Научная статья на тему 'Влияние внешних и внутренних факторов на конкурентно-инновационный потенциал организации'

Влияние внешних и внутренних факторов на конкурентно-инновационный потенциал организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / КОНКУРЕНТНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INFLUENCE FACTORS / COMPETITIVE AND INNOVATIVE POTENTIAL / LEVEL OF THE INNOVATIVENESS / COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION / EFFICIENCY OF THE USED RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришков Вадим Фёдорович, Черемисина Анастасия Анатольевна

В статье анализируется влияние факторов макро-, мезо-, микроуровней наинновационное развитие организаций сферы услуг. Определяется влияниеконкурентно-инновационного потенциала на приоритетные направления инновационного развития организации. Раскрываются возможности для поддержания высокого уровня конкурентно-инновационного потенциала организации на основе реализации целевой ориентации организации на достижениеее конкурентоспособности, уровня инновационности. Предлагаются методыоценки конкурентно-инновационного потенциала организации. Анализируется влияние факторов на распределение располагаемых ресурсов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришков Вадим Фёдорович, Черемисина Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS ON THE COMPETITIVE AND INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ORGANIZATION

In the ar ticle inf luence of factors macro-, meso-, microlevels on innovativedevelopment of the organizations of services sector is analyzed. Inf luence ofcompetitive and innovative potential on the priority directions of innovativedevelopment of the organization is defined. The paper reveals opportunities formaintenance of high level of competitive and innovative capacity of the organizationon the basis of realization of target orientation of the organization to achievement ofits competitiveness, level of the innovativeness. Methods of assessment of competitiveand innovative potential of the organization are offered. The influence of factors onthe distribution of available resources of the organization is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних и внутренних факторов на конкурентно-инновационный потенциал организации»

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА КОНКУРЕНТНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS ON THE COMPETITIVE AND INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ORGANIZATION

УДК 338.28 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.83.90

ГРИШКОВ Вадим Фёдорович

доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]

GRISHKOV, Vadim Fedorovich

Associate Professor at the Department of Public and Municipal Administration, North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

ЧЕРЕМИСИНА Анастасия Анатольевна

доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе Российского государственного гидрометеорологического университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

CHEREMISINA, Anastasia Anatolyevna

Associate Professor at the Department of Innovative Technologies of Management in the State Sphere and Business of Russian State Hydrometeorological University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье анализируется влияние факторов макро-, мезо-, микроуровней на инновационное развитие организаций сферы услуг. Определяется влияние конкурентно-инновационного потенциала на приоритетные направления инновационного развития организации. Раскрываются возможности для поддержания высокого уровня конкурентно-инновационного потенциала организации на основе реализации целевой ориентации организации на достижение ее конкурентоспособности, уровня инновационности. Предлагаются методы оценки конкурентно-инновационного потенциала организации. Анализируется влияние факторов на распределение располагаемых ресурсов организации.

Ключевые слова: инновационное развитие, факторы влияния, конкурентно-инновационный потенциал, уровень инновационности, конкурентоспособность организации, эффективность используемых ресурсов.

© Гришков В. Ф., Черемисина А. А., 2019.

Abstract.

In the article influence of factors macro-, meso-, microlevels on innovative development of the organizations of services sector is analyzed. Influence of competitive and innovative potential on the priority directions of innovative development of the organization is defined. The paper reveals opportunities for maintenance of high level of competitive and innovative capacity of the organization on the basis of realization of target orientation of the organization to achievement of its competitiveness, level of the innovativeness. Methods of assessment of competitive and innovative potential of the organization are offered. The influence of factors on the distribution of available resources of the organization is analyzed.

Key words: innovative development; influence factors; competitive and innovative potential; level of the innovativeness; competitiveness of the organization; efficiency of the used resources.

Инновационное развитие конкретной организации сферы услуг обусловлено не только намерениями ее менеджмента обеспечить успешное позиционирование на рынке услуг, но и повысить конкурентоспособность оказываемых услуг и в целом организации на основе создания и внедрения технологических, продуктовых, организационных и маркетинговых инноваций [1; 2].

Исходя из излагаемых в экономической литературе сущностных представлений об инновации как о «значительно улучшенном продукте», «совершенно новой услуге, изделии или процессе, выходящих на рынок» [3, с. 14], ее обобщенным понятием в этом случае выступают процессы, способствующие выходу на рынок значительно улучшенного вида продукции, услуги, соответствующие дефиниции продуктовой инновации, определяющей социально-экономическое развитие инновационной организации.

