Научная статья на тему 'Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации'

Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / МЕЦЕНАТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА / РЕГИОН ПРИСУТСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / SOCIAL INITIATIVE / NON-FINANCIAL REPORTING / TAX REVENUES / STAKEHOLDER / SPONSORS / CHARITIES / SOCIAL CHARTER OF RUSSIAN BUSINESS / REGION OF BUSINESS OPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корякина Елена Анатольевна

В статье представлены результаты анализа динамики развития социальной ответственности бизнеса в России. Дана характеристика внешней и внутренней социальной ответственности бизнеса. Приведен анализ структуры нефинансовой отчетности российских компаний. Рассмотрены принципы ответственности деловой практики, предусмотренные Социальной хартией российского бизнеса. Отражено влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организаций. Предложены возможности расширения внедрения социальной ответственности бизнеса на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of social responsibility of business on the regional development

The article analyzes the dynamics of social responsibility of business in Russia. The characteristic of the external and internal social responsibility of business is given. The analysis of the structure of non-financial reports of Russian companies is carried out. The principles of responsible business practices stipulated by the Social Charter of Russian business are considered. The author discusses the influence of the social business responsibility on the development of the region of their operation. The ways of adoption of social responsibility practices at Russian enterprises are suggested.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организации»

УДК 316.4 Корякина Елена Анатольевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА ПРИСУТСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Koriakina Elena Anatolievna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

THE IMPACT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS ON THE REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье представлены результаты анализа динамики развития социальной ответственности бизнеса в России. Дана характеристика внешней и внутренней социальной ответственности бизнеса. Приведен анализ структуры нефинансовой отчетности российских компаний. Рассмотрены принципы ответственности деловой практики, предусмотренные Социальной хартией российского бизнеса. Отражено влияние социальной ответственности бизнеса на развитие региона присутствия организаций. Предложены возможности расширения внедрения социальной ответственности бизнеса на российских предприятиях.

Ключевые слова:

социальная ответственность бизнеса, социальная инициатива, нефинансовая отчетность, налоговые поступления, стейкхолдеры, меценаты, благотворительность, Социальная хартия российского бизнеса, регион присутствия организации.

Summary:

The article analyzes the dynamics of social responsibility of business in Russia. The characteristic of the external and internal social responsibility of business is given. The analysis of the structure of non-financial reports of Russian companies is carried out. The principles of responsible business practices stipulated by the Social Charter of Russian business are considered. The author discusses the influence of the social business responsibility on the development of the region of their operation. The ways of adoption of social responsibility practices at Russian enterprises are suggested.

Keywords:

social responsibility of business, social initiative, non-financial reporting, tax revenues, stakeholder, sponsors, charities, Social Charter of Russian business, region of business operation.

В дореволюционной России наиболее значимым периодом внедрения и реализации социальных инициатив стала последняя четверть XIX в. В этот период промышленники строили жилье для работников фабрик и предприятий (от казарм до квартир для каждой семьи), основывали и содержали образовательные и ремесленные школы, реальные училища, больницы, детские сады. Рабочим выплачивали выходные пособия по старости (пенсии), пособия в случае болезни и при несчастных случаях, в графике работы появились выходные дни.

Социальные новации со стороны бизнеса внедрялись не под давлением со стороны государства, а путем личных инициатив промышленников и фабрикантов. Например, на Трехгорной мануфактуре присутствовали все аспекты социальной ответственности: от режима работы до фабричного театра, классов музыки, детских садов и яслей. Значительные средства выделялись русскими промышленниками, банкирами и частными пожертвователями для развития искусства и расширения кругозора граждан: финансировалось открытие и функционирование художественных училищ, театральных учебных мастерских, театров, публичных читален и библиотек, церквей и храмов. Благодаря меценатам появились Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и другие известные художественные коллекции и музеи [1].

Революция и НЭП полностью аннулировали сложившиеся благотворительные традиции и социальные начинания. В советский период постепенно стала складываться система социальной ответственности предприятий перед своими работниками. Объем социальных благ зависел от отрасли деятельности предприятия, его масштаба, важности развития отрасли и предприятия для государства. Развитие советской промышленности в конце 70-х - начале 80-х гг. позволило начать финансирование строительства ведомственных объектов социальной инфраструктуры - детских садов, домов культуры и отдыха, санаториев в пригородах и курортных зонах и других объектов.

