Научная статья на тему 'Влияние упражнений волновой гимнастики на характер адаптационных возможностей детей-инвалидов'

Влияние упражнений волновой гимнастики на характер адаптационных возможностей детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП) / ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА (ВСР) / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / РЕГУЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА / ТРЕНАЖЕР АГАШИНА / ВОЛНОВАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Степанов Владимир Владимирович

Определение эффективности какого либо воздействия на организм индивида с отклонениями в состоянии здоровья это сложный комплексный процесс, который включает оценку многих параметров, отражающих двигательное, психическое и функциональное состояние огранизма. Интегрально эти параметры характеризуют адаптационные возможности организма. Особо важное значение, в процессе физической реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), играет вопрос о переносимости пациентами различных воздействий. Данный компонент в полной мере имеет место быть и при определении объема и интенсивности применяемых физических упражнений. Индикатором адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма является вегетативная нервная система. Целью нашего исследования явилось определение оптимальных режимов работы с тренажером Агашина в процессе физкультурно-оздоровительных занятий детей с ДЦП посредством оценки вариабельности сердечного ритма. Оценивая срочные эффекты тренировочного воздействия, было выявлено, что после выполнения упражнений волновой гимнастики у детей-инвалидов с ДЦП происходит снижение степени напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы и улучшение вегетативной регуляции если выполнять упражнения в объеме, соответствующему типу вегетативной регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Степанов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние упражнений волновой гимнастики на характер адаптационных возможностей детей-инвалидов»

Влияние упражнений волновой гимнастики на характер адаптационных возможностей детей-инвалидов

Семенова Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Степанов Владимир Владимирович,

аспирант, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, [email protected]

Определение эффективности какого либо воздействия на организм индивида с отклонениями в состоянии здоровья - это сложный комплексный процесс, который включает оценку многих параметров, отражающих двигательное, психическое и функциональное состояние огранизма. Интегрально эти параметры характеризуют адаптационные возможности организма. Особо важное значение, в процессе физической реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), играет вопрос о переносимости пациентами различных воздействий. Данный компонент в полной мере имеет место быть и при определении объема и интенсивности применяемых физических упражнений. Индикатором адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма является вегетативная нервная система. Целью нашего исследования явилось определение оптимальных режимов работы с тренажером Агашина в процессе физкультурно-оздоровительных занятий детей с ДЦП посредством оценки вариабельности сердечного ритма. Оценивая срочные эффекты тренировочного воздействия, было выявлено, что после выполнения упражнений волновой гимнастики у детей-инвалидов с ДЦП происходит снижение степени напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы и улучшение вегетативной регуляции если выполнять упражнения в объеме, соответствующему типу вегетативной регуляции.

Ключевые слова: дети с детским церебральным параличом (ДЦП), вегетативная регуляция сердечного ритма (ВСР), адаптационные возможности организма, регуляторная система, тренажер Агашина, волновая гимнастика.

Введение

Средства и методы физической культуры в системе реабилитационных мероприятий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются одним из центральных звеньев восстановительного процесса. Грамотно подобранные физические упражнения позволяют существенно расширить двигательный потенциал и, как результат, снизить процент социального иждивенчества ребенка с двигательными нарушениями (Плотников В.П., 2000, Иванова Г. Е., Поляев Б. А., Чого-вадзе А. В., 2005).

Данных о норме функциональных сдвигов проявляющихся во время выполнения упражнений различного характера, призванных определять объем и интенсивность коррекционно-развивающих воздействий, соответствие количества движений энергозатратам для детей с ДЦП не существует. Одной из причин этого фактора является системный характер такого заболевания как ДЦП. Существующие методики физической реабилитации направлены в основном на развитие двигательных возможностей без учёта функциональных возможностей организма ребёнка с НОДА.

Установлено, что «в различных клинических и возрастных группах больных ДЦП патология опорно-двигательной системы связана не только с первичным повреждением головного мозга, но и с нарушениями функционального состояния нейро-

мышечного аппарата, вегетативно-трофическими расстройствами, которые необходимо учитывать при выборе средств и методов физической реабилитации» - Н.Б. Щеколова, 2013.

