УДК 159.9:343.83
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНЫЕ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
Реферат: необходимость в психологическом сопровождении спортсменов сборных команд в образовательных организациях МВД России обусловлена, с одной стороны, постановкой задач спортсменам на достижение конкретных результатов в соревновательной деятельности, с другой - специфическими особенностями ведомственных организаций, предполагающих насыщенный распорядок дня, учебную, служебную деятельность курсантов. Программа психологического сопровождения спортивной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России представлена как комплекс мероприятий, направленных на развитие, совершенствование, оптимизацию систем психического регулирования функций организма спортсмена и его поведения с учетом требований тренировочного и соревновательного процессов. Психологическая подготовка спортсменов, изучение и формирование необходимых личностных качеств осуществляется специалистами психологами поэтапно: 1-й этап - отбор кандидатов для включения в сборные спортивных команд; 2-й - психологическая подготовка;
3-й - психологическая диагностика;
4-й - психологическое консультирование и коррекция; 5-й - обучение комплексным методам саморегуляции, ре-
© Ульянина О. А., 2017
О. А. Ульянина
лаксации и мобилизации; 6-й - социально-психологический тренинг; 7-й этап -анализ результатов работы спортсмена, тренера и психолога. Психологическое сопровождение как процесс предполагает достижение целенаправленного результата, в котором отражается кри-териально-оцено чная составляющая, включающая такие показатели, как эмоциональное самочувствие спортсмена; степень реализации внутриличностного потенциала; степень интеграции личности с микро- и макросредой; выходные параметры деятельности спортсменов. Представленная программа психологического сопровождения реализовывает-ся с 2013 г. психологами отделения психологической работы Волгоградской академии МВД России. В течение четырех лет подготовки спортсменов по данной программе наблюдается положительная динамика как качественных (психоэмоциональное состояние и личностные характеристики спортсменов), так и количественных показателей (рейтинг сборных команд, на основании занятых мест на соревнованиях) соревновательной деятельности курсантов академии.
Ключевые слова: спортивная деятельность, психологическая подготовка, диагностика, консультирование, коррекция, тренинг.
Специфика обучения в образовательных организациях МВД России
предъявляет определенные требования к уровню психологической подготовки и индивидуально-личностным особенностям курсантов, включаемых в сборные спортивных команд. Насыщенный распорядок дня, учебная, служебная деятельность курсантов, с одной стороны, являются дополнительной нагрузкой для них, с другой - минимизируют возможное время, затрачиваемое на тренировочный процесс, что, безусловно, сказывается на результативности в соревновательной деятельности. В связи с этим при отборе курсантов в сборные спортивных команд целесообразно учитывать как стартовый уровень спортсменов, так и наличие необходимых психологических качеств личности. Наряду с этим важным является воспитание, образование и развитие спортсменов, ориентированное на формирование индивидуально обусловленных качеств и способностей, обеспечивающих социализацию личности, эффективность спортивной, учебной и служебной деятельности в образовательной организации МВД России. Создание необходимых условий для полноценной и успешной самореализации спортсменов предполагает включенность в данный процесс как тренера, так и психолога и реализуется посредством непрерывного психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение спортсменов построено на принципах дифференциации, индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости и организуется с учетом специфики учебной, служебной деятельности, а также социально-психологической ситуации, в которой находятся курсанты, включенные в сборные спортивных команд образовательных организаций МВД России [1]. В процессе психологического сопровождения вырабатываются
персонифицированные рекомендации как для самого спортсмена, так и для тренера, которые позволяют оптимизировать тренировочный процесс и повысить результативность соревновательной деятельности.
Психологическое сопровождение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на развитие, совершенствование, оптимизацию систем психического регулирования функций организма спортсмена и его поведения с учетом требований тренировок и соревнований. Все составляющие психологического сопровождения спортивной деятельности взаимозависимы и взаимообусловлены [2].
Программа психологического сопровождения спортивной деятельности курсантов в образовательных организациях МВД России, включенных в сборные спортивных команд, предполагает последовательную реализацию следующих этапов.
