Научная статья на тему 'Влияние социоигровой технологии на формирование социально-коммуникативного развития детей средствами хореографии'

Влияние социоигровой технологии на формирование социально-коммуникативного развития детей средствами хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / SOCIAL GAMING TECHNOLOGY / CHOREOGRAPHIC ACTIVITY / GAME / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов А. Г., Юнусова Е. В.

Социально-коммуникативное развитие, являясь актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения, стимулирует применение такой инновационной технологии в хореографической деятельности как социоигровая. В статье определен понятийный аппарат проблемы, основные задачи, принципы и условия применения социоигровой технологии в хореографическом обучении, разработаны авторские хореографические игры, включающие основные социоигровые приёмы. Установлено, что применение социоигровой технологии в хореографическом обучении способствует реализации потребности детей в движении (хореографическая деятельность), сохранению их психологического здоровья, формированию их социально-коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурашов А. Г., Юнусова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL GAMING TECHNOLOGY ON THE FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY

Social communicative development, being an urgent problem of education of younger generation, stimulates the use of such innovative technology in choreographic activities as a social game. The article defines the conceptual apparatus of the problem, the main objectives, principles and conditions of application of socio-gaming technology in choreographic training, the author's choreographic games, including the basic socio-gaming techniques are developed. The work shows that the use of socio-game technology in choreographic training contributes to the realization of children's needs in movement (choreographic activity), the preservation of their psychological health, the formation of their social and communicative competence.

Текст научной работы на тему «Влияние социоигровой технологии на формирование социально-коммуникативного развития детей средствами хореографии»

струментов предлагаются балалайка и гармоника. Их выбор не случаен, поскольку именно они наиболее тесно связаны с большинством фольклорно-песенных жанров (плясовые песни, игровые, шуточные, поздние лирические, народные романсы) в современном сценическом самодеятельном, учебном и профессиональном народно-певческом исполнительстве.

Контролируемая самостоятельная работа предполагает анализ приемов игры на инструментах, самостоятельное освоение практических навыков владения народными инструментами фольклорной традиции. Результатом самостоятельной работы обучающихся является срез знаний, где демонстрируются практические навыки владения народными инструментами фольклорной традиции:

- балалайкой: посадка исполнителя и постановка рук, регулировка подставки (кобылки) балалайки, настройка инструмента в «гитарном» строе, исполнение одноголосных мелодий на пиццикато, исполнение аккордов S-T-D-T в положениях прима, терция, квинта (В dur), исполнение гитарного «бряцающего» аккомпанемента при музыкальном сопровождении баяна или гармони, исполнение сложного аккомпанемента с отклонениями и модуляциями;

- гармонью: посадка исполнителя и постановка рук при игре сидя, постановка инструмента и рук при игре стоя, регулировка плечевого ремня и ремня для левой половины корпуса, ведение меха, игра по цифровой системе и по нотам, исполнение лирических «баянных» мелодий, исполнение простых плясовых мелодий, исполнение специфических региональных гармошеч-ных наигрышей.

В конце каждого семестра мы осуществляем открытые прослушивания, которые позволят прослеживать профессиональный и культурный уровень роста обучающихся. На первом этапе обучения (6 семестр очной формы обучения, 8 семестр - заочной) обучающиеся должны продемонстрировать знания конкретного инструмента (принципы звукообразования и звукоизвлечения, основы постановки, возможности применения в качестве аккомпанирующего или солирующего), а также показать практическое умение игры на инструменте - исполнить две простейшие мелодии песен). Итогом второго этапа обучения (7 семестр - очной формы обучения, 9 семестр - заочной) является, помимо теоретических знаний, показ владе-

ния инструментом в процессе исполнения двух произведений вариационной формы и подбора мелодии из вокального репертуара. Таким образом, обучающиеся, владеющие основными навыками музыкального сопровождения на народных инструментах фольклорной традиции, развивают свою твор-ческо-исполнительскую деятельность, которая может включать: разнообразные варианты аккомпанемента к песням в процессе концертно-творческой деятельности, спонтанный аккомпанемент к известным и любимым популярным народным песням, музыкальное сопровождение исполнительским коллективам.

