Кобышева Лариса Илларионовна
Kobysheva Larisa Illarionovna
ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова»
Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov.
Доцент / Docent Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Социальная педагогика
Влияние социальной активности на нравственное самоопределение студентов
Influence of social activity on the moral self-determination of students
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации совместной деятельности студентов и педагогов, способствующей нравственному самоопределению студентов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что нравственное самоопределение является ведущим направлением в учебно-педагогической деятельности студентов. Социальная активность выступает побудителем не только овладения нравственными ценностями, но и развития профессионального самоопределения.
The Abstract: The article is devoted to the organization of joint activities of students and teachers that promote moral self-determination of students. The study suggests that the moral self is a leading destination in teaching and educational activities of students. Social activity not only speaks of mastering the driving force of moral values, but also the development of professional identity.
Ключевые слова: Социальная активность, нравственное самоопределение,
самоопределение студентов, образовательный процесс, учебно-педагогическая деятельность студентов, социально-активная деятельность студентов.
Keywords: Social activity, moral self-determination, self-determination of students, the educational process, teaching and educational activities of students, social activism students.
***
В настоящее время вопросы перестройки высшего образования находятся в центре внимания отечественной педагогической науки. Предлагаются различные подходы к организации системы образования, но главная цель - создание системы обучения, ориентированной на развитие личности будущего специалиста, обладающей активной позицией. «На этом пути в социально-гуманитарном образовании обозначились тенденции парадигмального плюрализма и инновационной направленности на переход от культа абстрактного частичного человека-объекта к реальному целостному человеку-субъекту, синергии его связей с постоянно меняющейся социокультурной ситуацией», - пишет исследователь в области философии образовании Т.Д. Скуднова [3, с. 35]
Мы полагаем, что один из возможных путей достижения этой цели - создание условий (образовательной среды), способствующих нравственному самоопределению студентов.
Самоопределение личности, в том числе и нравственное, представляет собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать без проявления человеческой активности.
Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к социальной детерминации индивидуального сознания, как результат социально ценной деятельности.
В связи с этим требуется более глубокое изучение вопросов, раскрывающих понятия «социальная активность», «нравственное самоопределение» и определяющих механизмы их влияния друг на друга в процессе изучения педагогических дисциплин.
Само слово «активность» происходит от латинского «aktivш», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние.
Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии - политическая активность, в педагогике - активное обучение, в психологии -активность личности.
К проблеме социальной активности личности человека обращено внимание многих исследователей (Е.А. Ануфриев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.).
На основе анализа научно-исследовательской литературы, мы определили социальную активность как деятельность человека, которая предполагает его социальные,
целенаправленные волевые усилия, направленные на овладение внешними обстоятельствами и включает в себя всестороннее развитие личности в студенческом возрасте.
Слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями». Студент как человек определенного возраста и как личности может характеризоваться с трех сторон [2]:
1. С психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности.
2. С социальной, в которой воплощается общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложения, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д.
Степень успешности социальной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним принято относить биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним - социальные и педагогические.
В контексте современного образования ученые выделяют четыре вида социальной активности личности в студенческий период, которые необходимы для жизнедеятельности молодежи, так как обеспечивают их развитие, ведут к самосовершенствованию.
1. Учебная активность, которая наиболее ярко представлена в деятельности студентов. В основе ее лежит система мотивов, которая порождается познавательной потребностью. Данный вид активности у студентов выражается в серьезном и ответственном отношении к учебе и получению профессиональных знаний.
2. Научная активность связана с формированием у студентов научного мировоззрения, глубоких теоретических знаний, профессиональной позиции
личности. Этот вид активности находит свое выражение в потребности студентов заниматься наукой, принимать участие в работе студенческих научных лабораторий, участвовать в научных конференциях.
3. Общественная активность включает в себя политическую культуру личности, высокий уровень общественной активности в современных условиях развития страны. Общественная активность проявляется в работе студентов в общественных организациях вуза (студпрофком, студсовет, добровольческое движение и др.), города, края, страны.
