения их содержания, применения с традиционными физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных гимнастик. На основе анкетирования студентов вузов проведено исследование формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Анализируя результаты исследования, авторы пришли к выводу, что, несмотря на то, что основными мотивами, которые стимулировали интерес к занятиям, являются укрепление здоровья и повышение привлекательности, у студентов вузов выявлен недостаточным интерес к занятиям физической культурой. Использование на занятиях по физической культуре в вузах восточных оздоровительных гимнастик будет способствовать улучшению физического состояния студентов, а также формированию положительной мотивации к занятиям.

Ключевые слова: физическая культура, нетрадиционные оздоровительные гимнастики, экология, вуз, студенты, здоровье, климатические особенности.

NON-TRADITIONAL HEALTH IMPROVING GYMNASTICS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF ECOLOGY AND CLIMATE OF MEGACITY

Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Mikhailovich Kuznetsov, the senior teacher,

Moscow State University of Communications, Emperor Nicholas II, Law Institute, Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Moscow State University of Communications, Emperor Nicholas II, Economic Institute

Annotation

Climatic features and unfavorable ecological state of the megalopolis negatively affect the human body. There is deterioration in the health of the population as a result of these factors. Very topical now is to increase the adaptive capacity of the body of university students to adverse environmental effects by changing their content, the use of traditional physical exercises of non-traditional health-improving gymnastics. Based on the questionnaire survey of the university students, a study was conducted of the formation of motivation for physical education and sports. Analyzing the results of the study, the authors came to the conclusion that despite the fact that the main motivations that stimulated interest in pursuing activities were health promotion and increased attractiveness, university students showed little interest in physical education. The use of oriental health gymnastics at physical culture classes in the universities will

improve the physical condition of the students, as well as the formation of positive motivation for the classes.

Keywords: physical culture, non-traditional health improving gymnastics, ecology, university, students, health, climatic features.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение уровня здоровья студенческой молодежи в Российской Федерации является одной из наиболее важных задач на сегодняшний день. Анализируя физическое развитие и физическую подготовленность, а также состояние здоровья студентов за последние десять лет, приходят к выводу, что среди студенческой молодежи растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности, физического развития, из года в год происходит увеличение количества студентов, отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам, а также освобожденных от занятий физической культурой.

Студенческая молодежь постоянно испытывает высокий уровень психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок, стрессовых ситуаций, что приводит к снижению работоспособности, переутомлению, повышению заболеваемости. Также различные кли-матогеографические и экологические условия играют значительную роль в ухудшении качественных характеристик здоровья, снижают резервные возможности организма

На функциональное состояние организма наиболее существенно играют сезонные колебания. От приспособления к экологическим и климатическим условиям зависит реакция организма на окружающую среду.

Целесообразно усиливать при ослаблении организма его недостаточно большие защитно-приспособительные реакции, но без чрезмерной активации функций. При разумном использовании погодно-климатических факторов эффективность процесса физического воспитания повышается на 15^20% [3, 4].

Заболеваемость жителей Москвы в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, сердечно-сосудистых заболеваний, различные виды аллергии, болезни органов чувств, печени, желчного пузыря. Загрязнение атмосферного воздуха в Москве приводит к постоянному росту астматических и аллергических заболеваний у детей и больших показателей смертности среди пожилых людей в периоды летнего смога [2].

Все это связано с тем, что климатические условия и экологическое состояние Москвы провоцирует развитие различных заболеваний и вызывают напряжение адаптационных возможностей организма человека.

Следовательно, при составлении программ по физической культуре в вузах г. Москвы необходимо учитывать климатические условия и экологическое состояние города. Физическая культура, здоровый образ жизни являются одними из наиболее эффективных факторов, которые при определенных условиях снижают отрицательные воздействия на здоровье человека. Формированию потенциала адаптивных возможностей человека способствует его двигательная активность [1].

В практику физического воспитания вузов России за последние годы начали внедряться оздоровительные системы восточных гимнастик (цигун, ушу, хатха-йога), что, по мнению специалистов, позволяет расширить возможности студентов в достижении оздоровительного эффекта. Занятия нетрадиционными оздоровительными гимнастиками благотворно воздействуют на психику занимающихся, помогают преодолеть стресс, повышают уровень физического состояния и функциональной подготовленности. Появление новых нетрадиционных оздоровительных средств способствует дальнейшему прогрессу в области физической культуры. В настоящее время очень актуальным является повышение адаптационных возможностей организма студентов к неблагоприятному воздействию окружающей среды, а также улучшение эффективности занятий по физической культуре путем изменения их содержания, использования с общепринятыми физически-

ми упражнениями восточных оздоровительных гимнастик, применяемых с учетом кли-матогеографических, экологических условий проживания [3]. Обладая большими инте-гративными и адаптационными возможностями, нетрадиционные оздоровительные гимнастики являются феноменом в системе физкультурного образования высших учебных заведений.

