Научная статья на тему 'Влияние занятий кроссовой подготовкой на развитие выносливости и функциональных возможностей обучающихся'

Влияние занятий кроссовой подготовкой на развитие выносливости и функциональных возможностей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4428
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / CROSS TRAINING / ENDURANCE / FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степурко Александр Анатольевич, Стафеева Анастасия Владимировна, Реутова Ольга Викторовна

Разработана методика занятий кроссовой подготовкой обучающихся начальной школы и обоснована её эффективность. Методика направлена на развитие общей выносливости и совершенствование функциональных возможностей организма. Предложена содержательная часть уроков по физической культуре в разделе «Кроссовая подготовка» на основе применения равномерного метода и использования специальных и игровых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степурко Александр Анатольевич, Стафеева Анастасия Владимировна, Реутова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CROSS TRAINING TO DEVELOP ENDURANCE AND FUNCTIONAL CAPABILITIES OF STUDENTS

The effectiveness of the methods of training in cross-training of primary school students, aimed at developing general endurance and improving the functional capabilities of the body, has been developed and substantiated. The substantive part of the lessons on physical culture in the section "Cross training", based on the application of the uniform method and the use of special and game exercises.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий кроссовой подготовкой на развитие выносливости и функциональных возможностей обучающихся»

УДК 796.422

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КРОССОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А.А. Степурко, А.В. Стафеева, О.В. Реутова

Разработана методика занятий кроссовой подготовкой обучающихся начальной школы и обоснована её эффективность. Методика направлена на развитие общей выносливости и совершенствование функциональных возможностей организма. Предложена содержательная часть уроков по физической культуре в разделе «Кроссовая подготовка» на основе применения равномерного метода и использования специальных и игровых упражнений.

Ключевые слова: обучающиеся начальной школы, кроссовая подготовка, выносливость, функциональные возможности.

Сохранение физического здоровья подрастающего поколения -сохранение нации. В настоящее время сохранение физического здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость и актуальность. Возрастающее число неблагоприятных факторов, таких как низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, массовая компьютеризация и видеоигромания, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость - все это отрицательно влияет на процессы роста и общего развития ребенка, проявляющееся в снижении адаптационных возможностей растущего организма. Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить двигательную активность, которая хорошо проявляется на занятиях спортивным туризмом. Поэтому так важно, чтобы двигательный режим ребенка был оптимизирован [1, 3].

Результаты научных исследований [5] свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте -нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и только менее 22 % детей, приходящих в первый класс школы признаны практически здоровыми.

В различных исследованиях, изучающих младший школьный возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся спортивным туризмом. При этом отмечается улучшение самочувствия ребят, увеличение объема грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличение силы [2].

Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Кроссы - одно из ценнейших средств физического воспитания, они оказывают благотворное влияние на организм, способствуют развитию силы мышц, улучшению деятельности органов кровообращения и дыхания, укреплению нервной системы. Помимо общего укрепления организма и воспитания выносливости кроссы развивают качества и прививают навыки, необходимые в трудовой деятельности человека, например: сообразительность, способность к ориентировке, умение преодолевать различные препятствия и правильно распределять свои силы, быстро проходить значительные расстояния без дорог.

Школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Чтобы молодой организм находился всегда в тонусе, ему необходим определенный минимум двигательной активности. Именно двигательная активность в этом возрасте оказывает колоссальное влияние на умственную работоспособность и настроение ребенка. Таким образом, актуальным является необходимость изучения влияния занятий кроссовой подготовкой на функциональные возможности обучающихся с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Целью исследования явилось разработка и обоснование эффективности методики занятий кроссовой подготовке у обучающихся начальной школы, направленной на развитие общей выносливости совершенствование функциональных возможностей.

Предполагалось, что занятия кроссовой подготовкой на уроках физической культуры будут способствовать развитию общей выносливости и совершенствованию функциональных возможностей обучающихся начальной школы.

