АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Кандидат педагогический наук, доцент О. Ю. Давыдов
Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург,
доктор педагогических наук, профессор Л. С. Дворкин
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Подбирая соответствующую методику выполнения атлетических упражнений, можно добиться такого эффекта, когда в одних случаях занимающийся добивается более высокого уровня развития мускулатуры, а в других - становится физически всесторонне развитыми и внешне красивее. Системно организованные занятия атлетической гимнастикой на четырех курсах в техническом вузе позволяют студентам достичь более устойчивого от семестра к семестру позитивного прироста показателей развития основных физических качеств, чем в группах общей физической подготовки.
Ключевые слова: атлетизм, учебные занятия, студенты, физические качества, интегральные показатели прироста физической подготовленности.
Актуальность. На протяжении многолетней истории развития атлетической гимнастики (атлетизма, культуризма, бодибилдинга) особое внимание уделялось, да и продолжает уделяться, в основном, совершенствованию тренировочного процесса, направленного на эффективное развитие антропометрических показателей атлетов. В меньшей степени обращается внимание на развитие различных физических качеств (Е. Березнер, 2001; О. Берк, 2002; Л. Голденберг, 2000; А. В. Ковалик, 1987; Л. Остапенко, 2001; В. Протасенко, 2001; Д. Сиссик, 2002; A. Miniaci, M. MacLeod, 1999 и др.). Это связано с тем, что в этом виде спорта основополагающими спортивными результатами являются уровень развития мускулатуры (её объем, рельефность и др.) и антропометрические показатели (Джо Вейдер, 1992; С. Блэкман, Т. Фэйхи, Д. Романо, 2002; С. МакРоберт, 2000; Б. Олдридж, 2000; D. Becker, T. Witosky, 1997; W. P. Fraleigh, 1980 и др.). Эту особенность атлетической гимнастики мы учитывали в своей работе со студентами, так как именно желание развить свою мускулатуру, стать физически всесторонне развитыми и внешне красивее и является основным побудительным мотивом увлечения молодежи этим видом спорта (О. Ю. Давыдов, 2006; И. Л. Дворкин, 2007 и др.).
Учебные занятия в отделении атлетической гимнастики, как и другие виды спорта, используются в системе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов УГТУ-УПИ для решения важной педагогической задачи,
а именно: всесторонней физической подготовки на основе использования силовых упражнений. Известно, что атлетические упражнения имеют, прежде всего, оздоровительное значение, их выполнение вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывают лечебный эффект (J. Kokkonen, 1998; K. L. Moore, A. F. Dalley, 1999; H. W. Freeman, 1982; R. B. Frost, 1975; С. МакРоберт, 2000 и др.).
Оздоровительное значение атлетических упражнений особенно важно использовать в настоящее время в период бурного развития рыночной экономики в России. В настоящее время многие специалисты указывают на опасную тенденцию всё возрастающего увеличения числа таких заболеваний в детском и юношеском возрасте, как сердечно-сосудистые болезни, неврозы, патологии опорно-двигательного аппарата и др.
Однако имеются научные данные, которые говорят о том, что под воздействием атлетических упражнений можно существенно повлиять не только на развитие в молодом возрасте более совершенных форм телосложения, но и на укрепление здоровья (И. Л. Дворкин, В. А. Баландин, 2005; О. Ю. Давыдов, 2006; Л. С. Дворкин, О. Ю. Давыдов, И. Л Дворкин, 2006; И. Л. Дворкин, 2007).
Подбирая соответствующую методику выполнения атлетических упражнений, можно добиться такого эффекта, когда в одних случаях мышечная масса увеличивается, а в других - уменьшается, становится более рельефной. Это связано с тем, что занятия атлетической гимнастикой оказывают влияние на биохимические изменения в мышцах: снижают жировой компонент и увеличивают белковый компонент в мышцах. От этого мышцы становятся более эластичными и более работоспособными. Формы тела совершенствуются, приобретают красивые очертания. В конечном итоге, всё это приводит к оптимизации физического состояния человека. Улучшается его самочувствие, увеличивается творческая активность, функционирование различных систем организма осуществляется на лучшем качественном уровне (Джо Вейдер, 1992; П. Королев, 2001; Ю. В. Менхин, 1985 и др.).
