социологические Горбачева Наталья Борисовна
науки ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ...
УДК 316.3:316.6
ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА
© 2017
Горбачева Наталья Борисовна, специалист по методической работе, старший преподаватель кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская 14, e-mail: gnb0906@mail.ru)
Аннотация. Всемирная глобализация задает новый темп для ускорения социальных изменений современного общества. В первую очередь это отражается на семье в рамках социально-культурной преемственности поколений. Накопленный в советское время социальный опыт, сегодня просто отсутствует. В виду того, что связь между поколениями в какой-то мере сегодня оборвалась, молодому поколению приходится самостоятельно его создавать и осваивать или принимать в качестве своеобразного социального образца. Процесс социализации человека представляет собой усвоение культурных норм ценностей и освоение социальных ролей на протяжении всей своей жизни, а также это единство деятельности и самодеятельности, практики и сознания, решающих задачи целенаправленного становления и развития молодежи. Формирование современного человека связано с некоторыми факторами сегодняшних социальных условий, а именно с ростом благосостояния и социальных инноваций нашего общества. Однако повышение уровня и качества жизни не только облегчает процесс воспитания, но и делает его более сложным и трудоемким. Особенности положения молодежи в период трансформации российского общества ученые исследуют через взаимоотношения с трудом, с политикой, с образованием, с государством. Для выявления целей, планов, интересов и характерных качеств современной молодежи кафедрой «Социология» Тольяттинского госуниверситета был проведен анализ эссе первокурсников-социологов на тему «Мои будущие достижения по окончании ВУЗа».
Ключевые слова: социализация, образование, социальный институт, молодежь, семья, воспитание, поколение, современный, Россия, ценность, студент, планы, трансформация, экономика, политика, карьера, общество, профессиональный навык, эссе, спорт, научная деятельность, личность.
EFFECT OF THE TRANSFORMATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE SOCIALIZATION OF TODAY'S YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM IN THE SAMARA REGION
© 2017
Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department, teacher «Sociology»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: gnb0906@mail.ru)
Abstract. The worldwide globalization sets a new pace for the acceleration of social change in modern society. First and foremost, this is reflected in the family in the socio-cultural continuity of generations. Accumulated in the Soviet time social experience, there is simply missing. In view of the fact that the relationship between generations in some way today ended, the younger generation have to create it and to learn or to accept as a kind of social pattern. The process of socialization of man is the absorption of cultural norms, values and the development of social roles throughout their life and that unity of activities and performances, practices and consciousness to solve the problems of purposeful formation and development of youth. The formation of modern man is connected with some factors to today's social conditions, namely the growth of welfare and social innovation in our society. However, increasing the level and quality of life not only facilitates the process of education, but also makes it more difficult and time consuming. Especially the situation of young people in the period of transformation of the Russian society, scientists are exploring through relationships with labor, with politics, with education, with the state. To identify goals, plans, interests, and characteristic qualities of modern youth, Department "Sociology" of Togliatti state University was the analysis of the essays of first year students of sociology on the theme of "My future success after graduation".
Keywords: socialization, education, social institution, youth, family, education, generation, modern, Russia, value, student, plans, transformation, Economics, politics, career, society, professional skill, essays, sports, research activities, personality.
Современный мир полон непостоянств в таких сферах как политика, экономика, которые так или иначе отражаются на социальной жизни. Перманентные нестабильность и кризисы в нашей стране влекут глобальный процесс трансформации российского сознания и интеллекта. Особенно это отразилось на таких сферах как образование, воспитание, культура, что привело к упадку морального облика не только отдельных категорий граждан, но и всей страны.
Всемирная глобализация затрагивает не только экономические стороны жизни. Современный человек не может проигнорировать новые правила и установки, находясь в непрерывной гонке за новыми технологиями, автоматизацией и компьютеризацией, технологиями, новыми формами коммуникации, генной инженерии, освоения космоса и многим другим. Темп социальных изменений современного общества ускоряется. В первую очередь это отражается на семье в рамках социально-культурной преемственности поколений. Накопленный в советское время социальный опыт, сегодня просто отсутствует. В виду того, что связь между поколениями в какой-то мере сегодня оборвалась, молодому поколению
приходится самостоятельно его создавать и осваивать или принимать в качестве своеобразного социального образца.