4. Творческая активность - это высшая форма самореализации человека. Она проявляется в пределах от эстетического отношения к действительности и психологической готовности к эстетической деятельности до активной эстетической позиции по отношению к прекрасным или безобразным явлениям в жизни и сфере искусства способности, как в практической, так и в теоретической деятельности. У студентов она выражается в участие в работе творческих коллективов вуза, в творческом, креативном, нестандартном подходе к любому делу.
Таким образом, социальную активность студента можно определить как сознательное творческое отношение к учебной, научной и общественно-полезной деятельности, в результате которой происходит формирование личностного смысла обретаемой профессии и ценностного отношения к деятельности.
Наше исследование направлено на выявление влияния социальной активности личности на нравственное самоопределение студента в процессе вузовской подготовки.
Нравственное самоопределение личности особенно активно осуществляется в юношеском возрасте (Л.И. Божович). В работах Л.И. Божович показано, что наибольшее значение для нравственного становления в этом возрасте приобретают идеалы, которые выбираются сознательно с точки зрения уже имеющейся системы моральных.
По утверждению А.Б. Купрейченко, структура нравственного самоопределения имеет уровневое строение, представленное в виде «ценностно-нравственного стержня» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т.д.) и «оболочки» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т.д.). В достаточный минимум элементов самоопределения А.Е. Воробьева относит представления о нравственности, морали, нравственные ориентации, нравственные стратегии и оценку явлений окружающего мира.
Исследователями выделяются внутренние и внешние детерминанты самоопределения субъекта [1; 4].
Важнейшей предпосылкой формирования нравственных качеств С.Л. Рубинштейн и К.А. Абульханова-Славская считают воздействие одного человека на другого, т.е. центральным моментом нравственного самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию.
Резюмируя, можно отметить, что нравственное самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Иначе говоря, определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. При этом следует заметить, что «степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или
явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными)» [5, с. 205].
В юношеском возрасте требуется психологическая поддержка в умении сделать правильный выбор, что связано с рядом ограничений свободы выбора в самой социальной ситуации, особенно в связи с проникновением в жизнь современной молодежи рыночных отношений. Во внутреннем, собственно личностном плане еще не сложились механизмы «правильного выбора», и юноше кажется, что «ориентация на других» уводит его от собственной личности, возникает страх потери собственной состоятельности [4].
Реализация психологической поддержки студентов представляется наиболее эффективной через образовательный процесс.
Образование осуществляет две антиномичные функции: адаптационную (готовит человека к выполнению социальных ролей) и развивающую (развивает способность менять себя и свое бытие).
На наш взгляд, емкой является также формулировка понятия образования как «всеобщей общественной формы развития человека» (А.А. Тюков). Образование является необходимой предпосылкой овладения собственным поведением как сущностью культурного развития (Л.С. Выготский). В свою очередь образование (уровень образования, отношение субъекта к образованию, поведение в сфере образования) рассматривается учеными как критерий поведения. Зная о том, каков характер ориентации в сфере образования, мы можем прогнозировать тот или иной стиль поведения.
Наше исследование, как уже указано выше, посвящено сложному вопросу - влияние социальной активности студента на нравственное самоопределение личности в процессе обучения.
Мы исходили из того, что нравственное самоопределение - это осознание и переживание студентами общественной и личной значимости нравственных норм, актуализация нравственно-ценных потребностей, которые мотивируют наше поведение и деятельность и программируют будущее. Социальная активность является одним из важнейших показателей усвоения системы нравственных ценностей, элементов культуры, на основе которых формируются качества личности и определение смысла своего собственного существования. Педагогические способы приобщения студентов к нравственным ценностям педагога и других обучающихся, способы совместного поиска нравственных ценностей педагогом и студентами должны быть основаны на диалогическом принципе.
Нравственное самоопределение целесообразно рассматривать в качестве ведущего направления учебно-педагогической деятельности на факультете социальной педагогики, как системообразующую цель в сочетании с ориентациями на профессию социального педагога, а также на другие ценности (познание, труд, творчество, общение и т.д.).
В связи с этим требуется определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию по их формированию.
Наше исследование включало в себя три этапа. Рассмотрим их более подробно.
