Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Мкртычян Арег Артавазович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИО
Аннотация
Настоящая статья посвящена сравнительному анализу влияния социальностратификационных факторов на отношение подростков к средствам массовой информации. Помимо сравнительного анализа, в контексте временной динамики (анализ результатов исследований за несколько лет), в статье формулируются наиболее перспективные направления для будущих социолого-психологических исследований, касающихся отношения
подростков к сети Интернет, а также влияния социальных сетей на процессы социализации современного подростка.
Ключевые слова:
средства массовой информации (СМИ); социокультурный подход; информационная среда подростка; социально-стратификационные
факторы отношения к СМИ; социализация подростка.
При рассмотрении в социологических, психологических и педагогических исследованиях вопросов, связанных с отношением подростков к средствам массовой информации (далее - СМИ), целесообразным представляется предварительно очертить спектр наиболее значимых особенностей самого возрастного периода, а также и роли СМИ в процессах становления личности подростка.
С одной стороны, это связано это с тем, что развитие современного подростка протекает на фоне его активного взаимодействия с информационной средой. СМИ оказывают непосредственное влияние на становление мировоззрения, формирование системы семейных ценностей, моральное и нравственно-этическое развитие подростка. Подчеркнем также, что влияние СМИ может развиваться как в положительном, так и в негативном направлении. Как отмечает А.М. Прихожан, склонность подростков к развитию негативного мировоззрения формируется не только в силу личного или семейного опыта, но и вследствие негативного влияния транслируемых в СМИ (прежде всего, телевидением) форм поведения [11]. При этом, эффективность
37
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
подобного влияния также определяется не столько самой транслируемой информацией, сколько возрастными особенностями зрителей. Прежде всего тем, что юные зрители, в отличие от взрослого, не всегда способны отделить подлинную информацию от ложной, не могут критически отнестись к источнику, поэтому вся получаемая ими информация усваивается без какого-либо критического анализа. Подобное отсутствие критичности в подростковом возрасте, по мнению Прихожан, определяет особый статус, ответственность и роль СМИ в процессе социализации подростка. Происходит, как отмечает исследователь, «скрытая программа социализации» подростка через,
неконтролируемое взрослым, стихийное влияние СМИ [11].
С другой стороны, анализ процессов личностного становления подростка, без учета и изучения социокультурной специфики информационной среды (ее содержания, взаимодействия отдельных агентов информационной среды и пр.) - лишает полученные результаты многогранности и не позволяет проследить те качественные взаимосвязи между средой и субъектом, которые существенным образом отличают содержание и вектор социализации подростка. Подобная системность, как одно из приоритетных требований к современным исследованиям продиктовано тем, что СМИ, для подростка, выполняют не только информационную, развлекательную и досуговую функции. Это связано не только с развитием самих СМИ, но и с социальной ситуацией, и с ценностными изменениями среди родителей, которые, часто, ориентированы на развитие собственной профессиональной карьеры (особенно - молодые или воспитывающие детей в неполных семьях). Как отмечает О.А. Карабанова, подобная, часто вынужденная, направленность приводит к тому, что эмоциональное взаимодействие с ребенком, его воспитание переходит на «второй план», уступая место реализации собственных целей, связанных с достижением социального и материального благополучия. И, соответственно, трансляция духовно-нравственных ценностей, традиционно закрепленная за семьей и родителями, начинает осуществляться через СМИ, как говорилось выше - стихийно и через замещение общения ребенка с родителями [6].
Подобная стихийность и бесконтрольность трансляции может способствовать негативному развитию. Особенно актуально это именно в подростковый период, который, по словам П.П. Блонского представляет собой «историческое образование», особенности протекания которого зависят от целого ряда социокультурных факторов, прежде всего - уровня развития общества, характеристик среды и социальной принадлежности подростка [2]. Подобные положения значительно расширили понимание значения социальной среды (в том числе и СМИ) в развитии подростка, подтверждая важность для позитивного развития индивида. Именно в рамках подросткового возраста отмечается в наибольшей степени роль среды как фактора и источника дальнейшего становления личности человека и формирования его мировоззрения. Отметим, что, несмотря на различные взгляды на специфику подросткового возраста в разных теориях и подходах, можно выделить и общие положения. В частности, речь идет о том, что
38
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
развитие человека в подростковом возрасте большинством исследователей неразрывно связывает с активным вхождением в социальную среду или как говорил Э. Шпрангер - «это возраст врастания в культуру», что означает «врастание» индивидуальной психики подростка в объективный и нормативный «дух эпохи». С точки зрения Э. Шпрангера, главным новообразованием подросткового возраста является открытие собственного «Я», возникновение рефлексии и самосознания, которые представляют собой основу формирования ценностных ориентаций и мировоззрения подростка. Самосознание, как новообразование является следствием вхождения подростка в новый ведущий тип деятельности, обозначенной, в частности, Д.Б. Элькониным как «деятельность общения», которая является особенно важным процессом для формирования личности. Как отмечает Д.Б. Эльконин, это особый вид ведущей деятельности - общение со сверстниками, в процессе которого происходит освоение норм социального поведения, отношений равенства и уважения, норм морали, формирование ценностно-нормативной системы подростка [10]. Л.И. Божович также отмечала, что в подростковом возрасте одной из наиболее ярких черт следует выделить формирование нравственного мировоззрения, которое представляет собой систему нравственных убеждений, трансформирующую всю мотивационно-потребностную сферу подростка. Под влиянием
развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений подростка, где центральное, ведущее место начинают занимать нравственные, социально детерминированные, мотивы. Еще одно важное новообразование подросткового возраста Л.И. Божович обозначила как «самоопределение» - осознание себя в качестве члена общества и конкретизация своей социально значимой позиции для него [2]. И как видно, источником всех перечисленных новообразований, личностных и возрастных трансформаций выступает социальная среда, общество и культура.
Таким образом, неразрывная связь процессов социализации подростка с социальной средой, частью которой, несомненно, являются и СМИ, очередной раз подчеркивает актуальность вопросов, направленных на изучения взаимосвязи СМИ и личностного развития. Но, несмотря на очевидную значимость подобных вопросов, как в социологической, так и в психологической науке отмечается дефицит исследований в этой области, особенно, когда речь заходит не о традиционных СМИ (телевидение, радио, печатные издания), а о новом поколении информационных источников (Интернет), которые по своей специфике кардинально отличаются от вышеперечисленных, как своим форматом и содержанием, так и особенностями влияния на подростковую среду. В этой связи, несмотря на сформулированное название статьи, мы не будем ограничиваться анализом работ в области телевидения и радио, т.к. подобное ограничение оставило бы за рамками аналитического обзора очень важные содержательные моменты, касающиеся, именно, роли сети Интернет в процессах социализации. В качестве наиболее актуальных направлений, освещенных в обзоре, отметим
39
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
такие, как: особенности места СМИ в досуговой деятельности подростка; анализ предпочтений подростков в выборе приоритетного источника информации; мотивы обращения к различным видам СМИ, а также -отношение подростков к содержанию получаемой информации.
Информационная среда как источник социализации подростка
Обращаясь к влиянию среды на личностное становление современного подростка, необходимо учитывать, как говорил Выготский, специфику культуры и особенности самого общества, в котором развивается и активно функционирует индивид. Подобный социокультурный подход в исследовании особенностей любого возрастного периода, равно как и процессов личностного становления, в целом, позволяет детально рассмотреть все многообразие механизмов и процессов, которые определяют развитие личности с учетом исторических, культурных и даже - экономических и технических характеристик общества. Обращаясь к подобной специфике, имеет смысл несколько пересмотреть и уточнить само понятие среды и, соответственно, - культуры, как источников социализации подростка.