Сложившаяся в 90-е гг. ХХ в. экономическая ситуация заставила предприятия срочно избавиться от непрофильных социальных активов для стабилизации финансового положения или

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)

максимализации доходов новых собственников. Активы передавались на баланс муниципалитетов, а относительно масштабные социальные льготы оставались только на крупнейших добывающих предприятиях.

Выход страны из кризиса, наращивание промышленных объемов и стабилизация экономической ситуации привели сначала к стабилизации, а затем к новому витку развития социальной ответственности бизнеса. Кризис 2008 г. и кризисная ситуация конца 2014 г. потребовали от большинства российских компаний концентрации на основном производстве и частично сократили объемы финансирования социальных программ как внутри предприятия, так и на территории присутствия. Однако крупнейшие компании на прежнем уровне занимаются разработкой и внедрением социальных инициатив либо даже расширяют их масштаб.

В 2004 г. съездом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была принята Социальная хартия российского бизнеса - «новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие. Это свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью» [2].

В Социальной хартии выделены принципы ответственности деловой практики: экономическая свобода и ответственность, партнерство в бизнесе, сохранение окружающей среды, участие в развитии местного сообщества [3].

Российские компании могут представлять результаты своих инициатив в социальной сфере в виде:

- специальной главы в годовом отчете;

- размещения информации на сайтах предприятий;

- издания нефинансовой отчетности отдельным документом, раскрывающим все аспекты социальной деятельности организации, как внутренней, так и на территории присутствия.

История нефинансовых отчетов в России начинается с 2000 г. В Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП внесена 151 компания. С 2000 г. ими выпущен 561 нефинансовый отчет: 44,2 % социальных отчетов, 32,1 % отчетов в области устойчивого развития (ОУР), 10,7 % интегрированных отчетов, 9,1 % экологических отчетов (ЭО) и 3,9 % отраслевых отчетов. Наибольшее количество нефинансовых отчетов было составлено в 2011-2012 гг. - 82, в 2013 г. их число сократилось до 67 [4].

Иностранные компании, инвестируя средства в благотворительность и социальные проекты, предполагают ответную реакцию со стороны государства в виде налоговых льгот, лояльного отношения и других мер стимулирования бизнеса. В российской действительности социальные инициативы бизнеса рассматриваются как дополнительные отчисления со стороны организации обществу, а не движение к взаимовыгодному сотрудничеству государства, бизнеса и заинтересованных сторон организации (стейкхолдеров). Взаимодействие компании со стейкхолде-рами должно основываться на следующих принципах: информационная открытость; достоверность и полнота информации о деятельности компании; полнота учета интересов всех заинтересованных сторон; оперативное реагирование на изменяющиеся интересы.

Отмечая, что социальные инвестиции внутри предприятия приносят наиболее значимый эффект по сравнению с внешними инвестициями, руководство российских предприятий финансирует повышение квалификации сотрудников, оплачивает дополнительное медицинское страхование, формирует систему негосударственных корпоративных пенсий, возмещает средства, потраченные на санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей, разрабатывает механизмы решения жилищного вопроса сотрудников и другие социальные инициативы.

Несмотря на значимость внутренней социальной ответственности, значительна роль внешней социальной ответственности, выражающаяся в:

- добросовестной уплате налогов и других обязательных платежей, формирующих основу региональных и местных бюджетов;

- социальных инвестициях: взаимодействие с региональными и местными властями, федеральные корпоративные программы, социально значимые акции, поддержка детей из неблагополучных семей в получении образования и профессии, содействие развитию талантов и способностей детей;

- благотворительных акциях в области культуры и спорта, образования и здравоохранения, финансировании различных программ для детей и молодежи;

- сохранении экологического баланса и постоянной модернизации объектов воздействия на окружающую среду;

- выпуске качественной продукции, соответствующей всем нормам законодательства;

- поддержке культуры, сохранении и восстановлении объектов культурного значения, как всероссийского, так и регионального уровней.

