Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 4. С. 70-80. УДК 159.9.072.432
DOI: 10.24147/2410-6364.2023.4.70-80
САМООЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Т. Ю. Помыткина, О. А. Жученко, Н. П. Галиахметова
Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия)
Статья посвящена актуальной проблеме эффективного обучения студентов медицинских вузов. Под академическими достижениями авторы понимают сформированные компетенции. Цель работы -выявление особенностей самооценки академических достижений студентов медицинского вуза в зависимости от интерактивных методов обучения. Выборку составили 272 студента VI курса лечебного и педиатрического факультетов (из них 76 % женщин и 24 % мужчин) и 3 преподавателя кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации». Исследование проходило в рамках изучения студентами дисциплины «Коммуникативные навыки врача», одной из основных целей которой является подготовка к первичной аккредитации будущих врачей. Занятия проводились в форме коммуникативного тренинга. Все преподаватели, принявшие участие в исследовании, активно применяют симуляционное обучение, но в разной степени: один преподаватель делает акцент на методике «Стандартизированный пациент», второй - на использовании кейс-метода с ситуационными задачами из профессиональной деятельности врачей, третий активно применяет и то и другое. С опорой на концепцию А. В. Захаровой о видах самооценки была разработана авторская анкета, направленная на определение самооценки академических достижений студентов. В ее рамках обнаружены особенности ретроспективной, актуальной и прогностической самооценки академических достижений обучающихся. Выявлены статистически значимые различия в самооценке академических достижений студентов в зависимости от интерактивных методов обучения. Для подготовки к первичной аккредитации эффективна методика «Стандартизированный пациент». Для формирования профессиональных компетенций также значимо применение на занятиях кейс-метода в форме ролевых игр и групповых дискуссий. Симуляционное обучение положительно влияет на формирование прогностической самооценки академических достижений, повышение учебной и профессиональной мотивации студентов, развитие их рефлексивного и продуктивного мышления.
Ключевые слова: студенты; медицинский вуз; самооценка академических достижений; интерактивные методы; кейс-метод; симуляционное обучение; стандартизированный пациент.
SELF-ASSESSMENT OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS OF MEDICAL STUDENTS DEPENDING ON INTERACTIVE TEACHING METHODS
T. Y. Pomytkina, O. A. Zhuchenko, N. P. Galiahmetova
Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia)
The purpose of the work is to identify the features of self-assessment of academic achievements of medical students depending on interactive teaching methods. The sample consisted of 272 6th year students of the medical and pediatric faculties (of which 76 % were women and 24 % were men) and 3 teachers of the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine of Izhevsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia. The study was carried out as part of the study by students of the discipline "Doctor's Communication Skills", one of the main goals of which is to prepare for the primary accreditation of future doctors. Classes were held in the form of communicative training. All teachers actively use simulation training, but to varying degrees: one teacher focuses on the "Standardized Patient" method, the second one - on the use of a case method with situational tasks from the professional activities of doctors, the third one - actively uses both. Based on the concept of A. V. Zakharova about the types of self-assessment, the authors developed an author's questionnaire aimed at determining the self-assessment of students' academic achievements. Within its framework,
© Помыткина Т. Ю., Жученко О. А., Галиахметова Н. П., 2023
the features of retrospective, actual and predictive self-assessment of the academic achievements of students were found. Statistically significant differences in the self-assessment of academic achievements of students depending on the use of interactive teaching methods were revealed. To prepare for primary accreditation, the Standardized Patient methodology is effective. For the formation of professional competencies, it is also significant to use the case method in the classroom in the form of role-playing games and group discussions. Simulation training has a positive effect on the formation of a predictive self-assessment of academic achievements, an increase in the educational and professional motivation of students, and the development of their reflective and productive thinking.
Keywords: students; medical school; self-assessment of academic achievements; interactive methods; case method; simulation training; standardized patient.
