УДК 332
Азарова Валентина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета физико-математического образования, информатики и программирования Мурманского государственного гуманитарного университета azarowa.valia @yandex.ru
Громов Владислав Вячеславович
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой философии и права Мурманского государственного гуманитарного университета [email protected]
Стратегии и факторы
ВЛИЯНИЯ НА ДОЛГОСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Valentina V. Azarova
candidate of economic Sciences, docent, Dean of the faculty of physical and mathematical education, informatics and programming.
Murmansk State Humanitarian University azarowa.valia @yandex.ru
Vladislav V. Gromov
candidate of economic sciences,
Head of the Department of philosophy and law.
Murmansk State Humanitarian University [email protected]
Strategies and factors
INFLUENCING LONG-TERM DEVELOPMENT OF ECONOMIC ENTITIES
Аннотация. Статья написана на актуальную тему интегрирования экономически заинтересованных субъектов хозяйствования для использования на взаимной основе своих конкурентных преимуществ и обеспечения планируемого экономического роста, эффективности ресурсопотребления. Интегрирование и учет влияния факторов внешней и внутренней сред на деятельность субъектов хозяйствования в существенной степени направлено на рост экономических результатов, эффективное использование ресурсного потенциала. Вклад автора в тематику статьи состоит в обосновании использования стратегий организационно-экономической направленности для нейтрализации негативных влияний факторов внешней среды и достижения высоких сбалансированных с ресурсным потенциалом экономических результатов.
Ключевые слова: стратегия развития, интегрированный субъект хозяйствования, факторы влияния на развитие субъектов хозяйствования, система стратегического планирования организации сферы услуг.
Annotation. The article is written on a relevant topic of economically interested entities integration for use on a reciprocal basis of their competitive advantages and ensures the planned economic growth, efficiency of resource use. Integrating and taking into account the influence of factors of external and internal environments on the operations of the business entities substantially focused on the growth of economic results, the efficient use of resource potential. The contribution of the author in the theme is in giving the rationale for the use of strategies of organizational and economic aims to neutralize the negative influences of environmental factors and getting the high economic results balanced with the resource potential.
Keywords: development strategy, integrated economy development entity, factors influencing development of economic entities, system of strategic planning of the service organization.
Реализация стратегии интеграции государственных учреждений в соответствующем экономическом виде деятельности сферы услуг должна осуществляться не только с учетом негативных внешних факторов влияния и противостояния им ростом экономических результатов за счет синергетических эффектов и расширения конкурентных преимуществ на занимаемом сегменте рынка услуг, но и нейтрализации, нивелирования воздействия негативных внутренних факторов [3].
Организационно-экономическими факторами
внутреннего влияния на эффективность осуществления процесса оказания услуг потребите-
лям для государственного интегрированного комплекса в сфере услуг может выступать принимаемый организационно-правовой статус ин-тегранта, основанный на доминирующем бюджетном финансировании деятельности, на внебюджетном финансировании и смешанном финансировании текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития.
Чисто бюджетное финансирование государственного интегрированного образования в сфере услуг в целевом отношении направлено на экономное расходование денежных средств, рациональное использование основных фондов
309
и оборотных средств, но оно не ориентировано на рыночные условия, в основе которых - растущая конкурентоспособность оказываемых услуг, возрастание конкурентного потенциала хозяйствующего субъекта.
Деятельность интегранта сферы услуг с направленностью осуществления своей деятельности за счет внебюджетных средств должна быть основана на высоком уровне самостоятельности финансового обеспечения, децентрализации управления социально-экономическим развитием, роста репутации интегрированного субъекта хозяйствования на рынке услуг как предпринимательской структуры, положительно зарекомендовавшей себя в отношениях участников рынка услуг.
Адаптация интегрированного объединения в соответствующем виде деятельности сферы услуг к изменяющемуся влиянию факторов внешней и внутренней сред в организационно-правовом отношении должна идти от стратегии интегрирования на бюджетной основе к изменению организационно-правового статуса на социально ориентированную некоммерческую организацию, в которой осуществляется в значительной мере самофинансирование с включением разноуровневых и многоканальных финансовых средств для обеспечения текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития.