Как отмечал А. Моль, общие тенденции таковы, что техническая оснащенность и развитие общества постепенно трансформирует культуру в агента трансляции информации, которые оказывает огромное влияние на развитие, как отдельного индивида, так и общества. В своем рассмотрении культуры А. Моль подразделяет ее на два взаимосвязанных типа: культуру индивидуальную и культуру социальную. Индивидуальная культура - это совокупность знаний, получаемых из внешнего мира посредством информационных сообщений, на основании чего формируется
мировоззрение человека. Соответственно, особенности индивидуальной культуры всецело зависят от общего состояния социальной культуры, которая, в современной технологическом обществе, постепенно трансформируется в культуру мозаичную. Т.е. в культуру, которая уже представляет собой не продукт академических, «университетских» знаний, а является, по сути, набором хаотичных, несвязных между собой информационных фрагментов, непрерывно воздействующих на личность -«обильно и беспорядочно». А это, как отмечает А. Моль, приводит к тому, что знания, которые должны являться основой индивидуальной культуры, формируются не системой академического образования, а стихийно усваиваются через информационное поле [9]. В этой связи, говоря об источниках социализации в современном обществе необходимо уточнить, что ею выступает не просто социальная среда, а среда информационная. Это своеобразная социокультурная составляющая, которая способна, в эпоху бурного технического развития общества, определять особенности социализации подростка. Информационная среда является транслятором ценностей и норм, которые стихийно или целенаправленно усваиваются индивидом, формируя, тем самым, его личную ценностно-нормативную систему. Можно сказать, что в реалиях современного технологического общества понятие социальной среды как источника социализации подростка замещается средой информационной, которая насыщена различными
40
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
агентами (телевидение, радио, Интернет, образовательные институты, семья и пр.) определяющими направленность и специфику подросткового развития. Отметим также, что в социологических и психологических работах, касающихся информационной среды современного подростка, условно, можно выделить два вектора исследований. В первом ведущий акцент изучения делается на влиянии информационной среды на процессы социализации подростка. Второй вектор отражает проблематику влияния различных социально-стратификационных и социокультурных факторов на отношение самого подростка к различным агентам информационной среды. Естественно, что в современных условиях, основной акцент в подобных работах делается на телевидении и радио, как наиболее традиционных агентах информационной среды.
Если выделить роль, именно, телевидения в контексте информационной среды подростка, то отметим, что телевизионные передачи отличаются своей полифункциональностью. В частности А.А. Леонтьев, опираясь на исследования отечественных психологов выделяет такие социальнопсихологические функции современных СМИ (прежде всего - телевидения), как: функцию социальной ориентировки и участия в формировании
общественного мнения; функцию социальной идентификации и аффилиации; самоутверждения и психотерапии личностного становления, а также функцию формирования общественного сознания и системы стереотипов [7]. Как видно - телевидение, равно как и СМИ, в целом, перестали выполнять сугубо информационную функцию, отражаясь на процессах ценностнообразования, личностной рефлексии и организации социального поведения. В своих исследованиях В.С. Собкин и А.В. Шариков, также отмечают, что современное телевидение выполняет ряд самых разнообразных функций [16; 19; 20]. Помимо сугубо развлекательной направленности исследователи выделяют и ряд функций, представляющихся особо важными, когда речь заходит о воспитательном и педагогическом эффекте телевизионных программ. Особенно остро необходимость в подобных педагогических функциях проявляется относительно программ, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию. К подобным воспитательно-педагогическим функциям следует относить: функцию просвещения и образования,
трансляцию общественных норм, формирование у подрастающего поколения ценностных ориентиров, смыслов, а когда речь идет о детской аудитории - то можно говорить и о формировании мотивационно-волевой сферы, равно как и процессов социализации, в целом. Современное телевидение представляет собой своеобразный инструмент социализации ребенка, определяя его личностное, эмоциональное и культурное развитие. Настоящая ситуация такова, что телевидение часто замещает собой родительские функции контроля и трансляции ценностей и правил. Естественно, как отмечают исследователи, подобный потенциал телевизионных программ определяет и ответственность за характер, качество и содержание транслируемой продукции. И, как видно из вышесказанного, в данном случае существует ряд проблемных моментов, связанных не только с содержанием и доступностью в
41
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
телесетке каналов передач, ориентированных на детскую и подростковую аудитории, но и с качеством данной продукции. В этой связи возникает необходимость в оценке не только отношения подростков к телевидению и СМИ, в целом, но и анализ содержания различных агентов информационной среды. В том числе, и в контексте экспертизы на предмет их соответствия воспитательным, учебным и досуговым функциям.
Помимо полифункциональности, необходимо отметить еще одну важную специфику современных (особенно - электронных) СМИ, которая определяет особенность влияния на аудиторию - это особый вид взаимодействия с потребителем. В отличие от печатных СМИ и радио, телевидение и Интернет все активнее внедряют такой формат взаимодействия с аудиторией, который условно можно обозначить как диалогичное взаимодействие. Можно сказать, что в процессе взаимодействия наблюдается обоюдное влияние: как СМИ на аудиторию, через трансляцию ценностей, норм поведения и пр. - с одной стороны. А с другой стороны, через обратную связь (особенно - в сети Интернет, через социальные сети) -сами реципиенты трансформируют под свои интересы средства массовой информации. Именно подобная диалогическая специфика и возможность «обратной связи» представляют собой основу для активного вхождения в процесс социализации электронных СМИ и, прежде всего, сети Интернет, которая все отчетливее приобретает черты приоритетного агента информационной среды с функцией социального управления.
Включенность СМИ в досуговую деятельность подростка
Одной из основных сфер деятельности подростков, в которой в значительной степени проявляется активное вмешательство СМИ - это, без сомнения, досуговая деятельность. Рассмотрение места СМИ в системе досуговой деятельности подростка способствует не только анализу предпочтений тех или иных передач или самих агентов информационной среды в структуре досуга, но и позволяет, отталкиваясь от парадигмы деятельностного подхода, интерпретировать и анализировать особенности мотивационно-потребностной сферы подростка, исследовать специфические характеристики жизненного стиля. Подобный подход к исследованию особенностей информационной среды современного подростка и его отношения к СМИ в полной мере отражен в работах, реализуемых Центром социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ранее Институтом социологии
образования РАО (ИСО РАО) [17]. В исследования, проводимых
сотрудниками Центра особый акцент делается на влиянии социальностратификационных факторов на трансформацию, как структуры досуга, так и на само отношение подростка к информационной среде. В частности, ходе опроса учащимся предлагалось ответить на вопросы, направленные на выявление предпочитаемых ими форм проведения досуга. Анализ ответов школьников на вопрос о том, чем они предпочитают заниматься в свободное от учебы время показывает, что вариант «смотреть телевизор» по своей значимости занимает шестое место в ряду различных занятий, на него
42
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
указывают 35, 6% опрошенных. Необходимо отметить, что в первой тройке наиболее популярных форм проведения досуга у школьников находятся прогулки (70,9%), прослушивание музыки (52,0%) и общение с друзьями (49,8%). Особую ценность полученные результаты приобретают при сравнении с данными предыдущих исследований, что позволяет рассматривать структуру досуга подростка в динамике, с выделением определенных тенденций. Сравнение данных, полученных в ходе исследования в 2009 году с результатами опроса, проведенного ИСО РАО в 2002-м году среди учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов московских школ, позволяет зафиксировать существенные изменение значимости просмотра телепередач в структуре досуга подростков. Как отмечают исследователи, если в 2002 году популярность такой формы досуга как просмотр телепередач не изменяется в зависимости от возраста респондентов (исключая небольшое снижение в 11-м классе), то в 2009-м году наблюдается резкое снижение популярности просмотра телепередач досуга от 5-го к 9-ому классу. Отмечается также, что сравнение ответов семиклассников и девятиклассников в 2002-м и 2009-м гг. указывает на существенное снижение значимости просмотра телепередач как формы проведения досуга, так если в 2002-м году 61,5% учащихся 7-го класса предпочитали просмотр телепрограмм в свободное время, то в 2009-м году таких оказывается только 36,0%. Аналогичная ситуация и у девятиклассников - 61,1% в 2002-м году и 21,8% в 2009-м году.
