80 60 40 20 0
1 2___________________________3 4
66,9
45,5 45,5
12.5 19,6 8 8
1 0,8 0 1 1 1
□ Победители □ Проигравшие
Рис. 6. Стиль применения единиц техники (в процентах от времени по каждой группе) ветеранами, победившими и проигравшими в своих схватках
1 - силовой, 2 - скоростной, 3 - игровой, 4 - смешанный)
ВЫВОДЫ
Проведённые исследования позволили определить отличительные особенности в соревновательной технико-тактической подготовленности действующих дзюдоистов и дзюдоистов-ветеранов, а также ветеранов-победителей и ветеранов-проигравших. Учёт полученных результатов может способствовать разработке научно обоснованной методики технико-тактической и физической подготовки дзюдоистов-ветеранов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Табаков, С.Е. Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компьютерных технологий : монография / С.Е. Табаков, А.А. Шахов ; Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. - Елец : Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 134 с.
REFERENCES
Tabakov, S.E. and Shakhov, A.A. Tactical Education for the Novice Judoists Using Computer Technologies: the monograph, Publishing House Bunin University, Yelets, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.01:159.9
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Владимир Викторович Фудимов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На современном этапе развития общества все в большей степени проявляется интерес к различным проблемам человека, связанным с его деятельностью и социальной адаптацией. Особо это касается такой обширной сферы деятельности, как спорт. Во всех странах мира спортом увлекаются миллионы людей. Для многих - это вид трудовой деятельности, особая профессия, овладеть которой может далеко не каждый. Данный вид деятельности требует от человека большого напряжения всех его духовных и физических сил. В каждом виде спорта атлет должен обладать профессионально важными качествами, необходимыми для достижения результата в соревнованиях. Од-
нако, у них у всех есть период после спортивной карьеры, который является чрезвычайно сложным и преодолеть его бывает проблематично. Поэтому, вопросы формирования средствами физической культуры качеств, необходимых ему в реальной жизни, нуждаются в глубоком научном обосновании.
Ключевые слова: спортивная деятельность, виды спорта, респонденты, социальная адаптация, личностные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p163-167
INFLUENCE OF SPORTS ACTIVITY ON FORMATION OF PERSONAL QUALITIES
OF THE INVOLVED
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Managing chair,
Vladimir Viktorovich Fudimov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
At the present stage of development of society, interest to the various problems of the person connected with its activity and social adaptation is shown in a greater degree. Especially it concerns such extensive field of activity, as sports. Millions of people are fond of sports worldwide. For many it is a kind of labor activity, a special profession, which is not for everyone to master. The given kind of activity requires from the person the big pressure of all its spiritual and physical strengths. In each sport, the athlete should possess professionally important qualities necessary for achievement of result in competitions. However, they all have a period after sports career end, which is extremely difficult, and to overcome it is turned out to be problematic. Therefore, questions of formation by means of physical training of the qualities necessary for it in real life need a deep scientific substantiation.
Keywords: sports activity, sports, respondents, social adaptation, personal qualities.
Спортивная деятельность привлекает к себе миллионы людей различных возрастных групп. Вероятно, поэтому, данная профессиональная сфера находится под пристальным вниманием.
Специалисты отмечают [1,2], что у спортсменов имеется комплекс ряда общих личностных качеств, способствующих рациональной организации процесса их подготовки. Однако от специфики каждого вида спорта зависит формирование тех или иных профессионально важных качеств для достижения успеха в отдельно взятом виде спорта. В исследованиях Л. К. Серовой показано [2], что деятельность и личность спортсмена взаимосвязаны. В спорт приходят люди с определенным характером, а занятия спортом формируют специфические черты личности.
Анализируя исследования по данному вопросу, можно отметить, что существует неоднозначное мнение относительно формирования в процессе занятий спортом как позитивных, так и негативных личностных качеств, которые могут проявиться и в обыденной жизни, хотя в спорте могут являться профессионально важными, например, агрессивность.
Зачастую атлеты, которые прошли сложный путь в спорте и благодаря наличию важнейших личностных качеств добились высоких результатов, могут оказаться в затруднительной ситуации, решая задачу, связанную со сменой ролевых функций человека - адаптацией после завершения спортивной карьеры.
С целью изучения личностных качеств занимающихся различными видами спорта, нами проведен опрос 124-х тренеров и 96-ти спортсменов по фехтованию, боксу, борьбе, спортивной гимнастике, плаванию и спортивным играм. Данные о респондентах представлены в таблице 1.
