удк 612.171+613.865
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПЕРИОДЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
© 2008 г. С. М. Черепанов, *А. П. Спицин
Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области,
*Кировская государственная медицинская академия, г. Киров
Содержание и характер изменений в функциональном состоянии организма студентов продолжает оставаться одной из актуальных физиологических проблем [1, 4, 9, 13—15]. Учебная работа студентов имеет свою специфику, связанную с профилем вуза и формой обучения. В большинстве опубликованных работ в качестве объекта исследования выступали студенты очной формы обучения, общая учебная нагрузка у которых в течение семестра может доходить до 12 часов в сутки, а во время сессий — до 15—16 часов [2, 4, 6, 7, 10, 13, 16]. Еще большие интеллектуальные и функциональные нагрузки в сочетании с психоэмоциональным напряжением в сессионные периоды испытывают студенты вузов заочной формы сокращенного (ускоренного) срока обучения (3,5— 4 года), поскольку учебный процесс предполагает одновременно усвоение ими значительных объемов новой информации (9—14 дисциплин) и аттестацию (зачеты, экзамены, контрольные работы) по дисциплинам прошлого семестра. Система профессиональной подготовки молодых людей без должного педагогического и медицинского обоснования приводит к неадекватному увеличению нагрузок на организм студентов, их быстрому утомлению, переутомлению и нарушению здоровья в доклинических формах [1, 11, 19].
Непременным условием планируемой эффективности образовательного процесса может стать формирование банка данных об индивидуальной динамике состояния основных систем организма, диапазоне вариабельности адаптационных реакций на фоне меняющихся условий природной, социальной и образовательной среды в конкретном регионе, административной территории.
При исследовании адаптивных изменений у студентов важным аспектом является выявление роли и соотношения физиологических и психологических механизмов поддержания гомеостаза организма, что на соматическом уровне обеспечивается изменением состояния центральных регулирующих механизмов и вегетативной нервной системы [3, 10, 14, 19].
в качестве индикатора мониторинга адаптации студентов к учебному процессу используются показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, потому что именно она отражает количественную сторону возможностей организма, выполняет интегративную роль в функционировании организма и первой отвечает на изменения компонентов среды [3, 17, 18].
Цель исследования — оценить функциональное состояние организма студенток заочной формы обучения в экзаменационные периоды.
Материалы и методы исследования
в исследовании принимали участие 223 студентки заочной и очной форм обучения по специальности «Психология» Кировского филиала Москов-
Экзаменационная сессия в вузе является одним из вариантов стрессовой ситуации, вызывающей значительные изменения эмоционального и физиологического состояния организма студенток. Степень напряжения функционирования сердечно-сосудистой системы организма студенток во время сессии зависит от формы обучения и этапа учебного процесса. По показателям центральной гемодинамики наибольшие нагрузки испытывают студентки заочной формы сокращенного срока обучения в сравнении со студентками очного отделения.
Ключевые слова: экзамен, студентки, форма обучения, сердечнососудистая система.
ского гуманитарно-экономического института. Средний возраст — (22,99 ± 0,24) года. Исследования проводили в первой половине дня (с 9 до 11 часов) первого и последнего дня сессии, которая принималась как типичная модель стресса, сопровождающегося комплексом психофизиологических изменений в организме.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали путем анализа показателей артериального давления — систолического (АДС) и диастолического (АДД), а также частоты сердечных сокращений (ЧСС) с расчетом параметров центральной гемодинамики и индексов оценки вегетативного тонуса. Рассчитывали гемодинамические показатели: пульсовое давление (ПД), среднее динамическое давление (СДД), двойное произведение (ДП), ударный объем сердца (УО) по формуле Старра, минутный объем кровообращения (МОК), общее периферическое сопротивление (ОПС), интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК), индекс тонуса сосудов (ИТС), индекс работы сердца (ИРС), коэффициент выносливости (КВ), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), адаптационный потенциал (АП), вегетативный индекс Кердо (ВИК). Оценку толерантности к гипоксии проводили по результатам пробы Штанге и пробы Генча [2].