С помощью атлетических упражнений можно целенаправленно воздействовать не только на развитие силовых, но и всех остальных основных физических качеств челове-
ка, что естественно способствует улучшению физического развития и физической подготовленности человека. Этот процесс, в свою очередь, положительно отражается на состоянии здоровья человека в целом. Например, совершенствуя силовую выносливость, развивается не только способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы (Л. С. Дворкин, 1992; А. Н. Воробьёв, 1980; C. A. Bucher R. K, Dupee, 1985; М. Мен-тзер, 2002; К. Д. Чермит, 2006; Ф. Хетвильд, 2002 и др.).
Таким образом, оздоровительное значение атлетических упражнений неоценимо. При правильном подборе упражнений из средств атлетической гимнастики с учётом возраста, пола, физического развития и физической подготовленности можно существенно повысить уровень здоровья человека (Н. П. Абаскачова, 1999; Р. II. Айзман, Л. А. Гиреинко, В. Б. Рубанович, 2002; Л. А. Алексина, 1988; И. П. Байченко, Г. И. Вербицкий, 1973; В. К. Бальсевич, 19992006 и др.).
Содержание физических упражнений при занятиях атлетической гимнастикой обусловливает также их образовательную роль. С помощью физических упражнений приобретается способность лучше владеть своим телом, человек становится более сильным и ловким. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей (Ю. И. Винокуров, 2004; Р. А. Корнеев, 2004; В. М. Осьминин, 2005; А. В. Родионов, В. А. Романов, О. П. Юшков, 1994 и др.).
Регулярно выполняемые атлетические упражнения в молодом возрасте позволяют овладевать жизненно важными двигательными умениями и навыками, эффективно использовать физические возможности молодых людей в трудовом процессе и при службе в армии. Регулярные занятия атлетической гимнастикой позволяют улучшить координацию и точность движений, развивают умение дифференцировать величину выполняемой силовой работы с отягощениями и без них (О. Ю. Давыдов, 2006; Джо Вей-дер, 1992; Джон Хансен, 2002; Ф. Хетвильд, 2002; А. Шварценеггер, 1993 и др.).
Содержание программы по физическому воспитанию студентов технического вуза, кроме освоения такого вида спорта как атлетическая гимнастика, предусматривает обязательное освоение основных двигательных умений и навыков. Студенты отделения атлетической гимнастики за период учебы в вузе должны овладеть прочными познаниями в области планирования тренировочного процесса в силовых видах спорта, должны уметь разбираться в вопросах техники выполнения атлетических упражнений, влияния отягощений на совершенствование физических качеств и функциональных возможностей организма человека (В. А. Бароненко, 2004; В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт 2003; А. Г. Беркут, И. Л. Дворкин, 2004; Ю. И. Винокуров, 2004; З. Ж. Гайнуллина, 1993; О. Ю. Давыдов, 2006; Ю. И. Евсеев, 2005; В. В. Ким, М. М. Латыпов, Н. А. Линькова и др., 2001; М. А. Лубнев, А. В. Менхин, 1996; В. М. Осьминин, 2005 и др.).
Анализ ряда научных трудов в области атлетизма позволил вскрыть проблему, заключающуюся в том, что многие вопросы широкого использования в системе физического воспитания студентов такого вида спорта, как атлетическая гимнастика, с целью целенаправленного развития физических качеств до уровня физической кондиции еще не получили своего полного научного разрешения.
Методика и организация исследования. В настоящее время в Уральском государственном техническом универ-
ситете - УПИ (УГТУ-УПИ) учится более 25 тысяч студентов очного обучения. В вузе, начиная с 50- годов прошлого столетия, процесс физического воспитания со студентами поточных групп осуществляется по спортивно-ориентированной направленности. Этому способствует тот факт, что за почти 85-летнюю историю УГТУ-УПИ в вузе создана прекрасная спортивно-материальная база, которая позволяет проводить учебно-тренировочные занятия более чем по 20 видам спорта. Рассмотрим особенности организации занятий в учебно-тренировочных группах.
