КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
УДК 316.7
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
MASS MEDIA INFLUENCE UPON THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT
OF THE MODERN SOCIETY
С. В. Дейнеко S. V. Deineko
Ключевые слова: средства массовой информации, общество, социализация, общественные ценности Key words: mass media, society, socialization, public values
Представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.
The results of sociological research on the role of the media in the spiritual and moral development of modern
society.
В современных условиях пристальное внимание исследователей привлекает проблема духовного развития личности. Актуальным становится поиск адекватных инструментов для формирования и развития объединяющих индивидов ценностей и традиций. В этой связи исследование средств массовой информации как социетального инструмента, обеспечивающего духовно-нравственное общественное развитие, приобретает особую значимость.
Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать ценностные ориентации как отдельной личности, так и общества в целом. В то же время, нельзя не согласиться с мнением И. С. Кон о том, что «влияние средств массовой информации ограничено имеющими место механизмами индивидуального и группового преобразования данных, включающими в себя отбор, оценку и интерпретацию сообщаемой информации» [1]. К. В. Рубчинский отмечает, что средства массовой информации, обеспечивая косвенное общение, имеют одностороннее воздействие. Следовательно, «без непосредственного личностного контакта это общение носит преимущественно односторонний характер и имеет немалое значение для расширения пространственно-временных рамок бытия личности, обогащения всей системы ее отношений с миром» [2].
Признание роли средств массовой информации в качестве фактора духовно-нравственного развития общества требует учета этого обстоятельства при реализации региональной стратегии социального развития.
В общероссийском реестре средств массовой информации по состоянию на 01.01.2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 89 1 73 средств массовой информации: из них печатных — 65 596 (73,6 %), электронных — 15 694 (17,6 %), сетевых — 6 220 (7,0 %), информационных агентств — 1 663
(1,9 %) [3] (рис. 1).
Рис. 1. Структура зарегистрированных средств массовой информации в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2012 г.
Наблюдается положительная динамика количества средств массовой информации по сравнению с 2011 г., когда было зарегистрировано 6 435 новых медиа, в том числе 4 193 (65,2 %) печатных, 1 053 (16,4 %) электронных, 1 028 (16,0 %) сетевых, 161 (2,5 %) информационных агентств.
Широкое распространение получают традиционные средства массовой информации и новые, свойственные эпохе информатизации (см. рис. 1). Изменение в структуре средств массовой информации меняет подходы к получению данных, что приводит к изменению скорости их распространения, обусловливая либерализацию ценностей и их универсализацию.
Нельзя не отметить еще одну тенденцию, сопряженную с децентрализацией информационных потоков, во многом обусловленную нарастающей конкуренцией в информационном пространстве, а также появлением и ускоренным ростом популярности средств передачи информации от пользователя к пользователю (социальные сети, Интернет-блоги, форумы и т. п.). Наряду со значительным количеством позитивных моментов, в описанной тенденции есть один значительный недостаток: подобный подход затрудняет проведение единой национальной или региональной информационной политики по целому ряду направлений. Например, еще в 90-х годах повышение цен на федеральные издания привело к смещению интереса существенной части населения в пользу областных, районных и городских газет [4]. В дополнение к этому, региональные средства массовой информации часто принимают на себя функции национальных, предлагая читателям материалы, относящиеся к международным и федеральным событиям. Как отмечают Н. А. Скобелина и А. С. Суховой, средства массовой информации «зачастую искажают информацию, используя методы дезинформации, подтасовки фактов, семантического манипулирования и др.» [5], что обусловливает потребность в тщательном контроле за их деятельностью. Очевидно, что описанные тенденции диктуют потребность в постоянном мониторинге сложившейся ситуации на региональном уровне.
С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества провели социологическое исследование. Выборка включала совершеннолетних жителей городов Тюменской области (без автономных округов) — 264 мужчин и 272 женщины (49,3 и 50,7 % соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0 %) представлено молодежью — лицами в возрасте до 35 лет (табл. 1).
Таблица 1
Половозрастная структура выборки
Город Всего мужчин В том числе по возрастным группам, чел. % к итогу
% к группе чел. 18-24 25-35 35-45 45 и более
Всего 100 264 86 73 57 48 49,3
Тюмень 61,4 162 57 41 35 29 30,2
Тобольск 15,9 42 13 12 9 8 7,8
Ишим 11,7 31 9 10 6 6 5,8
Ялуторовск 7,2 19 5 6 5 3 3,5
Заводоуковск 3,8 10 2 4 2 2 1,9
Город Всего женщин В том числе по возрастным группам, чел. % к итогу
% к группе чел. 18-24 25-35 35-45 45 и более
Всего 100 272 82 75 63 52 50,7
Тюмень 64,3 175 55 49 36 35 32,6
Тобольск 14,3 39 10 11 11 7 7,3
Ишим 10,3 28 8 7 8 5 5,2
Ялуторовск 6,3 17 5 4 5 3 3,2
Заводоуковск 4,8 13 4 4 3 2 2,4
Результаты опроса показали, что большинство респондентов вне зависимости от возраста обращаются к средствам массовой информации почти ежедневно (67,2 % — «ежедневно», 19,4 % — «несколько раз в неделю»). Информационный аскетизм присущ лишь единицам респондентов, что автор статьи расценивает, как не совсем достоверные результаты, предоставленные участниками опроса неумышленно.
Данный факт нашел подтверждение в анализе ответов респондентов на другие вопросы.
