Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ВРАЧА НА САМООЦЕНКУ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ВРАЧА НА САМООЦЕНКУ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / самооценка / социальный опыт / профессиональный опыт / врач / профессиональная деятельность / communication skills / self-esteem / professional experience / doctor / social experience / professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Помыткина Татьяна Юрьевна, Жученко Ольга Александровна

Статья посвящена исследованию связи коммуникативных навыков врача и социального опыта, а также стажа профессиональной деятельности. Коммуникативные навыки рассматриваются как операциональный компонент коммуникативной компетентности врача и неразрывно связаны с решением профессиональных задач в различных ситуациях взаимодействия «врач – пациент». Авторами выделяются профессиональные задачи и ситуации, требующие применения коммуникативных навыков (сбор жалоб и анамнеза, информирование и разъяснение диагноза и лечения, сообщение «плохих новостей», завершение медицинской консультации, а также ситуации, в которых пациент не согласен с предлагаемым лечением), и конфликтные ситуации взаимодействия. Респондентами исследования стали 86 врачей государственных клинических больниц г. Ижевска, разделенные на группы по возрасту и стажу. В исследовании использованы авторская анкета, направленная на выявление самооценки коммуникативных навыков врачей, методы математической статистики (описательная статистика, критерий Колмогорова – Смирнова, H-критерий Краскела – Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Для обработки данных использовался набор статистических программ «IBM SPSS Statistica 26.0». Авторы приходят к выводу, что труднее всего общаться с пациентами молодым врачам со стажем работы до 3 лет, считающим свои коммуникативные навыки недостаточными для общения с пациентами. В то же время выявлено, что в ходе профессиональной деятельности могут формироваться не только эффективные коммуникативные навыки, но и неэффективные. Всё это требует создания образовательных программ обучения навыкам общения в медицине не только в вузах, но и в системе непрерывного дополнительного образования для работающих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Помыткина Татьяна Юрьевна, Жученко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF A DOCTOR’S SOCIAL AND PROFESSIONAL EXPERIENCE ON SELF-ASSESSMENT OF COMMUNICATION SKILLS

The article is devoted to the study of communication skills of a doctor in connection with social experience and length of professional activity. Communication skills are considered as an operational component of physician communication competence and are inextricably linked with solving professional problems in various situations of “doctor – patient” interaction. The authors highlight professional tasks and situations that require the use of communication skills: collecting complaints and anamnesis, informing and explaining the diagnosis and treatment, communicating “bad news”, completing a medical consultation, as well as situations in which the patient does not agree with the proposed treatment, and conflict situations of interaction. The respondents of the study were 86 physicians of state clinical hospitals in Izhevsk, divided into groups by age and experience. The study used the author's questionnaire aimed at identifying self-assessment of physicians' communication skills, methods of mathematical statistics (descriptive statistics, Kolmogorov-Smirnov criterion, Kruskal-Wallis H-test, Spearman rank correlation coefficient). The statistical software package “IBM SPSS Statistica 26.0” was used to process the data. The authors come to the conclusion that it is most difficult for young doctors with up to 3 years of experience to communicate with patients, considering their communication skills insufficient for communicating with patients. At the same time, it was revealed that in the course of professional activity not only effective communication skills can be formed, but also ineffective ones, which requires the creation of educational programs for teaching communication skills in medicine not only in universities, but also in the system of continuous additional education for working doctors.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ВРАЧА НА САМООЦЕНКУ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 4. С. 16-25. УДК 159.9.072.432

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.16-25

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ВРАЧА НА САМООЦЕНКУ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Т. Ю. Помыткина, О. А. Жученков

Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия)

Статья посвящена исследованию связи коммуникативных навыков врача и социального опыта, а также стажа профессиональной деятельности. Коммуникативные навыки рассматриваются как операциональный компонент коммуникативной компетентности врача и неразрывно связаны с решением профессиональных задач в различных ситуациях взаимодействия «врач - пациент». Авторами выделяются профессиональные задачи и ситуации, требующие применения коммуникативных навыков (сбор жалоб и анамнеза, информирование и разъяснение диагноза и лечения, сообщение «плохих новостей», завершение медицинской консультации, а также ситуации, в которых пациент не согласен с предлагаемым лечением), и конфликтные ситуации взаимодействия. Респондентами исследования стали 86 врачей государственных клинических больниц г. Ижевска, разделенные на группы по возрасту и стажу. В исследовании использованы авторская анкета, направленная на выявление самооценки коммуникативных навыков врачей, методы математической статистики (описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, H-критерий Краскела - Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Для обработки данных использовался набор статистических программ «IBM SPSS Statistica 26.0». Авторы приходят к выводу, что труднее всего общаться с пациентами молодым врачам со стажем работы до 3 лет, считающим свои коммуникативные навыки недостаточными для общения с пациентами. В то же время выявлено, что в ходе профессиональной деятельности могут формироваться не только эффективные коммуникативные навыки, но и неэффективные. Всё это требует создания образовательных программ обучения навыкам общения в медицине не только в вузах, но и в системе непрерывного дополнительного образования для работающих врачей.

Ключевые слова: коммуникативные навыки; самооценка; социальный опыт; профессиональный опыт; врач; профессиональная деятельность.