В сентябре, после прохождения медицинского осмотра для всех поступивших в вуз первокурсников, организуются контрольные испытания с целью выяснения уровня всестороннего физического развития. После этого испытания студенты академических групп с их добровольного согласия распределяются по учебно-тренировочным группам с учетом тех видов спорта, которые традиционно культивируются в вузе на протяжении многих десятков лет. В число этих видов спорта входит и атлетическая гимнастика, которая традиционно пользуется огромной популярностью у студенческой молодежи. Как правило, УГТУ-УПИ старается максимально реализовать желание каждого студента заниматься избранным им тем или иным видом спорта.
Итак, уже в сентябре удается почти всех первокурсников распределить по учебно-тренировочным группам (УТГ) с учетом их спортивных интересов. Следовательно, в состав УТГ попадают студенты с различных факультетов (металлургического, строительного, химико-технологического и др.). После зачисления первокурсников в УТГ процесс дальнейшей спортивно-ориентированной подготовки на все последующие четыре года обучения будет связан с избранным видом спорта. Напомним, что в УГТУ-УПИ обязательные занятия осуществляются на всех четырех курсах в объеме четырех часов в неделю, то есть, два раза по два часа.
Следует сказать, что среди первокурсников, как правило, имеется значительное число студентов, которые, во-первых, не желают заниматься каким-либо видом спора и, во-вторых, имеют очень низкий уровень физической подготовленности. Эти студенты практически здоровы и после прохождения медицинского осмотра зачисляются в подготовительное отделение (общей физической подготовки - ОФП). Те студенты, у которых после прохождения медицинского осмотра выявлены отклонения в состоянии здоровья, зачисляются в специальные медицинские группы.
Исследовались студенты отделений атлетической гимнастики и ОФП. Всего приняло участие в тестировании, проведенном в сентябре 2002 года, 187 первокурсников-юношей и 185 девушек, пожелавших быть зачисленными в отделение атлетической гимнастики, соответственно в подготовительном отделении - 247 и 194 студента. Из этого числа и были отобраны экспериментальные группы для лонгитудинальных исследований в период с 2002 по 2006 год, в котором участвовали одни и те же студенты 1-4 курсов УГТУ-УПИ г. Екатеринбурга поточных групп отделения атлетической гимнастки (28 - студенты-юноши и 24 - девушки) и подготовительного отделения (32 - студенты-юноши и 27 - девушки). В исследовательскую группу для статистической обработки вошли только те студенты, которые прошли обучение в вузе с 1 по 5 курсы и посещавшие академические занятия по физическому воспитанию не менее двух раз в неделю по два часа в течение первых четырех курсов.
Сравнительному анализу были подвергнуты результаты
следующего контрольного тестирования: у юношей - подтягивание на перекладине, бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места из исходного положения сидя, наклон вперед; у девушек - бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места, подъем туловища в сед за 30 с, наклон вперед. Определялись как абсолютный результат, так и величина его прироста в межсеместровый период и по окончании курса.
Результаты исследования. Анализ результатов исходного тестирования физической подготовленности первокурсников позволяет говорить о том, что по большинству тестов студенты подготовительного отделения, хотя и недостоверно, были физически подготовлены лучше, чем первокурсники отделения атлетической гимнастики (рис. 1).
□ бег 30 м ■ бег 1000м ■ прыжок с места
□ подтягивание □ наклоны □ под.тул. за 30 с
6 4 2 0 -2 -4 -6+
ш
Юноши
Девушки
Рис. 1. Относительный уровень различий исходных результатов контрольного тестирования между студентами отделения атлетической гимнастики и отделения общей физической подготовки
Из рисунка 1 видно, что в сентябре, на первом испытании, студенты-юноши первого курса отделения атлетической гимнастики показали более низкие результаты, чем студенты подготовительного отделения в следующих тестах: в беге на 30 м на 1,8%, 1000 м - на 0,3%, прыжке в длину с места - на 0,9% и при выполнении наклона туловища из и.п. сидя на полу - на 7%. И только в подтягивании на перекладине студенты отделения атлетической гимнастики превзошли своих сокурсников на 3,12%.
Студентки подготовительного отделения по итогам исходного тестирования оказались лучшими по сравнению с девушками из отделения атлетической гимнастики в следующих упражнениях: в беге на 30 м - на 1,75%, беге на 1000 м - на 0,7%, в прыжке в длину с места - на 0,5%. В то же время студентки из отделения атлетической гимнастики были лучшими в наклоне туловища - на 6,6% и в подъёме туловища за 30 с - на 5,0%.