В этой связи отметим, что любой процесс, осуществляемый в организации сферы услуг по разработке новых видов или модифицированных услуг, по удовлетворению потребностей качественными услугами, следует

признать процессом инновационного развития организации сферы услуг, направления развития которого (технологическое, продуктовое, процессное, организационное, маркетинговое) в существенной мере зависят от факторов влияния макро-, мезо-, микросред (рисунок 1).

Изложенные на рисунке 1 факторы влияния на инновационное развитие в зависимости от их уровня могут быть разделены на экономические, ресурсные и инновационные группы, которые должны учитываться менеджментом организации сферы услуг как в их совокупном, так и отдельном влиянии на технологическое, продуктовое и маркетинговое направления текущей деятельности предприятий сферы услуг и в их средне-, долгосрочных периодах инновационного развития.

Необходимость проведения анализа выделенных на рисунке 1 факторов влияния направлено на создание адекватного представления о состоянии потенциальных возможностей влияния на уровень инновационности предприятия и обоснование избираемой им стратегии инновационного развития.

Рисунок 1

Факторы, влияющие на инновационное развитие организаций сферы услуг

Основой для осуществления анализа инновационной ситуации на макро- и мезоуровнях, на наш взгляд, выступают:

• оценки прогноза макроэкономического состояния среднесрочного развития национальной экономики, отрасли, конкретного региона;

• государственные проекты и целевые программы социально-экономического и научно-технического развития структурных составляющих народного хозяйства;

• анализ экономической и инновационной текущей ситуации в мировой экономике, перспективы ее развития;

• стратегические ориентиры достижения экономических и социальных результатов участников рынка инноваций.

Особое значение при проведении анализа деятельности конкурентов, внешних и внутренних групп влияния на деятельность инновационных субъектов хозяйствования имеет их кластерная заинтересованность в поддержании высокого уровня инновационного развития позиционирующих на рынке организаций сферы услуг.

Такой внешний фактор влияния на развитие организации сферы услуг, как экономическая политика (см. рисунок 1), например, налоговые взимания, может оказывать стимулирующее воздействие или, наоборот, тормозить экономическое и инновационное развитие организаций сферы услуг, что в зависимости от вектора направленности государственной экономической политики предоставляет возможность субъекту хозяйствования повысить конкурентоспособность услуг и усилить конкурентные преимущества или влиять на снижение уровня его инновационности и, соответственно, экономической и социальной результативности.

Вместе с этим, макроэкономические результаты, достигаемые в условиях экономического спада, подъема, стагнации, соответственно, оказывают воздействие на потребительский спрос, что, в свою очередь, снижает требуемый уровень позиционирования организации на рынке услуг.

Влияние отраслевых и региональных факторов (мезоуровня) на уровень инновационного развития организации сферы услуг существенно проявляется в процессе установления и анализа особенностей конкурентной среды, характеризуемых отраслевыми и региональными изменениями емкости рынка, интенсивности конкуренции, качества оказываемых услуг конкурентами, что создает предпосылки для создания и реализации новых стратегий развития инновационных организаций сферы услуг, организационно-экономических механизмов работы с потребителями услуг [4; 5].

Так, например, снижение цен на аналогичный вид услуг у одного из конкурентов вызывает необходимость изменения ценообра-

зования, поиска возможностей для снижения издержек в рамках кардинально новых или модифицированных технологических и продуктовых новшеств, предоставления новых видов сервисного обслуживания потребителей услуг.

Результаты анализа влияния внешних и внутренних групп поддержки инновационной деятельности организаций сферы услуг создают благоприятные условия для создания и внедрения инноваций. Например, поставщики материально-технических ресурсов при помощи ценового регулирования в рамках кластерной заинтересованности могут усиливать совместные конкурентные преимущества и стимулировать организации сферы услуг к внедрению инноваций в процесс оказания услуг, а также их ресурсного обеспечения.

Внутренние факторы влияния на установление инновационного развития организаций сферы услуг в ранжированном порядке, как правило, стоят на втором месте, так как целевая ориентация конкретной организации на достижение планируемых экономических результатов основана на изменении инновационного и экономического состояния макро-, мезосред. Между тем объективное определение возможностей организации на усиление своих конкурентных преимуществ позволяет принять решение на технологическую, продуктовую, маркетинговую предпочтительность инновационного развития [6; 7].

Если организация сферы услуг имеет высокий интеллектуальный и квалификационный уровень, то это дает возможность повышать инновационный уровень оказываемых услуг, осуществлять успешное позиционирование на рынке услуг. При этом комплексное влияние внутренних факторов на установление приоритетности того или иного направления инновационного развития организации может характеризоваться его конкурентно-инновационным потенциалом.