Были разработаны анкеты для профессорско-преподавательского состава спортивно-педагогических кафедр вузов физической культуры, с целью проведения опроса, в
котором приняли участие ученые Ростовского педагогического университета, Кубанского университета физической культуры и НГУ им. П.Ф.Лесгафта. Среди них (43 чел.) -к.п.н. - 32 человека; д.п.н. - 11 человек.
Таблица 1
Характеристика респондентов, принявших участие в анкетировании
№ Виды спорта Тренеры Спортсмены
категория квалификация
Кол-во чел. 1 Высшая ЗТР Кол-во чел. МС МСМК ЗМС
1 Фехтование 16 9 5 2 14 10 2 2
2 Бокс 16 7 6 3 10 8 1 1
3 Борьба 25 11 8 6 18 15 3 -
4 спортивная Гимнастика 31 12 9 10 34 15 11 8
5 Плавание 17 9 7 1 11 8 3 -
6 Спортивные игры 19 10 9 - 9 9 - -
ВСЕГО 124 58 44 22 96 65 20 11
Результаты анкетирования показали, что все 100% респондентов выразили мнение о том, что любой вид спорта формирует определенные личностные качества человека. Какие качества? Это зависит от специфики вида спорта. Например, спортсмены-фехтовальщики подчеркнули что, в результате многолетних занятий у них сформировались: внимательность (100%); выдержка и самообладание (98%); способность принимать решения (96%); независимость (88%); самостоятельность (77,4%); смелость и решительность (67%); общительность (62%); беспечность (51,3%); эгоизм (50,7%). Однако, недостаточно сформированными, но необходимыми в социальной жизни спортсменами этой специализации были отмечены следующие качества: дисциплинированность (71,0%); аккуратность (66,9%); уважение к другим людям (52,0%).
Мнения представителей бокса по данному вопросу распределились следующим образом: смелость (100%); независимость (97,1%); способность принимать решения (94,1%); решительность (96,2%); уважение к партнеру (82,4%); самостоятельность (79,4%); сообразительность (71,2%); внимательность (68,5%); самообладание (52,7%). Что касается качеств, которые недостаточно сформированы в результате занятий боксом, то респонденты отметили: дисциплинированность (79,1%); инициативность (63,4%); коммуникабельность (59,6%).
Результаты анкетирования борцов свидетельствуют о том, что у них были сформированы следующие качества: независимость (95,1%); смелость (89,9%); решительность (72,0%); сообразительность (68,4%); самообладание (60,2%); выдержка (53,4%); самостоятельность (54,0%); способность принимать решения (54,3%); внимательность (51,0%). Не сформированные качества - дисциплинированность (86,7%); инициативность (61,3%); уважительное отношение к партнеру (57,1%); коммуникабельность (54,0%).
Опрос занимающихся представителей спортивной гимнастики (мужчин) показал, что у них сформированными оказались такие качества, как: дисциплинированность (95,1%); аккуратность (92,3%); внимательность (86,6%); усидчивость (80,1%); уважение к людям (80,7%); организованность (78,7%); смелость (78,0%); доверчивость (58,1%). Не сформированными оказались качества: коммуникабельность (70,3%); способность принимать решения (67,9%); практичность (64,2%); положительная агрессия (61,5%).
В результате анализа данных опроса пловцов показано, что у них сформированными оказались такие качества, как: упорство (92,1%); настойчивость (89,4%); усидчивость (89,0%); организованность (81,7%); практичность (76,0%). Респонденты указали, на следующие качества, которые не сформировались в процессе занятий. Это - общительность (69,0%); коммуникабельность (67,4%); способность принимать решения (55,3%).
Представители спортивных игр указали на то, что в результате систематических
занятий игровыми видами формируются у занимающихся следующие качества: коммуникабельность (97,6%); сообразительность (90,1%); решительность (85,3%); жесткость (80,2%); способность принимать решения (80,0%); настойчивость (72,5%). Однако, не сформированными оказались такие качества, как: дисциплинированность (70,3%); аккуратность (68,9%); усидчивость (66,4%); обязательность (62,1%); ответственность (60,4%).
В результате анализа данных опроса установлено, что каждый вид спорта формирует достаточно большое количество личностных качеств занимающихся. Учитывая процентное соотношение ответов респондентов, были отобраны качества, которые отметили более 50% опрошенных. Однако, результаты исследований позволили выявить и те качества, которые не формируются в полной мере в процессе занятий отдельно взятым видом спорта (таблица 2).
