УДК 612.17+612.8+612.2 Кубанский научный медицинский вестник № 3-4 (117-118) 2010
Ю. В. КАШИНА
ОЦЕНКА РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА: ХОЛЕРИКОВ И МЕЛАНХОЛИКОВ/ХОЛЕРИКОВ НА УЧЕБНУЮ НАГРУЗКУ
Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: уи11а-ка5Ыпа@уапйех.ги, тел. 89180113019
У 18 студентов - холериков и меланхоликов/холериков была проведена проба сердечно-дыхательного синхронизма в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии. Результаты пробы: уменьшение диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, увеличение длительности развития синхронизации, уменьшение индекса регуляторно-адаптивного статуса - указывают на снижение регуляторно-адаптивных возможностей у холериков и меланхоликов/холериков в преддверии экзаменационной сессии. Данное обстоятельство следует учитывать преподавателям при проведении занятий с этим контингентом студентов.
Ключевые слова: сердечно-дыхательный синхронизм, холерик, меланхолик/холерик, регуляторно-адаптивный статус.
Yu. V. KASHINA
EVALUATION OF THE SECOND YEAR STUDENTS' REACTION:
CHOLERICS AND MELANCHOLICS ON THE EDUCATIONAL LOAD
Normal physiology department, Kuban state medical university,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedin, 4. E-mail: [email protected], tel. 89180113019
In 18 the choleric, melancholic/choleric students a cardiorespiratory test was carried out in the beginning of the year and before examinations. The results of the test: the decrease of the cardiorespiratory synchronism range width, the increase of the duration of the cardiorespiratory synchronism development indicate a decrease of the functional and adaptive state in cholerics and melancholics/ cholerics before examination. This circumstances must be taken into account by teachers during studies with contingent of such students.
Key words: cardiorespiratory synchronism, choleric, melancholic/choleric, functional and adaptive state.
Современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Это часто приводит к отрицательному отношению к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение регуляторноадаптивных возможностей, что выражается в нарушении эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента [1, 2, 8, 9].
Пик адаптации студентов в вузе приходится на 1-2-й курсы [3].
По Стреляу [8], наименее адаптированными являются холерики и меланхолики/холерики.
Для объективной оценки реакции студентов на учебную нагрузку целесообразно использовать пробу сердечно-дыхательного синхронизма, предложенную В. М. Покровским с соавторами [5].
Цель работы - оценить регуляторно-адаптивные возможности студентов - холериков и меланхоликов/ холериков в процессе их приспособления к учебной нагрузке.
Материалы и методы исследования
У 112 студентов и студенток второго курса медицинского вуза в возрасте 18-20 лет в начале учебного года при помощи теста Г. Айзенка были установлены типы личности. Среди испытуемых холериков и меланхоликов/холериков оказалось 18 человек, в том числе: холериков - 9 человек, меланхоликов/холериков - 9 человек. У них на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [6] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокар-
диограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим расчетом параметров сердечно-дыхательного синхронизма: диапазона синхронизации (ДС), длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона (ДлРмин. гр.). В целях интеграции этих двух наиболее информативных параметров сердечно-дыхательного синхронизма, отражающих регуляторно-адаптивные реакции организма, В. М. Покровским предложено представить их во взаимосвязи, выражаемой отношением, названным индексом регуляторно-адаптивного статуса, который определяется по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин. гр.х100, а по нему регуляторно-адаптивные возможности организма от высоких до низких [4]. Наблюдение выполняли в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии. Полученные данные обрабатывали статистическими методами прямых и непрямых разностей.
Результаты и их обсуждение
Проведение пробы сердечно-дыхательного синхронизма в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии дало следующие результаты (таблица).
Индекс регуляторно-адаптивного статуса в начале года составлял 41, а в преддверии экзаменационной сессии - 16.
Резкое уменьшение индекса регуляторно-адаптивных возможностей свидетельствует об их уменьшении с удовлетворительных к низким.
Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в преддверии экзаменационной сессии по сравнению с величиной в начале года у холериков, меланхоликов/
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов - холериков, меланхоликов/холериков в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии (М±т )
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года п=18 В преддверии экзаменационной сессии п=18
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 82,6±0,8 81,8±0,7 Р >0,05
Исходная частота дыхания в минуту 19,9±0,2 19,1±0,2 Р >0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 83,7±0,8 85,0±0,8 Р >0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 92,6±0,7 89,4±0,8 Р <0,01
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 8,7±0,2 4,8±0,1 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 21,1±0,3 29,6±0,2 Р <0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 41 16
Регуляторно-адаптивные возможности организма Удовлетворительные Низкие
холериков уменьшался на 44,8%, у холериков - на 43,9%, у меланхоликов/холериков - на 44,6%.
Длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона в преддверии экзаменационной сессии по сравнению с величиной в начале года у холериков, меланхоликов/холериков увеличивалась на 40,3%, у холериков - на 36,0%, у меланхоликов/ холериков - на 44,5%.
Таким образом, у студентов - холериков и мелан-холиков-холериков в преддверии экзаменационной сессии регуляторно-адаптивные возможности уменьшались. На это необходимо обращать внимание преподавателям при проведении занятий с данным контингентом студентов. Проба сердечно-дыхательного синхронизма и особенно такой ее показатель, как индекс регуляторно-адаптивных возможностей организма, позволяют преподавателю оценить переносимость студентами нагрузки во время занятий и их готовность к экзаменационной сессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. - М., 2006. - 436 с.
2. Васягина Н. Н., Лозгачева О. В. Формирование стрессоус-тойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза). - Екатеринбург, 2009. - 112 с.
3. Иванов Г. Г., Воронцов В. Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. - Ижевск, 1996. -С. 40-41.
4. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010.
5. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма / В. М. Покровский, В. Г. Абушкевич, Е. Г. Потягайло, А. Г. Похотько // Успехи физиологич. наук. - 2003. - Т. 34. № 3. - С. 68-77.
6. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
7. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. -М., 1982. - 162 с.
8. Хуторная М. Л. Особенности проявления стрессоустойчи-вости студентов различных специальностей // Вестник Тамбовского университета. - 2007. - № 11 (55). - С. 223-227.
9. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2002. - Т. 1. № 3. - С. 319-322.
Поступила 19.04.2010
Кубанский научный медицинский вестник № 3-4 (117-118) 2010