16. Herbozo S. and Thompson K. Body image in pediatric obesity. In: L.J. Heinberg, K.J. Thompson (Eds.) Obesity in youth, 2009: P. 99-114.
17. Tiggemann M. Body image across the adult life span: stability and change // Body Image, 2004. Vol. 1. P. 29-41.
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРФЕКЦИОНИЗМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Власова А.А. Email: Vlasova663@scientifictext.ru
Власова Алина Андреевна — студент магистратуры, кафедра психологии развития, психологический факультет, Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева, г. Самара
Аннотация: в настоящее время крайне незначительное внимание психологов-исследователей уделено изучению детского перфекционизма. В данной статье анализируется влияние стиля семейного воспитания и родительско-детских отношений на перфекционизм детей младшего школьного возраста, который последние демонстрируют в школе в ходе учебной и социальной деятельности. Для выявления данной взаимосвязи были использованы проективные методики, доступные детям данного возрастного сегмента, и опросники для родителей и детей, адаптированные под нужную возрастную категорию.
Ключевые слова: перфекционизм, стиль семейного воспитания, социально-предписанный перфекционизм, родительские установки, родительско-детские отношения.
THE INFLUENCE OF STYLE OF FAMILY EDUCATION ON THE PERFECTIONISM IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE Vlasova A.A.
Vlasova Alina Andreevna—Master's Student, DEPARTMENT OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, OF THE FACULTY OF PSYCHOLOGY, SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY S.P. KOROLEV, SAMARA
Abstract: currently, very little attention is paid to the study of child perfectionism by psychologists-researchers. This article analyzes the influence of the style of family education and parent-child relations on the perfectionism of children of primary school age, which the latter demonstrate at school in the course of educational and social activities. To identify this relationship were used projective techniques available to children of this age segment, and questionnaires for parents and children, adapted to the desired age category.
Keywords: perfectionism, style of family education, socially prescribed perfectionism, parental attitudes, parent-child relationship.
УДК 159.922.736.3
Изучением влияния семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм [3, c. 85]. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни [2, c. 48].
Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности. Перфекционистская ориентация начинает формироваться очень рано, как правило еще в младшем школьном возрасте, а порой даже раньше. Решающими в ее возникновении выступают факторы семейного воспитания [4, с. 105]. По мнению Хамачека невротический перфекционизм происходит из детского опыта взаимодействия с неодобряющими или
непостоянно проявляющими одобрение родителями, чья любовь зависит от результатов деятельности ребенка.
Канадские ученые П.Л. Хьюитт (P.L. Hewitt) и Г.Л. Флетт (G.L. Flett) для измерения уровня перфекционизма и определения характера соотношения его составляющих у испытуемого создали многомерную шкалу перфекционизма.
Авторы определяют перфекционизм как стремление быть совершенным, безупречным во всем. Основываясь на результатах как собственных исследований, так и исследований, проведенных другими учеными, они описывают три составляющих перфекционизма:
• перфекционизм, ориентированный на себя (self oriented perfectionism; ПОС),
• перфекционизм, ориентированный на других (socially oriented perfectionism; ПОД),
• социально предписанный перфекционизм (socially pre-scripted perfectionism; СИП).
При высоком уровне перфекционизма, ориентированного на себя, человеку свойственно
предъявлять чрезвычайно высокие требования к себе; при высоком уровне перфекционизма, ориентированного на других, - чрезвычайно высокие требования к окружающим. При высоком уровне социально предписанного перфекционизма человек расценивает требования, предъявляемые к нему окружающими как завышенные и нереалистичные. Соотношение составляющих перфекционизма может быть разным - таким образом даже при одинаковом уровне выраженности этой черты могут складываться в разные профили [5, с. 215].
В ходе анализа существующих исследований перфекционизма, было принято решение провести исследование на тему изучения влияния стиля семейного воспитания на перфекционизм у детей младшего школьного возраста. Актуальность выбранного исследования объясняется очень небольшим количеством существующих на данный момент исследований перфекционизма у детей младшего школьного возраста. Было установлено, что объектом изучения данной работы становится перфекционизм, предмет - влияние типа семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания на формирование и проявление перфекционизма у детей младшего школьного возраста.
Выбор методик для проведения исследования.