Таблица 2
Личностные качества спортсменов различных специализаций_________________
Качества Виды спорта
Фехтование Бокс Борьба Спортивная гимнастика Плавание Спортивные игры
Сформированные в процессе занятий избранным видом спорта Выдержка; Самообладание; Смелость; Решительность; Способность принимать решения; Общительность; Независимость; Беспечность; Самостоятельность Смелость; Решительность; Выдержка; Самообладание; Внимательность; Способность принимать решения; Сообразительность; Независимость; Уважение к партнеру Смелость; Решительность; Выдержка; Самообладание; Внимательность; Способность принимать решения; Независимость; Само-стоятель-ность Аккуратность; Дис-циплиниро-ванность; Внимательность; Усидчивость; Уважительное отношение к людям; Организованность; Смелость; Доверчивость Упорство; Настойчивость; Усидчивость; Практичность; Организованность Коммуникабельность; Сообразительность; Решительность; Жесткость; Способность принимать решения; Настойчивость
Не сформированные в процессе занятий избранным видом спорта Настойчивость; Аккуратность; Дисциплинирован-ность; Уважение к партнеру; Ответственность Дисциплинирован-ность; Инициативность; Ком-муникабель-ность Дисциплинирован-ность; Инициативность; Уважительное отношение к партнеру; Ком-муникабель-ность Коммуника- бельность; Способность принимать решения; Практич- ность; Агрессия Общительность; Ком-муникабель-ность; Способность принимать решения Дисциплинирован-ность; Аккуратность; Усидчивость; Ответственность
Следует особо подчеркнуть, что результаты, представленные в таблице, свидетельствуют не только о единодушном мнении респондентов, основанном на собственной точке зрения по данному вопросу, но и о том, что она неоднократно подтверждена их практическим опытом.
Таким образом, учитывая все перечисленное, а также факт превалирующего значения спорта для развития личностных качеств занимающихся, вряд ли можно отрицать необходимость формирования средствами физической культуры тех качеств, которые влияют на социальную адаптацию человека после завершения спортивной карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - М. :
Советский спорт, 2007. - 296 с.
2. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена : учеб. пособие / Л.К. Серова. -М. : Советский спорт, 2007. - 116 с.
REFERENCES
1. Gorbunov, G.D. (2007), Psycho-pedagogy of sport, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
2. Serova L.K. (2007), Psychology of the individual athlete, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
АГРЕССИВНОСТЬ И АЛЕКСИТИМИЯ У ВРАЧЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Наталья Владимировна Яковлева, главный врач городской поликлиники №91,
Санкт-Петербург,
Юлия Викторовна Силина, аспирант,
Артем Андреевич Арефьев, аспирант,
Николай Александрович Телепнев, аспирант,
Ирина Викторовна Жданова, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
Изучена взаимосвязь уровня выраженности алекситимической симптоматики, вербальной, физической, предметной, эмоциональной, общей и самоагрессии у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности. Доказано, что по мере нарастания уровня алекси-тимии и повышении практически всех видов агрессии достоверно увеличивается вероятность поведения типа А. Выявленные закономерности позволят осуществлять прогноз формирования сердечнососудистой патологии посредством использования скрининговых методов диагностики уровня агрессивности и алекситимии, индивидуализировать программу первичной и вторичной профилактики психосоматической патологии у врачей пожилого возраста с различным уровнем агрессивности.
Полученные данные могут быть полезны при составлении программ комплексной профилактики, реабилитации и коррекции дезадаптивных типов поведенческой активности у врачей пожилого возраста и сохранения их профессионального здоровья и долголетия.
Ключевые слова: врач, пожилой возраст, тип поведения, алекситимия, агрессивность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p167-172
AGGRESSION AND ALEXITHYMIA AMONG THE DOCTORS OF ADVANCED AGE WITH VARIOUS TYPES OF BEHAVIORAL ACTIVITY
Natalia Vladimirovna Jakovleva, the head physician of city polyclinic No. 91, St.-Petersburg, Julia Viktorovna Silina, the post-graduate student,
Artem Andreevich Arefyev, the post-graduate student,
Nikolay Aleksandrovich Telepnev, the post-graduate student,
Irina Viktorovna Zhdanova, the post-graduate student,
St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The interrelation of the level of evidence of alexithymic symptomatology, verbal, physical, objective, emotional, general and self-aggressions at doctors of the elderly age with various types of behavioral activity is studied.