1. Введение
Современное профессиональное образование, особенно когда речь идет о подготовке будущих специалистов в сфере «человек -человек», уже немыслимо без интерактивных методов обучения, спецификой которых является взаимодействие не только преподавателя и студентов, но и студентов друг с другом. Они позволяют формировать у обучающихся интерес к дисциплине, способствуют оптимальному усвоению рабочего материала, развитию интеллектуальной самостоятельности; учат работать в команде, проявляя терпимость к чужой точке зрения, уважать достоинство каждого человека и его право на собственное мнение; помогают устанавливать взаимодействие между обучающимися, формировать у них мнения, отношения, профессиональные и универсальные компетенции [1]. Установлено, что для повышения качества образовательного процесса, учебной мотивации обучающихся, профилактики эмоционального выгорания преподавателей нужны инструменты для самооценки и рефлексии, помогающие педагогам оценить фундаментальные убеждения и предположения учащихся об обучении и преподавании [2]. Оценка самими студентами своих академических достижений важна, так как создает со стороны преподавателя благоприятную среду для формирования адекватной самооценки обучающихся. Такой способ оценивания доступен для всех студентов, включая тех, чьи учебные достижения ниже среднего. Кроме того, самодиагностика в форме самооценки расширяет возможности осознания того, на каком этапе профессионального развития находится студент или врач-ординатор. При этом важна степень готовности к рефлексии и продуктивному изменению [3].
2. Теоретический обзор
Жизнь человека, как указывает Н. А. Батурин, постоянно связана с самыми разными оценками: самооценкой, рефлексивными
оценками, социальными оценками, управляющими оценками [4]. Так, самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности, опосредуя интерпретацию субъектом собственного опыта, внешних воздействий, восприятие самого себя, внешнего мира, определение перспектив развития.
В научной литературе вопрос оценивания учебных достижений студентов широко представлен как в теоретическом, так и в прикладном аспектах [5-9]. В психолого-педагогических исследованиях под академическими достижениями чаще всего подразумевают академическую успеваемость, выраженную в среднем балле за период обучения (GPA -grade point average), оценку из аттестата зрелости, вступительную, а также итоговую годовую оценку [10]. Т. О. Гордеева указывает, что исследование факторов, обеспечивающих академические достижения, важно не только в рамках обучения в вузе, но и при построении профессиональной карьеры как индикатор конкурентоспособности личности [5]. При этом оценка учебных достижений рассматривается как условие повышения эффективности образовательного процесса, в котором принимают участие как преподаватель, так и студент [11; 12]. Исследователи подчеркивают, что самооценка академических достижений как сложный процесс интериориза-ции и саморегуляции связан с ожиданиями, пониманием важности учебных задач и опытом их решения [13].
В большинстве медицинских вузов и программ ординатуры недостаточно уделяется внимания развитию рефлексии и самооценки обучающихся [14]. Как показывает практика, студенты и врачи, не ценящие эти навыки или не владеющие ими, вряд ли извлекут максимальную пользу из своего образования. Выявлено, что студенты, регулярно выполняющие рефлексивную самооценку в процессе учебной деятельности, почти в два раза чаще добиваются успехов по сравнению с теми, кто
этого не делает [15]. Чтобы быть максимально эффективными, преподавателям необходим доступ к диагностической информации об обучающихся, полученной в результате их размышлений и самооценки, что составляет актуальность нашего исследования.
Зачастую в системе образования существуют серьезные препятствия для рефлексии и самооценки учащихся, а в медицине преобладает нерефлексивное действие [14]. В жесткой конкурентной среде многих учебных программ зачастую студенты понимают, что раскрывать свои страхи и недостатки небезопасно, вследствие чего часто сохраняют эту осторожную позицию даже после перехода к программам, где в этом нет необходимости. Многие обучающиеся и преподаватели привыкли к авторитарным образовательным технологиям, при которых педагоги решают, что нужно учащимся, и в одностороннем порядке оценивают их работы. При этом следует подчеркнуть, что способность студентов оценивать себя содействует развитию и совершенствованию метакогнитивных психических явлений, а именно критического (самокритичного) мышления, понимания значимых целей, умения ставить цели деятельности [16; 17].
В своей работе мы опирались на теорию А. В. Захаровой [18], выделившей виды самооценки с точки зрения временной относительности:
1. Прогностическая самооценка - оценка субъектом своих возможностей, определение отношения к ним; синтез информации, почерпнутой личностью из анализа объективных и субъективных характеристик ситуации оценивания. Представляет собой сложное интеллектуальное действие, развертывающееся в дискурсивном плане.
2. Актуальная (симультанная, корригирующая) самооценка - оценка и коррекция исполнительских действий (поведенческих актов) по ходу их развертывания. Это действие самоконтроля, всегда содержащее в своей итоговой части парциальную самооценку.
3. Ретроспективная самооценка - оценка результатов деятельности, достигнутых уровней развития, последствий поступков, «закладка фундамента» для определения перспектив своего развития. Она детерминирует процессы каузальной атрибуции, ее важной характеристикой является мера критичности субъекта в отношении к себе.