1-й этап - отбор кандидатов для включения в сборные спортивных команд - предполагает:
1) изучение спортивных достижений и определение уровня спортивного мастерства; а) документальное подтверждение спортивного разряда; б) оценка уровня подготовленности спортсмена в условиях тренировочного процесса;
2) психологическая диагностика индивидуально-личностных особенностей кандидатов, обусловленная повышенными требованиями к спортсменам, обучающимся в образовательных организациях МВД России. Диагностика при отборе кандидатов для включения в сборные спортивных команд направлена на изучение скорости и баланса процессов возбуждения и торможения нервной системы, адаптационного потенциала, стрессоустойчивости, во-
левых качеств, личностной тревожности, уровня самооценки и уверенности в своих возможностях. Программа диагностики включает в себя следующие методики:
- методика оценка баланса (уравновешенности) нервных процессов;
- методика оценки функциональной подвижности нервных процессов;
- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Маклаков, С. Чермянин);
- анкета экспресс-оценки нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации «Прогноз»;
- опросник оценки уровня развития волевой саморегуляции (А. Зверков, Е. Эйдман);
- опросник оценки склонности к риску, импульсивности и поиску стиму-ля-ции (Г. Айзенк, адаптация К. Сугоняева);
- методика оценки личностной тревоги (Ч. Спилбергер в адаптации Ю. Ха-нина);
- опросник оценки самоотношения (образ «Я»).
3) индивидуальное собеседование с каждым кандидатом, которое проводится психологом совместно с тренером конкретной сборной спортивной команды (изучение эмоциональной, социальной зрелости, а также уровня сформированности мотивации к спортивной деятельности и мотивации достижения успеха);
4) мониторинг результатов учебной служебной деятельности кандидатов (хорошие показатели учебной деятельности, отсутствие фактов нарушения слу-жебной дисциплины и законности, положительная характеристика руководства курса и факультета).
2-й этап - психологическая подготовка - направлена на формирование готовности спортсмена к эффективной тренировочной и соревнователь-
ной деятельности посредством решения частных задач: 1) ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена; 2) формирование у спортсмена психологических «внутренних опор»; 3) преодоление психологических барьеров и страхов в борьбе с конкретными соперниками;
4) психологическое моделирование условий предстоящих соревнований;
5) создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием; 6)волевая настройка, связанная с мобилизацией готовности к максимальным волевым усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящем выступлении; 7) определение системы воздействий, оптимизирующих эмоциональную напряженность спортсмена [3].
3-й этап - психологическая диагностика - направлена на динамическое изучение внутриличностных особенностей спортсмена, от которых зависит ус-пешное овладение необходимыми для конкретного вида спорта физическими, техническими и тактическими умениями и навыками и дальнейшее совершенст-вование спортивного мастерства. Анализируются сильные и слабые психофизиологические характеристики, проявляющиеся как в индивидуальной, так и командной работе [4]. Таким образом, в ходе психодиагностического обследования оцениваются социально-психологические параметры [5], которые взаимосвязаны с показателями эффективности соревновательной деятельности и достоверно характеризуют актуальное состояние спортсмена на момент обследования [6]. К ним относятся:
1)социально-психологический климат команды и психологическая совместимость ее членов,авторитет капитана команды (в командных видах спорта),
социометрический статус каждого; соответствие стиля руководства команды тренером уровню развития команды и индивидуальным особенностям каждого ее члена; уровень агрессивности; уровень конфликтности; взаимоотношения с тренером; конформизм-нонконформизм. Используются следующие модули:
- методика социометрия (по Д. Мо-ренко);
- методика референтометрия;
- методика оценки стиля руководства (управления);
- опросник оценки личностной агрессивности (враждебности);
- опросник оценки типов поведения в конфликтной ситуации (К. Томас);
2) индивидуально-психологические особенности личности спортсмена; локализация контроля; мотивация - направленность на достижение успеха и избегание неудач. Используются следующие модули:
- методика изучения личностного профиля (Г Айзенк К. Сугоняев);
- опросник черт характера(В. Руса-лов, О. Манолова);
- методика оценки субъективной локализации контроля над значимыми событиями (Модификация Е. Ксе-нофонтовой);
3) уровень развития и специфика функционирования познавательных психических процессов. Используются следующие модули:
- методика изучения особенностей мышления «МИОМ»;
- методика оценки способности к обнаружению целевого сигнала среди дистрактов «Избирательность внимания»;
- методика оценки способности к одновременному выполнению совмещенных задач «Распределение внимания»;
4) общее психоэмоциональное состояние личности и психологическая подготовленность; утомление;личност-ная и реактивная тревожность; эмоциональное выгорание; самочувствие, активность, настроение, работоспособность. Используются следующие модули:
- опросник определения доминирующего психического состояния (по Л. Куликову);
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. Бойко);
- опросник «Дифференцированная оценка работоспособности» (А. Леонова, С. Величковская);
- методика оценки ситуативной тревоги (Ч. Спилбергер в адаптации Ю. Ха-нина);
- методика самооценки психологического состояния на основе рейтинговых шкал (модификация САН по А. Леоновой, четырехфакторная модель);
- методика оценки нервно-психического напряжения (стресса);
5) отношение к предстоящему соревнованию; предсоревновательное со-стояние. Использовалась методика измерения предсоревновательного состояния.