Мотивами занятий физической культурой и спортом, бюджетом студентов, проблемами здорового образа жизни занимались такие ученые, как Ю.С. Лисицын, И.М. Бы-ховская, В.П. Каргаполов, М.Б. Доброрадных, С.В. Щетинина и многие другие. Неблагоприятные социальные, экономические, экологические условия жизни сказываются на уровне физического развития и состоянии здоровья студентов. В течение уже довольно длительного времени значительное количество студентов высших учебных заведений неудовлетворенно традиционными занятиями физической культурой. Все это сказывается на состоянии здоровья, понижении уровня физической подготовленности, а также способствует снижению интереса занятий [3].

Для выявления влияния социальных факторов в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) было проведено исследование формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В качестве основного метода избрано анкетирование, в котором приняли участие студенты 1-4 курсов в возрасте от 17-22 лет, (п=531). Задачей анкетирования было выяснение мотивов, побуждающих заниматься физической культурой и спортом, выявления основных причин утомления, наступающих в процессе учебной деятельности, а также наличия знаний об оздоровительном воздействии занятий физической культурой и спортом на организм.

Аналогичное анкетирование уже проводилось автором на базе Морского государственного университета им. Г.И. Невельского (г. Владивосток, Дальневосточный регион) в 2003/04 уч. г. Сравнение результатов анкетирования студентов разных регионов в динамике через двенадцать лет позволило выявить ряд проблем, связанных с системой физкультурного образования студентов вузов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование показывает, что основными мотивами занятий физической культурой и спортом и в Московском регионе, и в Дальневосточном регионе являются неудовлетворенность своим здоровьем, физическим развитием -41% и 50%; возможность уверенно чувствовать себя среди других людей - 37% и 23% , возможность лучше выполнять свою работу, учебу - 18% и 25% , стремление подражать другим людям - 1% и 0% , заниматься физической культурой и спортом заставляют родители, педагоги - 3% и 2% (таблица 1).

Таблица 1. Мотивы, побуждающие студентов заниматься физической культурой и спортом

Что побуждает Вас заниматься физической культурой и спортом 2003-2004 уч. г. 2016-2017 уч. г.

Неудовлетворенность своим здоровьем, физическим развитием 41 50

Возможность уверенно чувствовать себя среди других людей 37 23

Возможность лучше выполнять свою работу, учебу 18 25

Стремление подражать другим людям 1 0

Заниматься физической культурой заставляют заниматься родители, педагоги 3 2

На вопрос: «Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?» ответы распределились следующим образом - 35% 30% студентов удовлетворены состоянием своего здоровья; 12% и 8%респондентов на здоровье не жалуются; 1% и 0% опрошенных считают себя абсолютно здоровыми; 36% и 42% студентов жалуются, что часто болеют; 9% и 12% - имеют слабое здоровье и 7% и 8% студентов не могут похвастаться своим здоровьем.

На вопрос отвлеченного характера: «Какая причина является решающей в нарушении здоровья человека?» - результаты были следующие: 63% и 59% студентов называют неправильный образ жизни; 18% и 22% - ухудшение экологической обстановки; 12% и 13% - социально-экономические условия; 6,5% и 4% - неблагоприятную наследственность; 0,5% и 2% - недостаток медицины.

На вопрос личного характера: «Благодаря чему я здоров (не здоров)?», ситуация несколько изменяется. Причиной своего нездоровья считают уже только 35,8% и 31% студентов. Теперь происходит смещение приоритета в сторону неблагоприятных экологических условий - 45,2% и 49,1%; 13,5% и 12,4% студентов считают неблагоприятную наследственность и 5,4%, 6,5% респондентов - недостаток медицины.

В середине семестра у многих студентов наблюдается снижение работоспособности, появляется утомление - 28% и 27%; 35% и 32% респондентов испытывают утомление в конце семестра; 36% и 34% - во время экзаменационной сессии; 1% и 7% студентов постоянно испытывают усталость.