THE INFLUENCE OF A DOCTOR'S SOCIAL AND PROFESSIONAL EXPERIENCE ON SELF-ASSESSMENT OF COMMUNICATION SKILLS

T. Y. Pomytkina, O. A. Zhuchenkom

Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia)

The article is devoted to the study of communication skills of a doctor in connection with social experience and length of professional activity. Communication skills are considered as an operational component of physician communication competence and are inextricably linked with solving professional problems in various situations of "doctor - patient" interaction. The authors highlight professional tasks and situations that require the use of communication skills: collecting complaints and anamnesis, informing and explaining the diagnosis and treatment, communicating "bad news", completing a medical consultation, as well as situations in which the patient does not agree with the proposed treatment, and conflict situations of interaction. The respondents of the study were 86 physicians of state clinical hospitals in Izhevsk, divided into groups by age and experience. The study used the author's questionnaire aimed at identifying self-assessment of physicians' communication skills, methods of mathematical statistics (descriptive statistics, Kolmogorov-Smirnov criterion, Kruskal-Wallis H-test, Spearman rank correlation coefficient). The statistical software package "IBM SPSS Statistica 26.0" was used to process the data. The authors come to the conclusion that it is most difficult for young doctors with up to 3 years of experience to communicate with patients, considering their communication skills insufficient for communicating with patients. At the same time, it was revealed that in the course of professional activity not only effective communication skills can be formed, but also ineffective ones, which requires the creation of educational programs for teaching communication skills in medicine not only in universities, but also in the system of continuous additional education for working doctors.

© Помыткина Т. Ю., Жученко О. А., 2024 16

Keywords: communication skills; self-esteem; professional experience; doctor; social experience; professional activity.

1. Введение

В последние десятилетия особое внимание в здравоохранении уделяется развитию коммуникативных навыков медицинского работника: качественное оказание медицинской помощи зависит от коммуникативных навыков врача [1-3].

В 1991 году группа руководителей медицинского образования и экспертов по коммуникациям из Соединенных Штатов и Канады разработали Консенсусное заявление Каламазу (КС8) и описали ключевые коммуникативные навыки, необходимые для построения терапевтических отношений с пациентами и их семьями в новой пациентоориентированной модели медицинского консультирования [4; 5].

В литературе можно найти научные изыскания методов, форм, способов обучения коммуникативным навыкам. При этом, как правило, целевой аудиторией обучения в таких исследованиях являются студенты и врачи-ординаторы медицинских вузов [6-8].

В свете сказанного выше представляется целесообразным исследовать специфику профессиональной деятельности врачей в России и особенности ее влияния, профессионального и социального опыта на самооценку коммуникативных навыков. Изученные научные данные о проблемах коммуникации медицинских работников помогут сформулировать цели и задачи обучения навыкам общения в медицине как будущих, так и опытных врачей, а также могут лечь в основу адаптированной модели медицинской коммуникации.

2. Обзор литературы

Коммуникативные навыки врача, несомненно, являются его профессиональным инструментом, так как деятельность медицинского работника неразрывно связана с взаимодействием с другим человеком. Эффективность этого взаимодействия зависит от уровня сформированности коммуникативной компетентности, включающей в том числе и коммуникативные навыки [9; 10]. В то же время профессиональные навыки являются операциональной структурой профессионального опыта [11] и как часть системы неразрывно связаны со всеми его составляющими.

Категория профессионального опыта очень важна в организации профессионального обучения будущих специалистов, а также в

переподготовке действующих врачей, так как опыт является основой для формирования компетенций [12].

Часто опыт определяется как совокупность знаний, умений и навыков. Е. И. Зрит-нева, Л. А. Саенко, И. В. Сушкова считают, что опыт представляет собой субъективное отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественного поведения в результате целенаправленного практического познания [13; 14]. Следовательно, опыт - результат непосредственного взаимодействия личности с социумом в процессе учебы, профессиональной деятельности, в формальном и неформальном общении.

Проанализировав научные источники [12; 15], можно выделить компоненты в структуре профессионального опыта:

• интеллектуальный: накопленные восприятия, представления о профессиональной деятельности, связанные с умением решать задачи определенного типа;

• эмоциональный: переживания, сопровождающие профессиональную деятельность;

• операциональный: профессиональные навыки специалиста;

• коммуникативный: умения и навыки, связанные с общением в профессиональной деятельности.

При этом опыт жизнедеятельности и профессиональный опыт тесно связаны, поскольку при формировании профессионального опыта обучающийся опирается на свой личностный опыт. Кроме того, Ф. С. Исмаги-ловой [15] выделяются два уровня профессионального опыта: внутренний (глубинный) и внешний. При этом сам профессиональный опыт помещается в жизненное пространство личности, что указывает на его связь с личностными, индивидуальными особенностями субъекта профессиональной деятельности. Так, С. И. Маджаевой [16] доказано, что использование вербальных и невербальных средств общения зависит от профессионального опыта медицинского работника. Таким образом, можно предположить о существовании связи между профессиональным опытом специалиста и сформированности у него коммуникативных навыков.