Начиная с 2018 года выпускники медицинских вузов на коммуникативной станции в рамках аккредитации демонстрируют навыки общения врача с пациентом. Аккредитация представляет собой объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), в рамках которого оцениваются практические навыки специалиста, значимые для профессиональной деятельности по разработанному и утвержденному чек-листу. Методической основой для разработки сценариев и чек-листа по оценке навыков общения выступает Калгари-Кембриджское руководство по медицинской консультации [19]. Данное руководство не только определяет этапность медицинской консультации, но и отражает три параллельных процесса медицинской консультации (структурирование консультации, ее содержательная часть, связанная с получением клинически значимой информации и принятием решения, выстраивание отношений с пациентом). Каждый из этих трех процессов связан с теми или иными навыками общения врача с пациентами, которые и подлежат оценке в рамках первичной или первичной специализированной аккредитации. Необходимо отметить, что данное руководство впервые рассматривает пациента как равноправного участника взаимодействия с врачом и является одной из моделей партнерского подхода общения врача с пациентом в противовес господствовавшему до недавнего времени в медицине патерналистскому подходу. Вследствие вышесказанного обучение коммуникативным навыкам будущих врачей является актуальной проблемой, требующей методологической разработки и осмысления имеющихся в зарубежной и отечественной практике инструментов обучения.
3. Организация исследования
Цель работы - выявление особенностей самооценки академических достижений студентов медицинского вуза при формировании коммуникативных навыков в зависимости от интерактивных методов обучения. Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по вопросам самооценки академических достижений студентов и использования интерактивных методов обучения;
2) составить авторскую анкету, направленную на выявление особенностей самооценки академических достижений студентов старших курсов медицинского вуза;
3) определить интерактивные методы обучения, используемые преподавателями медицинского вуза;
4) выполнить статистическую обработку и анализ данных.
Гипотеза: самооценка академических достижений студентов зависит от методов преподавания. Методика «Стандартизированный пациент» как метод обучения способствует повышению ретроспективной и актуальной самооценки академических достижений; кейс-метод направлен на развитие актуальной и прогностической самооценки.
Методика «Стандартизированный пациент» относится к симуляционным методам активного обучения, когда специально подготовленный человек (актер / преподаватель) в рамках специального сценария имитирует профессиональные ситуации взаимодействия врача и пациента [20]. Согласно исследованиям Т. Ю. Помыткиной, студенты, прошедшие тренинг, успешнее проходили первичную аккредитацию, показывая полученные коммуникативные навыки; при этом 87 % преподавателей клинических кафедр данную методику признали максимально эффективной для реализации указанной цели [20]. В рамках образовательного процесса методика «Стандартизированный пациент» относится к интерактивным методам обучения при условии, что сами студенты выступают и в роли врача, и в роли пациента.
Кейс-метод, представляющий собой в медицинском образовании решение и разбор со студентами ситуационных задач из клинической практики, способствует активному формированию универсальных и профессиональных компетенций.
Методы: беседа, авторская анкета, анализ, обобщение и интерпретация научных данных, статистические методы обработки данных с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 23.0 (описательная статистика, критерий согласия хи-квадрат Пирсона, критерий Краскела - Уоллиса, ¿/-критерий Манна - Уитни).
В исследовании участвовали 272 студента VI курса лечебного и педиатрического факультетов и 3 преподавателя кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации» (из них 76 % женщин, 24 % мужчин). Вся выборка поделена на три группы в зависимости от ин-
терактивных методов обучения дисциплине «Коммуникативные навыки врача», определяемых в процессе беседы:
1) преподаватель З. применяет методику «Стандартизированный пациент» (88 студентов);
2) преподаватель Д. делает акцент на применении кейс-метода, незначительно используя методику «Стандартизированный пациент» (103 студента);
3) преподаватель С. применяет как методику «Стандартизированный пациент», так и кейс-метод в форме симуляционного обучения и группового обсуждения проблемных ситуаций (81 студент).
Обучение дисциплине «Коммуникативные навыки врача» проходит в виде коммуникативного тренинга. Компетенции, которые формируются в рамках программы: «Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности» (ОПК-2) и «Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания» (ПК-5).
Безусловно, в процессе занятий используются не только методика «Стандартизированный пациент», кейсы, но и ролевые игры, психологические упражнения, направленные на формирование универсальных компетенций, эффективное общение с пациентами и коллегами. Для повышения эффективности психологических тренингов, как правило, в начале каждого занятия тренер просит участников вербализовать свои желания и ожидания для их актуализации, а в конце тренинго-вого дня проводится рефлексия: необходимо дать качественную самооценку своей деятельности, учебе, полученным знаниям, умениям [21]. Такая процедура улучшает качество работы, обучения, повышает мотивацию, способствует дальнейшему самообучению [13; 22; 23].