Анализ средних результатов контрольного тестирования показал, что все студенты первого курса отделения атлетической гимнастики и ОФП достоверно друг от друга не отличаются. Уровень преимущества, зафиксированный на первом испытании, в целом указывает на то, что в разных отделениях никакого специального отбора не было. Практически все желающие первокурсники были зачислены в отделение атлетической гимнастики. Как было сказано выше, противопоказанием для занятий спортом в этом отделении могли быть лишь серьёзные отклонения в состоянии здоровья и очень низкий уровень физической подготовленности. Основным контингентом отделения атлетической гимнастики и ОФП были студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной и в меньшей степени к подготовительной медицинской группе.
Занятия атлетической гимнастикой в течение четырех лет обучения в техническом вузе привели к более выраженному приросту уровня развития физических качеств студентов, чем это имело место на подготовительном отделении, студенты которого все эти годы занимались физическим воспитанием по традиционной вузовской программе. Сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития общей выносливости студентов 14 курс (по данным бега на 1000 м) позволяет говорить о том, что этот показатель наиболее выражено развивается у юношей отделения атлетической гимнастики и в меньшей степени у девушек данного отделения. Результаты тестирования скоростно-силовых качеств (по данным прыжка в длину с места) у студентов с 1 по 4 курсы показали, что юноши и девушки отделения атлетической гимнастки из восьми семестров в семи достоверно превзошли студентов подготовительного отделения по абсолютным результатам.
Наиболее высокий уровень показателя относительного прироста результатов в подтягивании был отмечен на втором семестре по сравнению с первым (41,2%). В остальных случаях у юношей отделения атлетической гимнастики положительный характер колебания этих показателей был в пределах от 7,8 до 12,7%, а отрицательный - в пределах
- 2,1 и - 2,2%. Наиболее выраженный положительный показатель прироста результатов тестирования силовой выносливости (по данным подъема туловища за 30 с) у девушек отделения атлетической гимнастики составил 9%, который зафиксирован в четвертом семестре, 4.8 и 4.4%
- на втором и шестом семестрах, а отрицательный - в пятом семестре (-4,3%).
У юношей отделения атлетической гимнастики зафиксирована следующая особенность развития гибкости с 1 по 4 курс. Достаточно высокий показатель прироста уровня развития гибкости зафиксирован во втором (7%) и в третьем семестрах (9%), наиболее низкий - в четвертом (1,5%) и в седьмом семестрах (до 1,3%). У девушек отделения атлетической гимнастики наиболее высокий показатель прироста гибкости был зафиксирован во втором семестре (+6,2%), а низкий - в седьмом (-5%).
Для расчета интегрального уровня физической подготовленности студентов предложена следующая формула (ИУФП):
ИУФП
I
I
где ИУФП - индекс интегрального уровня физической подготовленности, SR¡...L - сумма результатов в тестовых (контрольных) упражнениях, показанных лично каждым испытуемым, SR¡...N - сумма нормативных результатов тестовых упражнений. Все показатели меньше 1-0,5 позволяют оценивать ИУФК студентов как ниже нормативных, 1±0,05 - нормативный уровень и выше 1+0,5 - хороший уровень УФК.
Если интегральный уровень прироста показателей физических качеств за 4 года составил у юношей отделения атлетической гимнастики 37,7%, то у их сокурсников подготовительного отделения 11,7%. Однако во всех случаях через четыре года величина абсолютного прироста результатов в различных контрольных упражнениях весьма отличалась друг от друга (рис. 2).
Контр, тесты
Рис. 2. Показатели прироста результатов тестирования юношей за 4 года учебы в техническом вузе (1 - бег 30 м, 2 - прыжок в длину с места, 3 - бег 1000 м, 4 - подтягивание,
5 - наклоны туловища из и.п. сидя на скамейке). ИУФП: -отделение атлетической гимнастики (37,7%), под____готовительное отделение (11,7%)
У юношей отделения атлетической гимнастики, как и ожидалось, наиболее высокий прирост результатов за четыре года был зафиксирован при выполнении подтягивания на перекладине (+97%). Юноши подготовительного отделения также за эти четыре года прибавили в развитии силы, но на значительно меньшую величину - 21,3%. К концу четвертого курса занятия атлетической гимнастикой позволили юношам улучшить свой исходный уровень гибкости - на 43,4%, что оказалось более чем в два раза выше того, что имело место у их сокурсников подготовительного отделения - 20,6%.