Вегетативная система (ВС) является индикатором адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма и выполняет важную функцию - поддержание динамического постоянства внутренней среды (гомеостаза) в меняющихся условиях жизнедеятельности за счет индивидуального физиологического и психологического ресурса организма.

Любое двигательное действие сопряжено с деятельностью вегетативной системы. У детей с ДЦП отмечаются явления детренированности вегетативной функции, поэтому, как правило, у них наблюдаются повышенный мышечный тонус и преобладание тонических рефлексов при принятии вертикального положения. Любая, даже незначительная, физическая нагрузка вызывает у них неадекватную реакцию адаптационных систем: резко учащается ЧСС, возникают нарушения дыхания (отдышка, спазм дыхательной мускулатуры, изменение параметров дыхания), наблюдается головокружение, резкая слабость и перепады артериального давления. Данный симптоматический комплекс приводит к отказу детей с ДЦП от физической активности, что еще больше усугубляет их физическое состояние [1]. Поэтому целью нашего исследования явилось выявление оптимальных режимов работы в процессе занятий волновой гимнастикой (с тренажером Агашина) посредством оценки адаптационных возможностей детей с ДЦП.

Методика

В исследовании приняли участие 30 детей-инвалидов в возрасте 7-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), спастическая форма (параплегия, тетраплегия и гемоплегия). Исследование проводилось на базе детского реабилитационного центра «Детство».

Обследование проводили до и после занятия волновой гимнастикой с тренажером Агашина. Нами было апробировано три режима работы:

1-й режим - 10-15 сек работы и 20-25 сек отдыха.

2-й режим - 20-25 сек работы и 30 сек отдыха

3-й режим - 30 сек работы и 30 сек отдыха

Каждое упражнение выполнялось по 2 подхода.

Общее количество упражнений составило 10 упражнений (8 для верхних конечностей и 2 для нижних). Вес тренажера подбирался в зависимости от веса тела занимающегося и составил в среднем 300-500 грамм. Нами использовалась низкочастотная линейка тренажеров.

Оценка вегетативной регуляции сердечного ритма (ВСР) осуществлялась нами с использованием комплекса «Варикард 2.51» и программы «Иским-6». Анализировались относительные спектральные LF%, VLF%, ULF%) показатели ВСР. Исследования ВСР проводились в различных половозрастных группах с определением исходного функционального состояния и вегетативной реакции на физическую нагрузку с тренажером Агашина, выполняемую в различных режимах работы. Оценка показателей ВСР проводилась нами исходя из учета базового типа регуляции: -ваготонический тип АНР; 2^) - нормотонический тип АНР; 3^)- симпатикотонический тип АНР. Такое деление обосновано тем, что дети с преобладанием симпатических нервных влияний на ритм сердца и влиянием регуляторов центральных структур характеризуются сниженными адаптационными возможностями организма. В то же время, ваготоники и нормотоники также могут дать неадекватную реакцию со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем на непривычные физические воздействия.

Базовое состояние вегетативной реакции во всех группах соответствуют сниженным адаптационным возможностями. ведущий вклад в регуляцию сердечного ритма вносит симпатическая система.

Как отражено в исследованиях различных авторов, у детей с ДЦП это преобладающий тип регуляции [5]. Результаты исследований, полученных нами при оценке различных режимов выпол-

нения упражнений с тренажером Агашина, приведены нами в табл. 1.

Таблица 1

Показатели спектрального анализа ВСР у детей с ДЦП с разным типом АНР после выполнения комплекса упражнений с тренажером Агашина при различных режимах работы

Тип АНР Значения LF% VLF%

1(У) Базовое 54,2±3,3 30,8±2,7 15,8±1,9

Режим 1 40,7±2, 7 35,1±2,76 24,3±2

Д % 24%| 25%| 19%!

Режим 2 13,9±2,3 29,4±2,55 57,7±2,7

Д % 73%! 4%! 74%!

Режим 3

Д %

2(Я) Базовое 43,2±2,9 34,1±3,2 23,1±2,6

Режим 1 31,4±2,5 35,3±2,9 34,2±2,9

Д % 28%! 3%! 32%!