С опорой на теорию А. В. Захаровой [18] была разработана авторская анкета, направленная на определение самооценки академических достижений студентов после изучения дисциплины. Анкета заполнялась анонимно и добровольно после промежуточной аттестации для исключения влияния академической успеваемости на самооценку. Все вопросы бы-
ли разделены на три блока, отражающие ретроспективную (1 -й и 2-й вопросы), актуальную (3-й и 4-й вопросы) и прогностическую (5-й и 6-й вопросы) самооценку:
1. Я на занятиях по данной дисциплине получил(а) практические умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности. Оцените по 5-балльной шкале, где 1 - минимум, 5 - максимум.
2. Готов(а) ли я к прохождению коммуникативной станции после изучения данной дисциплины? Оцените по 5-балльной шкале, где 1 - минимум, 5 - максимум.
3. Готов(а) ли я сейчас использовать полученные практические умения и навыки в своей работе, учебе и в неформальном общении? Оцените по 5-балльной шкале, где 1 -минимум, 5 - максимум.
4. Получается ли у меня уже сейчас применять полученные знания и умения в работе, учебе и в неформальном общении? Оцените
по 5-балльной шкале, где 1 - минимум, 5 -максимум.
5. После изучения данной дисциплины я:
а) намереваюсь работать по «старой схеме», не используя новые умения (у меня всё и так хорошо получается); б) хотел(а) бы узнать новую информацию в данной области; в) планирую применять на практике полученные умения; г) я ничего не получил(а) (всё и так знал(а)); д) другое.
6. После изучения данной дисциплины я бы хотел(а) в будущем: а) забыть по нее;
б) учиться дальше общаться с пациентами и коллегами; в) другое.
4. Результаты исследования
Для выявления различий между тремя группами выборки использовался критерий Краскела - Уоллиса (табл. 1), так как совокупности не связаны. Средние значения по каждому вопросу анкеты отражены в табл. 1 с учетом используемых преподавателями интерактивных методов обучения.
Таблица 1
Значения критерия Краскела - Уоллиса для показателей самооценки академических достижений студентов у преподавателей, применяющих разные интерактивные методы
Вид самооценки академических достижений Вопрос анкеты Методика «Стандартизированный пациент» (сред. знач.) Кейсы (сред. знач.) Сочетание методов (сред. знач.) H P
Ретроспективная Я на занятиях по данной дисциплине полу-чил(а) практические умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности 4,48 4,01 4,51 17,84 0,00
Готов(а) ли я к прохождению коммуникативной станции после изучения данной дисциплины? 4,81 3,82 4,32 59,11 0,00
Актуальная Готов(а) ли я сейчас использовать полученные практические умения и навыки в своей работе, учебе и в неформальном общении? 4,28 3,95 4,42 19,22 0,00
Получается ли у меня уже сейчас применять полученные знания и умения в работе, учебе и в неформальном общении? 3,84 3,78 4,06 5,12 0,08
Прогностическая После изучения данной дисциплины я намереваюсь... 3,15 3,12 3,01 4,49 0,11
После изучения данной дисциплины я бы хотел(а) в будущем... 1,97 1,98 1,99 0,98 0,61
Жирным шрифтом в табл. 1 и 2 выделены значения на статистически значимом уровне. В табл. 1 пятый вопрос отмечался по 4-балльной шкале, шестой вопрос - по 2-балльной шкале.
При парном сравнении двух несвязанных совокупностей использовался ^-критерий Манна - Уитни (табл. 2), так как критерий согласия хи-квадрат Пирсона выявил отсутствие нормального распределения.
Критерий Манна - Уитни (табл. 2) выявил разницу в показателях прогностической самооценки между преподавателями З. (преимущественное использование методики «Стандартизированный пациент») и С. (использование методики как «Стандартизированный пациент», так и кейс-метода).
В табл. 3 отражена частота встречаемости каждого варианта ответа по каждому вопросу в группах выборки в зависимости от интерактивных методов обучения.
