Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НА ТВОРЧЕСТВО СРЕДОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ РОССИИ И КИТАЯ – АНАЛИЗ КОНТЕКСТА И АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ'

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НА ТВОРЧЕСТВО СРЕДОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ РОССИИ И КИТАЯ – АНАЛИЗ КОНТЕКСТА И АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметно-пространственная среда / средовой дизайн / национальные традиции / китайская культура / Русский Север / subject-spatial environment / environmental design / national traditions / Chinese culture / Russian North

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чан Сяогэн, Степан Сергеевич Сердитов

На основе традиционного мировоззрения можно создавать инновационные методы в дизайне. Культура и традиции – это связующее звено между человеком и средой. В первой части статьи вниманию читателей представлен авторский проект «Оригинальная простота», созданный в Китае. Одной из ключевых позиций для дизайнера стала традиционная идея «единства природы и человека», которая задала тон концепции проекта. Во второй части работы акцентируется внимание на изучении влияния культуры Русского Севера на дизайн в России. На основе анализа авторской дизайн-концепции туристического комплекса в Республике Коми подчеркивается мысль о влиянии этнокультурных кодов на развитие современного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explores the phenomenon of using traditional culture in the framework of environmental design as an innovational method. In the introduction authors indicate the ideas of Russian and Chinese scientists and designers who say that tradition can be the conceptional basis of current design projects. In the first part of the work, through the description of author’s project, its objects and items, attention is paid to the relations between Chinese traditional worldview and modern ideas in design, and also between traditional culture, technology and art. The author, referring to such traditional views of the Chinese as “the expression of feelings through the symbolic spiritualization of things”, “oneness of heaven and humanity”, “truth is in simplicity”, shows the concept of the realized project of environmental design called “Original simplicity” (2015) which is a kind of an image for the future home improvement. The second part of the article notes how Russian cultural traditions can influence modern design solutions. The author focuses on the study of the influence of the Russian North culture on design in Russia, describing his own design concept for a tourist complex on the coastal territory of the village of Izhma in the Komi Republic (2020). The conceptual project was formulated on the basis of an algorithm for the application of ethnocultural representations in the framework of design, which consists in the study of ethnocultural codes, the formation of a design concept, analysis of design tasks and the application of traditional artistic images to practical tasks. Despite the fact that the article describes projects related to different cultures, having a different scale and implementation features, they nevertheless reflect a general message about the possibility and necessity of using elements of traditional culture in design, in particular, in conditions of their harmonious coexistence with the modern situation in environmental design. It is tradition and culture as such that can become a connecting link in the formation of a kind of connection or, in other words, “relations” between man and the environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НА ТВОРЧЕСТВО СРЕДОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ РОССИИ И КИТАЯ – АНАЛИЗ КОНТЕКСТА И АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 109. С. 109-125. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 109-125.

Научная статья

УДК 745/749+7.021

doi: 10.17223/22220836/55/10

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НА ТВОРЧЕСТВО СРЕДОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ РОССИИ И КИТАЯ - АНАЛИЗ КОНТЕКСТА И АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Чан Сяогэн1, Степан Сергеевич Сердитов2

1 Колледж гуманитарных и социальных наук Пекинского института нефтехимических технологий, Пекин, КНР, changxiaogeng@bipt. edu.cn

2 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. На основе традиционного мировоззрения можно создавать инновационные методы в дизайне. Культура и традиции - это связующее звено между человеком и средой. В первой части статьи вниманию читателей представлен авторский проект «Оригинальная простота», созданный в Китае. Одной из ключевых позиций для дизайнера стала традиционная идея «единства природы и человека», которая задала тон концепции проекта. Во второй части работы акцентируется внимание на изучении влияния культуры Русского Севера на дизайн в России. На основе анализа авторской дизайн-концепции туристического комплекса в Республике Коми подчеркивается мысль о влиянии этнокультурных кодов на развитие современного дизайна. Ключевые слова: предметно-пространственная среда, средовой дизайн, национальные традиции, китайская культура, Русский Север

Для цитирования: Чан С., Сердитов С.С. Влияние традиций на творчество средовых дизайнеров России и Китая - анализ контекста и авторские проекты // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 109-125. doi: 10.17223/22220836/55/10

Original article

THE INFLUENCE OF TRADITIONS ON THE CREATIVITY OF ENVIRONMENTAL DESIGNERS IN RUSSIA AND CHINA -CONTEXT ANALYSIS AND AUTHOR'S PROJECTS

Chang Xiaogeng1, Stepan S. Serditov2

1 College of Humanities and Social Sciences, Beijing Institute of Petrochemical Technology Beijing, China, [email protected]

2 St. Petersburg Stieglitz State Academy of Arts and Design, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. This article explores the phenomenon of using traditional culture in the framework of environmental design as an innovational method. In the introduction authors indicate the ideas of Russian and Chinese scientists and designers who say that tradition can be the conceptional basis of current design projects.