В структуру занятий дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» входит концертно-творческая деятельность в составе вокального ансамбля или народного хора Алтайского государственного института культуры, являющаяся важным аспектом профессионального становления руководителя коллектива. В концертный репертуар народно-певческих коллективов АГИК входят лучшие фольклорные произведения алтайского региона и регионов России. Например, в программе «Зелёные святки» пение семицко-троицкого календарного фольклора украшало звучание духовых инструментов устной традиции, в программе «Песни восточных славян» обучающиеся поддерживали хоровое звучание песен южнорусских переселенцев Алтая инструментальным ансамблем «кугикальниц», плясовые песни старожильческой традиции - гармонным аккомпанементом и т. п. Благодаря концертной практике очевидны не только межпредметные связи специальных дисциплин, подчёркивающие «внутреннее единство образовательной программы» 53.03.04 «Искусство народного пения», но и её результаты, формирующие круг профессиональных компетенций будущих руководителей народно-певческих коллективов.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» будущие руководители народно-певческих коллективов получают знания технических и художественно-выразительных возможностей русских фольклорных инструментов; умения ориентироваться в их региональном разнообразии и подборе инструментов для музыкального сопровождения, навыки практической игры и применения фольклорных инструментов в народно-хоровой и ансамблевой практике.

Библиографический список

1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва: Музыка, 1997.

2. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002.

3. Каминская Е.А. Игра на ложках: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2016.

4. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

5. Щербакова О.С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. Барнаул: АГИК, 2013.

References

1. Banin A.A. Russkaya instrumental'naya muzyka fol'klornoj tradicii. Moskva: Muzyka, 1997.

2. Imhanickij M. Istoriya ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2002.

3. Kaminskaya E.A. Igra na lozhkah: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan': Planeta muzyki, 2016.

4. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 Iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

5. Scherbakova O.S. 'Etnokul'turnoe vospitanie detejipodrostkovna regional'nyh narodno-pevcheskih tradiciyah v usloviyah dosuga. Barnaul: AGIK, 2013.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

УДК 371:792.5

Churashov A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: churashovag@cspu.ru

Yunusova E.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: izadora/74@mail.ru

THE INFLUENCE OF SOCIAL GAMING TECHNOLOGY ON THE FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY. Social communicative development, being an urgent problem of education of younger generation, stimulates the use of such innovative technology in choreographic activities as a social game. The article defines the conceptual apparatus of the problem, the main objectives, principles and conditions of application of socio-gaming technology in choreographic training, the author's choreographic games, including the basic socio-gaming techniques are developed. The work shows that the use of socio-game technology in choreographic training contributes to the realization of children's needs in movement (choreographic activity), the preservation of their psychological health, the formation of their social and communicative competence.

Key words: social communicative development, social gaming technology, choreographic activity, game.

А.Г. Чурашов, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: churashovag@cspu.ru

Е.Б. Юнусова, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: izadora/74@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИОИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Социально-коммуникативное развитие, являясь актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения, стимулирует применение такой инновационной технологии в хореографической деятельности как социоигровая. В статье определен понятийный аппарат проблемы, основные задачи, принципы и условия применения социоигровой технологии в хореографическом обучении, разработаны авторские хореографические игры, включающие основные социоигровые приёмы. Установлено, что применение социоигровой технологии в хореографическом обучении способствует реализации потребности детей в движении (хореографическая деятельность), сохранению их психологического здоровья, формированию их социально-коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, социоигровая технология, хореографическая деятельность, игра.

Главной задачей современного образования Российской Федерации является формирование нового поколения, обладающего знаниями, умениями и компетенциями, которые отвечают требованиям XXI века.

Стратегическим ориентиром воспитания является формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России есть воспитание зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) [1].

Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития и воспитания ребёнка продиктована процессами, происходящими в обществе. С одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения (с книгой, со сверстниками, взрослыми, с социумом), с другой стороны - общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности ребёнка как субъекта педагогического процесса, к наличию у педагога нового взгляда на ребёнка как на партнера по совместной деятельности.

Понятие «социальные коммуникации» является междисциплинарным и имеет философское, социологическое и психологическое толкование. Социальные коммуникации-это множество социальных контактов, которые сопровождают его в течение всей жизни (в межличностных отношениях в различных видах деятельности), выступают средством удовлетворения важной потребности человека-социогенной, то есть потребности в другом человеке (М.С. Каган, Ю. Хабер). В зарубежных исследованиях проблема социально-коммуникативного развития детей рассматривается в контексте формирования социальных навыков, то есть навыком межличностного общения для взаимодействия со сверстниками и педагогом, способности к регуляции эмоций, поведения (Р. Самуэльсон, Е. Синкер, Дункан, М. Бурхаузер).