В связи с отсутствием в отечественном пространстве адаптированной модели меди-

цинской консультации спорным представляется перечень коммуникативных навыков врача как инструмент профессиональной деятельности. Перечисленные в чек-листах действия на коммуникативной станции первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов на основе Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации [10] проверяют 73 повторяющихся навыка, что уже избыточно [17]. Вследствие этого Л. Б. Шубина, З. В. Лопатин [17] предлагают свою модель коммуникативных навыков медицинского работника, состоящую из 27 коммуникативных действий, объединенных в четыре группы в соответствии с аспектами медицинской коммуникации: сотрудничество, разрешение разногласий, сочувствие и обмен информацией.

На основе изучения современных подходов в определении этапов и задач медицинской консультации нами были выделены следующие профессиональные ситуации, требующие применения коммуникативных навыков: сбор жалоб и анамнеза, информирование и разъяснение диагноза и лечения, сообщение «плохих» новостей, завершение медицинской консультации, а также конфликтные и неоднозначные ситуации, в которых пациент не согласен с предлагаемым лечением.

3. Организация исследования

Цель исследования - изучить особенности самооценки коммуникативных навыков врачей в зависимости от их социального и профессионального опыта.

Цель достигалась через решение следующих задач:

1) анализ научной литературы по вопросам медицинской коммуникации, социального и профессионального опыта;

2) разработка авторской анкеты, направленной на определение самооценки коммуни-

кативных навыков на всех этапах медицинской консультации и в сложных коммуникативных ситуациях;

3) выявление особенностей коммуникативных навыков врачей в зависимости от их возраста и стажа работы.

Гипотеза: социальный и профессиональный опыт врача влияет на развитие его коммуникативных навыков.

Выборку исследования составили 86 врачей государственных клинических больниц г. Ижевска (из них в возрасте до 30 лет -36 человек, от 31 до 40 лет - 16 человек, от 41 до 50 лет - 16 человек, старше 51 года -18 человек; специалисты со стажем работы до 3 лет - 29 человек, от 4 до 5 лет -10 человек, от 6 до 15 лет - 13 человек, от 16 до 25 лет - 18 человек, со стажем более 25 лет - 16 человек).

Методы исследования: авторская анкета, направленная на выявление самооценки коммуникативных навыков врачей. Анкета включает самооценку коммуникативных навыков врачей по 5-балльной шкале. Анкета оценена пятью экспертами в области социальной психологии и пятью практикующими врачами, откорректирована в соответствии с замечаниями. Также использовались методы математической статистики (критерий Колмогорова - Смирнова, ^-критерий Краскела -Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Для обработки данных использовался набор статистических программ «IBM SPSS Statistica 26.0».

4. Результаты исследования

С помощью ^-критерия Краскела - Уол-лиса выявлены различия в коммуникативных навыках врачей в зависимости от возраста (таблица 1) и стажа (таблица 2). В таблицах представлены только статистически достоверные результаты.

Таблица 1

Значения Н-критерия Краскела - Уоллиса для самооценки коммуникативных навыков врачей в зависимости от возраста

