Подготовка специалистов в российских вузах наиболее соответствует подготовке специалистов в университетах Германии, в частности: отсутствуют требования к студентам и выпускникам вуза; определены условия и содержание научно-исследовательской подготовки студентов; квалифи-
Библиографической список
кационные характеристики заменяются информационными материалами, в которых содержится характеристика профессии, содержание подготовки и научная сфера, в которой студент сможет применить свои знания и умения.
1. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава. Вестник высшей школы. 1991; 7: 100 - 106.
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз, 1996.
3. Казанцев С.Я. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения. Педагогическое образование и наука. 2001; 3: 9 - 15.
4. Радионова С.А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2006.
5. Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. Москва: Молодая гвардия, 2014.
6. Nehles. R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule IR. Nehles. Bern : Long, 1981.
7. Иванова М.И. Развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском образовательном пространстве. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
8. Официальный сайт Боннского Университета в Германии. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2003.
9. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.
10. Education and training monitor 2015. European Commission. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2015.
References
1. Roug V. Universitet kak yavlenie srednevekovoj kul'tury. Predislovie i vvodnaya glava. Vestnik vysshej shkoly. 1991; 7: 100 - 106.
2. Disterveg A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Uchpedgiz, 1996.
3. Kazancev S.Ya. Metodologicheskaya kul'tura studentov v usloviyah fundamentalizacii obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2001; 3: 9 - 15.
4. Radionova S.A. Soderzhanie i tehnologii organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij stran Evrosoyuza: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2006.
5. Glagoleva E.V. Povsednevnaya zhizn'evropejskih studentov ot Srednevekov'ya do 'epohiProsvescheniya. Moskva: Molodaya gvardiya, 2014.
6. Nehles. R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule IR. Nehles. Bern : Long, 1981.
7. Ivanova M.I. Razvitienauchno-obrazovatel'nojsistemy Germanii vedinomevropejskomobrazovatel'nomprostranstve. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.
8. Oficial'nyj sajt Bonnskogo Universiteta v Germanii. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2003.
9. Zaharova I.G. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy vysshego uchebnogozavedeniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
10. Education and training monitor 2015. European Commission. Luxembourg : Publications office of the European Union, 2015.
Статья поступила в редакцию 08.10.18
УДК 37.013
Romanova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir Law Institute FPS Russia (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
THE EFFECT OF TECHNOLOGICAL ADDICTION ON THE PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE ADOLESCENTS PERSONALITY. The
article presents some interpretations of foreign researchers on the problems of technological addiction of adolescents and young people. Technologies enable adolescents to satisfy their need for autonomy, to realize the need for peer recognition and the need for communication and self-realization. Extreme use of technology can disrupt normal patterns of mood and socialization in adolescence. The preference of the virtual world to real life entails the difficulty of adapting adolescents in society, which in turn becomes the cause of their delinquent behavior. It has been proven that technological dependence can be destructive as well as dependence on the use of alcohol and other drugs. However, technology can be a protective factor with the right approach. The role of adults in the prevention of addiction in adolescents has been stressed, showing them the benefits of a healthy, balanced approach to the use of technology.
Keywords: technological dependence, deviant behavior, basic needs, social adaptation, virtual world.
Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц. Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
В статье представлены некоторые трактовки зарубежных исследователей проблем технологической зависимости подростков и молодёжи. Технологии дают возможность подросткам удовлетворять свою потребность в самостоятельности и автономии, реализовать потребности в признании со стороны сверстников и потребности в общении и самореализации. Экстремальное использование технологий может нарушить нормальные модели настроения и социализации в подростковом возрасте. Предпочтение виртуального мира реальной жизни влечет трудности адаптации подростков в социуме, что в свою очередь становится причиной их делинквентного поведения. Доказано, что технологическая зависимость может быть разрушительной так же, как и зависимость от употребления алкоголя и других наркотиков. Однако технология может быть защитным фактором при правильном подходе. Почеркнута роль взрослых в профилактике зависимости у подростков, показывая им преимущества, получаемые от здорового сбалансированного подхода к использованию технологий.