Отдельным блоком выделяются методики-тренажеры, которые позволяют не только оценивать исходный уровень развития того или иного психического процесса, но и тренировать его в ходе тестирования:
- методика оценки избирательности зрительного внимания «Кольца Ландольта»;
- методика «Перцептивная скорость»;
- методика «Полезависимость»;
- методика оценки характеристик простых сенсомоторных реакций;
- методика оценки силы (выносливости) в двигательном анализаторе по
двухминутному теппингу «СНС/Вынос-ливость»;
- методика оценки скорости и точности координированных движений конечностей;
- методика оценки точности аналогового слежения;
- методика оценки точности и скорости восприятия линейного размера «Линейный глазомер»;
- методика оценки точности пространственно-временной экстраполяции;
- методика оценки пространственных способностей «Манекены».
В целом информация о личности спортсмена, полученная в результате психологической диагностики, позволяет специалистам обоснованно выбирать педагогические и психологические методы воздействия на них и в полной мере реализовывать личност-но-ориентированный подход при оказании психологической помощи [7]. Психологический контроль за состоянием спортсмена можно рассматривать как эффективный инструмент управления процессом его адаптации [8].
4-й этап - психологическое консультирование и коррекция - направлены на оказание необходимой психологической помощи в решении возникающих у спортсменов проблем, а также поиск и реализацию внутриличностных ресурсов у спортсменов.
К числу методов, которые показывают большую эффективность в процессе преодоления различных кризисных состояний у спортсменов относятся:
- создание групп психологической поддержки спортсмена (близкие, тренер, психолог, другие значимые люди);
- ведение спортсменом дневника значимых переживаний (записи переживаний, различных аспектов деятельности, ошибок, самоанализ), с помощью
которого он осуществляет самосекун-дирование;
- метод опережающего сопереживания (для замкнувшихся спортсменов, которым предлагается выступить в роли советчика психологу).
5-й этап - обучение комплексным методам саморегуляции, релаксации и мобилизации - предполагает последовательное овладение средствами, приемами и навыками реализации вербальных, образных, физических и психотехнических упражнений, объединенных в стандартные формулы саморегуляции психических состояний, определенной целевой направленности [9].
Среди средств психической регуляции наиболее эффективны следующие:
1. Психологические, основанные на убеждении словом: убеждение, внушение, деактуализация (занижение возможностей спортсменов), формирование «внутренних опор» (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнования и замена их установкой на определенные технико-тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования) [10].
2. Комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок; сенсорная стимуляция во взаимодействии с мысленной ви-зуализацией (создание мыслеобра-зов, мыслеформ, мысленного программирования); составление боевых формул, подкрепленных результирующим
опытом на основании ощущений мышц, мыслей, образов, состояния, деталей, предшествующих выступлению на соревнованиях [11].
3. Аппаратные средства воздействия. В условиях центров психологической работы образовательных организаций МВД России в рамках работы по сопровождению спортсменов сборных команд используется следующее оборудование:
- аппарат для аудиовизуальной стимуляции класса «VOYAGER»;
- аппарат аудиовизуальной стимуляции «Mind's Eye»;
- прибор биологической обратной связи «Релана»;
- прибор «Активациометр АЦ-6»;
- аппарат психоэмоциональной коррекции «АПЭК-6»;
- прибортранскраниальной терапии «Альфария»;
- программы аудиальной психокоррекции с использованием методов звуковой обертональной модуляции голосовой информации «Somvi»: «Здоровье», «Уверенность», «Настроение», «Релаксация»;
- проекционные цветодинамиче-ские устройства «Water Wave» и «Gobo flower», «Плазма-250»;
- массажные кресла.
