УДК 340.1
ББК 6705 I.Yu. BLYASOVA*
Б71
MASS MEDIA INFLUENCE ON THE FORMATION OF SENSE OF JUSTICE OF TEENAGERS
Аннотация: в статье раскрыты роль средств массовой информации в развитии правосознания и правовой культурыподросткоц содержание и особенности позитивного и деструктивного информационного воздействия на правосознание подростков, представлены основные направления преодоления противодействиядеструктивномуинформа-ционному воздействию.
Ключевые слова: информационное воздействие, правосознание, информационно-правовая культура, медиаобразование
ИРИНА ЮРЬЕВНА БЛЯСОВА*
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
* Кандидат педагогических наук; доцент; почетный работник высшего профессионального образования РФ, декан факультетаистории и права
(Шадринский государственныйпедагогический институт) E-mail: [email protected].
Annotation: in the article the author discloses the role of the mass media in the development of sense of justice and legal culture of teenagers, considers particular features of positive and destructive informational influence on teenagers, describes the main directions of counteraction to destructive informational influence.
Key words: informational influence, sense of justice, informational and legal culture, media education.
В современных условиях средства массовой информации (СМИ) стали неотъемлемым элементом правовой культуры, частью духовной жизни личности, важным средством ее социализации . Продукция СМИ информирует о происходящих событиях, расширяют кругозор, повышает общую и политическую культуру ведет к направленному усвоению правовых знаний, создает возможность эмоционального воздействия на подростка, что в целом способствует формированию устойчивых убеждений, ведущих к правомерным действиям.
СМИ становятся значимой составляющей жизни подростков, важным элементом системы правового воспитания, поскольку включают личность в систему общественных отношений, учат определять ее отношение к правовой реальности, правильно оценивать правовую ситуацию, осуществлять свои действия в соответствии с конкретными правовыми нормами.
Особенно восприимчивыми к влиянию СМИ оказываются подростки, поскольку они пропагандируют нормы поведения, ориентированные на молодежную субкультуру, а значит, формируют ценностные ориентации и поведение молодых людей. В связи с этим особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ.
Анализ мотивов просмотра фильмов и телепередач (А.А. Каратаева-Венгер, А.В. Гончарова, О.П. Березина и др.), адресованных
подросткам, показал, что телевидение для них является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. В результате они развивают свои познавательные и рефлексивные возможности, усваивают определенные социальные нормы и правила поведения, жизненные ориентиры, которые оказываются стимулом для их действий.
Содержательный аспект воздействия СМИ заключается в информированности подростков о моделях поведения, о тех неблагоприятных последствиях, которые могут наступить вследствие нарушения ими правовых норм. Механизм перевода правовых предписаний в правомерное поведение подростков предполагает восприятие правовых норм через призму правосознания. При этом правомерным поведение может быть в том случае, если нормативные представления получат положительную оценку со стороны общества и государства.
Идея положительного воздействия СМИ на личность нашла свое отражение в работах Я. За-сурскощ В. Иноземцева, А. Урсула, В. Ядова и др. Исследователи придерживаются мнения о том, что СМИ обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Современные по форме программы способны формировать правомерное поведение, приводить в конечном итоге к снижению подростковой преступности1.
Проведенные исследования подтверждают, что телевидение занимает одно из первых мест по популярности по сравнению со всеми другими источниками информации. Опрос, проведенный среди учащихся 9-10-х классов образовательныхучреж-дений г. Шадринска, показал, что у 85 % респондентов телевизионные передачи пользуются спросом и доверием, в то время как обращение к газетам и журналам не находит распространения среди учащихся (5 %), их предпочтения остаются за телевидением и интернет-ресурсами.
В процессе опроса учащихся было выявлено, что большая их часть (46 %) назвали в качестве основной цели просмотра телепередач развлечение; немного меньшая часть (29 %) -получение информации, в том числе правового характера, и небольшая часть (12 %) - расширение кругозора. Среди каналов правовой информации, способствующих повышению правовой грамотности, опрошенные назвали такие, как «Суд идет», «Федеральный судья», «Человек и закон», ток-шоу «Пусть говорят». Следует заметить, что указанные телепрограммы действительно способствуют правовому просвещению учащихся, расширению их знаний об основных правах человека, способах их защи-
ты, раскрытию механизмов поведения в той или иной жизненной сфере, что в целом способствует повышению уровня правовой компетенции ^ подростков.