Крупные российские компании разрабатывают и внедряют социальные инициативы. Налоговые поступления - существенная составляющая развития территории присутствия организации, способствующая аккумуляции денежных средств для финансирования различных потребностей территории присутствия. Например, ОАО «Лукойл» в 2012 г. перечислило в бюджет Уральского федерального округа 27 134 млн руб. [5, с. 76].

Социальные инвестиции осуществляют практически все организации, формирующие нефинансовые отчеты. Они ежегодно проводят спартакиады, региональные и областные соревнования и турниры, туристические слеты и экскурсионные поездки работников, членов их семей и ветеранов предприятия. Социальные инвестиции в региональные проекты ОАО «Лукойл» в 2012 г. составили 1662 млн руб. [6, с. 49].

Благотворительность и спонсорство ОАО «Лукойл» заключается в помощи народам Крайнего Севера (155 млн руб. в 2012 г.). ОАО «Сбербанк» сотрудничает с корпоративной благотворительной программой «От сердца к сердцу», благотворительным фондом «Подари жизнь». При поддержке Сбербанка Страхование в 2013 г. проведен фестиваль паралимпийского спорта «Парафест» и церемония награждения премией Паралимпийского комитета России «Возвращение в жизнь». Объем средств, выделенных на благотворительность ОАО «РЖД» в 2013 г., составил 730 млн руб., в частности 40,2 млн руб. были направлены на поддержку благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» [7, с. 179].

На мероприятия по обеспечению экологической безопасности в 2012 г. ОАО «Лукойл» направило 23,4 млрд руб. ОАО «Сбербанк» осуществляет контроль за использованием ресурсов, организует и финансирует проведение экологических акций «День Енисея», «Зеленый марафон» и других. ОАО «Сургутнефтегаз» внедрило корпоративную программу «Экология», направленную на строительство новых, реконструкцию и модернизацию ранее построенных объектов природоохранного назначения и другие мероприятия (22,1 млрд руб. в 2013 г.) [8, с. 5].

ОАО «Сбербанк» - партнер национального театрального фестиваля «Золотая маска»; генеральный партнер выездных творческих акций Театра кукол им. С.В. Образцова, на выездные спектакли которого приглашаются воспитанники детских домов; поддерживает международный кинофестиваль «Зеркало» им. А. Тарковского и организацию симфонических концертов и культурных фестивалей. ОАО «РЖД» в 2013 г. финансировало воссоздание Агатовых комнат в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в размере 31,2 млн руб. [9, с. 179].

В связи с тем, что социальная ответственность бизнеса имеет в большей степени локальное распространение, внедряемые социальные инициативы способствуют социально-экономическому развитию региона присутствия, снижают уровень социальной напряженности и создают основу для повышения качества жизни стейкхолдеров.

Организации малого и среднего бизнеса могут инициировать малобюджетные социальные инициативы, однако инвестирование более серьезных проектов невозможно без государственной поддержки.

Масштабное внедрение в систему функционирования организаций принципов социальной ответственности возможно только при поддержке важнейшего субъекта экономического преобразования - государства в виде налоговых льгот, преимуществ при распределении госзаказов и предоставлении выгодных условий кредитования.

Ссылки:

1. Баикина А.И., Додонова Л.А. Аристократы капитала: очерки истории российского предпринимательства и благотворительности Х-ХХ вв. Тюмень, 1994. 352 с.

2. Социальная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/474 (дата обращения: 10.03.2015).

3. Социальная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://www.roscomsys.ru/upload/docs/socialnaja_khartija_rossijjskogo_biznesa.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

4. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов по состоянию на 25.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/157 (дата обращения: 26.03.2015).

5. Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации. «Лукойл» [Электронный ресурс]. 2011-2012. С. 76. URL: http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2013/Lukoil_OD_rus.pdf (дата обращения: 26.04.2015).

6. Там же. С. 49.

7. Корпоративный социальный отчет. «РЖД» [Электронный ресурс]. 2013. С. 179. URL: http://media.rspp.ru/docu-ment/1/8/5/8596f5685b068cef293adaa315fd9168.pdf (дата обращения: 26.04.2015).

8. Экологический отчет. ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс]. 2013. С. 5. URL: http://media.rspp.ru/docu-ment/1/9/b/9bbb485099acd47974a89efa952bc005.pdf (дата обращения: 26.04.2015).

9. Корпоративный социальный отчет. «РЖД». С. 179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.