Отельное направление анализа в данных исследованиях касается гендерных особенностей, то здесь показательно сравнение полученных данных с более ранним исследованием, проведенным ИСО РАО в 1997 году, а также с исследованием 2002 года. Как отмечают исследователи Института, в 1997-м и 2002-м гг. девочки несколько меньше, чем мальчики предпочитали просмотр телепередач в свободное время, причем если в 7-х и 9-х классах около половины опрошенных выбирают этот вид проведения досуга, то по данным опроса 2009-го года только 45,6% мальчиков и 26,8% девочек предпочитают такой вариант, а в девятом классе наблюдается еще более выраженное снижение числа таких ответов (26,8% мальчиков и 17,4% девочек).
В целом, при анализе роли телевидения в структуре досуга школьников сотрудники, проводившие данные исследования выделяют две существенные тенденции. Во-первых, это меньшая значимость данной формы проведения досуга среди девочек, в сравнении с мальчиками, что проявляется во всех анализируемых нами возрастных группах. Во-вторых, общее снижение популярности просмотра телепередач как формы проведения свободного времени в сравнении с более ранними исследованиями (семи и двенадцатилетней давности). Причинами подобного снижения общей популярности телевидения как формы проведения досуга, с точки зрения исследователей, могут выступать как изменение в содержании и жанровой специфики телепередач, которые, возможно, менее интересны современным подросткам, так и возросшая популярность Интернета, «общения» с компьютером, что позволяет не только просматривать телепередачи в
43
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
прямом эфире (он-лайн телевидение), но и находить те фильмы и телепрограммы, которые уже прошли в эфире. В качестве подтверждения последнего предположения могут выступать данные, согласно которым Интернет занимает четвертое место в структуре досуга школьников (48,7%), а «общение» с компьютером как форму проведения досуга выбирает значимо большее количество школьников 7-х и 9-х классов, чем вариант «просмотр телепередач» (7-й класс - 47,5% компьютер и 36,0% телевидение, р=.0037; 9й класс - 45,2% и 21,5% соответственно, р=.0001). Конечно, как показывают современные исследования, в структуре досуга подростка телевидение уступает таким формам досуга, как «прогулки» (70,9%), «прослушивание музыки» (52,0%) и «общение с друзьями» (49,8%). При этом, если в 2002 году популярность просмотра телепередач не зависела от возраста респондентов, то к 2009 году (как показывает сравнительный анализ результатов этих лет) популярность телевидения снижается от 5-го к 9-му классу. Снижение популярности телевидения объясняется, прежде всего, изменением содержания и жанровой специфики передач, а также возможностью просмотра интересуемых передач в любое время в сети Интернет, как в «прямом» эфире, так и посредством скачивания нужного медиа-контента. Тем не менее, как показывают различные исследования, телевидение все еще занимает одно из ведущих мест в досуге подростка.
Помимо работ, проведенных Институтом социологии образования, обратимся к исследованиям А.В. Шарикова, который отмечает, что тенденция, когда телевидение начало активную экспансию в структуры досуговую деятельность подростка, проявилась в середине 80-х годов прошлого века, в период глобальных макроэкномических и геополитических трансформаций на территории бывшего СССР. Так, в советский период в исследованиях 1980-1985 гг. был отмечен сдвиг в сторону возрастания роли телевидения у старших школьников, за телепросмотром в структуре досуга следовали прогулки с друзьями, занятия спортом. В 1980-1990 гг. телевидение играло в жизни подростков довольно значительную роль. Прежде всего, именно оно задавало те социально одобряемые образцы, которые были восприняты многими детьми и подростками. О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. В частности, как отмечает Шариков, по данным всероссийского исследования «Российские подростки в информационном мире» (1997-1998 гг.) в структуре досуга телесмотрение находится у них на первом месте (76,7%), тогда как чтение - на четвертом (49,1%) С точки зрения А.В. Шарикова, отличительной чертой, характеризующей свободное время современного подростка 90-х годов, было отсутствие организации его досуга. Таким образом, стихийно, телевидение взяло на себя функции организатора досуговой деятельности подростка в связи с тем, различными формами внешкольной деятельности было занято менее трети школьников, в основном, младшие подростки [20]. Свободное время в выходные дни в 1998 г. московский подросток проводил в таких занятиях как: просмотр телепередач - 55,5%, слушание музыки - 51,7%, игра на компьютере
44
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
- 28,3%, разговоры с друзьями по телефону - 27,9%, просмотр видеокассет -26,4%, а также чтение - 24%. В начале нового столетия (согласно данным опроса КОМКОН) оказалось, что телевизор продолжает занимать главенствующую позицию в досуге нового поколения. Лидерами просмотра телевизионных передач были подростки в возрасте от 13 до 15 лет, которые смотрели его более трех с половиной часов в день. Интересным явились данные, демонстрировавшие, что дети смотрят на телевидении не только мультфильмы и передачи. Они являются наиболее активными реципиентами рекламных сообщений: как показали исследования зрительского поведения, в среднем каждый второй школьник смотрит рекламу. А среди 13-15-летних подростков таких оказалось чуть более 20%. Тем не менее, в современных условиях наблюдается несколько иная тенденция, связанная с тем, что в досуг и в информационное поле подростка все активнее входит сеть Интернет, которая весьма успешно конкурирует с такими традиционными агентами информационной среды, как телевидение и школа.
Предпочтения подростков в выборе источников информации
Отметим, что, несмотря на ярко выраженный рост влияния информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на жизнь современного подростка, традиционные СМИ (прежде всего - телевидение) и школа все еще остаются более, чем важными источниками его социализации, являясь активными агентами информационного окружения, т.е. среды. Несмотря на то, что телевидение в структуре досуга современного подростка, а также - в качестве источника информации, имеет неуклонную тенденцию к уменьшению своего удельного веса в информационной среде, тем не менее, данный агент информационной среды все еще способен оказывать существенное влияние на социализацию подростка и на формирование его ценностно-нормативной системы. Телевидение, наравне с Интернетом и школой, продолжает играть существенную роль в процессе социокультурного развития подростка и успешно реализовывать такие социальные функции как информирование, воспитание и ориентация подростка в современном мире. Так, помимо оценки роли телевидения в структуре досуга, в исследованиях В.С. Собкина и Т.А. Феофановой было выявлено место телевидения в информационном пространстве школьников. С этой целью учащимся предлагалось отметить те источники, из которых они получают наиболее важную и полезную информацию. Вариант «из телевизионных передач» оказался на пятом месте, его выбрали 15,8% школьников ответили таким образом. Наиболее же востребованными источниками информации для школьников являются уроки в школе (56,1%), Интернет и другие информационные сети (47,1%), а также книги (37,3%). Как отмечают исследователи, за последние 20 лет наблюдается существенное снижение роли телевидения как источника важной информации. Если в 1987-м году оно находилось в первой тройке значимых составляющих информационного поля, то в 2009-м эту позицию занимает сеть Интернет. Телевизионные передачи находятся в числе первых пяти источников значимой информации только у учеников пятого класса, у более старших
45
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
подростков его опережает общение с друзьями и родителями. Обращение к конкретным данным показывает, что в 1987-м году среди пятиклассников телевидение называли в качестве наиболее полезного источника информации 77,7%, а в 2002-м таких - 13,7% (среди девятиклассников соответственно: 66,6 и 13,4%) . Рассматривая возрастную динамику изменения отношения школьников к телевидению как источнику информации исследователи отмечают, что в целом телевидение явно уступает урокам в школе, книгам и Интернету. При этом в целом мальчики несколько чаще, чем девочки отмечают телевизионные программы как источник интересной и полезной информации. К девятому классу различия в оценке телевидения между мальчиками и девочками стираются, а наиболее востребованным продолжают оставаться Интернет (выходит на первое место по популярности
- 64,0% у мальчиков и 50,2% у девочек), уроки в школе (соответственно: 38,8% и 44,5%) и книги (соответственно: 30,2% и 46,8%). В исследовании 1997-го года, проведенного в ИСО РАО также отмечалось падение с возрастом респондентов значимости просмотра телевизионных передач в структуре досуга школьников, и в то же время рост статуса телевидения как источника информации с увеличением возраста респондентов. Исследователи делают вывод о том, что снижение статуса «смотрения телевизора» в качестве предпочитаемой формы проведения досуга следует рассматривать как факт принятия школьниками с возрастом особой культурно-нормативной позиции по отношению к телевидению, как к непродуктивной («пассивной») форме проведения досуга, позиции, характеризующей это занятие как «пассивный стиль жизни». Аналогично, при сравнительном анализе результатов исследования 2009-го года, учеными также отмечается снижение статуса телевидения. Как в отношении досуга, так и в отношении статуса источника информации. Телевизионные передачи становятся все менее популярными среди школьников (особенно в сравнении с более ранними данными), и по мере увеличения возраста подростков отмечается дальнейшее снижение значимости роли телевидения. В целом полученные данные показывают, что телевидение вытесняется более информативным и разнообразным Интернетом, который, особенно начиная с 7-го класса оказывается одним из ведущих агентов, составляющих информационную среду подростка.