In the first part of the work, through the description of author's project, its objects and items, attention is paid to the relations between Chinese traditional worldview and modern ideas in

© Чан Сяогэн, С.С. Сердитов, 2024

design, and also between traditional culture, technology and art. The author, referring to such traditional views of the Chinese as "the expression of feelings through the symbolic spiritualization of things", "oneness of heaven and humanity", "truth is in simplicity", shows the concept of the realized project of environmental design called "Original simplicity" (2015) which is a kind of an image for the future home improvement.

The second part of the article notes how Russian cultural traditions can influence modern design solutions. The author focuses on the study of the influence of the Russian North culture on design in Russia, describing his own design concept for a tourist complex on the coastal territory of the village of Izhma in the Komi Republic (2020). The conceptual project was formulated on the basis of an algorithm for the application of ethnocultural representations in the framework of design, which consists in the study of ethnocultural codes, the formation of a design concept, analysis of design tasks and the application of traditional artistic images to practical tasks.

Despite the fact that the article describes projects related to different cultures, having a different scale and implementation features, they nevertheless reflect a general message about the possibility and necessity of using elements of traditional culture in design, in particular, in conditions of their harmonious coexistence with the modern situation in environmental design. It is tradition and culture as such that can become a connecting link in the formation of a kind of connection or, in other words, "relations" between man and the environment.

Keywords: subject-spatial environment, environmental design, national traditions, Chinese culture, Russian North

For citation: Chang, X. & Serditov, S.S. (2024) The influence of traditions on the creativity of environmental designers in Russia and China - context analysis and author's projects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 109-125. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/10

Введение

В настоящее время традиция становится для многих дизайнеров отправной точкой в творческой деятельности. Поиск гармоничного соединения традиции и инновации в материалах, стиле, концепциях - одно из приоритетных направлений в проектировании и науке о дизайне. Специалисты «используют прием стилистических интерпретаций», при этом вводят «архетипические элементы» и получают «новые художественно-образные решения» [1], которые имеют своеобразную символику, отсылающую «читателя» к глубинным, воспринимаемым на уровне подсознания элементам.

Цель предлагаемой статьи - продемонстрировать возможность соединения традиции и инновации посредством использования современных технологий. Задачи работы: показать актуальность темы через анализ научных позиций российских и китайских специалистов; изучить особенности соединения традиционных концепций и новейших технологий в китайском проекте дизайна; рассмотреть концепцию российского проекта, созданную на основе методики этнокультурного дизайн-проектирования; сделать выводы о возможностях и перспективах соединения традиции и инновации в современном дизайне.

Методология предлагаемой работы построена на культурологическом анализе особенностей современного дизайна Китая и России. В статье освещаются особенности культуры и мировоззрения, которые повлияли на создание авторских концепций и проектов. Применялся и сравнительный метод для сопоставления и различения особенностей развития проектной культуры Китая и России.

Актуальность темы

В настоящее время, как отмечает О.И. Генисаретский, проектная культура дизайна состоит из трех компонентов: экологическая основа (ценностно-значимая составляющая предметно-пространственной среды), концептуальная основа (творческая составляющая предметно-пространственной среды), аксиологическая основа (осязаемая, мыслимая, чувствуемая составляющие предметно-пространственной среды) [2]. В контексте этой теории можно сказать, что при проектировании пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность человека, стоит комплексно подходить к вопросам взаимосвязи предметно-пространственной среды. А это напрямую связано с этнокультурным компонентом в проектной деятельности.

Традиции являются носителями различных смыслов и коннотаций, поэтому существует необходимость в рассмотрении роли, которую играет традиция в создании новизны и ценности инноваций. Ю.И. Мазина приходит к выводу, что «проблема национального своеобразия непосредственно связана с проблемой традиции и новаторства, их нужно рассматривать в единстве как явления, органически вырастающие одно из другого» [3. С. 18]. Опора на традиционную культуру в современном дизайне формирует оригинальность и самобытность социокультурных решений.

Как замечает С.А. Арутюнов, «любая традиция была когда-то инновацией, любая инновация имеет шанс стать традицией, и именно в способности усваивать инновации и заключается живучесть, адаптивная лабильность традиции» [4. С. 163]. Традиции являются носителями различных смыслов и коннотаций, поэтому существует необходимость в рассмотрении роли, которую играет традиция в создании новизны.

В работе «Дизайн и экология культуры» К.А. Кондратьева размышляет о культурной идентичности как основе взаимодействия культур. Автор говорит о том, что суть дизайна, с одной стороны, - это соотношение модернизации и обновления, а с другой - преемственности и ценностной непрерывности [5].