Показатель M H Р

До 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51 + лет

1 3,58 4,33 4,14 4,28 13,62 0,003

2 4,06 4,5 4,36 4,5 11,94 0,008

4,3 2,42 3,50 2,79 3,06 8,73 0,033

4,4 3,94 4,56 4,36 4,33 8,19 0,042

4,6 3,22 2,44 2,64 3,11 13,00 0,005

4,12 3,19 4,17 3,79 3,89 10,65 0,014

5,1 3,31 2,89 3,07 3,56 31,54 0,000

5,2 2,94 3,61 3,43 3,94 15,80 0,001

5,4 2,61 2,17 2,29 2,11 29,28 0,000

Окончание табл. 1

Показатель M H Р

До 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51 + лет

5,6 4,56 4,33 4,43 4,50 31,16 0,000

5,7 1,31 1,61 2,43 2,06 43,01 0,000

5,9 3,44 3,22 3,50 4,11 14,61 0,002

6,4 2,67 2,44 2,00 1,67 13,63 0,003

7,1 2,39 1,89 2,21 2,33 15,00 0,002

7,3 2,00 1,89 1,71 1,61 26,83 0,000

7,4 3,42 3,39 3,21 3,83 12,42 0,006

7,6 2,31 2,44 1,93 2,17 26,64 0,000

7,7 2,14 2,67 2,50 3,11 12,28 0,006

8,1 2,39 1,94 1,86 2,11 22,99 0,000

8,4 2,78 3,06 2,79 2,94 10,26 0,017

8,5 4,06 4,11 3,71 3,94 9,56 0,023

8,6 3,89 3,72 3,93 4,11 8,45 0,038

9,1 1,31 1,78 1,79 1,78 30,52 0,000

9,2 4,28 4,50 4,43 4,28 34,75 0,000

9,4 4,47 4,56 4,07 4,50 15,50 0,001

9,5 3,61 3,83 2,86 3,61 18,70 0,000

11 8,39 6,83 8,21 8,72 36,58 0,000

Примечание. 1 - легкость общения; 2 - достаточность коммуникативных навыков; 4,3 - врач представляется сам; 4,4 - зрительный контакт с пациентом; 4,6 - сокращение времени разговора, вплоть до перебивания; 4,12 - отслеживание невербального поведения пациента; 5,1 - наличие заготовленной информации на этапе информирования пациента; 5,2 - врач узнает у пациента, что он хочет знать о диагнозе / лечении; 5,4 - нет времени на разговоры с пациентом; 5,6 - врач пишет на бумаге схемы лечения пациенту; 5,7 - информацию рассказывает медсестра; 5,9 - врач убеждается, что пациент запомнил информацию; 6,4 - врачу всё равно, что решит пациент; 7,1 - «плохая» новость сообщается пациенту быстро; 7,3 - сообщение «плохой» новости без учета эмоций пациента; 7,4 - врач расстраивается при сообщении «плохих» новостей пациенту; 7,6 - врачу трудно сообщать «плохие» новости; 7,7 - врач старается подготовить пациента к «плохой» новости; 8,1 - в конфликте врач не разговаривает с пациентом; 8,4 - в конфликте врач добивается своего; 8,5 - врач призывает пациента к уважению и порядку; 8,6 - врач добивается решения конфликта, которое устроит всех; 9,1 - врач не прощается; 9,2 - врач убеждается, что пациент всё понял; 9,4 - врач уточняет, есть ли у пациента вопросы; 9,5 - врач сообщает об окончании консультации; 11 - самооценка необходимости дополнительной подготовки по коммуникативным навыкам.

Таблица 2

Значения Н-критерия Краскела - Уоллиса для самооценки коммуникативных навыков врачей в зависимости от профессионального стажа

Показатель M H Р

До 3 лет 4-5 лет 6-15 лет 16-25 лет 25 + лет

1 3,5 4,0 4,54 4,11 4,25 17,53 0,002

2 4,04 4,33 4,54 4,33 4,5 10,94 0,027

4,6 3,31 2,40 2,77 2,44 3,31 18,41 0,006

4,10 3,69 4,20 3,54 4,44 3,81 11,33 0,001

4,12 3,28 3,00 4,31 3,89 3,88 10,98 0,023

5,2 2,90 2,90 4,00 3,44 3,94 12,58 0,014

5,7 1,28 1,40 1,54 2,72 1,69 28,31 0,000

6,4 2,72 2,30 2,31 2,06 1,81 9,52 0,049

6,5 3,93 4,40 3,46 322 3,69 10,92 0,027

7,7 2,17 2,10 2,92 2,22 3,38 10,42 0,034

Примечание. 1 - легкость общения; 2 - достаточность коммуникативных навыков; 4.6 - сокращение времени разговора, вплоть до перебивания; 4,10 - обобщение сказанного пациентом; 4,12 - отслеживание невербального поведения пациента; 5,2 - врач узнает у пациента, что он хочет знать о диагнозе / лечении; 5,7 - информацию рассказывает медсестра; 6,4 - врачу всё равно, что решит пациент; 6,5 - дополнительные действия врача по пониманию сказанного пациентом; 7,7 - врач старается подготовить пациента к «плохой» новости.

Критерий Колмогорова - Смирнова показал отсутствие нормального распределения полученных данных, вследствие чего для выявления взаимосвязей показателей

применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (таблица 3). В таблицах представлены только статистически достоверные результаты.

Примечание. 10,1 - знакомство с пациентом, сбор жалоб и анамнеза; 10,2 - информирование пациента о диагнозе, лечении, плане обследования; 10,3 - пациент задает слишком много вопросов; 10,4 - пациент говорит много и не по делу; 10,5 - пациент приходит на прием с родственниками; 10,6 - необходимость принятия совместного решения (о лечении, обследовании), врач не уверен, правильно ли понял его пациент; 10,7 - пациент расстроен, напряжен, недоволен на приеме; 10,8 - пациент отказывается от госпитализации; 10,9 - необходимость сообщить пациенту «плохие» новости; 10,10 - необходимо заканчивать консультацию, а пациент не уходит; 10,11 - пациент молчит, врач должен «вытягивать» из него информацию; 10,12 - необходимость общаться с родственниками пациента по поводу состояния его здоровья в его отсутствие; 10,13 - пациент задает вопросы, ответы на которые врач не знает.

Таблица 3

Корреляция самооценки трудностей в общении, самооценки потребности в общении у врачей

Показатель Легкость общения Достаточность коммуникативных навыков

10,1 -0,27; р < 0,05 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,2 -0,35; р < 0,01 -0,31; р < 0,01

10,3 -0,51; р < 0,01 -0,26; р < 0,05

10,4 -0,42; р < 0,01 -

10,5 -0,43; р < 0,01 -

10,6 -0,49; р < 0,01 -

10,7 -0,51; р < 0,01 -

10,8 -0,40; р < 0,01 -

10,9 -0,43; р < 0,01 -0,23; р < 0,05

10,10 -0,49; р < 0,01 -

10,11 -0,39; р < 0,01 -

10,12 -0,44; р < 0,01 -

10,13 -0,38; р < 0,01 -

5. Обсуждение результатов

Данные, представленные в таблице 1, позволяют говорить о наличии достоверно значимых отличий в самооценке коммуникативных навыков врачей в зависимости от возраста. Обнаружено, что чем старше врач, тем легче ему общаться с пациентами, наибольшие трудности в общении с пациентами испытывают специалисты в возрасте до 30 лет. Аналогично выглядит ситуация с самооценкой достаточности имеющихся коммуникативных навыков для профессиональной деятельности. Кроме возраста как показателя социального опыта, на самооценку влияет и профессиональный стаж. Значимые различия подтверждают, что труднее всего общаться с пациентами молодым врачам со стажем работы до 3 лет, и они же менее всего считают свои коммуникативные навыки достаточными для общения с пациентами. Полученные результаты подтверждают данные Ф. С. Исма-гиловой [15] о том, что профессиональный опыт тесно связан с индивидуальными личностными особенностями субъекта профессиональной деятельности, а коммуникативные навыки специалиста связаны с профессиональной деятельностью.

