Горбачева Наталья Борисовна
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ..
УДК 316.4
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТОЛЬЯТТИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2016
Горбачева Наталья Борисовна, специалист по методической работе кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская 14, e-mail: gnb0906@mail,ru)
Аннотация. Экономический кризис и нестабильность на профессионально-трудовом поприще в городе Тольятти диктуют свои правила поведения общества. Социальная среда современной России находится в постоянном стрессе из-за экономического кризиса, который повлиял на такие сферы жизни, как профессиональную, трудовую, социальную. На сегодняшний день социально-трудовая среда современной России проявляет динамичный и противоречивый характер. В условиях экономической нестабильности актуальным являются исследования рынка труда, профессиональных качеств потенциального работника, иерархии специализаций высших учебных заведений, предпочтения молодежи в профессиональной деятельности, механизмы контроля и оценки поведения персонала, межличностных отношений в процессах управления и другие. Жизнь диктует новые правила, дает новые установки, и современный человек не может проигнорировать их. Сегодня в мире, особенно в развивающихся странах, наблюдается постоянная гонка за новыми технологиями, автоматизацией и компьютеризацией, новыми формами коммуникации, технических устройств и материалов, генной инженерии, освоения космического пространства, что привело к ускорению ритма социальных изменений в современном мировом сообществе. Динамичность социальных процессов всегда порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. Это два естественных процесса: смена условий жизни людей и смена ценностных систем. В статье представлены результаты социологического исследования как определяется молодежь с будущей профессией.
Ключевые слова: профессия, специальность, труд, молодежь, родители, семья, трудовая деятельность, коммуникация, выбор, заработок, школа, институт, самостоятельность, самоутверждение, нестабильность, взаимоотношения, способности, ценности, возраст, пол, образование.
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONAL CHOICE TOGLIATTI YOUTH
© 2016
Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department «Sociology»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: gnb0906@mail,ru)
Abstract. The economic crisis and instability in the professional field of employment in the city of Togliatti dictate the rules of conduct of society. The social environment of modern Russia is in constant stress due to the economic crisis, which affected such areas of life as a professional, labor, social. Today the social and working environment of modern Russia shows a dynamic and contradictory. In conditions of economic instability are the actual labor market research, professional skills a potential employee, the hierarchy of specialties of higher educational institutions, preferences of young people in their professional activities, monitoring and evaluation mechanisms for staff behavior, interpersonal relationships in governance and others. The life dictates new rules, giving the new setting, and the modern man cannot ignore them. In today's world, especially in developing countries, there is a constant race for new technologies, automation and computerization, new forms of communication, technical devices and materials, genetic engineering, space exploration, which led to an acceleration of the rhythm of social change in the modern world community. The dynamics of social processes are always raises the question of differences in values and assessments of representatives of different generations. These are two natural processes: changing people's living conditions and changing value systems. The article presents the results of the survey as a determined youth with the future profession.
Keywords: occupation, profession, work, youth, parents, family, labor activity, communication, selection, salary, school, college, independence, assertiveness, instability, relationships, skills, values, age, gender, education.
Социальная среда современной России находится в постоянном стрессе из-за экономического кризиса, который повлиял на такие сферы жизни, как профессиональную, трудовую и управленческую. На сегодняшний день социально-трудовая среда современной России проявляет динамичный и противоречивый характер. В условиях экономической нестабильности актуальным являются исследования рынка труда, профессиональных качеств потенциального работника, иерархии специализаций высших учебных заведений, предпочтения молодежи в профессиональной деятельности, механизмы контроля и оценки поведения персонала, межличностных отношений в процессах управления и другие.
Советские отечественные социологи Н.М. Блинов, Ю.Р. Вишневский, В.С. Павлов, исследовали формирование идеалов, ценностных ориентаций, интересов различных групп молодого поколения - рабочей молодежи [1]. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи был внесен работами российских социологов: В.А. Ядовым, В.Г. Лисовским, М.Х. Титмой, С.И. Григорьевым, В.Г. Немировским и многими другими.
Жизнь диктует новые правила, дает новые установки, и современный человек не может проигнорировать их. Сегодня в мире, особенно в развивающихся странах, наблюдается постоянная гонка за новыми технологиями, автоматизацией и компьютеризацией, новы-
ми формами коммуникации, технических устройств и материалов, генной инженерии, освоения космического пространства, что привело к ускорению ритма социальных изменений в современном мировом сообществе. Динамичность социальных процессов всегда порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. Это два естественных процесса: смена условий жизни людей и смена ценностных систем
[3].