В последнее время важными сегментами ® рынка телекоммуникаций, помимо телевещания, стал Интернет и мобильная телефония, типич- ^ ными пользователями которых являются учащиеся образовательных учреждений.
Председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку программы ЮНЕСКО «Образование для всех» координатор программы «Публичные центры правовой информации» А. А. Демидов указывает на расширение спектра информационных источников, используемых в учебном процессе по праву, а также подчеркивает; что формируется основа для реализации сетевых образовательных проектов. В качестве важных направлений информатизации правового образования должны стать целенаправленная работа по профилактике наркозависимости, алкоголизма, табакокурения2.
Заслуживает внимания реализуемый на телевидении проект «Школьник ТВ». Учебно-образовательный проект межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии» рассчитан на аудиторию учащихся, преподавателей образовательных учреждений, абитуриентов, а также детей разного возраста, заинтересованных в получении знаний, в том числе правовых. Отличие телеканала «Школьник ТВ» от других образовательных каналов состоит в том, что он создан специалистами при активном участии и методической поддержке Министерства образования РФ, и прочно вошел в реальный учебный процесс. Кроме того, канал демонстрирует для учащихся художественные, документальные фильмы, спектакли, а также разные тематические передачи, которые связаны с изучаемыми в школе темами по различным предметам.
В результате использования подобных форм работы подростки учатся самостоятельно применять полученные правовые знания в практической деятельности, при оценке как собственного поведения, так и поведения других лиц, что в конечном итоге приводит к осознанию учащимися социальной ценности права.
Таким образом, в России созданы специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время несколько телеканалов ориентированы на детей и подростков.
Помимо позитивного влияния СМИ на поведение детей и подростков, есть и негативные
§
<0 О <0 го
о
с:
последствия, в частности в виде деструктивного информационного воздействия. Проблемы деструктивного информационного воздействия рассматриваются в работах И. Л. Бачило, В. А. Ба-чинина, П. Бурдье, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова и др. Указанные авторы раскрывают понятие информационно-психологическойбезопасности, а также проблемы защиты прав и законных интересов личности в информационной сфере.
Деструктивное информационное воздействие заключается в негативном влиянии информации, распространяемой через СМИ, на правосознание и правовую культуру с целью деформации имеющихся представлений о праве и правовых явлениях либо формирования и утверждения искаженных представлений о них.
В результате негативного влияния СМИ формируются ложные представления об окружающем мире, появляются установки на асоциальное поведение. Особую тревогу вызывает усвоение опыта безнаказанной агрессии, жестокости, которые транслируются с экранов телевизоров.
Исследования А. Бандуры, У. Бельсон, Л. Берковец, А.Г. Данилова, Р. Джин, Э.В. Лид-ской, Л.В. Матвеева, Р. Уолтер и других показали, что просмотр сцен насилия, содержащихся в телепрограммах и фильмах, связан с последующим проявлением агрессии. Подростки, имея незначительный жизненный опыт, желание соответствовать сверстникам и стремление возвыситься в их глазах, закрепляют в своем сознании уверенность в том, что сила, жестокость и агрессия являются самыми действенными регуляторами межличностных отношений, что, в свою очередь, подталкивает их на проявление агрессии в различных жизненных ситуациях. Исследованиями доказано, что показ сюжетов со сценами жестокости, насилия способствует воспроизведению увиденных в фильмах сюжетов. По данным Центра социологии Российской академии образования, изучающего влияние телевидения на подростков, было установлено, что за час трансляции подросток видит 4,2 сцены насилия и эротики, которые показывают в среднем каждые 15 минут, а в ночные часы - 5,4. Если умножить количество сцен на среднее просмотровое время, то в день подросток видит не менее 9 подобных сцен3. Просмотр таких фильмов, как «Человек-паук», «Матрица», «Школа», «Чучело», «Игры для детей школьного возраста» и многих других ведут к усилению агрессии, повышают порог чувствительности к насилию, формируют неадекватные взгляды на социальную реальность. Примеров воспроизведения преступле-
ний, увиденных по телевидению, множество, на что указывают результаты опроса, проведенного в исправительных учреждениях. Значительная часть опрошенных отметили, что телевизионные программы могут научить совершать преступления.
