Статья поступила в редакцию 02.03.2015.
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД
РФ
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Военный институт физической культуры (ВИФК)
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург; Павел Анатольевич Солдатов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт
внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье рассматриваются показатели влияния занятий различными военно-прикладными физическими упражнениями, приемами и действиями на формирование командных и социально-личностных качеств наиболее значимых для повышения эффективности профессиональной социализации курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД РФ. Установлено, что повышение эффективности профессиональной социализации курсантов вызывается как характером их военно-профессионального взаимодействия, так и является следствием активной совместной физкультурно-спортивной деятельности, создающей благоприятные условия для развития командных, лидерских и других проявлениях личности, особенно при выполнении сложных физических упражнений, выполняемых в составе подразделений (марш-броска, преодоление водных преград и других препятствий). Совместное выполнение комплексных физических упражнений, испытание и преодоление трудностей, особенно при совершении марш-бросков с оружием и снаряжением, групповых рукопашных схватках и выполнение нормативов по комплексу упражнений в составе подразделений, где требуются трудолюбие, выдержка, товарищеская взаимопомощь, ответственность, коллективизм - все это, позволяет изменить направленность межличностных отношений, укрепить войсковое товарищество, развивать личностные и лидерские качества у курсантов.
Ключевые слова: профессиональная социализация, командные и социально-личностные качества, курсанты, внутренние войска МВД РФ, военно-прикладная физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p192-197
INFLUENCE OF OCCUPATIONS OF MILITARY AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION ON FORMATION OF THE COMMAND AND SOCIAL AND PERSONAL QUALITIES AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE
RUSSIAN FEDERATION Valery Aleksandrovich Shchyogolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Pavel Anatolevich Soldatov, the competitor, St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
The article considers the indicators of influence of occupations of the different military applied physical exercises, actions on formation of the command and social and personal qualities considered as the most significant for increase of efficiency of the professional socialization of cadets of the educational organizations of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is established that increase of efficiency of the professional socialization of cadets is caused as by nature of their military and professional interaction, and is considered as the consequence of the vigorous joint sports activity creating favorable conditions for development of the team, leader and other manifestations of the personality, especially when performing the difficult physical exercises which are carried out as a part of divisions (a battle march, overcoming of water barriers and other obstacles). Joint performance of the complex physical exercises, tests and overcoming of difficulties, especially at commission of the battle
marches with the weapon and equipment, group hand-to-hand fights and implementation of standards for a set of the exercises as a part of divisions where it is required to manifest diligence, endurance, friendly mutual aid, responsibility, collectivism - all this allows to change the orientation of the interpersonal relations, to strengthen the military comradeship, to develop personal and leadership skills at cadets.
Keywords: professional socialization, command and social and personal qualities, cadets, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, military and applied physical preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного решения поставленной научной задачи необходимо было, прежде всего, оценить эффективность и особенности различных способов выполнения военно-прикладных физических упражнений, приемов и действий, их воздействия на развитие командных и социально-личностных качеств.
Состязательность и взаимопомощь - это два главных критерия, которые следует учитывать в процессе организации мероприятий по физической подготовке и спортивной работе. Состязательность выступает как стремление военнослужащего к самоутверждению и реализации на практике своих физических и социально-психологических возможностей. При этом если личные и коллективные интересы совпадают, то спортивное соперничество сочетается с товарищеской взаимопомощью.
Анализ войсковой практики показывает, что можно говорить о различной соревновательной активности курсантов и, что она, главным образом, зависит от того, как члены курсантского коллектива внутренне (психологически) включены в соревновательную деятельность, видят ли они значимый личностный смысл данного соревнования [2; 3].
Поэтому представляется весьма существенным при организации и проведении различных физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований помочь курсантам создать социально-личностную значимость его участия в соревновательном процессе, способствовать предоставлению им творческой инициативы, выборе посильных нормативных рубежей, формированию командно-методических и социально-личностных качеств. Важная роль в совершенствовании необходимых социальных отношений должна отводиться правильной постановке работы со спортивным активом. Для этого в его состав важно подбирать курсантов с развитыми лидерскими качествами, разносторонним и высоким уровнем физической подготовленности, организаторскими способностями, умеющими непринужденно и доброжелательно строить свои отношения с товарищами. Свое влияние на совершенствование взаимоотношений в курсантском коллективе члены спортивного актива преимущественно оказывает личным примером [1].