Так как для проведения данного исследования была выбрана методика Хьюитта-Флетта, за основу было взято то определение и разделение перфекционизма, которого данные авторы придерживаются в своих работах. В Многомерной шкале перфекционизма, которая была использована для изучения перфекционизма у взрослых, авторы выделяют перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально-предписанный перфекционизм. В адаптации данной шкалы для подростков и детей младшего школьного возраста, авторы сократили данное деление до 2 составляющих: перфекционизм, ориентированный на себя и социально-предписанный перфекционизм. Под перфекционизмом, ориентированным на себя авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет к себе. Социально-предписанный перфекционизм они объясняют пониманием «мои близкие ожидают от меня очень многого, я не должен их подвести» - т.е. это не собственные завышенные требования ребенка к себе, и не подтвержденные фактами часто предъявляемые высокие требования к ребенку со стороны близких взрослых, а именно представление ребенка о значимых взрослых как о людях, которые предъявляют к нему завышенные требования (при этом эти требования нельзя не оправдать). Для определения школьной успеваемости, демонстрируемого в школе поведения была выбрана беседа с классным руководителем, в ходе которой собиралась информация по каждому испытуемому. Для определения стиля семейного воспитания выбор был остановлен на проективной методике «Рисунок «Моя семья»». Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко дети помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Когда ребенок почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет
пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток - отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми.
Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки. Как правило, отверженные дети обычно «забывают» нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает. Описание проведенного научного исследования.
В данном исследовании участвовало 52 испытуемых, из них 24 мальчика и 28 девочек, все они являются учащимися 4 «А» и 4 «Б» классов ГБОУ СОШ № 8. В ходе обработки полученных по шкале перфекционизма результатов было получено 22 работы, в которых уровень шкалы «Социально-предписанный перфекционизм» был выше, чем шкалы «Я-ориентированный перфекционизм» (высокий уровень «С-П» в сочетании со средним или низким уровнем «Я-П»), 14 работ, где «Я-ориентированный перфекционизм», был выше чем уровень «Социально-предписанного перфекционизма», 10 работ, в которых шкалы «Социально-предписанного» и «Я-ориентированного» перфекционизма были на среднем уровне, и 6 работ, где «Я-ориентированный» и «Социально-предписанный» перфекционизм находились на низком уровне.
В ходе сбора данных по учебной успеваемости учащихся было отмечено, что ребята с результатами Я-П выше, чем С-П, демонстрируют самый высокий уровень учебной успеваемости по всем предметам. Испытуемые, у которых уровень С-П превышает уровень ЯП, демонстрируют высокий уровень успеваемости по многим предметам и особенно болезненную реакцию на полученные оценки ниже положительной.
В рисунках семьи у испытуемых с уровнем С-П выше, чем Я-П фигура испытуемого отсутствует либо изображена с замазанной фигурой/намного меньше остальных членов семьи. Также было отмечено, что в рисунках данных испытуемых фигура мамы изображена чаще всего первой слева, намного крупнее остальных фигур, у нее неоднократно обведены глаза/губы/руки и стоит она в отдалении от самого испытуемого.
Испытуемые с данными рисунками в ходе беседы давали следующие комментарии «мама отдельно всегда», «ей не до меня», «а меня тут нет, я в комнате наказан, чтобы лучше уроки делал» и т.д. Заключение.
В ходе данного исследования были получены следующие данные: около 30% испытуемых (9 человек из 28) демонстрируют уровень социально-предписанного перфекционизма выше, чем уровень я-предписанного перфекционизма. У данных испытуемых в результатах проективной методики Рисунок «Моя семья» и беседе по полученным рисункам были получены результаты, которые могут свидетельствовать об эмоциональном отдалении ребенка от родителей, авторитарном стиле семейного воспитания (ребенок не рисует себя либо рисует себя намного меньше родителей и других членов семья, а также в отдалении от них; мама изображена как главенствующая фигура - первая слева, крупнее остальных и с двойным обведением фигуры.
Список литературы / References
1. Балцевич В.А., Бурова С.М., Воднеева А.К. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения. Минск: Университетское, 1989. 25 с.
2. Ильин Е.П. Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 167 с.
3. КотляровА.В. Человек зависимый. М.: Издательство Института Психотерапии, 2006. 215 с.
4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 153 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 278 с.