С целью актуализации нравственных знаний в процессе изучения педагогических дисциплин на первом этапе нами были введены такие формы учебно-педагогической деятельности по курсам «Общие основы педагогики», «Введение в педагогическую профессию» как:
• составление планов по самовоспитанию и работа с ними;
• создать образ идеального человека, используя художественную литературу;
• просмотр кинофильмов и сочинения по кинофильмам;
• сочинение сказок;
• подбор басен И.А. Крылова, которые можно использовать для воспитания у детей определенных нравственных качеств.
На втором этапе по курсу «История педагогики» использовались материалы книги В.А. Сухомлинского «Как воспитатель настоящего человека». В книге рассматривались главные вопросы этики и пути формирования подрастающего поколения нравственного сознания и поведения, их единства.
На первом и втором этапах ориентации на нравственные ценности реализовывались такие педагогические условия, как:
• гарантия права студентов на свободный выбор нравственных ориентиров;
• приобщение студентов к нравственным ценностям в условиях диалога и взаимодействия педагога и студента при изучении педагогических курсов («Общие основы педагогики», «История педагогики»).
На третьем этапе вводится новое условие: ориентация на нравственные ценности в социальной сфере.
В основе диалога и взаимодействия студентов факультета социальной педагогики была учебно-педагогическая деятельность. Диалог и взаимодействие были показателем социальной активности и одновременно средством приобщения студентов к нравственным ценностям.
В программу опытно-экспериментальной работы входило прохождение студентами педагогической практики. С этой целью нами были сконструированы этические ситуации по приобщению студентов и воспитанников детских домов к нравственным ценностям. Забота о детях, со стороны студентов, выражалась не только участием в воспитательном процессе, но и оказании элементарной помощи в таких делах, как подготовка к прогулке (одевание), совместная с детьми уборка игровых помещений, площадок и др.
В качестве эффективной формы взаимодействия и общения с целью обмена нравственными ценностями мы использовали студенческие научно-практические конференции.
В ходе анализа и оценки поступков, взаимоотношений на основе нравственных критериев студенты выражали не только отношение к поступкам и взаимоотношениям, но и отношение к нравственным ценностям, их значимости для доказательности своих суждений.
Например, на вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе профессии социальный педагог (работник)?», часть студентов отвечала следующим образом: «Меня беспокоит будущее наших детей. Я хочу воспитывать детей нравственными».
Другая часть студентов высказывала другое мнение, например: «Тревога за подрастающее поколение, желание помощь им стать на истинный путь».
Третья часть студентов ответили так: «В выборе профессии я руководствуюсь тем, что хочу помочь нашей стране воспитать побольше нравственных людей, людей, которым не безразлично, что творится у нас в стране и вообще в мире» или «Я хочу быть нужной людям, хочу, чтобы жизнь моя не прошла бесследно. Быть может, что-то я смогу изменить в жизни» и др.
В результате поэтапного построения опытно-экспериментальной работы удалось реализовать задачу исследования - выявить, как социальная активность личности влияет на нравственное самоопределение студента в процессе изучения педагогических дисциплин. Основной замысел исследования состоял в организации совместной деятельности студентов и педагогов.
Мы шли от изучения и анализа внутренних возможностей и резервов субъектов учебновоспитательного процесса на каждом этапе развития ценностных ориентаций к методике, технологии единства обучения и воспитания, опираясь на достигнутые и ожидаемые результаты. Ценностное отношение к познанию мотивировалось самосознанием студентов потребности к активной социальной позиции, проявлялось в степени удовлетворения не только ходом и результатами работы, но и самим собой. Это показатель внутреннего и внешнего диалога в самых различных ситуациях.
Таким образом, как показала практика, результатом включения студентов в социальноактивную учебно-педагогическую деятельность, организованную как процесс формирования нравственного самоопределения, является не только овладение нравственными ценностями, определение смысла своего существования, но и развитие профессионального самоопределения студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999, -308 с.
3. Скуднова Т.Д. Аксиологическая позиция личности как стратегическая цель образования. // Вестник АГУ №1, Майкоп, 2009.
4. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социальноодаренные дети: путь к лидерству. Воронеж: Кварта, 2007. -210 с.
5. Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научнопедагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 204 - 207
Рецензент: Ефремова Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт, кафедра педагогики и психологии личности.