Особое внимание для повышения эффективности профессиональной социализации важно обращать на создание и использование в практике преднамеренных педагогических ситуаций. При их моделировании учитываются следующие требования: выделение из комплекса решаемых воспитательных задач для каждого занятия ведущих задач; одновременное решение воспитательных и учебных задач; сочетание педагогических ситуаций с другими методами педагогического воздействия на ускорение профессиональной социализации; соответствие степени сложности педагогических ситуаций индивидуальным способностям курсантов.
Главное при реализации перечисленных условий и требований - достичь воспитательного эффекта, повышающего профессиональное взаимодействие курсантов, их социальную и служебную функциональность.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью решения поставленной научной задачи был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие различные категории специалистов:
- начальники курсов (n=10);
- командиры учебных подразделений (n=18);
- преподавательский и тренерский состав кафедры физической подготовки и спорта (п=24);
- профессорско-преподавательский состав других учебных дисциплин (п=42);
- офицеры - управления (п= 12);
- курсанты различных сроков военно-профессионального обучения (п=186).
Программа опроса респондентов включала вопросы, по результатам ответов на которые определялись:
- командирские и социально-личностные качества, способствующие повышению эффективности профессиональной социализации и будущей деятельности военных специалистов внутренних войск;
- наименование видов спорта, физических упражнений, приемов и действий (в порядке предпочтения), занятия которыми, создают хорошие предпосылки для совершенствования тех или иных командных или социально-личностных качеств.
Данные проведенного анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень командных и социально-личностных качеств, а также видов спорта
наиболее значимых для повышения эффективности _профессиональной социализации курсантов_
Командные и социально-личностные качества Виды спорта и физические упражнения, создающие условия для развития командных и социально-личностных качеств
Умение принимать эффективные решения в сложной оперативной обстановке Спортивные игры; военно-прикладные физические упражнения; комплексные военно-спортивные эстафеты
Способность к коммуникативному и профессиональному взаимодействию Спортивные игры; специальные многоборья, военно-спортивные эстафеты; ориентирование на местности
Умение командовать личным составом и укреплять воинскую дисциплину в подразделении Военно-прикладные и специальные многоборья; лыжные гонки на 5-10-15 км; эстафеты; военно-прикладное плавание; стрельба; метание гранат;
Уставное поведение и высокое правосознание при управлении людьми Боевые единоборства; рукопашный бой с несколькими противниками; преодоление препятствий; передвижение на лыжах на 510-15 км.
Устойчивая мотивация к военной профессии и стремление к продвижению по службе Боевые единоборства; лыжные гонки на 10-20 км; эстафеты; спортивные игры; военно-прикладное плавание; марш-броски
Забота о подчиненных и войсковое товарищество Единоборства; специальные многоборья; спортивные игры; военно-прикладное плавание; передвижение на лыжах на 15-20 км.
Выдержка и самообладание во время несения боевого дежурства, уверенность в своих силах, Лыжные гонки, кроссы; боевые единоборства; передвижение на лыжах на 15-20 км, марш-броски; военно-прикладное плавание
Профессиональная подготовленность и работоспособность Боевые единоборства; преодоление препятствий; военно-прикладное плавание
Высокий личностный статус и социальная активность Единоборства; спортивные игры, специальные многоборья; метание гранат;
Дисциплинированность настойчивость и решительность в достижении поставленной цели Специальные многоборья; рукопашный бой; военно-прикладное плавание; передвижение на лыжах на 10-20 км
Личная примерность, честность и справедливость Спортивные игры; специальные многоборья; боевые единоборства
Смелость; уверенность в своих силах Прыжки с высокой опоры; прыжки в воду; рукопашный бой с несколькими противниками; подводное плавание
Анализ содержания таблицы позволяет по соответствующим признаками и показателям объединить в группы командные и социально-личностные качества, для развития которых создаются благоприятные условия в ходе занятий теми или иными видами спорта и военно-прикладными упражнениями.