Таблица 2
Значения критерия Манна - Уитни для показателей самооценки академических достижений студентов у преподавателей, использующих разные интерактивные методы
Вид самооценки академических достижений Вопросы анкеты Методика «Стандартизированный пациент» - Кейсы Кейсы - Сочетание методов Стандартизированный пациент - Сочетание методов
Ретроспективная Я на занятиях по данной дисциплине получил(а) практические умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности и = 3 307 (р < 0,01) и = 2 986 (р < 0,01) и = 3 529 (р = 0,90)
Готов(а) ли я к прохождению коммуникативной станции после изучения данной дисциплины? и = 1 913,5 (р < 0,01) и = 3 076 (р < 0,01) и = 2 345 (р < 0,01)
Актуальная Готов(а) ли я сейчас использовать полученные практические умения и навыки в своей работе, учебе и в неформальном общении? и = 3 587,5 (р < 0,01) и = 2 742 (р < 0,01) и = 3 103 (р = 0,10)
Получается ли у меня уже сейчас применять полученные знания и умения в работе, учебе и в неформальном общении? и = 4 416,5 (р = 0,75) и = 3 443 (р < 0,05) и = 3 030 (р = 0,08)
Прогностическая После изучения данной дисциплины я намереваюсь... и = 4 523 (р = 0,97) и = 3 692 (р = 0,06) и = 3 147 (р < 0,05)
После изучения данной дисциплины я бы хотел(а) в будущем... и = 4 465,5 (р = 0,53) и = 4 142 (р = 0,71) и = 3 486,5 (р = 0,35)
Таблица 3
Описательная статистика данных по ретроспективной и актуальной самооценке академических достижений студентов в зависимости от интерактивных методов обучения
Вид самооценки академических достижений Вопросы анкеты Шкала ответов, баллы Методика «Стандартизированный пациент», % Кейсы, % Сочетание методов, %
Ретроспективная Я на занятиях по данной дисциплине получил(а) практические умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности 5 61,4 38,8 61,7
4 27,3 31,1 28,4
3 9,1 26,2 8,6
2 2,3 1,0 1,2
1 0,0 2,9 0,0
Готов(а) ли я прохождению коммуникативной станции после изучения данной дисциплины? 5 83,0 29,1 50,6
4 14,8 39,8 32,1
3 2,3 19,4 16,0
2 0,0 7,8 1,2
1 0,0 3,9 0,0
Актуальная Готов(а) ли я сейчас использовать практические умения и навыки в своей работе, учебе и неформальном общении? 5 52,3 31,1 64,2
4 28,4 42,7 23,5
3 15,9 19,4 9,9
2 2,3 3,9 2,5
1 1,1 2,9 0,0
Получается ли у меня уже сейчас использовать практические умения и навыки в своей работе, учебе и неформальном общении? 5 28,4 26,2 37,0
4 35,2 36,9 40,7
3 30,7 29,1 17,3
2 3,4 3,9 1,2
1 2,3 3,9 3,7
В связи с тем, что вопросы анкеты, отра- дены в числовую шкалу, данные описатель-
жающие прогностическую самооценку ака- ной статистики представлены отдельно, в
демических достижений, содержали варианты табл. 4. ответов, которые впоследствии были переве-
Таблица 4
Описательная статистика данных по прогностической самооценке академических достижений студентов в зависимости от интерактивных методов обучения
Вопросы анкеты Варианты ответов Методика «Стандартизированный пациент», % Кейсы, % Сочетание методов, %
После изучения данной дисциплины я намереваюсь... Работать по «старой схеме», не используя новые умения. У меня и так всё хорошо получается 2,3 3,9 3,7
Узнать новую информацию в данной области 18,2 21,4 7,4
Применять на практике полученные умения 78,4 71,8 87,6
Я был неплох в этом и до курса, но курс структурировал информацию 1,1 0,0 0,0
Я ничего не получил(а), и так всё знал(а) 0,0 2,9 1,2
После изучения данной дисциплины я бы хо-тел(а) в будущем... Забыть про нее 2,3 1,9 0,0
Учиться дальше общаться с коллегами и пациентами 95,5 98,1 98,8
Получить еще больше информации 1,1 0,0 0,0
Мне не хватило клиники, отработки на живом общении навыков, как в режиме станции для аккредитации 1,1 0,0 0,0
Учиться только на своих ошибках 0,0 0,0 1,2
5. Обсуждение результатов исследования
В табл. 1 наглядно показано, что по первым трем вопросам анкеты есть различия в результатах в зависимости от использованных преподавателями интерактивных методов обучения. На ретроспективную самооценку академических достижений студентов влияет использование методики «Стандартизированный пациент», так как данная методика напрямую направлена на подготовку к первичной аккредитации (табл. 1-2). Другими словами, после применения методики «Стандартизированный пациент» студенты субъективно считают, что получили умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности, и готовы к прохождению коммуникативной станции.
