УДК: 37.041-057.875
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ДИНАМИКУ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНОГО СТАТУСА
ЧЕРЕДНИК ИРИНА ЛЕОНИДОВНА
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар, Россия
ORCID Ю 0000-0002-2988-954Х ПАНЧЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА преподаватель кафедры нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар,
Россия ORCЮ Ю 0000-0001-8616-3772 КАШИНА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА студент лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар,
Россия ORCЮ Ю 0009-0001-7041-7907 АННОТАЦИЯ
Результаты, полученные методом сердечно-дыхательного синхронизма у студентов с различными типами личности, продемонстрировали, что к концу годового обучения все учащиеся вне зависимости от темперамента понижают свои адаптационные способности, что отражает утомляемость студентов от длительного непрерывного обучения. При этом наименьшее снижение индекса регуляторно-адаптивного статуса к концу учебного года, а значит, более устойчивые регуляторно-адаптивные возможности наблюдались у студентов флегматиков /сангвиников и флегматиков. Тогда как холерики, меланхолики и меланхолики/холерики имели наибольший процент снижения показателя индекса регуляторно-адаптивного статуса.
Ключевые слова: индекс регуляторно-адаптивного статуса, учебный процесс, тип личности, адаптация к учебному процессу, студенты медицинских ВУЗов.
INFLUENCE OF PERSONALITY TYPES OF STUDENTS ON DYNAMICS OF REGULATORY-ADAPTIVE STATUS
CHEREDNIKIRINA LEONIDOVNA
Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia
ORCID ID 0000-0002-2988-954X PANCHENKO ELENA IVANOVNA Lecturer, Department of Normal Physiology, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia ORCID ID 0000-0001-8616-3772
KASHINA YULIA OLEGOVNA Medical Faculty Student, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia ORCID ID 0009-0001-7041-7907 ABSTRACT
Results obtained by the method of cardio-respiratory synchronism in students with different personality types demonstrated that by the end of the annual study, all students, regardless of temperament, lower their adaptive abilities, which reflects the fatigue of students from long-term continuous learning. At the same time, the smallest decrease in the index of regulatory-adaptive status by the end of the academic year, which means that more stable regulatory-adaptive capabilities were observed in phlegmatic/sanguine and phlegmatic students. Whereas cholerics, melancholics and melancholics/cholerics had the highest percentage of decline in the index of regulatory-adaptive status.
Key words: index of regulatory-adaptive status, educational process, personality type, adaptation to the educational process, students of medical universities.
БОШКАРУВ-МОСЛАШУВ СТАТУСИ ДИНАМИКАСИГА ТАЛАБАЛАР ШАХСИЯТИ ТИПИНИНГ ТАЪСИРИ
ЧЕРЕДНИК ИРИНА ЛЕОНИДОВНА
т.ф.д., профессор, нормал физиология кафедраси мудири, Кубан давлат тиббиёт университети, Краснодар ш., Россия. ORCЮ Ю 0000-0002-2988-954Х
ПАНЧЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА нормал физиология кафедраси уцитувчиси, Кубан давлат тиббиёт университети, Краснодар ш., Россия. ORCЮ Ю 0000-0001-8616-3772 КАШИНА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА даволаш факултети талабаси, Кубан давлат тиббиёт университети, Краснодар ш., Россия.
ORCЮ Ю 0009-0001-7041-7907 АННОТАЦИЯ
Юрак нафас синхронизми усули буйича олинган натижалар курсатишича, темпераментидан цатъий назар барча талабаларда уцув йилининг охирига келиб барча талабаларда мослашувчанлик хусусиятлари пасаяди, бу эса талабаларнинг узлуксиз таълим жараёнидан чарчашини курсатади. Уцув йилининг охирида бошца-рув- мослашув статуси индексининг энг кам пасайиши флегматик /сангвиник ва флегматик талабаларда кузатилди. Бошцарув-мослашув статуси индекси пасайишининг энг юцори фоизлари холериклар, меланхоликлар ва меланхоликлар/холерикларда кузатилди.
Калит сузлар: бошцарув-мослашув статуси индекси, уцув жараёни, шахсият типи, уцув жараёнига мослашиш, тиббиёт олий таълим муассасалари талабалари.
Актуальность.
Процесс становления системы высшего образования и медицинских научных школ Кубани является значимым явлением культуры южного региона России - [1]. На кафедре нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета продолжительное время уделяется внимание вопросам регуля-торно-адаптивного статуса - [2, 3, 4, 5].