По мнению китайского философа Ли Цзэхоу традиционная

культура - это неотъемлемая часть исторического бытия [6. С. 4]. А использование традиций в современной практике искусства и дизайна отражает конфуцианскую концепцию о создании нового с опорой на старое [7. С. 11].

Китайская эстетика фокусируется в большей степени не на объектах, не на самих предметах материального мира, а на функциях, взаимосвязях, ритме, отражающихся в концепциях «инь и ян», «хэ и тун», понятиях «энергетики» и «звучания». Как считает специалист по истории китайского искусства Хан Цзянь (|д[[), история дизайна в Китае не может обсуждаться лишь с эстетических позиций, потому как в этом случае невозможно раскрыть подлинный смысл дизайна [8. С. 66]. Для китайского искусства, к которому также причисляют и дизайн, по сей день важно сохранение «гармонии и равновесия» в использовании различных концепций.

В России, по мнению Н.И. Барсуковой, дизайн отличается от европейского более высокой каноничностью1 по отношению к проектируемым объ-

1 Здесь под термином «каноничность» понимается совокупность правил.

ектам, и поэтому «появилась необходимость выявления его национальных истоков в современной дизайнерской практике с учетом изменения смыслового содержания многих культурных процессов, в том числе и дизайна как поликультурного явления» [9. С. 328].

Сходство представлений российских и китайских исследователей о принципах развития дизайна в современном мире и обусловило выбор темы предлагаемой статьи. Поиск самобытности, отсылка к традиции и комбинация различных технологий и материалов в процессе проектирования отличают не только китайское и российское направления современного дизайна, но и показывают общемировую тенденцию, что служит доказательством актуальности предлагаемой работы. Анализ истоков культуры и мировоззрения способствует переосмыслению процесса проектирования как такового: исследованию архетипических образов, вниманию к искусству прошлого, созданию новых смыслов, построенных на современной интерпретации традиционных взглядов и их преломлении через технологии.

Далее будут представлены различные, в том числе авторские проекты дизайна среды, нашедшие свое отражение в контекстах культур Китая и России.

Китайский проект «Оригинальная простота»: концепция и материалы

«Оригинальная простота» («М'Ж"&», цзянь чусэ) - реальный проект, который был создан в сентябре 2015 г. на базе Креативного испытательного центра бытовых электроприборов BOSCH (ШЙ^^МЖ^ЗЙФ^, боши цзядянь чуанъи тиянь чжунсин), расположенного на территории молла «Фэнлянь» в Пекине (ЗЬШ^-Щ^Ш, бэйцзин фэнлянь гуанчан). Творческая задача заключалась в оформлении пространства для гастрономической выставки, организованной совместно компанией BOSCH и журналом «VISION»1.

При разработке концепции проекта необходимо было учесть идеи заказчиков «BOSCH&VISION», а именно:

• соединение искусства, олицетворяемого журналом «VISION», и технологий, которые символизировала компания BOSCH;

• диалог между кулинарией и искусством;

• создание воображаемой картинки будущего обустройства дома;

• следование тематическому направлению простоты в цвете, предложенному «VISION»;

• отражение особенностей функционирования компании BOSCH.

Решено было найти своеобразную внутреннюю «мелодию» концептуального содержания проекта, подобно тому, как художники в Древнем Китае создавали различные образы своих полотен. «Мелодией», соединившей воедино все предложенные идеи заказчиков, стало обращение к традици-

1 VISION (Д^ЩШ, чиннянь шицзюэ, «Взгляд молодежи») - первый и на сегодняшний день единственный в Китае журнал, который использует искусство для трактовки моды и моду - для толкования искусства. Его основные рубрики включают в себя визуальные блоки, посвященные гуманитарным наукам, искусству, космосу, моде, макияжу, технологиям и др.

онной культуре Китая, а также к слиянию природного и социального начал в контексте содержания проекта, а также при подборе материалов.

Название «Оригинальная простота» («М'Ж"&») - не случайно. В частности, понятие «простоты» отражает традиционные китайские представления о жизни и обустройстве дома, о стремлении к качеству, ведь древняя китайская пословица гласит: «Изящество комнаты не в её размерах, аромат цветов - не в их количестве» (ШШЩЩ^ - ши я хэсю да, хуа сян бу цзай

до). Знание о том, что «истина - в простоте» (АМММ, да дао чжи цзянь) -это не что иное, как мечты современных людей о будущем. Помимо этого, иероглиф «М», входящий в состав слова «простой» (МЩ), также является частью слова «бамбуковая дощечка» (ttM) (материал для письма в Древнем Китае) [10] и тем самым отражает дополнительный смысл культурного наследия, преемственности поколений.

Термин «простота», как оказалось, весьма точно соответствует образу компании BOSCH, цель которой - создавать оборудование, простое в управлении с технической и функциональной точек зрения, «разработанное для жизни» [11]. Идея стремления к простой истине стала истоком слияния воедино представлений о современной немецкой бытовой технике и ключевых положениях китайской традиционной культуры.

