урочных форм занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование результативности использования разработанной методики в практике физического воспитания девушек старших классов позволило констатировать прирост в показателях: обхватных размеров тела, параметров морфофункционального развития, характеристиках физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Копейкина, Т.Е. Реализация идеи совершенствования личности в системе физического образования П.Ф. Лесгафта / Т. Е. Копейкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2013. - № 10 (104). - С. 65-68.
2. Максимова, С.Ю. К вопросу об инклюзивном физкультурном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Максимова, А. М. Савельева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 4 (22). - С. 51-55.
3. Пармузина, Ю.В. Проведение занятий фитбол-аэробикой с девушками 20-25 лет / Ю.В. Пармузина, А.Э. Волкова, Н.В. Пармузина // Физическое воспитание и спортивная тренировка.
- 2017. - № 4 (22). - С. 29-33.
REFERENCES
1. Kopeikina, T.E. (2013), "Realization of the idea of personal perfection in the system of physical education Lesgaft", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 65-68.
2. Maksimova, S.Yu. and Savelieva, A.M. (2017), "On the issue of inclusive physical education of children with disabilities", Physical education and sports training, No. 4 (22), pp. 51-55.
3. Parmuzina, Yu.V., Volkova, A.E. and Parmuzina, N.V. (2017), "Carrying out fitness-aerobics with girls 20-25 years", Physical education and sports training, No. 4 (22), pp. 29-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2018
УДК 796.011.3
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КУРСАНТОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВСЕАРМЕЙСКИМ СОРЕВНОВАНИЯМ «РЕМБАТ»
Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Олегович Суворов, доцент, Александр Сергеевич Кайсин, кандидат педагогических наук, Евгений Валерьевич Боровик, преподаватель, Омский автобронетанковый инженерный институт (ОАБИИ), Омск; Аслан Есембаевич Алимжанов, преподаватель, Омская академия Министерства внутренних дел России, Омск
Аннотация
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи двигательных способностей, темп прироста результатов в соревновательных упражнениях с индивидуально-психологическими особенностями курсантов, занимающихся военным многоборьем «Рембат», в период предсоревновательной подготовки и участия во Всеармейских соревнованиях по многоборью. Наибольшие связи с динамикой в контрольных упражнениях выявлены со стороны подвижности нервных процессов, «инертные» имеют более высокие показатели в силовой выносливости. Скоростные способности выше у курсантов с преобладаем возбуждения и уравновешенности по внутреннему балансу, общая выносливость у лиц с преобладанием «торможения». При этом темп прироста результатов в контрольных упражнениях также связан в большей степени инертностью нервных процессов, так динамика результата на полосе препятствий выше у инертных по торможению. Инертные по возбуждению имеют более высокий темп прироста общей выносливости. Инертность нервных процессов
характерна и команде победительнице.
Ключевые слова: военное многоборье, двигательные способности, свойства нервной системы, темп прироста, соревновательный результат, профессиональные навыки.
INTERRELATION OF MOTOR ABILITIES WITH INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CADETS AT PRECOMPETITIVE STAGE OF PREPARATION FOR THE ALL-ARMY MATCH "REMBAT"
Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Victor Ole-govich Suvorov, the senior lecturer, Alexander Sergeevich Kaisin, the candidate of pedagogical sciences, Evgeni Valerievich Borovik, the teacher, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk; Aslan Esembaevich Alimzhanov, the teacher, Omsk Academy of the Ministry of
Internal Affairs of Russia, Omsk
Annotation
The article considers the interrelation of motor abilities, the pace of increase in results in competitive drills with the individual psychological characteristics of the cadets engaged in military all-around "Rem-bat", during the precompetitive preparation and participation in all-Army competitions in all-around. The most observable links with the dynamics in the control exercises were identified from the mobility of the nervous processes, the "inert" have higher rates in endurance. Speed ability is higher among the cadets with dominated excitation and balance by the internal balance, the general endurance is among the people with the predominance of "braking". At this, the rate of growth results in the control exercise is also associated to a greater extent by the inertia of the nervous processes, the dynamics of result on the obstacle course is high among the inert by braking. The Inert by excitation has a higher rate of increase of the general endurance. Inertness of the nervous processes is characterized for the team winner.
Keywords: military all-around, motor skills, properties of the nervous system, growth rate, competitive score, skills.