Ключевые слова: технологическая зависимость, девиантное поведение, базовые потребности, социальная адаптация, виртуальный мир.
Взросление молодого поколения во всем мире сопровождается происходящими социальными изменениями социально-экономической ситуации, образа жизни семьи и культурных норм, развитием новых способов общения. Одновременно новые возможности и жизненные перспективы создают условия для появления новых социальных рисков, проблем взросления и социализации подростков и молодёжи. Происходящие в новых условиях изменения затрагивают модели поведения человека и влияют на его развитие. Новые информационные технологии нам нужны для выживания в современном социальном мире, серьезная чрезмерная зависимость от них или склонность к определенным аспектам ее использования может быть социально разрушительной.
Формирование разрушительно влияющей на личность технологической зависимости у подростков в последние годы становится серьезной проблемой. Исследования отечественных ученых в данной области сосредоточены на широком спектре проблем, связанных с влиянием изменения среды развития на поведение подростков (Хломов К.Д. [1]), изменением мотивационно-потребност-ной сферы и характера общения подростков под влиянием интернет-технологий (Кондрашкин А.В. [2]), негативными последствиями бессистемности овладения знаниями в области цифровых технологий (Солдатова ГУ. и др. [3]) и ряда других.
Проблемы технологической зависимости не теряют своей актуальности, несмотря на достаточно обширный спектр их исследований. Определены приоритетные направления психолого-педагогических исследований в изменяю-
щихся ситуациях развития детей и подростков (Фельдштейн Д.И. [4], Войскун-ский А.Е. [5], Малыгин В.Л. и др. [6], Егоров А.Ю. и др. [7]), рассматриваются вопросы активности подростков и молодёжи в интернет-сообществах, создаются модели педагогической поддержки подростков, склонных в интернет-зависимости (Завалишина О.В. [8], Митичева Т.И. и др. [9], Обжорин А.М. [10]). Видение зарубежными исследователями проблем технологической зависимости подростков и молодёжи, дает возможности обозначить общность подходов к их решению и новые способы воздействия на ее негативные последствия.
Технологическую зависимость можно определить как технологически обусловленное, часто повторяющееся, навязчивое поведение, несмотря негативные последствия для пользователя. Навязчивое желание подключиться к Интернету и неспособность от него вовремя отключиться является аддикцией - формой де-виантного поведения. Эта зависимость уводит несовершеннолетнего от реальности в виртуальный мир, искажает его восприятие окружающего мира, сужает круг его интересов и тем самым наносит вред его формированию. Предпочтение виртуального мира реальной жизни влечет трудности адаптации в социуме, что в свою очередь становится причиной делинквентного поведения.
Диапазон последствий технологической зависимости в подростковом возрасте достаточно широк: от легкой досады при отсутствии возможности пользоваться технологиями в данный момент до чувства изоляции, крайней тревоги и депрессии. Технологии с большой эффективностью удовлетворяют наши естественные потребности в стимуляции, взаимодействии и изменениях в окружающей среде. Когда подростки испытывают стресс, будь то романтическая отверженность или плохая отметка на экзамене, технологии могут стать для них быстрым и легким способом удовлетворения основных потребностей и, как таковые, могут вызывать зависимость. Технологии воздействуют на системы наслаждения мозга подобно алкоголю и наркотикам, которые уводят подростков от реальности.
Интернет может вызывать привыкание как многофункциональный инструмент, который приносит нам огромное количество информации на беспрецедентных скоростях. Удобный для пользователя по дизайну, теперь у нас есть доступ к Интернету через приложения на наших планшетах, телефонах и часах. «Страх упустить» («Fear of Missing Out» - «FOMO») - это часто описываемый феномен у подростков и молодых людей, когда они все больше ощущают необходимость оставаться на связи с Интернетом, чтобы первыми узнать о новостях или социальных событиях. Некоторые пользователи Facebook, например, сообщают, что используют интернет-платформу социальных сетей в качестве способа облегчения беспокойства или депрессии [11].