Социально-коммуникативное развитие ребёнка определяется как процесс развития у него способностей к социальным коммуникациям, которые удовлетворяют потребность ребёнка в другом и обеспечивают его успешное взаимодействие с социумом. В ходе этого процесса воспитанник овладевает способами познания элементов и систем поведения других людей, приобретает положительную мотивацию и практические навыки взаимодействия с ними, развивает способность к решению вну-тригрупповых и внешних социально-коммуникативных ситуаций, к адекватной оценке собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению [2].

Социально-коммуникативное развитие детей реализуется сегодня и в пространстве учреждений дополнительного образования, которые способствуют развитию индивидуальности, самостоятельности детей на основе мотивационно-ценностной значимости и повышения познавательного интереса ребёнка к деятельности, обеспечивают его успешную социализацию и адаптацию (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.П. Голованов, В.И. Панов, М.И. Рожков, И.И. Фришман и др.).

Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные, нравственные, этические ценности; развитие общения

и взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми, социумом; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей, взрослых, социуму; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная деятельность, являясь первоосновой социокультурного становления личности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовым компонентом образовательного процесса в системе дополнительного образования, направленным на социально-коммуникативное развитие ребёнка является формирование художественно-эстетической культуры. Эффективным средством становления художественно-эстетической культуры выступает хореографическая деятельность. Образовательная деятельность в области хореографии стимулирует социально-коммуникативное развитие детей, используя инновационные технологии, в том числе игровые.

«С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми» [3].

Во время игры дети имеют возможность получить новые впечатления, происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни [4]. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребёнок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра.

Л.С. Рубинштейн утверждал, что в процессе игры ребёнок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную [5].

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования особую актуальность приобретает социоигровой подход. Авторы социоигровых технологий, разработанных в конце прошлого века (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), видят их сущность в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения собственной личности, что, безусловно, соответствует образовательным стандартам нового поколения. По мнению Е.Е. Шулешко - социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка [6].

Сопоставив элементы социально-коммуникативного развития и социоигровой технологии, было выявлено, что компоненты, которые входят в социоигровую технологию соответствуют компонентам социально-коммуникативных навыков.

К элементам социально-коммуникативного развития относится включение ребёнка в общество (малые и большие группы ровесников и взрослых).

В социоигровой технологии используется работа малыми группами («группами ровесников»).

Социально-коммуникативное развитие подразумевает эмоционально позитивное (интересное, игровое, нестандартное) усвоение общественных норм и ценностей.

В социоигровой технологии обучение сочетается с двигательной активность, сменой мизансцен, сменой темпа и ритма, интеграцией всех видов деятельности, принципом полифонии.

Важным элементом социально-коммуникативного развития является формирование активной жизненной позиции личности.

Социоигровая технология поддерживает это развитие «сменой лидерства» как формой игры.

Социоигровую технологию в хореографической деятельности можно определить как развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками в процессе танцевальной деятельности. Социоигровая технология ориентирует педагога-хореографа на поиск способов такого общения с детьми в процессе хореографической деятельности, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии педагог использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с творческой активностью детей.

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов творческой деятельности, что в современных учреждениях дополнительного образования наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения хореографии, способствует познавательному, социальному, художественному-эстетическому, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Социоигровая педагогика в области хореографического образования - это группо-игровая педагогика. Игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих детей и взрослых. Педагог должен помнить, что взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку.

Социоигровая педагогика, или социоигровой стиль обучения в хореографическом образовании, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры - жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместной хореографической деятельностью, общим опытом выступлений, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания в области хореографии можно было передавать друг другу, помогать и поддерживать друзей и коллег. Педагог должен создавать условия для самопознания ребёнка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению в хореографической деятельности.

Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в рабочей обстановке хореографического занятия.

Основными задачами социоигровой технологии в области хореографического образования являются:

- повышение качества образования детей в области хореографии;

- снятие страха перед хореографической деятельностью;

- развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей в хореографической деятельности;

- развитие детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции в хореографической деятельности, взаимоотношений с окружающими детьми и педагогом;

- формирование у детей навыков слаженной работы в хореографическом коллективе;

- развитие взаимодействия «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - родитель», «ребёнок - педагог» для обеспечения душевного благополучия на занятиях хореографией.

Основе элементов социоигровой технологии нами разработаны авторские игры для детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией, которые помогут научить воспитанников находить контакт друг с другом, строить диалоги, взаимодействовать, распределять обязанности, решать спорные ситуации.