Среди коммуникативных навыков, связанных с этапом сбора жалоб и анамнеза, значимые различия были выявлены по действиям, направленным на установление контакта: молодые специалисты значимо чаще представляются пациенту, смотрят в глаза и сле-20

дят за его невербальным поведением. При этом молодые специалисты и врачи старше 51 года значимо чаще стремятся сократить время приема. На наш взгляд, это обусловлено неуверенностью молодых врачей и профессиональным выгоранием врачей старше 51 года, влекущими неосознанное сокращение времени общения. Так, Н. Е. Водопьянова [18] описывает, что при выгорании контакты становятся формальными и обезличенными. Ею отмечается связь выгорания не столько с возрастом, сколько с профессиональным стажем. В нашем исследовании выявлены значимые различия в стремлении сократить время разговора: чаще всего это делают специалисты со стажем работы до 3 лет и опытные врачи со стажем более 25 лет.

Среди специалистов с разным стажем работы значимые различия при сборе жалоб и анамнеза были выявлены в использовании следующих коммуникативных навыков. Так, чаще обобщают сказанное пациентом врачи со стажем работы от 4 до 15 лет; кроме того, с увеличением стажа учащается наблюдение за невербальным поведением пациента. Очевидно, что обобщение как осознанное речевое действие требует дополнительных усилий специалиста, в отличие от наблюдения за невербальным действием. И если молодому специалисту еще трудно его выполнять в силу отсутствия опыта, то врач со стажем более 15 лет, возможно, экономит свои ресурсы.

Следующая ситуация профессионального взаимодействия «врач - пациент», связанная с информированием и разъяснением диагноза и лечения пациенту, требует от врача применения довольно большого количества коммуникативных действий и может осложняться тем, что пациент не всегда согласен с мнением врача. Нами выявлены значимые различия в следующих коммуникативных действиях: чем старше врач, тем чаще у него имеется приготовленная информация или рисунки для объяснения информации, он чаще интересуется, что хочет знать пациент, чаще пишет информацию для пациента на бумаге, чаще стремится убедиться, что пациент запомнил информацию. Интересно, что чем старше врач, тем реже он считает, что у него нет времени на разговоры, но чаще доверяет сообщить информацию пациенту медицинской сестре. Этот факт требует дополнительного исследования, но можно предположить, что молодой специалист уделяет мало внимания данному этапу медицинского консультирования, но считает необходимым сам что-либо сообщать пациенту, врач в возрасте старше 45 лет в силу имеющегося опыта знает о важности разъяснения диагноза и лечения пациенту, но считает возможным редко или иногда делегировать эту задачу медицинской сестре. При сравнении групп по стажу значимых различий в применении коммуникативных навыков при информировании и разъяснения диагноза и лечения выявлено не было (таблица 2).

При столкновении с противоречащим мнением пациента выявлены значимые различия в коммуникативном действии врача «Мне всё равно, что решит пациент, если не хочет лечиться, пусть подписывает отказ»: чем старше врач, тем реже он его применяет. Стоит отметить, что в целом по выборке это действие применяется редко, тем не менее у врачей старше 51 года оно не выбирается практически никогда. Аналогичная ситуация при сравнении групп по стажу. Вероятно, категоричность молодого специалиста не позволяет ему искать компромиссные решения, в отличие от более старших и опытных коллег. При этом достаточно часто при столкновении с противоречащим мнением пациента врачи со стажем работы до 5 лет применяют такой навык, как «Стараюсь проверить, правильно ли я понимаю пациента и иногда повторяю высказанное им». Возможно, это делается для того, чтобы убедиться в правомер-

ности подписания отказа от лечения. Врачи со стажем от 6 до 25 лет применяют этот навык иногда или редко.

Для ситуации «Сообщение "плохих" новостей» выявлены значимые различия в коммуникативных навыках, которые свидетельствуют о том, что с возрастом врачи как улучшают свои коммуникативные стратегии в данной ситуации, так и чаще используют менее эффективные стратегии (к эффективным действиям относятся навыки предупреждения пациента о том, что может его расстроить, и подготовка пациента к «плохим» новостям через приглашение в кабинет, наличие стакана с водой и т. п.). Стоит отметить, что частота применения коммуникативных навыков в данной стратегии в целом не выходит за рамки «Иногда». Это говорит о том, что данная ситуация профессиональной деятельности представляет для медицинских работников определенную трудность.

В блок коммуникативных ситуаций, проявляющихся в конфликте с пациентом, включены как эффективные (8,5; 8,6), так и неэффективные (8,1; 8,2; 8,4). Необходимо отметить, что неэффективные коммуникативные действия опрошенными врачами применяются иногда, редко. Значимые различия в категории «Возраст» выявлены для коммуникативного навыка «Я не разговариваю с пациентом, если тот чем-то недоволен - отправляю его к заведующему»: чаще такое действие выбирают молодые врачи в возрасте до 30 лет и врачи старше 51 года. Часто врачами в возрасте до 30 лет и от 31 до 40 лет в конфликте применяется навык «Призываю к порядку и уважению», а врачи старше 41 года данный навык используют значимо реже. Такой эффективный навык, как «Использую навыки снижения напряжения в общении, нормализую разговор и добиваюсь такого решения ситуации, которое устроит всех», с возрастом используется врачами намного чаще.