Одним из отличительных признаков человеческой психологии является то, что мы хотим чувствовать себя компетентными, автономными и связанными с другими людьми. Видеоигры позволяют подросткам ощутить свою состоятельность в чем-то, способствуют чувству их автономии и неконтролируемости. Те же цели, которые побуждают людей добиваться успеха в реальном мире, часто присутствуют в видеоиграх. Поскольку каждый набирает виртуальное богатство или престиж, проводя время в играх и продвигаясь по уровням, виртуальное богатство может стать некой версией фактического признания через денежную покупательную способность в онлайн-игре или положительную репутацию в он-лайн-сообществе.
Как и сам Интернет, игры становятся все более доступными для подростков через приложения в смартфонах, через каналы YouTube или сабреддиты, посвященные обсуждению их игры, геймеры оказываются связанными с другими энтузиастами, разделяющими их интересы. Несмотря на то, что в игровой вселенной есть место для социальной связи, это пространство также обеспечивает потенциальный выход из реальности в цифровой мир, где игроки идентифицируют себя по-новому, более привлекательно, чем в реальной жизни.
Смартфоны, планшеты и другие высокомобильные и гибкие технологии дают возможность быстрого подключения в любых условиях. Эти устройства, а также появление других интеллектуальных устройств от Apple Watch до Amazon Echo способствуют развитию зависимости, устраняя временное отставание от постановки задач до выполнения действий, которые ранее требовали входа в настольный компьютерный источник.
Независимо от цели общения, социальные сети питают нашу потребность в человеческих связях, позволяя нам делиться отзывами с теми, кто далеко от нас во времени, географии или социальном статусе. Индивидууму нужен человеческий контакт для эмоционального и психологического здоровья. Привлекательность социальных сетей заключается в том, что она помогает нам заполнять социальные потребности без усилий или ограничений личного контакта.
Технология может дать подросткам ложное чувство реляционной безопасности, поскольку они общаются с невидимыми людьми по всему миру. Скорость, с которой развивается технология, обеспечивает получение всего, что подростку нужно в течение нескольких секунд, что поощряет нездоровое стремление к мгновенному удовлетворению. Медленное подключение к Интернету или отсоединение может способствовать развитию раздражительности и беспокойства у подростков, которые привыкли быстро получать все необходимое через технологию.
Чрезмерное использование технологии становится причиной нарушения сна, поскольку подростки часто допоздна играют в компьютерные игры в ущерб сну и здоровью. Как результат, страдают академические, спортивные и социаль-
ные показатели. Кроме того, малоподвижный образ жизни, нарушение времени приема пищи может привести к увеличению веса и другим осложнениям, таким как развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
Технологическая зависимость становится причиной ослабления собственных социальных навыков. Даже для здоровых подростков увеличение жизненных обязанностей, гормональные изменения и стрессы новых социальных и академических миров становятся вызовами, требующими значительного нервного напряжения. Они становятся еще сложнее для тех, кто полностью поглощен технологией.
У подростка, зависимого от технологии, мозг становится все более и более неспособным различать живые и альтернативные реальности, которые производят мгновенную стимуляцию, удовольствие и вознаграждение. Таким образом, экстремальное использование технологий может нарушить нормальные модели настроения и социализации в подростковом возрасте. Зависимость от социальных сетей, игр или других функционирующих платформ может стать новой и нездоровой «нормой».
Серьезной проблемой является технологическая зависимость и употребление психоактивных веществ подростками. Исследования показывают, что подростки, злоупотребляющие технологией, чаще используют психоактивные вещества, чем их сверстники с более здоровыми отношениями к ней. Технологическая зависимость может быть фактором риска употребления алкоголя и наркотиков. Доказано, что у людей, которые злоупотребляют технологиями, может формироваться аналогичная химическая и нейронная структура мозга с теми, кто пристрастился к психоактивным веществам [12]. Исследования показали, что результаты сканирования мозга у молодых людей с нарушением интернет-зависимостей (IAD) аналогичны исследованиям людей, страдающих от алкоголя, кокаина и марихуаны [13]. Повреждение систем мозга, связанных с эмоциональной обработкой, вниманием и принятием решений, затрагивается как наркоманами, так и технологическими наркоманами. Это открытие показывает, что привязка к технологическому поведению может в какой-то мере быть физически разрушительной как зависимость от употребления алкоголя и других наркотиков.