Согласованность в принимаемых комплексных мерах субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг в процессе противодействия негативным факторам в системе стратегического планирования должна определяться временем и наиболее вероятными проявлениями влияния экономических и инновационных факторов внешней среды. При этом важен учет группового влияния факторов на экономические результаты и эффективность использования ресурсов субъекта хозяйствования и в целом отраслевой составляющей сферы услуг. Поэтому мониторинг за состоянием нестабильных макро-, микросред, анализ влияния их факторов на социально-экономическое развитие локальных и отраслевых составляющих сферы услуг в системе стратегического планирования являются основой для формирования стратегии перспективного развития [2].
Вместе с этим, нормативно-правовые факторы влияния на текущее функционирование и средне-, долгосрочное развитие социально ориентированных организаций сферы услуг особенно значимы при изменениях в налоговом, патентном законодательстве. Несоблюдение антимонопольного законодательства участниками рынка услуг, в свою очередь, может существенно отражаться на изменении экономического роста, эффективности процесса оказания услуг.
Регламентация деятельности субъектов хозяйствования сферы услуг, как фактор влияния на экономические результаты и эффективность ресурсопотребления, а также на согласование предпринимаемых мер в рамках осуществляемых стратегий как технологических элементов
системы стратегического планирования при наступлении или в ожидании наиболее вероятных влияний факторов макро-, микросред, может проявляться и в регулировании финансового обеспечения государственных и муниципальных социально ориентированных организаций сферы услуг посредством изменения нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного потребителя услуг до минимально допустимых величин.
Не менее важны также согласованные в системе стратегического планирования меры противодействия влиянию негативных факторов внешней среды на деятельность субъектов хозяйствования, законодательно установленные компетенции и уровни ответственности разноуровневых органов управления субъектами хозяйствования сферы услуг, правовые гарантии для свободного функционирования и развития локальных и отраслевых составляющих сферы услуг.
Экономические негативные факторы влияния на социально-экономическое развитие субъектов хозяйствования, вида экономической деятельности сферы услуг, выявляемые в процессе мониторинга и последующего анализа изменений результативности и эффективности процесса оказания услуг, должны в системе стратегического управления своевременно учитываться и нейтрализовываться, нивелироваться и усиливаться при сложившихся положительных тенденциях влияния факторов внешней и внутренней сред.
Воздействие финансово-экономических факторов на текущую деятельность и перспективное развитие субъектов хозяйствования и в целом на отраслевую составляющую сферы услуг может проявляться посредством уровня доступности кредитных средств при высокой ставке рефинансирования, изменения курса рубля по отношению к мировым валютам. Высокая процентная ставка на предоставляемые кредиты банками существенно влияет на спрос потребителей услуг, своевременное повышение уровней инновационности технологического, процессного и продуктового характера процесса оказания услуг, на рост конкурентоспособности, конкурентного потенциала субъектов хозяйствования сферы услуг.
Наряду с функциональными (частными) стратегиями, в системе стратегического планирования обобщающая стратегия социально-экономического развития субъекта хозяйствования и в целом отраслевой составляющей сферы услуг в процессе своей реализации с учетом своевременной реакции на предстоящие изменения экономического состояния внешней среды и согласованного во времени и с объемами имеющихся ресурсов противодействия негативным факторам влияния должна содействовать достижению плановых результатов перспективного развития, эффективности использования ресурсов в условиях инфляции, изменяющейся ставки рефинансирования, колеблющегося спроса на рынках товаров и услуг, снижения темпов экономического роста народного хозяйства, изменяющейся ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, наступления негативных тенденций на рынке ценных бумаг.