Уменьшение популярности телевидения как источника информации и средства досуга на фоне увеличения роли Интернета и, в то же время, статусность, стабильность и эффективность телевидения как источника социализации и развития ценностных ориентаций современного подростка -продиктованы одним и тем же фактором. Это интегральный фактор, который, на наш взгляд сочетает в себе ряд характеристик. Таких, как: «закрытость» телевидения как агента информационного поля, «стабильность
- ригидность» (отсутствие возможности оперативного реагирования на запросы подростковой среды) и «монологичность» (отсутствие привычного для сети Интернет формата интерактивного общения). Как мы уже отметили, в след за работами, посвященными отношению современного подростка к
46
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
ТВ, представленные факторы существенно снижают ценность и значимость телевидения для подростка, особенно в контексте досуговой и познавательной деятельности. Для этих целей подросток наиболее часто прибегает к Интернету и активности в рамках школьного обучения. Тем не менее, упомянутые «тяжеловесность», «авторитарность» и «закрытость» телевидения, оказывают не только негативное воздействие на образ данного агента информационной среды с позиции современного подростка. Мы говорим о том, что, в отличие от сети Интернет, не любая информация попадает на телевизионный экран. Это связано с тем, что телевидение в большей степени, нежели Интернет подвержено цензурированию выпускаемого продукта, в том числе - и информационного. С одной стороны
- это негативно сказывается на доступности информации, но с другой -способствует повышению социальной значимости и статуса телевизионного содержания. Информация, передаваемая по телевидению, скорее будет восприниматься как «проверенная» и «безопасная», в противовес «оперативной», но «потенциально опасной» информации из Интернет. Подобные противоречия способствуют двойственности восприятия телевидения современным подростком: как источник информации и средство досуга и, тем более, коммуникации - телевидение несомненно проигрывает Интернету. Но как средство трансляции жизненных приоритетов и ценностей
- телевидение, скорее всего, будет представлять собой более «успешного» агента личностного становления подростка, т.к. оно в меньшей степени подвержено ситуативным и стихийным трансформациям.
Тем не менее, с точки зрения А.В. Шарикова сегодняшнее телевидение умеет, в основном, информировать и развлекать. Именно телевидение сегодня является основным медиа, усиливающим процессы дегуманизации сознания юных граждан. Естественно, что особенно острой в отношении детства является уже упомянутая выше проблема отображения насилия и эротики на телеэкране. Эта проблема является главной и нерешенной в сфере информационной безопасности подростков и носит комплексный, междисциплинарный характер. Как единогласно отмечают разные исследователи, сегодняшний телевидение усиливает процессы аномии, размывает общепринятые ценности. Недопонимание роли телевидения, равно как и остальных агентов информационной среды (прежде всего - сети Интернет) негативно отражается на подрастающем поколении [4; 8; 20].
Мотивы обращения к СМИ
Анализ предпочтений в источниках информации и досуговой деятельности будет менее развернутым, без учета такой субъективной составляющей как мотивы выбора и обращения к различным источникам СМИ со стороны подростка. Исследование отношения школьников к СМИ в качестве необходимого компонента, предполагает анализ мотивов обращения к различным агентам информационной среды. Для выявления мотивов, побуждающих школьников обращаться, в частности, к телевидению, исследователи ИСО РАО предлагали респондентам ответить на вопрос, «почему они предпочитают именно те телепередачи, которые они указали
47
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
как любимые?». Как показал анализ результатов, ведущими оказались следующие мотивы: «нравится тема, идея, сюжет телепередачи» (54,8%), «передачи позволяют отдохнуть, отвлечься от занятий» (38,7%), «передачи позволяют узнать что-то новое» (27,3%). Интересными также являются еще два достаточно популярных ответа: «эти передачи популярны среди моих друзей» (17,5%) и «благодаря этим передачам у меня есть, что обсудить с окружающими» (16,4%). Полученные данные исследователи анализировали с учетом социально-стратификационных факторов. В частности, в контексте гендерных и возрастных особенностей. Подобный анализ показал, что мотив «нравится тема, идея, сюжет передачи», который можно еще назвать как мотив интереса является ведущим как у мальчиков, так и у девочек. Достаточно значимыми также во всех группах опрошенных оказывается познавательный мотив, показатели для него в целом идентичны. Различия же зафиксированы относительно двух иных выявленных мотивов - мотива поддержания общения и собственного имиджа («передачи популярны среди друзей») и рекреационно-развлекательном мотива. Как показали результаты сравнительного анализа, за исключением пятого класса, для мальчиков указанный мотив поддержания имиджа оказывается существенно более значимым при выборе телепередач, чем для девочек (различия значимы в 4-х случаях из 5-ти). С возрастом его значимость постепенно уменьшается, однако все равно он остается одним из главных. Возможно это свидетельствует о том, что отношения мальчиков больше связаны с внешними обстоятельствами, атрибутами и ситуациями, в связи с чем для сохранения отношений необходимо постоянно быть в курсе происходящих событий, тогда как отношения девочек могу меньше зависить от внешних обстоятельств и больше ориентироваться на внутренние переживания и межличностные отношения.
С другой стороны, как отмечено в исследовании, рекреационноразвлекательный мотив оказывается более значимым для девушек, чем для юношей. Подобные предпочтения также подвержены временным трансформациям. Так, сравнение описанных данных с опросом 1997-го года выявляет существенные различия. Так для девочек в 9-м классе рекреационно-развлекательный мотив в 1997-м году был значимо менее важен, чем для мальчиков. Кроме того, к 9-му классу у девочек потребность общения оказывается значимо выше, чем у мальчиков, тогда как по данным опроса 2009-го года для обоих вариантов ответа, которые могут быть отнесены к мотивации общения показатели для девочек к 9-му классу снижаются, тогда как у мальчиков они находятся в обоих случаях на значимо более высоком уровне. Столь радикальные различия, с точки зрения исследователей, связаны с общим снижением значимости телевидения как в структуре досуга, так и в структуре информационного поля, а в связи с этим и сужения его функций до рекреационно-развлекательных и источника популярной информации. Помимо этого, подобное снижение роли телевидения является закономерным последствием все большего внедрения в
48
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
информационную среду подростка сети Интернет, которая, в отличие от классического (аналогового) телевидения предлагает подростку более широкие возможности, как в досуговой деятельности, так и в качестве источника информации.
