Научная статья на тему 'Тенденции развития региональных сми: реалии и общественное мнение'

Тенденции развития региональных сми: реалии и общественное мнение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новопашин А. П.

The article is devoted to basic tendencies of development of Tyumen regional mass media. The author considers the basic processes occurring in sphere of regional and local mass media, and also comparative ratings of the information market leaders of the region. In the article general objective indicators of a regional information field's state and the data concerning the level of support of social mass media by Tyumen government are resulted. Besides, the ways of evolution of the regional and municipal press are also considered. The publication has mainly an applied character and contains real data on an informational market state, its problems and perspectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of Regional Mass Media Development : Realties and Public Opinion

The article is devoted to basic tendencies of development of Tyumen regional mass media. The author considers the basic processes occurring in sphere of regional and local mass media, and also comparative ratings of the information market leaders of the region. In the article general objective indicators of a regional information field's state and the data concerning the level of support of social mass media by Tyumen government are resulted. Besides, the ways of evolution of the regional and municipal press are also considered. The publication has mainly an applied character and contains real data on an informational market state, its problems and perspectives.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития региональных сми: реалии и общественное мнение»

Новопашин А.П.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: РЕАЛИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступают основным гарантом ин формационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение вол нующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил. СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспе чивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодей ствия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.

В сбалансированной системе развития экономики средства массовой информации составляют небольшой ее сегмент. Вместе с тем, средства массовой информации активно влияют на экономический рост, на решение экономических задач, а также на формирование экономического имиджа Тюменской области и России путем доведения до граждан информации о социально экономической ситуации в регионе, деятельности органов государственной власти. В связи с этим Правительство Тюменской области активно поддерживает регио нальные средства массовой информации социально политической и общественной направленности, способные обеспечить множествен

ность информационных потоков и возможность выбора источников информации населением Тюменской области. Мониторинговые со циологические исследования популярности различных СМИ у населения региона, проводимые по заказу департамента информационной политики Тюменской области, позволяют сделать подобную поддержку адресной.

Рынок средств массовой информации региона развивается очень динамично. Если в 2000 году в Тюменской области было за регистрировано всего 699 средств массовой информации, то по состоянию на 1 августа 2008 года в области уже зарегистрировано 1547 СМИ, в том числе: юг области 799 СМЦХМА0 532, ЯНА0 216. По формам распространения средства массовой информации юга области распределяются следующим образом: газеты 344, журналы 247, радиопрограммы 86, телепрограммы 66, другие печатные СМИ 30, информационные агентства 22, другие электронные СМИ 4.

Из приведенных данных видно, что в количественном отношении наибольшая доля приходится на печатные издания (газеты и журналы), несмотря на то, что сохраняется общая тенденция в газетном и журнальном производстве падение тиражей. Стремятся со хранить тиражи и удовлетворить спрос, 8 первую очередь, газеты социально экономической направленности «Тюменская область сегодня» (разовый тираж 103 тыс. экз.), «Тюменские известия» (разовый тираж 20,6 тыс. экз.), «Тюменская правда» (разовый тираж 16,0 тыс. экз.), 23 районные (городские) газеты и областная газета «Янарыш» (совокупный разовый тираж 97,8 тыс. экз.). В последние годы хорошие темпы развития показывает журнальный рынок, проявляются новые его особенности это качественные «глянцевые» журналы, соответствующие мировым стандартам. Только за последние три года количество зарегистрированных журналов увеличилось почти в 3 раза (с 85 до 247).

Совокупный разовый тираж по подписке на газеты и журналы в I полугодии 2008 года, по данным управления федеральной по чтовой связи по Тюменской области филиала ФГУП «Почта России», составил: областных газет 149,0 тыс. экземпляров; районных газет 97,8 тыс. экземпляров; федеральных газет 86,6 тыс. экземпляров.

Значимость подписки на печатные издания подтверждается и данными социологических исследований, направленных на выявле ние рейтингов средств массовой информации.

Социологическое исследование, проведенное по заказу департамента информационной политики Тюменской области в мае 2008 года, показало, что 29,84% опрошенных активно прибегают к подписке на газеты и журналы, что очень близко к цифрам года предыду щего (33%).

Вполне естественно, что подписка, как способ получения газет, наиболее популярна среди населения сельских территорий. В Сладковском и Сорокинском районах, например, число подписчиков среди опрошенных достигло 88,6%. В Ялуторовске местная «Ялуто ровская жизнь» набрала 84,6% голосов опрошенных, «Заводоуковские вести» 86,4%, «Новая жизнь» 85,7% в Бердюжском районе. И такая ситуация наблюдается практически в каждом районе Тюменской области.

По этим причинам областное правительство уделяет особое внимание районным газетам, которые без серьезной государственной поддержки не смогут сохранять свои позиции на медийном рынке региона. Во многом благодаря государственной поддержке районных газет их совокупный разовый подписной тираж в последние годы стабилизировался и постепенно увеличивается (97,88 тыс. экземпляров на 1 января 2008 г.).