Процесс социализации человека представляет собой усвоение культурных норм ценностей и освоение социальных ролей на протяжении всей своей жизни, а также это единство деятельности и самодеятельности, практики и сознания, решающих задачи целенаправленного становления и развития молодежи.
Теорию социализации первым создал известный французский социолог и социальный психолог XIX века Г. Тард. Он отмечал: "Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм" [1], т.е. индивид, подражая существующим общественным и групповым нормам и ценностям, социализируется, приспосабливается к условиям жизни.
Различные аспекты социализации изучаются психологией, социологией, социальной психологией, историей, педагогикой, этнографией и философией. Среди известных ученых хочется назвать такие имена, как И. Толмэн, Э. Маккоби, М. Хайдеггер, К. Маркс, И. Кон, П. Бергер, Ф.Р. Филлипов, М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган,
Gorbacheva Natalya Borisovna EFFECT OF THE TRANSFORMATION .
sociological sciences
Л.Я. Рубина, В.А. Сухомлинский, И.В. Бестужев-Лада и многие другие.
Как известно, существует четыре цикла социализации: первичная, вторичная, социализация зрелости, социализация старости. Каждый из циклов важен на своем этапе развития человека. Конечно же, огромную роль в первичной социализации играют родители и ближайшее окружение маленького ребенка. Уровень интеллекта и развития воспитания ребенка зависит от того, занималась ли с ним семья или нет.
Содержание, характер и качество вторичной социализации зависит как от уровня подготовки педагогов, качества методических методик и условий протекания образовательного процесса, так и от социального происхождения, культурного и материального уровня семьи. Формирование социальных ценностей, навыков, интеллекта, освоение социальных ролей начинается именно в школе. Другая, не менее важная функция школы - подготовка индивида к последующей жизнедеятельности в социальных институтах (формальных организациях). Вуз - следующий вид института социализации молодежи, где она более осознанно воспринимает определенные учебные программы и регламентирующие администрацией указания, как деятельность воспитателей, преподавателей. Бесспорно, основная задача вторичной социализации - интеллектуализация личности, т.е. максимальное пополнение информации и выработка логического мышления.
Раскрывая сущность системы образования, необходимо отметить, что эта система является важнейшим для жизнедеятельности людей институтом, в котором проходят обучение и воспитание молодые люди. Эта система призвана решать такие задачи, как формирование современной личности, а также ее профессиональная подготовка.
За последние десятилетия в российском обществе наблюдается социально-экономическая трансформация ценностей и отношений, вызванная процессами глобального характера, более всего информатизации, которые влекут за собой важные социокультурные последствия. Влияние данных тенденций на воспитание и образование подрастающего поколения несомненно, и зачастую оно имеет негативный характер. Возросла значимость накопления материального капитала, поиска развлечений и получения высокого положения в обществе вплоть до асоциальных вариантов.
Как отмечают исследователи, российское общество создало глобальный механизм самоликвидации, социализировав поколение со слабой волей и силой духа, подчиняющееся разного рода соблазнам [2]. Вспоминая советское прошлое, с уверенностью можно сказать, что государство обеспечивало социализирующее пространство организованной подростковой деятельностью в общественных организациях. Современный подросток практически предоставлен самому себе, и его неорганизованность, незнание и неумение жить и развиваться в обществе часто приводят к асоциальном проявлениям.
На сегодняшний день выявилась низкая эффективность системы образования в связи с переходом российского общества на новую модель социального развития. Нет основания говорить о первопричинах кризиса образовательной системы, которые не так очевидны и просты, как кажется на первый взгляд. В качестве одной из причин выступает низкая востребованность в широко образованных и культурных людях. По существу, школа перестала быть привлекательной социальной структурой для многих подростков. Социальная дифференциация в образовании складывается по причине социальной стратификации, разделяющей общество на богатых, материально состоятельных и неспособных овладеть новыми критериями «успешности» граждан своей страны.