Понятие «оригинальность», имеющееся в названии проекта, также связано с традициями Китая. Необходимо было найти связующее звено между китайской и западной кухней, поскольку на выставку были приглашены повара из разных стран. Таким связующим звеном стала концепция «воды» - одна из пяти стихий ву син), принятых для универсального объяснения мира в

Древнем Китае [12]; субстанция простая, но способная источить камень (ЖШЕ^, шуй ди ши чуань - «вода по капле камень точит») [13]. Таким образом, вода как раз и формирует контраст, необходимый для противопоставления процессов создания холодных и горячих блюд.

Горячие и холодные блюда размещались на напольных стендах, имитирующих молекулярную структуру воды посредством круглых и стержнеоб-разных форм. Часть стендов использовалась, чтобы показать изящные молекулярные связи воды в жидком состоянии, другая - для отображения связей, подобных кубической решетке между молекулами воды, когда она превращается в лед (рис. 1, верхний и нижний левый сектора). Третья часть изображает пузыри, появляющиеся при закипании воды (рис. 1, нижний правый сектор). На плоском выставочном пространстве предполагалось использовать фотографии блюд, выбранные из материалов журнала «VISION», чтобы представить в обобщенном виде обнаруженное сходство между цветовыми холодными «тональностями» и «теплыми оттенками» (рис. 1, верхний правый сектор).

В выборе строительных материалов для стендов было продолжено придерживаться идеи «единства природы и человека» и использовать материалы, традиционные для китайской культуры. Такой ход мысли определил выбор бумажных листов и бамбуковых стержней в качестве основных материалов, соединение большей части элементов конструкции осуществлялось с помощью деревянных шкантов и пеньковой веревки - металлические болты использовались в крайних случаях.

t'HiL Ч^Н , jm ii

Рис. 1. Концепция проекта Fig. 1. Conception of design

Процесс создания проекта «Оригинальная простота»

Все пространство выставки включило в себя три зоны - зона ожидания, зона для проведения мероприятия по приготовлению блюд, обзорный зал (рис. 2).

Рис. 2. Слева - схема движения людских потоков, справа - схема функциональных зон

Fig. 2. Scheme of the movement in the exhibition space (left), Scheme of functional zones (right)

В первой зоне выставки (зона ожидания; восточная часть пространства) при создании стойки регистрации в форме буквы X использовались крепления из бамбуковых стержней. Заднюю стенку решено было выполнить в технике агамографа, в которой создаются и китайские ширмы, и разместить на ней надписи «BOSCH» и «VISION» на английском языке, как показано на рис. 3 (верхний ряд), тем самым выразив идею синтеза технологий и искусства в совместной работе двух организаторов мероприятия.

В зоне ожидания посетитель знакомился с представленными здесь в виде экспозиции краткими сведениями о принявших участие в приготовлении блюд поварах, художниках и собственно о создании блюд. У многих посетителей выставки форма экспозиции в зале ожидания ассоциировалась с китай-

скими палочками для еды и круглыми тарелками, а изображения поваров и художников словно бы стали наполнением этих тарелок.

Рис. 3. Оформление зоны ожидания Fig. 3. Design of the hall

Во второй зоне выставки осуществлялось проведение мероприятия по приготовлению блюд китайской и западной кухонь (рис. 4). В этой зоне особое внимание уделено зрительным ориентирам для посетителей, чтобы предоставить им шанс с помощью конкретных действий по приготовлению пищи ощутить столкновение культур, которое и проистекает из идеи самого события выставки.

Рис. 4. Работа поваров над созданием блюд Fig. 4. Chefs' work on creating dishes

В третьей зоне (обзорный зал; западная часть пространства) стенды также были оформлены в виде образа молекулярной структуры воды посредством арт-инсталляции под названием «Будущее».

В качестве основных материалов были выбраны традиционные для Китая бамбук и бумага, которые, по всеобщему мнению, могут считаться символами прочности / твердости и тонкости / мягкости. В Древнем Китае бумага использовалась для изготовления доспехов и считалась твердым материалом. О прочности бамбука говорит то, что он часто применяется при строительстве в качестве основного материала для строительных лесов. Однако при вымачивании в воде бамбук размягчается, а после просушивания на огне ему можно придать самые различные формы - например, из бамбука изготавливают кресла, корзины, фонари. Таким образом, бамбук обладает не только прочностью, но и неплохой пластичностью. В арт-инсталляции «Будущее» продемонстрированы эти свойства двух традиционных китайских материалов.

Доски для отзывов, расположенные по обеим сторонам от инсталляции, были собраны из окружностей различных размеров, соединенных в три группы. Внешними очертаниями они напоминали традиционный для китайской культуры орнамент - «облака, предвещающие счастье» сянюнь)

(рис. 5).