ВВЕДЕНИЕ
Владение широким спектром двигательных навыков, как важнейшего компонента физической готовности военнослужащего, и особенно овладение военно-прикладными навыками, являются одной из основных задач предмета «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях военной направленности.
Военнослужащие, занимающиеся физическими упражнениями, при преодолении различных препятствий и трудностей, при встрече с опасностью, в большей мере демонстрируют решительность, смелость настойчивость, инициативу, коллективизм, чувство ответственности, товарищества и взаимопомощи. Им свойственен более высокий уровень адаптации к интенсивным нагрузкам, позволяющим лучше выполнять нормативы по боевой подготовке [5]. Спортивное многоборье в целом и военное в частности, представляют собой технически сложный вид деятельности, включающий в себя упражнения различной направленности, а в отдельных видах и профессиональные навыки. Это особенно свойственно такому виду военного многоборья как «Рембат». Поэтому тренировка многоборца должна представлять собой не просто сумму подготовки в отдельных видах, а методически взаимосвязанный педагогический процесс, нацеленный на подготовку в многоборье в целом. В настоящее время в системе подготовки многоборцев, чаще всего учитываются следующие особенности:
- сопряженное взаимовлияние видов упражнений многоборья друг на друга;
- оптимальный уровень развития физических качеств (двигательных способностей);
- основополагающий принцип спортивной тренировки - единство физической и технической подготовки;
- воспитание специальной работоспособности многоборца, и высокой надежности в выполнении всех видов многоборья в любых условиях;
- оптимизация количества тренировок в каждом виде многоборий, как один из факторов эффективности тренировочного процесса;
- индивидуализация тренировочного процесса с учетом особенностей многоборца.
Изучение достижений сильнейших многоборцев показывает, что высокие результаты у разных многоборцев складываются из разнообразного сочетания результатов, включенного в него видов. Каждый многоборец идет к высоким результатам, имея свою индивидуальную траекторию подготовки. В целом можно отметить, что в тренировочном процессе больше внимания уделяется системе внешних воздействий и в меньшей степени это соотноситься с индивидуальными и личностными особенностями занимающихся.
Вместе с тем и в военных многоборьях (пятиборье, троеборье и др.), до настоящего времени в должной мере не сформированы теоретические и научно-методические представления о системе управления многолетней этапной подготовкой спортсменов как целостным процессом, структуры формирования спортивного результата, закономерностях становления спортивного мастерства многоборцев. Проблемная ситуация, сложившаяся в теоретическом и научно-методическом обеспечении многолетней подготовки спортсменов в военно-прикладных многоборьях, обусловлена следующими противоречиями: между возросшими требованиями к эффективности технологий тренировочного процесса и реализации в их применении объективной информации о факторах, обусловливающих рост спортивных достижений на последовательно взаимосвязанных этапах многолетней подготовки многоборцев.
Направлений же дальнейшего совершенствования методики современной спортивной тренировки в системе многоборий может быть выделено достаточно много. Одно из основных, по мнению ряда авторов, связано со строгим увязыванием системы управления многолетней спортивной тренировкой спортсменов со специфическими требованиями конкретного вида спорта [2, 4]. Особенностью технической подготовки многоборцев является широкое использование переноса двигательных навыков при сходстве структуры двигательных действий. Необходимо помнить, что может быть как положительный, так и отрицательный перенос. В случае отрицательного переноса надо выбирать такую последовательность обучения, чтобы взаимовлияние двигательных действий было минимальным, исключив их одновременное совершенствование.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - изучить взаимосвязи двигательных способностей, темп их прироста с индивидуально-психологическими особенностями курсантов на предсоревно-вательном этапе подготовки к Всеармейским соревнованиям «Рембат».
Организация исследования. В исследовании принимали участие курсанты ОАБИИ занимающиеся военным многоборьем «Рембат» в количестве 28 человек, возрасте 18-22 лет, в период подготовки к участию во Всеармейских соревнованиях 2017. Конкурс проводился в четыре этапа:
1) «Индивидуальная гонка», состязание экипажей РЭМ-КЛ, МТО-УБ1 и БРЭМ-1;
2) «Огневая подготовка»;
3) «Военно-спортивный»;
4) «Смешанная эстафета».