Принято выделять несколько типов такого семейного капитала:
1 - экономический капитал, измеряемый по уровню
доходов семьи;
2 - человеческий капитал - образование родителей;
3 - социальный капитал - наличие у семьи социальных связей;
4 - культурный капитал [3, С. 277].
Также необходимо выделить следующие причины, влияющие на доступность высшего образования разных типов: место жительства, тип поселения, образовательная инфраструктура региона и, помимо этого, человеческий капитал самого абитуриента - его способности, навыки и знания.
Усиливающиеся различия в доступности элитного и массового высшего образования для молодого поколения должны выступать предметом более активной государственной политики. Иначе последствия недол-женствующего отношения государства и общества к молодежи как таковой и к ее образованию будут самые непредсказуемые.
Хочется отметить сильные позиции таких социальных институтов, как институты СМИ, рекламы, интернета, которые выступают агентами социализации. В последнее десятилетие изменились характер и качество их влияния на подростков и молодежь, что не может не отразиться на их психике, моральных устоях, ценностях и ориентациях. О формировании системы ценностей и социализации молодежи писала профессор В.И. Добрынина. По ее словам, на первый план социализации молодежи выходят СМИ, претендующие на формирование новой системы ценностей подрастающего поколения. По сути СМИ превратились в рупор насилия, искажения исторической правды, антипатриотизма, потребительства и гедонизма, формируют несамостоятельное и мифологическое сознание [4].
Современная система образования, заимствованная с Запада, характеризуется постоянными инновациями. Ее реформирование коренным образом меняет и ужесточает требования к образовательной и иной деятельности школ и вузов.
Формирование современного человека связано с некоторыми факторами сегодняшних социальных условий, а именно с ростом благосостояния и социальных инноваций нашего общества. Однако повышение уровня и качества жизни не только облегчает процесс воспитания, но и делает его более сложным и трудоемким. Например, в этих условиях все больше требуется усилий для сохранения родительского авторитета. К сожалению, наблюдается недостаточная мобильность старшего поколения и отсутствие адекватных к новым условиям образцов деятельности.
Воспитание, т.е. формирование личности, во все времена считалось одной из самых сложных проблем. Более существенно другое - каждое время ставит задачи воспитания по-новому, выдвигает свои особые сложности, требует новых, нестандартных решений. Сегодняшняя семья претерпела значительные преобразования, примерами может служить массовая установка на однодет-ность, разрыв поколений отцов и детей, утрата фундаментальных ценностей семейной жизни.
Постоянно общественное развитие и динамичность социальных процессов порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. Это два естественных процесса: смена условий жизни людей и смена ценностных систем. Однако в определенные исторические моменты межпоколенческие отношения приобретают особую остроту. Если в прежние времена конфликты между поколениями были скорее исключением, чем правилом, и носили локальный характер, то на протяжении ХХ-ХХ1 веков они приобретают перманентность, глобальность. Ранее в традиционном обществе конфликтов поколений не существовало, все знали, что старики и отцы воплощение ума, знания, опыта и закона. В современных условиях опыт откорректирован наукой и письменно зафиксирован в информационных источниках. За последние десятилетия
388
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
социологические науки
Горбачева Наталья Борисовна ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ...
Россия пережила несколько революций, глубоко преобразовавших различные сферы общества: политическую, социальную, информационную, историческую, ценностную и много других, таким образом, разрыв между поколениями стал неизбежностью.
Всегда молодежь являлась потенциальным ресурсом любого общества. Это сила и защита государства. Это звено огромной цепочки поколений, через которую каждое новое поколение, входя в общественную жизнь, наследует уже достигнутый уровень развития общества и сложившийся определенный образ жизни. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными устоявшимися именно в данном сообществе. То есть, сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который идентифицировал бы новое поколение с уже существующим социумом [5].
Передача в процессе социализации опыта и знания, которые общественная группа накопила и сберегла в течение веков, не только уподобляет индивида группе, в интересах последней, но и позволяет ему использовать этот капитал в собственных интересах. Поэтому в прагматической рамке социализация является благом и для общества и для индивида, поскольку, осваивая коллективный опыт выживания и результативной деятельности, индивид самостоятельно способен решать некоторые проблемы и может достигать поставленных целей, в том числе и собственных.
