ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
противникам, использующим различные захваты.
3. Организация тактико-технической подготовки по формированию индивидуальных тактико-технических комплексов на 2-м году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных тактико-технических действий и высокую степень адаптации к меняющимся биомеханическим условиям при использовании противником различных захватов.
Библиографический список
1. Кузнецов А.С. Организация многолетней техникотактической подготовки в греко-римской борьбе. — Наб. Челны : Изд-во КамПИ, 2002. — 325 с.
2. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. — М. : Советский спорт, 2004. — 272 с.
3. Шулика Ю.А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы. — Краснодар : КГИФК, 1981. — 89 с.
4. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки : учеб. пособие для студентов ИФК. — Краснодар : Краснодарск. книж.
изд. 1988. - 142 с.
5. Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук. — Краснодар, 1993. — 452 с.
6. Шулика, Ю.А. Борьба греко-римская : учеб. для СДЮШОР, спорт. фак. пед. ин-тов, техникумов ФК и училищ спорт. резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулики. — Ростов-н/ Дону : Феникс, 2004. — 796 с.
КРИКУХА Юрий Юрьевич, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, президент Федерации спортивной борьбы Омской области, преподаватель кафедры «Теория и методика борьбы и силовых единоборств» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, соискатель кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.
Е-шаП: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 03.07.2009 г.
© Крикуха Ю.Ю.
УДК 796 Д. С. УШАКОВА
Сургутский государственный педагогический университет
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
На основании проведенных исследований выявлено положительное влияние методики светозвуковой стимуляции на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков. Данная методика повышает эффективность психологической подготовки спортсменов в период соревнований.
Ключевые слова: специальная психологическая подготовка, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, спортсмены лыжники-гонщики.
Актуальность
В экстремальных условиях спортивной деятельности высоких результатов достигают те спортсмены, которые могут максимально мобилизовать свои физические и психологические способности для достижения поставленной цели. Недостаточно высокий уровень психических проявлений спортсменов лимитирует эффективность и надежность их соревновательной деятельности. Многочисленными исследованиями в области спорта высших достижений (С.В. Ердаков, В.А. Капитонов, 1990; Б.П. Яковлев, 1996; А.В. Алексеев, 2006; И.А. Юров, 2006 и др.) установлена зависимость эффективности выполняемой деятельности от уровня психологической подготовленности спортсменов.
Применение методов оперативного контроля за состоянием спортсменов, учет их личностных особенностей и качеств, коррекция неблагоприятных проявлений эмоциональной напряженности перед соревновательной деятельностью и после её выполнения являются обязательными компонентами психологической подготовки квалифицированных спортсменов [1, 2, 3].
Система интегральной спортивной подготовки предполагает достижение спортсменами такого уровня психических проявлений, который позволит улучшить результативность их выступлений на соревнованиях. Однако несбалансированная интегральная подготовка создает условия для замедленного восстановления и ремобилизации деятельности организма,
Программы свето-звуковой стимуляции
Название программы Звуковая частота Бинауральные ритмы Частота стимуляции Цвет Длительность
Идеомоторная стимуляция 41 или 61 Гц _ 14-16 Гц белый 15-20 мин
Релаксации а потенциала 247 Гц + 9-11 Гц от зеленого до синего 10-20 мин
Уменьшение тревожности 249-259 Гц + 7-10 Гц синий 10 мин
40
3 4 5 6 7
Этапы эксперимента
Экспериментальная группа —»—Контрольная группа
Рис. 1. Динамика уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группах за период педагогического эксперимента
нервнопсихического утомления спортсменов.
Целью нашего исследования явилось изучение влияния специальной психологической подготовки на уровень физической подготовленности и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков.
Организация исследования
В нашем исследовании принимали участие лыжники-гонщики 14-16 лет (п = 24), которые выполняли одинаковые физические нагрузки и тренировались в одних и тех же условиях. Из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
В ходе исследования изучали документальные источники (дневники спортсменов, тренировочные программы, итоговые результаты соревнований); вели педагогические наблюдения за спортсменами; проводили педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания, а также психологическое тестирование [4, 5, 6]. В математической обработке статистических данных использовали критерий Фишера (ф).
В экспериментальной группе (ЭГ), в отличие от контрольной (КГ), применили методику свето-звуко-вой стимуляции.
Манипулируя психофизиологическим состоянием спортсмена с учетом его индивидуальных психофизиологических качеств, можно вести тренировочный процесс в коридоре продуктивной активации мозга. На поведенческом уровне такое состояние проявляется изменением структуры реакции, а именно, усилением роли активно-оборонительного поведения и подавлением пассивной формы защиты, снятием страха и тревожности. Это состояние можно формировать через искусственную стимуляцию сенсорных входов, что квалифицируется спортивными психологами как свето-звуковая стимуляция (рис. 2). По мнению Я.В. Голуб и В.М. Жирова, она очень эффективна в повышении концентрации внимании спортсменов,
их воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также в достижении пиковой работоспособности за счет вскрытия резервов, находящихся под защитой вегетативной нервной системы [7].
