Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Чан С. — Экологические идеи в средовом дизайне: проект «Вспоминая новое» // Культура и искусство. - 2019. - № 7. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.29915 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=29915
Экологические идеи в средовом дизайне: проект «Вспоминая новое»
Чан Сяогэн
аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л. Штиглица, преподаватель на кафздре искусств в Пекинском институте нефтехимических технологий.
192174, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Пр. Александровской Фермы, 8, стр.1,
кв. 531
Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"
Аннотация.
В статье основное внимание уделяется проблеме применения идей экологического развития среды в художественном творчестве. Кроме того, автор задумывается над тем, как через создание дизайнерских изделий показать отношения взаимосвязи и взаимозависимости между человеком и технологиями. Результатом осмысления этих вопросов стало создание проекта «Вспоминая новое». Данный проект представляет собой офисное кресло для двух человек с функциями наклона спинки и поднятия, опускания сиденья. Инновационный характер проекта заключается в повторном использовании материалов. Поскольку средовой дизайн изначально создавался как междисциплинарная область, автору необходимо было не только описать предысторию и процесс создания проекта, но также с социальной и исторической точек зрения проанализировать появление и развитие экологических идей. Посредством метода соединения теории и практики, автор в данном исследовании пришел к выводу о социальной значимости идей экологического развития в средовом дизайне. Их использование в художественном творчестве влияет на популяризацию экологической концепции в обществе в целом. Таким образом, проект «Вспоминая новое» обладает интерактивным характером, показывая взаимодействие между человеком, технологиями и окружающей средой.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическая концепция, экодизайн, зеленый дизайн, утилизация, повторное использование, искусство инсталляции, офисное кресло, интерактивность, социальная значимость
DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29915
Дата направления в редакцию:
02-06-2019
Дата рецензирования:
02-06-2019
«Искусство инсталляции указывает на то, что художник в определенной среде с художественной точки зрения выбирает, применяет, преобразует, объединяет уже использованные или не использованные населением предметы материальной культуры и с помощью обнаруженной у них новой формы показывает скрытый смысл богатой духовной культуры индивида или целого коллектива. Проще говоря, искусство инсталляции - это художественное соединение вместе места, материала и эмоций» [1, с-
Проект «Вспоминая новое» относится к искусству инсталляции и представляет собой офисное кресло для двух человек (Рис. 1). Особенность изделия состоит в том, что оно полностью выполнено из повторно используемых материалов, за исключением некоторых металлических конструкций, соединяющих детали кресла. Название проекта указывает на определенные воспоминания автора о прошлом в Китае.
Рис. 1. Проект «Вспоминая новое»
Повторное использование материалов в дизайне
Впервые термин «устойчивое развитие» появился в документах «Всемирной стратегии охраны природы» в 1980 г., подготовленной Международным союзом охраны природы. Понятие «устойчивое развитие» непосредственно связано с экологией и стратегией управления ресурсами. В 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Всемирная комиссия
по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) акцентировала внимание на концепции «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей современников не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои
собственные потребности» -t^. Сегодня концепция «устойчивого развития» широко используется не только в сферах охраны природных ресурсов, экономики, социологии, но также техники и культуры.
Проблема экологичности окружающей среды затронула и сферу дизайна. Во второй половине XX в. появились термины «устойчивый дизайн», «зеленый дизайн», «экодизайн». Все эти понятия относятся к идее экологичного развития окружающей среды и концепции «устойчивого развития». В западных источниках широкое применение нашло использование понятия «устойчивый дизайн», в России -«экодизайн», а в Китае - «зеленый дизайн». Некоторые авторы, например, доктор философских наук Быстрова Т. Ю., говорят о путанице в этих терминах и указывают на решающую роль «проектных концептуальных установок дизайнера»
В данной статье автор использует термины «устойчивое развитие» и «зеленый дизайн». Последний термин нашел большее применение в Китае и, на взгляд автора, совпадает с понятием «экодизайн». «Устойчивое развитие» - это концепция, отражающая характер социальных и экономических изменений. Она раскрывает функцию полезности дизайна и стимулирует развитие проектной индустрии. «Зеленый дизайн» в свою очередь является методом реализации концепции «устойчивого развития».