В то же время молодое поколение - категория людей, которая очень легко поддается внушениям, манипуляциям. Явным примером является часть молодежи под названием «Поколение «ПЕПСИ», т.е. молодые люди, не имеющие постоянного места работы, собственной семьи, жилья, с таким характерными качествами, как инфантильность, потребительство, аполитичность, неустойчивые ценностные ориентации и другое. В данное название закрепилось понимание молодого поколения как объекта рекламных манипуляций [6, с. 356].
Особенности положения молодежи в период трансформации российского общества ученые исследуют через взаимоотношения с трудом, с политикой, с образованием, с государством. Для выявления целей, планов, интересов и характерных качеств современной молодежи кафедрой «Социология» Тольяттинского госуниверситета был проведен анализ эссе первокурсников-социологов на тему «Мои будущие достижения по окончании ВУЗа», в количестве 21 человека.
Для большинства студентов существенной целью является получение профессиональных навыков и в теории, и на практике. 8 студентов отметили, что в их планах учебной деятельности входит окончание ВУЗа с красным дипломом, а также стать профессиональными социологами и «востребованными специалистами» на рынке труда. Некоторые из них (5 человек) предполагают устроиться на работу по специальности во время обучения в ТГУ, одна из студентов видит себя «успешным PR директором» уже на 2 курсе. Большинство будущих специалистов (15 человек, 2 из которых мечтают сделать карьеру) полагают найти «хорошую и прибыльную работу». Их не пугают трудности, т.к. приобретенные знания, поддержка друзей-однокурсников, умение общаться и находить компромиссы помогут им в будущем проявить себя в должности руководителя.
Хочется также отметить, что лишь единицы (4 человека) из группы студентов предполагают заниматься научной деятельностью во время учебы, участвовать в «различных научно-практических конференциях, дискуссиях, семинарах, конкурсах и проектах». Изучение английского или немецкого языков являются немаловажной частью жизни современного человека, по мнению троих из группы, которые поставили себе задачу достичь данной цели. Вовлечение студентов университета в социально значимую научно-исследовательскую
деятельность - значимая работа всей учебно-воспитательной системы образования. Именно на молодом поколении лежит особая ответственность за сохранение и воспитание интеллектуального потенциала государства и гармонического развития нашего общества. Конечно же, нужно учитывать, что первокурсники только входят в новую учебную, трудовую, практическую и научную стадию жизни, и, описывая свое будущее, никто на тот момент не пробовал себя в качестве докладчика своей научной статьи на конференции. Полученные данные показали, что почти половина группы предполагают в будущем использовать профессиональные навыки конкретных мероприятиях: проектной деятельности (2 человека), открытии своей фирмы (3 человека), создании сайта в Интернете (1 человек), имеют «идеи по благоустройству города» (1 человек), открытии своего спортивного комплекса (2 человека). Жить в ногу со временем или на шаг впереди, задаваясь целью и идеями -кредо сегодняшних студентов-социологов.
Большое значение студенты придают занятиям спортом: велоспорту, спортивному бегу, футболу и мини-футболу, плаванию, волейболу. Двое студентов учатся играть в шахматы. Они планируют принять участие в городских, областных и международных соревнованиях - 4 человека. Спортивная работа с молодежью является необычайно важным компонентом повседневной жизни общества. Многие из молодых людей, особенно те, кому спорт необходим для их духовного, психического и физического развития, ориентированы на целеустремленность, подавление своих страхов и реализацию собственных возможностей. В спорте выявляют тенденции, которые могут и должны привести к развитию культурных ценностей [7].
Овладение культурой движения проявляет не только культурные ценности общества, но и служит развитию эмоционального равновесия, доброжелательности, бережного отношения к эмоциональному состоянию другого человека. В данном исследовании 6 студенток отметили, что им нравится заниматься танцами (спортивными, латиноамериканскими, восточными). В будущем они мечтают о создании танцевальных групп, одна из них под названием «Колибри» будет давать концерты не только в городе, но и по области». 4 человека предполагают «учиться театральному искусству», участвуя в спектаклях, а далее по приглашению - в кино. Хочется отметить желание двух студентов группы проявить свои актерские способности в игре КВН лиги ТГУ. Игра открывает возможность самопознания, прочувствовать себя в разных ролях, что отображает социальный аспект игры в театр жизни. Музыкальные способности собираются развивать 5 студентов, играя на гитаре с исполнением собственных песен в музыкальной группе (1 студентка), с возможностью в дальнейшем выпустить личный альбом (1 студент).