Принимая во внимание то, что большинство упражнений выполняется в целом экипажами то и результат определяется в целом по отношению команды. В данном случае нами рассматривались результаты предсоревновательной подготовки в отношении «Военно-спортивного» этапа. В процессе подготовки тестировали проявление двигательных способностей (скоростные скоростно-силовые, силовой выносливости и общей выносливости) и динамку их изменения в период предсоревновательной подготовки в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями. Среди последних изучали
типологические особенности проявления основных свойств нервной системы с использованием произвольных двигательных методик по Е.П. Ильину [1]. Темп прироста результатов в отношении двигательных способностей рассчитывался по формуле О. ВгоШ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основополагающим моментом в системе подготовки многоборцев, является оптимизация сопряженного взаимовлияния видов упражнений многоборья друг на друга в целом и на проявления профессиональных навыков, в частности. Результаты корреляционного анализа дают определенное представление о взаимосвязи общефизической подготовленности с результативностью в соревновательных упражнениях. Наибольшие связи выявлены в отношении подтягивания на перекладине (силовая выносливость) со стороны таких показателей как прыжок в длину с места и прыжок вверх с места корреляция положительная (соответственно г=0,44; г=0,49; при р <0,05) и отрицательно с такими показателями как бег на 5 км, бег на 3 км, с результатом сложной зрительно моторной реакцией на свет (РДО) и центральной задержкой обработки сигнала (ЦЗ) (г=-0,53; г=-0,041; г=-0,48; г=-0,40). Т.е. курсанты, имеющие более высокий уровень развития силовой выносливости, отличаются и более высокими результатами в скоростно-силовых видах и общей выносливости. Показатели в челночном беге (проявление быстроты) коррелирует с такими общефизическими показателями скоростно-силовых проявлений как 3-й прыжок в длину с места, прыжок вверх с места и РДО отрицательно (г=-0,48; г=-0,51; г=-0,42) и положительно с результатом в беге на 3 км (г=0,49).
Результативность преодоления единой полосы препятствий положительно связана с общей выносливостью (бег 5 км) и РДО (г=0,60; г=0,42; при р <0,05) и отрицательно с подтягиванием на перекладине, бег 100 м и максимальная частота движений кистью (соответственно г=-0,55; г=-0,41; г=-0,63). Следует отметить, что результат в преодолении единой полосы препятствий выше у лиц, имеющих более высокий показатель общей выносливости (бег 5 км), максимальную частоту движения кистью и силовой выносливостью. В то время как скоростные способности (бег 100 м) не является сопутствующим фактором. Наиболее выражено корреляционные связи проявляются в отношении скоростно-силовых показателей между собой (тройной прыжок с места, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места) и с проявлением скоростных качеств (бег 100 м) при этом выявленные связи носят положительный характер.
Относительно взаимосвязей двигательных проявлений с индивидуально-психологическими особенностями курсантов, в наибольшей степени это проявляется в отношении силы нервной системы. Так проявление силы нервной системы положительно связано с результатом зрительно-моторной реакции, с результатом в беге на 100 м, 3 км и результатом преодоления полосы препятствий (соответственно г=0,35; г=0,79; г=0,40; г=0,50, при р <0,05). Отрицательная связь выявлена с такими показателями двигательных проявлений, как челночный бег (10*10), прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, прыжок вверх с места без взмаха рук, скоростная выносливость и реакция на движущийся объект (РДО) (г=-0,45; г=-0,42; г=-0,72; г=-0,46; г=-0,66; г=-0,46, при р <0,05). В результате, спортсмены, имеющие сильную нервную систему, имеют и более высокие показатели в скоростно-силовых способностях и скоростной выносливости, а имеющих слабую нервную систему выше результаты в беговых в упражнениях.
Подвижность возбуждения отрицательно коррелирует, с такими двигательными показателями как бег на 3 и 5 км и сложной зрительно-моторной реакцией (г=-0,46; г=-0,45; г=-0,41) и положительно с результатом преодоления единой полосы препятствий и в подтягивании на перекладине (г=0,42; г=0,62), т.е. подвижные по возбуждению имеют более высокие результаты в упражнениях на выносливость, а инертные в силовой выносливости и преодолении полосы препятствий. Подвижность торможения связана положительно с результатом зрительно-моторной реакции (г=0,44) и отрицательно с подтягивание на
перекладине, прыжком вверх с места без взмаха рук и РДО (соответственно г=-0,41; г=-0,47; г=-0,43, при р <0,05). Такие двигательные проявления как челночный бег (10*10), бег (на 3 км), тройной прыжок в длину с места положительно, а бег на 100 м отрицательно коррелируют с балансом между внутренним возбуждением и торможением (г=0,42; г=0,44; г=0,48; г=-0,45). В то время как баланс между внешним возбуждением и торможение в основном коррелирует с показателями психомоторики, такими как РДО, центральная задержка отрицательно и положительно со зрительно-моторной реакцией (г=-0,46; г=-0,47; г=0,48).