Важно отметить также и то, что на повышение или стабильность высокого уровня конкурентно-инновационного потенциала организации сферы услуг, установление приоритетности избираемого менеджментом инновационного направления развития ор-

ганизации сферы услуг в существенной мере влияют такие комплексы инновационно-инвестиционных и организационно-экономических мер (факторов), как: создание новых и модифицированных видов услуг; совершенствование процесса оказания услуг; осуществление инновационных проектов, проектов по обновлению и модернизации материально-технических, трудовых и информационных ресурсов (рисунок 2).

Инновационное развитие на основе совершенствования организации процесса предоставления услуг потребителю (см. рисунок 2) выступает приоритетным направлением активного продвижения услуги на рынок. Например, инновации, внедряемые в процесс сбора, обработки и систематизации информации о маркетинговых возможностях повышения технологии качества предоставляемых потребителю услуг, могут выражаться на основе использования нового программного обеспечения для обобщения, систематизации и анализа информации о потребительских приоритетах, что способствует получению более целостного представления о потребительских предпочтениях и, соответственно, способствует подготовке более адресно-ориентированной рекламы [1; 5].

Инновации в процесс расширения занимаемых сегментов рынков услуг могут выражаться, например, через внедрение электронного маркетинга - рассылки бонусов для постоянных потребителей услуг организации. Предпринимаемые инновационно-инвестиционные и организационно-экономические меры по укреплению и росту конкурентно-инновационного потенциала, на наш взгляд, должны выражаться в поддержании и укреплении ресурсного и организационного потенциала, определяющего способность организации сферы услуг быть конкурентоспособной, приносить прибыль не ниже среднестатистической в отраслевых составляющих сферы услуг (см. рисунок 2).

Формирование и использование инновационных проектов, связанных с обновлением и модернизацией основных фондов, материальных элементов оборотных средств, повышением квалификации и профессионального

мастерства работников предприятия сферы услуг (см. рисунок 2), повышает уровень конкурентно-инновационного потенциала субъекта хозяйствования сферы услуг посредством обновления и совершенствования оборудования, технологических процессов, повышения управляемости в подразделениях и в организации сферы услуг, качества принимаемых управленческих решений, эффективности использования труда работников и влияния их на качество оказываемых услуг.

Представленная авторами на рисунке 2 схема влияния комплексных мер на повышение конкурентно-инновационного потенциала и установление приоритетности избираемого направления инновационного развития организации сферы услуг в целом определяет обобщающий уровень конкурентно-инновационного потенциала, направленный на поддержание и укрепление способности организации достигать установленных экономических результатов, уровней инновационности в средне-, долгосрочном периодах времени [8].

Выделение тех или иных направлений инновационного развития организаций в сфере услуг представляет собой постадийный процесс, в котором можно выделить такие наиболее крупные стадии, как: разработка (создание) новшества; диффузия новшества на мезо-, макроуровнях; внедрение новшества в деятельности локальной, отраслевой составляющей сферы услуг.

Внедрение технологического, процессного, продуктового, маркетингового или организационного новшества в деятельности организации, отрасли сферы услуг должно осуществляться на основе оценки сложившегося на данный период времени конкурентно-инновационного потенциала и учета потенциальных возможностей субъекта управления поддерживать или повышать его конкурентно-инновационный уровень [9].

Реальная оценка сложившегося состояния конкурентно-инновационного потенциала организации сферы услуг может быть осуществлена как экспертным аддитивным или интегральным методом, так и посредством комплексной оценки сильных и слабых сторон деятельности организации, основанной,

Конкурентно-инновационный потенциал субъекта хозяйствования сферы услуг

Создание новых и модифицированных видов услуг (продуктовые новшества)

Внедрение маркетинговых новшеств

Внедрение технологических новшеств

Разработка и совершенствование организационных новшеств

Стратегии Стратегиче-

интеграции, ское плани-

дифферен- рование

циации, фо- экономиче-

кусирова- ского и ин-

ния, инно- новацион-

вационных ного разви-

изменений тия пред-

приятия

сферы услуг

Совершенствование процесса предоставления услуги

Использование адекватных методов анализа состояния макро-, микросред

Использование маркетинговых стратегий расширения сегмента рынка услуг, создания новых сегментов

Разработка и внедрение методов укрепления и роста конкурентно-инновационного потенциала предприятия сферы услуг

Приведение в соответствие ценообразования со смещением интересов потребителей на оказание тех или иных видов услуг

Осуществление проектов инвестирования

в новшества по обновлению и модернизации материально-технических, трудовых ресурсов предприятия сферы услуг

Инвестиции в повышение уровня квалификации и профессионального мастерства предприятия сферы услуг