С первого по четвертый курс позитивные изменения такого физического качества, как быстрота стабильно демонстрировали студенты-юноши из отделения атлетической гимнастики. В итоге максимальный показатель в беге на 30 м за четыре года у них вырос на 27,9%, а у студентов-юношей подготовительного отделения - на 10,2%. Во всех случаях менее весомыми были итоговые результаты в беге на 1000 м и прыжке в длину с места. Но и в этих упражнениях юноши отделения атлетической гимнастики достоверно превзошли своих сокурсников из подготовительного отделения.
Не менее существенные позитивные изменения в общей физической подготовке произошли за четыре года учебы в техническом вузе и в группе девушек. Они во всех тестируемых упражнениях уверенно превзошли результаты, достигнутые за четыре года учебы в вузе в группе девушек подготовительного отделения (рис. 3). Но наиболее выраженный разрыв между ними был зафиксирован в беге на 30 м. Так, если студентки отделения атлетической гимнастики через 4 года пробежали эту дистанцию на 13,7% быстрее исходного результата (сентябрь первого курса), то их сокурсницы из подготовительного отделения лишь на 1,8%.
Впечатляющие итоговые результаты продемонстрировали девушки отделения атлетической гимнастики и в других упражнениях. Так, на четвертом курсе в прыжке в длину с места они улучшили свои исходные показатели на 12,1%, в подъеме туловища - на 22%, при выполнении наклона туловища из и.п. сидя на скамейке - на 31,2%. В то же время они показали в итоге относительно низкие результаты в беге на 1000 м. За четыре года улучшение результатов в этом упражнении составило лишь 4,2%. Девушки подготовительного отделения за четыре года (рис. 4) наиболее успешно освоили такие упражнения, как подъем туловища (прирост составил 10% ) и наклон туловища (+20%). В прыжке в длину с места за четыре года результаты у них возросли только на 5,5%, а в беге на 1000 м изменились весьма незначительно (+ 0,7%). В итоге ИУФП за 4 года составил у девушек отделения атлетической гимнастики 11,6%, то у их сокурсниц подготовительного отделения 7,6%.
I Быстрота □ ОВ □ ССК □ СВ □ Гибк.
% 40 35 30 25 20 15 10 5 0
1
ю д
Отдление ОАГ
ю д
ОФП
Контр, тесты
Рис. 3. Показатели прироста результатов тестирования
девушек за 4 года учебы в техническом вузе ИУФП у студентов отделения атлетической гимнастики равен 37,7%, а подготовительного отделения - 11,7% (обозначение те же, что и на рис. 2).
Рис. 4. Показатели прироста уровня развития физических качеств за четыре года учебы в вузе (Ю - юноши, Д - девушки, АГ - отделение атлетической гимнастики, ОФП - общей физической подготовки)
Как было доказано, атлетическая подготовка позволяет успешно развивать все физические качества. Однако, как мы уже это выяснили, значимость развития этих качеств у студентов различных курсов и пола имеют различные уровни (табл.). У юношей первого и второго курса низкий уровень значимости приобретает развитие динамической силы и силовой выносливости, а средний уровень - статической силы, быстроты, общей выносливости, ловкости и гибкости. У девушек этих же курсов низкий уровень значимости в развитии физических качеств зафиксирован в отношении динамической и статической силы, а в остальных случаях все физические качеств имели средний уровень значимости. На третьем курсе у юношей наиболее высокий уровень значимости в развитии физических качеств был зафиксирован по отношению к быстроте, а в остальных
случаях - средний. Девушки третьего курса имели низкий уровень значимости в развитии динамической силы, высокий - силовой выносливости и средний - по остальным показателям. К четвертому курсу у юношей все большее значение в развитии физических качеств приобретает динамическая сила, быстрота и силовая выносливость, а у девушек - быстрота, силовая выносливость и гибкость. Остальные показатели физических качеств имели средний уровень значимости независимо от пола.