Еще одно исследование показало, что группа подростков, которые «ги-пертекстуализировали», на 40% чаще употребляли сигареты и в два раза чаще употребляли алкоголь, чем подростки, которые были менее частыми пользователями технологий. В этом же исследовании отмечалось, что те, кто проводил больше часов в день на сайтах социальных сетей, чем другие их сверстники, подвергались более высокому риску депрессии и самоубийства [14].
Разумеется, если мы сможем предотвратить технологическую зависимость, мы также сможем предотвратить другие рискованные действия и опасные последствия для подростков. Технология может стать и защитным фактором при определенных условиях. Появление более умных, быстрых, более мобильных технологий можно использовать позитивно с подростками. Разумно используемая технология, может поощрять подростков изучать свой мир и выражать себя. Технология становится неотъемлемой частью образовательного процесса, открывая новые возможности интерактивного взаимодействия подростков и преподавателей в решении учебных задач. Некоторые преподаватели используют Facebook в качестве коммуникационного центра, создавая публичную страницу или меньшие закрытые группы для занятий. Используя такие технологии, учителя могут информировать родителей, распространять домашние задания или разрешения, делиться фотографиями и видеороликами с занятиями в классе и других учебных площадках. Направлению интереса подростков к мировым проблемам, поиску путей установления социальной справедливости, их гражданскому развитию способствуют правильно подобранные материалы и комментарии к ним, размещенные на YouTube [15].
Технология может способствовать творчеству подростков, оказывая поддержку в выборе средств выражения с помощью удобных для пользователя инструментов. Некоторые исследования показали, что блоги или веб-журналы позитивно влияют на развитие творческого мышления подростков [16]. Метапо-знание - способность осознавать, учитывать и использовать информацию о собственных когнитивных процессах - позволяет подросткам развивать критическое мышление по академическим и художественным дисциплинам. Использование интернет-технологий, которые заставляют учащихся задуматься и подтвердить свои процессы обучения, обеспечивает основу для развития навыков познавательной способности подростков. В настоящее время общие технологии, такие как планшеты и смартфоны, часто намного менее громоздки, чем ноутбуки и учебники, позволяют подросткам развивать гибкое воображение, читать художественную литературу, писать стихи, рисовать или делать снимки благодаря простоте использования программных приложений на высокомобильных устройствах.
При правильном отслеживании родителем или опекуном использование социальных сетей может создавать безопасные и здоровые сети дружбы для подростков с такими же интересами в Интернете, через уже сложившиеся взаимные дружеские отношения или в общих центрах интересов, таких как сообщество блогов или группа Facebook.
Немаловажно отметить, что с развитием интернет-технологий и мобильных технологий, расширились горячие линии для звонков, включив в них сайты помощи в Интернете и текстовые линии для подростков, которые ведут опытные и зрелые взрослые. Эти варианты обеспечивают место, в котором подростки могут
получать точную информацию и своевременную поддержку, когда им не удобно обсуждать свои личные проблемы со взрослыми дома или в школе. Поскольку проблемы онлайн-буллинга вызывают острое беспокойство, такие горячие лини Интернета способны оказать действенную поддержку подросткам в трудных ситуациях [17].
Предотвращение подростковой зависимости от технологий означает поиск баланса в жизни подростков, чтобы они не использовали технологию как средство выхода из реальных проблем, эмоций, социализации или идентичности. Для этого необходимо обеспечить им множество здоровых выборов, которые способны конкурировать с увлечением технологией. Необходимо также обеспечить баланс активности и производительности при здоровом управлении стрессом. Все в жизни требует энергии, и часто подростки чувствуют, что у них слишком мало энергии для выполнения многих требований. Если они не направляются взрослыми, чтобы открыть для себя здоровые способы пополнения своих запасов энергии, они могут по умолчанию использовать ложные способы для развлечения или снятия стресса, которые способствуют развитию технологической зависимости.