При этом следует отметить, что студенты, обучаясь на клинических кафедрах, перенимают патерналистский подход в общении, поэтому, сталкиваясь с Калгари-Кембриджской моделью медицинского консультирования, испытывают своеобразный когнитивный диссонанс, вследствие чего выбирают на первоначальном этапе простую задачу: сдать коммуникативную станцию в рамках аккредитации. Соответственно, они учатся, чтобы пройти аккредитацию. Учитывая, что установки - это более устойчивое образование, которое сложно изменить в рамках 36-часового курса, показатели прогностической самооценки не показывают значимых различий.
Статистический анализ данных показал, что высокие показатели актуальной академической самооценки в плане психологической и профессиональной готовности к прохождению первичной аккредитации также дает ме-76
тодика «Стандартизированный пациент». Однако для рефлексивного понимания самоэффективности важно применение симуляцион-ного обучения не только в рамках вышеупомянутой методики, но и кейс-метода с разбором ситуаций из жизни и отработкой когнитивных умений и поведенческих шаблонов.
Выявлены интересные результаты анализа прогностической самооценки (табл. 2, 4). Больше студентов по окончании курса у преподавателя Д. хотят узнать новую информацию. Это может быть связано как с повышением мотивации студентов после изучения и отработки практических кейсов, так и с недостатком компетенций для прохождения первичной аккредитации. Также следует подчеркнуть, что интерактивные методы обучения никак не влияют на желание студентов продолжать учиться общению с пациентами: у всех трех преподавателей студенты оценили данный критерий высоко. Это говорит о высоком уровне профессионализма педагогов, участвовавших в исследовании.
6. Выводы и заключение
Гипотеза подтвердилась частично. Применение методики «Стандартизированный пациент» способствует формированию компетенций, необходимых для прохождения коммуникативной станции в рамках первичной аккредитации студентов старших курсов медицинского вуза. Актуальная самооценка академических достижений обучающихся, отражающая эффективность применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности и за ее пределами, развивается под влиянием применения как методики «Стандартизированный пациент», так и кейс-
метода, ролевых игр. Использование симуля-ционного обучения в разных формах способствует повышению показателей прогностической самооценки академических достижений будущих медиков, учебной мотивации достижения успеха в сфере взаимодействия с пациентами и коллегами.
Перспективами исследования является увеличение выборки преподавателей, использование стандартизированных методик по изучению методов их профессиональной деятельности.
Полученные результаты могут быть интересны и полезны преподавателям медицинских вузов, работающим со студентами старших курсов и врачами-ординаторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галиахметова Н. П., Никитина Е. В. Методики и технологии преподавания в системе высшего медицинского образования. -Ижевск : Ижев. гос. мед. акад., 2022. -84 с.
2. McCombs B. L. Self-Assessment and Reflection: Tools for Promoting Teacher Changes Toward Learner-Centered Practices // NASSP Bulletin. - 1997. - № 81 (587). -P. 1-14. - DOI: 10.1177/0192636597081587 02.
3. Краснорядцева О. М., Кобзарь Е. М. Самооценка магистрантами своего квалификационного уровня: диагностические возможности // Сибирский психологический журнал. -2013. - № 50. - С. 111-121.
4. Батурин Н. А. Оценочная функция психики : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998. - 48 с.
5. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2013. - 444 с.
6. Маленова А. Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации оценивания (на примере ситуации экзамена) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Краснодар, 2007. - 23 с.
7. Potará C. Self-Esteem Inventory (Coopersmith) // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / еds. : V. Zeigler-Hill, T. Shackelford. - Cham : Springer, 2017. -P. 1-3. - DOI: 10.1007/978-3-319-28099-8_81-1.
8. Zimmerman B. J., Schunk D. H. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theory, Research, and Practice. - Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2012. - 212 p.
9. Жученко О. А. Связь самооценки академических достижений и прогностической ком-
петентности будущих профессионалов в экзаменационной ситуации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - № 8. -С. 44-48. - DOI 10.37882/2500-3682.2020. 08.06.
10. Ишмуратова Ю. А., Потанина А. М., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2019. - № 3. - С. 25-40. - DOI: 10.18384/2310-7235-2019-3-25-40.
11. Galustyan O. V. Some methodological aspects of the evaluation of students' educational achievements at university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2017. - Vol. 5, iss. 1. - P. 43-48. - DOI: 10.5937/IJCRSEE 1701043G.
12. Баранов А. А., Малахова О. Н., Жученко О. А. Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Ак-меология образования. Психология развития. - 2023. - Т. 12, вып. 2 (46). - С. 102113. - DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2102-113.