Таблица
Уровни значимости в развитии физических качеств студентов
Показатели Ку рсы I
1-2 Юноши 1 1 /1 1 1-2 {евушки з 4
Динамическая сила н с н н с
Статическая сила с с н с с
Быстрота с в в с с в
Общая выносливость с с с с п
Силовая выносливость н с
Ловкость с с с с с
Гибкость с с с с в
Примечание. Степень значимости Ц высокая Ц средняя низкая
Выводы. 1. В нашей стране за последние десятилетия накоплен немалый опыт использования средств и методов занятий атлетической гимнастикой в молодом возрасте. Однако системная атлетическая подготовка студентов 1-4 курсов технического вуза в рамках обязательных учебных занятий еще не получила своего полного научно-методического разрешения. Не была разработана система по-семестрового дозирования отягощений при массовой атлетической подготовке студентов с учетом их физической подготовленности, физического развития и функциональных возможностей. Не был изучен вопрос о влиянии занятий атлетической гимнастикой на психологическое состояние и умственную работоспособность студентов в период учебы и экзаменационной сессии.
2. Системно организованные занятия атлетической гимнастикой на четырех курсах позволяют достичь более устойчивого от семестра к семестру позитивного прироста показателей развития основных физических качеств, чем в группах общей физической подготовки - традиционных для большинства технических и гуманитарных вузов. В развитии физических качеств выявлены следующие сенситивные периоды на восьми семестрах обучения студентов отделения атлетической гимнастики:
- быстрота - второй и третий семестры (юноши и девушки);
- общая выносливость - пятый семестр (юноши), второй и четвертый семестры (девушки);
- скоростно-силовые качества - второй и седьмой семестры (юноши) и третий семестр (девушки);
- силовая выносливость - второй семестр (юноши) и четвертый семестр (девушки);
- гибкость - второй и шестой семестры (юноши), второй и третий семестры (девушки).
3. Для расчета интегрального уровня физической подготовленности студентов предложена следующая формула, в которой учитываются сумма результатов в тестовых упражнениях, показанные лично каждым испытуемым, и
сумма нормативных результатов тестовых упражнений. Все показатели меньше 1-0,5 позволяют оценивать ИУФК студентов как ниже нормативных, 1±0,5 - нормативный уровень и выше 1+0,5 - хороший уровень УФК. Установлено, что 30% студентов первого курса отделения атлетической гимнастики достигают «нормативного» и 20% «хорошего» показателя ИУФП, соответственно студенты подготовительного отделения - 15 и 5%. На четвертом курсе 100% студентов отделения атлетической гимнастики превысили «хороший» показатель ИУФП, а на подготовительном отделении только 20% студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскачова Н. П. Здоровью необходимо учить // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. - Новосибирск, 1999. - С. 9-11.
2.Айзман Р. П., Гиреинко Л. А., Рубанович В. Б. Морфо-функциональное развитие школьников в зависимости от конституциональных особенностей и уровня половой зрелости // Материалы 4-го съезда физиол. Сибири. - Новосибирск, 2002. - С. 7.
3.Алексина Л. А. Морфофункциональные механизмы адаптации организма: Сб. научных тр. / под ред. Л.А. Алек-синой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 106 с.
4.Байченко И. П., Вербицкий Г. И. Особенности развития мышечной силы у мальчиков пубертатного возраста // Теория и практика физ. культуры. -1973. - № 1. - С. 52-53.
5.Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России на период 2006-2016 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.
6.Бароненко В. А. Культура физического воспитания студентов педагогического вуза: учеб. пособ. - М.: Советский спорт, 2004. - 156 с.
7.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / под ред. В. А. Ба-роненко. - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.
8.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Культура здоровья студента: учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ - УПИ», 2003. - 224 с.
9.Березнер Е. Один дома. Тренировки с отягощениями в домашних условиях // Культура тела. - 2001. - № 5-6. - С. 16-19.
10.Беркут А. Г., Дворкин И. Л. Методические особенности применения различных режимов развития силы мышц у подростков // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. - Т. 7. - Краснодар, 2004. - С. 28-34.
11.Беркут А. Г., Дворкин И. Л. Использование изоки-нетического режима тренировки при выполнении соревновательных упражнений в тяжелоатлетическом спорте // Физическая культура и спорт как один из факторов национальной безопасности в условиях Северного Кавказа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Нальчик: КБГУ, 2004. - С. 45- 49.
12.Винокуров Ю. И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики: дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2004. - 179 с.