На взрослых возложена обязанность воспитывать развитие просоциальной идентичности подростков в реальном мире. Взрослые должны быть активными, поскольку они помогают подросткам узнать, кто они на самом деле, что им ин-
Библиографический список
тересно и нужно. Легче создать интернет-фасад, но гораздо более полезно для подростков развивать истинные цели и подлинную самобытность в своих семьях, школах и сообществах.
Очевидно, что развитие информационных технологий является одним их важнейших факторов, следствием влияния которых стала трансформация в психологической и социальной ситуации подростков, что признано как отечественными, так и зарубежными учеными. Технологии дают возможность подросткам удовлетворять свою потребность в самостоятельности и автономии, реализовать потребности в признании со стороны сверстников и потребности в общении и самореализации. Этому в немалой степени способствуют новые знания и информация, которую подростки могут получить посредством информационных технологий. Используя их, они получают ощущение контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет одну из базовых потребностей человека - потребность в безопасности. Технология может быть защитным фактором при правильном использовании, а взрослые могут сыграть определенную роль в профилактике зависимости у подростков, показывая им преимущества, получаемые от здорового сбалансированного подхода к использованию технологий. Экстремальное использование технологий может нарушить нормальные модели настроения и социализации в подростковом возрасте.
1. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития. Психологическая наука и образование. psyedu. ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
2. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и интернет. Юридическая психология. 2013; 1: 18 - 24.
3. Солдатова ГУ. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Т. А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013.
4. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010; 4: 20 - 32.
5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал. 2004; Т. 25; № 1: 90 - 100.
6. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антонен-ко, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики. Москва: МГМСУ, 2011.
7. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005; Т. 5; № 2: 20 - 27.
8. Завалишина О.В. Моделирование педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости. Научный журнал КубГАУ. 2001; 70(06): 601 - 606.
9. Митичева Т.И., Маслова В.С. Проблема активности молодёжи в социальных сообществах интернет-сети. Альманах современной науки и образования. 2015; 5(95): 126 - 128.
10. Обжорин А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011; № 1 (6): 79 - 84.
11. Conrad Brent. "Why Is Facebook Addictive? Twenty-One Reasons For Facebook Addiction - TechAddiction." Video Game Addiction Treatment & Computer Addiction Help -TechAddiction. 2017. Available at: http://www.techaddiction.ca/why-is-facebook-addictive.html
12. Goldstein Rita Z., and Nora D. Volkow. "Dysfunction of the prefrontal cortex in addiction: neuroimaging findings and clinical implications: Abstract: Nature Reviews Neuroscience." Nature Publishing Group: science journals, jobs, and information. Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited. Available at::http://www.nature.com/nrn/ journal/v12/n11/abs/nrn3119.html
13. NHS. "Extreme levels of texting 'unhealthy'." NHS Choices. 10 November 2010. Available at: http://www.nhs.uk/news/2010/11November/Pages/Texting-and-teen-behaviour.aspx
14. Lin Fuchun, Zhou, Yan, Du, Yasong, Qin, Lindi, Zhao, Zhimin, Xu, Jianrong and Hao Lei. (2012). "Abnormal White Matter Integrity in Adolescents with Internet Addiction Disorder: A Tract-Based Spatial Statistics Study." Plos One. Available at: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0030253
15. Barseghian Tina. "How Teachers Make Cell Phones Work in the Classroom | MindShift." KQED Public Media for Northern CA.KQED. 10 May 2012. Available at: https://ww2.kqed. org/mindshift/2012/05/10/how-teachers-make-cell-phones-work-in-the-classroom/
16. Hargrove R. "The Role of Technology in Developing Students Creative Thinking Abilities - IATED Digital Library." IATED Digital Library. http://library.iated.org/view/ HARGROVE2009THE.