13. Andrade H., Du Y. Student responses to criteria-referenced self-Assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. - 2007. -Vol. 32 (2). - Р. 159-181.
14. Westberg J., Jason H. Fostering learners' reflection and self-assessment // Family Medicine. - 1994. - № 26 (5). - P. 278-282.
15. Combefis S., Schrieck V. van D. Continuous Competency-Based Assessment: Impact of Regular Student Involvement on their Performances and Success // IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). - 2022. - P. 1-9. -DOI: 10.1109/EDUCON.2017.7942844.
16. McMillan J. H., Hearn J. Student Self-Assessment: The Key to Stronger Student Motivation and Higher Achievement // Educational Horizons. - 2008. - Vol. 87, iss. 1. - P. 40-49.
17. Hulleman C. S., Durik A. M., Schweigert S. A., Harackiewicz J. M. Task values, achievement goals, and interest: An integrative analysis // Journal of Educational Psychology. - 2008. -Vol. 100, iss. 2. - P. 398-416. - DOI: 10.1037/0022-0663.100.2.398.
18. Захарова А. В. Генезис самооценки : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1989. -40 с.
19. Дьяченко Е. В., Сизова Ж. М. Оценка навыков общения с пациентом в симулирован-
ных условиях при аккредитации медицинских специалистов: организационное и научно-методическое обеспечение, проблемы, направления решений // Медицинское образование и профессиональное развитие. -2020. - Т. 11, № 2. - С. 66-79. - DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12005.
20. Помыткина Т. Ю. Обучение навыкам общения студентов медицинского вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2021. -Т. 31, № 3. - С. 343-349. - DOI: 10.35634/ 2412-9550-2021-31-3-343-349.
21. Кругликов В. Н., Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии. - М. : Юрайт, 2023. - 355 с.
22. Barron K. E., Harackiewicz J. M. Achievement goals and optimal motivation: Testing multiple goal models // Journal of Personality and Social Psychology. - 2001. - Vol. 80, iss. 5. -P. 706-722. - DOI: 10.1037/0022-3514.80.5. 706.
23. Saribeyli F. R. Theoretical and practical aspects of self-assessment // The Education and Science Journal. - 2018. - Vol. 20, iss. 6. -Р. 183-194. - DOI: 10.17853/1994-5639-20 18-6-183-194.
REFERENCES
1. Galiakhmetova N.P., Nikitina E.V. Methods and technologies of teaching in the system of higher medical education. Izhevsk, Izhevsk State Medical Academy publ., 2022. 84 p. (In Russian).
2. McCombs B.L. Self-Assessment and Reflection: Tools for Promoting Teacher Changes Toward Learner-Centered Practices. NASSP Bulletin, 1997, no. 81 (587), pp. 1-14. DOI: 10.1177/019263659708158702.
3. Krasnoryadtseva O.M., Kobzar E.M. Self-assessment by undergraduates of their qualification level: diagnostic capabilities. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 2013, no. 50, pp. 111-121. (In Russian).
4. Baturin N.A. Evaluative function of the psyche, authors' abstract. St. Petersburg, 1998. 48 p. (In Russian).
5. Gordeeva T.O. Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, development conditions, authors' abstract. Moscow, 2013. 444 p. (In Russian).
6. Malenova A.Y. Features and personal determinants of coping behavior in an assessment situation (on the example of an exam situation), PhD thesis. Krasnodar, 2007. 23 p. (In Russian).
7. Potard C. Self-Esteem Inventory (Coopersmith), in: Zeigler-Hill V., Shackelford T. (eds.). Encyclopedia of Personality and Individual
Differences. Cham, Springer, 2017, pp. 1-3. DOI: 10.1007/978-3-319-28099-8_81-1.
8. Zimmerman B.J., Schunk D.H. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theory, Research, and Practice. Dordrecht, Springer Science & Business Media, 2012. 212 p.
9. Zhuchenko O.A. Connection of self-assessment of academic achievements and predictive competence of future professionals in the examination situation. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie, 2020, no. 8, pp. 44-48. DOI: 10.37882/2500-3682.2020.08.06. (In Russian).
10. Ishmuratova Y.A., Potanina A.M., Tsyganov I.Y., Morosanova V. I. Non-cognitive predictors of academic achievement in different periods of study. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki, 2019, no. 3, pp. 25-40. DOI: 10.18384/ 2310-7235-2019-3-25-40. (In Russian).
11. Galustyan O.V. Some methodological aspects of the evaluation of students' educational achievements at university. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2017, Vol. 5, iss. 1, pp. 43-48. DOI: 10.5937/IJCRSEE17 01043G.