13.Воробьёв А. Н. Железная игра. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 288 с.
14.Гайнуллина З. Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 21 с.
15.Давыдов О. Ю. Физическое воспитание студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием статико-динамических упражнений: автореф. дис . канд пед. наук. - Краснодар, 2006. - 25 с.
16.Дворкин И.Л. Индивидуализация тренировочной нагрузки детей и подростков 10-16 лет в процессе занятий культуризмом: дис. . канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 24 с.
17.Дворкин Л. С., Давыдов О. Ю., Дворкин И. Л. Влияние статико-динамических упражнений на функциональное состояние студентов подготовительного отделения // Функциональное состояние и здоровье человека: материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции (25-29 сентября 2006 г.). - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. - С. 9-10.
18.Евсеев Ю. И. Физическое воспитание студентов полевых специальностей: формирование учебно-воспитательного процесса: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2005. - 223 с.
19.Ким В. В., Латыпов М. М., Линькова Н. А. и др. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3.
- С.-17-21.
20.Ковалик А. В. Управление функциями мышц в «безнагрузочных» условиях с целью повышения работоспособности студентов / Тезисы областной научно-методической конференции «Новые формы массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами вузов» (Ростов-на-Дону, 22-24 сентября 1987 г.). - Ростов-на-Дону, 1987. - С. 127-129.
21.Корнеев Р. А. Организация атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2004. - 130 с.
22.Королев П. Идеальные грудные // Архитектура тела. Развитие силы. - 2001. - № 12. - С. 34 - 38.
23.Лубнев М. А., Менхин А. В. Атлетическая гимнастика - оздоровительный и массовый вид гимнастики: методические разработки для студентов и слушателей факультета повышения квалификации РГАФК. - М., 1996.
- 24 с.
24.Менхин Ю. В. Важные нюансы изометрических упражнений // Теория и практика физической культуры.
- 1985. - № 4. -С.45,46.
25.Остапенко Л. Тренируйтесь планомерно // IRONMAN.
- 2001. - № 4. - С. 48-51.
26.Осьминин В. М. Формирование физической культуры личности у курсантов военных вузов с использованием атлетических видов спорта: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2005. - 195 с.
27.Протасенко В. Думай, или «супертренинг» без заблуждений // Архитектура тела. Развитие силы. - 2001. - № 7-8. - С. 36-38; № 11. - С. 36 - 38.
28.Родионов А. В., Романов В. А., Юшков О. П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовыми состояниями спортсменов // Новые подходы
к психорегуляции в спорте: Тезисы докл. междунар. симпозиума (21-24 сентября 1994 г.). - Ростов н/Дону, 1994.
- С. 66-67.
29.Сиссик Д. Все начинается с силы // Сила и красота.
- 2002. - № 6. - С. 28-35.
ЗО.Чермит К. Д., Аганянц Е. К. Симметрия, гармония, адаптация. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
- 304 с.
31.Becker D., Witosky T. Crew, soccer help schools close gendergar // USA Today . - 1997. - March 4. - P.6.
32.Bucher C. A., Dupee R. K. Athletics in schools and colleges, center for applied research . - New York, 1985. - 8 p .
33.Бодибилдинг для начинающих / под ред. О. Хен-денштама; пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 192 с
34.Fraleigh W. P. A philosophic basis for curriculm content in physical education for the 1980 s // The academy papers .
- 1979. - N 13. - P. 20-26.
35.Frost R. B. Physical education: foundations, practices, principles. - Addison-Wesly: Reading, Mass., 1975.
36.Kokkonen J. et al. Acute muscle stretching inhibits maximal strength performance // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1998. - № 69. - Рр. 411-415.
37.Miniaci A., MacLeod M. Transfer of the latissimus dorsi muscle after failed repair of a massive tear of the rotator cuff. A two to five-year review // Bone Joint Surg Am . - 1999. - Aug.
- № 81(8) :1120-7.
38.Moore K. L. and A. F. Dalley II. Clinically oriented Anatomy. - 4th Edition. - Baltimore: Lippincott Williams & Williams, 1999. - Рp. 690-697.
39.Берк О. Дельтовидный ликбез: Тренировочная программа по накачке плеч от суперпрофи // Культура тела.
- 2002. - № 9. - С. 48-53.