Существующая проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в момент экономического кризиса в России. Современная тенденция на рынке труда диктует свои условия: наблюдается социальное расслоение общества, отсутствие вакантных мест, совмещение функциональных обязанностей в одной вакансии, низкий уровень оплаты труда: все это превращают труд по найму в средство выживания. Происходит углубление девальвации трудовых ценностей. При выборе профессии человек самоутверждается в обществе: определяется принадлежность к определенной социальной группе, стиль его жизни [4].
Все чаще мы встречаем работающего подростка, который к тому же занят учебой в школе или в институте. Работа может носить формальный или неформальный характер. Долгосрочность данной работы колеблется от временного до долговременного трудоустройства.
Горбачева Наталья Борисовна СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
Современная ситуация на рынке труда и в сфере занятости ставит молодое поколение в сложные условия [5].
Молодежь является потенциальным ресурсом любого общества. Это звено огромной цепочки поколений, через которую каждое новое поколение, входя в общественную жизнь, наследует уже достигнутый уровень развития общества и сложившийся определенный образ жизни [6-15]. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными устоявшимися именно в данном сообществе. То есть, сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который идентифицировал бы новое поколение с уже существующим социумом.
В то же время молодое поколение - категория людей, которая очень легко поддается внушениям, манипуляциям. Явным примером является часть молодежи под названием "Поколение «ПЕПСИ", т.е. молодые люди, не имеющие постоянного места работы, собственной семьи, жилья, с такими характерными качествами, как инфантильность, потребительство, халатность, аполитичность, неустойчивые ценностные ориентации и другое. В данном названии закрепилось понимание молодого поколения как объекта рекламных манипуляций [16].
В связи со сложившимися социально-экономическими условиями в России было проведено исследование о профессиональном выборе среди школьников старших классов и студентов современной тольяттинской молодежи.
В ходе исследования решили выяснить об определении молодежью будущей профессией [17-20]. Согласно полученным данным больше половины опрошенных (55%) определились с выбором профессии, 20,5% не утвердились с выбором. Находятся в поиске будущее профессии больше юношей на 10%, чем девушек. Утвердились с выбором будущей специальностью больше девушек. Почти треть опрошенной молодежи затруднилась ответить на вопрос о выборе будущей профессии, что еще раз подтверждает сложную ситуацию на рынке труда и экономической нестабильности в стране.
Выбор профессии сложная задача для молодых людей на выходе из школы. Один из способов получения сведений о специальностях - это информация от родителей. Анализ данных показал, что на утверждение будущей профессии влияют темы, обсуждаемые с родителями. Взаимоотношения с друзьями обсуждают 62,7% респондентов, учебные дела - 58%, выбор профессии -60%, планы на ближайшие выходные - 63%. Существует большая часть респондентов (70%), которые не знают, о чем говорить с родителями, затрудняются ответить, или ответили отрицательно по поводу выбора будущей специальности.
В ходе исследования была выявлена зависимость между выбором профессии респондентов и временем общения с родителями.
Результаты исследования свидетельствуют, чем больше родители тратят времени на общение с детьми-подростками, тем больше уверенности у респондентов в выборе будущей профессии. Аналогичная зависимость прослеживается между выбором будущей специальности молодежью и оценкой общения с родителями. Интерес к беседе со старшими членами семьи предполагает обсуждение будущей профессии.
В процессе анализа данных выявлено, что 43,7% респондентов, в семейной жизни ценящих безвозмездную материальную помощь, определились с выбором специальности. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности в любой сфере жизнедеятельности ставит молодое поколение в экономическую зависимость.
Признаком полной самостоятельности 55% юношей и девушек, сделавших свой будущий профессиональный выбор, считают вступление в брак, что говорит о ценности семейной жизни у подростков. Самостоятельность
опрошенных находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона по следующим позициям: мнение о собственной независимости молодежи (0,123) и положительная оценка родителей о проявлении подростковой независимости (0,098).
По мнению утвердившихся с выбором специальности 57% респондентов считают, что будущий спутник жизни должен быть финансово обеспеченным и 50% -работящим. Для современной молодежи жизненной ценностью является образование (64%).
Определившиеся с выбором профессии, учащиеся школ и ВУЗов стараются учиться как можно лучше, что не мешает им надеяться в будущем на реализацию своих способностей (60%), наличие высокого заработка (53%) и социальных гарантий (40%).
Исследование показало, что стремление молодежи определиться с выбором профессии связано с формированием образа современного человека: модно одеваться (62%), быть энергичным и предприимчивым (52%). 36% опрошенных, затруднившихся с выбором профессии, считают свободную сексуальную жизнь качеством современного человека.
Таким образом, молодые люди, у которых фундаментальной ценностью является семья, нацелены на твердые жизненные позиции, реально оценивая сегодняшнюю ситуацию в регионе и стране.
