development of cognitive motivation of students of a higher educational institution in the conditions of the two-level system of education
A. Barabanov, Doctor of Pedagogics, Professor,
L. Fedina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
Problems of the development of students' cognitive motivation from the view of many-leveled conception of Vallerand's motivation are considered in the paper; besides, the experience of using methodical aids and the marks-rating system of the registration and the control of knowledge as an effective means of the development
of cognitive motivation and a student's personality subjective qualities is generalized in the paper.
Key world: development of academic motivation; situational motivation; context motivation; development of a student's personality subjective qualities.
УДК 796.01:159.9
перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет
Доктор психологических наук, профессор Г. Б. Горская, аспирант А. В. Несветайло,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты исследования взаимосвязей параметров тревожности юных шахматистов и показателей родительского перфекционизма и стилей родительского воспитания. Представлены доказательства того, что неконструктивные проявления перфекционизма родителей повышают вероятность усиления тревожности и боязни неудач у юных шахматистов младшего школьного возраста. Установлено, что стили родительского воспитания, подрывающие уверенность юных спортсменов в себе как выражением сомнений в их возможностях, так и предъявлением не соответствующих их
возрасту требований, повышают вероятность роста уровня их тревожности.
Ключевые слова: перфекцио-низм; тревожность; мотивация достижения; стили родительского воспитания; юные шахматисты.
Стремление к максимально высоким достижениям является основополагающей особенностью спортивной деятельности. В связи с этим в центре внимания исследователей и практиков оказываются такие психологические феномены, как мотивация достижения и перфекционизм, отражающие это стремление и регулирующие его проявления. Первоначально они изучались как регулятор успешно-
сти деятельности спортсменов высокого класса. Однако повышение внимания к подготовке спортивного резерва привело к появлению исследований названных феноменов у юных спортсменов. Они в значительной степени касались юных спортсменов высокого класса и показали их связь с параметрами психических состояний, острого и хронического стресса, вероятностью травм.
Исследования мотивации достижения у спортсменов начались раньше, чем исследования перфекцио-низма, и показали неоднозначность влияния таких компонентов мотивации достижения, как стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
Исследования перфекционизма у спортсменов начали проводиться активно относительно недавно. На это указывает практически отсутствие исследований по данной проблематике в отечественной психологии спорта. В связи с этим целесообразно привести определение перфекционизма. В наиболее широком смысле он понимается как стремление к совершенству, к безупречности в действиях, к максимальному уровню достижений [7]. Это стремление сочетается, как правило, с установлением жестких критериев достижения успеха, при которых даже незначительное отклонение от намеченного результата рассматривается как неудача.
Современными исследователями перфекционизм рассматривается как многомерный феномен. Представления о структуре перфекционизма содержатся в концепциях Дж. Л. Флетта, П. Л. Хьитта [13] и Р. О. Фроста [14]. Дж. Л. Флетт и П. Л. Хьитт являются сторонниками трехкомпонентной концепции перфекционизма, согласно которой его составляющими являются перфек-ционизм, ориентированный на себя, перфекционизм, ориентированный на других, и социально предписанный перфекционизм. Первый заключается в предъявлении предельно высоких требований к себе, второй -в их предъявлении к другим. Социально предписанный перфекционизм заключается в восприятии личностью требований со стороны социума как чрезмерных. Авторы данной концепции рассматривают перфекционизм как негативный фактор, усиливающий эмоциональную напряженность деятельности, повышающий уровень стресса. Все же они дифференцируют выделенные параметры перфекционизма по степени их негативного влияния на поведение. Как наиболее конструктивное проявление перфекционизма они рассматривают пер-фекционизм, ориентированный на себя, а как наиболее неконструктивный - социально предписанный пер-фекционизм.
Автор другой концепции перфекционизма Р. О. Фрост склонен подразделять выделенные им компоненты перфекционизма на конструктивные и деструктивные. К первым из четырех выделенных он относит организованность и высокие личностные стандарты успеха в сочетании с высокими родительскими ожиданиями. Ко вторым Р. О. Фростом отнесены показатели «озабоченность ошибками» и «родительская критика,
сочетающаяся с неуверенностью в собственных действиях».
Зарубежные исследования проявлений перфекцио-низма у юных спортсменов выявили его взаимосвязь с многочисленными параметрами психических состояний, отражающихся на результатах деятельности юных спортсменов. В исследовании элитных юных гимнастов подросткового возраста было установлено, что такой параметр перфекционизма, как озабоченность ошибками, коррелирует с вероятностью получения травм, общим уровнем стресса и негативным стрессом, замедляющим восстановление после психических нагрузок. Сходные корреляционные связи были обнаружены между показателями стресса и параметром перфекци-онизма «родительская критика, неуверенность в собственных действиях» [19].