Интернет как альтернативный источник информации и досуговой деятельности
Описанные трансформации подтверждают необходимость анализа роли телевидения не дискретно (в отрыве от остальных источников СМИ), а именно системно, в контексте информационной среды современного подростка, в целом. Сама по себе фиксация изменения позиции роли телевидения в жизни подростка не позволяет в полной мере проследить социокультурные трансформации всей информационной среды. Необходимо наличие исследований со сравнительным анализом динамики остальных агентов информационной среды. Эти исследования посвящены отношению подростка к электронным СМИ, ИКТ (прежде всего, Интернету и социальным сетям, как одному из наиболее динамично развивающихся и популярных сегментов «всемирной паутины»). Подобного рода исследования широко представлены в рамках отечественной социологической науки [1; 12-14]. Если же говорить о зарубежных исследованиях, посвященных информационной среде подростка, то в данном случае, наибольшую популярность и актуальность приобретает достаточно узкое и специфичное направление, связанное с детальным изучением рисков для пользователей, выделяемых в информационной среде [21]. Естественно, в этом аспекте наибольший интерес вызывают исследования рисков, связанных с использованием ИКТ, прежде всего - сети Интернет. Этому есть ряд очевидных причин, среди которых можно отметить бурное развитие самих ИКТ, их мобильность, доступность для пользователей любых возрастных и социальных категорий и, практически полное отсутствие цензуры и контроля. В действительности, социальная ситуация развития современного подростка такова, что к уже традиционным агентам социализации, таким как СМИ, школа и семья, необходимо причислять и Интернет, который, во многом, «взял» на себя функции, носителями которых изначально являлись перечисленные выше сферы социализации. Как отмечают В.С. Собкин и Д.В. Адамчук, современный уровень развития Интернета позволяет подростку удовлетворять в виртуальной реальности самые разные потребности: от игровых до познавательных и социальных [1; 15]. Можно констатировать, что современные подростки выросли в этом новом типе информационной среды, которая, на данный момент уже не является для них «виртуальной» реальностью, а представляет собой значительную часть современной повседневной жизни, распространяясь в самые разные виды деятельности: игровую, учебную, коммуникативную и пр. Можно отметить, что в условиях современного техноэволюционного общества ИКТ являются прямым и весьма успешным конкурентом другому агенту информационной среды - телевидению. В частности, как отмечается в периодических
49
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
мониторинговых исследованиях, проводимых Институтом социологии образования РАО, в структуре досуга современного школьника «общение с компьютером» на протяжении нескольких последних лет стабильно занимает одну из первых позиций среди всевозможных способов проведения досуга. В частности, как показали результаты масштабного исследования, проведенного в 2010 году сотрудниками Института, в досуге современного российского школьника «общение с компьютером» занимает четвертое место (48,7%), уступая лишь: «общению с друзьями» (49,8%), «прослушиванию музыки» (52,0%) и «совместным прогулкам» (70,9%). На фоне роста популярности использования компьютера в досуговой деятельности, исследователи отмечают и обратную тенденцию, связанную с тем, что просмотр телевидения как вид досуговой деятельности с каждым годом теряет свою популярность у подростков. Подобные выводы были сформулированы при сравнительном анализе структуры досуга учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов в 2002 и 2009 годах. Как отмечается в исследовании, значимость просмотра телевидения в структуре досуга подростков в 2002 году практически не изменялась с возрастом. В то же время, в 2009 году было зафиксировано резкое снижение значимости телевидения как вида досуга на протяжении всего времени обучения подростка в школе. К примеру, если в 2002 году данный вид досуга отмечали более 60% школьников, то в 2009 году этот показатель уменьшился до 36%. Наряду с представленными возрастными и временными изменениями, в своей работе авторы обращают внимание и на гендерную специфику выбора досуга среди подростков. В частности, отмечается, что доля мальчиков, отмечающих свое «общение с компьютером» существенно выше, чем для девочек (54,5% и 38,8%, соответственно). При этом, был отмечен очень важный нюанс, который иллюстрирует саму специфику трансформации досуговой деятельности подростка и места ИКТ в этой деятельности. Было отмечено, что обращение к гендерному фактору показало, что доля мальчиков в 2002 и 2009 годах, отметивших «общение с компьютером» как приоритетный вид досуга - практически не изменилась. В то же время, с 2002, существенно увеличилась доля девочек, отметивших данный вид досуга (с 25,6% до 38,8%). На основании подобных данных был сделан интересный и важный вывод о том, что подобные гендерные изменения связаны не столько с тем, что интерес девочек к компьютерам резко увеличился, а с тем, что трансформировался сам досуг с использованием компьютера. Если в 2002 году он представлял собой, прежде всего, компьютерные игры (что традиционно более интересно мальчикам), то к 2009 году - компьютер наделяется новой функцией - он становиться средством общения в сети Интернет, помогая реализовать, тем самым, одну из ведущих подростковых потребностей - потребность в общении. Именно подобные трансформации, как отмечают исследователи, нивелируют влияние гендерного фактора при выборе современным подростком ИКТ как средство досуга. С другой стороны, очевидно предположить, что на распространенность ИКТ в сфере
50
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
досуга подростка способен оказывать влияние и фактор уровня обеспеченности семьи. Но, как показывают исследования, и в данном контексте наблюдается активная экспансия компьютера в досуг подростка, вне зависимости от данного социально-стратификационного фактора. В частности, среди школьников из низкообеспеченных семей «общение с компьютером» отмечает 57,7% опрошенных, а среди подростков из высокообеспеченных семей - 45,7% опрошенных. Несмотря на данное небольшое расхождение в цифрах, исследователи делают вывод о том, что доступность компьютера в современном обществе все больше не зависит от уровня дохода семьи подростка, что положительно сказывается на его популярности в подростковой среде, в целом. При том, что влияние гендерного фактора и уровня социальной обеспеченности семьи, как показывают исследования, имеет тенденцию к уменьшению своего влияния на особенности информационной среды подростка, то влияние
социокультурных факторов все еще способствует определению места и веса ИКТ в информационной среде подростка. В частности, как мы уже отмечали выше, к подобным факторам следует относить региональные особенности, определяющие уровень доступности ИКТ (дома и в школе) и уровень компьютерной грамотности подростка. В частности, учащиеся школ, расположенных в региональных центрах чаще отмечают наличие компьютера в структуре своего досуга (52,6%), нежели учащиеся сельских школ (43,5%). Что касается использования Интернета как источника информации, то в региональных центрах его отмечает 42,3% опрошенных, в то время как среди школьников районных центров - 34,8% подростков. И еще меньше (16,2%) школьников из сельских учреждений выделяет Интернет как источник информации. Тем не менее, необходимо отметить, что в любом случае, со временем, функции, закрепленные за компьютером, существенно расширяются. И если изначально речь шла об использовании компьютера в игровых целях. То в настоящий момент он является одним из приоритетных источников получения информации, т. к. развитие и доступность компьютерных технологи неразрывно связано с развитием и доступностью сети Интернет. ИКТ, на данный момент, занимают значительное место в информационном пространстве современного подростка. Материалы опросов свидетельствуют о том, что Интернет (и, соответственно, компьютер как средство использования всемирной сети) находиться на втором месте по степени важности и полезности информации, уступая лишь школьным занятиям (47,1% против 56,1%, соответственно). При этом, важно отметить, что подобное распределение весьма нестабильно, т.к. в полученных сравнительных данных наблюдается тенденция к росту приоритета ИКТ как источника информации и, наоборот, уменьшение значимости школьной среды как источника получения информации [12; 14].
