А.А. Илюхин, канд. экон. наук, профессор, кафедра политической экономии, С.В. Илюхина, канд. экон. наук, доцент, кафедра статистики, эконометрики и информатики, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
В статье рассмотрены проблемы взаимозависимости и взаимодействия трудовых ресурсов и социальной сферы. Исследованы основные социальные инфраструктурные факторы, которые воздействуют на формирование трудовых ресурсов. Исследуются элементы системы управления формированием трудовых ресурсов. Определены принципы единой методики оптимизации обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры для повышения качества трудового потенциала территории. Разработана методика определения потребностей населения в объектах социальной инфраструктуры. Предложены следующие составляющие процесса планирования, финансирования и развития социальной инфраструктуры территории: расчет базовых индикаторов уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований; расчет потребности в объектах социальной инфраструктуры на основе комплексных показателей (индикаторов), отражающих качественные процессы развития социальной сферы; расчет средств объединенного фонда муниципального развития по укрупненным группам и для каждого муниципального образования; оценка ожидаемого эффекта от мероприятий, мониторинг процесса эффективности мероприятий по обеспечению населения социальной инфраструктурой на основе расчета коэффициента закрепления трудовых ресурсов — интегрированного агрегатного показателя удовлетворенности населения в части обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Методика оптимизации обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры для повышения качества трудового потенциала использовалась для разработки и реализации областной целевой программы «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008—2015 гг.».
Ключевые слова: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, социальная инфраструктура, квалифицированные кадры, обеспеченность муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры, демографический потенциал территорий.
Развитие территорий, экономическая стабильность страны напрямую зависят от обеспеченности трудовыми ресурсами. В этом аспекте особая роль принадлежит процессу формирования трудового потенциала, который оказывает непосредственное влияние на экономические результаты региональной и национальной экономики. В то же время повышение уровня квалификации и производительности труда работников определяется современными условиями хозяйствования, жизненным уровнем
населения, обеспеченностью социальными инфраструктурными объектами.
Формирование трудового потенциала — это стадия производства в общем воспроизводственном цикле движения трудовых ресурсов (производство, распределение, обмен и потребление). Качество трудовых ресурсов определяется условиями формирования трудового потенциала, имеет отличия на уровне территорий и связано с неравномерным обеспечением объектами социальной инфраструктуры. Трудовой потенциал может
быть рассмотрен с различных точек зрения, но обобщающим признаком является наличие в нем основных составляющих: психофизиологии и собственно квалификации. Если первый компонент в большей степени формируется под влиянием социально-демографических факторов и на него можно воздействовать только в долгосрочной перспективе, то на второй компонент трудового потенциала можно оказывать оперативное корректирующее влияние с помощью социаль- = ной сферы.
Наличие, уровень развития и качество объектов социальной инфраструктуры влияют на качественные характеристики трудовых ресурсов и их потенциал, поскольку включают совокупность учреждений, призванных удовлетворять потребности человека в образовании и воспитании, медицинском обслуживании, организации досуга, отдыха и использовании достижений культуры, занятиях физической культурой и спортом.
Для эффективного формирования качества трудовых ресурсов, по мнению авторов, стоит определять нормативное количество объектов социальной инфраструктуры. Необходимо соблюдать определенный баланс с учетом меняющейся демографической ситуации, в структуре которой наблюдается рост численности внешних мигрантов. Трудовые мигранты со временем могут пополнять трудовые ресурсы страны, получая российское гражданство.
Разнонаправленность внутренних миграционных процессов — отток квалифицированной рабочей силы и молодежи в мегаполисы, программы переселения из города в село, безработица, кризисные явления в экономике — вызывают необходимость в постоянном мониторинге количества и качества объектов социальной инфраструктуры, в зависимости от количества потребителей и их гендерной структуры. Для решения проблемы сбалансированности потребности и наличия объектов социальной инфраструктуры необходима система постоянного
Для решения проблемы сбалансированности потребности и наличия объектов социальной инфраструктуры необходима система постоянного мониторинга.
Это важно знать потому, что содержание и обслуживание
социальной инфраструктуры требует определенного уровня финансирования.
мониторинга. Это важно знать потому, что содержание и обслуживание социальной инфраструктуры требует определенного уровня финансирования. Безусловно, необходимо учитывать финансовые возможности бюджета соответствующего уровня, не забывая при этом, что инвестиции в социальную инфраструктуру не окупаются сиюминутно.