Ввиду того что психоэмоциональное напряжение вызывается в большей степени отношением студенток к ситуации, чем объективными факторами, при анализе адаптивных изменений использовали субъективную оценку самочувствия, активности, настроения (САН), состояния реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ), используя тест Ч. Спилбергера. Депрессивные состояния выявляли по опроснику Зунге. Используя методику «Личностная агрессивность и конфликтность», выявляли склонность студенток к конфликтности и агрессивности. Психоэмоциональное напряжение определяли по опроснику «Ваше самочувствие», используя четыре методики: самооценка здоровья, шкала психосоциального стресса Л. Ридера, шкала удовлетворенности жизнью в целом, шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей. Определяли мотивацию учебной деятельности по методике «Мотивация обучения в вузе».
Статистическую обработку данных проводили по программам «Microsoft Excel 2000» [8]. Достоверность различий показателей оценивали с помощью t-критерия Стьюдента при 95 % уровне значимости. Вычисляли средние арифметические величины (М), среднеквадратическое отклонение (s), среднюю ошибку среднего арифметического (m). Результаты приведены в виде M ± m.
Результаты и обсуждение
Выявлены изменения показателей сердечнососудистой системы и психического состояния в сессионные периоды у студенток заочной формы сокращенного срока обучения и очной формы обучения. Наибольшее напряжение работы сердечно-сосудистой системы у учащихся заочной формы отмечено на 1, 2 и 6-й сессиях относительно фоновых значений установочной
сессии. На 1-й сессии достоверно выше были ЧСС на
7,8 %, АДС на 6,5 %, АДД на 6,8 %, СДД на 6,7 %, ДП на 15,2 %, КЭК на 12,1 %, АП на 71,5 % (р < 0,05). Аналогичные результаты были и на 2-й сессии, что уместно связать с эмоциональными реакциями на новые обстоятельства учебной деятельности в вузе и определением своего положения в новой социальной группе. На 3-й сессии отмечено достоверное снижение величины перечисленных показателей до уровня значений установочной сессии (р < 0,05).
При этом на установочной сессии напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы по величине адаптационного потенциала отмечалось у 14,0 %, а на 1-й и 2-й сессиях — у 65,9 % студенток (р < 0,05). У большей части обследованных на напряжение механизмов адаптации указывало и преобладание симпатического тонуса автономной нервной системы: на 1-й сессии — 65,9 %, на 2-й — 61,0 %. На установочной и на 3-й сессиях доля симпатотоников составляла
58,5 %. Отклонения показателей функционального состояния на 1-й и 2-й сессиях относительно установочной, вероятно, свидетельствуют о том, что период острой адаптации у студенток заочной формы сокращенного срока обучения приходится на первые две сессии, что согласуется с данными по адаптации студентов очного отделения [5, 9, 16].
У части студенток отмечалась тахикардия (чСС свыше 90 уд./мин): на установочной сессии — 4,9 %,
1-й — 17,1 %, 2-й — 24,4 %, 3-й — 7,3 %. Величина ДП, рассматриваемая как показатель потребности миокарда в кислороде, была выше нормы: на установочной сессии у 26,8 % студенток, на 1-й — у 63,4 %, на 2-й
— у 56,1 %, на 3-й — у 26,8 % и свидетельствовала о неэкономичности работы сердечно-сосудистой системы у этой части студенток.
На установочной сессии только у 26,8 % студенток интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов был ниже 0,5 усл. ед., что указывает на дисрегуляцию сосудистого тонуса. На 1-й сессии отмечено увеличение до 46,3 % доли студенток с ИПУССК ниже 0,5 усл. ед.
Динамике изменения показателей функционирования сердечно-сосудистой системы соответствовали изменения уровня реактивной тревожности. На 1 -й сессии в сравнении с установочной увеличилась доля студенток, имеющих высокий уровень РТ, с 2,4 до 7,3 %, а на 3-й
— сократилась до 2,4 %. На 1-й сессии относительно установочной отмечено также снижение на 14,7 % показателя субъективной оценки самочувствия.
Высокое психоэмоциональное напряжение сочеталось с изменениями вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Больше всего обследованных с доминированием симпатического отдела вегетативной нервной системы было отмечено на 1-й (65,9 %) и 2-й (61,0 %) сессиях. На установочной и 3-й сессии доля симпатотоников составляла 58,5 %. Высокий уровень функционирования симпатического отдела вегетативной нервной системы указывал на напряжение механизмов адаптации [14].