Соматическое и ментальное здоровье студентов, оцениваемое по функциональному состоянию организма, рассматривается как приоритетная задача физиологов и других профильных специалистов. Данная проблема особенно актуальна для студентов медицинских вузов, имеющих специфику обучения - [6]. Регуляторно-адаптивный статус объединяет приспособительные свойства различных функциональных систем, и в первую очередь, сердечнососудистой и дыхательной - [7]. Выявление функциональных изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной системах и в их регуля-торных механизмах позволит внести вклад в понимание критериев оценки регуляторно-адаптивного статуса как оптимума жизнедеятельности в конкретных условиях образовательной среды - [8]. Современная психофизиология уже оперирует фактами о ключевой роли личностных особенностей в процессе воспитания, образования и приобретения профессиональных навыков - [9].
Цель исследования - изучить динамику индекса регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) у студентов-медиков с различными типами личности в начале и конце учебного года.
Материалы и методы. У 184 практически здоровых студентов-медиков мужского и женского пола II (89 человек) и V (95 человек) курсов Кубанского государственного медицинского университета в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года оценивали регуляторно-адаптивные возможности пробой сердечно-дыхатель-
ного синхронизма (СДС), проводимой с помощью прибора «ВНС-Микро» (ООО «Нейрософт», Россия) и определяли типы личности по тест-опроснику Г. Айзенка. В статистическом анализе использовали параметрические методы расчета, различия показателей считались статистически значимыми при уровне p<0,05. Обработку полученных данных осуществляли с помощью пакетов прикладных программ Microsoft Excel 2016, Statistica v.10 (StatSoft. Inc., США).
Результаты исследования и их обсуждение. Проведена оценка регуляторно-адаптивных возможностей у студентов с классическими и смешанными типами личности по динамике индекса регуляторно-адаптивного статуса в начале и в конце учебного года. У групп с классическими типами личности в конце учебного года зафиксировано снижение регуляторно-адаптивных возможностей (таблица 1): у флегматиков ИРАС снизился на 18,1% на фоне сокращения интервала СДС; увеличение времени, развития СДС на минимальной границе (на 12,9% и 6,3% соответственно); произошло снижение регуляторно-адаптивных способностей с высокого до хорошего уровня (р<0,001).
Таблица 1
Показатели (M±m) индекса регуляторно-адаптивного статуса и регуляторно-адаптивных возможностей у студентов различных типов личности в начале и в конце учебного года
Тип личности Количество обследованных (n) Индекс регуляторно-адаптивного статуса Регуляторно-адаптивные возможности
начало года конец года начало года конец года
Флегматики 26 09,4±1,1 9,6±1,2* Высокие Хорошие
Сангвиники 22 04,0±1,7 5,5±0,9* Высокие Удовлетворительные
Меланхолики 20 6,1±0,7 3,4±0,7* Удовлетворительные Низкие
Холерики 22 7,5±0,8 2,9±1,1* Хорошие Удовлетворительные
Флегматики/ сангвиники 20 39,8±0,8 1,1±0,7* Высокие Высокие
Флегматики/ меланхолики 30 35,7±1,3 9,7±0,8* Высокие Удовлетворительные
Сангвиники/ холерики 26 7,7±1,1 2,2±0,7* Высокие Удовлетворительные
Меланхолики /холерики 18 8,2±0,4 6,0±0,5* Удовлетворительные Низкие
*р<0,001
У сангвиников происходило более значительное снижение ИРАС - на 65,9%; уменьшение интервала длительности СДС; увеличение времени формирования синхронизма на нижней границе диапазона (на 46,6% и 56,3% соответственно), что привело к переходу высокого уровня регуляторно-адаптивных возможностей до удовлетворительного (р<0,001). У холериков выявлено снижение ИРАС - на 51,3%; сокращение ширины диапазона СДС (на 32,1%); увеличение времени формирования синхронизма (на 36,5%) и понижение регуляторно-адаптивных возможностей с хорошего уровня до удовлетворительного (р<0,001). Пробы СДС у студентов с меланхолическим темпераментом определили уменьшение ИРАС на 62,9%; сокращение диапазона СДС (на 47,4%); рост времени развития синхронизма (на 41,2%) и понижение адаптивных способностей с удовлетворительных значений до низких показателей (р<0,001).