Значимых различий в применении коммуникативных навыков в ситуации конфликта с пациентом в зависимости от стажа не выявлено. Данный факт свидетельствует о том, что конфликтная ситуация с пациентом рассматривается медицинским работником как бытовая, не связанная с профессиональной деятельностью, и навыки в ней формируются стихийно, в рамках социального, а не профессионального опыта.

Недостаточно внимания уделяется медицинскими работниками ситуации завершения консультации. Опрошенные нами врачи часто используют такие эффективные коммуникативные навыки, как «Убеждаюсь, что пациент всё правильно понял и запомнил, при необходимости назначаю повторную встречу и прощаюсь с пациентом» и «Спрашиваю пациента, всё ли ему понятно или есть ли у него вопросы, и прощаюсь». В то же время выявлены значимые различия в их использовании врачами разного возраста (таблица 1). Первый навык чаще всего используется врачами в возрасте от 31 года до 50 лет, а второй навык - врачами в возрасте от 31 до 40 лет и старше 51 года. Сообщают, что «консультация завершена» значимо чаще врачи в возрасте от 31 до 40 лет. При этом выявлены достоверные различия в применении такого неэффективного действия, как «Никак не прощаюсь, медсестра выдает рецепты, направления и пациент уходит»: чем старше врач, тем чаще он его проявляет.

И снова значимых различий в применении коммуникативных навыков при завершении консультации в зависимости от стажа не выявлено. Учитывая, что с возрастом и профессиональным стажем стихийно могут формироваться как эффективные, так и неэффективные навыки коммуникации, важно этот процесс сделать организованным и направленным на формирование у медицинских работников эффективных навыков коммуникации в профессиональной деятельности.

Выявлено, что значимо выше оценивается атмосфера в коллективе молодыми врачами и врачами в возрасте старше 51 года, а вот отношения между коллегами как наиболее хорошие оцениваются врачами в возрасте 4150 лет и чуть меньше врачами старше 51 года (таблица 1). Очевидно, что врачи зрелого, профессионально продуктивного возраста более критичны к общей атмосфере коллектива, но им лучше удается выстроить отношения с «ближним кругом» коллег, молодые специалисты, возможно, испытывают сложности при выстраивании отношений с более опытными коллегами.

Необходимость дополнительного обучения коммуникативным навыкам в медицине значимо выше оценили врачи в возрасте старше 51 года и молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Очевидно, что последние испытывают недостаток опыта, а первые при-

шли к этому выводу в результате собственного «трудного», достаточно хаотичного опыта.

Из данных, приведенных в таблице 3, можно заключить, что врачи, не отмечающие у себя затруднения в информировании пациента о диагнозе, лечении, плане обследования, в ответах на слишком большое количество вопросов, полагают, что при сообщении пациенту «плохих» новостей им не нужна дополнительная подготовка по навыкам общения. Возможно, это объясняется высокой личностной самооценкой доктора или его психологической защитой, отрицанием недостатка коммуникативных навыков.

Корреляционный анализ также выявил, что врачей с высоким уровнем рефлексии, никогда не испытывающих трудностей в ситуации общения с родственниками пациента в его отсутствие (^ = -0,30; p < 0,01), при сообщении «плохих» новостей волнуют чужие эмоции (^ = -0,23; p < 0,05), они никогда не игнорируют слова пациента в конфликте (^ = -0,38; p < 0,01). Но им необходима дополнительная подготовка. Возможно, наличие у доктора эффективных навыков коммуникации в таких эмоционально трудных профессиональных ситуациях позволяет ему видеть значимость обучения коммуникативным навыкам.

Закономерно, что если врачу достаточно навыков общения, то ему легко общаться с пациентами (^ = 0,37; p < 0,01). В то же время привлекает внимание результат, согласно которому для врача, которому легко общаться, в приоритете лечение болезни без учета мнения пациента (^ = -0,22; p < 0,05).

Установлено, что отсутствие трудностей в коммуникации связано с легким преодолением сложных ситуаций, в которых пациент слишком разговорчив, недоволен, раздражен, приходит на прием с родственниками и т. п.

Таким образом, с одной стороны, коммуникативные навыки действительно позволяют эффективно решать ситуации профессионального взаимодействия «врач - пациент», с другой стороны, сформированный за годы работы профессиональный опыт решения трудностей взаимодействия субъективно может создавать у специалиста ощущение легкости, но не решать профессиональных задач взаимодействия с пациентом.

6. Выводы и заключение

1. Опыт профессиональной деятельности и социальный жизненный опыт, несомненно, облегчают общение медицинского работника с

пациентами; наибольшие трудности в общении с пациентами испытывают молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Коммуникативные навыки в медицине являются профессиональными навыками, направленными на решение профессиональных задач, поэтому требуется целенаправленное их формирование.

2. Естественное формирование коммуникативных навыков вне системы целенаправленного обучения приводит к развитию у специалиста как эффективных навыков коммуникации, так и неэффективных.