Полученные нами результаты подтверждают выводы многих авторов о том, что первые экзаменационные сессии сопровождаются комплексом значительных психофизиологических изменений в организме студентов [2, 12, 14].
На 3-й сессии относительно 1 -й у студенток заочной формы обучения выявлено снижение показателей центральной гемодинамики: ЧСС — на 8,4 %, АДС — на 5,3 %, АДД - на 3,1 %, ПД - на 8,8 %, ДП - на
13.6 %, МОК — на 10,7 %, АП — на 40,2 % и повышение показателя субъективной оценки самочувствия на 17,7 % (р < 0,05).
На последующем этапе обучения (4-я и 5-я сессии) наметилась тенденция к стабилизации центральной гемодинамики на уровне 3-й сессии. Вероятно, к этому времени достигается социальная адаптация к учебному процессу и адаптация сердечно-сосудистой системы к повторяющемуся психоэмоциональному напряжению во время сессии. Это подтверждается и долей студенток, имеющих напряжение механизмов адаптации на этих этапах обучения: на 3-й сессии — 53,2 %, на 4-й и 5-й — по 51,6 %.
На завершающем этапе обучения (6-я сессия) отмечено повышение ЧСС на 11,0 %, АДД — на 7,9 %, СДД — на 5,2 %, ДП — на 13,6 %, АП — на 11,5 % относительно установочной сессии и увеличение доли студенток, имеющих напряжение механизмов адаптации, до 59,7 %, что, вероятно, связано с увеличением объема учебной нагрузки в этот период (преддипломная практика, разработка дипломного проекта и подготовка к итоговой аттестации). На 6-й сессии часть студенток, имеющих высокий уровень рТ, увеличилась до 7,3 % относительно 5-й (3,0 %).
Сравнение центральной гемодинамики у студенток очной формы обучения по сессиям показало, что наибольшее напряжение функционирования сердечнососудистой системы отмечается во время первого года обучения, что согласуется с данными других авторов [5, 9]. На 4-й сессии в сравнении с 1-й отмечено снижение ЧСС на 12,3 %, ДП на 12,5 %, МОК на
14,8 %, КЭК на 14,4 % и повышение ОПС сосудов (1 370,87 ± 54,26) против (1 166,01 ± 50,56) дин^ с*см-5, ИРС — (0,97 ± 0,04) против (0,87 ± 0,03) усл. ед. (р < 0,05). На 1-й и 2-й сессиях у 34,8 % студенток ИПУССК свидетельствовал о дисрегуляции сосудистого тонуса. На 4-й сессии доля учащихся, имеющих ИПУССК менее 0,5 усл. ед., сократилась до 13 %. Адаптационный потенциал на 1-й сессии указывал на имеющееся напряжение механизмов адаптации у
21.7 %, отсутствие — у 78,3 % обследованных, а на
2-й сессии — у 26,1 и 73,9 % соответственно. На 4-й сессии часть студенток, имеющих напряжение механизмов адаптации, снизилась до 8,7 %.
Наименьшее напряжение деятельности сердечнососудистой системы отмечено на 6-й сессии относительно 1-й и 2-й: ЧСС снизилась на 12 %, АДС — на 5,2 %, ПД — на 17,1 %, ДП на — 16,6 %, УО — на
10,5 %, МОК — на 21,9 %, ИТС — на 19,7 % (р <
0,05). При этом доля студенток, имеющих МОК выше нормы, на 6-й сессии была наименьшей — 10,3 % (на 1-й - 44,8 %).
На 2-й сессии результаты пробы Штанге были ниже нормы (< 39 с) у 51,7 %, а на 6-й — у 31 % студенток, пробы Генча (< 34 с) — у 86,2 и 65,5 % соответственно, что косвенно указывает на снижение мощности кардиореспираторной системы организма студенток на первых сессиях.
Диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, у студенток показала, что на 1-й сессии 8,6 %, на 2-й 4,3 % студенток находились в состоянии легкой депрессии ситуативного генеза. На 6-й сессии выявлено отсутствие депрессии. Уровень РТ на 1-й и 2-й сессиях был выше значений этого показателя 5-й и 6-й сессий (р < 0,05).
Полученные данные подтверждают выводы о том, что у студентов очного отделения к концу третьего года обучения завершается процесс адаптации к нагрузкам, связанным с учебным процессом [16].