«Зеленый дизайн» - это общемировая тенденция дизайна, появившаяся в 1980-е гг. Возникновение этого вида дизайна представляет собой переосмысление проблемы негармоничного развития отношений между человеческим обществом и окружающей средой. Три основных принципа экологического развития среды, которые являются и основой для зеленого дизайна (3R - Reduce, Reuse, Recycle) - сокращение, повторное использование, рециркуляция - подразумевают под собой уменьшение загрязнения окружающего мира, утилизацию или повторное использование продукции и ее
составляющих [4, с- 12]. Переработка и утилизация - это один из методов зеленого дизайна, включающий в себя анализ возможности, значимости, стоимости, способа переработки продукции и материалов. Анализ необходим для осуществления наиболее эффективного использования ресурсов в условиях причинения наименьшего вреда
окружающей среде с-
Проблема иссякающих природных ресурсов становится неизбежной для будущего развития человечества. В связи с этим вопрос о значимости повторного использования материалов, концепция экологически чистого развития общества в рамках художественного творчества привлекли внимание автора. Проект «Вспоминая новое» заставил признать существование в творчестве старых и новых материалов. Это привело автора к мысли о том, что пригодная только для выброса старая вещь может превратиться в «новый ресурс». Такая идея отражает отношение уважения к материалу как таковому и как результат желание использовать его в полную меру. Проект «Вспоминая новое» - это творческая попытка осмыслить взаимосвязь между научно-технической цивилизацией, человеком и экологической средой, это также возможность расширения диапазона в выборе материала для дизайнерских работ.
Предыстория и название проекта
Создание проекта «Вспоминая новое» явилось своего рода откликом на анализ автором
технологий компании BOSCH. В 2015 г. компания BOSCH получила одну из самых важных наград в области дизайна - Red Dot Award - за создание восьмого поколения
встраиваемых кухонных электроприборов с сенсорным контролем J6!. Сенсорное кольцо, которым оснащена электропечь, может с легкостью контролировать все функции духовки (Рис. 2).
Рис. 2. Восьмая серия встраиваемых электрических печей BOSCH
Сенсорное кольцо BOSCH - это не только предмет повседневности, но также и изделие искусства, выполненное в технической сфере. Оно создано с помощью метода волочения проволоки, который широко применяется в космической сфере. Сенсорное кольцо обладает тремя основными характеристиками: удобство, прочность и лаконичность. Эти три черты нашли свое отражение и в авторском проекте.
Кроме того, использование сенсорного кольца BOSCH указывает на определенный характер взаимодействия между потребителем и технологиями: необходимость контроля и регулировки, а также возможность взаимодействия и согласованности, что также было продемонстрировано в проекте «Вспоминая новое».
Технологичность кольца вызвала у автора ассоциации с знаковым автомобилем Китая конца XX в. - Фольксваген Сантана, который в то время использовался многими и считался своего рода технологической инновацией. Именно поэтому автором в проекте «Вспоминая новое» были использованы детали этого автомобиля.
Поскольку проект непосредственно связан с размышлениями автора о его прошлом, «память» стала ключевым словом. «Новое» - это весьма популярная и необходимая сегодня идея об экологическом развитии окружающей среды.
Процесс создания изделия
В проекте «Вспоминая новое» основными материалами стали пассажирское сиденье подготовленного к утилизации автомобиля Фольксваген Сантана и подержанные офисные кресла.
Поскольку автомобиль был не новым, автору необходимо было изучить вопрос о стандартах утилизации транспортных средств в КНР. В целях обеспечения нормального функционирования дорожного движения и безопасности жизни и имущества людей, а также создания экологически чистого и ресурсосберегающего общества КНР одним из основных положений в стандартах безопасного вождения автомобилей в соответствии с законами «О безопасности дорожного движения» и «О предотвращении загрязнения атмосферы» явилось следующее: по достижении определенного срока эксплуатации и пробега, автомобиль подлежит утилизации (эти два показателя имеют отличия, согласно марке и виду автомобиля).
По данному правилу в 2013-2017 гг. возможный срок эксплуатации автомобиля составлял 15 лет, а пробег - 600 тыс. км., после чего автомобиль нужно было утилизировать. Согласно изменениям 2018 г., срок эксплуатации автомобиля перестали брать в расчет, однако при использовании автомобиля в течение 15 лет владельцу необходимо один раз в полгода (а не в год) проходить техосмотр с целью гарантии, что количество выброса выхлопных газов соответствует технике безопасности по государственному стандарту «Технической безопасности транспортных средств». Условия пробега, согласно этому стандарту, остаются прежними - 600 тыс. км.