6-й этап - социально-психологический тренинг. Действенной и перспективной формой тренинга является применение комплексов психотехнических игр, позволяющих формировать и развивать нужные на каждом этапе спортивного совершенствования психические процессы, свойства и состояния. Социально-психологический тренинг позволяет реализовать на практике рекомендации психолога, выработанные на основании результатов психологической диагностики и психодинамического наблюдения за спортсменами [12].
Специалисты-психологи проводят со спортсменами сборных команд тренинги по следующим направлениям:
- тренинг командообразования и сплочения;
- тренинг личностного роста;
- мотивационный тренинг;
-тренинг развития познавательных психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти;
- ресурсный тренинг.
7-й этап - анализ результатов работы спортсмена, тренера и психолога. Данный этап включает в себя:
- обсуждение результатов тренировочной и соревновательной деятельности;
- описание специфических ситуаций спортивной деятельности (позитивных и негативных), выявление закономерностей;
- анализ психологических методов, давших положительный результат;
- анализ допущенных ошибок.
Психологическое сопровождение
как процесс предполагает достижение целенаправленного результата, в котором отражается критериально-оценочная составляющая [13]. Исследователи в области психологии спорта выделяют следующие критерии оценки:
1) эмоциональное самочувствие;
2) степень реализации внутрилич-ностного потенциала;
3) степень интеграции личности с микро- и макросредой;
4) выходные параметры деятельности спортсменов.
Психологические критерии готовности к спортивной соревновательной деятельности предполагают оценку следующих параметров: целенаправленность спортивной деятельности; целенаправленность на каждом занятии; эмоциональная устойчивость и ряд других личностных качеств, входящих в структуру соответствующего вида
спорта; опора на техническую, тактическую и физическую подготовленность; оптимальное функциональное состояние спортсмена, проявляющееся в способности к быстрому восстановлению сил, психических и психомоторных процессов после соревновательных нагрузок, способности к эффективной психологической реабилитации.
Представленная программа психологического сопровождения реали-зовывается с 2013 г. психологами отделения психологической работы Волгоградской академии МВД России. В течение четырех лет подготовки спортсменов по данной программе наблюдается положительная динамика как качественных (психо-эмоциональное состояние и личностные характеристики спортсменов), так и количественных показателей (рейтинг сборных команд, на основании занятых мест на соревнованиях) соревновательной деятельности курсантов академии.
Список литературы
1. Ольшанская С. А. Влияние психологического тренинга на развитие личности спортсмена : учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2003. С. 70.
2. Уляева Г. Г. Психологическое обеспечение самореализации личности в спортивно-игровой деятельности // Актуальные проблемы организации подготовки и участия спортсменов спортивных сборных команд России в Играх XXXI Олимпиады 2016 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) : итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции. М., 2013. С. 80.
3. Смолдовская И. О. Метод визуализации как средство мобилизации в спорте // Современные средства повышения физической работоспособ-
ности спортсменов : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2011. С. 139.
4. Горбунов Г Д. Психопедагогика спорта. М., 2012. 311 с.
5. Воронова В. И., Шутова С. Е. Личностные качества высококвалифицированных футболистов, влияющие на эффективность их деятельности // Футбол-профи. Донецк, 2006. № 2 (3). С. 34-43.
6. Воронова В. И. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в футболе // Наука в Олимпийском спорте. 2013. № 4. С. 35.
7. Шихвердиев С. Н. Проблема методов психологической помощи спорт-сменам, находящимся на этапе завершения спортивной карьеры // Российская правовая академия Министерства юстиции России. 2010. С. 2.
8. Жбанков О. В., Петров Д. С., Головина В. А. Система контроля психофизического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 22.
9. Лысов М. А. Саморегуляция психического состояния лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 34.
10. Уляева Л. Г., Мельник Е. В., Воскресенская Е. В., Сивицкий В. Г., Раднагуруев Б. Б., Уляева Г Г Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности : монография. М., 2014. С. 161.
11. Вълканова Я. Х. Тренинг уверенности для юных спортсменов и подростков. Краснодар, 2005. С. 6-8.
12. Раднагуруев Б. Б., Уляева Л. Г, Уляева Г Г Специфика психологиче-ского сопровождения спортивного резерва в единоборствах // Актуальные про-блемы организации подготовки и участия спортсменов спортивных сборных команд России в Играх XXXI Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) : итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции М., 2013. С. 71.
13. Уляева Л. Г., Кузьменко Г. А., Уляева Г Г Психологическое сопровождение тренерской деятельности в ДЮСШ : монография. М., 2011. С. 6.