Рис. 5. Обзорный зал - инсталляция «Будущее» Fig. 5. Observation hall - installation "The Future"

Таким образом, во всех зонах была использована метафора «воды» как своего рода символ «единства природы и человека», с помощью которого удалось воедино соединить искусство и технологии, искусство и кулинарию, простоту цвета и естественность материалов, традиции и современность.

Как было сказано ранее, другой аспект, о котором необходимо было позаботиться в соответствии с выдвинутыми заказчиками задачами, - это картинка будущего обустройства дома в рамках организации пространства выставки. И здесь вновь были использованы представления древних китайцев об организации жизни и домашнего пространства в соответствии с принципом «единства природы и человека».

Была сделана попытка обустроить пространство выставки согласно представлениям о традиционном китайском доме («И^|», сыхэюань1), где двор - это центральное место, которое аккумулирует удачу, является «залом стечения четырех потоков» (или четырех сторон света; И/КЙ^, сы шуй гуй тан). Галерея выставочного зала (на рис. 2 выделена зелёной линией) оформлена так, как это принято в сыхэюань, где пространство из внутреннего переходит во внешнее. С помощью традиционных для китайского ландшафтного проектирования приемов «обрамленного пейзажа» (|Шё, куанцзин), «просачивающегося пейзажа» (>Мё, лоуцзин) (рис. 6-8), одновременно с демонстрацией фотографий изготовления блюд унифицирован визуальный стиль всей выставочной площадки.

Рис. 6. Компьютерная модель галереи выставки «Оригинальная простота» Fig. 6. Computer model of the gallery of the exhibition "Original Simplicity"

Рис. 7. Приёмы «обрамленный пейзаж» (слева), «просачивающийся пейзаж» (справа) Fig. 7. Techniques "framed landscape" (left), "seeping landscape" (right)

1 Сыхэюань буквально в переводе означает «двор, окруженный четырьмя зданиями», причем все эти здания обращены во двор.

Рис. 8. Фотографии галереи в рамках выставки «Оригинальная простота»: слева - «обрамленный пейзаж», «просачивающийся пейзаж»1; посредине - мобильные стенды

Fig. 8. Gallery photos in the framework of the exhibition "Original simplicity": "framed landscape", "seeping landscape" (right); mobile stands (middle)

Хотелось бы отметить, что национальная культура подобна «воде», дающей жизнь творческому вдохновению дизайнера. Изучение традиций помогает окунуться в среду как геокультурное пространство, в котором должен выполняться проект, а также лучше понять культурные потребности общества, что, в свою очередь, позволяет предоставить заказчику более качественные услуги проектирования. Успешное проведение мероприятия, где был представлен проект «Оригинальная простота», показывает интерес общества к культурной составляющей средового дизайна. В проекте была осуществлена своеобразная координация «отношений» между различными культурами, искусством и технологиями, искусством и кулинарией, традициями и современностью. Простые по форме, но богатые по философскому содержанию произведения - это один из логических путей развития практики современного средового дизайна.

Интерпретация традиций Русского Севера (Республики Коми) в проекте туристического комплекса

Объекты традиционной материальной культуры могут воплощаться в современном дизайне путем адаптации под конкретные региональные условия для осмысленных проектных решений и, что немаловажно, - в комплексном средовом пространстве, а не единично и фрагментарно. Работа в этой сфере предполагает обращать свой взгляд на историческое развитие культуры для применения национальных традиций и народных промыслов в качестве источника вдохновения в процессе проектирования. Подобная творческая и экспериментальная деятельность, как и изучение приведенного опыта, демонстрируют взаимосвязи между традицией и новизной в инновационном процессе проектирования.

Взаимосвязь между ремеслом, традиционной технологией и инновацией

Подобная стратегия завязана на традиционной материальной культуре, требующей удобства и простоты использования современным человеком. Принимая это во внимание, дизайнер может разработать новую интерпретацию традиционного архетипа, опираясь на актуальные материалы и технологии для проектирования тех решений, которые в своей сути ссылаются на различные практики прошлого.

1 «Обрамленный пейзаж» - здесь стенды поставлены таким образом, что как бы обрамляют название «BOSCH»; «просачивающийся пейзаж» - пустые места между окружностями позволяют «подсмотреть» окружающее пространство.

Взаимосвязь между современными и традиционными материалами

Локальные материалы являются основой для устойчивого дизайна и позитивно влияют на экологию. Поэтому использование местных материалов в контексте традиционных ремесленных процессов или промышленных методов в комбинации с нестандартными проектными решениями формирует эмоциональную связь между объектом дизайна и местом его происхождения.

Взаимосвязь между старинными производственными процессами и новыми материалами

Стратегия предполагает использование традиционной практики изготовления для производства совершенно нового типа продукта с точки зрения учета современных потребностей. Это позволяет применять знания традиционных ремесел к продуктам для нетрадиционных контекстов, например при 3D-печати.