Значения индекса Кердо указывали на преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы у (73,8 ± 6,24) %, а парасимпатического — у (10,8 ± 2,18) % учащихся очной формы обучения на протяжении всего периода обследования. При этом выявлено снижение (с 91,3 до 51,7 %) доли студенток с доминированием симпатического отдела и увеличение (с 6,9 до 20,7 %) доли студенток с доминированием парасимпатического отдела.
оценка психоэмоционального состояния студенток очного отделения показала, что от 3-й до 6-й сессии наблюдается стабилизация их позитивного эмоционального состояния: снижение реактивной тревожности, отсутствие депрессивных состояний, высокая субъективная самооценка здоровья, удовлетворенность жизнью в целом и удовлетворенность основных жизненных потребностей. На это указывал и средний балл успеваемости: на 6-й сессии (4,72 ± 0,07) балла, на 1-й — (3,84 ± 0,13) балла, на 2-й — (3,92 ±
0,13) балла (р < 0,05).
Сравнительный анализ функционального состояния во время сессии у студенток заочной и очной форм обучения показал, что у студенток заочной формы сокращенного срока обучения было выше: АДС, АДД, СДД, ОПС, АП и ниже: УО, МОК, ИТС, ИРС (табл. 1), частота дыхания (р < 0,05). Напряжение механизмов адаптации отмечалось у 65,9 % обучающихся на заочном отделении и у 21,7 % на очном. Доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы имели 65,9 % студенток заочной формы и 87 % очной, парасимпатического отдела соответственно — 19,9 и 8,7 %. Большее напряжение работы сердечнососудистой системы у студенток заочной формы сокращенного срока обучения объясняется объемом учебной нагрузки в сессионный период, совмещением аттестации и изучения новых дисциплин, а также дефицитом времени на подготовку к зачетам и экзаменам. За время каждой сессии они сдавали в среднем по 8 зачетов и
Таблица 1
Сравнительные показатели центральной гемодинамики у студенток заочной и очной форм обучения на 5-й сессии (середина срока обучения) (М ± т)
Показатель Очная форма (n=29) Заочная форма (n=135)
ЧСС, уд./мин 82,28±2,45 79,64±0,90
АДС, мм рт. ст. 110,55±1,95 115,3±0,84*
АДД, мм рт. ст. 66,52±1,34 72,46±0,64°
ПД, мм рт. ст. 44,03±1,70 42,88±0,58
СДД, мм рт. ст. 81,20±1,34 86,76±0,66°
ДП, усл. ед. 91,12±3,25 92,16±1,37
УО, мл 64,93±1,33 56,96±0,56°
МОК, мл/мин 5320,9±172,02 4523,2±61,81°
ОПС, дин-с-см'5 1256,7±45,82 1585,2±27,63°
ИТС, усл. ед. 0,67±0,03 0,60±0,01*
ИРС, усл. ед. 0,81±0,04 0,73±0,01*
ИПУССК, усл. ед. 0,57±0,05 0,45±0,01*
КЭК, усл. ед. 36,13±1,65 34,19±0,61
КВ, усл.ед. 19,44±0,92 19,26±0,42
ВИК, усл. ед. 17,34±2,67 7,57±1,14°
АП, баллы 2,01±0,05 2,23±0,03°
Примечание. Показано различие параметров относительно значений очной формы обучения: * — с уровнем достоверности р < 0,05; ° - с уровнем достоверности р < 0,001.
6 экзаменов и слушали лекционный материал новых дисциплин в таком же количестве. Студентки очного отделения сдавали по 7 зачетов и 4 экзамена.
Уровень реактивной тревожности на 1-й и 2-й сессиях оказался достоверно выше у обучающихся на очном отделении, что можно объяснить их эмоциональным напряжением, связанным с неопределенностью предстоящей малоизвестной процедуры экзамена в вузе. В отличие от них, студенткам заочной формы сокращенного срока обучения ситуация экзамена хорошо известна, поскольку они неоднократно испытывали психоэмоциональное напряжение, связанное с аттестацией, потому что получают второе высшее образование либо высшее образование на базе имеющегося среднего специального образования. в группах заочного отделения преобладали обучающиеся, имеющие низкий уровень РТ, а в группах очного отделения — средний. Среди студенток заочной формы обучения большинство имели средний уровень ЛТ, а очной — высокий (50,3 %).