Проблема усложняется тем, что в большинстве регионов страны ранее сложившаяся система социальной инфраструктуры не соответствует структуре населения. Однако эти факторы являются взаимозависимыми и оказывают друг на друга в равной степени как положительное, так и отрицательное воздействие. Нехватка или отсутствие объектов социальной инфраструктуры, как то детских дошкольных учреждений, школ, больниц, негативным образом влияет на рождаемость и закрепление трудовых ресурсов. Неравномерность в обеспечении муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры, в численности населения, его сложившейся гендерной структуры требует своих подходов при определении потребности, поэтому единой методики определения потребности не существует. Для такой разработки методики можно использовать два варианта расчета: на основе нормативов и на основе учета тенденций изменения численности населения, динамических сдвигов в его ген-дерной структуре.
При создании такой методики нужно исходить из принципов системного подхода. Воспроизводство трудовых ресурсов можно рассмотреть в виде социально управляемой системы. Система управления формированием трудовых ресурсов обладает следующими признаками.
Состоит из управляющей подсистемы — субъектов, расположенных иерархически: государство, хозяйствующие субъекты и управляемой подсистемы — объектов — трудовых ресурсов.
Является целостной системой, имеющей фиксированные связи с внешней сре-
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
Матрица МОБ производства и распределения совокупного ресурса в стоимостном выражении2
1-й субъект — государство 2-й субъект — хозяйствующие субъекты Промежуточный ресурс Конечный ресурс
X У х
1-й субъект — государство А Б А2 А+ Б+А2 (А5)
2-й субъект — хозяйствующие субъекты А1 Б1 II А1+Б1+Б2 Б2 1 (Б4)
Промежуточные затраты А+А1 А3 Суммарно затраты каждого субъекта равны выпуску: А4=А5; Б3=Б4
Итоговые затраты А+А1+(А+А1) III Б+Б1+А3 (А4) | (Б3)
IV
дой (социально-экономическими условиями и нормативно-правовой базой) посредством прямых и обратных связей (факторы внешнего воздействия влияют на систему формирования трудовых ресурсов).
Системный подход определяет характеристики составных элементов: «вход» — ресурсы; «процесс» — способ взаимодействия элементов, влияние на формирование трудовых ресурсов; «выход» — цель — создание системы формирования трудовых ресурсов, позволяющей воспроизводить их на расширенной основе. Степень вовлеченности субъектов управляющей подсистемы — уровень участия государственных органов власти и хозяйствующих субъектов.
Процесс системного регулирования трудовых ресурсов на основе использования социальной инфраструктуры как инстру-
мента повышения качества формирования трудовых ресурсов представлен «Матрицей межотраслевого баланса (МОБ) производства и распределения совокупного ресурса в стоимостном выражении» (таблица)1.
Модель формализует процессы взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов при финансировании объектов социальной инфраструктуры. Под балансовой моделью обычно понимается система уравнений, каждое из которых выражает требование соблюдения баланса между производимым отдельными экономическими субъектами количеством ресурса и совокупной потребностью в этом ресурсе. Динамическая матрица может служить инструментом для выявления диспропорций, (фактическое наличие ресурса должно соответствовать потребности в нем), соответ-
! ДИСКУССИЯ
* журнал научных публикаций
ственно, статическая матрица характеризует сложившиеся пропорции (ресурсная часть равна расходной). Совокупный ресурс (нормативное количество объектов социальной инфраструктуры) разделен на две части: промежуточный и конечный ресурс, предполагается, что при прочих равных условиях на систему управления формированием трудовых ресурсов влияет финансирование двух субъектов управления: государства (1-й субъект) и хозяйствующих субъектов (2-й субъект). Субъекты 1 и 2 производят промежуточный ресурс (посредством текущего финансирования объектов социальной инфраструктуры), часть которого потребляется, а другая часть выводится в качестве ее конечного ресурса.
I и II квадранты отражают баланс между конечным ресурсом и суммой материальных затрат субъектов. I и III квадранты отражают стоимостную структуру ресурса каждого субъекта. IV квадрант отражает итог материальных затрат субъектов при соблюдении принципа единства, суммарный конечный ресурс равен суммарным затратам. Модель иллюстрирует взаимозависимость между воздействием управляющей подсистемы (субъектов управления), соотношение степени
их участия (определяемого отношением Б3 к А4) посредством финансирования объектов социальной инфраструктуры (изменение динамики ресурса системы) на управляемую подсистему — трудовые ресурсы через удовлетворение потребностей в инфраструктурных объектах.