Связь двигательных проявлений с темпом прироста результатов в соревновательных упражнениях. Наибольшее количество связей выявлено в отношении темпа прироста результата преодоления единой полосы препятствий с такими показателями как сложная зрительно-моторная реакция, РДО, центральная задержка и результат в беге на 5 км положительно (г=0,58; г=0,41; г=0,66; г=0,49) и отрицательно локальная выносливость, максимальная частота движений кистью (г=-0,43; г=-0,42). Темп прироста в беге на 100 м положительно коррелирует с исходным результатом на 100 м, простой зрительно-моторной реакцией (г=0,68; г=0,57) и отрицательно с прыжком в длину с места, тройным прыжком в длину с места, РДО и центральной задержкой (соответственно г=-0,40; г=-0,64; г=-0,60; г=-0,43). Динамика в беге на 3 км положительно коррелирует с результатом в челночном беге (10*10) и отрицательно с подтягиванием на перекладине (г=0,47; г=-0,51). Темп прироста в подтягивании на перекладине (силовая выносливость) отрицательно связан с исходным результатом в беге на 3 км (г=-0,47).
В меньшей степени темп прироста результатов в соревновательных упражнениях связан индивидуально-психологическими особенностями. Так темп прироста в таких показателях как бег 100 м и преодоление полосы препятствий коррелирует с подвижностью торможения (г=0,33; г=-0,39). Подвижность возбуждения отрицательно связана с динамикой в беге на 3 км (г=-0,45), а темп прироста в беге на 100 м отрицательно коррелирует с такими свойствами нервной системы как внутренний баланс между возбуждением и торможением и положительно с силой нервной системы (г=-0,36; г=0,35).
Одним из видов многоборья является стрельба, в отношении которой фиксировалось два показателя это результативность стрельбы и время, затраченное на ее реализацию. Результаты корреляционного анализа выявили, что результативность (выраженная в очках) положительно связана с челночным бегом, с исходным результатом в подтягивании на перекладине (г=0,42; г=0,55) и отрицательно со сложной зрительно-моторной реакцией, центральной задержкой, результатом на единой полосе препятствий и темпом прироста результата в подтягивании на перекладине (г=-0,43; г=-0,41; г=-0,40; г=-0,61). Время реализации стрельбы связано с такими двигательными проявлениями как сложная зрительно-моторная реакция, центральная задержка, прыжок вверх с места со взмахом рук (г=0,64; г=0,40; г=0,42). При этом следует отметить отсутствие корреляции результативности стрельбы и затраченного времени на ее выполнение. Среди индивидуально-психологических особенностей только подвижность возбуждения отрицательно коррелирует со временем выполнения стрельбы (г=-0,40), т.е. подвижные меньше времени затрачивают на стрельбу.
В целом результаты исследования показали довольно сложные связи упражнений отражающих общефизическую подготовку, с темпами прироста результатов в соревновательных упражнениях и индивидуальными и личностными особенностями курсантов, занимающихся многоборьем «Рембат». Так темп прироста результата на единой полосе препятствий выше у курсантов с более низкими исходными данными в показателях психомоторики и силой и общей выносливости. При этом, чем выше темп прироста обшей выносливости, тем меньше динамика силовой выносливости Наибольшие связи с динамикой в контрольных упражнениях выявлены со стороны подвижности нервных процессов, «инертные» имеют более высокие показатели в силовой выносливости. Скоростные способности выше у лиц, с преобладанием возбуждения и уравновешенности по внутреннему балансу, общая выносливость у лиц с преобладанием «торможения». При этом темп
прироста результатов в контрольных упражнениях также связан в большей степени подвижностью нервных процессов. В частности, скоростные показатели значительнее нарастают у подвижных по торможению, в то время как динамика результата на полосе препятствий выше у «инертных». Инертные по возбуждению имеют более высокий темп прироста общей выносливости. Скоростные способности значительнее изменяются у лиц с преобладание возбуждения и уравновешенности по внутреннему балансу и слабой нервной системой.