Взаимосвязь между новым дизайном и традиционными производственными процессами

Во многих случаях давление модернизации и глобализации привело к утрате национального дизайна. Для решения подобной проблемы возможно повторное введение образцов традиционной культуры прошлого (в различных модифицированных комбинациях) для обогащения визуального словаря, используемого архитекторами и дизайнерами. Актуальные проектные решения и формообразование объектов могут реализовываться при помощи традиционного ремесленного труда.

Взаимосвязь между старой формой и новым материалом

Подход включает в себя сочетание традиционной практики формирования объектов, используя нетрадиционный и нетипичный для изготовления материал. Это может помочь традиционной практике изготовления адаптироваться к изменяющимся условиям, и при этом внешний вид и характеристики новых продуктов могут привлечь повышенное внимание людей к объекту дизайна.

Взаимосвязь между старыми производственными процессами и новым контекстом

Проектирование включает в себя традиционные мотивы, которые переносятся в новый контекст с использованием нового, часто нетрадиционного процесса создания (альтернативное ремесло или промышленное производство) и создают отличный от изначального смысл. Этот процесс может вызывать определенные противоречия, поэтому важно понимать историю и значение любой традиционной формы, рассматриваемой для проектирования.

Для того чтобы грамотно раскрыть национальное своеобразие и особенности этнокультурного взаимодействия, был разработан алгоритм реализации этнокультурного дизайн-проектирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исследование этнокультурных кодов (мифологии, декоративно-прикладного искусства, фольклора и т.д.).

2. Формирование дизайнерского образа (концепта).

3. Функциональный анализ дизайнерских задач (дизайн-код).

4. Переработка и адаптация традиционных художественных образов к утилитарно-практическим задачам.

В начале работы проектировщикам предстоит исследование объектов материального и нематериального наследия, которое включает в себя большое количество общезначимых культурных смыслов. Для этого в процессе поиска методов расшифровки культурных кодов и распознавания мифологических образов в мифопоэтической картине мира необходимо определить их значение при трансформации в проектные смыслы. Далее происходит конкретизация художественного образа в проектном эскизировании и визуализация культурных смыслов в отдельных компонентах проекта. Из таких фрагментов выстраивается комплексная проектная система в соответствии с этнокультурными принципами организации дизайнерской идеи. В совокупности процесс можно выразить суммой и комбинацией следующих значений: проектный замысел (привязка к традициям), художественный образ (культурный смысл), пространство (территориальная привязка), время (использование актуальных для эпохи решений), социум (мировоззренческие установки конкретного этноса). В результате проведенных действий итогом работы является комплексный и целостный объект (реализованный или спроектированный), в котором универсальность смыслов сочетается с вариативным наполнением формы и конструкции.

В качестве примера для демонстрации методологии в 2020 г. была разработана дизайн-концепция туристического комплекса на береговой территории села Ижма в Республике Коми. Архитектурно-дизайнерская концепция всего комплекса завязана на повторении образной системы «коми деревни», использовании натуральных материалов и энергосберегающих ресурсов. Фундаментальными принципами всего проекта стали бережный подход к существующему ландшафту и деликатная интеграция новых объектов в сложившийся контекст. В экстерьерах зданий активно использованы мотивы традиционного наследия коми культуры и современные приемы сочетания стекла и древесины, декоративных элементов из алюминия и нержавеющей стали. Визуально прослеживается переход деталей от одного здания к другому, однако при этом каждое сооружение обладает своими отличительными особенностями. В архитектурном облике всех объектов единым образом использованы мотивы орнаментальных композиций.

На архитектурный облик станции (рис. 9) повлияли окружающая среда и местная народная архитектура, а конфигурация компактных объемов способствует прочной топографической связи с участком берега. Глухие стены ангарных конструкций декорируются панелями, имитирующими рыбную чешую, но в то же время образуют орнамент, символизирующий в представлениях коми народа водную гладь [14. С. 46]. Облицовка из окисленной меди (которая со временем приобретает характерную патину) и древесины покрывает все внешние поверхности и объединяет внешний вид объемов, работающих вместе как единый объект.

Визит-центр задумывается как место, где должны быть осмыслены особые отношения между природой, культурой и человеком. Его можно условно разбить на три объема: два подземных и один надземный, что символизирует трехчастное строение мира. Большая часть здания находится внутри холма с целью сохранения неизменных пейзажей территории (рис. 10). Художествен-

ная тектоника центра достигается четким членением структуры здания, когда в качестве пластического языка используется ритмичная планировка помещений, отсылающих к перпендикулярному расположению орнаментальных композиций. В надземный объем центра включен объект народной архитектуры: жилой дом, который является частью фасада с внешней стороны (экстерьера) и продолжает экспозицию внутри. Интеграция архитектуры в ландшафт позволяет избежать наличия высотных доминант, а эксплуатируемая кровля предоставляет возможность желающим подняться на крышу, откуда открывается панорама поселения и всего туристического комплекса.