Помимо исследований степени включенности ИКТ в жизнь современного подростка все большую актуальность приобретают научные работы в области рисков использования ИКТ. В числе наиболее часто
51
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
встречаемых рисков отмечаются: негативное влияние компьютера на
физическое здоровье, деформация режима дня подростка, перенос реального межличностного общения в виртуальное пространство и пр. Обращаясь к вопросу о влиянии ИКТ на физическое здоровье школьника, исследователи отмечают, что практически каждый второй из опрошенных школьников отмечает жалобы на ухудшение самочувствия и неприятные ощущения в результате длительной работы на компьютере. Как правило, подавляющее большинство жалоб на ухудшение физического самочувствия касалось «рези в глазах и головных болей» (27,5%), «сонливости» - 22,8% и «болей в спине и в руках» - 10,2%. Учитывая, что во время опроса были выявлены корреляции между продолжительностью работы за компьютером и частотой встречаемости различных видов ухудшения физического здоровья, то вполне закономерно встает вопрос о том, что одной из сторон изучения особенностей отношения подростков к ИКТ должен стать аспект, касающийся самой культуры и гигиены пользования компьютером. С другой стороны, как отмечается в проведенном в ИСО РАО исследовании, частота проявления негативных физических симптомов при пользовании компьютером неразрывно связано с уровнем компетентности самих пользователей, с уровнем компьютерной грамотности подростка. Как показывают данные, приведенные в ходе исследования, среди подростков, обладающих более высоким уровнем компьютерной грамотности, значительно реже фиксируются негативные физические симптомы. Помимо непосредственного физического вреда, под компьютерными рисками необходимо понимать и деформацию режима дня подростка. Как показывают данные, полученные при исследовании данной проблематики, большинство опрошенных подростков отмечают дневное время использования компьютеров (54,4% отметили время «с 12 до 18 часов»). При этом, как отмечают сами исследователи, беспокойство вызывает другая группа (6,6% опрошенных), которые отметили, что пользуются компьютером «ночью с 0 до 6 часов» [1; 14].
Отметим, что в последнее время риски, связанные с формированием негативных физических состояний были отодвинуты на «второй план» более тяжелыми и патогенными рисками, психического и психологического характера, последствия которых негативно отражаются не только на физическом здоровье подростка, но и на его личностной, эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. Подобные изменения в позиции рисков связаны, прежде всего, с тем, что, как уже уточнялось выше, функции компьютера существенно расширяются за счет того, что он становиться средством общения в сети Интернет. Помимо этого, отметим, что перечисленные риски уже связывают не столько с использованием компьютеров. Речь уже идет именно о рисках использования ИКТ, куда следует относить не только персональные компьютеры как средство коммуникации, но и любые мобильные устройства, которые, в настоящий момент, позволяют подросткам практически в любых условиях и в любом месте активно пользоваться Интернет-ресурсами: сайтами, социальными сетями, блогами, форумами и т.д. В этой связи актуальность приобретают
52
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
вопросы, связанные с виртуализацией информационной и социальной среды современного подростка, которая заключается в переносе отдельных аспектов общения и жизнедеятельности из реального в виртуальное пространство, в связи с чем велика вероятность формирования нового вида зависимости - компьютерной зависимости.
Подобное зависимое поведение непосредственно негативно сказывается на самых разных сферах жизнедеятельности подростка. Как отмечают исследователи этого явления, у подростков, проводящих значительное время за компьютерными играми или Интернет-общением, происходит резкий спад в академической успеваемости, увеличивается степень социальной изоляции (реальное общение замещается и вытесняется виртуальными контактами). Подобные последствия, естественно, негативно сказываются на процессе социализации подростка, в целом. Интересные данные относительно рисков пользования сетью Интернет представлены в работах, выполненных группой отечественных ученных во главе с Г.В. Солдатовой в рамках общеевропейского глобального проекта «EU Kids online». В целом, данная многолетняя программа представляет собой масштабное лонгитюдное психолого-социологическое исследование,
проводимое в большинстве европейских стран. Основной целью проекта являлось именно исследование всевозможных рисков, которым подвергаются дети разных возрастных категорий (в т.ч. и подростки) при пользовании глобальной Сетью. При этом, в рамках работы уделялось внимание и социально-стратификационным факторам, которые, как отмечают сами исследователи, во многом играют решающую роль в определении как самого информационного пространства, так и вероятных рисков, связанных с его использованием. В результате опроса, проведенного в различных регионах России, была составлена условная психологическая типология подростков -пользователей сети Интернет, куда вошли семь типов пользователей. Как отмечает Солдатова, в основу подобной классификации легли те или иные приоритетные мотивы пользования сетью подростком. К выделенным типам относятся: «любознательные», «тусовщики», «бунтари», «игроки»,
«потребители», «ботаники» и «деловые» [18]. При этом, каждый из представленных типов выделяется не только приоритетными потребностями, удовлетворяемыми через пользование Сетью, но и специфическими рисками, с которыми сталкивается та или иная категория пользователей. Выделим наиболее значимые особенности каждого представленного типа. Когда речь идет о «любознательных» пользователях, то, в данном случае, основной потребностью пользования Интернетом является развитие навыков поиска информации в сети. Как отмечают исследователи, среди «любознательных» пользователей познавательная активность как таковая начинает замещаться активностью поисковой и, соответственно - наблюдается стагнация в когнитивном и личностном развитии подростков данной категории. Помимо этого, данная категория подростков-пользователей в наибольшей степени страдает информационной перегрузкой, которая приводит к серьезным стрессам. С другой стороны, чрезмерная поисковая активность снижает
53
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
способность критически оценивать достоверность найденной информации и редуцирует чувство осторожности. Именно данная категория пользователей в наибольшей степени подвержена угрозам и опасностям сети, т.к. в целом, хаотичный и часто бесцельный поиск информации снижает степень ее селекции. Другой тип пользователей - это «бунтари». Их деятельность в большей степени направлена на удовлетворение потребности в автономии и самостоятельности. В процессе социализации эта потребность реализуется, прежде всего, через стремление к независимости от родителей. Одной из наиболее ярких черт поведения среди «бунтарей» является нарочито демонстративное посещение запрещенных ресурсов. В частности, как отмечено в исследовании, именно среди данной категории подростков наиболее часто встречаются ответы, содержащие признание в том, что одной из приоритетных целей использования Интернета является доступ к сайтам порнографической и экстремистской направленности. Помимо этого, такое понятие как Интернет-булли наиболее распространено именно в данной категории пользователей, отмечающих сознательное провоцирование конфликтов (троллинг) с другими пользователями Интернета, равно как и открытое агрессивное поведение (кибербуллинг). К наиболее вероятным рискам в данной категории относиться беспечное стремление к реальным контактам с виртуальными собеседниками. Помимо этого, именно данная категория пользователей отмечает элементы девиантного поведения, детерминированного в виртуальном пространстве, но реализуемого в реальной жизни. Следующая категория пользователей в Сети реализует игровую потребность. Это - «игроки». Наиболее распространенным видом виртуальной активности среди пользователей данной категории являются сетевые онлайн-игры разной сюжетной направленности. Как отмечают исследователи, с одной стороны, подобная активность положительно сказывается на когнитивных и волевых сферах подростка, формируя усидчивость, внимание и навыки коммуникации. Но с другой стороны, чрезмерное увлечение онлайн-играми способствует формированию проблемы идентичности, т.к. увлеченность жизнью своего виртуального персонажа игры приводит к тому, что подросток начинает терять социальную связь с реальным миром, у него начинают формироваться черты аддиктивного поведения. Если «игроки», вовлекаясь в Интернетпространство рискуют остаться в социальной изоляции, то следующая категория пользователей, наоборот, характеризуется чрезмерной насыщенностью виртуальными связями. Эту категорию в исследовании условно обозначили как «тусовщики». Как отмечается в работе, у представителей данной категории в наибольшей степени выражен риск «застревания» на стадии диффузной идентичности - неопределенного смутного представления о себе. Имени в данной категории подростков, в силу распространенной личностной незрелости, инфантильности, чаще всего встречаются жертвы кибербуллинга, виртуального сексуального преследования и домогательств, а также вымогательств и шантажа. В этой связи отметим, что по данным упомянутого европейского исследования
54
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
именно риски, связанные с сексуальными домогательствами и шантажом (с помощью демонстрации украденного с Интернет-страниц контента) пользователей, являются одними из наиболее встречаемых и вероятных наравне с кибербуллингом. Следующая описанная категория - это «пользователи». Главным образом, для данного категории пользователей-подростков Интернет представляет собой магазин, где можно удовлетворить потребность в признании через приобретение различных товаров, популярных среди знакомых. Именно данная категория подростков является наиболее активной в плане использования Интернет-контента (музыка, видео, фото). Несмотря на свою рациональность и приземленность, отмечается, что именно среди пользователей этой категории наиболее распространен риск финансового мошенничества. Следующий тип пользователей, «ботаники», рассматривают Интернет, прежде всего, в контексте учебной деятельности. Эта группа пользователей, в отличие от других, в наименьшей степени подвержена всевозможным угрозам и опасностям Сети. Тем не менее, главный риск в данной категории состоит в том, что в стремлении максимально оперативно и легко удовлетворить свою познавательную потребность, у пользователей резко снижается способность к критичному восприятию найденной информации. И последняя, самая немногочисленная группа - это «деловые». Эта категория пользователей руководствуется утилитарными мотивами в процессе пользования Интернетом. Через Интернет они ищут работу и способы дополнительного заработка. Основной риск, с которым сталкиваются пользователи данной категории - это девальвация ценности школьного образования и, соответственно - редукция познавательной мотивации.