Сопоставляя полученные результаты с соревновательной результативностью, необходимо отметить, что первое место заняла команда, у членов которой более выражено, проявились инертность нервных процессов, как возбуждения, так и торможения. В частности, типологические особенности, связанные с малой и большой подвижностью нервных процессов, имеют ряд преимуществ и недостатков. Так лица, имеющие большую подвижность возбуждения, выигрывают в быстродействии, но проигрывают в настойчивости, упорстве, точности и хуже концентрируют внимание. Инертные по торможению проявляют более высокую концентрацию внимания, сдержанность, аккуратность. Следовательно, в видах деятельности специфического характера, где нужно быстродействие более эффективными будут лица с подвижностью возбуждения, а там, где деятельность связана с выносливостью и тщательным подходом к вождению ремонту техники более надежными будут лица, имеющие инертность процесса возбуждения [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные экспериментальные данные показывают довольно сложные взаимосвязи двигательных проявлений, как в исходном их проявлении, так и с динамикой их изменения в процессе предсоревновательной подготовки. Определенные связи выявлены в отношении индивидуально-психологических особенностей, которые отражают характер проявления личностных особенностей в целом применительно занимающихся военным многоборьем «Рембат», так и с динамикой соревновательных упражнений, в частности. При этом отмечается, что наиболее отличительны свойствами нервной системы курсантов, занимающихся военным многоборьем «Рембат», является инертность нервных процессов, как возбуждения, но все же в большей степени «торможения». Именно проявление этих свойств отличает спортсменов, занявших первое место во Всеармейских соревнованиях «Рембат», которые более тщательно подходят к реализации своих профессионально важных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -
454 с.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
3. Сальников, В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В.А. Сальников ; Сибирский автомобильно-дорож. ин-т. - Омск : [б.и.], 2003. - 262 с.
4. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М. : Изд-во «СААМ», 1995. - 448 с.
5. Щеголев, В.А. Влияние занятий военно-прикладной физической подготовкой на формирование командных и социально-личностных качеств курсантов вузов внутренних войск МВД / В.А. Щеголев, П.А. Солдатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 192-196.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.
2. Matveev, L.P. (2008), Theory and technique of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
3. Salnikov, V.A. (2003), Individual differences in the system of sports activity, Publishing house of SIBADI, Omsk.
4. Ed. Suslov, F.P., Sych, V.L. and Shustin, B.N. (1995), Modern system of sports preparation, SAAM publishing house, Moscow.
5. Shchegolev, V.A. and Soldatov, P.A. (2015), "Influence of occupations military and applied physical training on formation of command and social and personal qualities of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 192-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2018
УДК 796.077.4
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Юрьевич Крылатых, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Москва
Аннотация
В статье изучены особенности профессиональной деятельности специалиста работы с персоналом. Рассмотрены профессиональные компетенции специалистов-управленцев. Выявлены факторы, влияющие на эффективность подготовки специалистов при моделировании управленческого общения на занятиях по физической культуре. Сформулированы организационно-педагогические условия проведения комплексных занятий с целью совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности. Представлены результаты обобщения оценочных отзывов о стажировке студентов, характеризующих уровень развития их профессиональных компетенций при целенаправленном воздействии профессионально-прикладной физической подготовки.
Ключевые слова: профессиональные компетенции управленцев, профессионально-прикладная физическая подготовленность, физические и психические качества.
PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF NON-SPECIFIC PREPARATION FOR
MANAGEMENT
Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer
Vadim Yurievich Krylatykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Moscow
Annotation
In the article, the features of the professional activity of the specialist working with the staff are studied. The professional competence of management specialists is considered. Factors influencing on the effectiveness of the specialists training under the modeling of the managerial communication in physical education are revealed. The organizational and pedagogical conditions for carrying out the complex studies with the purpose of improving the professionally applied physical readiness are formulated. The results of generalization for the evaluation of the feedback on the internship of the students, characterizing the level of development of their professional competences, are presented under the purposeful impact of professionally applied physical training.
Keywords: professional competences of managers, professionally-applied physical fitness, physical and mental qualities.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического развития общества преобладают профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью человека. Ряд профессий в качестве основной предполагают координирующую и управленческую деятельность. В полной мере