Обновление и модернизация объектов инфраструктурного комплекса субъекта хозяйствования сферы услуг

Повышение уровня управляемости подразделений и в целом

инновационного предприятия сферы услуг

Рисунок 2

Схема влияния комплексных мер микросреды на повышение конкурентно-инновационного потенциала и установление приоритетности избираемого инновационного направления развития организации сферы услуг

в свою очередь, на экспертной оценке распо- услуг. При этом повышение уровня инноваци-лагаемого ресурсного потенциала и рисков от онности организации в процессе поддержания потенциальных угроз, возникающих на рынке необходимого состояния конкурентно-инно-

вационного потенциала на основе создания и внедрения новшества или их совокупности должно, на наш взгляд, производиться сбалансированно с целевой ориентацией на повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг и в целом субъекта хозяйствования.

В рамках реализации потенциальных возможностей достигать планируемых уровней конкурентно-инновационного потенциала и конкурентоспособности целесообразно формировать и наполнять организационно-экономическими мерами технологические составляющие системы стратегического управления инновационным и социально-экономическим развитием организации сферы услуг.

Экономическими оценками функционирования системы стратегического управления инновационным развитием в данном случае выступают: реализация потенциальных ресурсных возможностей организации, условий, при которых возможно повышение уровня инновационности; результаты анализа технологических процессов создания и внедрения новшеств, их эффективности и адекватности целям процесса оказания услуг потребителям.

В целом анализ факторов распределения имеющихся ресурсов на поддержание социально-экономического и инновационного развития организации сферы услуг, обеспечения необходимого уровня его конкурентно-инновационного потенциала и конкурентоспособности предоставляет менеджменту возможность формировать стратегический план ее развития, учитывающий уровни эффективности используемых ресурсов, соответствие состояния конкурентно-инноваци-

онного потенциала достижению планируемых экономических результатов в долгосрочном периоде [10].

Влияние стратегии инновационных изменений в деятельности организаций сферы услуг (см. рисунок 2) может касаться как экономических результатов, так и устанавливаемых на рынке услуг предпочтений и вкусов к потреблению услуг, например, в сторону повышения требований к качеству, цене, оперативности и комплексности предоставления услуг.

Изменение уровня инновационности организации сферы услуг существенно влияет и на деятельность конкурентов (динамично изменяются используемые технологии оказания услуг, появляются новые профессиональные участники рынка услуг, предоставляющие аналогичные услуги на более выгодных для потребителя условиях). И чем более динамично будет осуществляться процесс создания, внедрения технологических, продуктовых, маркетинговых и организационных новшеств, тем выше уровень конкурентоспособности услуг и в целом объекта управления.

Таким образом, нейтрализация негативного влияния факторов макро-, мезо- и микросред на конкурентно-инновационный потенциал организации определяет необходимость для менеджмента организации предпринимать комплексные организационно-экономические и научно-инновационные меры по повышению качества услуг, эффективности использования интеллектуально-трудового потенциала, функционирования системы стратегического управления, укрепления социального партнерства.

Список литературы

1. Аксютик Е. А., Кроливецкий Э. Н. Инновационное развитие отраслевых составляющих сферы услуг: монография. СПб.: Арт-Экспресс, 2014. 148 с.

2. Евменов А. Д. Повышение эффективности инновационной деятельности в сфере услуг. СПб.: Изд-во «Студия "НП-Принт"», 2012. 99 с.

3. Панарин А. А. Формирование и эффективность функционирования системы управления экономической и инновационно-инвестиционной деятельностью организаций профессионального образования: монография. СПб.: Арт-Экспресс, 2014. 160 с.

4. Кроливецкий Э. Н. Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред субъектов предпринимательской деятельности // Научный журнал Colloquium-journal. 2019. № 5 (29). С. 41-43.

5. Аксютик Е. А., Губченкова А. С., Кроливецкий Э. Н. Стратегия инновационного развития организаций здравоохранения // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of legal and economic studies. 2017. № 1. С. 104-108.

6. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 271 с.

7. Кроливецкий Э. Н., Гришков В. Ф. Функциональное назначение и целевая ориентация научно-инновационной деятельности предприятий // Петербургский экономический журнал. 2018. № 3. С. 47-52.

8. Черемисина А. А. Влияние сезонности на эффективность функционирования предприятий сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. С. 202-207.

9. Мельниченко А. М. Управление формированием и институциональным развитием инновационной среды (методология и механизм моделирования): монография. СПб.: Изд-во «Art-Xpress», 2018.

10. Евменова Н. И., Кроливецкий Э. Н. Информационное и методическое обеспечение прогнозирования экономического развития предпринимательских структур // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.