Рис. 9. Проект лодочной станции Fig. 9. Boat station project

Рис. 10. Проект визит-центра Fig. 10. Visit Center project

Здание гостиницы архетипически повторяет двускатные дома, распространенные в поселении. В качестве отделочных материалов используются фасадные облицовочные панели под дерево, непосредственно древесина и другие природные материалы, что стилистически является отсылкой к древней архитектуре жилых домов для гармоничного соотношения с окружающей

средой. Стекло активно используется в образе гостиницы, а формообразование имеет явное направление к упрощению, продолжая современные стилистические решения и мировые тенденции архитектуры.

Рис. 11. Проект гостиницы Fig. 11. Hotel project

В основе конструкции смотровой площадки (рис. 12) лежит трехчастное строение мифопоэтической картины мира [15], а также диагонально-поперечное строение орнаментальных композиций, которые встречаются в

насечках на бытовых предметах, узорах на берестяных туесах и в текстиле [16. С. 54]. Узоры в виде параллельно идущих полосок, зубцов и «елочек» образуют в разнообразных комбинациях геометрические фигуры: квадрат, косой крест - и располагаются на трех объемах, символизирующих нижний мир (мир предков), средний мир (мир людей), верхний мир (мир богов). Поднимаясь на вершину смотровой площадки, человек совершает своеобразное восхождение из низшего мира в высший.

С помощью подобной методики можно увидеть, что новые компоненты дизайна были объединены с традиционными и современными способами и что возникающее в результате взаимодействие между ними составляет важный аспект инновационного проектирования. Эта дизайн-система создает новое концептуальное

Рис. 12. Проект смотровой площадки поле источников для поиска оригиналь-Fig. 12. The project of the observation deck ных актуальных решений в области ди-

зайна и дает возможность появления современных авторских творческих интерпретаций.

Заключение

Проведенное исследование демонстрирует, каким образом традиции используются в дизайнерских решениях, в частности, в формировании предметно-пространственной среды. Национальные традиции Китая и России в дизайне предлагаемых проектов отражаются не только в заимствовании изобразительных форм, но и отсылают к философским вопросам: внимание уделяется взаимосвязи традиционных мировоззренческих представлений и современных идей в дизайне, а также взаимовлиянию между культурой, искусством и технологиями. В настоящее время в контексте средового проектирования ситуация в большинстве случаев характеризуется как стадией реального проектирования, направленного на реализацию, так и этапом концептуальных поисков, поскольку работа с феноменами в сфере культурологии и искусствоведения требует углубленного анализа мировоззрения, психологии изучаемого народа и процесса развития искусства конкретного региона в исторической ретроспективе.

Краткий обзор толкования национальной традиционной культуры в дизайне позволяет сделать вывод о том, что традиция выделяется в качестве важного компонента в создании ценностных смыслов проектирования. Посредством инновационного процесса проектирования на основе различных этнокультурных традиций стало возможным создавать радикально новые артефакты, исследуя традиционные или забытые технологии в производстве и материалы.

В проектной деятельности необходимо акцентировать внимание на возможности и необходимости использования традиции для осуществления координации отношений между человеком и средой. Другими словами, одним из важных объектов исследования средового дизайна является не что иное, как изучение концепта «отношений» между различными аспектами среды, наиболее значимым из которых является культурная составляющая.

Список источников

1. Терещенко Г. Ф. Традиции и новации в дизайне современного жилого интерьера // Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 102-104.

2. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм // Сборник научных трудов ВНИИТЭ. 1987. № 52. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2682 (дата обращения: 10.10.2020).

3. Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне : автореф. дис. ... канд. иск. Алтайский государственный университет, 2012. URL: http://www.asu.ru/documents/5694/ (дата обращения: 08.08.2020).

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. : Наука, 1989. 247 с.

5. КондратьеваК.А. Дизайн и экология культуры. М.: МГХПА, 2000. 105 с.

6. Хан Цзянь. Проблемы истории искусств и истории дизайна в Китае // Чжуанши. 2008. № 1. С. 63-67 [ШЩ. ФИЙХЙА^Ш^ЙЖ // S№, 2008^01$, Ж63-67Ж].

7. Ли Цзэхоу. Путь красоты. Пекин : Изд-во Китайской академии общественных наук, 1984. 268 с. [ЩШ, 1984 "MWffig" 268Ж].

8. Конфуций. Лунь Юй. Глава II: Осуществлять правление. Суждение 11. М. : Восточная литература, 2001. URL: http://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

9. Барсукова Н.И. Русская повседневная культура - особенности организации жилого пространства // Вестник славянских культур. 2018. № 49. С. 327-342.