Оценка показателей общей выносливости у обучающихся проводилась с помощью педагогического тестирования. Выбор тестов осуществлялся с учетом возрастных особенностей. В рамках раздела «Кроссовая подготовка» нами проводился тест по среднепересечённой местности и заключался в преодолении дистанции 1000 м. Также был использован тест - бег 6 минут.

Для оценки уровня латентных показателей выносливости определяли Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке. Индекс выносливости

= t - tk х п, где: t - время преодоления какой-либо длинной дистанций; tk -время преодоления короткого (эталонного) отрезка; п - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Для оценки уровня функционального состояния сердечнососудистой системы и дыхания определяли коэффициент выносливости -это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. Коэффициент выносливости определяли по формуле = t : tk, где: t - время преодоления всей дистанции; tk - лучшее время на эталонном отрезке. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности методики развития общей выносливости у учащихся младших классов на уроках кроссовой подготовки. Основой методики являлось применение равномерного метода и специальных и игровых упражнения для развития общей выносливости у учащихся младших классов, с учетом трех часов занятий в неделю. Было разработано содержание уроков по физической культуре в разделе «Кроссовая подготовка», где преимущественно для развития выносливости применялся равномерный метод и использованы специальные и игровые упражнения на развитие общей выносливости.

Также в конце основной части занятия, на фоне начального утомления, в течение 5-10 мин использовались игры и игровые упражнения.

С целью определения методики развития общей выносливости осуществлялся отбор специальных упражнений:

1) по объёму и интенсивности нагрузки;

2) с учётом индивидуальных возрастных особенности детей.

Во второй четверти в разделе «Гимнастика с основами акробатики» с целью поддержания уровня выносливости у обучающихся, нами использовалась круговая тренировка, а также домашние задания (прыжки со скакалкой и быстрая ходьба до 20 мин с ЧСС не менее 130 уд/мин).

Согласно исследовательским данным [6]: «воспитание выносливости в беге у школьников 8-10 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3 м/с 100-200-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шаг/мин). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 100-200м со скоростью 2-3,5 м/с и 30-50 м ускоренного бега (4-4,5 м/с). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 1-2 км, а длина кроссовой дистанции - 3 км.

В первой четверти обучение элементам легкоатлетического кросса заключалось в ознакомлении и овладении особенностями техники ходьбы, бега, а также прыжков в условиях различного грунта и рельефа местности [2, 4]. Особенности техники на ровном грунте, в условиях спортивного зала или стадиона, после чего переходили на изучение вариантов ускоренного передвижения в условиях пересеченной местности. Поскольку младший школьный возраст благоприятен для освоения практически всех координационных и кондиционных качеств, то упражнения в преодолении препятствий, различные варианты передвижений в большой степени этому способствуют.

При освоении навыков кроссовых ходьбы и бега необходимо отметить, что специального разучивания многие из упражнений не требовали: некоторые упражнения дети осваивали уже после первого показа, однако элементы ускоренного передвижения регулярно повторялись. Например, навыки бега по слабо пересеченной местности (по грунтовой дороге, травянистому грунту и т. п. до 30-40 м) с высокой скоростью совершенствовались в условиях бега наперегонки, в эстафетах; бег с переноской груза, «Доставка донесения», «Переноска боеприпасов» и т. п.

Содержание уроков кроссовой подготовки для учащихся 2-х классов запланированное на 15 уроков приведено в таблице.

Содержание уроков кроссовой подготовки для учащихся 2-х классов

Уроки Средства Метод

1. Тест «Бег 6 минут» Равномерный

2. Общая выносливость Ходьба 10 мин Медленный, равномерный бег 15 мин Метод слитного (непрерывного) упражнения. Время выполнения упражнения: 25 мин. Интенсивность - умеренная ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

3. Общая выносливость Ходьба 5 мин Равномерный бег 15 мин Метод слитного (непрерывного) упражнения. Время выполнения -25 мин. Интенсивность - умеренная ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

4. Общая выносливость Футбол с упрощенными правилами 2 тайма по 10 мин Соревновательный метод. Количество таймов - 2. Время выполнения - 20 мин. Отдых между таймами - 5 мин