Так, по мнению опрошенных, навыки и умение командовать и укреплять воинскую дисциплину в подразделении, способность к коммуникативному и профессиональному взаимодействию, социальная активность, личностный статус, честность и др., пре-
имущественно развиваются в ходе занятий комплексными спортивными эстафетами, спортивными играми, упражнениями в составе подразделения, военно-прикладными многоборьями. В процессе занятий боевыми единоборствами, преодолением препятствий и др. можно достаточно эффективно воспитывать волю к победе, уверенность в своих силах, решительность, смелость и другие командные качества, умения и навыки.
На занятиях ускоренным передвижением, специальными многоборьями, преодолением препятствий более эффективно развиваются: функциональная работоспособность, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, исполнительность, дисциплинированность и т. д.
Выявленные результаты характеризуют взаимосвязи между разными видами физических упражнений, приемов и действий и их влиянием на развитие командных и социально-личностных качеств у курсантов.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в лучшую сторону можно выделить курсантов, занимавшихся различными видами боевых единоборств, военно-прикладными многоборьями, спортивными и подвижными играми, комбинированными эстафетами.
Испытуемые, целенаправленно занимавшиеся перечисленными видами спорта, выделялись среди других курсантов, более выраженными способностями к коммуникативному и профессиональному взаимодействию, решительностью; уверенностью в своих силах; большой работоспособностью и др.
Полученные данные дают возможность предполагать о том что, сформированный уровень взаимосвязей курсантов, занимающихся военно-прикладными и другими видами спорта имеет свое специфическое влияние на развитие у них профессионально-личностных качеств.
Кроме того, установленные данные свидетельствуют также о том, что в педагогической практике могут иметь место факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например, излишней агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые затрудняют спортсмену контакты с окружающими.
Наши исследования, как отмечалось ранее, позволяют заключить, что наибольший вклад, в укрепление войскового товарищества и благоприятного психологического климата среди курсантов вносят представители видов спорта с высоким уровнем коллективной спортивной деятельности.
Вместе с тем, было бы ошибочно заявлять о том, что различные формы занятий физической подготовкой и спортом в равной степени способствуют формированию профессионально-личностных качеств у курсантов учебных заведений внутренних войск МВД РФ. Механизм этого влияния весьма сложен и противоречив.
В частности Ю.Н. Щедрин, [1] отмечает, что недостаточность педагогического воздействия на курсантов со стороны преподавателя (тренера) в процессе занятий физической подготовкой и спортом может приводить к нежелательным последствиям: негативному психологическому климату, нарушению дисциплины, высокомерности со стороны ведущих спортсменов-лидеров, повышенной напряженности в курсантских подразделениях, и т.д. Поэтому положительное воздействие физической подготовки и спорта в общей системе повышения эффективности профессиональной социализации курсантов возможно лишь в совокупности всех его структурных компонентов.
По мнению В.А. Щеголева [2], Ю.Н. Щедрина [1], физкультурно-спортивная деятельность оказывает свое положительное воздействие на ускорение профессиональной социализации, главным образом, опосредованно через совершенство социально значимых, профессиональных и нравственных черт личности курсанта.
В процессе выполнения сложных физических упражнений коллективного характера, определяющие отношения курсантов в учебных группах, выражаются в групповых ценностных ориентациях. Совпадение важнейших ценностных ориентаций обеспечивает
сплоченность учебных групп, улучшает межличностные отношения, развивает лидерские качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательный процесс физической подготовки при целенаправленном его построении играет важную роль в профессиональной социализации личности курсантов, влияя не только на их физическое совершенствование, но и на ту микросоциальную среду, в которой они находятся. Совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует воспитанию у курсантов социальной активности, межличностной коммуникации, укреплению воинских взаимоотношений, норм и требований уставного поведения.