3. Влияние профессионального опыта на коммуникативные навыки чаще проявляется в ситуациях взаимодействия, связанных с решением профессиональных задач: сбор жалоб и анамнеза, информирование и разъяснение диагноза и лечения, а в ситуациях, которые встречаются в обычной жизни (конфликты, несогласие, завершение контакта), чаще проявляются личностные особенности и такие факторы, как профессиональное выгорание, самооценка специалиста и др.

4. Лучше всего сформированы у врачей коммуникативные навыки, связанные с установлением контакта с пациентами и сбором жалоб и анамнеза, менее всего - коммуникативные навыки, связанные с разрешением конфликта, сообщением «плохих» новостей.

Коммуникативные навыки врача, являясь профессиональным инструментом, нуждаются в постоянном формировании и поддержке на протяжении всей профессиональной деятельности. Встроенные в индивидуально-личностную систему компетенций они подвергаются влиянию профессиональной среды и могут не только развиваться, но и редуцироваться, что в сфере здравоохранения способно привести к медицинским ошибкам. В то же время, по мнению А. А. Сонькиной [19], навыки общения врача способствуют клинически значимым результатам в лечении пациентов, пониманию, запоминанию пациентом медицинской информации, укреплению доверия к врачу.

Результаты данного исследования полезны для построения программ обучения коммуникативным навыкам работающих врачей с учетом возраста и опыта профессиональной деятельности, могут помочь преподавателям, ведущим программы обучения навыкам общения в медицине, в преодолении сопротивления обучающихся и могут быть взяты за основу при построении модели коммуникативных навыков врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Помыткина Т. Ю., Главатских М. М., Данилова К. А. Влияние навыков профессионального общения медицинского персонала на удовлетворенность пациентов медицинской помощью // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. - 2023.

- № 2. - С. 26-30.

2. Tan X. H. et al. Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review // BMC Med Educ. - 2021. - № 21. - P. 483.

- DOI: 10.1186/s12909-021-02892-5.

3. Drossman D. A. et al. Review of the Evidence and Recommendations on Communication Skills and the Patient-Provider Relationship: A Rome Foundation Working Team Report // Gastroenterology. - 2021. - Vol. 161, iss. 5. -P. 1670-1688. - DOI: 10.1053/j.gastro.2021. 07.037.

4. Rider E. A, Nawotniak R. H. A Practical Guide to Teaching and Assessing the ACGME Core Competencies. - MA : HCPro, Inc. - 2010. -72 p.

5. Schirmer J. M. et al. Assessing communication competence: a review of current tools. // Fam Med. - 2005. - № 37 (3). - P. 184-192.

6. Жученко О. А. Применение кейс-метода в обучении врачей-ординаторов педагогике // Актуальные вопросы современного медицинского образования : материалы II Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Ижевск, 1617 декабря 2021 г.). - Ижевск : Ижевская государственная медицинская академия, 2021. - С. 58-60.

7. Помыткина Т. Ю., Жученко О. А., Галиахме-това Н. П. Самооценка академических достижений студентов медицинского вуза в зависимости от интерактивных методов обучения // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2023. - № 4. - С. 70-80.

- DOI: 10.24147/2410-6364.2023.4.70-80.

8. Ушков И. М., Кузьмина М. В., Русских И. Т., Малахова О. Н. Ценностные маяки в культуре студентов: психология общения // Молодежная наука: тенденции развития. - 2024.

- № 2. - С. 13-23.

9. Гринько Е. Н. Медицинская риторика в подготовке врачей-педиатров // Вопросы современной педиатрии. - 2016. - № 15 (3). -С. 235-238.

10. Навыки общения с пациентами: симуляци-онное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе : методическое руководство / под науч. ред. д-ра мед. наук, проф. Н. С. Давыдовой, канд. психол. наук, доц. Е. В. Дьяченко. - Екатеринбург : АТгрупп, 2019. - 128 с.

11. Плотникова М. Ю. Обогащение профессионального опыта студентов психологов как условие становления профессионального самосознания : дис. ... канд. психол. наук.

- Иркутск, 2008. - 230 с.

12. Семенцова К. С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского го-

сударственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - № 1.

- С. 91-97.

13. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования // Kant. -2020. - № 4 (37). - С. 431-435.

14. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие : анализ программ дошкольного образования. - М. : Сфера, 2008. - 122 с.

15. Исмагилова Ф. С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2000.

- 41 с.

16. Маджаева С. И. Профессиональный опыт как способ функционирования термина // Языковое бытие человека и этноса : материалы Международной школы-семинара (VII Березинские чтения). - Вып. 18. - М. : ИНИОН РАН, 2011. - С. 107-111.

17. Шубина Л. Б., Лопатин З. В. Формирование модели обучения коммуникативным навыкам специалистов в области здравоохранения // Российский семейный врач. - 2023. Т. 27, № 4. - С. 41-50. - DOI: 10.17816/ RFD607409.

18. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - М. : Юрайт, 2018. - 299 с.

19. Сонькина А. А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ.

- 2015. - № 1 (1). - С. 101-107.

REFERENCES

1. Pomytkina T.Yu., Glavatskikh M.M., Danilova K.A. The impact of professional communication skills of medical personnel on patient satisfaction with medical care. Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov = Health, demography, ecology of finno-ugric peoples International theoretical and practical journal, 2023, no. 2, pp. 26-30. (In Rissian).