Немецкие ученые также указывают на то, что передачи в вечерних и ночных программах учат недетским моделям поведения, общения. Негативные образцы поведения легче проникают в подсознание детей и подростков, проявляясь в ночных кошмарах, боязни темноты, сновидениях4. Новозеландские исследователи во главе с Р. Хенкоксом пришли к выводу о том, что слишком много времени, проведенного перед телевизором в детстве, негативно отражается на их способностях к образованию, притупляет привычку анализировать и искать ответы на возникающие вопросы, препятствует образному мышлению, развитию общения, подрывает здоровье, психику и зрение и в итоге приводит к отставанию детей в развитии5.
Кроме того, все чаще в СМИ поднимаются проблемы нарушения прав детей. Это происходит в различных сферах: сексуальное насилие над несовершеннолетними, нарушение прав на образование, сокращение малых сельских школ, нарушение жилищных прав, несоблюдение прав на инклюзивное образование и др.
Учитывая, что молодое поколение представляет будущее нашей страны, необходимо усилить внимание к вопросам противодействия негативному влиянию СМИ на подрастающее поколение. С этой целью предлагаем ограничить в средствах массовой информации демонстрацию программ, связанных с насилием, проявлением жестокости, безнаказанности, заменив их программами, пропагандирующими законопослушное поведение, здоровый образ жизни.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающего поколения к взаимодействию со всеми средствами массовой информации. В современных условиях овладение подростком умением использовать познавательный потенциал приобретает большое значение. В связи с этим особая роль отводится так называемому медиаоб-разованию. Его цели заключаются в том, чтобы подготовить молодежь к жизни в современных информационных условиях, восприятию информации (научить ученика понимать ее, критически оценивать качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Заслуживают внимания основные направления подготовки учащихся к жизни в современных информационных условиях, которые выделяет Ш. Ишкулова
- подготовка к критическому восприятию информации, поступающей из СМИ. Учащимся важно дать ориентир в массе разнообразной информации, научить воспринимать, понимать и анализировать последствия влияния СМИ. В наши дни чрезвычайно важно развивать самостоятельное критическое мышление, поскольку пассивное общение со СМИ ослабляет общественную активность, желание учащихся творчески мыслить и приводит к тому, что при принятии решений они могут пользоваться только готовыми образцами;
- осознание учащимися негативных последствий воздействия на психику этой информации;
- овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств6.
Таким образом, в качестве основных мер противостояния отрицательному влиянию СМИ на сознание подростков необходимо
- ввести курсы по информационной безопасности;
- законодательно определить комплекс мер, направленных на обеспечение защиты прав детей и подростков, содержащих требования ограничения демонстрации в СМИ актов насилия, агрессии, сцен эротического содержания, аморальных форм поведения, и взамен их ввести иные формы работы с позитивной направленностью;
- ввести в образовательных учреждениях эффективные курсы по проблемам позитивного и негативного влияния СМИ на правосознание подростков;
- формировать у учащихся компетенции по работе с различными информационными источниками;
- установить юридическую ответственность СМИ и их представителей, виновных в распространении материалов, несовместимых с ценностями и нормами российского общества в области борьбы с преступностью, в нарушении принципов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
1 См.: МайерсД. Социальная психология пер с англ. СПб., 1997.
2 См.: ДемидовА.А. Информационное поле для правового образования // Право в школе 2007. N° 3. С. 46.
3 См.: Березкина О.П. Социально-психологическоевоздействия СМИ: учеб. пособие. М., 2009. С. 107.
4 См.: Там же. С. 108.
5 См.: http:// www.membrana.ru.
6 См.: ИшкуловаШ. Использование средств массовой коммуникациив социализации подростков// Воспитание школьников 2010. № 9. С. 30-31.