Ежегодно на развитие материально технической базы автономных некоммерческих организаций «Информационно издательский центр» выделяются целевые ассигнования из областного бюджета на приобретение компьютерной техники, радио и телеоборудования, автотранспорта для районных (городских) газет и телерадиостудий, на текущий ремонт помещений АН0 «ИИЦ».

За последние годы (2000 2007) на цели государственной поддержки и развития областных СМИ, реализацию программы создания современной телекоммуникационной базы из бюджета Тюменской области были выделены значительные суммы.

Сегодня в ведении департамента информационной политики Тюменской области находятся 27 учрежденных департаментом пе чатных СМИ: газеты «Тюменская область сегодня», «Тюменская правда», областная газета на татарском языке «Янарыш», 23 районные (городские) газеты; журнал «Налоги. Инвестиции. Капитал». Кроме того, в области издается «Парламентская газета «Тюменские изве стия», учрежденная Думами трех субъектов РФ (Тюменская область, ХМА0 Югра, ЯНАО). Именно «Тюменская область сегодня» как и пре жде остается лидером по популярности у читательской аудитории среди всех многотиражных региональных печатных средств массовой информации (12,7%) обгоняя даже такие федеральные издания как «АиФ в Западной Сибири» (12,1%), «Московский комсомолец» (4,5%) и «Комсомольскую правду» (3,7%). Среди лидеров регионального рынка печатных СМИ и «Тюменская правда», которая пользуется по пулярностью у 3,4% опрошенных респондентов.

' Однако в Тюменской области наблюдаются те же тенденции, что и на федеральном рынке средств mass media. В частности, на метившаяся, начиная с середины 90 х годов прошлого века, тенденция падения популярности печатных СМИ, сопровождающаяся сокра щением их тиражей, не минула и наш регион.

Динамично развивающимся сегментом медийного рынка в настоящее время являются электронные СМИ. По данным проведен ного опроса, телевидение является основным источником информации для 85,48% населения юга Тюменской области.

Теле й радиопрограммы в общей сложности составляют около 19 % зарегистрированных СМИ. Наиболее стремительно развива ется районное радио и телевидение: с 2002 года создано 20 редакций радиопрограмм и 6 телепрограмм. В 2007 году создана редакция телепрограммы в Голышмановском районе с потенциальной зоной вещания на три района. Дальнейшая работа по созданию местных телестудий должна быть продолжена.

Благодаря высокому эфирному покрытию, а также комплексности подачи новостей международного и внутрироссийского уровня два центральных канала ОРТ и РТР - сегодня, как и в предыдущем году, являются безусловными лидерами федерального вещания в Тю менской области. Как показали данные проведенных опросов, лидерство «Первого канала» и «России» в текущем году так же бесспорно, как и в 2007 году. Несмотря на существенный прирост аудитории «НТВ» и «РЕН ТВ», занимающих третье (40,65%) и четвертое (34,22%) места соответственно, разрыв между вторым и третьим местами рейтинга по прежнему составляет 25 27%.

Аналогичная картина наблюдается при ближайшем рассмотрении распределения аудитории региональных телекомпаний. Те же два бесспорных лидера, что и по итогам опроса 2007 года. Такой же серьезный отрыв лидеров от ближайших конкурентов. Однако в слу чае с региональными телеканалами необходимо отметить некоторые проявившиеся экстремумы.

В частности, аудитория «Регион Тюмень» практически не изменилась, тогда как приверженцев «Тюменского времени» (Студии ТРТР) стало на 11,5% больше, чем в предыдущем году. Кроме того, замыкающая тройку лидеров «Ладья» потеряла почти 8% аудитории, что в принципе не изменило расстановки мест.

Информационные пристрастия телезрительской аудитории Тюменской области в целом мало отличаются от общей картины ин формационных пристрастий. «Новости о событиях в России и других странах» (66,89%), «Новости о событиях в Тюменской области»

(59,73%) и «Новости о событиях в населенном пункте, районе» (41,82%), практически с идентичными общими показателями. Единствен ным, вполне естественным и легко объяснимым вкраплением в число лидеров телевизионного эфира стали «Кинофильмы и телесериа лы», пользующиеся преимущественным интересом женской аудитории, тогда как новости социально политического и экономического характера в большей мере интересуют мужское население Тюменской области.

Если анализировать информационные предпочтения аудитории Тюменской области в целом, то можно заметить, что наиболее по пулярными, после экономических новостей (48,41%), для населения остаются новости социально политического характера и сообщения о работе властей различного уровня. Коммерческая информация и реклама, заполонившая многие средства массовой информации, не находятся в эпицентре внимания рядовых жителей Тюменской области.

Структура информационных пристрастий жителей региона достаточно разнообразна и может быть удовлетворена только при сохранении плюрализма точек зрения различных СМИ, что, в свою очередь, невозможно без постоянной государственной поддержки информационного ринка, a особенно тех его участников, которые предоставляют информацию социального плана.

Именно государственная поддержка позволила редакциям средств массовой информации и издающим организациям, выпускаю щим издания социальной направленности, стать более конкурентоспособными по привлечению аудитории зрителей и читателей.