В психологической подготовке лыжников ЭГ задействовали следующие программы свето-звуковой стимуляции: идеомоторная стимуляция, релаксация а потенциала, уменьшение тревожности (табл. 1).
Идеомоторная стимуляция дает эффект имитации физической работы (звуковая частота 41 или 62 Гц, частота стимуляции 14—16 Гц, цвет предпочтительно белый, длительность 15-20 минут). Релаксация а потенциала снимает напряжение после рабочего дня (частота стимуляции 9—11 Гц (в среднем 10 Гц), используются бинауральные ритмы, плавная звуковая модуляция, цвет плавно меняется от зеленого до синего, громкость и яркость средние, длительность 10—20 минут). Процедура уменьшения тревожности снимает избыточное возбуждение, тревожность (звуковая частота в диапазоне 249—259 Гц на частоте стимуляции 7—10 Гц, цвет предпочтительно синий, используются бинауральные ритмы, длительность 10 минут).
Экспериментальная методика применялась в соревновательном периоде подготовки спортсменов.
Результаты исследования
Проведение педагогических контрольных испытаний показало более высокий прирост показателей физической подготовленности лыжников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной: бег на 1 км в ЭГ — 7,1 %, КГ — 4,1 % (<р = 0,34, р < 0,05); сгибание и разгибание рук в упоре лежа в ЭГ — 6,9 %, КГ — 3,0 % (ф = 0,46, р < 0,05); сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях в ЭГ — 6,9 %, КГ — 3,7 % (ф = 0,36, р < 0,05); подтягивание на перекладине в ЭГ — 6,5 %, КГ — 3,4 % (ф = 0,36, р < 0,05); подъем ног за голову в ЭГ — 7,6 %, КГ — 3,7 % (ф = 0,44, р < 0,05).
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Рис. 2. Процедура свето-звуковой стимуляции
После завершения эксперимента показатели самочувствия, активности, настроения (тест САН) оказались выше у спортсменов, с которыми проводилась методика свето-звуковой стимуляции. Улучшение психоэмоциональной устойчивости, несомненно, повысило мобилизационную готовность лыжников-гонщиков ЭГ к достижению высоких спортивных результатов.
На протяжении эксперимента уровень тревожности (методика Спилберга) изменялся как в ЭГ, так и в КГ (рис. 1). Однако в контрольной группе зафиксирована незначительная разница между начальными и конечными значениями этого показателя. В этой же группе наиболее выражена реактивная тревожность, а в экспериментальной группе отмечено её снижение.
Таким образом, на основе анализа полученных результатов, нами сделаны следующие выводы:
— методика свето-звуковой стимуляции является эффективным средством психологической подготовки лыжников-гонщиков в период соревнований;
— использование методики свето-звуковой стимуляции способствует повышению уровня физической подготовленности, психоэмоциональной устойчивости, а также снижению тревожности спортсменов.
Библиографический список
1. Киселев, Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов / Ю.Я. Киселев // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. — 1970. — Вып. 13. — С. 52-61.
2. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. - 26 с.
3. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. — М. : Советский спорт, 2006. - 163 с.
4. Доскин, В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников // Вопросы психологии. — 1973. — № 6. — С.107-117.
5. Филимоненко, Ю.И. Цветовой тест Люшера: устойчивость и изменчивость его диагностических показателей / Ю.И. Филимоненко // Психологические проблемы индивидуальности. — 1984. — Вып. 2. — С. 70-72.
6. Ханин, Ю.Я. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Я. Ханин. — Л. : Изд-во ЛНИИФК, 1976. — 18 с.
7. Голуб, Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. — СПб. : «КЭРИ», 2007. — 86 с.
УШАКОВА Дарья Сергеевна, аспирантка кафедры теории и методики физического воспитания.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2009 г.
© Ушакова Д.С.
Книжная полка
Спортивная медицина : справочник для врача и тренера / Гос. комитет Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Моск. регион. центр развития ИААФ ; пер. с англ. А. Гнетова, Л. Потанич. - 2-е изд. - М. : Терра-Спорт, 1999. - 240 с. Шифр РНБ: 2003-7/5324
Справочник дает информацию об организации спортивной медицины; содержит сведения из практики работы со спортсменами высшей квалификации, о предотвращении и лечении травм, специфических профессиональных заболеваний. В приложении имеется обновленный список веществ, признанных допингом.
Майкели Л. Энциклопедия спортивной медицины / Доктор Лайл Майкели совместно с Марком Дженкинсом ; пер. с англ. А. Александрова. - СПб. : Лань, 1997. - 391 с.: ил. Шифр РНБ: 97-7/1181
Энциклопедия охватывает весь спектр медицинских проблем, возникающих при занятиях спортом. Включены специальные разделы о питании, о специфике спортивных травм у женщин, даны методические рекомендации по реабилитации после различных повреждений и по правильному подбору и использованию спортивной обуви, одежды и инвентаря. Подробно рассказано о симптомах, диагностике, течении травм; неотложной помощи, методах лечения, сроках восстановления, упражнениях для быстрой реабилитации после травмы. Уделено большое внимание профилактике спортивного травматизма.