Взаимосвязь показателей перфекционизма и эмоционального выгорания была показана в исследовании юных футболистов [16]. Перфекционизм также оказался фактором, повышающим развитие у юных спортсменов тревоги и депрессии [10].
Исследования факторов, усиливающих или ослабляющих перфекционизм у юных спортсменов, рассматривают влияние на них социального окружения как одного из наиболее важных. Эти исследования указывают на то, что социальное окружение может быть для юных спортсменов источником как психологической поддержки, так и психологического давления [9, 11]. В свою очередь, психологическое давление социального окружения приводит к возрастанию стресса [2, 4, 10].
Для детей и подростков наиболее велико влияние родителей. Именно поэтому роль родителей в формировании перфекционизма у детей стала объектом внимательного изучения [9, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22]. В исследованиях влияния родителей на проявления перфекционизма у юных спортсменов установлено, что дети воспринимают перфекционистские установки родителей [9]. Значимость родителей для детей повышает влияние их позиции на характер проявлений перфекционизма у юных спортсменов, на восприятие ими родителей либо как способных оказать поддержку, либо как оказывающих психологическое давление, усиливающее стресс [11, 15, 17, 18].
Исследования перфекционизма у юных спортсменов проводились преимущественно в группах спортсменов-подростков. Его особенности и обусловленность позицией родителей у детей более младшего возраста исследованы очень мало, несмотря на то что формирование отношения юных спортсменов к ситуациям достижения формируется с их первых шагов в спорте.
Целью излагаемого в статье исследования было установление взаимосвязи перфекционизма и стиля воспитания родителей юных шахматистов младшего школьного возраста с показателями тревожности и мотивации их детей.
В исследовании приняли участие 40 юных шахматистов 7-11 лет, занимающихся в ДЮСШ «Каисса» г.
Новороссийска, а также 40 их родителей. У юных шахматистов устанавливались показатели тревожности по методике Филлипса [3] и показатели мотивации достижения по методике «МД-решетка Шмальта» [1]. У родителей юных шахматистов устанавливались показатели перфекционизма по методике Фроста [8] и показатели стилей родительского воспитания по методике Варга и Столина [3].
Результаты корреляционного анализа связей показателей тревожности юных шахматистов с показателями перфекционизма их родителей представлены в таблице 1. Они свидетельствуют о том, что показатель родительского перфекционизма «озабоченность ошибками» связан положительными корреляционными связями с показателями тревожности юных шахматистов «общая тревожность», «общая тревожность в школе», «страх самовыражения». Близок к достоверному уровню коэффициент корреляции показателей пер-фекционизма родителей «озабоченность ошибками» и показателя тревожности юных шахматистов «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Эти данные соответствуют результатам исследования С. В. Волико-вой, А. Б. Холмогоровой, А. М. Галкиной о том, что родительский перфекционизм является источником повышения тревожности у детей [2].
Отрицательная корреляционная связь показателя родительского перфекционизма «личные стандарты, родительские ожидания», которая является признаком его конструктивных проявлений, с показателем тревожности юных шахматистов «страх ситуации проверки знаний» указывает на необходимость дифферен-
цированного анализа возможного влияния перфекционизма родителей на психическое состояние их детей.
Заслуживают внимания и корреляционные связи показателей тревожности юных шахматистов с показателями стиля воспитания их родителей (таблица 2).
Положительная корреляция показателя тревожности юных шахматистов «страх самовыражения» с показателем стиля родительского воспитания «маленький неудачник», для которого характерно проявление родителями сомнений в способностях и возможностях ребенка, представляется закономерной. Он согласуется с установленной корреляционной связью того же показателя тревожности с показателем перфекциониз-ма родителей «озабоченность ошибками», представленного в таблице 1. Полученные данные заслуживают внимания потому, что указание на ошибки является распространенным приемом обучения и воспитания, частота применения которого, как правило, выше по сравнению с поощрением за успехи. Это значит, что риск снижения уверенности юных спортсменов и повышения связанной с этим тревожности содержится в бесконтрольном применении не только родителями, но и тренером педагогических воздействий, вызывающих у детей сомнения в своих возможностях и страх перед ситуациями их оценки.