В группах смешанных типов личности в конце учебного года наблюдались аналогичные изменения, как и в группах с классическими типами. У флегматиков/сангвиников индекс ИРАС снизился (на 20,5%), диапазон синхронизации уменьшился (на 11,4%), время формирования СДС увеличилось (на 11,5%), но регуляторно-адаптивные способности стабильно оставались на высоком уровне (р<0,001). У флегматиков/меланхоликов происходило снижение ИРАС (на 63,4%), сокращение интервала СДС (на 38,8%), увеличение
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (69) 2024
времени развития синхронизации (на 72,3%), ухудшение регуляторно-адаптивных возможностей с высокого до удовлетворительного уровня (р<0,001). У сангвиников/холериков регистрировалось уменьшение ИРАС (на 56,8%); сокращение интервала синхронизма (на 34,6%); увеличение времени образования СДС (на 51,1%), падение адаптационных возможностей с удовлетворительного до низкого уровня (р<0,001). У меланхоликов/ холериков наблюдалось снижение ИРАС на 66,8%, уменьшение (на 51,0%) диапазона СДС, увеличение (на 46,7%) интервала образования синхронизма, понижение регуляторно-адаптивных возможностей с удовлетворительных до низких оценок (р<0,001) [10].
Выводы. Результаты, полученные методом сердечно-дыхательного синхронизма у студентов с различными типами личности, продемонстрировали, что к концу годового обучения все учащиеся вне зависимости от темперамента понижают свои адаптационные способности, что отражает утомляемость студентов от длительного непрерывного обучения. При этом наименьшее снижение ИРАС к концу учебного года, а значит, более устойчивые регуляторно-адаптивные возможности наблюдались у студентов флегматиков /сангвиников и флегматиков. Тогда как холерики, меланхолики и меланхолики/холерики имели наибольший процент снижения показателя ИРАС. Полученные в настоящем исследовании данные о различной ширине диапазона синхронизации в зависимости от типа личности, по-видимому, объясняются с позиций особенностей нервных процессов, характерных для лиц разных типов темперамента. Все это означает, что тип высшей нервной деятельности - основа, на которой строится не только характер, личность, эмоциональная и функциональная сферы, но и регуляторно-адаптивный статус, что обязательно откладывает отпечаток на учебную и профессиональную деятельность человека
[10]. На основании знания типа ВНД возможно улучшить организацию учебного/рабочего процесса для предотвращения развития эмоционального и профессионального выгорания и, как следствие, психосоматических заболеваний.
Список литературы:
1. Редько А.Н., Ковелина Т.А., Чередник И.Л. и др. Александр Иванович Смирнов: вклад ученого-физиолога в формирование медицинской культуры Кубани // Национальное здоровье. - 2019. -№ 3. - С. 48-57. - EDN NCALLR.
2. Кашина Ю.В. Интегративная оценка адаптации студентов к учебному процессу // Восточно-Европейский научный журнал. - 2015. - Т. 2, № 2. - С. 87-93. - EDN VATOMN.
3. Кашина Ю.В. Оценка адаптации студентов в начале и в конце учебного года по вариабельности ритма сердца // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10-3. - С. 514-517. - EDN STJFXZ.
4. Покровский В.М., Кашина Ю.В., Абушкевич В.Г., Таценко Е.Г Дополнительный показатель для оценки уровня адаптации // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2019. - Т. 14, № 1-1. - С. 57-60. - DOI 10.14300/mnnc.2019.14049. - EDN OBFMGF.
5. Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К., Дуров В.В. и др. Влияние транскраниальной электростимуляции на результаты трактографии фронтальной коры студентов при психоэмоциональном стрессе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2020. - Т. 24, № 1. - С. 75-84. - DOI 10.22363/2313-02452020-24-1-75-84. - EDN AGKVLF.
6. Кашина Ю.В., Покровский В.М., Чередник И.Л., Бурлуцкая А.В. Комплексная оценка адаптации студентов к процессу обучения в вузе // Человек. Спорт. Медицина. - 2023. - Т. 23, № 1. - С. 73-79. - DOI 10.14529/hsm230110. - EDN GFGUCJ.
7. Kashina Ju.V., Gluzman Iu.V., Vaskov M.A. et al. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/ Egyptology. - 2020. - Vol. 17, No. 6. -P. 743-752. - EDN XWDEUQ.
8. Кашина Ю.В. Прогноз адаптации студентов к учебному процессу // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2021. Т. 16, № 4. С. 415-416. DOI 10.14300/mnnc.2021.16099. - EDN QFBVNM.
9. Kashina Yu.V., Vishnevsky V.A., Vaskov M.A. et al. Assessment of regulatory-adaptive possibilities of students to the study load at a higher education institution in the conditions of a policultural educational space // Revista Genera e Direito. - 2020. - Vol. 9, No. 4. - P. 924-938. - EDN
HYMXDU.
10. Кашина Ю.В., Покровский В.М. Регуляторно-адаптивные возможности студентов: Монография Майкоп: Издательство "Магарин Олег Григорьевич", 2022. - 110 с. - ISBN 978-5-91692-9300. - EDN RAIIUI.