40.Блэкман С., Фэйхи Т., Романо Д. Абдоминальная мощность // Сила и красота. - 2002. - № 10. - С. 44- 45.
41.Блэкман С., Фэйхи Т., Романо Д. Экстремальная тренировка пресса // Сила и красота. - 2002. - № 10. - С. 40- 43.
42.Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вей-дера. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.
43.Голденберг Л. Силовой тренинг - вопросы и ответы // IRONMAN. - 2000. - № 7. - С. 64 - 69.
44.Хансен Джон. Бодибилдинг и генетика // IRONMAN.
- 2002. - № 6. - С. 45-54.
45.МакРоберт С. За пределами мощной мускулатуры // IRONMAN. - 2000. - № 6, 7, 8, 9, 10. - С. 88-93.
46.МакРоберт. Думай! Бодибилдинг без стероидов.
- BRAWN: BODYBUILDING FOR THE DRUG-FREE AND GENETICALLY TYPICAL . - СП "Уайдер спорт", 1997.
47.Ментзер М. Тренинг «отдых-пауза» (часть 2) // IRONMAN. - 2002. - № 2. - С. 10-15.
48.Олдридж Б. 10 лучших упражнений для рук // Сила и красота. - 2002. - № 1. - С. 66-69.
49.Хетвильд Ф. Популярные тренировочные системы // Культура тела. - 2002. - № 11. - С. 40-44.
50.Шварценеггер А. Арнольд детям от рождения до 10 лет. - Санкт-Петербург, 1993. - 191 с.
ATHLETIC GYMNASTICS- AS A UNIVERSAL MEANS OF INCREASING GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
O. Davidov, Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Ural State Technical University, Ekatherinburg. L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Choosing appropriate methods of doing athletic exercises makes it possible to achieve such an effect when a learner reaches in some cases higher level of the development of his ( her) muscular system, and in come other cases - he ( she) becomes all - rounded physically developed and looks better. Systematically organized lessons on athletic gymnastics during four academic years at a technical university allow students to
achieve from term to term more positive growth of the development of main physical qualities than those shown in student groups of general physical training.
Key words: athleticism, lessons, students, physical qualities, integral indices of physical preparedness.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ 8-11 ЛЕТ
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Суворов
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Установить ведущие игровые приемы соревновательной деятельности футболистов различных возрастных групп.
Педагогические наблюдения осуществлялись за соревновательной деятельностью с фиксированием индивидуальных технико-тактических действий футболистов 8-11 лет. Педагогические наблюдения позволили установить особенности применения индивидуальных технико-тактических действий в зависимости от этапа подготовки.
Анализ первых четырех лет обучения позволяет выделить ведущие игровые приемы, расположившиеся в следующей последовательности по мере уменьшения их удельного веса в структуре игры: короткие и средние передачи мяча вперед, ведение мяча, отбор мяча, короткие и средние передачи мяча назад и поперек, обводка соперника, перехват мяча и единоборства за мяч внизу.
Ключевые слова: футбол, технико-тактические действия, ведущие игровые приемы.
Введение. Исследования в футболе охватывают все виды подготовки юных спортсменов, но полнота их изученности не однородна [1-13]. Так, продолжают оставаться не раскрытыми индивидуальные параметры технико-тактических
действий футболистов различных возрастных групп. Если в старших группах многолетней подготовки можно разработать модельные показатели отдельных футболистов в зависимости от их функциональных обязанностей на поле, то в группах начальной подготовки и начальной специализации, где нет четкой дифференцировки игровых амплуа, на первое место должны выйти индивидуально-типологические показатели технико-тактических действий. Решение данного вопроса для футболистов первых четырех лет обучения позволит расширить применение принципа индивидуализации в технико-тактической подготовке на основе учета типологических особенностей соревновательной деятельности для каждого возраста в многолетней спортивной тренировке. Методы и организация исследования. Педагогическое наблюдение осуществлялось с фиксированием индивидуальных технико-тактических действий футболистов 8-11 лет. Математической обработке подверглись 30 протоколов 8-летних, 240 - 9-летних, 180 - 10-летних, 240 - 11-летних футболистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных футболистов 8-11 лет позволили установить особенности возрастной динамики применения индивидуальных технико-тактических действий.
Анализ результатов педагогических наблюдений позво-