Особый интерес представляют положительные коэффициенты корреляции показателей тревожности детей «переживание социального стресса», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» с показателем стиля родительского воспитания «кооперация». Этот стиль вос-
Таблица 1
Корреляционные связи показателей родительского перфекционизма и тревожности юных шахматистов
7-11 лет
Показатели тревожности юных шахматистов Показатели родительского перфекционизма
озабоченность ошибками организованность родительская критика, сомнения в действиях личные стандарты, родительские ожидания
Общая тревожность 0,40* -0,07 0,27 -0,21
Общая тревожность в школе 0,40* -0,05 0,22 -0,24
Переживание социального стресса 0,19 0,02 0,25 0,04
Фрустрация потребности в достижении успеха -0,01 -0,11 -0,02 -0,07
Страх самовыражения 0,45** 0,09 0,26 0,04
Страх ситуации проверки знаний 0,26 -0,1 0,17 -0,34*
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0,32 -0,08 0,19 -0,17
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,27 0,01 0,14 -0,11
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 0,11 0,07 0,19 0,09
Примечание: * p<0,05; ** p<0,01.
Таблица 2
Корреляционные связи показателей тревожности юных шахматистов 7-11 лет и стиля воспитания их
родителей
Детская тревожность Родительский стиль воспитания:
принятие/ отвержение ребёнка кооперация симбиоз авторитарная гиперсоциализация маленький неудачник
Общая тревожность 0,04 0,31 -0,06 -0,12 0,24
Общая тревожность в школе 0,05 0,29 -0,15 -0,19 0,19
Переживание социального стресса 0,03 0,36* 0,24 0,01 0,21
Фрустрация потребности в достижении успеха -0,11 0,2 0,11 0,09 0
Страх самовыражения 0,17 0,2 -0,26 -0,03 0,40**
Страх ситуации проверки знаний 0,13 0,36* -0,1 -0,04 0,23
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0,01 0,33* 0,12 0,05 0,25
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,13 0,21 0,13 -0,02 0,24
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 0,2 0,01 0,01 0,26 0,14
Примечание: * р <0,05; ** р<0,01.
питания предполагает уважение к ребенку, принятие во внимание его интересов и желаний, «равноправие» отношений. Поэтому можно было бы ожидать, что при таком стиле воспитания родителей тревожность детей должна снижаться, но результаты исследования свидетельствуют об обратном. Они указывают на то, что дети младшего школьного возраста ориентированы на помощь и защиту со стороны взрослых, очень чувствительны к мнению значимых взрослых об их поступках и достижениях. Их готовность к «взрослым» отношениям, предполагающим самостоятельность и ответственность, невысока. Поэтому выражаемые родителями со стилем воспитания «кооперация» ожидания от детей младшего школьного возраста «взрослого» поведения, непосильного для них, может стать источником повышения тревожности. Это тем более важно, что юные спортсмены испытывают потребность в поддержке родителей, которая усиливается по мере увеличения активности их участия в соревнованиях [5], а их готовность к конструктивному восприятию высоких требований обусловлена степенью личностной зрелости [6].
Корреляционные связи показателей родительского перфекционизма с показателями мотивации достижения юных шахматистов 7-11 лет оказались немногочисленными. В исследовании установлены отрицательные корреляционные связи показателя родительского перфекционизма «личные стандарты, родительские ожидания» с показателем мотивации боязни неудач, связанной со страхом перед их социальными последствиями, а также с показателем общей мотивации достижения, в котором суммируются показатель стремления к успеху с показателем боязни неудач, обусловленный страхом
перед их социальными последствиями. Эти корреляционные связи говорят о том, что уверенная позиция родителей снижает боязнь неудач их детей, но, вместе с тем, может снизить и их стремление проявить себя в ситуациях испытания способностей. Достоверных корреляционных связей показателей стиля воспитания родителей и мотивации достижения юных шахматистов в проведенном исследовании не выявлено.
Небольшое число корреляционных взаимосвязей показателей родительского перфекционизма и стилей воспитания с показателями мотивации достижения юных шахматистов может быть связано с тем, что в младшем школьном возрасте мотивация достижения не является ведущим побуждением к включению детей в занятия спортом.
Результаты исследования указывают на значимость влияния ближайшего социального окружения на юных спортсменов, а также на его неоднозначность. Полученные данные говорят о том, что отношение родителей, не учитывающее возрастных особенностей детей, может привести к росту тревожности детей, к снижению их уверенности в своих силах, так важной для успехов в спорте.