Создание семьи, для студентов 1 курса не имеет особой цели в ближайшие пять лет. Лишь две студентки мечтают о любящем муже и создании благополучной семьи. Малочисленность студентов объясняется тем, что современный молодой человек сначала нацелен на достижение профессионального навыка и карьерного роста, стабильного материального благополучия, реализации личностных интересов и увлечений.
Конечно же, вышеперечисленные поставленные цели ставят перед студентами такую задачу, как адаптация к жизни и ее осмысления. Реализация своих стремлений в деятельности, потребность и способность к рефлексии, самосознание и самооценка связаны с неопределенностью в период взросления становления собственной социальной субъективности. Некоторая попытка построения моделирования собственного небольшого жизненного пути студентами-социологами 1 курса характеризуется как трансгрессивность. Стремления молодежи заглянуть в будущее, чтобы определиться в настоящем, обусловить актуальные ценности, цели и задачи, вы-
Gorbacheva Natalya Borisovna sociological
EFFECT OF THE TRANSFORMATION ... sciences
брать средства их достижения и модели поведения, сориентированные требованиям скорее всего завтрашнего дня [8, с. 64-67].
Студенты отмечают такие личностные качества, присущие им или достигнутые уже в период обучения в институте, как уверенность, терпение, последовательность в решении проблем, взаимовыручка, дружелюбие, эрудированность, умение находить компромисс, быть независтливыми, благодарными. Почти половина студентов (9 человек) в своем эссе описывают гордость за достигнутые результаты. «Молодежь выдвигает перед собой амбициозные цели, направленные на саморазвитие, устранение собственной некомпетентности, благодаря чему пытается осмыслить пределы своих возможностей в реализации собственных планов» [8, с. 66].
Не все ценности осознаются и познаются молодежью в данный период их жизни. С юных лет человек приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл, ставит перед собой цели достижения показательных результатов. В процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта индивид формирует способность самостоятельно выбирать базовую ценность, которая в данный момент представляется ему наиболее значимой и в то же время задает определенную иерархию ценностей (Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети) [8, с. 46].
Выстраивая жизненные планы на будущее, юноши и девушки достигают определенной цели, ориентируясь на социальные ценности социума. Планы на будущее связаны, прежде всего, со стремлением занять определенное социальное положение в обществе, статус, с возможностью самореализоваться. Понять сущность молодежи, ее реальное поведение и актуальные планы можно, учитывая конкретно-исторические условия и влияние прошлого опыта.
Таким образом, опираясь на слова М. Вебера, «ценности вообще служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности всей социальной системы» [9, с. 52].
В настоящее время перед российским обществом стоит задача не только приостановления интеллектуальной деградации народа, но и формирования такой системы образования, которая бы воспроизводила культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый динамизм в перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Павловский В.В. Ювентология: проект интегра-тивной науки о молодежи. М.: Академический Проект, 2001. С.149.
2. Дыхание любви (О семье и воспитании). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 378.
3. Ахметшина Е.К., Юсупова А.В. Социальное неравенство в доступе к высшему образованию. / Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации». М.: КДУ, 2007. Т.3. С. 276-279.
4. Васенина И.В., Мекиладзе Е.Е. О работе секции «Социология молодежи» // Социология. 2006. № 3/4. С. 317-318.
5. Горбачева Н.Б. Социологический анализ профессионального выбора тольяттинской молодежи // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 226.
6. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.
7. Электронный ресурс: http://lib.spor tedu.ru/ GetTextidc?TxÜD=938
8. Зубок, Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. 390
Чупров. М.: Academia, 2008. 272 с.
9. Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций / Н.Ф. Головатый. К.: МАУП, 1999. 224 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ проект № 17-46-630560 «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».
Статья поступила в редакцию 30.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)