Отношение подростков к информации, содержащей насилие и эротику
В контексте разговора о рисках, связанных с использованием подростками различных агентов информационной среды, прежде всего -телевидения и интернета, необходимо затронуть тему содержания телепередач (или - Интернет-контента), которые отражаются на поведении и ценностно-нормативной системе потребителя - подростка. И наиболее актуальным, в этом смысле, является вопрос о демонстрации насилия и эротики в телепродуктах. При этом, как отмечает Л.В. Матвеева, в этом вопросе наблюдается своеобразный парадокс, заключающийся в том, что сами журналисты и сотрудники телевидения, отвечающие за содержание программ весьма серьезно (и ошибочно) переоценивают потребность подростковой аудитории в насилии и эротики на телевидении. Как показывают сравнительные результаты исследования, проведенного Матвеевой, 56% опрошенных подростков, на вопрос о том, чего они более всего ожидают увидеть на экране, ответили, что им интересны «различные героические, авантюрные и романтические положительные образы, приближенные к действительности» и лишь 25% опрошенных отметили, что «ждут эротических образов». Примечательность этих ответов состоит в том, что когда данные вопросы задали сами телевизионным работникам (с уточнением: «...как вы думаете, чего ждет подростковый зритель?»), то
55
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
«романтические положительные образы» отметили 28% опрошенных, а эротические - 64%, соответственно. Аналогичная ситуация с преувеличение потребности подростков наблюдается и относительно криминальных передач в сетке телевещания. К сожалению, как отмечает Л.В. Матвеева, доступность передач с насилием и эротикой в кадре, в любом случае приводит к увеличению доли молодых зрителей подобного телепродукта [8]. И связано это уже не столько с осознанным выбором подростка, сколько с
своеобразной аномией и равнодушием к тому, что транслируется по
телевидению. Подобную точку зрения Л.В. Матвеевой косвенно
подтверждают и результаты исследований, проведенных в ИСО РАО, где для выяснения отношения школьников к насилию на телеэкране им задавался вопрос: «Как ты относишься к сценам насилия (дракам, убийствам) на телеэкране?». Примерно треть учащихся (31,9%) предпочли вариант «мне все равно, что смотреть». Вторым по популярности (27,2%) является ответ «мне не нравится насилие в любом проявлении». Как отмечают сами
исследователи, возможно, отношение к сценам насилия на телеэкране зависит от особенностей самоидентификации подростка - отождествляет ли он себя с жертвой или с агрессором. Так, по данным опроса 2009-го года с агрессором себя идентифицируют 11,9% опрошенных, с жертвой - 9,4%. Остальные 78,7% опрошенных не идентифицируют себя ни с тем, ни с другим. По сравнению с данными 2002 г. ситуация несколько изменилось. Тогда с агрессором себя идентифицировали 8,3% школьников, с жертвой -11,8%. В данном случае у респондентов отмечались гендерные различия в рассматриваемой идентификации. Во всех возрастных группах мальчики значимо больше отождествляют себя с агрессором, нежели девочки (мальчики - 16,7%, девочки - 7,3%). Результаты анализа показывали, что те подростки, которые идентифицируют себя с агрессором чаще других отмечают, что им нравится видеть сцены насилия (44,74%). Каждый третий школьник, отождествяющий себя с жертвой негативно относится к насилию в любом проявлении (33,3%) [17].
Наличие на телевидении передач низкого нравственного уровня, с засилием агрессии негативно сказывается на самых различных сферах личности подростка. К сожалению, еще более угрожающей в этом плане является ситуация с электронными СМИ. Как отмечает А.Е. Войскунский, практически полное отсутствие цензуры, доступность (связанная с мобильностью устройств, опеспечивающих выход в сеть Интернет) приводят к тому, что насилие, минуя какие-либо барьеры, экстраполируется подростком из виртуальной жизни в реальность [3]. Аналогично, негативные личностные трансформации, связанные с регулярным наблюдением сцен насилия в СМИ, отмечает и С.Н. Ениколопов, акцентируя, прежде всего, внимание на том, что транслируемое насилие принимается подростком как приемлемая форма собственного поведения. Речь идет о том, что, медианасилие воздействует на подросткового зрителя десенситизирующе, делая его нечувствительными к насилию. Чем больше ребенок смотрит
56
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
медианасилия, тем более положительную установку на агрессивное поведение он принимает. Более того, дети, которые увлечены медианасилием, склонны подозревать других в использовании агрессивных действий, что является эмоциональным искажением, также увеличивающим вероятность использования ими агрессивного поведения [4].
Отдельно отметим, что несмотря на всю актуальность описанных выше проблем медианасилия и агрессии, а также их влияния на зрителя - данная проблема, традиционно рассматривается лишь в одном ключе. А именно -когда речь идет о влиянии на потребителя, на процессы легитимизации агрессивного поведения. Естественно, что данный вектор исследований является чрезвычайно важным, когда затрагиваются вопросы
просоциального поведения или же, наоборот поведения девиантного и антисоциального. Тем не менее, необходимо отметить, что в рамках исследования агрессии в СМИ существуют и иные направления работ, менее растиражированные, но в контексте изучения личностного становления подростков - актуальные. Подобные работы носят междисциплинарный характер, включая в себя знания не только из области возрастной и социальной психологии, но и психолингвистики. Это продиктовано тем, что основной акцент в них делается не на влиянии СМИ на респондента, а на трансформацию (или как пишет С.Н. Ениколопов - «Насилия над языком») языка. А принимая во внимание, что именно язык выступает одним из важнейших носителей (и транслятором) культурных ценностей и социальных норм, то, можно сказать, что его «насильственные» трансформации являются важнейшим фактором социокультурных изменений, т.ч. и негативных. Особенно это проявляется в молодежной и подростковой среде - в силу наиболее активной включенности представителей этого возраста в пользование (с учетом уже упомянутой двойственности) электронными СМИ. Трансформация и искажение языковых норма, как считают исследователи, влечет за собой и деформацию культурной среды. Естественно, что те процессы, которые обозначаются как агрессия и насилие над языком, протекают в совершенно иных формах, нежели традиционное насилие в межличностных или групповых отношениях. Но, в контексте социокультурных изменений - подобные влияния СМИ представляются не менее значимыми и опасными, т. к. искажение или разрушение языка может переживаться носителем языка как агрессия, направленная лично против него. Связано это с тем, что именно язык позволяет существовать и гармонично развиваться ценностной и смысловой составляющей человеческого существования. Если выделять отдельные формы представленного насилия, то следует отметить: жаргонизацию и
«огрубление» языка; «варваризм» - активную экспансию слов-»чужаков», с сохранением их фонетической «иностранности», при наличие синонимов на грамотном русском языке и т.д. Подобная коммуникативная агрессия, не являясь физической, возникает в процессе взаимодействия реципиента с агентами информационной среды [5].