Наконец, данные исследования приводят к заключению, что психологическое сопровождение подготовки юных спортсменов должно включать не только работу с ними, но и психологическое просвещение окружающих их взрослых, прежде всего родителей. Такая работа позволит организовать поддержку юного спортсмена со стороны ближайшего социального окружения и снизить вероятность его негативных влияний.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Афанасьева Н. В. Структура мотивации достижения: на выборке детей 9-11 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- М., 1999. - 36 с.
2. Воликова С. В., Холмогорова А. Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 23-31.
3. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
4. Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. Научно-методический журнал. - 2012. - № 4. - С. 74-76.
5. Пархоменко Е. А. Особенности личностного и интеллектуального развития спортсменов в условиях ранней профессионализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2002. - 27 с.
6. Распопова А. С. Возрастные особенности распространенности феномена и его взаимосвязи с личностными особенностями спортсменов // Физическая культура, спорт
- наука и практика. Научно-методический журнал. - 2011.
- № 2. - С. 92-98.
7. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 157-167.
8. Ясная В. А. Ениколопов С. Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. - 2009. - № 1. - С. 101-120.
9. Appleton P. R., Hall H. K., Hill A. P. Perfectionism in elite junior sport: parents' psychological control and empathy as intervening variables. 12th ISSP Congress of Sport Psychology. Symposia Abstracts. Marrakesh, Morocco, 2009. - P. 165.
10. Ashley E., Gretchen S., A.Kerr. Perfectionism and mood states among recreational and elite athletes // Athletic Insight, University of Toronto, 2006. - pp. 13-27.
11. Clarke N., Harwood C., Taylor I. Parents' role perceptions in youth football academies: a qualitative application of role theory // Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal, - 2011. pp. 225.
12. Deeb M., Albakry T. Perceptions of Jordanian Young Athletes' Parents Towards Sports Psychologists // Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. -Portugal, 2011. - pp.283.
13. Flett G. L., Hewitt P. L., De Rosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills // Personality and Individual Differences, 1996. - V. 20. - № 2.
14. Frost, R. O., Marten, P., Lahart, C., & Rosenblate, R. The dimensions of perfectionism. //Cognitive Therapy and Research, 1990. - V.14.v - pp. 449-468.
15. Gordon L, Flett P., L. Hewitt. The Perils of Perfectionism in Sports and Exercise// Current directions in psychological science. York University, 2005. - pp. 14-18.
16. Hill A. P., Hall H. K., Appleton P. R., Kozub S. A. Perfectionism and burnout in junior elite soccer players: The mediating influence of unconditional self-acceptance // Psychology of Sport and Exercise. 9(2008). pp.630-644
17. Hurtel V. The influence of parental involvement on adolescents perceived motivational climate in tennis // Proceeding of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal, 2011. pp. 284.
18. Knight C., Holt N. Creating the optimal psychosocial environment for youth sport: the role of parents // Proceeding of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 224 - 225.
19. Krasnow D., M. S., Mainwaring L, Ph.D., Psych C., Kerr G., Ph.D. Injury, Stress, and Perfectionism in Young Dancers and Gymnasts. //Jornal of Dance Medicine and Science. v.3. N2. 1999. pp. 51-58.
20. Osyrio J., Cruz J. F., Rodrigues A., Botelho M., Almeida M.J. Do they really care? Parental involvement and support in youth sports and physical education // Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 188.
21. Stoeber J., Stoll O., Salmi O., Tukkaja J. Perfectionism and achievement goals in young Finnish ice - hockey players aspiring to make the Under - 16 national team // Journal of Sport Sciences. 2009. v.27. pp. 85-94.
22. Teques P., Serpa S. Parental involvement and children's development in football // Proceedings of the 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Portugal. 2011. pp. 161.
parents' perfectionism and parents' styles of education as regulators of motivation and anxiety of 7-11 aged young chessplayers
G. Gorskaya, Doctor of Psychology, Professor, A. Nesvetailo, Post-graduate student,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
Results of the research of interconnections of young chessplayers' anxiety parameters and indices of parents' perfectionism and their styles of education are presented in the paper. The evidences of the fact that unconstruc-tive manifestations of parents' perfectionism increase the possibility of stronger anxiety and feat of the failure in junior school-aged chesspleayers are also presented in this paper. It is established that parents' educational styles
preventing young athletes' confidence in themselves express uncertainties in their possibilities and present as well requirements which do not correspond to children's age. Thus, they increase the growth of the level of children's anxiety.
Key words: perfectionism, anxiety, motivation of achievements, parents' educational styles; young chessplayers.