10. Меньшиков Л.Н. Рукописная книга в Китае I тысячелетия н.э. СПб. : Изд-во СПб. ин-та истории РАН «Нестор-История», 2005. 128 с. URL: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/ add 1/RKKNV_2_1988_04_menshi kov.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

11. Компания BOSCH // Официальный сайт компании BOSCH. URL: https://www.bosch-home.ru (дата обращения: 10.10.2020).

12. Рыков С.Ю. Древнекитайская философия. Курс лекций // Синология.ру: история и культура Китая. URL: https://www.synologia.ru/monograph-1256-13 (дата обращения: 05.03.2022).

13. Пословица «вода по капле камень точит» // Большой китайско-русский словарь. URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch=7K?S5^ (дата обращения: 05.03.2022).

14. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар : Коми-Перм. кн. изд-во, 1994.

144 с.

15. Лимеров П.Ф. Му пуксьом - Сотворение мира: мифология народа коми. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2005. 624 с.

16. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М. : Наука, 1980.

252 с.

References

1. Tereshchenko, G.F. (2016) Traditsii i novatsii v dizayne sovremennogo zhilogo inter'era [Traditions and innovations in the design of modern residential interior]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 5. pp. 102-104.

2. Genisaretskiy, O.I. (1987) Proektnaya kul'tura i kontseptualizm [Project culture and conceptualism]. Sbornik nauchnykh trudov VNIITE. 52. [Online] Available from: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2682 (Accessed: 10th October 2020).

3. Mazina, Yu.I. (2012) Natsional'nye traditsii dekorativno-prikladnogo iskusstva v sovremennom dizayne [National traditions of arts and crafts in modern design]. Abstract of Art History Cand. Diss. Altai State University. [Online] Available from: http://www.asu.ru/documents/5694/ (Accessed: 8th October 2020).

4. Arutiunov, S.A. (1989) Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodeystvie [Peoples and Cultures: Development and Interaction]. Moscow: Nauka.

5. Kondratyeva, К.А. (2000) Dizayn i ekologiya kul'tury [Design and Ecology of Culture]. Moscow: MGKhPA.

6. Hang Jian. (2008) Problemy istorii iskusstv i istorii dizayna v Kitae [Problems Concerning History of Chinese Arts and Crafts and of Chinese Design]. Zhuangshi. 1. pp. 63-67.

7. Li Zehou. (1984) Put'krasoty [The Path of Beauty]. Beijing: China Social Sciences Press.

8. Confucius. (2001) Lun Yu. Moscow: Vostochnaya literatura. [Online] Available from: http://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf (Accessed: 12th February 2021).

9. Barsukova, N.I. (2018) Russkaya povsednevnaya kul'tura - osobennosti organizatsii zhilogo prostranstva [Russian everyday culture - the living space organization]. Vestnik slavyanskikh kul'tur. 49. pp. 327-342.

10. Menshikov, L.N. (2005) Rukopisnaya kniga v Kitae I tysyacheletiya n.e. [A Handwritten Book in China of the First Millennium AD]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya.

11. BOSCH Company official website. [Online] Available from: https://www.bosch-home.ru (Accessed: 15th October 2019).

12. Rykov, S.Yu. (n.d.) Drevnekitayskaya filosofiya [Ancient Chinese Philosophy]. [Online] Available from: https://www.synologia.ru/monograph-1256-13 (Accessed: 15th March 2021).

13. Anon. (n.d.) Poslovitsa "voda po kaple kamen' tochit" [The proverb "Dripping water can wear through a stone."]. [Online] Available from: https://bkrs.info/slovo.php?ch=7K>BE? (Accessed: 15th March 2021).

14. Klimova, G.N. (1944) Tekstil'nyy ornament komi [The Komi textile ornament]. Kudymkar: Komi-Perm. kn. izd-vo.

15. Limerov, P.F. (2005)Mupuks'om - Sotvorenie mira: mifologiya naroda komi [Mu puksum -Creation of the world: The mythology of the Komi people]. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo.

16. Gribova, L.S. (1980) Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov Komi [Decorative and applied art of the Komi peoples]. Moscow: Nauka.

Сведения об авторах:

Чан С. - преподаватель Колледжа гуманитарных и социальных наук Пекинского института нефтехимических технологий (Пекин, Россия). E-mail: [email protected]

Сердитов С.С. - аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: ste-pan. [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Chang Xi. - College of Humanities and Social Sciences, Beijing Institute of Petrochemical Technology (Beijing, China). E-mail: [email protected]

Serditov S.S. - St. Petersburg Stieglitz State Academy of Arts and Design (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 24.05.2022; одобрена после рецензирования 01.05.2023; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted 24.05.2022; approved after reviewing 01.05.2023; accepted for publication 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.