В ходе исследования были получены факторы, влияющие на выбор будущей профессии, в зависимости от пола респондентов.
В рейтинге факторов, сильно влияющий на выбор профессии современной молодежи, на первом месте оказался вариант ответа «высокий заработок» (76%). И юноши, и девушки также отмечают материальную часть этого вопроса на первый план.
На втором месте - возможность реализовать свои способности (66%). Оба пола респондентов с максималистской уверенностью заявляет о творческом подходе.
Третью позицию среди молодых людей и девушек при выборе профессии подростки занимает интересное общение в коллективе 50%.
На четвертое место определен фактор «благоприятные условия труда» (48%), на что склоняются почти в равных количествах обоих полов респондентов. Молодое поколение предпочитает экологически комфортную обстановку на будущем рабочем месте.
Разделяет общий список факторов «престиж и уважение» (47,2%). Для девушек данный фактор также находится на пятом месте.
Хочется отметить, что юноши в одинаковом количестве отмечают «благоприятные условия труда» и «престиж, уважение», что определяет третье и четвертое места. А на пятом месте стоит «интересное общение». Для молодых людей работа заключается не в процессе общения, а в реализации труда и уважительном отношении, что немаловажным является для мужского пола.
Шестое место занимает фактор «возможность быть полезным людям», что отмечают чуть более 30% респондентов. Оказание помощи, взаимовыручка являются причинами осознания необходимости себя в этом большом мире.
Немаловажным фактором треть опрошенных тольят-тинцев посчитали социальные гарантии, которые оказывают большую поддержку в различных ситуациях социального характера.
Почти десятая часть молодежи считает, что вообще нет особых трудностей при трудоустройстве на работу. Юноши на 4% чаще, чем девушки, придерживаются такого мнения. Данный вариант ответа определился на восьмое место.
Девятое место занимает «семейная традиция», которую юноши поддерживают чаще, чем девушки.
В тройку значимых факторов, влияющих на выбор профессии молодого поколения двух категорий возрастов, входят «высокий заработок», «возможность
Горбачева Наталья Борисовна социологические
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ... науки
реализовать способности», «интересное общение». Респонденты в возрасте моложе 18 лет данные варианты ответов отмечают чаще, чем опрошенные возрасте старше 18 лет.
Анализ данных показал зависимость между возрастными особенностями и факторами, воздействующими на выбор специальности молодых респондентов, что проявляется в показателях коэффициента корреляции Пирсона по следующим позициям: социальные гарантии (0,155) и семейная традиция (0,126).
В процессе анализа данных была выявлена зависимость между проявленным интересом к учебе и руководством при выборе профессии. Данная зависимость носит отрицательный характер и находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона по следующим позициям: возможность реализовать способности (0,163), возможность быть полезным людям (0,122). Положительный характер проявлен по варианту ответа «нет особых трудностей при трудоустройстве» (0,109). Таким образом, чем больше интерес к учебе, тем больше надежды у подрастающего поколения реализовать себя как личность в будущей специальности.
Отношение к учебе имеет зависимость между положительными оценками учащихся и факторами, влияющими на выбор специальности, что отображается в следующих показателях корреляции Пирсона: семейные традиции (-0,102), престиж и уважение (-0,102), возможность реализовать свои способности (-0,202), возможность быть полезным людям (-0,092). Обнаружение данных корреляций указывает на то, что положительная учеба связана с семейными ценностями подростков и творческим подходом к будущей профессии.
Любопытен факт, что интересное общение о профессии ценят молодые респонденты, у которых матери с неоконченным высшим образованием (66%). Опрошенные, чьи семьи недостаточно обеспеченные (7%), и чьи отцы чаще всего рабочие (10%), чаще всего придерживаются семейной традиции при выборе профессии.
Молодые люди, желающие быть полезным людям в будущей профессии, указывают, что их отцы постоянной работы не имеют (60%). Кому важен престиж и уважение на будущей работе, у тех респондентов хорошо обеспеченная семья (64%). Таким образом, интерес к будущей профессии строится на духовных ценностях молодого поколения, которые закладываются в семье.
В ходе анализа выявлена зависимость между темами общения с родителями и факторами, влияющими на выбор профессии. Юноши и девушки, решающие реализовать свои способности в будущей профессии, чаще общаются с родителями о взаимоотношениях с друзьями (71%), о распределении семейного бюджета (75%) и о прочитанных книгах и просмотренных фильмах (83%).
Более половины участников опроса, для которых важно интересное общение на будущем рабочем месте, с родителями обсуждают взаимоотношения с друзьями, покупки, учебные дела, взаимоотношения с родственниками, выбор профессии, при этом иногда имеют возможность обращаться за помощью к родителям в трудных ситуациях. Треть респондентов не нашла общие темы для разговора с родителями.