17. Lublin Nancy. "Nancy Lublin: Texting that saves lives | Video on TED.com." TED: Ideas worth spreading. TED Conferences, LLC. Available at: http://www.ted.com/talks/nancy_ lublin_texting_that_saves_lives.html
References
1. Hlomov K.D. Podrostok na perekrestke zhiznennyh dorog: socializaciya, analiz faktorov izmeneniya sredy razvitiya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
2. Kondrashkin A.V., Hlomov K.D. Postanovka problemy: deviantnoe povedenie podrostkov, social'naya situaciya i internet. Yuridicheskayapsihologiya. 2013; 1: 18 - 24.
3. Soldatova G.U. Cifrovaya kompetentnost'podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya. T.A. Nestik, E.I. Rasskazova, E.Yu. Zotova. Moskva: Fond Razvitiya Internet, 2013.
4. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravleniya psihologo-pedagogicheskih issledovanij v usloviyah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitiya. Byulleten'Vysshejattestacionnoj komissii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. 2010; 4: 20 - 32.
5. Vojskunskij A.E. Aktual'nye problemy psihologii zavisimosti ot Interneta. Psihologicheskijzhurnal. 2004; T. 25; № 1: 90 - 100.
6. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki. V.L. Malygin, K.A. Feklisov, A.S. Iskandirova, A.A. Antonenko, E.A. Smirnova, N.S. Homeriki. Moskva: MGMSU, 2011.
7. Egorov A.Yu., Kuznecova N.A., Petrova E.A. Osobennosti lichnosti podrostkov s internet-zavisimost'yu. Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. 2005; T. 5; № 2: 20 - 27.
8. Zavalishina O.V. Modelirovanie pedagogicheskoj podderzhki podrostkov, sklonnyh k proyavleniyu internet-zavisimosti. Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2001; 70(06): 601 - 606.
9. Miticheva T.I., Maslova V.S. Problema aktivnosti molodezhi v social'nyh soobschestvah internet-seti. Al'manah sovremennojnauki iobrazovaniya. 2015; 5(95): 126 - 128.
10. Obzhorin A.M. Profilaktika komp'yuternoj i internet-zavisimosti v sovremennoj shkole. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2011; № 1 (6): 79 - 84.
11. Conrad Brent. "Why Is Facebook Addictive? Twenty-One Reasons For Facebook Addiction - TechAddiction." Video Game Addiction Treatment & Computer Addiction Help -TechAddiction. 2017. Available at: http://www.techaddiction.ca/why-is-facebook-addictive.html
12. Goldstein Rita Z., and Nora D. Volkow. "Dysfunction of the prefrontal cortex in addiction: neuroimaging findings and clinical implications: Abstract: Nature Reviews Neuroscience." Nature Publishing Group: science journals, jobs, and information. Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited. Available at::http://www.nature.com/nrn/ journal/v12/n11/abs/nrn3119.html
13. NHS. "Extreme levels of texting 'unhealthy'." NHS Choices. 10 November 2010. Available at: http://www.nhs.uk/news/2010/11November/Pages/Texting-and-teen-behaviour.aspx
14. Lin Fuchun, Zhou, Yan, Du, Yasong, Qin, Lindi, Zhao, Zhimin, Xu, Jianrong and Hao Lei. (2012). "Abnormal White Matter Integrity in Adolescents with Internet Addiction Disorder: A Tract-Based Spatial Statistics Study." Plos One. Available at: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0030253
15. Barseghian Tina. "How Teachers Make Cell Phones Work in the Classroom | MindShift." KQED Public Media for Northern CA.KQED. 10 May 2012. Available at: https://ww2.kqed. org/mindshift/2012/05/10/how-teachers-make-cell-phones-work-in-the-classroom/
16. Hargrove R. "The Role of Technology in Developing Students Creative Thinking Abilities - IATED Digital Library." IATED Digital Library. http://library.iated.org/view/ HARGROVE2009THE.
17. Lublin Nancy. "Nancy Lublin: Texting that saves lives | Video on TED.com." TED: Ideas worth spreading. TED Conferences, LLC. Available at: http://www.ted.com/talks/nancy_ lublin_texting_that_saves_lives.html
Статья поступила в редакцию 18.10.18