Для себя мы определили темы: «Вежливость», «Доброта», «Дружба танцоров», «Я и мир хореографии», «Моя хореографи-

ческая группа», «Моя семья», «Этикет». В соответствии с данными темами разработаны авторские хореографические коммуникативные игры.

Авторская хореографическая коммуникативная игра «Этикет».

Цель игры: способствовать гендерной самоидентификации и развитию навыков взаимодействия, соблюдения этикета в танцевальной деятельности.

В игре могут участвовать до 16 человек. Педагог предлагает детям переместиться на бал и вести себя как подобает дамам и кавалерам. Дети делятся на пары (мальчик, девочка) и вытягивают картинку с названием танца, который нужно изобразить. Воспитанники входят в бальный зал и представляют свой танцевальный этюд. Все остальные отгадывают танец.

Например, этот танец медленный и грациозный, он показывает как уважительно относятся кавалеры к своим дамам и т. д.

Социоигровой прием организации представления детей: а сейчас показывают самые высокие; у кого имя начинается на звук «а»; у кого есть домашнее животное; у кого две косички и т. д.

Авторская хореографическая коммуникативная игра «Дружба танцоров».

Цель игры: формирование навыков слаженной работы в хореографическом коллективе.

Дети делятся на группы в соответствии с разрезными картинками: по 4-8 человека в зависимости от того, на сколько частей разрезана картинка. С одной стороны картинка одноцветная (красная, синяя, зеленая, желтая, розовая, оранжевая), с другой стороны изображен предмет, необходимый детям в хореографической деятельности. Дети собираются в компании по цветам. Компании находят удобное место в группе и собирают картинку (предмет), не называя вслух данный предмет. В компаниях дети придумывают: 1- пластический этюд, отражающий для чего или как используется данный предмет; 2 - пластический этюд с данным предметом. Потом каждая компания представляет 1 пластический этюд, а если компании не угадывают предмет, то дети представляют 2 пластический этюд с данным предметом.

Например, этот предмет очень полезен в танцах, он помогает нам выполнять все движения, чтобы мы не травмировались.

Социоигровые приемы организации ответов детей: первой покажет пластический этюд компания, у которой предмет начинается на звук «щ»; а сейчас покажет пластический этюд компания, у которой предмет символизирует победу; покажет пластический этюд компания, у которой предмет очень хрупкий, мягкий и т. д.

Примеры данных игр наглядно показывают преимущества социоигровой технологии в социально-коммуникативном развитии ребёнка, занимающегося хореографической деятельностью, «раскрывает их творческий потенциал, способствует формированию умений находить новые выразительные движения и использовать знакомые в новой интерпретации, составлять новые танцевальные этюды и композиции» [7]. Это дает возможность робким, неуверенным детям преодолеть свои комплексы, нерешимость, застенчивость. Проявляется самостоятельность, инициативность, коммуникативное общение в процессе образовательной деятельности.

Такой подход способствует организации особой общности детей, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими работать в коллективе, а разные мнения по любым вопросам не приводят к конфликтам. Происходит сближение педагога и ребёнка [8]. Что особенно важно на этапе решения задач, предъявляемых современным обществом к дополнительному образованию в области хореографии.

Основные принципы социоигровой технологии позволяют организовать такую культурно-образовательную среду, которая необходима современным детям для полноценного личностного развития и здоровой социальной активности в будущем. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении (хореографическая деятельность), сохранению их психологического здоровья, формированию социально-коммуникативной компетенции, самоорганизации, а также позволяет повысить уровень познавательных и творческих способностей подрастающего человека.

Библиографический список

1. Стратегии развития воспитания Российской Федерации. Москва, 2015.

2. Журавлева С.С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах. Дошкольное воспитание. 2015; 2: 118 - 122.

3. Клыкова Л.А., Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии как актуальная проблема теории и методики дополнительного образования. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013: 159 - 183.

4. Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятие, дидактические материалы. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2012.

5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

6. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике. Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.

7. Юнусова Е.Б. Хореографическое образование как источник формирования художественного «Я» ребёнка. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2015: 506 - 510.

8. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: монография. Ярославль: Медиум-пресс, 2000.

References

1. Strategiirazvitiya vospitaniya RossijskojFederacii. Moskva, 2015.

2. Zhuravleva S.S. Issledovanie social'no-kommunikativnogo razvitiya starshih doshkol'nikov v razlichnyh obrazovatel'nyh sredah. Doshkol'noe vospitanie. 2015; 2: 118 - 122.