5. Общая выносливость Прыжки со скакалкой 3-4 мин Бег 1 км без учета времени Метод равномерного упражнения. Количество серий 1. Отдых между упражнениями 3-4 мин. ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

Продолжение

6. Общая выносливость Повторный бег 500 м Метод стандартного упражнения. Количество серий - 2.Отдых между сериями 4-5 минут. ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

7. Общая выносливость Футбол с упрощенными правилами. 2 тайма по 8 мин Соревновательный метод. Количество таймов: 2. Время выполнения - 17 мин. Отдых между таймами - 3 мин

8. Общая выносливость Прыжки со скакалкой 3-4 мин Бег 1 км без учета времени Метод равномерного упражнения. Количество серий - 1. Отдых между упражнениями 3-4 мин. ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

9. Общая выносливость Переменный бег 800 м (200 м в спокойном темпе, 200 м с умеренной интенсивностью, 200 м в спокойном темпе до восстановления и заключительные 200 м в спокойном темпе до полного восстановления.) Бег в равномерном темпе 10 мин Метод стандартного упражнения. Отдых между упражнениями 3-4 мин. ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

10. Общая выносливость Футбол с упрощенными правилами. 2 тайма по 10 мин Соревновательный метод. Количество таймов - 2. Время выполнения - 20 мин. Отдых между таймами - 5 мин

11. Общая выносливость Прыжки со скакалкой 3-4 мин Бег 1,2 км без учета времени Метод равномерного упражнения. Количество серий - 1. Отдых между упражнениями 3-4 мин. ЧСС во время работы 150-160 уд/мин

12. Общая выносливость «Перехват мяча». Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника. Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его. «Рыбаки и рыбки». Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой. Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака». Игровой метод. Время выполнения - 15 мин. Отдых между играми 5-7 мин. Интенсивность- max

13. Общая выносливость Футбол с упрощенными правилами. 2 тайма по 8 мин Соревновательный метод. Количество таймов: 2. Время выполнения - 20 мин. Отдых между таймами - 5-7 мин

Окончание

14. Общая выносливость «Захват знамени» 2 тайма по 8 мин Соревновательный метод. Количество таймов - 2. Время выполнения - 20 мин. Отдых между таймами - 2-3 мин

15. Тест «Бег 6 минут» Равномерный

В результате проведения педагогического эксперимента нами были выявлены достоверные различия в показателях физического состояния между контрольной и экспериментальной группами. Так, показатель ЧСС в контрольной группе у девочек составил 78,5±2,65 уд/мин, а в экспериментальной 72,4±1,45 уд/мин - различия достоверны (=2,65; р<0,01). Показатель ЖЕЛ в контрольной группе у девочек 1620±0,016 мл, а в экспериментальной 1800±0,05 мл - различия достоверны (=3,10; р<0,01). Показатель ИГСТ в контрольной группе у девочек составил 64,1±1,781 ед., а в экспериментальной 70,4±1,670 ед.- различия достоверны (=3,17; р<0,01).

Показатель ЧСС в контрольной группе у мальчиков составил 77,9±1,19 уд/мин, а в экспериментальной 71,5±1,08 уд/мин - различия достоверны (=2,58;р<0,01). Показатель ЖЕЛ в контрольной группе у мальчиков составил 1810±0,87 мл, а в экспериментальной 1930±0,63 мл -различия достоверны (=3,20 р<0,01). Показатель уровня ИГСТ у мальчиков в контрольной группе составил 67,45±1,95 ед., а в экспериментальной 74±1,34 ед. - различия достоверны (=3,17; р<0,01).

В конце эксперимента в показателях уровня общей выносливости, результат в тесте «бег 6 минут» (1-я четверть) и «прохождение дистанции 1000 м» (3-я четверть) у девочек в контрольной группе результат в беге 6 мин составил 920±9,95 м, в экспериментальной группе - 1030±8,95 м, различия достоверны (р<0,05). У мальчиков в конце эксперимента результат в контрольной группе в беге 6 мин составил 1000±7,95 м, в экспериментальной группе - 1060±9,15 м, различия достоверны (р<0,05).