Молодые люди, ценящие престиж и уважение на рабочем месте и ориентирующиеся на высокий заработок, с родителями обсуждают покупки (80%) и выбор профессии (57% и 80% соответственно).
Молодые тольяттинцы, которые при выборе профессии учитывают наличие социальных гарантий, общаются с родителями на такие темы, как покупки (36%), взаимоотношения с родственниками (38%), распределение семейного бюджета (44%) и бытовые проблемы (37%).
Респонденты, которые надеются быть полезным в обществе, обсуждают с родителями учебные дела (41%), планы на ближайшие выходные (43%) и выбор профессии (42%).
Юношам и девушкам, которым необходимы благо-228
приятные условия труда на рабочем месте, решают с родителями бытовые проблемы (56%) и выбор будущей профессии (55%).
Значит темы, обсуждаемые в семье, закладывают в подрастающем поколении социально-ценностные ориентиры будущего профессионального специалиста.
Как показало исследование, более половины опрошенных, для которых значимы престиж и уважение, с родителями общаются от двух и более часов в день.
Респонденты, рассчитывающие на реализацию в будущей профессии своих способностей, регулярно обсуждают события в нашей стране и в мире (78%). Зависимость между формами руководства при выборе профессии и оценками взаимопонимания при обсуждении политических событий как полного находит выражение в отрицательных показателях коэффициента корреляции Пирсона: возможность реализовать свои способности (0,135), социальные гарантии (0,116).
Таким образом, обсуждаемые темы с родителями, коммуникация между поколениями и коммуникативные навыки молодых тольяттинцев, несомненно, влияют на выбор будущей профессии, что является ценностным аспектом в межпоколенном взаимоотношения.
Следовательно, существует ряд факторов, влияющих на выбор будущей профессии, и показывающих многогранность аспектов ценностного сознания молодого поколения [21-25].
На основе полученных данных авторами работы были сделаны следующие выводы: при выборе профессии современная молодежь ориентируется на такие виды деятельности, которые экономически престижны в обществе, с наличием интересного общения в коллективе и возможностью реализации творческих способностей.
Ценностным аспектом в профессиональной ориентации молодежи является семья, ее традиции и межличностное общение двух поколений.
Для большинства респондентов трудовая-профессиональная деятельность является способом достижения материального благополучия, что является важным аспектом в достижении жизненных целей, что явно выражено в современных условиях нестабильной ситуации в экономике страны.
Динамика ценностных трудовых ориентаций молодежи формируется под влиянием таких факторов, как возраста, социального и материального положения, качества учебы и уровня образования родителей.
Данный анализ является немаловажным для управленческих структур в реализации эффективной работы каждого члена группы, в мотивации и степени участия индивидов в управлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. 2008. №7. C. 108-117.
2. Букин В.П. Молодежь на рынке труда: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Выпуск № 1. Том 9. 2009. ресурсов // : сайт. - URL: http://cyberleninka.m/article/n/molodezh-na-rynke-tmda-regionalnyy-aspekt#ixzz4QLomgTxI]. (Дата обращения 12.11.2016г.).
3. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.
4. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. 2007. №6. С. 239-242.
5. Демьяновская О. Выход школьников на рынок труда // Человек и труд. 2008. №4. С. 35-42.
6. Иванова Т.Н. Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 15-17._
Горбачева Наталья Борисовна СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
7. Бухнер А.А. Методологический потенциал конструктивизма в изучении социального контекста участия молодёжи в становлении гражданского общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 72-74.
8. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.
9. Фадеева Т.В. Адаптационное поведение студенческой молодёжи с разным уровнем здоровья в социальном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 98-100.
10. Чернышова Е.Л. Особенности представлений о семье современной студенческой молодежи // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 35-39.
11. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на качественные характеристики современного человека // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
12. Горбачева Н.Б. Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 29-31.
13. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
14. Иванова Т.Н. Система принципов современного социально-трудового пространства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 137-140.
15. Горбачева Н.Б. Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 29-31.
16. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 608 с.
17. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права.
2013. № 4 (28). С. 172-178.
18. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 60-63.
19. Кондратенко Е.В. Актуальные проблемы современной молодежи как индикатор уровня социальной безопасности российского общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т.
1. № 2 (18). С. 83-87.
20. Лившиц Ю.А. Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 47-52.
21. Пчелинцева О.А. Обретение собственного смысла профессии в юношеском возрасте // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т.
2. № 6 (28). С. 139-144.
22. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 130-132.
23. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.
24. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
25. Иванова Т.Н. К вопросу создания кластерной об-
разовательной непрерывной профессиональной системы самарского региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 58-60.