Результаты проведенных исследований показывают, что основной целью, которую преследуют студенты на занятиях физической культурой и спортом в вузах, является укрепление здоровья - 31,6% и 39%. На этот вопрос ответы опрошенных распределились следующим образом: повышение привлекательности для противоположного пола -27,4% и 21%; получение зачета по физической культуре - 11% и 15%; снятие умственного, психического напряжения - 12,3% и 14%; улучшения настроения, самочувствия -10,7% и 8%; воспитание нравственных качеств - 1,7% и 1%; получение материальных ценностей, льгот - 1,3% и 0,5%; приобретение полезных навыков и умений - 4% и 0,5%.(таблица 2)

Таблица 2. Цели, преследуемые студентами на занятиях физической культурой и спортом

Какие цели, по Вашему мнению, преследует студент, занимаясь физической культурой и спортом? 2003-2004 уч. г. 2016-2017 уч. г.

Укрепление здоровья 31,6 39

Повышение привлекательности для противоположного пола 27,4 21

Получение зачета по физической культуре 11 15

Снятие умственного, психического напряжения 12,3 14

Улучшения настроения, самочувствия 10,7 8

Воспитание нравственных качеств 1,7 1

Получение материальных ценностей, льгот 1,3 0,5

Приобретение полезных навыков и умений 4 0,5

Также были выявлены причины, по которым студенты не могут заниматься физической культурой и спортом: 24,7% и 28% устают после учебы; нет интереса, желания, пассивность к данным занятиям у 18% и 21% студентов; испытывают материальные трудности - 11% и 15%.

В результате проведенного исследования выявлено, что физической культурой и спортом занимаются в течение всего года 9% и 8% студентов. Занимаются с сентября по май 55% и 63% респондентов; с мая по сентябрь - 17% и 9% и не занимаются физической культурой и спортом совсем - 19% и 18% студентов.

Очень значимо для нашего исследования было выявление желаний студентов заниматься нетрадиционными оздоровительными гимнастиками. На вопрос: «Желаете ли Вы заниматься нетрадиционными оздоровительными гимнастиками (ушу, хатха-йогой, цигун, тайцзи-цюань, фитнес-йогой и др.)?» - результаты ответов распределились таким образом: 65,7% и 72% студентов хотят заниматься восточными оздоровительными гимнастиками; 19% и 15% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос; 15,3% и 13% опрошенных не желают заниматься.

Анализируя результаты исследования формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, мы пришли к выводу, что основными мотивами, которые стимулировали интерес к занятиям физической культурой и спортом в Морском государ-

ственном университете имени адм. Г.И. Невельского (2003 г.) и в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (2016 г.) являются желание укрепления и улучшения здоровья, а также приобретение привлекательности, красоты и уверенности.

Также выявлено, что социальные, экологические и экономические проблемы продолжают сказываться на уровне физического развития и состоянии здоровья студентов разных регионов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что периодом наиболее активных занятий по физической культуре в Дальневосточном и Московском регионах является период с сентября по май. Все это говорит о явно недостаточном интересе студентов к занятиям физической культурой и спортом. Ограниченная двигательная активность, большой объем учебной работы в течение всего года приводят к хронической усталости, различным недомоганиям, хронической усталости.

Все вышеизложенное говорит о необходимости разработок новых методик и программ по физической культуре для студентов вузов с применением нетрадиционных средств, учитывая климатические и экологические особенности регионов, для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, улучшения физического состояния студентов, а также повышения оздоровительного эффекта занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глебов, В.В. Влияние комплексных факторов на адаптацию популяции человека в условиях мегаполиса (на примере города Москвы) / В.В. Глебов, Е.В. Аникина // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2010. - № 3. - С. 134-136.

2. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды в г. Москве в 2015 г.» [Электронный ресурс] // URL : http://www.dpioos.ru/eco/ru/report_result/o_442335/. - Дата обращения 16.12.2016.

3. Постол, О.Л., Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол О. Л. - Хабаровск, 2004. - 198 с.

4. Фитнес-йога как современная технология укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студенток специальных медицинских групп / Н.В. Скурихина, М.Д. Кудрявцев, В.А. Кузьмин, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 2. - С. 24-31.

REFERENCES

1. Glebov, V.V. and Anikina, E.V. (2010), "Influence of complex factors on the adaptation of the human population in a mega polis (on the example of the city of Moscow)", Vestnik of the International Academy of Sciences (Russian section), No. 3, pp. 131-136.

2. State report on the state of the environment in Moscow in 2015, available at: http://www.dpioos.ru/eco/en/report_result/o_442335/.

3. Postol, O.L. (2004), Methodology for the improvement offemale students in higher education classes in physical education with the use of traditional and non-traditional means, dissertation, Khabarovsk.

4. Skurikhina, N.V., Kudryavtsev, M.D., Kuzmin, V.A. and Ermakov, S.S. (2016), "Fitness yoga as a modern technology of strengthening the psychophysical state and psychosocial health of students of special medical groups", Physical education of students, No. 2, pp. 24-31.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.