В значительной мере рост популярности ресурсов сети Internet, который до 2006 года вообще не упоминался респондентами как источник социально значимой информации, определяется тем, что в настоящее время все основные региональные издания, информаци онные агентства и телерадиокомпании имеют персональные сайты в Интернете, что позволяет им в режиме on line информировать своих читателей, слушателей и зрителей о текущих событиях, публиковать собственные версии и комментарии с точки зрения своей информа ционной политики.

Уже сегодня очевидно, что Internet, благодаря своей оперативности в подаче информационных материалов, сочетающейся с вы сокой интерактивностью и присутствием информационных материалов, дублирующих сообщения всех других видов СМИ, способен в обозримом будущем составить реальную конкуренцию не только печатным, но и электронным СМИ. Этому способствует постоянный рост числа точек доступа к сети Internet, особенно в районных центрах и сельской местности, за счет распространения технологий передачи цифровых данных и планомерных усилий областных властей по повышению доступности ресурсов Internet в удаленных уголках регио на.

Однако количество зарегистрированных газет, журналов, информационных агентств, телерадиокомпаний и ресурсов сети Интер нет не совпадает с числом реально действующих. Некоторые СМИ, получившие государственную регистрацию, так и не начали работать. Другие, начав работу, впоследствии приостановили или прекратили свою практическую деятельность, но формально сохранили свиде тельства о регистрации СМИ.

По данным отчетов о распределении видов СМИ (газеты, журналы, телерадиопрограммы и др.) по формам собственности, за по следние годы прослеживается следующая тенденция: во всех видах доминирующее положение занимает частный капитал. Доля государ ственных СМИ в общем объеме значительно меньше, чем иных форм собственности, и ежегодно сокращается.

Если в 1990 году действовало 32 СМИ, и все они принадлежали государственной власти, то на 01.08.2008 года зарегистрировано: 47 государственных СМИ, 17 муниципальных СМИ и 735 частных.

Развитие частного сектора в средствах массовой информации ведет, в первую очередь, к разнообразию специализации средств массовой информации. В настоящее время доля СМИ общественно политической тематики составляет 24,3%, доля рекламно информационных, профессиональных и специализированных (право, бизнес, финансы, банковское дело и т.д.) СМИ в общей сложности составляет около 69%. Наименьший сегмент действующих печатных СМИ (7%) занимают издания социальной направленности: детские издания 20 наименований, подростковые и молодежные 11, культурно просветительские 25.

Объективный процесс снижения доли государственных СМИ в общем объеме СМИ имеет ряд негативных информационных по следствий для населения области. Частные и корпоративные СМИ по коммерческим и другим причинам не заинтересованы публиковать информационные и аналитические материалы о наиболее важных вопросах развития области, деятельности органов государственной власти, актуальным для населения области социальным, политическим и экономическим проблемам, отдают предпочтение специализи рованной развлекательной тематике, а также рекламе и заказным материалам. В итоге зачастую в угоду коммерческой выгоде снижается информированность многих граждан о жизни страны и области, происходит нарушение прав граждан на получение объективной инфор мации, падает доверие к печатным и электронным СМИ.

В последние годы в области идет процесс укрупнения редакций средств массовой информации в медиахолдинги, которые объеди няют различные средства массовой информации:

ОАО «Тюменский издательский дом» является издателем трех газет: «Тюменские ведомости», «Тюменские непоседы», еженедель ное приложение «Труд в Тюмени»; двух журналов: «Сибирское богатство», «Врата Сибири», а также издает книги;

ГУП ТО «Тюменское региональное информационное агентство» издатель журналов: «Дождь» и «Налоги. Инвестиции. Капитал»; информационных агентств: «Тюменская линия» и «Тюменский меридиан»;

Управляющая компания (на базе ЗАО «Информационное агентство «Сибинформбюро» и АН0 «Телерадиокомпания «Тюменское время») объединяет в медиахолдинг телеканалы «Ладья», «Тюменское время», ТТТ 23 канал, радиопрограмму, Интернет издание «Vsluh. ru», газету «Вслух о главном»;

На примере 20 районных информационно издательских центров виден процесс соединения печатных и электронных средств массовой информации в рамках единых информационных систем.

Развитие медиахолдингов позволяет: своевременно и разными формами (газеты, журналы, теле и радиопрограммы, интернет издания, информационные агентства и т.д.) распространить информацию, привлечь в медиахолдинг квалифицированные кадры.

Итогом целенаправленных усилий региональных властей на рынке массовых коммуникаций стало то, что в Тюменской области, не смотря на общие тенденции коммерциализации информационного рынка, наравне с коммерческими средствами массовой информации сохранились и эффективно работают СМИ социальной направленности.

Население Тюменской области сегодня имеет возможность получать полноценную, развернутую и достоверную информацию обо всех социально политических процессах, происходящих в регионе, о решениях и последствиях решений, принимаемых властями; может составлять собственную, не навязанную извне точку зрения, которая формируется из множественных, разноплановых источников ин формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.