Режим 2 21,2±1,9 36,5±2,1 43,4±2,2

Д % 46%! 17%! 28%!

Режим 3 26,3±2,4 39,4±2,8 40,3±3 %

Д % 54%! 9%! 60%!

3ф Базовое 22,3±1,7 40,5±2,3 37,4±2,7

Режим 1 46,3±3,2 43,1±3,2 32,4±2,7

Д % 6%! 14%! 16!

Режим 2 31№±1,85 40,2±2,1 29,4±2,1

Д % 15%! 5%! 15%!

Режим 3 21,1±1,6 40,3±2,35 38,2±2,3

Д % 5 %! 1,2%! 3%!

В ответ на физическую нагрузку выполняемую в 1 режиме работы, дети с ДЦП, разделенные на 3 группы по состоянию АНР показали: у детей с у детей с ваготоническим типом АНР снижение тонуса парасимпатической части ВНС на 24%, увеличение тонуса вазо-маторнного центра на 25%, увеличения центральных влияний на регуляцию VLF на 19%; у детей с нормотоническим типом АНР реакция происходит активизация тонуса симпатической части ВНС ^ на 3%, VLF на 32%); у детей с симпатическим типом АНР выявлена активизация тонуса парасимпатической части

ВНС (HF на 6%), активизация тонуса вазома-торного центра ^ на 14%), снижение уровня центральных воздействий (VLF на 16%),

В ответ на физическую нагрузку, выполняемую в 3 режиме работы дети с ДЦП, разделенные на 2 группы по состоянию АНР показали: у детей с нормотоническим типом АНР значительное увеличение тонуса симпатической части ВНС, причем за счет значительного увеличения центральных влияний на регуляцию ^ на 3%,VLF на 60%), при уменьшении HF (на 54%); у детей с симпатическим типом АНР выявлено снижение тонуса парасимпатической части ВНС (HF на 5%), снижение тонуса вазоматорного центра ^ на 1,2%), повышение уровня центральных воздействий (VLF на 3%). Детям с ваготоническим типом реакции упражнения этой группы не предлагались, потому что уже предыдущий режим привел к напряжению механизмов адаптации, тогда как в первом режиме работы они дали

В ответ на физическую нагрузку во втором режиме работы, дети с ДЦП, разделенные на 3 группы по состоянию АНР показали: дети с ваготоническим типом АНР значительное увеличение тонуса симпатической части ВНС, причем за счет выраженного увеличения центральных влияний на регуляцию (VLF на 74%); у детей с нормотоническим типом АНР снижение тонуса парасимпатической части ВНС на 46%, увеличение тонуса вазоматорн-ного центра на 17% , увеличения центральных влияний на регуляцию VLF на 28%; у детей с симпатическим типом АНР выявлена активизация тонуса парасимпатической части ВНС HF на 15%, тонуса вазоматорного центра без изменений, снижение уровня центральных воздействий VLF на 15%,

Дети, у которых нормотонический базовый тип реагирования показывают выраженную симпатическую реакцию, а дети с врожденным симпатическим статусом реагирования на физическое воздействие показывают умеренную и невысокую мобилизационную ак-

00 ^

0

сч

сч

01

тивность системы кровообращения на движения этого типа. Это можно интерпретировать как не ярко выраженную реакцию напряжения адаптационных механизмов, что свидетельствует об истощении резервных возможностей и срыву адаптационных механизмов регулирования.

Выводы

Анализ полученных результатов позволил нам определиться с выбором оптимального режима выполнения упражнений с тренажером Агашина для детей с различным состоянием вегетативной регуляции. Оптимальным режимом работы с тренажером на начальных этапах для лиц с нормотоническим и вагото-ническим типами регуляции является 20-25 сек работы - 30 сек отдыха. Для лиц с симпатическим типом вегетативной регуляции адекватным является режим выполнения упражнений 15 сек работы - 30 сек отдыха.

Подобранный режим выполнения упражнений не является стрессовым воздействием и не предъявляет системам адаптации чрезмерных требований.