С помощью этой модели, определив нормативное количество объектов социальной инфраструктуры для всех субъектов территории, можно определить величину либо объемы конечного ресурса каждого субъекта.
Это позволяет оценивать, определять тенденции и планировать развитие социальной инфраструктуры на основе оптимизации его финансирования.
Предлагаемый подход позволяет формализовать процесс оптимизации финансирования социальной сферы регионов. Цель формализации процесса — совершенствование механизма распределения средств фонда муниципального развития, алгоритм которого представлен на рисунке.
Объекты социальной инфраструктуры — в зависимости от уровня организации общества — финансируются из федерального, регионального или муниципального
Алгоритм оптимизации механизма распределения средств фонда муниципального развития
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
бюджета, внебюджетных фондов, денежных фондов хозяйствующих субъектов, физических лиц. Выделению средств бюджетным учреждениям предшествует бюджетное планирование; таким обра- : зом, предлагаемый подход позволяет оптимизировать все источники финансирования.
Развитие территорий в условиях рыночных трансформаций требует принципиально новых способов и методов финансирования объектов социальной инфраструктуры с учетом более рационального их использования, а также факторов, влияющих на динамику потребности в объектах.
К уменьшению потребности в финансировании ведут такие факторы, как миграционная убыль населения, отрицательная динамика естественного прироста населения, численность пенсионеров, среднегодовая численность работающих в экономике, безработных и т. д. К увеличению потребности могут привести такие факторы, как положительная динамика показателей рождаемости, увеличение продолжительности жизни, миграционный прирост населения — как за счет внешних мигрантов, так и за счет внутренней миграции из города в село (программы переселения)3. Эти тенденции также учитываются предлагаемой моделью.
В целях совершенствования процессов планирования, финансирования и развития социальной инфраструктуры территории предлагается методика определения потреб-
В большинстве регионов страны ранее сложившаяся система социальной инфраструктуры не соответствует структуре населения. Однако эти факторы
являются взаимозависимыми и оказывают друг на друга в равной степени как положительное, так и отрицательное воздействие.
взаимосвязанных
,6.
ностей населения в объектах социальной инфраструктуры4. Формирование методологических принципов осуществлялось на основе трудов отечественных и зарубежных эко-= номистов — А.П. Егор-шиной, И.В. Гуськовой, E.P. Lazear, H. Muller5. Методика построена на основе предложенного алгоритма оптимизации механизма распределения средств фонда муниципального развития и включает в себя пять разделов
I. Основные принципы и условия процесса определения потребностей населения в объектах социальной инфраструктуры.
II. Расчет базовых индикаторов уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
1. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.).
2. Налоговый потенциал муниципального образования на душу населения (тыс. руб.).
3. Обеспеченность местных бюджетов собственными доходами на душу населения.
III. Последовательность расчета потребности в объектах социальной инфраструктуры.
1. Расчет комплексных показателей (индикаторов), отражающих качественные процессы — численность учащихся всех видов образовательных учреждений; численность детей; обеспеченность населения медицинским персоналом (врачами, медсестрами, больничными койками); обе-
спеченность населения образовательными учреждениями; уровень образования населения; уровень безработицы; распределение работников по отраслям экономики.
2. Определение ин- = дикаторов (удельные и структурные показатели, рассчитываемые из первичных показателей).
3. Расчет сводных индексов.
IV. Расчет средств объединенного фонда муниципального развития. =
1. Определение предельного объема финансирования и удовлетворение потребности по группам — в первую очередь низкой обеспеченности пропорционально численности населения муниципального образования и отклонению от среднеобластного (республиканского) уровня обеспеченности.
2. Расчет объема средств фонда муниципального развития для каждой группы муниципальных образований.
3. Расчет объема средств фонда муниципального развития для каждого МО внутри группы рассчитывается пропорционально численности населения и отклонению от среднеобластного (республиканского) уровня обеспеченности.
V. Оценка ожидаемого эффекта от мероприятий, мониторинг.
1. Оценка выполнения мероприятий по обеспеченности населения социальной инфраструктурой.
2. Сравнение аналогичных показателей со средними значениями по муниципалитетам, регионам и т. д.
3. Расчет коэффициента закрепления трудовых ресурсов — интегрированного агрегатного показателя удовлетворенности населения в части обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.
4. Изменение индивидуальных значений самой индексируемой величины в отчетном периоде по сравнению с базисным.