Уровень агрессивности и конфликтности у обследованных всех групп, вне зависимости от формы и года обучения, был значительно ниже максимально возможного, что, вероятно, объясняется наличием у студенток психологического факультета личностных качеств, необходимых в работе психолога (табл. 2).
Определение мотивации обучения показало, что студентки как заочной, так и очной форм обучения более мотивированы на получение диплома и менее — на приобретение знаний и овладение профессией. При этом у студенток заочной формы уровень мотивации на получение знаний оказался выше уровня мотивации на овладение профессией, а у студенток очного отделения уровень мотивации на получение знаний и овладение профессией имеет одинаковую величину (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные показатели психоэмоционального состояния у студенток заочной и очной форм обучения на 5-й сессии (середина срока обучения) (М ± т)
Показатель, баллы Очная форма (n=29) Заочная форма (n=135)
Реактивная тревожность 31,60±2,31 31,13±0,75
Личностная тревожность 44,84±1,47 44,64±0,66
Депрессия 42,70±1,33 37,19±0,60°
Самочувствие 4,91±0,20 5,04±0,14
Активность 4,64±0,19 4,84±0,12
Настроение 5,31±0,19 5,31±0,12
Мотивация
получение знаний 6,34±0,61 8,17±0,30*
овладение профессией 5,22±0,40 5,95±0,26
получение диплома 7,11±0,48 6,59±0,24
Агрессивность
позитивная (max 30) 10,96±1,14 9,20±0,47
негативная (max 10) 3,87±0,37 3,13±0,17
конфликтность (max 33) 17,22±1,12 15,59±0,50
Примечание. Показано различие параметров относительно значений очной формы обучения: * — с уровнем достоверности р < 0,01; ° - с уровнем достоверности р < 0,001.
Выводы
1. Экзаменационный эмоциональный стресс оказывает существенное влияние на функциональное состояние организма студенток заочной формы обучения, что проявляется изменением симпато-вагусного баланса в регуляции сердечного ритма, центральной гемодинамики, уровня реактивной и личностной тревожности.
2. Студентки заочной формы сокращенного срока обучения испытывают большее эмоциональное напряжение во время сессии по сравнению со студентками очного отделения.
3. Значительная часть студенток заочной формы обучения реагирует на стресс большей активацией симпатической нервной системы, что выражается в высоких значениях частоты сердечных сокращений, артериального давления, общего периферического сосудистого сопротивления.
4. Установлено, что у студенток заочной формы сокращенного срока обучения наиболее выраженные изменения сердечного ритма, центральной гемодинамики (повышение артериального давления, увеличение общего периферического сопротивления, снижение адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы), уровня реактивной и личностной тревожности наблюдаются на 1, 2 и 6-й сессиях.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов / под ред. Н. А. Агаджаняна. — М. : Изд-во РУДН, 1997. — 199 с.
2. АгаджанянН. А. Физиология человека / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. — М. : Медицинская книга ; Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2003. — 528 с.
3. Артеменков А. А. Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам /
А. А. Артеменков // Гигиена и санитария. — 2007. — № 1. — С. 62—63.
4. Бадиков В. И. Прогнозирование степени экзаменационного стресса по результатам тестирования студентов и их ЭЭГ / В. И. Бадиков, Е. А. Умрюхин, И. И. Коробейникова, Л. П. Руднева, М. В. Страхова // Физиологические основы здоровья студентов : труды МНС по экспериментальной и прикладной физиологии / под ред. К. В. Судакова. — М. : НИИНФ им. П. К. Анохина РАМН. - 2001. - Т. 10. -С. 306.
5. Брагина К. Р. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения / К. Р Брагина // Вісник Вінницького державного медичного університету. — 2003. — Т. 7. Вип. 2/2. — С. 849-851.
6. Бусловская Л. К. Здоровье и адаптация студентов-первокурсников университета / Л. К. Бусловская, Ю. П. Рыжкова // Эколого-физиологические проблемы адаптации : материалы XII международного симпозиума. - М., 2007.
- С. 84-86.