2. Tan X.H. et al. Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review. BMC Med Educ, 2021, no. 21, p. 483. DOI: 10.1186/s12909-021-02892-5.

3. Drossman D.A. et al. Review of the Evidence and Recommendations on Communication Skills and the Patient-Provider Relationship: A Rome Foundation Working Team Report. Gastroenterology, 2021, Vol. 161, iss. 5, pp. 1670-1688. DOI: 10.1053/j.gastro.2021. 07.037.

4. Rider E.A., Nawotniak R.H. A Practical Guide to Teaching and Assessing the ACGME Core Competencies. MA, HCPro, Inc, 2010. 72 p.

5. Schirmer J.M. et al. Assessing communication competence: a review of current tools. Fam Med, 2005, no. 37 (3), pp. 184-192.

6. Zhuchenko O.A. Application of the case method in teaching medical residents pedagogy, in: Aktual'nye voprosy

sovremennogo medicinskogo obrazovaniya, materials of the II International Scientific and Practical Conference (Izhevsk, December 1617, 2021). Izhevsk, Izhevsk State Medical Academy publ., 2021, pp. 58-60. (In Russian).

7. Pomytkina T.Yu., Zhuchenko O.A., Galiakhmetova N.P. Self-assessment of academic achievements of medical university students depending on interactive teaching methods. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psihologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 4, pp. 70-80. DOI: 10.24147/2410-6364.2023. 4.70-80. (In Russian).

8. Ushkov I.M., Kuzmina M.V., Russkikh I.T., Malakhova O.N. Value beacons in the culture of students: psychology of communication. Molodezhnaya nauka: tendencii razvitiya, 2024, no. 2, pp. 13-23. (In Russian).

9. Grin'ko E.N. Medical rhetoric in the training of pediatricians. Voprosy sovremennoi pediatrii = Issues of modern pediatrics, 2016, no. 15 (3), pp. 235-238. (In Russian).

10. Davydova N.S., Dyachenko E.V. (eds.). Communication skills with patients: simulation training and assessment of communication skills in a medical university: a methodological guide. Ekaterinburg, ATgroup publ., 2019. 128 p. (In Russian).

11. Plotnikova M.Yu. Enrichment of the professional experience of psychology students as a condition for the formation of professional self-awareness, PhD thesis. Irkutsk, 2008. 230 p. (In Russian).

12. Sementsova K.S. Theoretical review of studies of personality experience as a psychological phenomenon. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki = Bulletin of Pskov State University. Series: Social Sciences and Humanities, 2012, no. 1, pp. 91-97. (In Russian).

13. Saenko L.A., Zritneva E.I. Features of the formation of social activity of adolescents in the education system. Kant, 2020, no. 4 (37), pp. 431-435. (In Russian).

14. Sushkova I.V. Social and personal development: analysis of preschool education programs. Moscow, Sfera publ., 2008. 122 p. (In Russian).

15. Ismagilova F.S. Professional experience of specialists and its management in the context of the formation of a market economy, doctoral thesis. Moscow, 2000. 41 p. (In Russian).

16. Madzhaeva S.I. Professional experience as a way of functioning of the term, in: Yazykovoe bytie cheloveka i etnosa, materials of the International School-seminar (VII Berezinsky readings), iss. 18. Moscow, INION RAS, 2011, pp. 107-111. (In Russian).

17. Shubina L.B., Lopatin Z.V. Formation of a model for teaching communication skills to healthcare specialists. Rossiiskiy semeiniy vrach = Russian Family Doctor, 2023, Vol. 27,

no. 4, pp. 41-50. DOI: 10.17816/RFD607409. (In Russian).

18. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome: diagnostics and prevention. Moscow, Yurait publ., 2018. 299 p. (In Russian).

Информация о статье

Дата поступления 4 августа 2024 Дата принятия в печать 10 октября 2024

Сведения об авторах

Помыткина Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 6519-5893. ORCID: 0000-00019281-7090.

Жученко Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 4085-1444. ORCID: 0000-0003-0727-3995.

Для цитирования

Помыткина Т. Ю., Жученко О. А. Влияние социального и профессионального опыта врача на самооценку коммуникативных навыков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 4. - С. 16-25. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.16-25.

19. Son'kina A.A. Professional communication skills in the work of a doctor. ORGZDRAV: Novosti. Mneniya. Obuchenie. Vestnik VshOUZ = ORGZDRAV: News. Opinions. Training. Bulletin of the Higher School of Health, 2015, no. 1 (1), pp. 101-107. (In Russian).

Article info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received August 4, 2024 Accepted October 10, 2024

About the authors

Pomytkina Tatyana Yurievna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia). Postal adress: 281, Kommunarov ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. RSCI SPIN-code: 6519-5893. ORCID: 0000-00019281-7090.

Zhuchenko Olga Aleksandrovna - Senior Lecturer at the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia). Postal adress: 281, Kommunarov ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. RSCI SPIN-code: 4085-1444. ORCID: 00000003-0727-3995.

For citations

Pomytkina T.Y., Zhuchenko O.A. The Influence of a Doctor's Social and Professional Experience on Self-Assessment of Communication Skills.

Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 4, pp. 16-25. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.16-25. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.