5. Изменение структуры исследуемой совокупности (уменьшение или увеличение доли единиц с более низким или более вы-
Поскольку размерность нормативов во многом зависит от возможностей финансирования, развитие коммерческих источников финансирования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, может способствовать снижению нагрузки на государственный бюджет.
занятости населения профессиональным трудом (отношение занятого населения к общей его численности).
Данная методика была использована при разработке и реализации областной целевой программы «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.»7.
Перечисление субсидий из фонда муниципального развития в местные бюджеты производится муниципальным образованиям в случае выполнения ими требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства РФ и Свердловской области о налогах и сборах.
Использование методики позволяет проводить анализ полученного эффекта от проведенных мероприятий, а также принимать решение о дальнейшей оценке обеспеченности объектами социальной инфраструктуры для целей ее финансирования. Поскольку размерность указанных нормативов во многом зависит от возможностей финансирования, развитие коммерческих источников финансирования, осуществляемого хозяйствующими субъектами, может способствовать снижению нагрузки на государственный бюджет.
Важно, чтобы дифференциация объектов социальной инфраструктуры по районам и муниципалитетам способствовала равномерному формированию трудового потенциала территории. Для обеспечения процесса устойчивого формирования трудовых ресурсов необходимо усилить государственную поддержку социальной инфраструктуры территорий, создать организационно-экономические, правовые и социальные условия для закрепления трудовых ресурсов на территории.
Представленная методика функциональна и представляется как база для совершенствования механизма распределения средств региональных (областных) фондов муниципального развития, назначение которых — способствовать социально-экономическому развитию регионов че-
соким уровнем этого показателя) от уровня рез повышение обеспеченности населения
объектами социальной инфраструктуры. Комплексная и оптимальная обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры способствует равномерному формированию однородного в территориальном плане, эффективного трудового потенциала населения региона и способствует стабилизации процесса закрепления трудовых ресурсов, fjjj
Литература
1. Илюхина С.В. Социальная инфраструктура как фактор формирования трудовых ресурсов села / ав-тореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук. Челябинск, 2009.
2. Леонтьев В.В. Исследование структуры американской экономики. Теоретический и эмпирический анализ по схеме «затраты — выпуск. М., 1958; Леонтьев В.В. Будущее мировой экономики. М., 1979; Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.
3. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р «О Концепции действий на рынке труда на 2008—2010 годы»). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2015).
4. Методика разработана на основании: Бюджетного кодекса РФ; Налогового кодекса РФ, Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», «Жилищного кодекса РФ» (ЖК РФ) от 29.12.2004
(действующая редакция), «Градостроительного кодекса РФ» от 29.12. 2004 № 190-ФЗ (принят ГД ФС от 22.12.2004, действующая редакция), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон МСУ) от 06.10.2003 № 131-Ф3 (действующая редакция), Закона Свердловской области от 9 декабря 2013 года № 125-О3 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
5. Методология управления трудовыми ресурсами: монография / под ред. А.П. Егоршина, И.В. Гусько-вой. Н.Новгород: НИМБ, 2008; Lazear E.P. Performance Pay and Productivity // American Economic Review 2000. Vol. 90(5). P. 1346-1361; Muller H. The First-Best Sharing Rule in the Continuous-Time Principal-Agent Model with Exponential Utility / Holger M. Muller // Working Paper Series in Economics and Finance, No 145, December 1996.
6. Илюхина С.В. Социальная инфраструктура как фактор формирования трудовых ресурсов села / ав-тореф. дисс. на соискание ученой степени канд. эк. наук. Челябинск, 2009.
7. Семин А.Н., Чемезов С.М. и др. Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалификационными кадрами организации АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.». Екатеринбург, 2007. Чемезов С.М., Воронин Б.А., и др. Областная целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.» (первая версия). Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 30 с.
THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE TERRITORY AND THE FORMATION OF LABOR RESOURCES
A.A. Ilyukhin, Candidate of economics, Professor,
The department of political economy, S.V. Ilyukhina, Candidate of economics, Docent, The department of statistics, econometrics and informatics, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
The article considers the problems of interdependence and interaction of human resources and social sphere. Also this paper researches basic social infrastructural factors that influence the formation of labor resources. It explores management system elements of labor resources formation. The principles of a unified methodology of optimizing the provision of municipal formations of social infrastructure are improving the quality of the labor potential of the territory. The authors have developed the technique of determining the needs of the population in the social infrastructure. There are the following components of the process planning, financing and development of social infrastructure of the territory: the calculation of basic indicators of level of budgetary security of municipal entities; calculation of needs in social infrastructure based on integrated indicators, reflecting the quality processes of social development; the calculation of the consolidated fund of municipal development on integrated groups and for each municipality; assessment of the expected effect of interventions, monitoring interventions' efficiency in terms of the population on social infrastructure basis of calculation of the coefficient of secure labor - integrated aggregate indicator of satisfaction of the population in terms of provision of social infrastructure. The optimization method for provision of municipal formations of social infrastructure
for improving the quality of labor potential was used to develop the design and implementation of the Regional target program «Provision of expertise agriculture of Sverdlovsk region for 2008-2015».
Key words: labor resources, labor potential, social infrastructure, qualified personnel, provision of municipal formations of social infrastructure, demographic potential of the territories.
References
1. Iliukhina S.V. Sotsial'naia infrastruktura kak faktor formirovaniia trudovykh resursov sela / avtoref. diss. na soisk. uch. st. kand. ek. nauk [Social infrastructure as a factor in the formation of human resources of the village. Abstract of candidate of economics sci.diss.]. Chelyabinsk, 2009.
2. Leont'ev V.V. Issledovanie struktury amerikanskoi ekonomiki. Teoreticheskii i empiricheskii analiz po skheme «zatraty — vypusk [Investigation of the structure of the American economy. A theoretical and empirical analysis, "input-output"]. Moscow, 1958; Leont'ev V.V. Budushchee mirovoi ekonomiki [The Future of the world economy]. Moscow, 1979; Leont'ev V.V. Ekonomicheskie esse. Teorii, issledovaniia, fakty ipolitika [Economic essay. Theory, research, facts and policy]. M., 1990.
3. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2008 № 1193-r «O Kontseptsii deistvii na rynke truda na 2008— 2010 gody») [The decree of the RF Government dated 15.08.2008 No. 1193-R "On the Concept of action in the labour market for 2008-2010")]. Available at: http://base. consultant.ru/ (accessed 20.05.2015).
4. The technique is developed on the basis of: the Budget code of the Russian Federation; Tax code of the Russian Federation, of the Federal Law from 10.07.1992 № 3266-1 "On education", "Housing code" (LC RF) from 29.12.2004 (current edition), "Urban planning code of the Russian Federation" dated 29.12. 2004 No. 190-FZ (adopted by the state Duma of the Federal Assembly dated 22.12.2004, as amended), the Federal law "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (the law IAS) from 06.10.2003 № 131-FZ (as amended), the Law of Sverdlovsk region dated December 9, 2013 No. 125-
OZ "On the regional budget for 2014 and planned period of 2015 and 2016" (in Russian).
5. Metodologiia upravleniia trudovymi resursami: monografiia / pod red. A.P. Egorshina, I.V. Gus'kovoi [Methodology of human resource management (monograph), ed. by A.P. Egoshina, I.V. Gus'kova]. N. Novgorod, NIMB Publ., 2008; Lazear E.P. Performance Pay and Productivity. American Economic Review, 2000, vol. 90(5), pp. 1346-1361; Muller H. The First-Best Sharing Rule in the Continuous-Time Principal-Agent Model with Exponential Utility / Holger M. Muller. Working Paper Series in Economics and Finance, December 1996, no 145.
6. Iliukhina S.V. Sotsial'naia infrastruktura kak faktor formirovaniia trudovykh resursov sela / avtoref. diss. na soisk. uch. st. kand. ek. nauk [Social infrastructure as a factor in the formation of human resources of the village. Abstract of candidate of economics sci.diss.]. Chelyabinsk, 2009.
7. Semin A.N., Chemezov S.M. i dr. Otraslevaia tselevaia programma «Obespechenie kvalifikatsionnymi kadrami organizatsii APK Sverdlovskoi oblasti na 2008—2015 gg.» [Branch target program "Ensuring the qualification of personnel organization of agro industrial complex of Sverdlovsk region for 20082015"]. Ekaterinburg, 2007. Chemezov S.M., Voronin B.A., i dr. Oblastnaia tselevaia programma «Obespechenie kvalifitsirovannymi kadrami APK Sverdlovskoi oblasti na 2008—2015 gg.» (pervaia versiia) [The regional target program "Provision of expertise agriculture of Sverdlovsk region for 2008-2015" (first version)]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. GSKhA Publ., 2007. 30 p.