В Китае утилизированные автомобили разбираются на запчасти, которые используются металлургическими предприятиями, а не автомобильными заводами [7, с 11-121. Несмотря на повторную эксплуатацию металлоконструкций, такие материалы, как резина, стекло, пластмасса, ткань, поролон и другие не проходят полноценную переработку,
соответственно коэффициент их повторного применения низок [8, с- 31.
Проект «Вспоминая новое» был создан в 2015 г. Детали проекта были взяты из подлежащих утилизации по сроку использования (15 лет) автомобилей Фольксваген Сантана: заднее пассажирское сиденье вместе с подголовниками, две ручки ручного тормоза, две ручки коробки передач. Кроме того, автор приобрел части ранее использованных офисных кресел - крестовину, газлифт, ролики и механизмы по регулировки кресла по высоте и наклону. Каждой детали понадобилось в двух экземплярах. Всего процесс создания кресла «Вспоминая новое» состоял из шести основных этапов.
1) Рычаги двух регулировочных механизмов офисного кресла располагались с левой стороны; один из них, посредством резки и сварки конструкции, необходимо было поставить на правую сторону.
2) Автор разделил заднее сиденье Фольксваген Сантана на нижнюю часть и спинку для того, чтобы закрепить внутренние металлические детали и впоследствии осуществить сварку этих частей, согласно новому необходимому функционалу - возможности поднятия, опускания и наклона сидения, подобно офисному креслу. Для этого автор использовал механизм по регулировке офисного кресла по высоте и наклону. Этот механизм и сиденье были сварены друг с другом.
3) После осуществления замеров толщины сиденья и анализа системы регулировочного механизма использовались резьбонарезной станок и трубогибочная машина для создания металлического стержня, соединяющего регулировочный механизм и ручку коробки передач (Рис. 3).
Рис. 3. «Вспоминая новое». Детали проекта: сиденье, подголовники, ручка коробки передач и металлический стержень, ручка ручного тормоза.
4) Далее ручка тормоза была соединена посредством сварки с регулировочным механизмом.
5) На следующем этапе, посредством необходимых замеров, во внутренних металлических деталях сидения было сделано два отверстия для того, чтобы вставить газлифт, с помощью которого осуществляется поднятие и опускание сиденья.
6) На последнем этапе регулировочный механизм сиденья был сварен с металлической конструкцией спинки сиденья.
Автор особенно обращал внимание на сохранение удобства и визуальной целостности кресла: регулировочный механизм по наклону и поднятию кресла был полностью помещен внутрь сиденья Фольксваген Сантана, внутренняя металлическая структура которого была укреплена с помощью сварки. Кроме того, необходимо было вырезать небольшую часть поролона для вставки регулировочного механизма, но только без изменения внешнего вида кресла, характеристик его мягкости и удобства.
Из описания процесса создания проекта «Вспоминая новое» можно понять, что два регулировочных механизма независимы друг от друга, поэтому осуществить функции наклона, поднятия и опускания кресла невозможно, работая лишь с правой или левой стороной. Также из-за длины сиденья Вольсфаген Сантана один человек не может воспользоваться функционалом кресла. Лишь два человека, сидящие на таком стуле, способны контролировать угол наклона спинки, опускание и подъем только, если они взаимодействуют друг с другом (Рис. 4). Так, автор показал характер взаимодействия между человеком и технологиями, которое заключается в сочетании контроля и согласованности.
Рис. 4. Использование кресла «Вспоминая новое»
Выводы
Офисное кресло «Вспоминая новое» является удобным в использовании, лаконичным с визуальной точки зрения и достаточно прочным, благодаря использованию метода сварки для укрепления металлических деталей конструкции.
Помимо этого, в проекте «Вспоминая новое» отражены две идеи: во-первых, экологическая, во-вторых, интерактивная. Последняя показывает особенности отношения между человеком и технологиями, заключающегося в контроле и согласованности взаимодействия. Идея экологичности является основной в авторском прое кте .