57
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Особенно отчетливо представленные формы насилия проявляются в сети Интернет. И, в частности, в такой сфере как социальные сети, блоги, видеоблоги (влоги), которые, перестав быть лишь средством общения, на данный момент, представляют собой мощнейший инструмент социокультурных трансформаций, в т.ч, и в молодежной среде. Активные и популярные пользователи (насчитывающие по миллиону и более подписчиков на своих страницах в социальных сетях и видеоблогах), обозначенных типов ресурсов, уже позиционируются не просто как популярные «звезды» Интернета, часто - несовершеннолетние и малообразованные, но как, так называемые, «Opinion leaders» - т.е. те, кто формирует общественное мнение и социальные ценности. Но, несмотря на очевидную актуальность, феномен социальных сетей и «видео-блогинга», а также их влияние на социокультурные трансформации, практически не затронуты в глобальных социологических и психологических исследованиях. Между тем - это наиболее активно развивающие агенты информационной среды, которые, на сегодняшний день не просто составляют конкуренцию традиционным СМИ, а, фактически, выходят на передовые позиции, т.к. обладают теми привлекательными (прежде всего - для молодежи) особенностями, которых лишены телевидение и радио. Речь идет об мобильности, оперативности, доступности и главное - диалогичности. Для трансляции собственной позиции в социальных сетях не нужно ни высшего образования журналиста, ни аккредитаций и прочих «сдерживающих» условий, которые ограничивают активный доступ к радио и телевидению для простого обывателя. Но, с другой стороны - массовость и популярность сетей и блогов позволяет практически любому пользователю не просто делиться своим мнением или взглядами, а активно насаждать их своей аудитории, тем самым, трансформируя не отдельную личность, а ценностные ориентации целых групп. Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод о том, что исследование социальных сетей - одно из наиболее актуальных и перспективных направлений работ, направленных на изучение специфики и особенностей взаимодействия СМИ и аудитории. Подобные работы, представляли бы особую ценность для понимания современных механизмов социокультурных трансформаций в подростковой и молодежной среде.
Подводя итоги теоретического анализа по исследованиям,
посвященным изучению отношению подростка к СМИ, отметим, прежде всего, двойственность самой информационной среды. Как мы уже сказали, с одной стороны она выступает источником социализации подростка, определяя специфику его развития. С другой, существует ряд факторов, которые способны влиять на содержание и особенности самой информационной среды. В данном случае, ключевое влияние на особенность среды оказывают социокультурные факторы, к которым необходимо отнести не только факторы, характеризующие особенности семьи, ее состав или возраст подростка. Сюда входят и более глобальные факторы. Это факторы национальной и религиозной принадлежности, уровень экономического и технического развития региона, уровень оснащенности образовательных
58
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
учреждений. А в виду того, что одним из наиболее важных аспектов информационной среды является школа и такие ключевые ее представители как учителя, то под социокультурными факторами необходимо понимать не только уровень оснащенности и принятия в образовательный процесс ИКТ, но и уровень самих учителей. Таким образом, можно отметить, что информационная среда, играя ведущую роль в процессе социализации современного подростка и определяя вектор его развития, сама во многом зависит от социокультурных и социально-стратификационных факторов, которые определяют специфику и содержание среды. Исследование данных взаимосвязей среди и факторов, а также их системное влияние на подростка представляется нам ключевым аспектов социокультурного подхода к изучению влияния социально-стратификационных факторов на
информационную среду подростка. Отметим еще одно актуальное на сегодняшний момент направление исследований. Речь идет о том, что для формирования максимально подробной картины современного состояния и особенностей информационной среды, необходимо обратить внимание (в качестве объекта будущих исследований) на роль и позицию самого подростка, как активного участника и создателя данной среды. Речь идет о выявлении степени включенности в активность подростка (в самых различных видах его деятельности) агентов информационной среды: предпочтения, особенности влияния различных агентов среды на социализацию, зависимость специфики среды от социокультурных и социально-стратификационных факторов и пр. Подобные направления исследований представляются актуальными, особенно, в свете стремительного развития информационных технологий, которые качественно трансформируют информационную среду, открывая для пользователя, в том числе, и подростка новые перспективы и возможности самостоятельного построения данной среды, через интерактивное участие в ней.
Литература
1. Адамчук Д.В. Отношение учащихся основной школы к
информационно-коммуникационным технологиям // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. С. 97-117.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Изд-во «Просвещение», 1968. 464 с.
3. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
4. Ениколопов С.Н. Средства массовой информации и насилие // Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-холдинг, 2002. С. 87-103.
5. Ениколопов С.Н. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 496 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2003. 320 с.
7. Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008. 272 с.
59
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
8. Матвеева Л.В. Подростки и телевидение: установки,
ожидания, предпочтения // Вестник практической психологии образования. 2006. №4. С. 27-33.
9. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. / предисловие Б.В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое
общество России, 2003. 448 с.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000. 304 с.
12. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? М.: Институт социологии образования РАО, 2008. 159 с.
13. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Отношение участников
образовательного процесса к информационно-коммуникационным
технологиям. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. 182 с.
14. Собкин В. С., Адамчук Д.В. Школьник и информационнокоммуникационные технологии: возрастные особенности и региональнопоселенческая специфика // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / под ред. В.С. Собкина. М.: Центрсоциологии образования РАО, 2006. С. 84-116.
15. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. // По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. М.: Центр социологии образования РАО, 2001. 156 с.
16. Собкин В.С., Шариков А.В. Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества // Сборник научных трудов «Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа» / отв. ред. В.С. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1989. С. 38-53
17. Собкин В.С., Феофанова Т.А. Телевидение в жизни современных подростков // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 217-232.
18. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью: социально-
психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. М.: Фонд развития Интернет, 2011. 176 с.
19. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психологопедагогического анализа // Сборник научных трудов / отв. ред. В.С. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1989. 176 с.
20. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М.: ДомКнига, 2007. С. 58-85.
21. EU Kids online. Risk and safety on the Internet. The perspective of European children: Final Report / S. Livingstone, L. Haddon, A. Gorzig, K. Olafsson. 2011. Р. 164.
60
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Mkrty'chyan Areg Artavazovich,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Psychology, [email protected]
INFLUENCE OF SOCIAL AND STRATIFICATION FACTORS ON THE RELATION OF TEENAGERS TO TELEVISION AND RADIO
Annotation
The present article is devoted to the comparative analysis of influence of social-stratification factors on the relation of teenagers to mass media. Besides the comparative analysis, in the context of temporary dynamics (the analysis of results of researches for some years), in article the most perspective directions for future sociological-psychological researches concerning the relation of teenagers to the Internet, and also influence of social networks on processes of socialization of the modern teenager are formulated.
Keywords:
mass media; sociocultural approach; information environment of the teenager; social and stratification factors of the relation to mass media; socialization of the teenager.
61