7. Двоеносов В. Г. Система организации профилактики и формирования здорового образа жизни в вузе / В. Г Двоеносов, М. М. Гарифуллина, В. М. Шадрин, В. В. Костюшко // Научно-практическая конференция «Наркомания и общество: пути решения проблемы». - Казань, 2003. - С. 28-30.
8. Зайцев В. М. Прикладная медицинская статистика / В. М. зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. -СПб. : Фолиант, 2003. - 432 с.
9. Лысакова Т. Н. Частота пульса как мобильный показатель физиологической адаптации к условиям обучения / Т. Н. Лысакова // Вестник молодых ученых. Физиология и медицина. - СПб., 2005. - С. 145.
10. Минасян С. М. Изменение количества оксида азота в слюне студентов в экзаменационный период / С. М. Минасян,
Э. С. Геворкян, А. В. Даян, К. М. Амбрацумян // Гигиена и санитария. - 2007. - № 4. - С. 80.
11. Самохвалов В. Г. Динамика психологической и физиологической адаптации студентов к учебным нагрузкам // Физиологические основы здоровья студентов : труды МНС по экспериментальной и прикладной физиологии /
B. Г. Самохвалов, А. В. Самохвалов / под ред. К. В. Судакова. - М. : НИИНФ им. П. К. Анохина РАМН, 2001. -Т. 10. - С. 84-106.
12. Сапёрова Е. В. Особенности функционирования системы кардиорегуляции в период экзаменационной сессии / Е. В. Сапёрова, И. Н. Ягудина, В. Н. Кольцова // Физиология человека и животных: от эксперимента к клинической практике : материалы V молодежной научной конференции Института физиологии Коми НЦ УрО РАН. - Сыктывкар, 2006. - С. 174.
13. Сорокина М. А. Особенности адаптации студентов к профессиональным программам обучения / М. А. Сорокина // Эколого-физиологические проблемы адаптации : материалы XII международного симпозиума. - М., 2007. -
C. 411-412.
14. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе / Ю. В. Щербатых // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 5. -С. 151-152.
15. Юматов Е. А. Проблема экзаменационного эмоционального стресса у студентов I Е. А. Юматов II Физиологические основы здоровья студентов : труды МНС по экспериментальной и прикладной физиологии I под ред. К. В. Судакова. — М. : НИИНФ им. П. К. Анохина РАМН, 2001. — Т. 10. — С. 17—48.
16. Яворовская Л. Н. Проблема адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в вузе I Л. Н. Яворовская II Всеукраніська науково-практична конференція «Актуальні проблеми безперервноі освіти» : тези доповідей. — Харків, 2003. — С. 106—107.
17. Hjortskov N. The effect of mental stress on heart rate variability and blood pressure during computer work I N. Hjortskov, D. Rissen, A. Blangsted et al. II Eur. J. Appl. Physiol. — 2004. —Vol. 92, N 1—2. — P. 84.
18. Kelsey R. Cardiovascular reactivity and adaptation to recurrent psychological stress: replication and extension I R. Kelsey, K. Soderlund, C. Arthur II Psychophysiology. — 2004.
— Vol. 41, N 6. — P 924.
19. Schwartz A. R. Toward a causal model of cardiovascular responses to stress and the development of cardiovascular disease I A. R. Schwartz, W Gerin, K. W Davidson et al. II Psychosom. Med. — 2003. — Vol. 65. — P. 22—35.
THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY DURING THE EXAMINATION PERIODS ON FUNCTIONAL STATE OF ORGANISM OF WOMEN STUDENTS OF TUITION BY CORRESPONDENCE
S. M. Cherepanov, *A. P. Spicin
The office of the Federal Service of bailiffs on the Kirov region,
*Kirov State Medical Academy, Kirov
The examination session in academy it one of the stressing situation which contribute significant changes in emotional and physiological functions in students organisms. The degree of effort of functioning of cardio-vascular system of women students organism during the session depends on the forms of teaching and the stage of educational process. The indicators of heart system functioning show that the student of out of sight education form apprehended most ladings in the beginning of session or in attestation period in comparing with students of day education form.
Key words: examination, students, form of teaching, cardiovascular system.
Контактная информация:
Черепанов Сергей Михайлович — начальник учебнометодического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, соискатель кафедры патофизиологии Кировской государственной медицинской академии
Адрес: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 17
Тел. (8332) 44-35-09
Статья поступила 15.07.2008 г.