Индивидуальный подбор адекватной нагрузки не вызывает негативного влияния на организм ребенка-инвалида. Таким образом, правильно подобранная, адекватная физическая нагрузка приводит к согласованию функций мышечной и вегетативной систем, что позволяет адаптировать организм в целом к предъявляемым нагрузкам. Литература

1. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация с нарушением опорно-двигательного аппарата.-Москва.- Советский спорт. - 2010.- 224 с.

2. Кожевникова, В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - Смоленск: Смол. Обл. типография, 2005. - 240с.

3. Семёнов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам матема тического анализа вариабельности сердечного ритма / Вариабельность сердечного ритма. - Ижевск, 1996. - С. 160-162.

4. Шарова, Т. Л. Влияние физических упражнений, используемых при реабилитации, на статокинетическую устойчивость детей с двигательными нарушениями / Т. Л. Шарова, Н. А. Гросс, И. Ю. Беркутова, Н. Л. Макеева // Вестник спортивной науки. - М: Советский спорт, 2013. - т. №: 3. - С. 52-54.

5. Щеколова, Н. Б. Динамика церебральных нарушений при сочетанных и множественных повреждениях: автореферат дис. ... доктора медицинских наук : 14.00.22, 14.00.13

/ Перм. гос. мед. акад..- Пермь, 2013.- 40 с.

6. Скубенич М.В., Карасёва Т.В. Комплексное сопровождение лиц, занимающихся адаптивной физической культурой // Инновации и инвестиции. 2014. №2. с.135-137

Influence of exercises of wave gymnastics on character

of adaptation opportunities of disabled children Semyonova S.A., Stepanov V.V.

Moscow city pedagogical university

Determination of the effectiveness of any impact on the body of an individual with disabilities in a state of health is a complex process that involves the evaluation of many parameters that reflect the motor, mental and functional state of ogranizma. Integrally, these parameters characterize the adaptive capabilities of the body. Particularly important in the process of physical rehabilitation of children with a diagnosis of cerebral palsy (CP), plays a question about the tolerability of the patients of different influences. This feature fully is the place to be and the determination of the volume and intensity of the applied physical exercises. The indicator of adaptive-adaptive activity of the whole organism is the autonomic nervous system. The aim of our study was to determine the optimal modes of operation with the simulator agash-ina in the process of sports and recreational activities of children with cerebral palsy by assessing heart rate variability. Assessing the urgent effects of the training effects, it was found that after performing exercises of wave gymnastics in children with disabilities with cerebral palsy there is a decrease in the degree of tension of the mechanisms of adaptation of the cardiovascular system and improvement of vegetative regulation if you perform exercises in the amount corresponding to the type of vegetative regulation.

Key words: children with cerebral palsy (CP), vegetative regulation of heart rate (HRV), adaptive capacity of the organism, regulatory system, simulator agashina, wave gymnastics.

References

1. Gross, N.. Physical rehabilitation with disorders of the musculo-skeletal system.- Moscow.- Soviet sport. -2010.- 224 p.

2. Kozhevnikova, V. T. Modern technologies in complex physical rehabilitation of patients with cerebral palsy. Smolensk: Resin. Obl. printing house, 2005. - 240C.

3. Semenov Yu. N., Baevsky RM Hardware and software complex "VARICARD" to assess the functional state of the organism on the basis of the results of mathematical analysis of heart rate variability / heart rate Variability. -Izhevsk, 1996. - S. 160-162.

4. Sharova, T. L. the Influence of physical exercises used in

rehabilitation, statokinetic stability of children with motor disorders/T. L. Sharova, N. A. Gross, I. Y. Berkutova, N. Makeeva L. // Bulletin of sports science. - M: Soviet sport, 2013.vol no:3.- Pages 52-54.

5. Sokolova, N. B. Dynamics of cerebral disorders in com-

bined and multiple injuries: the author's abstract dis. ... doctors of medical Sciences: 14.00.22, 14.00.13 / Perm. state honey. Acad..- Perm, 2013.- 40 p.

6. Skubenich M.V., Karaseva T.V. Comprehensive support for people involved in adaptive physical education // Innovations and Investments. 2014. No2. p.135-137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.