В тесте «преодоление дистанции по пересеченной местности 1000 м» в конце эксперимента результат у девочек контрольной группы составил 376,4±4,87 с, а в экспериментальной - 365,2±0,6 с - различия достоверны (=3,198 р<0,01). У мальчиков - 372,9±6,27 и 359,4±7,12 с соответственно.

В латентных показателях выносливости, который определялся по окончании раздела «Кроссовая подготовка» индекс выносливости у девочек в контрольной группе составил 113,45±1,1 с, а в экспериментальной 109,4±0,089 с - различия достоверны (=3,109; p<0,01).

В показателях уровня функциональных возможностей сердечнососудистой системы у девочек, результат коэффициента выносливости в контрольной группе составил 2,010±0,01 4 с, а в экспериментальной -1,874±0,03 с - различия достоверны (=3,20; p<0,01).

В латентных показателях выносливости, индекс выносливости у мальчиков в контрольной группе составил 107,4±0,987 с, а в экспериментальной - 105,2±1,2 с - различия достоверны (t=3,18; p<0,01). В показателях уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у мальчиков, результат коэффициента выносливости в контрольной группе составил 1,987 ±0,05 с, а в экспериментальной -1,64±0,049 с - различия достоверны (t=3,19; p<0,01).

Показатель ИГСТ к концу эксперимента увеличился на 9 ед. и составил 70,4±1,670 ед. - данный результат является достоверным, уровень работоспособности увеличился с показателя «ниже среднего» до «выше среднего», что свидетельствует о правильном подборе средств в разработанной нами методике. Результат измерения индекса выносливости улучшился на 8,1 с и составил 109,4±0,089 с - различия достоверны (t=3,109 p<0,01). Результат коэффициента выносливости в конце эксперимента улучшился на 0,147 с и составил 1,874±0,03 с - различия достоверны (t=3,20 p<0,01).

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что предлагаемая методика оказала положительное влияние на показатели общей выносливости и функциональных возможностей обучающихся и способствовала эффективности учебно-воспитательного процесса.

Методика развития общей выносливости и совершенствования уровня функциональных возможностей обучающихся младших классов, направленная на повышение уровня общей выносливости, существенно повышает эффективность уроков физической культуры. Полученные результаты могут быть использованы в практике учителями на уроках физической культуры, тренерами-преподавателями ДЮСШОР, а также в процессе подготовки студентов вузов физической культуры и на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров и преподавателей физической культуры.

Список литературы

1. Дорохова Р.Н. Дети, спорт, здоровье: межрегион. сборник науч. трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии. Вып. 13. Смоленск: СГАФКСТ. 2017.

2. Дроздова Е.В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 8 (август). С. 1-5. [Электронные ресурс]. URL: http: // e-koncept.ru/2013/13155.htm. (дата обращения: 22.10.2018).

3. Каганов Л.С. Развитие выносливости // Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физкультура и спорт». 2011. № 5. С. 3-6.

4. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6. № 1. [Электронные ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view /755 (дата обращения 22.10.2018).

5. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука. 2013. № 1(3). С. 87.

6. Шакирова А.Т. Медико-генетические аспекты физического развития детей школьного возраста: дис. ...канд. мед. наук. Казань, 2016. 156 с.

Степурко Александр Анатольевич, преподаватель, [email protected], Россия, Княгинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiya@, yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, olya.reutova2013@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

INFLUENCE OF CROSS TRAINING TO DEVELOP ENDURANCE AND FUNCTIONAL CAPABILITIES OF STUDENTS

A.A. Stepurko, A.V. Stafeeva, O.V. Reutova

The effectiveness of the methods of training in cross-training of primary school students, aimed at developing general endurance and improving the functional capabilities of the body, has been developed and substantiated. The substantive part of the lessons on physical culture in the section "Cross training", based on the application of the uniform method and the use of special and game exercises.

Key words: primary school students, cross training, endurance, functionality.

Stepurko Alexander, teacher, [email protected], Russia, Knyaginino, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics,

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffcinastasiya@,yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University),

Reutova Olga Viktorovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.