12. Baranov A.A., Malakhova O.N., Zhuchenko O.A. Self-assessment of academic achievements in the examination situation and personal characteristics of students of the age period of youth. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2023, Vol. 12, iss. 2 (46), pp. 102-113. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113. (In Russian).
13. Andrade H., Du Y. Student responses to criteria-referenced self-Assessment. Assessment and Evaluation in Higher Education, 2007, Vol. 32 (2), pp. 159-181.
14. Westberg J, Jason H. Fostering learners' reflection and self-assessment. Family Medicine, 1994, no. 26 (5), pp. 278-282.
15. Combefis S., Schrieck V. van D. Continuous Competency-Based Assessment: Impact of Regular Student Involvement on their Performances and Success. IEEE Frontiers in Education Conference (FIE), 2022, pp. 1-9. DOI: 10.1109/EDUCON.2017.7942844.
16. McMillan J.H., Hearn J. Student Self-Assessment: The Key to Stronger Student Motivation and Higher Achievement. Educational Horizons, 2008, Vol. 87, iss. 1, pp. 40-49.
17. Hulleman C.S., Durik A.M., Schweigert S.A., Harackiewicz J.M. Task values, achievement goals, and interest: An integrative analysis.
Journal of Educational Psychology, 2008, Vol. 100, iss. 2, pp. 398-416. DOI: 10.1037/ 0022-0663.100.2.398.
18. Zakharova A.V. Genesis of self-esteem, doctoral thesis. Moscow, 1989. 40 p. (In Russian).
19. Dyachenko E.V., Sizova Z.M. Evaluation of communication skills with a patient in simulated conditions during the accreditation of medical specialists: organizational and scientific and methodological support, problems, directions for solutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie = Medical Education and Professional Development, 2020, Vol. 11, no. 2, pp. 66-79. DOI: 10.24411/2220-84532020-12005. (In Russian).
20. Pomytkina T.Y. Teaching communication skills to medical students. Vestnik Udmurtskogo
Информация о статье Дата поступления 26 июля 2023 Дата принятия в печать 10 октября 2023
Сведения об авторах
Помыткина Татьяна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, Ижевск, ул. Коммунаров, 281. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-9281-7090. SPIN-код: 6519-5893.
Жученко Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, Ижевск, ул. Коммунаров, 281. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0727-3995. SPIN-код: 4085-1444.
Галиахметова Наталья Павловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психосоматической медицины Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ижевск, Россия). Адрес для корреспонденции: 426034, Россия, Ижевск, ул. Коммунаров, 281. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-8241-966X. SPIN-код: 9715-9570.
universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2021, Vol. 31, no. 3, pp. 343349. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-3343-349. (In Russian).
21. Kruglikov V.N., Olennikova M.V. Interactive educational technologies. Moscow, Yurait publ., 2023. 355 p. (In Russian).
22. Barron K.E., Harackiewicz J.M. Achievement goals and optimal motivation: Testing multiple goal models. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, Vol. 80, iss. 5, pp. 706722. DOI: 10.1037/0022-3514.80.5.706.
23. Saribeyli F.R. Theoretical and practical aspects of self-assessment. The Education and Science Journal, 2018, Vol. 20, iss. 6, pp. 183-194. DOI: 10.17853/1994-56392018-6-183-194.
Article info
Received July 26, 2023 Accepted October 10, 2023
About the authors
Pomytkina Tatyana Yurievna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia). Postal adress: 281, Kommunarov ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-92817090. RSCI SPIN-code: 6519-5893.
Zhuchenko Olga Aleksandrovna - Senior Lecturer at the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia). Postal adress: 281, Kommunarov ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0727-3995. RSCI SPINcode: 4085-1444.
Galiakhmetova Natalya Pavlovna - PhD in
Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Psychosomatic Medicine, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk, Russia). Postal adress: 281, Kommunarov ul., Izhevsk, 426034, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-8241-966X. RSCI SPIN-code: 9715-9570.
Для цитирования
Помыткина Т. Ю., Жученко О. А., Галиахметова Н. П. Самооценка академических достижений студентов медицинского вуза в зависимости от интерактивных методов обучения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 4. - С. 70-80. -DOI: 10.24147/2410-6364.2023.4.70-80.
For citations
Pomytkina T.Y., Zhuchenko O.A., Galiahmetova N.P. Self-Assessment of Academic Achievements of Medical Students Depending on Interactive Teaching Methods. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 4, pp. 70-80. DOI: 10.24147/2410-6364.2023. 4.70-80. (In Russian).