Сегодня, в период гипер-индустриализации все больше людей осознают важность защиты окружающей среды, в том числе системы безотходных производств и переработки. В связи с этим для дизайнеров важно понять, благодаря каким методам и бизнес-моделям в собственной работе реализовать идею экологичности. На взгляд автора, это можно сделать посредством интерактивности и увлекательности проектов для непосредственных пользователей.
Социальная значимость повторного использования материалов в дизайне, безусловно, заключается не только в просвещении отдельных потребителей и широкой общественности. Она также подразумевает под собой ломку традиционного представления общества о том, что «мусор» это «что-то ужасное», заставляет задуматься об основных характерных свойствах и задачах любого предмета материального мира. Так, исследование идеи переработки старых материалов включает в себя много направлений, в том числе изучение эстетического восприятия и потребностей польз ов а те ле й.
Можно сказать о том, что идея использования переработки и утилизации материалов в дизайне требует развития как с теоретической, так и практической точек зрения. Кроме того, для осуществления проектов зеленого дизайна необходимо, чтобы дизайнеры, инвесторы, продавцы и покупатели в равной степени были заинтересованы в идее
экологичности продукции. Также, безусловно, развитие идеи повторного использовании материалов в художественном дизайне требует одобрения и поддержки государства.
Библиография
1. Цао Лицзе. Лунь цзунхэ цайляо цзай чжуанчжи ишу чжун дэ юньюн (О применении комплексных материалов в искусстве инсталляции) / Цао Лицзэ. - Тунляо: Университет Внутренней Монголии для национальностей. - 2011. - 3 с. Ш^Уи
2011. £3^
2. Кэ чисю фачжань (Устойчивое развитие) // Жэньмин жибао. Режим доступа: http://dangshi.people.com.cn/ GB/165617/166499/9981549.html (дата обращения: 08. 03. 2019) ^ЩШЖШ // ASBÄo
3. Быстрова, Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - №1. - С. 96101.
4. Ли Ян. Ишу ди цзайшэн - сюньхуань цзайшэн цайляо цзай хуаньцзин шэцзи чжун дэ инюн (Рециркуляция в художественном творчестве: повторное использование материалов в средовом дизайне) / Ли Ян. - Шанхай: университет Тунцзи. - 2006. -106 с. / {^мт^-'Фт^тш^тшФтшт} / £Ю6Ж
5. Доу Шань. Шицзе гунъе шэцзи фачжань дэ чуши (Тенденции развития мирового промышленного дизайна) / Доу Шань // Китайская и зарубежная архитектура. -2013. - 2 с. тш / 2013, £2^
6. Red Dot Award 2015: лучшая награда для Роберта Сачона и команды дизайнеров бытовой техники BOSCH (Red Dot Award 2015: Top award for Robert Sachon and the Bosch Home Appliances design team). Режим доступа: https://www.red-dot.org/zh/about-red-dot/magazin/red-dot-award-2015-hoechster-titel-fuer-robert-sachon-und-das-bosch-hausgeraete-design-team/?r=1 (дата обращения: 08. 03. 2019)
7. Ся Ган. Мяньсян фэйцзю цичэ чайсе юй хуэйщоу моши яньцзю - гэ го фэйцзю цичэ хуэйщоу тиси цзи юньин моши бицзяо бяо (бяо 2.1) (Исследование способа разборки и утилизации автомобилей - сопоставление систем утилизации автомобилей в различных странах (таблица 2.1)) / Ся Ган. - Нанкин: Нанкинский университет авиации и космонавтики. - 2007. - 70 с. ЖМ / (ШЙШВЯ^ ftiP^H^fttlS;
ШЖМ^М^*^, 2007, £70^
8. Лун Шаохай. Во го цичэ хуэйшоу чанье сяньчжуан цзи шичан цяньцзин фэнси (Текущая ситуация и рыночная перспектива автомобильной промышленности Китая) / Лун Шаохай // Комплексное использование ресурсов в Китае. - 2005. - №4. - С.
2-5. /тткшъгш&шшшяя;»/ фишШ^УД, ^4^,2005, 2^5^
9. Вельц Пьер. Чао гунъе шидай (Общество гипер-промышленности) / Пьер Вельц. -Тайвань: Ляньпу. - 2018. - 176 с. ,2018. £176^