310
При наступлении негативных состояний функционирования национальной экономики в системе стратегического планирования необходимы те частные (функциональные) стратегии, которые позволяют хозяйствующему субъекту сферы услуг не только сохранить целевую ориентацию на достижение максимально возможных экономических результатов и эффективности использования ресурсов, но и минимизировать влияние внешних факторов на замедление социальноэкономического развития [4]. При этом, в качестве частных стратегий необходимо использовать те, которые в наибольшей степени учитывают особенности деятельности субъекта хозяйствования сферы услуг, направленность и силу влияния факторов макросреды.
Согласованность во времени объемов применения ресурсов в составе частных стратегий противодействия негативным социо-куль^рным факторам, выражающимся в уменьшении продолжительности предстоящей жизни граждан, снижении уровня рождаемости, образовательного и культурного уровней населения, в изменении предпочтений потребителей к приобретению товаров, услуг, на наш взгляд, позволяет субъекту управления развитием учреждения сферы услуг снизить негативные воздействия на достижение планируемых социальных и экономических результатов.
Влияние внешних и внутренних инновационных факторов на достижение долгосрочных экономических, социальных и иных результатов хозяйствующего субъекта сферы услуг выражается в повышении уровня инновационности производства продукции, оказания услуг, требующие обновления и модернизации основного капитала, увеличения затрат на повышение квалификации персонала, внедрение новшеств, на повышение качества услуг, усиление и расширение состава конкурентных преимуществ на занимаемых сегментах рынка услуг.
Литература:
1. Кроливецкая В.Э. Финансовое обеспечение инновационного развития российской экономики // Вестник Российской академии естественных наук. № 4(16). 2012. С. 62-66.
2. Кроливецкий Э.Н. Формирование системы стратегического управления развитием телекоммуникационных предприятий / Э.Н. Кроливецкий, Н.А. Морщагина // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 2. С. 103-108.
3. Розова И.Н. Направления рационализации систем операционного и стратегического менеджмента промышленных предприятий. СПб. Студия «НП-Принт», 2012.
4. Сажнева Л.П. Эффективность реализации стратегии перспективного развития отраслевой составляющей сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук. № 4(16). 2012. С. 129-131.
Основными результатами анализа влияния доминирующих групп факторов на экономическую результативность и эффективность процесса оказания услуг одного из видов экономической деятельности в системе стратегического планирования выступает определение экономических и инновационных качественных и количественных параметров, характеризующих: сложившийся вид конкуренции в отраслевой составляющей сферы услуг; число участвующих в данном экономическом виде деятельности предприятий -конкурентов по оказанию услуг на том или ином сегменте рынка; капиталоемкость и средняя рыночная прибыльность хозяйствующих субъектов отраслевой составляющей сферы услуг; период времени жизненного цикла отрасли сферы услуг; уровень технологических и экономических изменений анализируемой отрасли сферы услуг; потенциальные возможности отраслевой составляющей, направленные на увеличение стоимостных и натуральных объемов оказания потребителям услуг; уровень государственного регулирования деятельности локальных и отраслевых составляющих; потенциальные возможности создания и реализации новых видов услуг и товаров; уровни изменения рисков инвестирования, предпринимательской деятельности в отраслевой составляющей сферы услуг [1].
В целом, воздействие стратегий на развитие субъектов хозяйствования и отраслевых составляющих сферы услуг, как технологических элементов системы стратегического планирования, должно быть адекватным с силой влияния негативных факторов макро-, микросред на экономические результаты и эффективность процесса оказания услуг, что позволяет достигать планируемых средне-, долгосрочных ориентиров результативности.
Literature:
1. Krolivetzkaya V.E. Financial providing of innovative development of Russian economy // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. № 4(16). 2012. P. 62-66.
2. Krolevetztkii E.N. The formation of a strategic management system by the development of the telecommunications enterprises / E.N. Krolevetztkii, N.A. Morshchagina // Journal of legal and economic studies. 2014. № 2. P. 103-108.
3. Rogova I.N. Rationalization directions of operational and strategic management systems of industrial enterprises. SPb.: Studio NP-Print, 2012.
4. Sazhneva L.P. The effectiveness of implementation of the perspective development strategy of the sectorial services component // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. № 4(16). 2012. P. 129-131.
311