3. Klykova L.A., Churashov A.G. Hudozhestvenno-'esteticheskoe razvitie starshih doshkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii sredstvami horeografii kak aktual'naya problema teorii i metodiki dopolnitel'nogo obrazovaniya. Innovacionnye trendy v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2013: 159 - 183.

4. Zagumennaya L.A. Social'no-lichnostnoe razvitie doshkol'nikov: programma, planirovanie, zanyatie, didakticheskie materialy. Starshaya gruppa. Volgograd: Uchitel', 2012.

5. Rubinshtejn L.S. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

6. Shuleshko E.E. Socioigrovye podhody vpedagogike. Krasnoyarsk: Kraevoj institut usovershenstvovaniya uchitelej, 1990.

7. Yunusova E.B. Horeograficheskoe obrazovanie kak istochnik formirovaniya hudozhestvennogo «Ya» rebenka. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v izmenyayuschemsya mire: perspektivy razvitiya vostrebovannosti, privlekatel'nosti, rezul'tativnosti: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2015: 506 - 510.

8. Frishman I.I. Igrovoe vzaimodejstvie vdetskih ob'edineniyah: monografiya. Yaroslavl': Medium-press, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.08.18

УДК 398.8(571.15)(=161.1):378.14:008(571.150)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yagovets N.A., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: yagovetsna@mail.ru

BASES OF PROCESSING OF THE SONG FOLKLORE OF ALTAI TERRITORY IN THE CLASS OF CHORAL ARRANGEMENT.

The article studies how to solve modern pedagogical problems of studying and reproducing the folk song heritage of the Altai Krai in the context of practical activities for the creative renewal of the folklore source through the choral arrangement. Based on the experience of working with the students specialising in "The Art of Folk Singing" of the Altai State Institute of Culture, methodical aspects of studying, transforming and practical mastering of regional song folklore in lecture, practical and individual classes in the class of choral arrangement are revealed. The article outlines possible methods and techniques for the musical and poetic processing of folk songs. The author comes to a conclusion that the educational and creative activity of the students is quite productive, when performed arrangements of regional folklore are actively used in the concert-creative activity of the folk-singing groups in the region, which is a good impulse to creative activity.

Key words: choral arrangement, folklore source, development of regional song folklore, musical analysis of work.

Н.А. Яговец, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: yagovetsna@mail.ru

ОСНОВЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В КЛАССЕ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКИ

Статья посвящена решению современных педагогических задач изучения и репродуцирования песенного фольклорного наследия Алтайского края в контексте практической деятельности по творческому обновлению фольклорного первоисточника путем хоровой аранжировки. Исходя из опыта работы с обучающимися направления подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры, раскрываются методические аспекты изучения, преобразования и практического освоения регионального песенного фольклора на лекционных, практических и индивидуальных занятиях в классе хоровой аранжировки. В статье обозначены возможные методы, способы и приемы музыкально-поэтической переработки песенного фольклорного материала. Автор приходит к выводу, что учебно-творческая деятельность обучающихся достаточно продуктивна, поскольку выполненные аранжировки регионального фольклора активно используются в концер-тно-творческой деятельности народно-певческих коллективов региона, что является хорошим импульсом к творческой активности.

Ключевые слова: хоровая аранжировка, фольклорный первоисточник, освоение регионального песенного фольклора, музыкальный анализ произведения.

Одним из перспективных путей освоения, сохранения и передачи национальной культуры новому поколению считается творческий подход к работе с народно-песенным материалом, выраженный в переработке фольклорных произведений для народно-певческих коллективов. Одним из способов преобразования или обновления фольклорного песенного материала является хоровая аранжировка. Как вид творческой деятельности, хоровая аранжировка достаточно сложный процесс работы с произведением, требующий от автора специальных знаний, навыков и умений. В современном народно-певческом исполнительстве нередко можно наблюдать,

как певческие коллективы поют русские народные песни в сценической интерпретации, порой очень далекой от фольклорного оригинала, а зачастую, и в «карикатурном» виде. Несмотря на смелость авторских решений, возможных в свободной аранжировке фольклорного первоисточника, случается так, что произведение теряет свою не только региональную стилистическую направленность, но и жанровую принадлежность, из-за чего становится практически неузнаваемым. В связи с этим, актуализируется острая необходимость в изучении и практическом освоении руководителями народно-певческих коллективов методических основ хоровой аранжировки фоль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.