Информационные предпочтения жителей Тюменской области складываются в пользу содержания развлекательного характера (74,6 % респондентов отметили его в качестве приоритетной причины обращения к средствам массовой информации). Единственной возрастной группой, в которой
развлекательный контент отодвинут на второй план, является группа людей в возрасте 35-45 лет, у которых на первом месте — потребность в информации профессионального характера, публицистике, аналитике и новостях
(см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос о характере их информационных предпочтений в порядке убывания частоты упоминания
Возрастные группы
Содержание СМИ Ед. изм. Всего 18-24 25-35 35-45 45 и более Среднее
Развлечения % 74,6 87,5 66,9 72,5 67,0 73,5
Ранг 1 1 1 4 1 1,75
Публицистика и аналитика % 60,1 75,6 58,8 75,8 17,0 56,8
Ранг 2 3 2 2 6 3,25
Новости % 55,6 44,6 53,4 73,3 56,0 56,8
Ранг 3 6 3 3 3 3,75
Профессиональная информация % 54,3 66,7 14,2 83,3 58,0 55,5
Ранг 4 4 6 1 2 3,25
Образовательные ресурсы, % 44,0 54,8 37,8 40,8 39,0 43,1
культура, искусство Ранг 5 5 4 6 4 4,75
Блоги / частная жизнь % 38,4 76,8 17,6 18,3 29,0 35,4
Ранг 6 2 5 7 5 4,75
Прочее % 17,4 8,3 6,8 45,8 14,0 18,7
Ранг 7 7 7 5 7 6,5
Публицистика и профессиональная информация в среднем по категориям имеют одинаковый ранг предпочтительности и делят второе и третье места. При этом в группе молодежи до 25 лет так называемая «авторская» информация, публикуемая в виде статей, авторских программ, а также на персональных страницах в социальных сетях и блогах, имеет столь же высокую значимость, как запрос на развлекательное наполнение информационного пространства. Очевидно, что объединяющим началом (признаком идентичности) респондентов в возрасте до 25 лет является внимание к мнению отдельных людей, обладающих для данной возрастной группы определенным авторитетом. Проанализировать «персональный» состав авторов и публицистов не представляется возможным, однако сфера частной публицистики может и должна быть задействована в деятельности по формированию основ духовно-нравственного развития молодежи как социальной группы, особенно остро нуждающейся в таком воздействии. Следует также обратить внимание на резкое снижение интереса к блогам и частным публикациям со стороны лиц в возрастных группах от 25 лет и старше, для которых подобные средства массовой информации занимают место не выше пятого. Публицистика и аналитика не интересуют лишь возрастную категорию респондентов старше 45 лет
(6 место).
Среди возможных причин массовой популярности публицистических материалов, распространяемых через Интернет, выделяется интерактивность, то есть возможность принять участие в обсуждении или просто выразить собственное мнение по какому-либо вопросу. Иными словами, прослеживается тенденция, согласно которой получатели информации хотят оказывать воздействие на мнение определенных кругов пользователей, формирующееся по поводу определенной проблемы, явления, события и т. п.
Описанные информационные предпочтения предопределяют выбор носителей средств массовой информации, неуклонно смещающийся в сторону Интернета. Как показал опрос, в разрезе различных категорий информационного наполнения жители Тюменской области выбирают Интернет, который 76 % респондентов используют в качестве носителя досуговой информации, тогда как в целях просвещения — не более 44 % (см. рис. 2).
Применительно к печатным средствам массовой информации можно отметить, что на их долю приходится не более 26 % предпочтений респондентов по сегменту «просвещение», а также 23 % по сегменту профессиональной и специализированной информации. Кроме того, среди опрошенных отсутствует постоянство в выборе средств массовой информации. Анализируя «неразвлекательный
сегмент», можно отметить, что предпочтения жителей Тюменской области изменяются конъюнктурно либо под воздействием мнения ближайшего окружения. Относительное большинство респондентов (47,5 %) указало, что пользуется множеством разных средств массовой информации от случая к случаю или пользуется несколькими источниками достаточно продолжительное время, периодически их меняя (34,0 %). В структуре выборки подобные варианты ответов характерны преимущественно для респондентов не старше 35 лет, тогда как остальные более стабильны или консервативны в выборе средств массовой информации.
1%
□Интернет ■ Радио
□ Интернет ■ Радио
□ Телевидение □ Печатные
0 Телевидение □ Печатные Досуг Работа
Рис. 2. Наиболее часто используемые средства массовой информации в разрезе целей обращения к ним, %
По результатам исследования, можно заключить, что жители Тюменской области непостоянны в выборе СМИ, что делает затруднительным реализацию единой политики, направленной на формирование общественных ценностей и духовности через традиционные средства массовой информации. Доминирование Интернета, а в нем — индивидуально определяемого контента, исключает возможность формирования единого источника. Индивидуализация информации и интерес к мнению отдельно взятых людей могут быть использованы в целях воздействия на духовно-нравственные ценности привлечением к этой работе наиболее популярных представителей Интернет-сообщества.
В качестве негативного аспекта отметим, что на сегодняшний день преимущественное использование средств массовой информации для целей времяпрепровождения (развлечения) определяет в большей степени деструктивный вклад в формирование духовно-нравственных основ, так как развлекательный контент идет зачастую вразрез с нравственными устоями.
Список литературы
1. Кон И. С. Эстафета поколений // Коммунист. - 1987. - № 4. - С. 99.
2. Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности // Философия и общество. - 2006. -№ 1. - С. 121.
3. Публичный доклад 2011 год. Роскомнадзор. - Москва, 2012. - С.79. / Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.rsoc.ru/docs/docP_817.pdf
4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 259 с.
5. Скобелина Н. А., Сухова А. С. К вопросу о механизме контроля за деятельностью СМИ. // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2007. - № 4. - С. 56.
Сведения об авторе
Дейнеко Станислав Владимирович, соискатель кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.: 8(3452)208456
Deineko S. V., applicantfor a scientific degree, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456