Характер динамики показателей эффективности профессиональной социализации и воспитания командных и социально-личностных качеств у курсантов в ходе образовательного процесса физической подготовки обусловлен социально-личностными отношениями, складывающимися в процессе совместной физкультурно-спортивной деятельности, а также особенностями и условиями, в которых она протекает. Эти особенности характеризуются, прежде всего, воздействием на личность и курсантский коллектив физических упражнений, приемов и действий, выполняемых как индивидуально, так и в составе подразделения или группы.
Проведение различных форм физической подготовки с курсантами в составе штатных подразделений обусловливает эффективные возможности для решения различных учебно-воспитательных задач на последовательных этапах военно-профессионального образования за счет повышения группового взаимодействия и непосредственного управления процессом межличностной коммуникации. При этом создаются благоприятные условия для педагогического руководства, и более успешной профессиональной социализации курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щедрин, Ю.Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Щедрин Ю.Н. - СПб., 2003. - 49 с.
2. Щеголев, В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки : монография / В.А. Щеголев ; Военный ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 168 с.
3. Щеголев, В.А. Влияние физкультурно-спортивного опыта курсантов вузов внутренних войск МВД России на характер протекания их военно-профессиональной социализации / В.А. Щеголев, П.А. Солдатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 187-192.
4. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи [Электронный ресурс] / В.А. Щеголев, В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин // http://window.edu.ru/resource/582/41582/files/itmo181.pdf. - Дата обращения 01.03.2015.
REFERENCES
1. Shchedrin Yu.N. (2003), Development of leadership skills in cadets of military schools in the course of sports and sports activity, dissertation, St. Petersburg.
2. Shchegolev, VA. (1990), Education of military collectives in system of physical preparation, publishing house Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
3. Shchyogolev, V.A. and Soldatov, P.A. (2014), "Influence of physical culture and sports experience of the cadets of the higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on character of course of their military and profession", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 187-192.
4. Shchegolev, VA., Karpov, V.Yu. and Shchedrin, Yu.N. (2006), Physical culture and sport as means professional the focused education of student's youth, available at: //http://window.edu.ru/resource/582/41582/files/itmo181.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2015.
УДК 796.011
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали», Санкт-Петербург, Алла Аскольдовна Потапчук, доктор медицинских наук, профессор,
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация
Креативно-оздоровительная деятельность представляет собой специфическую деятельность, заключающуюся в одновременной направленности на оздоровительный процесс, творческую деятельность и психосоциальный комфорт ребёнка и рассматривается как синтез нескольких областей научного знания (искусства, науки, культуры). В статье излагаются результаты изучения функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата позволяет контролировать характер происходящих изменений в организме ребёнка в процессе занятий креативно-оздоровительной направленности и даёт возможность корректировать программы занятий, добиваясь оздоровительного эффекта.
Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, опорно-двигательный аппарат, дошкольники, дети младшего школьного возраста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p197-201
ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE OF CHILDREN IN THE COURSE OF OCCUPATIONS OF THE CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ORIENTATION
Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Non-state educational establishment "Educational center of fitness "Natalie ", St. Petersburg Alla Askoldovna Potapchuk, the doctor of medical sciences, professor, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University
Annotation
Creative and health-improving activity represents a specific activity that shows the simultaneous focus on the healing process, creativity and social-spiritual comfort of the child. This type of combination of sports and recreational activities is regarded as a synthesis of several areas of the scientific knowledge (art, science, culture). The article presents the results of the study of the functional state of the musculo-skeletal system of preschool and primary school age children in the course of the creative and health-improving orientation lessons. Assessment of the functional state of the musculoskeletal system allows you to control the nature of the changes in the body of the child in the course of the creative and health-improving orientation lessons and makes it possible to adjust the exercises program, achieving their expressed health effects.
Keywords: creative and health-improving activity, locomotor apparatus, preschoolers, children of primary school age.
ВВЕДЕНИЕ
Креативно-оздоровительная деятельность (далее - КОД) представляет собой специфическую деятельность, заключающуюся в одновременной направленности на оздоро-